Экхарт толле - о чем говорит тишина — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Экхарт толле - о чем говорит тишина

2021-02-05 125
Экхарт толле - о чем говорит тишина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭКХАРТ ТОЛЛЕ - О ЧЕМ ГОВОРИТ ТИШИНА

АВТОР «СИЛЫ МОМЕНТА СЕЙЧАС»

 

© Перевод с английского Николая Лаврентьева

МОСКВА 2004

 

 

ЭКХАРТ ТОЛЛЕ

О ЧЕМ ГОВОРИТ ТИШИНА

* * *

ВВЕДЕНИЕ

Истинному духовному учителю нет нужды учить чему-либо в обыденном смысле этого слова. Ему не нужно тебе ничего давать или добавлять — ни к информации, ни к убеждениям, ни к твоему образу действий. Единственная функция такого учителя — помочь тебе убрать то, что отделяет тебя от истины о том, кем ты уже являешься, и что ты уже знаешь в самой глубине своего существа. Духовный учитель нужен для того, чтобы раскрыть и явить тебе ту мерность внутренней глубины, которая есть также и покой.

 

       Если ты приходишь к духовному учителю — или к этой книге — в поисках побудительных идей, теорий, веры, интеллектуальных дискуссий, то ты будешь разочарован. Другими словами, если ты ищешь пищу для ума, ты ее не найдешь. Кроме того, ты упустишь самую суть этого учения, суть этой книги, которая не в словах ее, а в тебе самом. Хорошо, если ты будешь помнить это и чувствовать это, когда будешь читать. Слова — не более чем указатели. То, на что они указывают, нельзя отыскать в мире мыслей, а лишь внутри своей собственной мерности, которая простирается гораздо глубже мысли и которая бесконечно велика. Живое, вибрирующее спокойствие — это лишь одна характерная черта этого измерения. Таким образом, когда бы во время чтения ты ни почувствовал, что в тебе разливается внутренний покой, — это будет означать, что книга делает свою работу и выполняет свое назначение быть твоим учителем: она напоминает тебе о том, кто ты такой, и указывает тебе дорогу назад, домой.

 

       Это не такая книжка, которую нужно прочитать от корки до корки и отложить в сторонку. Живи вместе с ней, бери ее почаще и, что гораздо важней, почаще ее откладывай, а еще лучше, меньше читай, а больше держи ее в руках. Многие читатели будут чувствовать, что после каждых нескольких строк их совершенно естественным образом будет тянуть остановиться в чтении, сделать паузу, отражая прочитанные строки и погружаясь в их спокойствие. Всякий раз, когда такое будет происходить, гораздо полезнее прервать чтение, чем продолжать его. Пусть эта книга делает свою работу, пусть она пробуждает тебя, пусть вытаскивает тебя из старой колеи бесконечно повторяющегося и наскучившего обусловленного мышления. («Дай времени время» П.Коэльо)

 

       Форма этой книги, то, как она сделана, может рассматриваться как возрождение самых древних форм духовных учений, дошедших до нас в виде записей — сутр древней Индии. Сутры — это очень яркие и насыщенные указатели, направленные на истину, имеющие форму афоризмов или коротких изречений, в которых нет никакого сложного концептуального наполнения. В форме сутр были записаны ранние священные учения, Веды и Упанишады, в таком же виде предстают и слова Будды. Изречения и притчи Иисуса, если их очистить от повествовательного контекста, тоже могут быть отнесены к сутрам, не говоря уже о знаменитом учении, содержащемся в Дао Де Цзин — древнекитайской книге мудрости. Преимущества сутр в их краткости. Они не вовлекают думающий разум более, чем это необходимо. То, что они не говорят — а лишь на что указывают, — гораздо важнее, чем то, что они говорят. Статьи и абзацы этой книги, сделанные в виде сутр, особенно отчетливо предстают в главе 1 («Тишина и Спокойствие»), содержащей только самые краткие вводные изречения, мысли, фразы и т.п. Суть всей книги в этой главе, и вполне возможно, что это всё, что может понадобиться некоторым читателям. Остальные главы предназначены для тех, кому нужно еще несколько указателей.     

 

       Так же как и древние сутры, содержащиеся в этой книге писания являются сокровенными и исходят из того состояния сознания, которое мы могли бы назвать спокойствием, миром, тишиной, безмятежностью. Однако в отличие от древних сутр, они не принадлежат ни одной религии и не относятся ни к какой духовной традиции, тем не менее, всё человечество имеет к ним самый непосредственный доступ. Вместе с тем здесь к ним добавлен оттенок безотлагательности. Трансформация человеческого сознания больше не является роскошью, то есть тем, что доступно лишь нескольким отдельно взятым индивидуумам. Она является необходимостью, если только человечество не жаждет уничтожить самого себя. В настоящее время усиливается как дисфункциональность старого мышления, так и нарастание нового. Парадоксально, но всё на свете становится одновременно и лучше и хуже, хотя то, что становится хуже, — заметнее, потому что создает так много «шума».

 

(Безликая одинаковость и нейтральный «середнячок» как во внешнем, материальном, так и во внутреннем, духовном, мире и сознании людей постепенно перетекает в индивидуальность личности, которая четко определяет в Душе каждого человека конкретную, уникальную картину его Вселенной, а в ежеминутно подкидываемых самой Жизнью ситуациях он совершает внутренний личный выбор между «да» и «нет», черным и белым, правым и левым, честным и лживым, Добром и Злом, Светом и Тьмой – в пределах своей же собственной меры Совести, степени ее выраженности и готовности жить с нею в ладу. И в стороне, т.е. без совершения этого выбора, остаться никому не получится, т.к. «даже отсутствие решения – уже есть решение» (П.Коэльо) … Уже сегодня наблюдаемая трансформация устаревшего девиза «Всех – под одну гребенку» в тезис будущего «Каждый – индивидуален», естественно, заставляет каждого и стать индивидуально ОТВЕТСТВЕННЫМ за свой выбор, свою жизнь, поступки, даже мысли и чувства, больше не руководствуясь некогда властвующим над индивидуальностью «мнением большинства», – а в этом-то игнорировании оно и теряет силу, тем самым Жизнь еще больше настаивает на необходимости каждого индивидуума определиться для себя: «КТО Я?».)

 

       Эта книга, конечно же, использует слова, которые в процессе чтения твой разум будет превращать в мысли. Но это будут не обычные мысли — без конца повторяющиеся, шумные, служащие только самим себе, громко требующие к себе внимания. Как любой истинный духовный учитель, как древние сутры, мысли в этой книге не говорят: «Смотри на меня». Они говорят: «Смотри за меня». Потому что эти мысли приходят из тишины, и у них есть сила — сила, которая может увести тебя обратно в ту же тишину, из которой они пришли. Такая тишина — это еще и внутренний покой, а тишина и покой являются сутью твоего Бытия. Именно это внутреннее спокойствие трансформирует и спасет этот мир. 

 

 

ГЛАВА 1

ТИШИНА И СПОКОЙСТВИЕ

 

Когда ты теряешь соприкосновение с внутренней тишиной, ты теряешь соприкосновение с собой. Когда ты теряешь соприкосновение с собой, ты теряешь себя в этом мире.

 

Твое самое сокровенное чувство себя, чувство — кто ты такой, неотделимо от тишины. Это то самое Я Есть, которое гораздо глубже имени и формы.

~

Тишина — это твоя природная суть. Что такое тишина? Твое пространство осознанности, внутри которого слова этой страницы воспринимаются и становятся мыслями. Без этой осознанности нет восприятия, нет мыслей, нет мира.

 

Ты — осознанность, переодетая в личность.

~

Эквивалентом внешнего шума является внутренний шум думанья. Эквивалент внешней тишины — это внутреннее спокойствие.

 

Когда бы вокруг тебя ни воцарилась хотя бы некоторая тишина — прислушайся к ней. Это значит, просто заметь ее. Обрати на нее внимание. Слушание тишины пробуждает внутри тебя мерность спокойствия, потому что осознавать тишину ты можешь только через спокойствие.

 

Заметь, что в тот момент, когда ты замечаешь окружающую тебя тишину, ты не думаешь. Ты осознаешь, но не думаешь.

~

Когда ты начинаешь осознавать тишину, тотчас возникает состояние внутренней готовности. Ты присутствуешь. Ты вышел за грань тысячелетий коллективной человеческой обусловленности. 

~

Взгляни на дерево, на цветок, на растение. Пусть твоя осознанность опустится на них. Как они спокойны, как глубоко они корнями уходят в Сущее. Позволь природе научить тебя спокойствию.

~

Когда ты смотришь на дерево и чувствуешь его спокойствие, то сам становишься спокойным. Ты соединяешься с ним на очень глубоком уровне. Ты ощущаешь единство с тем, что воспринимаешь в спокойствии и через спокойствие. Ощущение своего единства со всем — это Истинная Любовь. (Я у Неба в гостях, всех люблю…)

~

Тишина (внешняя) — хороший помощник, но для того, чтобы найти спокойствие, она тебе не нужна. Даже если имеется какой-то шум, ты можешь осознавать спокойствие, которое стоит за ним, то пространство, из которого оно возникает. Это и есть внутреннее пространство чистого осознания, сознание само по себе.

 

Ты можешь начать осознавать то сознание, которое является первоосновой всего твоего чувственного восприятия, всего твоего думанья. Осознавание сознания — это появление внутреннего спокойствия. («вижу» свою Душу изнутри, из самого ее центра, одновременно «совпадая» при этом и с центром Вселенной)

~

Любой шум, выводящий тебя из равновесия, может быть столь же полезным, как и тишина. Как? Через отбрасывание своего внутреннего сопротивления этому шуму, через позволение ему быть таким, какой он есть. Это принятие также уносит тебя в царство внутреннего мира, что и есть спокойствие.

 

Когда ты глубоко принимаешь этот момент таким, какой он есть, — неважно, какую форму он принимает, — ты спокоен, ты в полном покое.

~

Обращай внимание на просвет — интервал между двумя мыслями, краткое, безмолвное пространство между словами во время беседы, между звуками пианино или флейты или промежуток между вдохом и выдохом.

 

Если ты обращаешь внимание на эти промежутки, осознание «чего-то» становится — просто осознанием. Бесформенная мерность чистого сознания возникает прямо изнутри тебя и заменяет отождествление с формой.

~

Настоящий интеллект действует безмолвно. Спокойствие — это там, где живет творчество и находится решение проблем.

~

Является ли тишина лишь отсутствием шума и содержания? (Тишина ≠ Пустота) Нет, это сам интеллект — это то сознание, которое лежит в основе всего, из которого рождается всякая форма. Как же это может быть отделено от того, кто ты есть?

 

Та форма, которой, как ты думаешь, ты являешься, исходит из этого и этим поддерживается.

 

Это суть любой галактики, любой травинки; всех цветов, деревьев, птиц и прочих форм.

~

Тишина — это единственное во всей вселенной, что не имеет формы. Это ничто (и нечто), и оно не от мира сего (не от мира форм).

~

Когда ты смотришь на дерево или человека — в спокойствии, то кто смотрит? Что-то более глубокое, чем личность. Сознание смотрит на свое творение. (Ты смотришь – но глазами Бога, Бог смотрит – но глазами тебя)

 

В Библии говорится, что Бог создал мир и увидел, как он хорош. Это именно то, что ты видишь, когда смотришь из спокойствия, в котором нет думанья. («Даже когда все плохо – все прекрасно!» Р.Бах; «Все равно я люблю эту Жизнь, ее страшные чудеса!» Fleur)

~

Тебе нужно больше знания? Разве больший объем информации или более быстрый компьютер, или еще более научный, интеллектуальный анализ спасет мир? Разве сейчас человечеству не нужно больше мудрости?

 

Но что такое мудрость и где ее искать? Мудрость приходит вместе со способностью быть спокойным. Просто смотри и слушай (особенно СЕБЯ). Больше ничего не нужно. Когда ты спокоен, когда ты просто смотришь и слушаешь, это активизирует внутри тебя свободный от понятий интеллект. Пусть спокойствие ведет тебя в словах и делах.

~

 

 

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

ЭГОИСТИЧНОЕ Я

 

Разум постоянно рыщет не только в поисках пищи для думанья; он ищет пищу для собственного отождествления, для чувства самого себя (на чем или на ком бы «осесть» и самоутвердиться). Так эго возникает и поддерживает свое существование, так оно непрерывно воссоздает само себя. 

~

Когда ты думаешь или говоришь о себе, когда ты произносишь: «Я», – то обычно имеешь в виду вот что — «я и моя история». Это «Я» сделано из того, что ты любишь и не любишь, чего боишься и желаешь. Это то самое «Я», которое никогда не бывает удовлетворено надолго. Это — созданное разумом чувство того, кто ты есть, которое обусловлено прошлым и ищущее реализации в будущем (но никогда не пребывающее счастливым в настоящем, во всей полноте «здесь и сейчас»).

 

Видишь ли ты, что это «Я» (-эго) — мимолетно, поверхностно, что это временная формация, похожая на волновой узор на воде? 

 

Кто это видит? Кто осознает скоротечность и поверхностность твоей физической и психологической формы? Я. Это гораздо более глубокое «Я» (-настоящее: по смыслу и истинному содержанию (1) и во времени (2)), у которого нет ничего общего ни с прошлым, ни с будущим.

~

Что останется, если не будет тех страхов и желаний, которые связаны с твоей проблематичной жизненной ситуацией и которые день за днем отвлекают на себя львиную долю твоего внимания? Прочерк — длиной в один-два дюйма, тире между двумя датами — рождения и смерти — на твоем надгробном камне.

 

Для эгоистичного «я» это очень неприятная мысль. Для тебя же она — освобождающая.

~

Если какая-нибудь мысль целиком поглощает твое внимание, это значит, что ты отождествляешься с голосом, звучащим у тебя в голове. Тогда эта мысль получает подкрепление от твоего чувства самого себя. Это эго, это «я», созданное разумом. Ментально сконструированное «я» чувствует себя неполноценным и перебивающимся случайными подачками. Вот почему и чувство страха, и его желания являются не только доминирующей и господствующей эмоцией, но и мотивирующей силой.

 

Когда ты понимаешь, что у тебя в голове есть голос, претендующий на то, чтобы быть тобой, и никогда не прекращающий своей трескотни, ты пробуждаешься от своего бессознательного отождествления с этим мыслительным потоком. Когда ты начинаешь замечать этот голос, тогда ты начинаешь понимать, что ты — не этот голос, ты не думатель — но тот, кто осознает его.

 

Знание того, что ты — это осознанность, которая за голосом, и есть свобода.

~

Эгоистичное «я» только и делает, что что-нибудь ищет. Оно ищет побольше того, побольше этого. Чтобы приплюсовать это к себе. Чтобы почувствовать себя более цельным. (все время «надо еще» - а это «наркоманская» зависимость) Это является объяснением тому, почему эго так озабочено будущим и почему оно его так любит.

 

Если ты осознаешь себя «живущим в настоящем мгновении», значит, твой выход за пределы схемы действий эгоистического разума состоялся, и одновременно с этим у тебя появляется возможность выбора — перенести всё свое внимание в это мгновение и оставить его в нем.

 

Перенос всего внимания в настоящий момент позволяет интеллекту, неизмеримо большему, чем эгоистический разум, войти в твою жизнь.

~

Когда ты живешь через эго, то всегда низводишь настоящий момент до уровня цели и средства. Тогда ты живешь ради будущего, и когда достигаешь своих целей, они тебя уже не устраивают, во всяком случае, надолго. (это жизнь «от пятницы до пятницы», «от сессии до сессии», от одного Нового года до другого, от предыдущего Дня рождения до следующего и т.д.)

 

Когда ты больше внимания уделяешь тому, что делаешь, чем тому, чего хочешь этим достичь, ты ломаешь старую эгоистическую обусловленность.

 

Тогда то, что ты делаешь, становится не только несоизмеримо эффективней, но и дает тебе бесконечно больше возможностей для самовыражения и радости. (когда путь становится важнее цели, к которой он ведет, каждую наносекунду смакуешь, испытываешь счастье «в процессе» этого пути, «здесь и сейчас», а не гонишься за его маячащим призраком – достигаемой целью в будущем: это радость в Душе – просто БЫТЬ)

~

Почти в каждом эго содержится хотя бы один элемент, который мы могли бы назвать «отождествлением с образом жертвы». Некоторые люди носят в себе такой сильный образ себя-жертвы, что для их эго он становится центральной, стержневой опорой. Самая сущностная часть их чувства себя складывается и формируется из негодования и обид (или, наоборот, из глобального чувства вины «перед всеми и вся»).

 

Даже если твои обиды (или чувство вины) полностью «обоснованы», то все равно то отождествление, которое ты из них для себя соорудил, больше похоже на тюрьму, решетки которой сделаны из мыслеформ. Стремись видеть то, что ты сам же себе и делаешь, или, вернее, то, что твой ум тебе делает. Чувствуй ту эмоциональную привязанность к своей истории жертвы, которая у тебя есть, и осознавай свою навязчивую потребность думать и говорить о ней. Будь свидетельствующим присутствием своего внутреннего состояния. Тебе ничего не надо делать. Вместе с осознанностью приходит трансформация и свобода.

~

Жаловаться, выражать недовольство и реагировать — вот любимые модели поведения, из которых эго черпает свою силу. Огромная часть ментально-эмоциональной активности очень большого числа людей состоит из недовольства тем или этим, а также реагирования на то или другое. Тем самым ты делаешь других людей «неправыми», ситуации «неправильными», а себя — «правым». Через собственную «правоту» ты чувствуешь свое превосходство, а через чувство превосходства ты усиливаешь свое чувство себя. На самом деле, в реальности, ты всего лишь усиливаешь иллюзию эго (значит, наоборот, без внутренней «реакции против» ПРИНИМАЯ мир и людей такими, какие они есть, ты начинаешь ВИДЕТЬ, что каждый человек прав, просто по-своему на своей пространственно-временной точке духовного развития; что ситуации правильные, просто «каждому свое» и каждый имеет то, что заслужил на момент «сейчас»; ты сам – тоже прав, просто в свою настоящую меру осознанности и постижения Бытия, – и нет больше прежней навязчивой необходимости тебе сравниваться с кем бы то ни было для получения либо «жертвенного» результата – зависти и обиды, либо «звездного» результата – гордыни и превосходства; тем самым ты перестаешь подпитывать эго усилением ощущения своей самости, особости, а значит, отделенности от всего мира – ты ОСВОБОЖДАЕШЬСЯ от иллюзорной клетки своего эго и растворяешься в открывающейся тебе единой Вселенной…).

 

Способен ли ты наблюдать за этими моделями поведения, которые исходят из тебя, и распознавать тот недовольный голос у себя в голове, ибо это именно он?

~

Эгоистичное чувство себя нуждается в конфликте, потому что его чувство отделенной от других личности черпает силу и крепнет в борьбе против того или этого, и, кроме того, оно демонстрирует: вот это — «я», а это — не «я».

 

Нередко кланы, народы и религии извлекают усиление чувства своего коллективного отождествления из того, что имеют врагов. Что же это за «верующий», если нет «неверующих»? («… а еще я хотел бы узнать: почему так легко променяли мы море на таз? Но «друзья» тут же хором ответили мне: «Ты не с нами – значит, ты против нас». Если это проблема, то она так мелка; если это задача, то она так легка: это «дети минут» ломают дверь, не заметив, что на ней нет замка…» В.Бутусов)

~

Можешь ли ты обнаружить в том, как ты взаимодействуешь с другими людьми, хотя бы едва заметное чувство превосходства или неполноценности по отношению к ним? Если да, тогда ты смотришь на эго, которое живет через сравнение. («Останься прост, беседуя с царями, останься честен, говоря с толпой; будь прям и тверд с врагами и друзьями…» Р.Киплинг)

 

Зависть — это побочный продукт эго, которое чувствует себя ущемленным, если у кого-то другого происходит что-нибудь хорошее, или у кого-то чего-то больше, или он больше знает, или способен на большее, чем ты. Отождествление эго зависит от результатов сравнения (с кем-то другим), и его пищей является больше. Оно хватает всё, что под руку попадет. Если ничего другого не получается, то ты можешь усиливать свое ложное чувство себя тем, что будешь считать себя более невезучим и пострадавшим от жизни или более больным, чем кто-либо еще.

 

Каковы же эти истории, фикции, из которых ты извлекаешь чувство самого себя? 

~

Необходимость в том, чтобы спорить, сопротивляться, не пускать и отказывать кому-либо с целью нагнетания и усиления чувства разобщенности, от величины которого зависит, сможешь ли ты продолжить свое существование, выживешь ли, встроена во все схемы действия эгоистичного «я». То есть — «я» против «него», «мы» против «них» (это жизнь в постоянной борьбе за «место под солнцем» и гонке по «закону джунглей»: или мы их, или они нас – естественно, выбираешь, скорее, первый вариант и сам становишься инициатором «противо»-действий по принципу «лучшая защита – нападение», не замечая при этом, как ежеминутно по капле теряешь свое же «человеческое Я». Даже ставшие привычными, потому что ежедневно слышимые или произносимые тобой в определенных ситуациях, фразы типа «Да тут все свои», «Поищу-ка я наших в очереди», «Наши еще не пришли» и т.п. автоматически бессознательно разделяют людей на психологически безопасные для них группы, лишний раз подчеркивая, насколько они «слепы», поражены и управляемы собственным эго-разумом, а также далеки от изначально заложенного Богом в их Души единения, милосердия и истинной, безусловно принимающей друг друга Любви… Из «этой же оперы» – оказание услуг по знакомству, по блату, платежи «мимо кассы» и т.д.).

 

Эго нуждается в конфликте с кем-то или чем-то. Это объясняет, почему ты ищешь и покоя, и радости, и любви, но (сам же) не можешь выносить их достаточно долго (ведь покой, радость и любовь – это бесконфликтность и умиротворенность, и потому рано или поздно управляемые своим эго «люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего» О.Уайльд). Ты говоришь, что хочешь счастья, а сам сидишь на игле несчастья.

 

В конечном счете, всё твое несчастье рождается не из обстоятельств твоей жизни, а в твоем обусловленном разуме (-эго) (!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)

 

(И самое интересное, удивительное, невероятное, захватывающее, чудесное, не поддающееся постижению собственным разумом и поэтому воспринимаемое иногда даже как мистическое – то, что, начиная с момента своей «взаправдашней» внутренней перенастройки на духовное очищение, с готовностью именно ЖИТЬ НА ДЕЛЕ в соответствии с хотя бы своим сегодняшним уровнем Правды и Совести, а не только знать о нем в теории и произносить «простые истины» впустую, с последующим все больше открывающимся в тебе самом просветлением – ты замечаешь, что меняются к лучшему и обстоятельства твоей жизни, и, одновременно, твое ВИДЕНИЕ этих и других обстоятельств, и вместе с тем «попутно» постепенно открывается некое новое, «другое» измерение, а также Смысл Твоего Бытия… Но происходит все это только в таком ЧЕСТНОМ хронологическом порядке: сначала «тернии», потом «звезды» – а никак не наоборот! «… «Видишь: там, на горе возвышается крест, под ним десяток солдат – повиси-ка на нем. А когда надоест, возвращайся назад: гулять по воде со мной…» «Но, учитель, на касках блистают рога, черный ворон кружит над крестом; объясни мне сейчас – пожалей дурака, – а распятье оставь на потом!» Онемел Спаситель и топнул в сердцах по водной глади ногой: «Ты и верно дурак…» – и Андрей в слезах побрел с пескарями домой» В.Бутусов)

~

Носишь ли ты в себе чувство вины по поводу чего-то такого, что сделал — или не сумел сделать — в прошлом? Вот что несомненно: ты действовал тогда в полном соответствии со своим (тем) уровнем осознанности или неосознанности. Если бы ты был более осознан, более сознателен, ты бы действовал иначе (так вот теперь, понимая это, извлекай уроки из прошлых ошибок, дабы не повторить их впредь, ведь ты-настоящий уже «другой»: более осознанный и сознательный, опытный, мудрый и ответственный по отношению к себе! Так и происходит твой личностный и духовный рост на протяжении всей Жизни: «в том-то и смысл бытия, чтобы семь раз упасть и восемь подняться на ноги» П.Коэльо).

 

Чувство вины — это еще одна попытка эго создать личное отождествление, чувство себя. Для эго совершенно неважно, будет ли это чувство позитивным или негативным. То, что ты сделал или не сумел сделать, было демонстрацией бессознательности — человеческой бессознательности. Тем не менее, эго его персонифицирует и говорит: «Это сделал Я», и, таким образом, ты начинаешь носить в себе ментальный образ себя как «плохого».

 

В течение всей своей истории люди причиняли друг другу неисчислимые страдания и боль, вершили насилие и жестокость и продолжают этим заниматься по сей день. Неужели все они были прокляты; разве все они виновны? Или эти акты просто являются выражением бессознательности, этапа эволюции, из которого мы сейчас вырастаем?

 

Слова Иисуса «Прости им, ибо не ведают, что творят» примерь еще и на себя (причем с обеих позиций: прощающего и не ведающего...).

~

Если ради освобождения себя, повышения своей значительности или усиления чувства собственной важности ты ставишь эгоистические цели, то даже если их достигаешь, они все равно тебя не устраивают.

 

Ставь цели, но знай, что их достижение — это еще далеко не все, что имеет значение. Когда что-то возникает из присутствия, это значит, что настоящий момент не является средством достижения цели: делание само по себе в каждый свой момент является самой полной реализацией. Ты больше не низводишь этот момент до уровня средства достижения цели, до уровня эгоистичного сознания.

~

«Нет меня. Нет проблем», — сказал буддистский Мастер, когда его попросили объяснить глубинный смысл буддизма. (т.е. нет меня как отделенного от мира эго, но есть несоизмеримо больше: я – как часть единой Вселенной…)

~

 

 

ГЛАВА 4

НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ

 

Если смотреть поверхностно, то кажется, будто данный момент — лишь один из многих-многих моментов. Каждый день твоей жизни выглядит так, как будто он состоит из тысяч мгновений, в которых происходят разные вещи. Вместе с тем, если посмотришь глубже, разве это не всё тот же самый, единственный миг? Разве жизнь — не «этот самый момент»?

 

Этот самый момент — Сейчас — единственное, откуда ты не можешь сбежать, единственная константа, единственный неизменный фактор твоей жизни. Неважно, что происходит, неважно, как сильно меняется твоя жизнь, одна вещь неизменна: это всегда происходит Сейчас.

 

Поскольку из настоящего момента ты никуда не можешь сбежать, то почему бы тебе не приветствовать его, почему бы тебе с ним не подружиться?    

~

Когда вы с настоящим моментом становитесь друзьями, то куда бы тебя ни занесло, ты везде чувствуешь себя как дома. Когда в настоящем моменте ты не чувствуешь себя как дома, то куда бы ты ни отправился, твоими спутниками будут беспокойство и тревога.

~

Настоящий момент такой, какой есть. Всегда. Можешь ли ты позволить ему быть?

~

Делить жизнь на прошлое, настоящее и будущее придумал разум, но это деление абсолютно искусственно. Прошлое и будущее — это мыслеформы, иллюзия, умственная абстракция. Ты можешь вспоминать прошлое только в данный Момент. Событие, которое ты вспоминаешь, происходило в данный Момент, и вспоминается оно тебе тоже в данный Момент. Будущее, когда оно наступает, наступает в данный Момент. Так что единственная вещь, которая только и реальна, единственное, что всегда есть — это настоящий Момент.

~

Если твое внимание обращено на настоящий Момент, это совсем не значит, что надо отрицать то, что тебе необходимо для жизни. Это просто понимание того, что первично. Тогда ты с великим спокойствием можешь взаимодействовать с тем, что вторично. Это не значит, что нужно сказать: «Я теперь больше ничего не буду делать, потому что всё, что есть — это только данный Момент». Нет. Сначала найди, что первично, и сделай настоящий Момент своим другом, а не врагом. Осознавай его, будь ему признательным, чествуй его. Когда настоящий Момент становится фундаментом и первичным фокусом твоей жизни, тогда она разворачивается с необычайной легкостью («Жизнь – штука легкая. Если вам плохо, значит, вы неправильно живете» М.Литвак).   

~

Когда ты отставляешь тарелки, вырабатываешь стратегию бизнеса, планируешь поездку, — что важнее: деланье или результат, которого ты хочешь достичь через это деланье? Данный момент или какой-то момент в будущем? Может быть, ты относишься к данному моменту как к препятствию, которое надо преодолеть? Может быть, у тебя есть еще какой-нибудь момент в будущем, чтобы подобраться к тому, что важнее? («Счастье не в том, чтобы делать всегда что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь» Л.Толстой)

 

Именно так почти каждый из нас живет большую часть времени. Поскольку будущее всегда наступает только как настоящее и никак иначе, такой способ жить получается очень разрушительным (вот и выходит, что «ожидание праздника лучше самого праздника», а страх грядущего страдания всегда оказывается сильнее самого страдания, когда оно уже настигло…). Он генерирует постоянное подводное течение из тревоги, напряжения и недовольства. Он не чествует и не приветствует жизнь, которая происходит Сейчас и которая никогда не бывает не Сейчас.

~

Ощущай трепет жизни внутри своего тела. Это твой якорь в моменте Сейчас.

~

В конечном счете, ты не можешь принять ответственность за жизнь, пока не примешь ответственность за данный момент — Сейчас. Именно так, потому что настоящий Момент — это единственное место, где можно найти жизнь. (по пословице «дьявол – в деталях» сама Жизнь складывается из ежемгновенных мелочей – и от того, какова проявленная здесь и сейчас НА ДЕЛЕ степень твоей ответственности к этим мелочам, с виду якобы неважным и пустяковым: выбираешь ли ты качество или количество, правду или ложь, закон или совесть и т.д., – зависит и честность, смысл и нужность всей твоей Жизни для Бога и Вселенной)

 

Принятие ответственности за настоящий момент не означает внутренне противиться «данности» этого момента или вступать в спор с тем, что есть. Это означает быть в со-настроенности с жизнью.

 

Настоящий Момент такой, какой есть, потому что он просто не может быть иным. Физики сейчас подтверждают то, что буддисты знали всегда: изолированных друг от друга вещей или событий не существует. Под покровом своего внешнего облика все вещи взаимосвязаны, они являются частями всего космоса, приводящего их к тому виду, в каком данный момент и предстает.

 

Если тому, что есть, ты говоришь «да», то ты сонастраиваешься с силой и интеллектом самой Жизни. Только тогда ты можешь стать действующей силой перемен, происходящих в этом мире.

~

Простая и вместе с тем самая результативная практика — принимать (и осознавать своим внутренним «сторонним наблюдателем») без исключения всё, что возникает в настоящий момент — внутри и снаружи.

~

Когда твое внимание переносится в настоящий момент, это и есть готовность. Это как будто ты выходишь из сна (из комы) — сна, состоящего из мыслей, из прошлого и будущего. Так ясно, так просто. В нем совершенно нет места для создавания проблем. Только настоящий момент — как таковой.

~

В тот миг, когда ты своим вниманием входишь в Настоящий Момент, то понимаешь, что жизнь свята (!!!). Это святость всего того, что ты воспринимаешь, когда присутствуешь. Чем больше ты живешь в Настоящем, тем лучше чувствуешь простую и, вместе с тем, глубокую радость Бытия, как и святость всей жизни в целом.

~

Большинство людей путают настоящий Момент с тем, что происходит в настоящий Момент, а это далеко не одно и то же. Настоящий Момент неизмеримо глубже, чем то, что в нем происходит. Он является пространством для того, что в нем происходит.

Так что не путай содержание настоящего Момента с самим настоящим Моментом. Он глубже любого содержания, которое в нем возникает.

~

Когда ты вступаешь в настоящий Момент, ты выходишь из того, что содержит твой разум. Непрерывный поток думанья замедляется. Мысли больше не поглощают твое внимание целиком, не отвлекают его на себя полностью. Между мыслями появляется просвет — пространственность, спокойствие. Ты начинаешь понимать, насколько (неизмеримо) ты больше, чем твои мысли.

~

Мысли, эмоции, чувственное восприятие, что бы ты ни испытывал, составляют содержание твоей жизни. «Моя жизнь» — это то, из чего ты черпаешь свое чувство себя. «Моя жизнь» — это содержание или что-то такое, во что ты веришь.

 

Ты все время упускаешь самый очевидный факт: твое самое глубокое чувство Я Есть не имеет ничего общего с тем, что происходит в твоей жизни, ничего общего с содержанием (т.е. находится вне событий, происходящих с тобой в пространстве-времени: … Душа парит на такой высоте – одновременно везде и нигде: там не бывает ни боли, ни страха, не существует «вчера» или «завтра».). Это чувство Я Есть и Настоящий Момент есть одно. Оно всегда одно и то же. В детстве и в старости, в здоровье и болезни, в успехе и неудаче это Я Есть — пространство Настоящего Момента — на самом глубоком уровне всегда остается неизменным. Его иногда путают с содержанием, и тогда Я Есть, то есть Настоящий Момент, ты ощущаешь очень слабо и не прямо, ты ощущаешь его через содержание своей жизни. Иными словами: твое чувство Сущего закрыто облаками обстоятельств, потоком мышления, и очень многими другими вещами этого мира. Настоящий Момент становится заслоненным временем.

 

Так ты забываешь о своих корнях, уходящих в Сущее, в твою божественную реальность, и теряешь себя в этом мире. Запутанность, гнев, депрессия, насилие и конфликт появляются лишь тогда, когда люди забывают, кто они такие.

 

Тем не менее, как же легко и просто вспомнить вот эту истину и, тем самым, вернуться домой:

 

Я — это не мои мысли, не мои эмоции, не мое чувственное восприятие, не мои ощущения. Я — не содержание моей жизни. Я есть Жизнь. Я есть пространство (вне времени), в котором всё происходит. Я есть сознание. Я есть Настоящий Момент. Я Есть.

~

 

 

ГЛАВА 5

КТО ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ

 

Настоящий Момент неотделим от того, кто ты есть на самом глубоком уровне.

~

В твоей жизни многое имеет значение, но абсолютное значение имеет только одно.

 

Имеет значение то, насколько ты успешен или неудачлив в глазах мира. Имеет значение, здоров ты или нездоров, образован или необразо


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.