Allegro . Рондо-соната c - moll — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Allegro . Рондо-соната c - moll

2021-03-17 54
Allegro . Рондо-соната c - moll 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Людвиг ван Бетховен

Соната №8 ор. 13 c - moll

«Патетическая»

1798-1799

Жанр – соната-драма. Тема – человек и судьба. Образы –   трагические, драматические, взволнованные; образы рока, отчаяния, мольбы и страдания. Эта соната – первое признание Бетховена в глухоте.

I ЧАСТЬ

Вступление – Grave

Завязка драмы показаныдва противостоящих друг другу образа: СУДЬБА (тяжелые аккорды в низком регистре, пунктирный ритм – удары судьбы) и ЧЕЛОВЕК (мольба, страдание – восходящие, но быстро никнущие мотивы). Во Вступлении идет сопоставление тем отчаяния и робкой надежды человека. Сама тема Вступления (начало) и тема мольбы имеют важное драматургическое и тематическое значение для всего дальнейшего развития сонаты.

Сонатное allegro

ЭКСПОЗИЦИЯ. Главная партия c - moll – сфера драматического, отчаявшийся человек (мелодическая линия широкого диапазона на интонациях креста, рокот басов, удары аккордов). Активное, действенное начало темы противостоит трагическому Вступлению.

Связующая партия – на мотивах Г.П (строится как цепь секвенций).

Побочная партия – красива, трепетна и тревожна. Начинается в es - moll. Фактура темы содержит два важных пласта: регистр судьбы (нижний) – восходящие интонации и регистр человека (интонации жалобы). Средний пласт (регистр) фактуры – пульсирующие терции – отголоски аккордов судьбы. Здесь происходит попытка сопротивления судьбе, поиски выхода, но лирическое начало длится недолго.

Заключительная партия Es - dur – три эпизода:

1) Начинается тихо, но скоро приобретает энергию, силу, диапазон расширяется. Подчеркивается звук ми бемоль (обращение к Богу).

2) Мелодический пассаж в сопровождении пульсирующих аккордов (в интонациях – тема «креста»).

3) материал Г.П.

тема Вступления ( 4 такта) - соль минор – ми минор. Появление этой темы символизирует победу отчаяния, которое заставляет все начать сначала.

 

РАЗРАБОТКА. Открытый драматический конфликт образов. «Сталкиваются» тема Главной партии (отчаяние) и тема-мольба (Вступление). Затем приходит черед «противоборства» ломаных октав (из Г.П., но теперь это уже не нижний, а верхний регистр, интонации хроматические) и интонациями темы-мольбы, но в нижнем регистре. Разработку можно символизировать такими словами: «Я не могу принести этой жертвы» (имеется в виду жертва самого Бетховена судьбе – слух). Доминантовый предыкт (подготовка) к Репризе – «собирание» интонаций тем, «блуждание» в басах – в этой мрачной музыке как будто слышны слова «Это для меня смерть!».

РЕПРИЗА. На первый взгляд здесь все также, как и экспозиции (но сфера побочных тем – в до миноре). Кульминация репризы внезапно обрывается резким уменьшенным септаккордом. Пауза (неслышимый удар судьбы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Тема Вступления (3 такта) – обрыв, безнадежность. Затем долгое нисходящее движение – как будто «положение во гроб». Но последние такты, в которых появляется мятежная тема Г.П., говорят о том, что конфликт не разрешен, напряжение не снято.

II ЧАСТЬ

Adagio cantabile As - dur

Благородная лирика, раздумье – разговор с Богом. Человек жалуется на свое положение, а в ответ получает призыв к смирению. Форма части сочетает черты рондо и сложной трехчастной.

РЕФРЕН 1 (основная тема - из двух восьмитактов) – As-dur, прекрасный хорал, но в интонациях мелодии (звучит сначала в «мужском» регистре)  вновь читается мотив креста (по символике Баха).

1 эпизоджалоба человека (мелодия в высоком регистре) и ответ Бога («Я страдаю с тобой, смирись»).

РЕФРЕН 2– звучит с сокращением.

2 эпизод – as-moll, в аккомпанементе появляется триольная пульсация - повторяется навязчивая мысль. Тональность внезапно модулирует в Ми мажор, крепнет динамика – это берет верх уверенность человека в преодолении удара судьбы (в то время как в басах звучат ее глухие удары).

РЕФРЕН 3. Главная мелодиязвучитвместес триольной пульсацией (т.е. варьируется). Триольный ритм сохраняется до конца части.

КОДАчеловек смиряется, но это смирение временно.

III ЧАСТЬ

I ЧАСТЬ

II ЧАСТЬ

Allegretto Des - dur. Форма сложная 3-х частная с Трио.

Временное отвлечение, рассеивающее атмосферу I части сонаты своей грациозностью и мягким юмором.

ОСНОВНАЯ ТЕМА. Характер танцевальный. Танцевальность здесь имеет сходство с менуэтом, небольшие фразы, образующие все построения «закруглены», изящны, отличаются единством ритмического рисунка (характерно его варьирование в каждом втором предложении, подчеркивание синкоп).

ТРИО. Des-dur. Синкопированный ритм в октавах верхних голосов, происходит «мужание» образа.

РЕПРИЗА da capo.

III ЧАСТЬ

Людвиг ван Бетховен

Соната №8 ор. 13 c - moll

«Патетическая»

1798-1799

Жанр – соната-драма. Тема – человек и судьба. Образы –   трагические, драматические, взволнованные; образы рока, отчаяния, мольбы и страдания. Эта соната – первое признание Бетховена в глухоте.

I ЧАСТЬ

Вступление – Grave

Завязка драмы показаныдва противостоящих друг другу образа: СУДЬБА (тяжелые аккорды в низком регистре, пунктирный ритм – удары судьбы) и ЧЕЛОВЕК (мольба, страдание – восходящие, но быстро никнущие мотивы). Во Вступлении идет сопоставление тем отчаяния и робкой надежды человека. Сама тема Вступления (начало) и тема мольбы имеют важное драматургическое и тематическое значение для всего дальнейшего развития сонаты.

Сонатное allegro

ЭКСПОЗИЦИЯ. Главная партия c - moll – сфера драматического, отчаявшийся человек (мелодическая линия широкого диапазона на интонациях креста, рокот басов, удары аккордов). Активное, действенное начало темы противостоит трагическому Вступлению.

Связующая партия – на мотивах Г.П (строится как цепь секвенций).

Побочная партия – красива, трепетна и тревожна. Начинается в es - moll. Фактура темы содержит два важных пласта: регистр судьбы (нижний) – восходящие интонации и регистр человека (интонации жалобы). Средний пласт (регистр) фактуры – пульсирующие терции – отголоски аккордов судьбы. Здесь происходит попытка сопротивления судьбе, поиски выхода, но лирическое начало длится недолго.

Заключительная партия Es - dur – три эпизода:

1) Начинается тихо, но скоро приобретает энергию, силу, диапазон расширяется. Подчеркивается звук ми бемоль (обращение к Богу).

2) Мелодический пассаж в сопровождении пульсирующих аккордов (в интонациях – тема «креста»).

3) материал Г.П.

тема Вступления ( 4 такта) - соль минор – ми минор. Появление этой темы символизирует победу отчаяния, которое заставляет все начать сначала.

 

РАЗРАБОТКА. Открытый драматический конфликт образов. «Сталкиваются» тема Главной партии (отчаяние) и тема-мольба (Вступление). Затем приходит черед «противоборства» ломаных октав (из Г.П., но теперь это уже не нижний, а верхний регистр, интонации хроматические) и интонациями темы-мольбы, но в нижнем регистре. Разработку можно символизировать такими словами: «Я не могу принести этой жертвы» (имеется в виду жертва самого Бетховена судьбе – слух). Доминантовый предыкт (подготовка) к Репризе – «собирание» интонаций тем, «блуждание» в басах – в этой мрачной музыке как будто слышны слова «Это для меня смерть!».

РЕПРИЗА. На первый взгляд здесь все также, как и экспозиции (но сфера побочных тем – в до миноре). Кульминация репризы внезапно обрывается резким уменьшенным септаккордом. Пауза (неслышимый удар судьбы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Тема Вступления (3 такта) – обрыв, безнадежность. Затем долгое нисходящее движение – как будто «положение во гроб». Но последние такты, в которых появляется мятежная тема Г.П., говорят о том, что конфликт не разрешен, напряжение не снято.

II ЧАСТЬ

Adagio cantabile As - dur

Благородная лирика, раздумье – разговор с Богом. Человек жалуется на свое положение, а в ответ получает призыв к смирению. Форма части сочетает черты рондо и сложной трехчастной.

РЕФРЕН 1 (основная тема - из двух восьмитактов) – As-dur, прекрасный хорал, но в интонациях мелодии (звучит сначала в «мужском» регистре)  вновь читается мотив креста (по символике Баха).

1 эпизоджалоба человека (мелодия в высоком регистре) и ответ Бога («Я страдаю с тобой, смирись»).

РЕФРЕН 2– звучит с сокращением.

2 эпизод – as-moll, в аккомпанементе появляется триольная пульсация - повторяется навязчивая мысль. Тональность внезапно модулирует в Ми мажор, крепнет динамика – это берет верх уверенность человека в преодолении удара судьбы (в то время как в басах звучат ее глухие удары).

РЕФРЕН 3. Главная мелодиязвучитвместес триольной пульсацией (т.е. варьируется). Триольный ритм сохраняется до конца части.

КОДАчеловек смиряется, но это смирение временно.

III ЧАСТЬ

Allegro. Рондо-соната c - moll

Вся часть пронизана тревожной энергией, интонационно-содержательным движением – не смотря на довольно прозрачную, мелодизированную фактуру. Эту музыку некоторые считают и предвосхищением романтиков. Все темы по существу – варианты главного образа (Рефрен – «Беспокойство мысли»), поэтому выявляется множество оттенков настроения.

 

рефрен 1 эпизод рефрен 2 эпизод рефрен 3 эп. рефрен
Г.П. Св. П./ П.П./З.П. Г.П. новая Тема Г.П. П.П./З.П. Г.П+ Кода
c-moll Es-dur c-moll  As-dur c-moll C-dur- c-moll c - moll

Мелодия на мотиве «темыжертвы» (мольба, страдание).

П.П. – «незамысловатая» мелодия, переходящая в активные триольные фигурации, имитации.

З.П. – хоральный склад, затем возвращаются триоли.

«Символ веры» – хорал с вариациями; Залог будущего мужественного решения. Во 2-м проведении мелодия в басу. меньше триольных фигураций

Движение к кульминации; волевые триоли, динамические контрасты.

В конце звучит вопрос («Принять ли смирение?»)

и  волевая точка (пассаж) – «Нет!».

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.