Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-02-01 | 212 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Учебная дисциплина: «Педагогика высшей школы» Тема занятия: «Активные методы и формы занятий. Характеристика и отличительные особенности»
Преподаватель: кандидат педагогических наук, доцент Шитова Ирина Юрьевна
«Активные методы и формы занятий. Характеристика и отличительные особенности» - одна из тем в дисциплине «Педагогика высшей школы» в модуле «Методы и формы организации обучения в вузе» для магистрантов второго курса. Согласно учебно-методическому комплексу и рабочей программе на изучение данной темы отводится 3 часов аудиторной работы (лекционное занятие – 1 час, семинарское занятие – 2 часа) и 3 часов на самостоятельную подготовку магистрантов.
Проводя анализ лекционного занятия, проводимого кандидатом педагогических наук, доцентом, можно отметить следующие моменты:
Классификация лекции
Учебный материал был подан в информационной форме. Лекция в учебном курсе является тематической.
Структура лекции
План лекции был доведен до аудитории в начале лекции, на протяжении всей лекции преподаватель следовал плану.
Способ изложения учебного материала, который определяет структуру лекции является концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).
На протяжении всей лекции четко прослеживается структура (вступление, основная часть, выводы). Лекция состояла из следующих трех вопросов:
Назначение, сущность, структура, содержание дидактические функции, особенности организации и проведения вузовской лекции. Интерактивная лекция. Методика анализа качества проведения вузовской лекции
|
Содержание лекции
Содержание лекции включало в себя: научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Связь с предыдущим и последующим материалом. предметные и межпредметные связи.
Содержания лекции соответствовало дидактическим принципам высшего образования:
связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т. д.
Во время лекционного занятия была рассмотрена сущность и разновидности активных форм и методов обучения.
Были рассмотрены такие методы обучения:
По источнику приобретения знаний, умений, навыков:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
По степени активности и самостоятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные;
- информационные;
- частично-поисковые;
- проблемные;
- исследовательские.
- Активные формы проведения занятий: лекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, реферат, экскурсия, выездное занятие, деловая игра, диспут, «круглый стол», конференция.
- Активные методы проведения занятий: средства наглядности, занятие по методике самообразования, проблемное обучение, практическое задание, проблемное задание, анализ конкретных ситуаций, диалог, дискуссия, полемика.
- Активные формы проведения занятий.
- Лекция
- Виды лекций (наиболее часто используемые): лекция-диалог, проблемная лекция.
- Важнейшие требования к лекции: научность, высокий теоретический уровень, связь с жизнью, ясность, доходчивость, научная доказательность.
- Консультация – разъяснение преподавателя по сложному и актуальному теоретическому вопросу, проблеме.
|
- Виды консультаций:индивидуальная, групповая, обзорная, по отдельным вопросам.
- Собеседование – специально организованная беседа по какой-нибудь теме. Его цель – помочь путем обмена мнениями глубже понять изучаемую проблему.
- Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания статьи, книги; сообщение на занятии, конференции, сделанное на основе изучения первоисточников, анализа и обобщения педагогического опыта.
- Наряду с анализом теоретического содержания темы в реферате должен быть анализ конкретных примеров из педагогической практики, а также обобщение и выводы, имеющие значение для улучшения учебно-воспитательной работы.
- Конференция – форма коллективного изучения и обсуждения актуальных теоретических и научно-практических проблем.
- Виды конференций): теоретическая конференция (актуальные проблемы теории обучения и воспитания); научно-методическая (психолого-педагогические проблемы; вопросы методики обучения и воспитания, практического использования наиболее эффективных форм и методов работы; обобщение педагогического опыта и новейших достижений педагогической науки); научно-практическая (анализ содержания, форм и методов работы; рассмотрение актуальных вопросов учебно-воспитательной работы в конкретном образовательном учреждении).
«Круглый стол» - форма коллективного обсуждения актуальных вопросов науки, теории и практики.
- Диспут – публичное устное обсуждение какой-либо спорной проблемы, на котором заслушиваются доклады по данной проблеме.
- Деловая игра – форма деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации. Виды деловых игр и достигаемые ими цели: учебные (овладение определенными умениями и навыками); оценочные оценка знаний и умений, полученных обучающимися); исследовательские (поиск новых или отработка и совершенствование известных приемов той или иной деятельности).
- Экскурсия – одна из эффективных форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы.
- Целесообразно проводить экскурсии после изучения курса, темы.
- Можно проводить экскурсии и перед изучением темы (экскурсия-вступление).
- Средства наглядности – наглядные пособия, технические средства обучения, используемые в учебном процессе, позволяют существенно повысить эффективность восприятия.
|
- Виды наглядных пособий: Натуральные – предметы производства. Изобразительные: 1) образные – фотография, рисунок, картина, плакат; 2) условно-схематические – карта, диаграмма, схема, таблица. Технические средства обучения: 1) средства массовой информации – телевидение, радио, кино; 2) локальные технические средства обучения: экранные (диапозитивы, диафильмы, транспаранты), звуковые (грампластинки, магнитозаписи, лазерные диски), экранно-звуковые (видеомагнитозаписи, лазерные видеодиски).
-
- Правильное использование средств наглядности позволяет: сократить время изучения проблемы на; улучшить понимание рассматриваемой проблемы на; повысить уровень запоминания учебного материала.
- Проблемное обучение – система методов, при которой учащиеся получают знания не в готовом виде, а в результате самостоятельной деятельности, решения учебных проблем.
- Уровни проблемного обучения: 1. Преподаватель ставит и формулирует проблему, направляет учащихся на самостоятельный поиск ее решения. 2. Преподаватель только называет проблему, а учащиеся сами формулируют и решают ее. 3. Учащиеся самостоятельно осознают и формулируют проблему, исследуют способы ее решения.
- Способы организации проблемного обучения: 1. Проблемное изложение учебного материала. 2. Поисковая беседа, в ходе которой учащиеся под руководством преподавателя решают учебные проблемы. 3. Самостоятельная работа поискового характер
- Проблемное задание – учебное задание, сформулированное в виде проблемного вопроса.
- Целью проблемных заданий должно быть теоретическое осмысление реальных проблем, поиск путей их практического решения.
- Диалог – беседа, обмен мнениями между двумя или несколькими людьми, имеющие целью доказательство определенной мысли или системы взглядов.
- Диалог – недогматический способ раскрытия мысли; форма диспута, дискуссии; форма совместного размышления.
- Особенности диалога как метода ведения занятия: незапланированный характер; обилие вопросительных предложений; контекстуальность, не заданная, ситуативность.
|
- Полемика – спор или обсуждение различных вопросов, один из действенных методов развития познавательной активности.
- Дискуссия – коллективное обсуждение спорного вопроса, проблемы с целью установления путей их решения; один из методов активизации учебного процесса.
- Анализ конкретных ситуаций – один из активных методов изучения актуальных проблем, укрепления связи теории с практикой.
- Виды ситуаций: ситуации-иллюстрации; ситуации-упражнения; ситуации-оценки; ситуации-проблемы.
- Практическое задание – вид самостоятельной работы, имеющий целью формирование навыков и умений применения приобретенных знаний в практической деятельности.
- Формы заданий: индивидуальные и коллективные.
- Создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей магистрантов.
Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса и всей лекции.
Преподаватель обходился без опорных материалов. Регламент занятия выдержан в полной мере. Все вопросы были рассмотрены.
Рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.). Наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!