Принципов процесса разработки и внедрения системы качества. Опишите значение — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Принципов процесса разработки и внедрения системы качества. Опишите значение

2021-02-01 67
Принципов процесса разработки и внедрения системы качества. Опишите значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Верно сформулировать область применения очень важно по многим причинам. Во-первых, этот короткий текст в нормативных документах СМК (Система менеджмента качества, – ред.) стоит десятки тысяч рублей, в прямом смысле этого слова. В том числе от него зависит: какую сумму с вас потребуют за услугу сертификации по стандарту ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Во-вторых, на его основе, как правило, формулируют область сертификации (читайте о разнице между областью применения (распространения) СМК и областью сертификации, – ред.). А надо отметить, что область сертификации, в свою очередь, пишется в документе, который вам выдадут – в сертификате. Ее пропишут прямо под формулировкой присвоения сертификата. Ну и в-третьих, этот вопрос регулируется как самим ISO 9001:2015, так и рядом других документов, так что неправильно выраженная область применения может стать предметом спора с сертификационным аудитором. Раз уж мы затронули вопрос нормативов, то необходимо остановиться на этом вопросе чуть поподробнее. В ISO 9001:2015 появляется специальный пункт с требованиями по формулировке области применения СМК – 4.3. Для серии стандартов ISO 9000 «Управление качеством» это что-то новое, так как в редакции 2008 специальных разделов по рассматриваемому нами вопросу просто не было. 4.3 требует от организаций учитывать требования заинтересованных сторон. Также необходимо учесть внешние и внутренние по отношению к организации аспекты (это относится к концепции среды организации из ISO 9001:2015, – ред.). Существует документ одной из рабочих групп IAF (Международный форум по аккредитации – International Accreditation Forum, – ред.) и ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.), который называется «Область применения ISO 9001, Область распространения СМК, Область сертификации» (Scope of ISO 9001, Scope of Quality Management System and Scope of Certification, – ред.). Важнейшим его требованием является требование о том, что формула области распространения СМК не должна вводить никого в заблуждение. Из нее должно быть совершенно ясно, с чем в организации система менеджмента работает, а с чем – нет. Как же формулировать область распространения СМК? У консультантов по внедрению систем управления есть разные подходы к этому, одни советуют прописывать ее в терминах структурных подразделений и филиалов. При таком подходе нужно только написать: какие отделы, филиалы работают с системой, а какие не работают. Или система охватывает всю компанию? Можно «танцевать» от продукции. Сказать, что область применения СМК затрагивает такие-то и такие-то виды товара, которые являются результатом работы компании. Однако проверенным способом, который позволяет надежно выполнить требование приведенного руководства ISO и IAF – не вводить в заблуждение по поводу того, на что выдан сертификат, позволяет следующий способ. Распишите процессы, к которым применяется СМК. Если вы внедрили эту систему, то документация, в которой они систематизированы и представлены у вас уже имеется. Некоторые специалисты даже уточняют, что описывать процессы нужно отглагольными существительными. Пример: СМК компании ООО «Люкс Энерджи» применяется к строительству газоносных труб, добыче газа, транспортировке, переработке. Пользуйтесь уставом организации, который также, без сомнения у вас уже есть, чтобы подыскать максимально точные и знакомые формулировки.

Все принципы содержат в своей основе идею, которая имеет для организаций огромное значение вне зависимости от того, какую именно они систему качества создают.

QMP 1 Ориентация на потребителя (здесь и далее QMP – Quality Management Principle – Принцип менеджмента качества, – ред.). Раз всеобъемлющая цель любой компании – поставлять продукцию или оказывать услуги клиентам, имеет смысл превратить ориентацию на потребителя в краеугольный камень и сосредоточить работу именно на этом. Первый шаг на этом пути заключается в том, чтобы определить кто ваш потребитель и каковы его требования к результату вашей работы. Не уйти также от необходимости создания инструментов коммуникации и обратной связи с клиентами на всех этапах производственного процесса, потребности в измерении такого критерия, как удовлетворенность потребителя. Неважно говорит он об этом сам или нет. Все эти задачи должны быть решены.

QMP 2 Лидирующая роль высшего руководства (Leadership Importance of Top Management, – ред.) Много раз говорено: если топ-менеджеры первого звена не поддерживают внедрение какой-либо системы менеджмента качества, то, скорее всего, проект окончится провалом. Возможно, это не универсальное правило. С другой стороны, это, конечно, правда, что чем большую вовлеченность и приверженность «топы» демонстрируют относительно СМК, тем больше шансов на то, что она состоится. Если руководители, которые имеют реальный контроль над движением ресурсов организации буду видеть выгоды от создания СМК, то вероятность того, что она будет поддержана всем весом их влияния гораздо выше.

QMP 3 Вовлечение персонала Очень важно, чтобы работники во всех структурных подразделениях организации «добавляли ценность». В нашем растущем и конкурентном мире это очень важно. Чтобы обеспечить это, СМК должна сосредоточиться на компетентности людей, чтобы они были вовлечены в процессы и могли «создавать ценность» в них. Имея крепких профессионалов, которые вовлечены в работу организации, вы получите драйвер достижения вами поставленных для организации целей.

QMP 4 Процессный подход Попытка понять, управлять и улучшать систему в целом – обычно тяжелейшая задача. На этом пути столько сложностей, что порой усилия в этом направлении обречены на провал. Зато, если вы рассмотрите систему как единство отдельных процессов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, вы сможете сконцентрировать усилия и получить более предсказуемые и стабильные результаты в отдельных процессах. Возможно, управление и улучшение отдельных процессов – гораздо более простой и эффективный способ улучшения системы целиком. QMP 5 Улучшение Застойные компании, которые не развиваются в наших реалиях непрекращающейся конкурентной борьбы будут быстро опрокинуты своими соперниками. В ответ на это колоссальное рыночное давление организация должна улучшать работу, чтобы сохранять долю на рынке и сокращать издержки. Это, помимо всего прочего, позволяет компании реагировать на изменения, будь то внутренние или внешние и способствует нахождению новых возможностей. Главная идея подготовки Политики в области качества и ее тесная связка с Целями в области качества как раз и состоит в работе на улучшение. Цели должны быть запланированы и обладать такими свойствами, как точность, измеримость, достижимость, реалистичность и иметь временную привязку. Они не будут работать без готовности меняться.

QMP 6 Решения, основанные на фактах Не новость, что вероятность достичь желаемого результата возрастает, если основывать решения на анализе и оценке данных, а не на инстинкте и интуитивном понимании ситуации. Это именно то, из-за чего ISO 9001:2008 и его требования сфокусированы на мониторинге и измерениях (достаточно сказать, что 4 из 6 обязательных документированных процедур относятся именно к разделу ISO 9001, посвященному мониторингу и измерениям). Чтобы знать, что процесс функционирует как запланировано, нужно иметь адекватные данные об этом, а для планирования и оценки вводимых в работу изменений и улучшений эти данные даже еще важней. Вот по какой причине, поддержка хороших записей по качеству является ключевым фактором с точки зрения реализации многих других принципов менеджмента качества, а не только

QMP 6. QMP 7 Управление взаимоотношениями Для результата работы организации очень важны взаимоотношения с заинтересованными сторонами: клиентами, наемным сотрудниками, поставщиками, поэтому очень важно управлять этими взаимоотношениями. Обычно сосредотачиваются на отношениях с поставщиками, но управлять нужно связями со всеми заинтересованными лицами, чтобы контролировать их влияние на состояние организации – это увеличит вероятность устойчивого успеха организации. Успешные организации воспринимают такие внешние и внутренние контакты как партнерство, а не мыслят узкими прикладными категориями: отношения с клиентом, отношения с поставщиком.
2.Политика качества, проводимая «высшим руководством». Цели, задачи, ценности и точка зрения организации. Постановка целей по качеству внутри организации. Опишите значение
Политика в области качества. Требования ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008)

В пункте 5.3 ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) приведены следующие требования к политике в области качества:

Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:

  • соответствовала целям организации;
  • включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;
  • создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
  • была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;
  • анализировалась на постоянную пригодность.

Таким образом, для создания и реализации политики в области качества необходимо выполнение одного из принципов менеджмента - лидерство руководства. Без реальной руководящей роли высшего руководства организации в вопросах разработки и поддержания системы менеджмента качества (далее СМК) эта система останется в виде комплекта документов СМК и не принесет или никаких результатов, или заметного положительного эффекта. Следовательно, разработка политики в области качества является одной из ключевых задач в СМК. Именно высшее руководство может и должно определить перспективы развития компании в области качества. А вот организационно-техническую работу по редактированию, оформлению, по проведению процедуры согласования и подписания политики в области качества могут вести сотрудники, не являющиеся представителями руководства. Ими могут быть специалисты, имеющие подготовку в области СМК (начальник отдела качества, менеджер по качеству, ответственный исполнитель по СМК, др.).

Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей. К числу основных характеристик целей относятся:

· конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ;

· горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель;

· достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда;

· непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Так, широко провозглашенная многими российскими предприятиями в процессе перестройки цель - "сохранение трудового коллектива" - привела к снижению мотивации труда.

Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.

Цели предприятия могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней среды и внутренних возможностей бизнеса. Определение миссии и целей служит основой для выбора стратегии и общей политики предприятия. Стратегия задает направление реализации миссии и целей, а политика определяет четкие ориентиры для менеджеров всех подразделений.

Число и разнообразие целей и задач менеджмента требуют системного подхода к определению их состава. В качестве удобного апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей рисунок 1.

Рисунок 1. Иерархия целей организации

Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

· общая цель должна содержать описание конечного результата;

· при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;

· при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;

· подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;

· фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.

Постановка целей является важнейшим исходным моментом процесса управления. Организация — это сложная многоцелевая система, тесно связанная с окружающим миром и оказывающая на него всестороннее воздействие. Управление такой системой требует определения всей совокупности целей и задач, которые она должна решать в своей повседневной деятельности; продукции, которую она будет производить, и рынков, которые будет обслуживать; необходимых ресурсов для реализации запланированных целей и способов их достижения.

Миссия

Целевая функция начинается с установления миссии организации, выражающей философию и смысл ее существования. В ней обычно детализируется статус, декларируются принципы работы и приводятся самые важные характеристики организации. В теории менеджмента миссию рассматривают как очень важное заявление руководства, отражающее общественно значимые намерения организации, а также дающее представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации. Основные положения миссии, обосновывающей необходимость существования организации для общества, должны соответствовать концепции общественного развития. Концепции систем более высокого уровня, чем организация, как правило, содержат формулировки миссии в виде долговременных целей развития. Например, построение коммунизма или социализма в той или иной стране; постоянное выполнение религиозных канонов и обрядов как условие совершенства личности в глубоко религиозном обществе; защита интересов нации и т. п. Формулировки на общенациональном уровне должны быть понятными и не противоречить глубинным интересам и потребностям большинства людей. Выдвижение ложных концептуальных положений и идей развития, не имеющих философского и здравого смысла (типа «перестройка», «переход к рынку», «либерализация экономики»), способно увлечь общество лишь на короткое время, по истечении которого возникает их отторжение. Отсутствие единой и понятной обществу миссии развития является одним из факторов, сдерживающих преодоление системного кризиса в Российской Федерации. То же относится и к предприятиям, которые при централизованном управлении не определяли свою миссию, а цели и задачи им устанавливались и жестко диктовались сверху. Сейчас вступающие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них — обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, людей и общества в целом. Это довольно быстро поняли отечественные организации, которые формулировали свои миссии исходя из собственного видения будущего развития.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.