Что такое стихи и чем они отличаются от прозы? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Что такое стихи и чем они отличаются от прозы?

2021-02-05 87
Что такое стихи и чем они отличаются от прозы? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I вариант

 

Что такое стихи и чем они отличаются от прозы?

Стихи — это особый тип художественной речи, строго ритмически организованный. Ритм (чередование ударных и безударных слогов, пауз) и рифма — главные признаки стихотворения.

 

Что такое рифма? Какие слова рифмуются в приведенных строфах стихотворения Н. М. Языкова «Буря».

Громадные тучи нависли широко

Над морем и скрыли блистательный день.

И в синюю бездну спустилась глубоко

И в ней улеглася тяжелая тень;

Но бездна морская уже негодует,

Ей хочется света, и ропщет она,

И скоро, могучая, встанет грозна,

Пространно и громко она забушует.

 

Рифма — созвучие окончаний слов в стихотворной строке. В данном стихотворении рифмуются: шир око — глуб око; деньтень; негод ует — забуш ует; о на — гроз на.

Способ рифмовки — перекрестный, т. е. первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвертой.

Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Как я пишу стихи». Определите главную мысль этого произведения.

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвертая смеется набегая.

 

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И, право, никогда — не сочиняю.

 

Поэт говорит о состоянии, которое называется вдохновением, когда стихи выпеваются сами, будто независимо от воли сочинителя. Попробуем написать если не стихи, то рифмованные, объединенные смыслом строчки. Игра на составление стихов по заданным рифмам называется «буриме», итак, рифмы: солнце — оконце; свет — привет.

 

Какие произведения называются лирическими? В какой форме они обычно бывают? Назовите характерные признаки этой формы.

Лирическими называются такие произведения, в которых выражаются различные мысли, чувства и впечатления, испытываемые или переживаемые героем. Обычно они создаются в стихотворной форме. К лирическим произведениям относятся стихотворения, песни, поэмы. Стихотворная форма характеризуется ритмом (упорядоченным чередованием ударных и неударных слогов) и рифмой.

 

Что такое лирика как род литературы?

 

Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.

 

- Кого мы называем лирическим героем?

 

Лирический герой – часто сам автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).

 

- Что означает выражение «настроение лирического героя»?

 

Настроение лирического героя – чувства, переживаемые лирическим героем (воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…)

 

- Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение?

 

Через изобразительно-выразительные средства

 

Изучение нового материала.

 

Давайте вспомним известные нам изобразительно-выразительные средства.

-

Что для этого мы должны сделать?

 

(назвать термины и дать определения)

 

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы).

Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.

 

Задание.

Найдите изобразительно-выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте выбранные поэтом конструкции предложений.

Подсказка: Изобразительно-выразительные средства выделены цветом, каждый своим.

 

Работу проведите в тетради, результат сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.

 

1в.Выглянулподснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной.


2в.Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пустьлежат под снегом сонныелуга,


3в.Пустьна спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.

 

 

План анализа лирического текста.

Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?

1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

2.Настроение стихотворения.

3.Как выражается настроение в стихотворении?

4. Как оно построено?

5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).

6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)

7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

10.Личное впечатление от стихотворения.

 

Подведём итоги урока.

 

Итак, тема нашего урока «Лирика. Что? Чем? Зачем?», прежде чем записать домашнее задание, давайте ответим на вопросы, заявленные в теме урока:

 

- Что описывают поэты?

- Чем рисуют поэтические образы?

- Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?

 

- Что вам сегодня в новой теме запомнилось?

- Чему вы научились?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

 

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Урок 88. Анализ лирического произведения.

"Лирика. Что? Чем? Заем?"

Главная Обо мне Новости Методическая копилка Русский язык Литература Наши работы Контакты

 

План анализа лирического произведения (5-7 классы).

1 Тема стихотворения:

пейзаж,

любовная

лирика,

философская

лирика,

социальная лирика (О чем текст?)

2 Сюжет: основные образы, события, чувства, настроения лирического героя

(героев).

3 Композиция: строфа, рифма, размер; смысловые части.

4 Средства

выразительности

языка:

фонетический,

лексический,

морфологический,

синтаксический

(эпитет,

метафора,

сравнение,

олицетворение,

гипербола,

противопоставление,

инверсия,

аллитерация,

ассонанс, анафора, эпифора, синонимы, антонимы, бессозие, безглагольность,

риторические вопросы и восклицания, однородные члены предложения, знаки

завершения предложения, монолог, диалог…).

5 Жанр: лирическое стихотворение, баллада, послание, басня, стихотворение в

прозе, поэма, ода, малые фольклорные жанры (песни, частушки), эпиграмма.

6 Идея (Что хотел сказать автор? К чему призывает автор? Что волнует автора?

О чем заставляет задуматься стихотворение? Какие мысли и чувства вызвало у

меня это произведение?)

Если в работе нет связности изложения и композиционной стройности,

отсутствуют пункты 4 и 6, то такая работа оценивается оценкой «3»

(удовлетворительно).

Критерии оценивания (5-7 классы)

1 Понимание темы.

2 Опора на художественный текст (цитирование, аргументы из текста).

3 Качества связного текста рассуждения (полнота, глубина содержания, логика

изложения, эстетический вкус, понимание художественного текста в единстве

содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации текста).

4 Языковое оформление работы (речь и грамматика, стилевое единство,

точность и эмоциональность изложения).

 

 

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I вариант

 

Что такое стихи и чем они отличаются от прозы?

Стихи — это особый тип художественной речи, строго ритмически организованный. Ритм (чередование ударных и безударных слогов, пауз) и рифма — главные признаки стихотворения.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.