Диагностика характера и состояний личности по ее — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Диагностика характера и состояний личности по ее

2021-02-05 143
Диагностика характера и состояний личности по ее 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экспрессивному репертуару

 

Понятие об экспрессивном репертуаре личности

 

Изучением связи экспрессивного поведения человека с его индивидуальными и характерологическими особенностями занимается соци альная перцепция — раздел современной психологии, исследующий закономерности познания и восприятия человека человеком в процессах общения и взаимодействия.

Экспрессивное поведение каждого из нас — образование сложное. Оно включает мимику (движение лицевых мышц), жесты и позы (движения рук и корпуса), походку, экспрессию лица и фигуры, обусловленные строением лица, туловища, конечностей.

Современные исследования показали, что экспрессивный репертуар человека и его психологические особенности представляют единство. Этот феномен глубоко исследовался под руководством А.А. Бодалева[15]. Сегодня нам стали доступны и зарубежные исследования, помогающие при помощи "расшифровки" экспрессивного репертуара "читать чело­века как книгу"[16].

Уже древний человек подметил зависимость между выразительными движениями и психическими состояниями человека. Его опыт нашел отражение в создании экспрессивных (expressio — лат. — выражение) масок, скульптурных изображений богов, в наскальных рисунках.

Мимика, жесты, поза, походка как элементы экспрессивного поведения являются одной из главных невербальных визуальных систем об щения, усваиваемых с детства. Имеется много данных о приоритете "языка тела" над речевым языком. Как считает А. Пиз, в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено работой подсознания, и отсутствие возможности подделать импульсы подсознания позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения, контролируемому сознанием[17].

Особо важным, по мнению А. Пиза, является владение "языком телодвижений" в сфере бизнеса и менеджмента. Умение заинтересовать партнера и убедить его во многом может зависеть от умения интерпретировать язык телодвижений, а владение им поможет добиться успеха в переговорах.

Толчком для изучения экспрессии лица и связи с эмоциями послужила работа Ч. Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных".

Авиценна считал, что изучение экспрессивного репертуара человека помогает делать явными свойства его характера и тем самым выбирать адекватные способы взаимодействия с ним. Говоря сегодняшним языком, учет и расшифровка невербальных сигналов, получаемых от индивида, дает необходимую оперативную информацию о партнере и помогает организовать оптимальное взаимодействие с ним. Сегодня крупнейшим зарубежным центром по обучению основам невербальной коммуникации является "Пиз Трейнинг Корпорейшен" (Австралия), основанный А. Пизом.

Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека и могут рассматриваться как знаки, сигнализирующие о его состоянии и устойчивых особенностях личности. Осанка связывается с привычным положением корпуса и головы. Она классифицируется как прямая, сутуловатая, сгорбленная, вялая, бодрая. Зафиксирована связь между осанкой человека и ведущими чертами его характера, его психологическими и социальными статусами в коллективе и обществе. В художественной литературе не случайно иногда подчеркивается "царственная" осанка персонажей. Прямая и бодрая осанка обычно ассоциируется с активностью, решительностью, настойчивостью и лидерским статусом человека.

Позы также связываются с определенными качествами личности (рис. 15).

Замечено, что высокомерные люди наклоняют корпус назад, выпячивают грудь и отбрасывают голову.

Люди скромные и застенчивые пытаются быть незамеченными. Сутулятся, голову втягивают в приподнятые плечи.

 

Рис. 15. Истолкование различных поз

 

Льстец наклоняет весь корпус вперед. Взгляд при этом устремлен на собеседника.

Походка человека тоже обогащает наше представление о нем. Она является не только сигналом о состоянии человека, но и фиксирует более глубинные черты его личности. Походка наша характеризуется ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью, изменчивостью. Неестественность походки может быть связана или с состоянием здоровья, или со стрессовой ситуацией, в которой оказался индивид. Темп ходьбы связан с экстра - или интровертированностью, раскачивание при ходьбе или "печатный" шаг — признак аккуратности, педантизма. Маленькие шаги высокого человека могут говорить не только о неторопливости, но и о робости, желании отдалить встречу с объектом или субъектом. Походка бывает решительная, роб кая, виноватая, витиеватая, чеканная, мужская, женская, осторожная, воздушная, тяжелая.

 

Коммуникационные жесты

 

Во всем мире, когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны, хмурятся. Кивание головой обычно везде обозначает "да", покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, жест "пожимание плечами" помогает выразить, что мы не понимаем, о чем идет речь.

 

 

Р и с. 16. Обозначения жестов

 

 

Однако невербальный язык одной нации, так же, как и вербальный, в зависимости от типа культур может отличаться от языка другой нации.

Известный всем жест "О'кей" или кружок, образуемый пальцами руки, в англоязычных странах обозначает букву "о" в слове "Ok". Во Франции он обозначает "ноль", "ничего", в Японии — "деньги", в бассейне Средиземноморья обозначает гомосексуальную принадлежность мужчины (рис. 16).

Поднятый вверх большой палец в англоязычных странах (США, Англия, Австралия) имеет три значения:

1) попытка поймать попутную

машину;

2) "все в порядке", "дела идут хорошо";

3) при резком выбрасывании вверх — нецензурное ругательство ("пошел на...").

В Греции этот жест означает "заткнись" (рис. 16).

С V-образным знаком тоже не все так просто. У. Черчилль использовал этот знак (Victory — англ. — победа) для обозначения победы, но для этого рука должна быть повернута тыльной стороной к говорящему. Если же она повернута ладонью к говорящему, то этот жест обозначает "заткнись".

Таким образом, толкование жестов, не учитывающее национальных особенностей участников взаимодействия, может привести к недоразумениям.

Ладонь человека является одним из информативных источников для расшифровки невербальных сигналов. Речь идет о положении ладони и ее силе.

Как правило, мы всегда используем три жеста ладони (рис. 17):

положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указательного пальца.

Положение открытой ладони вверх есть доверительный неугрожающий жест. Человек, которого мы попросили таким жестом передвинуть стул или подать нам какую-то вещь, не почувствует с нашей стороны никакого давления и охотно откликнется на нашу просьбу. Когда ладонь повернута вниз, в этом жесте появляется оттенок доминантности, намекающий на субординацию. У человека, которого мы попросили при помощи такого жеста передвинуть стул или подать нам какой-то предмет, скорее всего появится ощущение, что он получил приказ и может даже возникнуть чувство враждебности по отношению к нам (ведь этот жест он может растолковать как в некотором смысле покушение на его человеческое достоинство и манипуляцию им). Индивид с высоким психологическим статусом, с высокой самооценкой и высоким уровнем притязаний может быть уязвлен таким жестом, индивид же с низким психологическим статусом, привыкший быть "ведомым", выполнит нашу просьбу без внутренних возражений.

Перстоуказующий жест ассоциируется с дубинкой, с помощью которой принуждают к подчинению. Руководитель, который пользуется таким жестом, неизбежно вызывает по отношению к себе отрицательные эмоции и раздражение. Обычно это излюбленный жест руководителей, предпочитающих жесткий алгоритм управления (рис. 16, 17).

В межличностном и деловом общении мы часто обмениваемся рукопожатиями (рис. 18).

Во время властного рукопожатия рука захватывает руку другого человека таким образом, что ладонь оказывается развернутой вниз. Тем самым, используя это рукопожатие, мы вольно или невольно сообщаем партнеру, что в процессе общения намерены придерживаться доминантной позиции.

Когда мы хотим отдать инициативу другому человеку и позволяем ему чувствовать себя хозяином положения, то протягиваем руку для рукопожатия ладонью вверх.

В случае, когда оба испытывают друг к другу чувства уважения и взаимопонимания, то обе руки обычно остаются в вертикальном положении.

Отметим, что заранее, конечно, никто из нас не планирует, каким способом он развернет ладонь, все это получается рефлекторно, автоматически, на подсознательном уровне. И тем не менее форма рукопожатия является важным сигналом, сообщающим об особенностях личности каждого участника взаимодействия и его месте (статусе) в системе межличностных и деловых отношений.

 

 

 

Рис.19: а — властное рукопожатие; б — его нейтрализация

 

Доминантное, властное рукопожатие дает мало шансов на установление отношений равнопартнерства. Однако существует прием, нейтрализующий это рукопожатие. Нужно обхватить руку человека за запястье и слегка встряхнуть ее.

Обычно этот способ помогает несколько сбить амбиции партнера и помогает нам стать хозяином положения (рис. 19).

Жест "перчатка" обычно используется в дипломатической практике или во время ответственных бесед и переговоров. Автор жеста при этом как бы подчеркивает, что ему можно доверять, "все будет так, как обусловлено". Подобный жест не очень эффективен при первоначальном знакомстве или общении с хорошо знакомыми людьми (рис. 16).

 

Жесты в процессе общения

 

Рассмотрим более подробно жесты, выражающие различные позиции человека в процессе общения (рис. 20).

В процессе обмена информацией важную роль играют проявление эмоций, манеры партнеров, их жесты. Случается, что наше сообщение воспринимается неверно по той простой причине, что сопровождается "противоречивыми" жестами. Наблюдать жесты довольно просто, но интерпретировать их — задача куда сложней.

Понимание жестов очень затруднено, когда разные элементы вырваны из контекста. Однако, когда жесты собраны вместе на своих композиционных местах, возникает целостная картина.

Каждый жест — как слово в языке. Чтобы быть понятым, человек должен объединять свои слова в предложения, которые выражают целостные мысли. То же и с жестами. Понимание согласованности жестов

позволяет более точно видеть позицию человека, с которым мы общаемся. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы — это важные составляющие обратной связи. Они указывают из минуты в минуту, от движения к движению — как люди реагируют на происходящее. Мы можем понять, как встречено то, что мы говорим, — с одобрением или враждебно, открыты слушатели или замкнуты, заняты самоконтролем или скучают. Лекторы называют это чувством аудитории или направленностью на группу. "Бессловесная" обратная связь может предупредить о том, что нам нужно изменить свое поведение, вообще исчезнуть или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного нам результата.

Кое-что о словаре жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие различные позиции человека в процессе общения.

Открытость. Среди жестов, обозначающих открытость, можно выделить следующие.

Раскрытые руки (рис. 20, 1). Жест, который большинство из нас сразу же связывает с искренностью и открытостью, это раскрытые руки (руки ладонями вверх). Итальянцы особенно часто используют этот жест. Когда они взволнованы, то кладут ладони на грудь, говоря: "Что ты от меня хочешь?" Пожимание плечами также сопровождается жестом раскрытых рук, ладонями вверх (рис. 20, 2). Актеры используют этот жест различными способами не только для того, чтобы проявить эмоции, но и для обозначения открытой натуры персонажа еще до того, как актер начинает говорить. Понаблюдаем за детьми, когда они гордятся своими достижениями. Они открыто показывают руки. А когда они чувствуют свою вину или настороженно воспринимают ситуацию, то прячут руки либо в карман, либо за спину.

Расстегивание пиджака. Люди открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают или даже снимают пиджак в нашем присутствии.

Анализируя записанные на видеомагнитофон взаимодействия, можно наблюдать большую частоту соглашений между людьми в расстегнутых пиджаках, чем между теми, кто оставался с застегнутым. У многих, кто скрещивал руки на груди в защитном жесте, пиджаки также были застегнуты. Тот, кто менял свое решение в благоприятную сторо­ну, разжимал руки и автоматически расстегивал пиджак. Удержите его в этом положении — и вам скорее всего легче будет достичь общих целей.

Психологи, наблюдая за выступлениями Б.Н. Ельцина, высказали в свое время предположение, что у него натянутые отношения с военными, основываясь на том, что, когда речь зашла об армии, Ельцин энергично застегнул пиджак. Буквально через несколько дней произошли известные октябрьские события.



Рис. Жесты в прочесе общения

Много раз, когда переговоры шли успешно, наблюдатели-психологи отмечали жестовую группу "объединения": сидящие участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника. Этой группе жестов в большинстве случаев сопутствует сообщение о возможном соглашении, решении или общем положительном впечатлении от совместной работы.

Защита (оборонительность). К этой группе относятся жесты, которыми мы реагируем на возможные угрозы, на конфликтные ситуации.

Руки, скрещенные на груди. Позиция со скрещенными руками встречается в повседневной жизни довольно часто и используется для выражения обороны.

Из всех индикаторов этот жест "читается" легче других. Иногда это тот минимум, который распознается во время общения. Он также оказывается жестом, который влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех или более человек вы скрестили руки в защитной позиции, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Вы обнаружите, что очень легко разделить группу на подгруппы или заставить собеседников принять позиции, которые трудно изменить для достижения открытого взаимодействия.

Жест скрещенных рук обычен в видеозаписях переговоров, которые наблюдали социологи. К несчастью, многие не осознают, что, когда их собеседник скрещивает руки, он сигнализирует о том, что принял защитную позицию. Только при просмотре видеозаписей участник понимает свою ошибку. Вместо того чтобы вызвать оппонента на откровенность, обратившись к нему и выяснив его запросы, участник переговоров продолжает тот же неверный курс, который первоначально вызвал у оппонента защитную реакцию. Нередко люди очень активно "выключают" и продолжают отстранять человека, которого они хотели бы "включить". Когда мы видим, что собеседник скрестил руки, мы должны пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает уходить от обсуждения.

Если мы окажемся в ситуации, когда возникают сомнения, защищается человек или же он спокоен (как, может быть, сам утверждает), обратим внимание на его руки. Расслаблены они или сжаты в кулаки (рис. 20, 3)? Может быть, пальцы вцепились в бицепс так, что побелели суставы (рис. 20, 4)? Такая защитная поза подобна позе нервозного и непривычного к полетам пассажира, который во время взлета сидит, вцепившись в ручки кресла.

Чаще всего неправильно интерпретируются жесты, которые мы можем назвать жестами оценки — они имеют отношение к задумчивости и мечтательности. Так как наши успехи в деловой и общественной жизни во многом зависят от общения, знание и оценка информации, полученной с помощью обратной связи, существенны для человека, который хочет знать, насколько точно было принято его сообщение.

Например, учительница математики объясняет важный раздел предмета. Она замечает, что один из учеников уставился на нее немигающими глазами, тело напряжено и выпрямлено, ноги упираются в пол. Ошибочно думать, что он слушает урок. Мы ошибемся, если посчитаем, будто он действительно заинтересован. Молодой учитель, еще не привычный к этой позе, может попасться, но более опытный — нет. Ученик отключился от преподавателя и использует маскирующий прием, чтобы уверить преподавателя, что он весь обратился в слух.

Не обращая внимания на транс, в который впал ученик, учительница может обратиться к другому ученику. Он сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена, опирается на руку. Учительница не ошибется, если решит, что он заинтересован.

Жест "рука у щеки" (рис. 20, 5). Опост Роден, великий скульптор, проявил глубокое проникновение в язык жестов, когда создавал "Мыслителя". Кто усомнится, что это скульптурное изображение человека, глубоко погруженного в разработку проблемы? Люди, принимающие такую же позу, как "Мыслитель" Родена, опирающиеся щекой на руку, обычно глубоко погружены в раздумья. Когда человек принимает положение, которое обозначается как "группа жестов критической оценки" (рис. 20, 6), он подносит руку к лицу, опирается подбородком на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта.

При проведении семинаров и занятий опытный преподаватель в пер­вую очередь обращает внимание на типы поз "рука у щеки". Если присутствуют, скажем, 50 слушателей, в первые 15 минут по крайней мере 30 будут сидеть в какой-либо из поз "рука у лица". Из их числа примерно половина слушателей будут заинтересованы тем, что говорится, и слегка подадутся вперед. Другая половина слушателей займет позицию

"подождем-посмотрим", они будут сидеть спокойно, слегка скептически относясь к сказанному. Оставшиеся 20 человек можно грубо разделить на тех, кто сидит со скрещенными руками ("ну-ка, покажите мне"), и тех, кто сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают ("это интересно!"). Теперь задача преподавателя — превратить оценивание в интерес.

Наклоненная голова. Чарльз Дарвин в своих ранних исследованиях заметил, что животные, как и человек, склонны слегка наклонять голову, когда слышат что-то интересное. С самого раннего возраста женщины инстинктивно понимают значение этого жеста. Он создает впечатление внимательного слушания. Они сознательно используют этот прием, когда имеют дело с мужчиной, на которого хотят произвести впечатление, — и им это нередко удается.

На занятиях, если мы замечаем, что у большинства слушателей головы не наклонены, то чувствуем, что группа в целом не заинтересовалась материалом. Если лектор знает этот жест, он может обращаться к аудитории в более подходящей манере и может оценивать, насколько хорошо воспринимается его информация. Это может быть особенно по­лезно, когда лектор хочет подать большой материал за короткое время. Когда электрическая цепь перегружена, она начинает перегреваться, но пропустить через нее больше энергии не удастся. Люди ведут себя так же по отношению к информационной перегрузке. Они демонстрируют безразличие к дополнительным сведениям. Группы жестов меняются. Головы держат скорее прямо, чем набок, спины распрямляются, затем сутулятся. Начинаются взгляды на потолок, на часы, на людей, наконец, некоторые начнут поворачиваться по направлению к выходу. Если группа дошла до этой стадии, лектор должен понять, что ему сигнализируют: "Хватит!".

Почесывание подбородка (рис. 20, 7). Этот жест — "хорошо, давайте подумаем", — распространенный во всем мире, используется, когда человек занят процессом принятия решения. Еще Дарвин сообщал, что различные люди по всему свету "иногда кладут руки на бороду, обычно большим и указательным пальцем прикасаясь к частям тела, как правило, к верхней губе".

На сцене можно увидеть, как актер совершает эти действия одновременно со словами, выражающими внимательное изучение или анализ. Следя за шахматным матчем, можно часто заметить этот жест у игрока, который должен сделать следующий ход. После того как решение принято, почесывание прекращается — и не только потому, что ему понадобилась рука. Многие деловые люди пользуются этим жестом, хотя некоторые стараются его скрыть, совершая только малозаметные почесывающие движения.

Соответствующее этому жесту выражение лица — слегка прищуренные глаза: человек как бы пытается найти решение проблемы в отдалении.

Жесты с очками. Очень распространенный вариант — это медленно и осторожно снять очки и тщательно протереть стекла, даже если это и не требуется. Некоторые выполняют этот ритуал по 4—5 раз в час. Это значит, что в большинстве случаев человек хотел получить отсрочку или время для обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

К подобному жесту для выигрыша времени прибегают, когда снимают очки и берут в рот дужку (рис. 20, 8). Так как трудно говорить, держа что-то во рту, то остается внимательно слушать или избегать произнесения слов, когда хочется сначала подумать. Когда предметы, находящиеся в руках, прихватывают губами или прикусывают, это может означать также, что человеку требуется дополнительная информация.

Расхаживание. Многие люди прибегают к этому способу, пытаясь разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, не следует заговаривать. Это может нарушить ход его мыслей и помешать его решению. Многие специалисты по торговле понимают, как важно оставить в покое потенциального клиента, когда он прогуливается и обдумывает, стоит ли покупать. Многие переговоры успешно завершились благодаря тому, что один из участников сидел, прикусив язык, и не говорил ни слова, пока другой выполнял свой ритуал принятия решения во время прогулки по ковру.

Пощипывание переносицы (рис. 20, 9). Этот жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных решениях. Человек с внутренним конфликтом может опустить голову и ущипнуть себя за переносицу, чтобы проверить, действительно ли он попал в такое ужасное положение или это просто дурной сон.

Многие люди говорят то, чего, как им кажется, от них ожидают. После этого они испытывают глубокую неудовлетворенность собой, потому что не выразили свои истинные чувства.

Если человек старается вовсе на вас не смотреть, он скорее всего что-то скрывает. Однако лучший показатель скрытности — это, наверное, несогласованность в жестовой группе. Улыбающийся, враждебный, защищающийся человек проявляет несогласованность и, может быть, искусственной улыбкой пытается смягчить удар. "Можно все время улыбаться и быть злодеем", — говорит Шекспир в "Гамлете". Так же человек даже без специальной подготовки в области невербаль­ной коммуникации чувствует, когда кто-то начинает играть в прятки. Основные трудности здесь связаны с тем, чтобы выделить жесты, создающие такое впечатление, а затем понять, как конструктивно изменить ситуацию.

Перейдем непосредственно к жестам данной группы.

Взгляд в сторону (рис. 20, 10). Воспринимаем ли мы выражение подозрения и сомнения, когда на нас искоса кидают взгляд? Можем ли мы точно припомнить случаи, когда кто-то говорил то, что нам не нравилось, с чем мы были не согласны или просто считали весьма сомнительным? Не смотрели ли мы при этом в сторону, говоря: "Что вы имеете в виду?"

Ноги (или все тело), обращенные к выходу (рис. 20, И). Можно заметить, что неожиданно человек передвинулся и сидит так, что ноги его развернуты к двери. Этот жест — явный знак того, что он хочет закончить встречу, беседу или то, что происходит. Его поза говорит о том, что ему очень хочется выйти. Но одно дело — распознать жест, и совсем другое — что-то предпринять. В этом случае нужно либо занять собеседника чем-то другим, чтобы человек повернулся к нам или подался вперед, либо дать ему возможность уйти. Если мы будем продолжать разговор с тем, кто стремится уйти, то вряд ли добьемся цели.

Подчиненный действительно наблюдателен, если он может прочитать жест своего шефа, означающий, что встреча закончена. Если сотрудник понимает этот сигнал, он тем самым окажет начальнику услугу, которая будет оценена. Однако, если он задерживает шефа, тот возмущается и поэтому остается безучастен к словам подчиненного.

Потрагивание или легкое потирание носа, обычно указательным пальцем (рис. 20, 12). Исследования показывают, что прикосновение к носу или его потирание — знак сомнения. Задайте подростку вопрос, на который ему трудно ответить, и проследите, насколько быстро его указательный палец начнет трогать или потирать нос. Многие из нас без труда распознают этот юношеский жест как выражение сомнения.

Этот жест не так уж редок. Его используют многие хорошие ораторы, когда не уверены, как подойти к предмету, или не уверены в реакции слушателей.

Предостережение для тех, кто может воспринять любой жест как абсолют: иногда люди потирают нос потому, что он чешется. Однако есть заметная разница между манерой потирать нос, когда он чешется, и потиранием его для выражения отрицания или сомнения. Те, кто чешут нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают. Это легкие движения, часто сопровождаемые группой жестов (ерзанье на стуле, поворот боком). Другие разновидности этого жеста сомнения — потирание за ухом или перед ухом указательным пальцем во время обдумывания ответа и потирание глаза.

Жесты, выражающие наличие "территориальных прав", можно наблюдать при взаимодействии начальника с подчиненным.

Уже говорилось, что превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатии.

Не все понимают, как важно не стоять рядом, не нависать над другим человеком, когда он сидит, потому что это заставляет людей чувствовать себя маленькими в нашем присутствии и воспринимается как выражение нашего превосходства. Многих людей угнетает и нервирует такая позиция собеседника.

Во многих случаях в отношениях "начальник—подчиненный" выражение лица скорее всего играет более важную роль, чем жесты. Пример — поднятые брови, слегка наклоненная голова и сомнение во взгляде, который шеф бросает на подчиненного, когда не принимает его идеи. Нередко начальник может избегать встречи взглядами, сообщая этим на подсознательном уровне, что разговор с подчиненным закончен. Если подчиненный не воспринимает сигнала, начальник начинает красноречиво поглядывать на часы. Если и на этот раз "послание" не принято, он может встать или собрать свои бумаги, как бы собираясь их спрятать, а затем сообщить, что у него как раз подошло время следующей встречи. Впрочем, в большинстве случаев дело столь далеко не заходит. Резкость может привести к потере уважения для обеих сторон. Подчиненный выходит с таким чувством, будто начальник его унизил и вместе с тем сердится на себя за то, что не понял сигналов, говорящих о том, что он злоупотребил временем шефа.

На рис. 20, 13 показан руководитель, явно обремененный множеством проблем. Если, входя в кабинет, мы увидели бы своего шефа в таком положении, первым нашим побуждением, наверное, было бы оставить его в покое, особенно если мы пришли к нему для обсуждения серьезного вопроса. Читая его жесты, стоит подождать, прежде чем беспокоить его новыми проблемами, и найти более удобное для разговора время.

На рис. 20, 14 стоящий человек — руководитель. Поза у него в целом более расслабленная, чем у сидящего подчиненного. Руку он небрежно засунул в карман пиджака, большой палец снаружи — еще один жест, выражающий уверенность и превосходство.

На рис. 20, 15 говорящий — это начальник, обращающийся к своим людям: "В истекшем году вы работали ниже намеченного уровня". При этом он призывает подчиненных исправиться, а то будет хуже. Его сжатый кулак выражает власть, он либо подчеркивает важность слов, либо предвещает неблагоприятный ход событий. Говорящий также пытается подчеркнуть свое превосходство тем, что он стоит, устраивая подчиненным головомойку. К тому же отметьте, что пиджаки у всех застегнуты и выражение лиц суровое.

Особую группу жестов составляют жесты-прикосновения (поцелуй, похлопывания, объятия). Известно, что в экстремальных ситуациях у людей интуитивно возникает желание прикоснуться друг к другу (не случайно говорят о "чувстве локтя" или "плеча"). Выбор жестов-прикосновений зависит от занимаемого людьми положения, степени знакомства, возраста, пола. Жест "похлопывание по спине или плечу" возможен только с близкими людьми или при равенстве партнеров. Инициатива поцелуя обычно принадлежит старшему. Неуместное применение жестов-прикосновений может вызвать отрицательную реакцию или даже привести к конфликту.

Искусство полного понимания "бессловесных" сообщений приобретается в процессе обучения, которое по сложности сравнимо с приобретением беглости в иностранном языке. Кроме осознания собственных жестов, стоит уделять ежедневно не менее 10 минут сознательному "чтению" жестов других людей. Любое собрание людей — отличное поле для такого "чтения". Общественные и деловые встречи, которые позволяют свободно выражать чувства и создают возможность для поляризации отношений, особенно хорошо подходят для проведения всестороннего наблюдения. Телевидение предоставляет плодотворную почву для чтения жестов, особенно программы с интервью и дискуссиями. Попробуем понять, что происходит, следя только за изображением. Каждые 3—5 минут включаем звук, чтобы сравнить "речевое" сообщение и прочитанные нами жесты.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.