Коронавирус. От вируса к диктатуре — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Коронавирус. От вируса к диктатуре

2021-02-05 94
Коронавирус. От вируса к диктатуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Валентин Юрьевич Катасонов

Коронавирус. От вируса к диктатуре

 

Финансовые хроники профессора Катасонова –

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=57453011&lfrom=30440123

«Коронавирус: от вируса к диктатуре. (Серия «Финансовые хроники профессора Катасонова») (Выпуск XV)./ Катасонов В.Ю.»: Книжный мир; Москва; 2020

ISBN 978-5-6043989-9-9

Аннотация

 

Очередной выпуск финансовых хроник профессора Катасонова выходит в тот миг, когда весь мир замер над бездной вирусно-экономического кризиса. Как всегда эта книга станет для читателя компасом в бушующей стихии политики, финансов и экономики. Но в этот раз автор добавил к перечисленным выше дисциплинам эсхатологию — науку о «конце света». Коронавирус как инструмент установления мировой диктатуры антихриста — вот реальность нашего сегодня. Из истерии всемирного карантина рождается новый мировой порядок. И он вам не понравится.

Читайте прогноз профессора Катасонова и не говорите, что вас не предупреждали.

 

Валентин Катасонов

Коронавирус: от вируса к диктатуре

 

Введение

 

Уважаемые читатели, вашему вниманию предлагается очередная книга из серии «Финансовые хроники профессора Катасонова». Это уже пятнадцатый выпуск. Он охватывает период примерно в три месяца (с третьей декады января по третью декаду апреля 2020 года). Указанный отрезок времени оказался как никогда насыщен событиями.

Самое главное из них — эпидемия коронавируса (COVID-19), которая началась в январе в Китае, а уже в феврале стала распространяться на многие другие страны. Более того, в марте Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) придала этой заразе статус «пандемии», т. е. эпидемии повышенной опасности и глобального масштаба. С моей точки зрения, указанная пандемия COVID-19 лишь на 10 процентов имеет вирусную природу, на 90 процентов она информационная. Нет сомнения, что пандемия искусственная, ее заказчиками и ожидаемыми бенефициарами являются те, кого я называю «хозяевами денег». Искусственно раздуваемая в мире истерия под названием «COVID-19» призвана создать атмосферу ужаса и страха. Это глобальная террористическая операция, рассчитанная на то, что парализованные страхом люди не смогут сопротивляться реализации планов «хозяев денег».

А в их планы, прежде всего, входит резкое сокращение численности населения планеты. Т. е., если все называть своими именами, то речь идет о запланированном убийстве миллиардов людей на планете. Это никакая ни конспирология. Эти планы озвучены в докладах Римского клуба, созданного в 1968 году одним из «хозяев денег» — Дэвидом Рокфеллером.

Также в этих докладах мы узнаем о такой цели, как уничтожение значительной части экономики, проведение деиндустриализации (под прикрытием разглагольствований о «постиндустриальном обществе»). Приоритетной задачей является создание системы жесткого, тоталитарного контроля над населением. Оставшиеся после массового уничтожения люди (предположительно один миллиард) будут находиться в так называемом «электронном концлагере». Должно происходить дальнейшее размывание национальных суверенитетов, ослабление государств. В конечном счете, они должны исчезнуть, на их место должно прийти мировое правительство, которое будет безраздельно править в мире и держать в жесткой узде оставшийся миллиард людей в электронном концлагере. Таковы в самом общем виде преступные планы «хозяев денег», мечтающих стать «хозяевами мира». Эти планы цинично прикрываются «дымовой завесой» борьбы с пандемией коронавируса.

Уже сегодня завершается тот период мировой истории, который принято называть «капитализмом». Человечество вступает в эпоху пост-капитализма. Сейчас имеет место переходный период к той модели, которую можно назвать «новым феодализмом» или «новым рабовладельческим строем». Это будет совершенно другое общество. Некоторые особенности такого общества были достаточно точно изображены в романах-антиутопиях Евгения Замятина «Мы», Олдоса Хаксли «Дивный новый мир», Джорджа Оруэлла «1984», Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Средствами достижения указанных выше целей, по замыслу «хозяев денег», должна стать всеобщая вакцинация населения, которая на самом деле окажется убийством с пролонгированным действием. Также всеобщая чипизация людей (под видом заботы об их здоровье). Билл Гейтс, который поставлен «хозяевами денег» на решение конкретных задач под прикрытием дымовой завесы COVID-19, рассчитывает одним махом убить двух зайцев. А именно провести глобальную вакцинацию человечества, загнав одновременно под кожу каждого человека нано-микрочип. Я такие вакцины называю «троянским конем»: нано-микрочип находится уже в препарате, а жертва, получающая смертельную прививку, даже не подозревает о том, что одновременно на него одевают «электронный ошейник».

COVID-19 спровоцировал во многих странах серьезный экономический кризис (под предлогом карантина и чрезвычайного положения работа многих предприятий и даже целые отраслей экономики была остановлена). В апреле кризис уже стал всеобщим, мировым. Видно невооруженным глазом, что в 2020 году мировая экономика окажется в такой «яме», в какой она еще ни разу не была с окончания Второй мировой войны. Экономические прогнозы делать сейчас сложно, т. к., по мнению экспертов, они зависят от прогнозов вирусологов и медиков. Но мне кажется, что окончание так называемой «пандемии» произойдет тогда, когда дадут «отмашку» «хозяева денег». А «отбой» они могут дать лишь тогда, когда будут достигнуты их цели, не имеющие ничего общего с вирусно-медицинской ситуацией в мире. Если карантинные ограничения сохранятся в мае, то можно уверенно сказать, что нынешний экономический кризис по своей глубине окажется сопоставимым с тем кризисом, который начался в октябре 1929 года и который в 19321933 гг. перешел в экономическую депрессию, продолжавшуюся до начала Второй мировой войны.

В предлагаемой книге я старался придерживаться традиционной структуры сборников серии. Первый раздел, как всегда, посвящен обзору международной финансовой системы.

Далее следуют страновые разделы: США, Китай. Россия на этот раз у меня оказалась в двух разделах. Четвертый раздел включает мои публикации по российской тематике, относящиеся к январю — первой половине февраля, когда еще страну не охватила вирусная истерия. Пятый раздел посвящен экономическим и финансовым проблемам России уже в условиях вирусно-экономической «пандемии».

Пожалуй, ключевым в этом выпуске является шестой раздел, который называется «Коронавирус как инструмент установления мировой диктатуры «хозяев денег»».

Седьмой раздел посвящен драматическим событиям в мире нефти. Спровоцированный мировым вирусно-экономическим кризисом обвал цен на «черное золото» больно ударил по тем странам, экономики которых сильно зависят от добычи и экспорта нефти. Среди таких стран — Россия.

В восьмом разделе рассматриваются события в мире золота. «Золотая экономика» (добыча драгоценного металла и операции с ним) — один из немногих секторов мировой экономики, где наблюдается оживление. Кризисы и войны всегда повышают спрос на «желтый металл». Россия является одной из ведущих золотодобывающих стран. Но создается впечатление, что денежные власти страны (конкретно Центробанк) этой благоприятной ситуацией пользоваться не намерены.

Особое место занимает последний, девятый раздел, который называется «За гранью экономики и видимого мира». Я уже в предыдущих выпусках серии говорил, что для понимания многих явлений и процессов в сфере экономики и финансов необходимо погружение в сферы, находящиеся за пределами мира экономики. Я имею в виду политику, культуру, антропологию и духовную сферу. Многие отгадки и подсказки можно находить в художественной литературе, философских и богословских произведениях, а также (и, может быть, в первую очередь) в Священном Писании. Последний раздел содержит несколько очерков, в которых я пытаюсь осмыслить нынешний вирусно-экономический кризис, опираясь на романы известного русского писателя Ф.М. Достоевского,  а также на последнюю книгу Священного Писания — Откровение апостола Иоанна Богослова, более известную под названием «Апокалипсис».

Как всегда, жду от читателей критических замечаний и предложений по совершенствованию серии «Финансовые хроники профессора Катасонова». Свои замечания и предложения можете направлять по электронному адресу Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова: [email protected]

 

Раздел I

Раздел II

США

 

На борьбу с коронавирусом в США будут мобилизованы… «вертолеты с деньгами»

 

Я уже писал о том, что мир к началу нынешнего года оказался на грани финансового и экономического кризиса. В настоящее время мир уже вошел в этот кризис.[5] Но СМИ обеспечивают «дымовую завесу», прикрывая кризис всяческим раздуванием истерии по поводу коронавируса.

Ведь по некоторым отраслям экономики ситуация сегодня несравненно более «тухлая», чем, скажем, во время кризиса 2007–2009 гг. И даже чем во время того кризиса, который начался в октябре 1929 года и до сих пор считается самым глубоким и продолжительным. Особо в тяжелом положении оказались такие отрасли, как пассажирские авиаперевозки и туризм (вместе с отельным бизнесом). Так, по подсчетам авторитетной Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), обнародованным 20 февраля, мировые авиаперевозчики могут потерять в этом году 29,3 млрд. долл. Однако в марте оценка потерь резко подскочила и стала «вилочной»: от 63 до 113 млрд. долл. Такой кардинальный пересмотр обусловлен тем, что изначально оценивались убытки, связанные с возможным сворачиванием авиаперевозок между Китаем и другими странами. В марте, когда ВОЗ объявила о пандемии (т. е. эпидемии глобального масштаба) стало понятно, что сворачиваются авиаперевозками и между другими странами. Большинство экспертов признают, что почти все ведущие мировые компании авиаперевозчики уже находятся «в минусе», т. е. несут систематические убытки. Примеров бедственного положения авиаперевозчиков бесконечное множество. Так, группа компаний IAG, куда входят известные перевозчики British Airways, Aer Lingus и Iberia, заявила, что уменьшит парк летающих самолетов на 75 % в апреле и мае и урежет расходы за счет временного уменьшения штата. Norwegian Air уже в марте сократила 90 % рейсов и отправила в неоплачиваемый отпуск более 7,5 тысяч человек. Уже есть первые банкроты. В середине февраля было объявлено о банкротстве итальянской Air Italy, в начале марта — британской региональной авиакомпании Flybe. Согласно многочисленным прогнозам, при сохраняющихся тенденциях к маю половина ведущих авиакомпаний мира станут банкротами.

Под дамокловым мечом коронавируса находятся и многие другие отрасли промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Достаточно одной «искры» (случая выявления инфицированного коронавирусом работника), чтобы «пожар» (введение карантина, полное прекращение работы) охватил все предприятие, всю компанию и даже всю отрасль. Вот лишь один штрих к картине того пожара, который сегодня полыхает в европейской экономике. В пятницу, 20 марта министерство экономики Германии обнародовало цифру: двадцать пять миллионов предприятий малого и среднего бизнеса пострадали в ЕС от пандемии коронавируса, это 99 % предприятий сообщества.

А вот один яркий штрих картины пожара в американской экономике. Руководство ведущих автопроизводителей в США — компаний General Motors, Ford Motor и Fiat Chrysler провели совместную экстренную встречу в Детройте 18 марта. Причиной (или поводом?) встречи стал выявленный случай заболевания сотрудника вирусом Covid-2019 на одном из заводов Ford в штате Мичиган. Руководители американского автопрома приняли решение о временном закрытии своих заводов на территории США, Мексики и Канады. Одного случая в отрасли оказалось достаточно для того, чтобы отправить домой на неопределенный срок около 150 тысяч рабочих отрасли. Как сообщила газета The New York Times, аналогичным образом решили поступить японские концерны Honda, Toyota и Nissan в отношении своих заводов на территории Северной Америки. Автопром — один из локомотивов американской экономики. Остановка этого локомотива ударит по многим отраслям. Она приведет к снижению занятости на тысячах предприятий, поставляющих автопрому детали и узлы. Потери (по занятности) у смежников и подрядчиков будут больше, чем в самом автопроме. Многие поставщики вообще вынуждены будут закрыться.

Одним словом, нынешний «вирусный» кризис гораздо менее прогнозируем, чем тот, который мировая экономика переживала в конце прошлого десятилетия. Нельзя сказать ничего определенного о широте охвата «вирусной эпидемией» отраслей и времени действия этой «эпидемии». Кто-то из политиков и экспертов утверждает, что острая фаза закончиться к началу лета. Другие (как, например, американский президент Дональд Трамп) относят эту дату на конец лета. Есть и те, кто относят эту дату на конец года или даже на следующий год. Впрочем, уже образовалась группа экспертов, которые уверены, что «пандемия» станет перманентным состоянием мира. Что нынешняя эпидемия имеет искусственное, рукотворное происхождение. И что, когда коронавирус «выдохнется», на смену ему придет другой.

С учетом упомянутых неопределенностей власти некоторых стран пытаются заливать пожар разгорающейся в экономике «вирусной эпидемии» деньгами. И денег не жалеют. Я уже писал о крайне оперативных и радикальных действиях ФРС США, европейского Центрального банка, Банка Англии и других Центробанков по снижению ключевых ставок и наращиванию денежной эмиссии, называемому «количественными смягчениями»[6]. От Центральных банков не отстают и Минфины ведущих стран. Вот о них я и хочу поговорить. Минфинам также приходится действовать оперативно и решительно. Во-первых, предоставляя различные финансовые льготы (налоговые каникулы, отмена некоторых налогов, предоставление государственных гарантий под банковские кредиты и др.). Во-вторых, выделяя деньги в виде субсидий, кредитов или даже вложений в акционерные капиталы частных компаний («мягкая» форма национализации).

И тон тут задают Соединенные Штаты. Все началось с того, что в конце февраля администрация президента Дональда Трампа запросила у Конгресса 2,5 млрд долл. на борьбу с коронавирусом. Демократы Палаты представителей сразу предложили увеличить сумму до 8 млрд. долл., Трамп предложение поддержал. Бюджетный азарт стал расти в геометрической прогрессии. 17 марта американский президент обнародовал пакет помощи на борьбу с коронавирусом на сумму 850 млрд. долл. (включающий в себя не только помощь бизнесу, но и населению)[7]. В рамках указанного пакета помощи Минфин США предлагает выделить 300 миллиардов долларов на кредитование малого бизнеса, 150 миллиардов долларов на гарантии под кредиты компаниям разных отраслей экономики и отдельно 50 миллиардов долларов на поддержку авиаперевозчиков, особо сильно пострадавших от эпидемии.

Сумма заявленных Трампом бюджетных обязательств уже сопоставима с общим объемом бюджетной помощи федерального правительства американской экономики во время кризиса 2007–2009 гг. Глава Национального экономического совета Белого дома Лоуренс Кадлоу 19 марта заявил, что наращивание финансовой поддержки экономики продолжится. По его мнению, на программу смягчения последствий распространения коронавируса в США потребуется свыше 1,3 трлн долларов. Уверен, что и эта цифра не станет окончательной.

Европейский Союз старается не отстать от Америки и в феврале обещал выделить из общеевропейского бюджета на помощь разным секторам экономики 25 млрд. евро. Позднее обещанная сумма была увеличена до 37 млрд. евро. И это, так сказать, верхняя часть айсберга. Основные деньги будут выделяться на помощь бизнесу из бюджетов стран-членов ЕС.

Тут вне конкуренции Германия, которая желает занимать твердо второе место после США. Она обещает вложить в борьбу с «вирусной эпидемией» в экономике 550 млрд. евро. За ней идет Франция — 547 млрд евро. Италия выделяет 340 млрд евро. Испания готова потратить 200 млрд евро. Из стран, находящихся за пределами ЕС, выделяются Великобритания — 330 млрд. долл. и Япония — 193 млрд долл. Правительство Польши обещало сумму, эквивалентную 52 млрд. долл. Финляндия озвучила сумму помощи в 15 млрд. евро.

Конечно, к приведенным цифрам следует относиться осторожно. Поскольку в большинстве случаев они представляют собой лишь заявления первых лиц и высших чиновников. В большинстве стран сейчас происходит корректировка бюджетов (принятых в конце прошлого года) с учетом новой чрезвычайной ситуации. Неизвестно, будут ли урезаны заявленные с высоких трибун суммы или нет. И если урезаны, то насколько.

Власти ряда стран заявили, что, если все возможности спасения крупных «системно значимых» компаний будут исчерпаны, они пойдут на крайнюю меру — национализацию. В частности, об этом 13 марта сообщил министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер в интервью Der Spiegel. 18 марта об этом заявил глава Министерства финансов Франции Бруно Ле Мэр. При этом оба министра подчеркнули, что это «крайняя мера». И что в любом случае она будет носить «временный характер» (после острой фазы кризиса государство выйдет из капитала). И уж, конечно, национализация будет «цивилизованной», т. е. с компенсациями, выкупом за счет бюджетных денег долей частных акционеров.

Впрочем, кое-где от заявлений о национализации к ней уже перешли. В Италии, а несколько позднее в Испании началась национализация частных компаний, занимающихся оказанием медицинских услуг. Это национализированные организации будут брошены на борьбу с коронавирусом. Еще более резонансным стало заявление итальянского правительства о том, что оно возьмет под полный контроль авиакомпанию Alitalia, которую окончательно добила вспышка коронавируса в Европе. Напомню, в начале года власти страны выделили ей кредит в 400 млн евро для санации и планировали до начала лета продать убыточную компанию и вернуть кредит. Однако в середине марта стало понятно, что покупателя компании найти не удастся. В этой связи правительство приняло решение о ее национализации с выплатой ее частным акционерам 3,5 млрд евро.

Очень резонансным стало решение властей США об использовании такого средства борьбы с «вирусной эпидемией», как раздача наличных денег населению страны. Согласно заявлениям Дональда Трампа и министра финансов Стивена Мнучина, сделанным на этой неделе, из бюджета для раздачи будет выделено полтриллиона (500 миллиардов) долларов. Взрослые получат по 1000 долларов, а дети — по 500 долларов. Дональд Трамп потребовал от правительства, «чтобы американцы получили деньги так быстро, как это только возможно». Министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что прямые выплаты населению будут произведены в течение ближайших трех недель. Выдачи предполагается произвести дважды равными суммами. Правда, с учетом численности населения страны суммарные выдачи по указанным нормам будут меньше заявленной цифры в 500 млрд. долл. Нигде в СМИ объяснений этой арифметического парадокса я не нашел.

Многие наблюдатели обратили внимание на то, что данная инициатива американских властей очень напоминает ту идею американского экономиста Милтона Фридмана, которую он озвучил еще в конце 1960-х годов и которую позднее назвали идеей «вертолетных денег». Современные американские экономисты совершенно правильно говорят, что раздача денег бизнесу в виде кредитов ФРС или различных программ помощи по линии американского Казначейства экономику оживить уже не в состоянии. Сколько бы денег компании и банки не получили, все эти деньги оказываются на финансовом рынке и лишь надувают спекулятивные «пузыри». Реальная экономика продолжает испытывать денежный голод и стагнирует. Гораздо более действенными будут любые меры по повышению платежеспособного спроса населения. Даже бесплатная раздача денег населению. Которые будут направляться на покупку товаров и услуг и стимулировать развитие экономики, а не надувать «пузыри» на фондовой бирже. Прошло более полвека с того момента, когда Милтон Фридман озвучил идею «вертолетных денег» в своем шуточном рассуждении о том, какими могут последствия операции по разбрасыванию денег с вертолетов, летающих над Америкой. И вот, кажется, наступает момент, когда шуточная идея экономиста начинает воплощаться в жизнь.

Впрочем, к простому выводу о том, что главный упор в преодолении кризиса следует делать не на раздачу бюджетных денег бизнесу, а на повышение платежеспособного спроса населения, кажется, приходят и чиновники других стран. И для такого повышения не обязательно заниматься раздачей «вертолетных» денег. Более простой и очевидный способ — повышение заработной платы и пособий, выплачиваемых работодателем сотруднику. В этой связи можно упомянуть обращение на этой неделе министра экономики Франции Брюно Ле Мэр к работодателям. Он предложил им выплатить премии в размере одной тысячи евро сотрудникам, продолжающим трудиться в условиях действующего карантина. Кроме того, действенными являются различные налоговые льготы — освобождения от выплат налогов на время карантина, пандемии или чрезвычайного положения. Или отсрочки налоговых выплат до нормализации ситуации. Так, в упомянутом выше пакете финансовой помощи американского Минфина американским гражданам предоставляется отсрочка на перечисление налогов в общей сложности на сумму до 1 млн. долл. на срок 90 дней.

А каковы меры по защите экономики и населения от «вирусной эпидемии» в России? — На сегодняшний день суммарный пакет помощи правительства экономике и населению составляет 300 млрд. руб., что эквивалентно примерно 4 млрд. долл.

На этой неделе правительство заявило о предоставлении отсрочки по уплате налогов и страховых взносов до 1 мая для туристических и авиакомпаний, которые понесли миллиардные убытки от пандемии коронавируса. Помимо этого, премьер-министр объявил о введении российским правительством трехмесячного моратория для малого и среднего бизнеса по выплате страховых взносов, а также об отсрочке уплаты арендных платежей для тех, кто арендует государственное или муниципальное имущество. Наконец, глава правительства РФ поручил ФНС предоставить отсрочку до 1 мая по уплате налогов и страховых взносов налогоплательщикам в сфере физической культуры и спорта, а также искусства, культуры и кинематографии.

Впрочем, по мнению представителей российского бизнеса и независимых экспертов, этих мер явно недостаточно для поддержания «на плаву» отечественных компаний, особенно малого и среднего бизнеса.

 

Для спасения Америки решили провести «национализацию» Федерального резерва и «приватизацию» Казначейства

 

В мире денег и финансов за последние полвека периодически происходили «революции». Некоторые из них порой оставались незамеченными или, по крайней мере, не оцененными в полной мере. Так, в 70-е годы был окончательно ликвидирован золотой стандарт. Образно выражаясь, с «печатного станка» Федеральной резервной системы США был снят «золотой тормоз». Центральный банк США мог теперь печатать долларов столько, сколько пожелает. Оставалось лишь поддерживать спрос на «зеленую бумагу» путем создания и раздувания финансовых рынков, внедрения новых финансовых инструментов (типа деривативов), проведения приватизаций и снятия всяких ограничений и запретов на трансграничное движение капитала (для скупки любых активов с помощью этой самой «зеленой бумаги»).

Уже в XXI веке наиболее «революционной» новацией стала политика Центробанков, получившая название «количественные смягчения». ФРС США, ЕЦБ, Банк Японии, другие Центробанки получили неограниченные возможности для скупки государственных долговых бумаг и одновременно для накачки денежной сферы миллиардами и триллионами долларов, евро, иен, других валютных единиц. Некоторые Центробанки совершили «революцию» другого рода: они опустили свои ключевые ставки ниже нуля. Процентные ставки стали отрицательными. Это Центробанки Швеции, Дании, Японии, Швейцарии. Свою тихую «революцию» осуществляют Центробанки Японии и Швейцарии. Они уже не ограничиваются скупкой государственных ценных бумаг, а очень активно наращивают свои активы за счет корпоративных ценных бумаг, в том числе акций. Все эти «революции» призваны спасать деградирующие экономики. Но названные средства подобны наркотикам, причем используемым во все больших дозах. Поэтому никто не знает, чем закончится это «лечение».

Вирусно-экономический кризис, который разворачивается на наших глазах, также подталкивает денежные власти (казначейства и Центральные банки) к поиску и использованию новых «революционных» методов спасения экономик. Центробанки по полной программе возобновили «количественные смягчения» (которые еще в прошлом году они планировали сворачивать). Скорее всего, продолжатся снижения ключевых ставок, и в минус уйдут новые Центробанки.

Особое внимание привлекают новации денежных властей США, которые смело можно отнести к разряду «революционных». Многие американские и мировые СМИ разнесли новость, что для борьбы с коронавирусом и порожденным им экономическим кризисом Минфин США и ФРС США выделили в общей сложности около 6 триллионов долларов, что равно примерно 30 % американского ВВП. С Америкой по относительному уровню финансовой помощи сопоставима лишь Германия. У других стран Запада относительный уровень помощи поменьше: Италия (20 % ВВП), Великобритания (16 %), Испания (16 %) и Франция (14 %). Стоит, однако, учитывать, что изрядную долю заявленной помощи у европейских стран составляют гарантии и лимиты по кредитам, которые могут в итоге не быть выбраны полностью. Например, более 90 % заявленной помощи в Италии, Великобритании и Франции составляют государственные гарантии по кредитам.

Но вернемся к США. Из 6 триллионов долларов суммарной финансовой помощи примерно 2,2 трлн. долл. приходится на Минфин, а 3,8 трлн. долл. — на ФРС США. Минфиновские деньги предусмотрены законом, который был подписан президентом Трампом 27 марта и который называется: Закон о помощи и смягчении последствий пандемии коронавируса и экономической безопасности (The Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security (CARES) Act)

Приведенные выше цифры не окончательные. Министр финансов США Стивен Мнучин и председатель ФРС Джером Пауэлл сказали, что до конца года при необходимости могут быть выделены дополнительные деньги. Сейчас я хочу обратить внимание не на количественную, а на качественную сторону вопроса. Для помощи американской экономике и продвижения указанных астрономических денежных сумм предусмотрено создание специальных механизмов. Возникает новая схема взаимодействия двух институтов денежной власти США.

Ранее взаимодействие осуществлялось на основе классической схемы: Минфин (Казначейство) эмитирует свои долговые бумаги (облигации) и продает их американскому Центробанку, получая от него другие «бумажки», называемые долларами. Объемы обмена такими бумагами (облигациями и долларами) существенно увеличились после кризиса 2008–2009 гг. в результате реализации программ «количественного смягчения». В конце прошлого года портфель казначейских бумаг Федерального резерва составил 2,54 трлн. долл.

Эта схема взаимодействия продолжает действовать, и масштабы операций в рамках этой схемы будут возрастать. ФРС заявила, что с 23 марта она начинает скупать казначейские бумаги по 75 млрд. долл. в день (плюс к этому ипотечные бумаги — по 50 млрд. долл. в день). Это означает, что за неделю (пять рабочих дней) портфель казначейских бумаг Федерального резерва увеличился на 375 млрд. долл. А ведь в разгар третьей программы КС закупки казначейских бумаг Федеральным резервом составляли лишь по 50 млрд. долл. в месяц! Еще в прошлом году активы ФРС США были менее 4 трлн. долл., а в апреле нынешнего года они уже перевалили через планку в 6 трлн. долл.

В прошлом месяце, как я уже отметил, было принято решение об увеличении финансовой поддержки экономики. Помимо привычной скупки казначейских, а также ипотечных бумаг Федеральный резерв будет в порядке поддержки закупать и другие бумаги. Но не напрямую, а при посредничестве Минфина. А для этого будет применена новая схема. Он включает в себя следующие основные элементы, или механизмы (facilities):

Первый из них — Корпоративная кредитная линия первичного рынка (Primary Market Corporate Credit Facility — PMCCF). Этот механизм предназначен для скупки новых корпоративных бумаг при их первичном размещении на рынке.

Второй — Корпоративная кредитная линия вторичного рынка (Secondary Market Corporate Credit Facility — SMCCF). Механизм предназначен для поддержания бумаг, уже обращающихся на рынке.

Третий — Срочный кредитный фонд обеспеченных ценных бумаг (Term Asset-Backed Securities Loan Facility — TALF). Этот фонд предназначен для скупки бумаг, выпущенных под обеспечение банковских кредитов (такая операция называется секьюритизацией банковских кредитов). А кредиты банков, в свою очередь, должны иметь обеспечение в виде гарантий или залогов. В первую очередь, речь идет о кредитах компаниям малого и среднего бизнеса, обеспеченные гарантиями Администрации малого бизнеса (SBA).

Четвертый механизм — Фонд ликвидности взаимного фонда денежного рынка (Money Market Mutual Fund Liquidity Facility — MMLF). Впрочем, этот механизм, как сообщают американские СМИ, был создан ранее. Речь идет лишь о расширении операций через Фонд. В основном он предназначен для финансовой поддержки муниципальных властей (скупка Фондом муниципальных бумаг).

Пятый механизм — Программа финансирования коммерческих бумаг (Commercial Paper Funding Facility — CPFF). Предполагается, что через этот механизм будут скупаться те бумаги, которые не подпадают под стандарты первых четырех названных механизмов.

Подробностей того, как будут функционировать механизмы (за исключением MMLF, который уже был создан ранее), пока нет. Идут активные обсуждения вокруг новой схемы. Пожалуй, самое главное, о чем уже сообщили и ФРС США, и Казначейство США, что в рамках каждого механизма будет создана компания специального назначения (Special Purpose Vehicle — SPV). Учредителем компаний специального назначения (КСН) будет выступать правительство, которое выделит из бюджета деньги для формирования исходного капитала. КСН будут получать кредиты от ФРС США для скупки на рынке бумаг своего профиля. Предусмотрено, что кредитное плечо будет 1:10. Это означает, что под каждый доллар уставного капитала КСН американский Центробанк будет выдавать кредит в размере 10 долларов. Минфиновский доллар будет обеспечением кредитов ФРС на 10 долларов. Кстати, в упомянутом выше законе CARES 454 млрд. долл. предназначено для капитализации КСН[11]. Следовательно, можно предположить, что максимальный объем кредитов, которые могут получить новые компании, превысит 4,5 триллиона долларов. Для сравнения отмечу, что примерно такой величиной измерялись все активы Федеральной резервной системы США в начале этого года.

Эксперты уже комментируют «революционную» новацию денежных властей. Чем-то напоминает частичное банковское резервирование. Многие полагают, что под один реальный доллар Минфина можно будет создать десять не очень реальных (даже виртуальных) долларов. Впрочем, некоторые считают, что даже исходный доллар Минфина, который будет вложен в капитал КСН, будет также виртуальным, созданным «из воздуха». Действительно, ведь все большая часть долларов в федеральном бюджете США — не налоги, а займы ФРС США. Кстати, откуда правительство возьмет анонсированные деньги в размере более 2 триллионов долларов США борьбу с вирусно-экономическим кризисом? Ведь в предыдущем (2019) финансовом году федеральный бюджет был сведен с дефицитом, равным примерно 1 триллиону. В этом финансовом году, даже если бы не было кризиса, дефицит все равно был бы не менее 1 триллиона. Администрация Трампа ведь не повышает налоги. Она их и раньше понижала для стимулирования экономического роста, а в условиях кризиса добивается еще большего их понижения. Значит, щедрый жест правительства в размере более 2 триллионов долларов означает увеличение бюджетного дефицита на эту же сумму. Значит, Федеральный резерв дополнительно закупит казначейских бумаг на сумму более 2 триллионов. Получается, что распиаренная в американских СМИ бюджетная помощь в два триллиона создана из воздуха.

Итак, возникает замкнутый контур, в котором будут обращаться почти исключительно виртуальные деньги. Финансовый аналитик Стив Сэвилл (Steve Saville) следующим образом комментирует новую схему денежных властей США: «Самое безумное здесь то, что доллары, вливаемые правительством в SPV ФРС, ранее созданы из ничего при монетизации ФРС ценных бумаг Казначейства США. Таким образом, ФРС создает деньги из воздуха, затем эти деньги идут правительству, правительство вливает их в новые SPV ФРС, и ФРС на основе этих вливаний «капитала» создает намного больше денег из ничего»[12].

Примечательно, что до сих пор Федеральная резервная система с корпоративным долгом не работала. Теперь она активно этим займется. Суммарный корпоративный долг США в настоящее время оценивается в 9,5 трлн. долл. Большая часть его на сегодняшний день имеет низкие инвестиционные рейтинги, а часть квалифицируется как «бросовая», или «мусорная». При планируемых масштабах закупочной деятельности КСН им неизбежно придется накапливать на своих балансах «мусорные» бумаги. Кстати, американские эксперты уверены, что уже в ближайшее время КСН будут закупать не только корпоративные долговые бумаги (в том числе «мусорные», но и акции американских компаний (как это уже делают Центробанки Японии и Швейцарии).

Казалось бы, КСН при такой политике обречены на то, чтобы обанкротиться. Но правительство не позволит обанкротиться КСН, бросив им спасательный круг в виде новых десятков и сотен миллиардов долларов, которые американский Минфин возьмет взаймы у Федерального резерва. Возник, своеобразный финансово-денежный «вечный двигатель». Правда, как говорят эксперты, движение с помощью этой чудо-машины будет иллюзорным. И рано или поздно из мира иллюзий придется выходить в мир реальный, но к моменту выхода реальный мир (т. е. реальная экономика) уже может оказаться окончательно разрушенным.

По поводу новой схемы делаются совершенно справедливые замечания, что она свидетельствует о сильном сближении двух институтов денежной власти США — Федерального резерва и Казначейства (Минфина). Тот же Стив Сэвилл отмечает: «Американское правительство и Федеральная резервная система (ФРС) шагают во главе, причем всякое предполагаемое разграничение этих двух структур размывается или исчезает». Правда, он тут же добавляет: «…никто больше не делает вид, будто ФРС независима от правительства». Некоторые нынешнюю революционную новацию назвали даже «национализацией» Федерального резерва. Есть правда, и противоположная точка зрения. Что, мол, новая схема более напоминает «приватизацию» американского Казначейства в интересах «хозяев денег». Мне кажется, что вторая точка зрения ближе к реальности.

Особенно учитывая, что в новой схеме кроме двух упомянутых участников есть еще третий. Кто это? Его зовут BlackRock. Это крупнейший в Америке и в мире финансовый холдинг, инвестиционный фонд, который имеет в своем доверительном управлении активы в 27 трлн. долл. Плюс к этому своим собственным капиталом участвует в капитале многих ключевых банков и корпораций. В частности, у него есть доли в капитале большинства банков Уолл-стрит.

Не исключаю, что именно BlackRock окажется главным из трех участников в новой конструкции. Ему поручено осуществлять текущее управление активами компаний специального назначения. Те, кто следит за деятельностью финансового гиганта BlackRock, отметили, что пандемия коронавируса позволила ему занять это почетное место под солнцем. BlackRock теперь будет возглавлять борьбу с пандемией COVID-19.

 

Раздел III

Китай

 

Ф<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.