Тема раздела: Луганщина в XIX в. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема раздела: Луганщина в XIX в.

2021-01-31 71
Тема раздела: Луганщина в XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема раздела: Луганщина в XIX в.

Тема занятия: Луганский литейный завод

Цели:

1. Образовательная: изучить историю создания и развития луганского литейного завода;

2. Развивающая: продолжать формировать умения анализировать и систематизировать материал, делать выводы, выделять главное, аргументировать собственную точку зрения.

3. Воспитательная: воспитание любознательности и уважения к истории родного края.

 

Задание:

Вам необходимо самостоятельно изучить текст научной статьи, выполнить задания и письменно ответить на контрольные вопросы.

Выполненную работу оформить в тетрадях или в электронном виде (формат Word) и отправить отдельным файлом (фотография документ) в личное сообщение через социальные сети VK https://vk.com/id23280731.

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

 

Особенность Луганского литейного завода состояла в том, что он был первым предприятием во всей России, приступившим к выплавке чугуна на минеральном топливе. Однако опыты доменной плавки на коксе не были завершены. Доставлявшийся же с Урала чугун обходился дорого. В результате завод оказался в тяжелом экономическом положении. Если с 1799 по 1816 гг., за исключением 1809- го, предприятие работало прибыльно, то с 1816 г. оно стало приносить одни убытки. Министр финансов России граф Е. Ф. Канкрин в конце 1826 г. докладывал императору Николаю I, что казна, истратив на этот завод несколько миллионов, остается в большом убытке. Множество выданных заводу нарядов не выполнено. Требовались экстренные меры, чтобы привести завод в лучшее состояние.

С этой целью Канкрин предлагал:

1. Горным начальником завода избрать опытнейшего чиновника с дозволением взять ему отсюда искусных мастеров.

2. Для участия в передаче завода посредником направить высшего чиновника.

3. Поручить ему вновь произвести опыты как разведки местных руд, так и проплавки их.

В случае, если опыт этот увенчается успехом, предусматривалось новое устройство завода с составлением новых штатов и учреждением задельной для мастеровых платы и уроков, или, говоря современным языком, сдельной оплаты труда и нормирования.

Император утвердил предложения министра финансов. Был разработан примерный временный штат Луганского завода. Раньше заводом управляли директор и правление. Теперь учреждалась главная контора во главе с Горным начальником, обер-берггауптманом 5-го класса, и помощником горного начальника, который непосредственно руководил горными разработками и приисками. Ему был положен чин обер-бергмейстера 7-го класса. Для управления заводом вводились должности управителя (маркшейдера 9-го класса) и помощника управителя, который управлял заводской конторой. Кроме того, в штате было 2 заводских надзирателя и пробирер. Для управления каменноугольным рудником учреждалась должность бергмейстера рудника и разведок Бахмутского округа, он же управляющий Лисичанских разработок. Ему подчинялась контора при Лисичьей балке.

Горным начальником Луганского литейного завода был послан обер-бергмейстер 5- го класса Иван Васильевич Ильин, долгое время работавший смотрителем Кронштадского литейного завода, хорошо знавший каменный уголь и начинавший свой путь горного инженера на Луганском заводе. Берг-инспектором был направлен командир Горного кадетского корпуса Евграф Петрович Ковалевский, как отмечалось в документе, чиновник, известный познаниями своими по горной части и так же, как Ильин, служивший прежде на Луганском заводе.

В июне 1827 г. Е. П. Ковалевский приехал на Луганский завод. Собрав необходимые сведения, в сентябре он вернулся в Петербург, разработал предложения к лучшему устройству Луганского завода и представил их комитету по устройству горных казенных заводов. Тем временем министр финансов обратился к императору за разрешением “употреблять на поправки разных других горных заведений сумму, ассигнованную для сего на уральские заводы”. На журнале Комитета министров 3 декабря 1827 г. Николай I собственноручно написал: “Согласен, по Луганскому заводу надо сделать проект нового устройства, ибо не стоит тратить деньги на нынешнее его положение”.

Е. П. Ковалевский составил подробный отчет о Луганском заводе. Основанное на этом докладе заключение Комитет министров представил министру финансов. В нем сказано, что существование Луганского завода не только полезно, но и необходимо. С уничтожением завода казна лишилась бы безвозвратно значительных сумм, затраченных на устройство и деятельность завода в течение многих лет. Луганский литейный завод, как сказано в представлении, “есть единственное в своем роде заведение в обширной стране, обладающей всеми пособиями для важной промышленности: ближайшие от него подмосковные заводы, приходящие, впрочем, от истребления лесов в упадок, находятся в расстоянии 700 и более верст”. Далее отмечено, что “окрестные к Луганскому заводу места изобилуют неисчерпаемыми месторождениями каменного угля не только для действия оного, но и для общего употребления во всем безлесном Новороссийском крае. Ввести же в повсеместное употребление сей полезный горючий материал всего удобнее посредством самого завода. Опираясь на завод, удобнее всего проводить дальнейшие разведки полезных ископаемых, в том числе и открытые при Ковалевском железные и свинцовые руды, организовав их проплавку при заводе”.

Как на важный аргумент в пользу Луганского завода, указывалось и на тот факт, что расположен он недалеко от торговых городов Таганрога, Ростова, Черкасска, Харькова и Воронежа. Развитие их промышленности потребует машин и разных инструментов, которые мог бы производить Луганский завод. Этот завод нужен был и черноморским портам. Кроме отливки для них артиллерийских снарядов, Луганский завод может довольствовать их каменным углем, разными металлическими изделиями, употребляемыми при построении и оснащении судов, и, наконец, машинами всякого рода, особенно для пароходов, мукомольных мельниц и других устройств.

Доводы, высказанные Ковалевским и приведенные в заключении Комитета министров в пользу Луганского завода, были более чем убедительными. Затем нужно было устранить причины, которые привели завод в невыгодное положение, и определить меры, позволяющие сделать завод прибыльным.

Луганский завод в то время из уральского чугуна мог ежегодно изготовлять 20 тыс. пудов артиллерийских снарядов и 10 тыс. пудов различных изделий для частной промышленности. Отливку артиллерийских орудий предлагалось временно отменить, сократить производство снарядов. За счет этого предлагалось увеличить выпуск изделий для частной промышленности и по заказам. В числе новых изделий предлагалось наладить выпуск кос и серпов. Спрос на них был большим: Россия ежегодно ввозила из-за границы кос на миллион рублей. Такое производство принесло бы выгоды заводу. По расчетам Ковалевского, на производство 30 тыс. кос


потребовалось бы 33292 рубля. Следовательно, каждая коса обошлась бы в 1 рубль 10 копеек. В Новороссийском крае цена среднего качества косы составляла 2 рубля. Выгодно для завода было производить и машины: молотильные, сеялки, водоподъемные, пожарные, особенно паровые. Важнейшими потребителями металлоизделий и паровых машин мог бы стать Черноморский флот и морские порты. Для флота завод мог бы изготовлять в большом количестве медные листы для обшивки кораблей, болты, корронадные приборы и другие изделия из меди для оснастки и вооружения судов.

В план входило проведение дальнейших разведок полезных ископаемых в интересах завода, приглашение из Шотландии или Силезии опытного мастера с подмастерьем с целью быстрейшего освоения выплавки чугуна из бедных руд.

На осуществление этой программы требовались немалые средства. Е. П. Ковалевский составил смету в объеме 253 тыс. рублей в год. Предполагалось увеличение численности рабочих на 350 человек. Что касается непременных работников, то Ковалевский и новый горный начальник завода Ильин высказали мнение, что вольным наймом перевозка угля обходится гораздо дешевле. Поэтому в непременных работниках завод не имеет и не может иметь надобности, разве только они будут обращены в мастеровых.

Все пункты плана Ковалевского были приняты, в том числе в отношении остановки производства орудий на 5 лет. Пункт 18 плана предусматривал преобразование недостроенных зданий для сверления орудий в фабрику металлических изделий и разных машин. Луганскому заводу разрешалось иметь в окрестных торговых городах как во время ярмарок, так и во всякое другое время свои особые лавки или магазины для продажи кос и прочих частных изделий без платежа акциза.

В программе приведения Луганского завода в лучшее состояние нашли отражение не только необходимость технического и организационного совершенствования предприятия, но и потребности капиталистического способа производства, зарождавшегося в недрах крепостного строя. Об этом свидетельствует признание более выгодным использовать вольный наем транспорта для перевозки угля, применение сдельной оплаты труда, стимулирующей его производительность, производство машин для оборудования новых частных фабрик, элементы коммерции в деятельности завода.

Выполнение частных заказов заводом практиковалось и ранее: еще в 1799-1801 гг. завод изготовлял заказ священника слободы Новобеленькой Старобельского округа Иоанна Федорова на отливку решеток для применения каменного угля на его винокуренном заводе. Подобный заказ выполнялся для винокуренного завода корнета Алексея Степенко из Слободы Ровеньки Острогожского округа Слободско- Украинской губернии. Помещик Божедарович заказывал 250-ведерный чугунный куб, князь Долгорукий - 6 чугунных котлов в 200-250 ведер. Поступали заказы и от предприятий. В 1818 г. выполнялся заказ конторный Екатеринославской суконной фабрики на отливку чугунных колес к машинам и ступок для толчения красок.

Естественно, что в 30-40-х гг. XIX в. объем производства заводом машин и металлических изделий для частной промышленности возрастал. Осваивалось производство новых машин, бытовых изделий.

 

ЗАДАНИЯ

Тема раздела: Луганщина в XIX в.

Тема занятия: Луганский литейный завод

Цели:

1. Образовательная: изучить историю создания и развития луганского литейного завода;

2. Развивающая: продолжать формировать умения анализировать и систематизировать материал, делать выводы, выделять главное, аргументировать собственную точку зрения.

3. Воспитательная: воспитание любознательности и уважения к истории родного края.

 

Задание:

Вам необходимо самостоятельно изучить текст научной статьи, выполнить задания и письменно ответить на контрольные вопросы.

Выполненную работу оформить в тетрадях или в электронном виде (формат Word) и отправить отдельным файлом (фотография документ) в личное сообщение через социальные сети VK https://vk.com/id23280731.

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

 

Особенность Луганского литейного завода состояла в том, что он был первым предприятием во всей России, приступившим к выплавке чугуна на минеральном топливе. Однако опыты доменной плавки на коксе не были завершены. Доставлявшийся же с Урала чугун обходился дорого. В результате завод оказался в тяжелом экономическом положении. Если с 1799 по 1816 гг., за исключением 1809- го, предприятие работало прибыльно, то с 1816 г. оно стало приносить одни убытки. Министр финансов России граф Е. Ф. Канкрин в конце 1826 г. докладывал императору Николаю I, что казна, истратив на этот завод несколько миллионов, остается в большом убытке. Множество выданных заводу нарядов не выполнено. Требовались экстренные меры, чтобы привести завод в лучшее состояние.

С этой целью Канкрин предлагал:

1. Горным начальником завода избрать опытнейшего чиновника с дозволением взять ему отсюда искусных мастеров.

2. Для участия в передаче завода посредником направить высшего чиновника.

3. Поручить ему вновь произвести опыты как разведки местных руд, так и проплавки их.

В случае, если опыт этот увенчается успехом, предусматривалось новое устройство завода с составлением новых штатов и учреждением задельной для мастеровых платы и уроков, или, говоря современным языком, сдельной оплаты труда и нормирования.

Император утвердил предложения министра финансов. Был разработан примерный временный штат Луганского завода. Раньше заводом управляли директор и правление. Теперь учреждалась главная контора во главе с Горным начальником, обер-берггауптманом 5-го класса, и помощником горного начальника, который непосредственно руководил горными разработками и приисками. Ему был положен чин обер-бергмейстера 7-го класса. Для управления заводом вводились должности управителя (маркшейдера 9-го класса) и помощника управителя, который управлял заводской конторой. Кроме того, в штате было 2 заводских надзирателя и пробирер. Для управления каменноугольным рудником учреждалась должность бергмейстера рудника и разведок Бахмутского округа, он же управляющий Лисичанских разработок. Ему подчинялась контора при Лисичьей балке.

Горным начальником Луганского литейного завода был послан обер-бергмейстер 5- го класса Иван Васильевич Ильин, долгое время работавший смотрителем Кронштадского литейного завода, хорошо знавший каменный уголь и начинавший свой путь горного инженера на Луганском заводе. Берг-инспектором был направлен командир Горного кадетского корпуса Евграф Петрович Ковалевский, как отмечалось в документе, чиновник, известный познаниями своими по горной части и так же, как Ильин, служивший прежде на Луганском заводе.

В июне 1827 г. Е. П. Ковалевский приехал на Луганский завод. Собрав необходимые сведения, в сентябре он вернулся в Петербург, разработал предложения к лучшему устройству Луганского завода и представил их комитету по устройству горных казенных заводов. Тем временем министр финансов обратился к императору за разрешением “употреблять на поправки разных других горных заведений сумму, ассигнованную для сего на уральские заводы”. На журнале Комитета министров 3 декабря 1827 г. Николай I собственноручно написал: “Согласен, по Луганскому заводу надо сделать проект нового устройства, ибо не стоит тратить деньги на нынешнее его положение”.

Е. П. Ковалевский составил подробный отчет о Луганском заводе. Основанное на этом докладе заключение Комитет министров представил министру финансов. В нем сказано, что существование Луганского завода не только полезно, но и необходимо. С уничтожением завода казна лишилась бы безвозвратно значительных сумм, затраченных на устройство и деятельность завода в течение многих лет. Луганский литейный завод, как сказано в представлении, “есть единственное в своем роде заведение в обширной стране, обладающей всеми пособиями для важной промышленности: ближайшие от него подмосковные заводы, приходящие, впрочем, от истребления лесов в упадок, находятся в расстоянии 700 и более верст”. Далее отмечено, что “окрестные к Луганскому заводу места изобилуют неисчерпаемыми месторождениями каменного угля не только для действия оного, но и для общего употребления во всем безлесном Новороссийском крае. Ввести же в повсеместное употребление сей полезный горючий материал всего удобнее посредством самого завода. Опираясь на завод, удобнее всего проводить дальнейшие разведки полезных ископаемых, в том числе и открытые при Ковалевском железные и свинцовые руды, организовав их проплавку при заводе”.

Как на важный аргумент в пользу Луганского завода, указывалось и на тот факт, что расположен он недалеко от торговых городов Таганрога, Ростова, Черкасска, Харькова и Воронежа. Развитие их промышленности потребует машин и разных инструментов, которые мог бы производить Луганский завод. Этот завод нужен был и черноморским портам. Кроме отливки для них артиллерийских снарядов, Луганский завод может довольствовать их каменным углем, разными металлическими изделиями, употребляемыми при построении и оснащении судов, и, наконец, машинами всякого рода, особенно для пароходов, мукомольных мельниц и других устройств.

Доводы, высказанные Ковалевским и приведенные в заключении Комитета министров в пользу Луганского завода, были более чем убедительными. Затем нужно было устранить причины, которые привели завод в невыгодное положение, и определить меры, позволяющие сделать завод прибыльным.

Луганский завод в то время из уральского чугуна мог ежегодно изготовлять 20 тыс. пудов артиллерийских снарядов и 10 тыс. пудов различных изделий для частной промышленности. Отливку артиллерийских орудий предлагалось временно отменить, сократить производство снарядов. За счет этого предлагалось увеличить выпуск изделий для частной промышленности и по заказам. В числе новых изделий предлагалось наладить выпуск кос и серпов. Спрос на них был большим: Россия ежегодно ввозила из-за границы кос на миллион рублей. Такое производство принесло бы выгоды заводу. По расчетам Ковалевского, на производство 30 тыс. кос


потребовалось бы 33292 рубля. Следовательно, каждая коса обошлась бы в 1 рубль 10 копеек. В Новороссийском крае цена среднего качества косы составляла 2 рубля. Выгодно для завода было производить и машины: молотильные, сеялки, водоподъемные, пожарные, особенно паровые. Важнейшими потребителями металлоизделий и паровых машин мог бы стать Черноморский флот и морские порты. Для флота завод мог бы изготовлять в большом количестве медные листы для обшивки кораблей, болты, корронадные приборы и другие изделия из меди для оснастки и вооружения судов.

В план входило проведение дальнейших разведок полезных ископаемых в интересах завода, приглашение из Шотландии или Силезии опытного мастера с подмастерьем с целью быстрейшего освоения выплавки чугуна из бедных руд.

На осуществление этой программы требовались немалые средства. Е. П. Ковалевский составил смету в объеме 253 тыс. рублей в год. Предполагалось увеличение численности рабочих на 350 человек. Что касается непременных работников, то Ковалевский и новый горный начальник завода Ильин высказали мнение, что вольным наймом перевозка угля обходится гораздо дешевле. Поэтому в непременных работниках завод не имеет и не может иметь надобности, разве только они будут обращены в мастеровых.

Все пункты плана Ковалевского были приняты, в том числе в отношении остановки производства орудий на 5 лет. Пункт 18 плана предусматривал преобразование недостроенных зданий для сверления орудий в фабрику металлических изделий и разных машин. Луганскому заводу разрешалось иметь в окрестных торговых городах как во время ярмарок, так и во всякое другое время свои особые лавки или магазины для продажи кос и прочих частных изделий без платежа акциза.

В программе приведения Луганского завода в лучшее состояние нашли отражение не только необходимость технического и организационного совершенствования предприятия, но и потребности капиталистического способа производства, зарождавшегося в недрах крепостного строя. Об этом свидетельствует признание более выгодным использовать вольный наем транспорта для перевозки угля, применение сдельной оплаты труда, стимулирующей его производительность, производство машин для оборудования новых частных фабрик, элементы коммерции в деятельности завода.

Выполнение частных заказов заводом практиковалось и ранее: еще в 1799-1801 гг. завод изготовлял заказ священника слободы Новобеленькой Старобельского округа Иоанна Федорова на отливку решеток для применения каменного угля на его винокуренном заводе. Подобный заказ выполнялся для винокуренного завода корнета Алексея Степенко из Слободы Ровеньки Острогожского округа Слободско- Украинской губернии. Помещик Божедарович заказывал 250-ведерный чугунный куб, князь Долгорукий - 6 чугунных котлов в 200-250 ведер. Поступали заказы и от предприятий. В 1818 г. выполнялся заказ конторный Екатеринославской суконной фабрики на отливку чугунных колес к машинам и ступок для толчения красок.

Естественно, что в 30-40-х гг. XIX в. объем производства заводом машин и металлических изделий для частной промышленности возрастал. Осваивалось производство новых машин, бытовых изделий.

 

ЗАДАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.