Программа коррекции ОНР первого уровня — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Программа коррекции ОНР первого уровня

2021-03-17 95
Программа коррекции ОНР первого уровня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ОНР ПЕРВОГО УРОВНЯ

Автор: О.П. Балашова

 

В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Работа с детьми, имеющими I уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности.

Цель программы: формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.

Задачи программы:

1. Развитие понимания речи

2. Формирование активного словаря.

3. Формирование навыков употребления простого предложения.

4. Формирование навыков употребления простого распространенного предложения.

5. Формирование навыков составления небольшого рассказа.

6. Формирование невербальной основы речи.

7. Подготовка органной артикуляции к постановке звуков.

Адресат программы: дети с ОНР первого уровня.

В связи с тем, что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста.

Концептуальность программы.

Программа опирается на следующие принципы:

· системности;

· комплексности;

· деятельностный;

· онтогенетический;

· общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.

Методы логопедического воздействия:

· Словесные;

· Наглядные;

· Практические.

Направления реализации программы

· Логопедическая диагностика.

· Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.

· Работа с родителями.

Формы работы с родителями

· Индивидуальные консультации.

· Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия.

· Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.

Программа рассчитана на групповые(2- 4 человека) и индивидуальные занятия с детьми. Занятия проходит 1-2 раза в неделю..

Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

Во все занятия включается артикуляционная гимнастика, которая выполняется перед зеркалом. Логопед не добивается от детей правильного воспроизведения звукослоговой структуры слова. После того, как в активном словаре детей появятся слова, состоящие из двух и более слогов, логопед начинает добиваться более точного воспроизведение слова.

Активный и пассивный словарь по темам:

Игрушки: игрушки, машина, кукла, мяч и др; иди, сиди, спи, беги, стой и др.

Семья: Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, помогает, пришел, ушел, большой, маленький, старый, ласковый, любимый.

Одежда: кофта, юбка, футболка, брюки, куртка, шуба, сарафан и др; одень, сними, расстегни, застегни, завяжи, развяжи и т.д.; большой (ая), маленький (ая).

Мебель: стол, стул, кровать, диван, шкаф, кресло, полка; большой, маленький.

Посуда: чашка, ложка, тарелка, кастрюля, сковорода, ложка, вилка, нож, стакан и др.; положи, возьми, резать, накладывать, пить, кушать и др.

Домашние животные: кошка, собака, коза, корова, лошадь, свинья, овца, трава, зерно, еда; лижет, пьет, ест, и др.

Дикие животные: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, лосенок, ежонок, берлога, нора, логово, дупло, пушистый, рыжий, злой, хитрый, трусливый, косолапый, прыгает, бродит, воет.

Овощи: огород, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, репа, редька, чеснок, помидор, свекла, петрушка, кабачок, горох, салат, семена, рассада, кожура, стручок, кочан, овощи; копать, рыхлить, сажать, поливать, полоть, зреть, поспевать, убирать, выкапывать, дергать, срезать, собирать, мыть; зеленый, красный, желтый, черный, оранжевый, белый, вкусный, горький, сладкий, сочный, свежий, хрустящий, зрелый, крупный, мелкий, круглый, овальный.

Фрукты: яблоко, груша, слива, вишня, лимон, апельсин, мандарин, сад, фрукты; сладкий, кислый, спелый, румяное.

№ п/п Тема занятия Словарь Грамматика Мелкая моторика
1. Игрушки Какая игрушка тебе нравится? Назови игрушку Послушная Катя Родительный падеж мн. Ч. И. сущ. Составление двухсловного предложения Пальчиковый бассейн
2. Игрушки Назови игрушку Послушная Катя «Попроси» Повелительное наклонение глагола. Составление двухсловного предложения Пальчиковый бассейн
3. Семья «Семья Кати» «Твоя семья» Простое двухсловное предложение Пальчиковый бассейн
4. Семья Работа с картинками Игра «Большой, маленькие» с картинками и игрушками Простое распространенное предложение. Упражнение для пальчиков «Моя семья»
5. Сказка «Репка» Слушание сказки «Репка» в доступной форме: Ответы на вопросы с опорой на персонажи сказки: Закрепление изученного словаря. Игра «Большой, маленький» с мячами с мячами Простое распространенное предложение Раскрашивание репки
6. Сказка «Репка» Закрепление изученного словаря Работа над предложением. Самостоятельное составление предложений. Игра «Прятки» Пересказ сказки «Репка» Простое распространенное предложение Шнуровка  
7. Одежда Игра «Одеваем куклу», Игра «Большой, маленький»,Игра «Что для чего» Простое распространенное предложение Раскрасить одежду.
8. Мебель Игра «У куклы Кати новая квартира» Игра «Части мебели» Игра «Где»   Простое распространенное предложение: двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова(это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного. Упражнение для пальчиков «Стульчик ты из рук сложи и детишкам покажи.  
9. Посуда Игра «У куклы гости» Игра «Части посуды» Игра «Где Игра «Покажи, где один, а где много Простое распространенное предложение, двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова(это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного. Раскрасит посуду.
10 Домашние животные Работа с картинками Рассказ о домашних животных Игра «Кто пришел?» Игра «Какое животное я не назвала» Игра «Части тела» Простое распространенное предложение Упражнение для пальчиков «Коготочки»  
11. Домашние животные Работа с картинками Игра «Кто как голос подает?» Звукоподражания Игра «Части тела Игра «Кто как ест?» Игра «Кто что ест?» Игра «Помоги детенышам найти свою маму» Простое распространенное предложение Форма винительного падежа ед.ч имен сущ. Упражнение для пальчиков «Коза»  
12. Домашние животные Игра «Угадай, кто это» Игра «Кто как голос подает» Работа с глагольным словарем Игра «Кто что ест?» Игра «Кто как ест?» по теме «Домашние животные» Игра «Помоги детенышам найти свою маму» «Спор животных» Простое распространенное предложение Форма винительного падежа ед.ч имен сущ. Упражнение для пальчиков «Коза» Упражнение для пальчиков «Коготочки»  
13. Дикие животные Рассматривание животного по теме «Дикие животные» Игра «Отгадывание загадок» по теме «Дикие животные». Игра «Закончи предложения» по теме Дикие животные» Игра «Кто где спит?» по теме «Дикие животные». Игра «Кто у кого?» по теме «Дикие животные» Простое распространенное предложение Упражнение для пальчиков «Зайчик»
14. Дикие животные Игра «Угадай, кто это» по теме «Дикие животные» Игра «Закончи предложения» по теме Дикие животные» Игра «Кто где спит?» по теме «Дикие животные». Игра «Кто у кого?» по теме «Дикие животные» Простое распространенное предложение Упражнение для пальчиков «Зайчик»
15. Сказка «Теремок» Знакомство с содержанием сказки «Теремок» Обучение последовательности изложения сказки «Теремок» Игра «Угадай, кто это?» Игра «Мы мышки-норушки» Простое распространенное предложение. Раскрашивание героев сказки
16 Сказка «Теремок» Обучение последовательности изложения сказки «Теремок» Игра «Узнай по движению, кто это» Игра «Узнай голосок» Пересказ сказки «Теремок» Простое распространенное предложение. Обучение навыкам ведения диалога.   Раскрашивание героев сказки
17 Овощи Игра «Знакомство с овощами» Игра «Назови овощ» Игра «Будь внимателен» Игра «Сравнение овощей по форме» Игра «Какой? Какая?» Простое распространенное предложение. Согласование прилагательных с существительными Пальчиковый бассейн. Выбрать фасоль.
18. Овощи Игра «Назови овощ, который я не назвала» Игра «Какой? Какая?» Игра «Сравнение овощей по цвету» Описание овощей по схеме Простое распространенное предложение. Согласование прилагательных с существительными. Составление рассказа-описания. Пальчиковый бассейн. Выбрать горох.
19. Фрукты Игра «Знакомство с фруктами» Игра «Назови фрукт, который я не назвала» Игра «Сравнение фруктов по форме» Игра «Сравнение фруктов по цвету» Игра «Какой? Какая?» Простое распространенное предложение. Согласование прилагательных с существительными. Составление рассказа-описания.   Раскрасить фрукты.
20. Фрукты Игра «Сравнение фруктов по форме» Игра «Сравнение фруктов по цвету» Игра «Какой? Какая?» Описание фруктов по схеме Простое распространенное предложение. Согласование прилагательных с существительными. Составление рассказа-описания.   Раскрасить ТОЛЬКО фрукты.

Список литературы:

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб., 2004.

1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. – СПб., 2004.

2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.

5. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 1994.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.

7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1967.

8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001.

9. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Под общей редакцией Т.В. Волосовец. – М., 2002.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.


Методические рекомендации

Игра «Назови игрушку»

Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Обучение употреблению формы родительного падежа имен существительных. Воспитание зрительной памяти.

Оборудование. Игрушки те же, что и на предыдущем занятии, к ним добавляют две новые. Картинки, изображающие игрушки.

Дети садятся вокруг стола логопеда. Логопед предлагает запомнить им игрушки, лежащие на столе. Затем логопед предлагает детям отвернуться или зажмурить глаза и подкладывает новую игрушку. Дети поворачиваются по команде к столу и отвечают на вопрос: «Посмотри внимательно и скажи, что изменилось».

Игра повторяется снова, только теперь логопед убирает со стола любую игрушку, а дети должны ответить: «Посмотри внимательно и скажи, какой игрушки нет. Например: «Нет машинки».

При ответе детей логопед следит за правильным окончанием имен существительных в родительном падеже.

Такую же игру можно провести, используя картинки.

Игра «Семья Кати»

Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Обучение построению простого нераспространенного предложения.

Оборудование. Сюжетная картинка, изображающая семью; кукла Катя.

Логопед знакомит детей с куклой Катей, говорит, что у Кати есть своя семья. Рассматривается сюжетная картинка.

Логопед. Это Катина семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку еще раз и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.

Логопед предлагает детям дать имя мальчику (сыну) и девочке (дочке), а также ответить на вопросы: кто это? Где папа, где мама?

Игра «Твоя семья»

Цель. Активизация словаря по теме «Семья».

Логопед предлагает детям рассказать, кто у них есть в семье. Если ребенок затрудняется, то логопед может задать ему вопрос: «У тебя есть брат, бабушка, дедушка?»

Затем можно выяснить, знают ли дети, как зовут их маму, папу, бабушку и т. д.

Самостоятельное составление предложений по сказке «Репка».

Логопед показывает две фигурки и задает вопрос: «Кто кого позвал?» Дети составляют предложения (Дед позвал бабку. Бабка позвала Машу и т. д.).

«Отгадай, кто кого позвал» по сказке «Репка».

Логопед. Бабка, иди репку тянуть!.. (Дети. Дед позвал бабку.) Маша, иди репку тянуть!.. (Дети. Бабка позвала Машу.)

Логопед. Я проверю, запомнили ли вы, кто тянул репку. Кто первый пришел? (Дед.) Выставляется фигурка деда. А кого еще кет? (Бабки.) Выставляется фигурка бабки. И т. д.

Логопед выделяет голосом окончания имен существительных и требует правильного произнесения от детей.

Пересказ сказки «Репка»

Дети сидят за столом. У каждого персонаж сказки. Логопед рассказывает сказку: «Посадил дед репку... Позвал дед бабку». (Ребенок, у которого фигурка деда, говорит за деда: «Бабка, иди репку тянуть!») Игра продолжается. После того как дети запомнили содержание сказки и последовательность появления персонажей, можно перейти к драматизации сказки.

Ведущий. Посадил дед репку. Выросла репка большая, большая. Пошел дед репку тянуть...

Выходит дед. Обходит вокруг репки. Разводит руками. «Ой, какая репка большая!» Пытается тянуть репку.

Ведущий. Тянет-тянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Дед поворачивается в сторону сидящих детей: «Баба-ааа, иди репку тянуть!» Бабка подходит к репке. Обходит вокруг. Разводит руками: «Ой, какая репка большая!» Держится за деда.

Ведущий вместе с детьми нараспев произносит фразу: «Тянут, тянут, вытянуть не могут!» Игра продолжается. Когда репку вытянут, все персонажи сказки встают в кружок и вместе произносят: «Ой, какая репка большая!» Ребенок-репка в середине круга может потанцевать, дети хлопают в ладоши, затем все вместе танцуют.

Игра «Части мебели»

Цель: научить детей различать части мебели.

Логопед рассказывает детям, как называются части мебели, а затем просит детей показать, а затем назвать их. (стол – столешница, ножки, кровать - спинка, ножки).

Игра «Части посуды»

Цель: научить детей различать части посуды.

Логопед рассказывает детям, как называются части посуды, а затем просит детей показать, а затем назвать их. (чашка – ручка, чайник – дно, носик, ручка, кастрюля – ручки.).

Рассказ о домашних животных

Рассказать о животном (корове, кошке, собаке) по образцу: Собакадомашнее животное. У собаки лапы, хвост.

Игра «Кто у кого?»

Цель. Закрепление словаря по теме «Домашние животные». Усвоение формы родительного падежа имен существительных.

Логопед показывает детям картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Дети должны правильно подобрать пары картинок и назвать животных и их детенышей

Пересказ сказки «Теремок»

Цель. Формирование диалогической речи.

Оборудование. Персонажи сказки.

Логопед рассказывает детям сказку: «Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит».

Ребенок (на мышку). Кто в теремочке живет? (Кто тут живет?)

Логопед. Никто не отвечает. Вошла мышка и стала жить. (Мышка-выпиловка ставится за теремок. Ребенок остается на своем месте.)

Логопед. Вот по полю лягушка бежит. У дверей остановилась и стучит.

Ребенок (за лягушку). Кто в теремочке живет?

Ребенок (за мышку). Я мышка-норушка. Кто ты?

Ребенок (за лягушку). Я лягушка-квакушка. А ты кто?

Ребенок (за мышку). Я мышка-норушка. Иди ко мне жить. (Иди ко мне.)

Если дети затрудняются в ведении диалога, включается логопед, фраза произносится сопряженно. Игра продолжается.

После того как дети запомнят порядок персонажей и диалог зверушек, можно перейти к драматизации сказки. Роль ведущего остается за логопедом.

Игра «Какой? Какая?»

Ответить на вопросы. (Логопед выделяет голосом окончания прилагательных мужского и женского рода, требуя этого и от детей.)

Репа какая? (Репа круглая.) Морковь какая? (Морковь продолговатая или длинная.) Помидор какой? (Помидор круглый.)

Пальчиковые игры

Бассейн для пальчиков

В коробку насыпать мелкую крупу (рис, пшено, гречка), спрятать там мелкие игрушки и попросить детей найти их.

Физминутки

1. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Кошка и мышки». Все дети — мышки, а логопед — кошка. Мышки тихо пробираются в свои норки. Норки — стульчики. Дети тихо рассаживаются на стульчиках.

2. Цель: научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое:

а) без предмета: иди - стой садись - встань ложись - садись сиди - лети прыгай - беги

б) с предметом или предметами:

возьми мяч, подними его вверх, опусти ВНИЗ, отдай Вове; возьми обруч, подними его над головой, про лезь в него, положи обруч к ногам.

1. Цель: научить детей различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.

иди - прыгай беги ~ иди беги - стой

а) без предмета:

иди - не ходи садись - не садись беги - не беги ложись - не ложись вставай - не вставай пей - не пей

пой - не пой

прыгай не прыгай

дыши· - не дыши

улыбнись - не улыбайся закрой· г аза - не закрывай

глаза катайся - не катайся

Список литературы:

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

3. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. – Спб., 2002.

4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.

6. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 1994.

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.

8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1967.

9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001.

10. Филичева Т.Б. Общее недоразвитие речи у дошкольников. – В кн.: Основы логопедической работы с детьми. / Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. – М., 2002.

11. Филичева Т.Б. Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 2000.

12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.

13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.

 

 

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ОНР ПЕРВОГО УРОВНЯ

Автор: О.П. Балашова

 

В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Работа с детьми, имеющими I уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности.

Цель программы: формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.

Задачи программы:

1. Развитие понимания речи

2. Формирование активного словаря.

3. Формирование навыков употребления простого предложения.

4. Формирование навыков употребления простого распространенного предложения.

5. Формирование навыков составления небольшого рассказа.

6. Формирование невербальной основы речи.

7. Подготовка органной артикуляции к постановке звуков.

Адресат программы: дети с ОНР первого уровня.

В связи с тем, что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста.

Концептуальность программы.

Программа опирается на следующие принципы:

· системности;

· комплексности;

· деятельностный;

· онтогенетический;

· общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.

Методы логопедического воздействия:

· Словесные;

· Наглядные;

· Практические.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.