Советская общественно-политическая система — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Советская общественно-политическая система

2021-02-01 63
Советская общественно-политическая система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Советская общественно-политическая система

 в Беларуси (октябрь—1917-июнь 1941 г.)

Эвристическое задание по курсу «ИМ История»

 

 
Бобык Софьи Олеговны студентки 1 курса специальности «Социальные коммуникации»   Руководитель: доктор исторических наук  А.М. Лукашевич

 


                                                                                                 

                                                                                                                            

 

 

Минск, 2020

Оглавление

Введение. 3

1 Причины введения нэпа. 3

1.1 Учебная литература. 3

1.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 3

1.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 3

2 Сущность нэпа. 4

2.1 Учебная литература. 4

2.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 4

2.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 4

3 Особенности протекания нэпа на территории Беларуси. 5

3.1 Учебная литература. 5

3.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 5

3.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 5

4 Проблемы нэпа. 6

4.1 Учебная литература. 6

4.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 6

4.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 7

5 Влияние нэпа на социально-экономическое положение БССР. 8

5.1 Учебная литература. 8

5.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 8

5.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 8

6 Свёртывание нэпа. 9

6.1 Учебная литература. 9

6.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 9

6.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 9

Вывод. 9

 

Введение

Социально-экономическое положение Беларуси в 1920-ых характеризовалось упадком во всех сферах, возросшим недовольством населения, лекарством от чего казался НЭП. Рассмотрим подробнее представленные в разных источниках причины «новой экономической политики», её характерные черты, особенности и, влияние на экономику и советское общество.

Причины введения нэпа

1.1 Учебная литература

Необходимость введения НЭПа берёт исток в последствиях Первой мировой войны в виде резкого сокращения населения, уничтожения промышленности и сельского хозяйства, а, значит, нехватки товаров народного потребления и голода. В социальной сфере были проблемы в виде развитой преступности и общественными волнениями из-за несостоятельности политики «военного коммунизма». Политическая обстановка также была нагнетающей в связи с вооруженными нападениями со стороны Польши.

 

Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа»

Из фильма мы узнаём, что большое количество демобилизованных солдат, пришедших в уже мирный советский Минск не делали ситуацию лучше, занимая и так дефицитные жилые площади и рабочие места. Государство не могло самостоятельно, без частной инициативы, прокормить людей.

Ключевым событием протестного движения все источники называют Крондштадский мятеж в феврале—марте 1921г., в программе так же упоминаются и другие крупные восстания в Беларуси и Украине.

 

1.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране»

Так как в сборнике представлены спецполитсводки за 1922—1934 гг., то напрямую проследить причины тут нельзя, но можно найти подтверждения упадочному состоянию экономики СССР на ранних этапах нэпа в виде задержек жалования рабочим и отсутствии достойного обмундирования у военнослужащих.

В итоге, как мы знаем, чтобы решить проблемы в экономической и социальной сфере, советское правительство было вынуждено принять меры, и на 10-м съезде РКП(б) в марте 1921 г. В.И. Ленин ввёл «новую экономическую политику».

Сущность нэпа

2.1 Учебная литература

В учебниках Е.К. Новика цель нэпа подаётся как укрепление на экономической основе политического союза рабочего класса и крестьянства ради сохранения советской власти, а также восстановление товарно-денежных отношений. Нэп являлся попыткой государства соединить в одной политико-экономической системе принципы социалистического и капиталистического хозяйствования. Для ликвидации товарного голода допускалось в определенных границах под контролем государства развитие капитализма.

Мы знаем, что нэп представлял собой набор мер:

· переход от продразверстки к продналогу

· перевод промышленных предприятий на хозяйственный расчет, самофинансирование

· развитие государственной, кооперативной и частной торговли

· разрешение различных форм землепользования и использования наёмного труда

· коренная перестройка социальной сферы, отказ от военно-коммунистических принципов распределения

· крестьяне получили право свободно распоряжаться своей продукцией, остававшейся у них после выплаты налога

Проблемы нэпа

4.1 Учебная литература

Проблемным явлением в 1920-е была политика хуторизации, проводимая наркомом земледелия БССР Д. Прищеповым, предполагавшая переселение крестьян из деревень на хутора и в мелкие поселки. С охотой шла на хутора зажиточная часть крестьянства. Бедняки и середняки разорялись, их земли переходили к кулакам. Таким образом, политика хуторизации противоречила принципам социализма. Реформу встретил провал, так как партийное руководство не рассчитало, что такая манипуляция дорого обойдётся, а денег ни у Советов, ни у крестьян не было.

 

Тем не менее, автор учебника считает, что Д. Прищепов сделал много нужного и полезного для белорусской деревни: создавал совхозы, содействовал выделению безземельным и малоземельным крестьянам земли, созданию такой белорусской деревни, в которой преобладают хозяйства середняков. Поэтому общее обвинение Д. Прищепова не считается обоснованным и справедливым.

Ничего о результатах введения хозрасчёта в виде массовых закрытий предприятий и сокращениях не сказано. Не рассматривается и жилищная проблема в Минске.

Свёртывание нэпа

6.1 Учебная литература

Согласно учебнику, цель «новой экономической политики» — привести страну к довоенному уровню производства была достигнута в 1925 г., и за ненадобностью нэпа стала устанавливаться плановая экономика, курс на социалистическое строительство.

 

Вывод

Мы рассмотрели «новую экономическую политику», проводимую в БССР в 1921 — 1927 годах с разных сторон, обращаясь к различным источникам, провели сравнительную характеристику поданной в них информации.

Пособия Е.К.Новика «История Беларуси: С древнейших времен - по 2010 г.» и А. Вабишевича «История Беларуси: В 6т. Т.5 Беларусь в 1917—1945гг» показывают нэп удачно сработавшим набором мер, помогшим Советскому Союзу восстановиться после Первой мировой войны. В учебнике практически не показываются минусы и негативные последствия такой политики. Возможно, дело в том, что пособия рассчитаны на изучение широкими массами как часть общего образования, поэтому информация представлена поверхностно.

Документальный фильм «За что боролись? Свет и тени советского НЭПа» в полных красках раскрывает негативные стороны нэпа, его несостоятельность. Данная картина представлена уже для более узкого круга людей, заинтересованных историей Беларуси, поэтому позволяет себе показать все подводные камни.

Сборник документов «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» я рассматривала как источник достоверных фактов, записанных в момент происходящих событий и не подлежавших обработке. Именно отсюда стоит брать доказательную базу для своих рассуждений насчёт «новой экономической политики».

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Новик, Е.К., История Беларуси. С древнейших времен до 2010 г.: учеб. пособие / Е. К. Новик, И. JI. Качалов, Н. Е. Новик; под ред. Е. К. Новика. - 2-е изд., испр. - Минск: Выш. шк„ 2011.-526 с.

2.Гісторыя Беларусі: У 6т. Т.5 Беларусь у 1917—1945гг./А.Вабішчэвіч [і інш.]; рэдкал. М.Касцюк (гал. рэдактар) і інш. - Мн.: Экаперспектыва, 2006.-613с.;іл.

3. Новик, Е. К., История Беларуси, 1917—1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е. К. Новик; автор метод.аппарата В. В. Гинчук; пер. с белорус. яз. Н. Л. Стрехи. — Минск: Нар. асвета, 2012 — 182 с.: ил.

4. «За что боролись? Свет и тени советского НЭПа»: документальный фильм. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=JhkMkO5ddU0. – Дата доступа: 01.12.2020.

5. «Совершенно секретно: Лубянка Сталину о положении в стране»: сборник документов. – Режим доступа: https://istmat.info/node/22548. – Дата доступа: 02.12.2020.

Советская общественно-политическая система

 в Беларуси (октябрь—1917-июнь 1941 г.)

Эвристическое задание по курсу «ИМ История»

 

 
Бобык Софьи Олеговны студентки 1 курса специальности «Социальные коммуникации»   Руководитель: доктор исторических наук  А.М. Лукашевич

 


                                                                                                 

                                                                                                                            

 

 

Минск, 2020

Оглавление

Введение. 3

1 Причины введения нэпа. 3

1.1 Учебная литература. 3

1.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 3

1.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 3

2 Сущность нэпа. 4

2.1 Учебная литература. 4

2.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 4

2.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 4

3 Особенности протекания нэпа на территории Беларуси. 5

3.1 Учебная литература. 5

3.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 5

3.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 5

4 Проблемы нэпа. 6

4.1 Учебная литература. 6

4.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 6

4.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 7

5 Влияние нэпа на социально-экономическое положение БССР. 8

5.1 Учебная литература. 8

5.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 8

5.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 8

6 Свёртывание нэпа. 9

6.1 Учебная литература. 9

6.2 Передача «Обратный отсчёт. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа». 9

6.3 Документы из сборников «"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране» 9

Вывод. 9

 

Введение

Социально-экономическое положение Беларуси в 1920-ых характеризовалось упадком во всех сферах, возросшим недовольством населения, лекарством от чего казался НЭП. Рассмотрим подробнее представленные в разных источниках причины «новой экономической политики», её характерные черты, особенности и, влияние на экономику и советское общество.

Причины введения нэпа

1.1 Учебная литература

Необходимость введения НЭПа берёт исток в последствиях Первой мировой войны в виде резкого сокращения населения, уничтожения промышленности и сельского хозяйства, а, значит, нехватки товаров народного потребления и голода. В социальной сфере были проблемы в виде развитой преступности и общественными волнениями из-за несостоятельности политики «военного коммунизма». Политическая обстановка также была нагнетающей в связи с вооруженными нападениями со стороны Польши.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.