Мотивация асоциального поведения. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Мотивация асоциального поведения.

2021-02-01 445
Мотивация асоциального поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Асоциальное поведение - поведение и поступки, не соответствующие общественной морали, т.е. нормам и правилам поведения людей в обществе.

Инстинктивистские теории агрессии, исходя из представлений о решающей роли личностных факторов в мотивации деятельности, считали агрессивные действия следствием высокого уровня агрессивности как свойства личности, не придавая большого значения ситуационным переменным.

Фрустрационные теории агрессии вводят другой фактор для объяснения поведения – ситуационный. Агрессия выступает как реакция на фрустрацию (и любая фрустрация неизбежно вызывает агрессию).

Николай Дмитриевич Левитов не считал агрессию единственной реакцией на фрустрацию, но подчеркивал, что такая форма реакции наблюдается очень часто. Речь идет о таком состоянии, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. Типическое состояние при агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то "сорвать зло". Следует выделить агрессию, направленную на самого себя и выражающуюся в самообличении, самобичевании, иногда в грубом отношении к самому себе. Агрессия - одно из ярко выраженных стенических или активных проявлений фрустрации.

Теория социального научения. Социальное научение предполагает, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление, и оттормаживаются такие действия, которые подкрепляются отрицательно (например, через наказание). В процессе развития личности внешние подкрепления, позитивные и негативные, интериоризируются и переходят во внутренний план, становясь уже внутриличностными регуляторами поведения. Таким образом, ситуативное развитие агрессивных действий становится зависимым от личностных структур, либо облегчающих проявления агрессии, либо обладающих преградным смыслом.

Альберт Бандура отмечал, что многие из нас обозначают поведение как "агрессивное", когда оно противоречит социально одобряемой роли. Исходя из концепции агрессии как неправильного поведения, мы называем случившееся "агрессией" или отрицаем это, только исходя из того, какую сторону конфликта одобряем.

Современные мотивационные теории агрессии рассматривают в качестве основополагающих личностных факторов агрессивного поведения наряду с базовой агрессивностью индивида, также и тенденции подавления агрессивности, которые часто рассматриваются как мотивы, оказывающие тормозящее влияние на открытое проявление агрессивности в поведении. Это позволяет выделить в качестве третьего основания психологической типологии криминальной агрессии измерение «выраженность тормозящих агрессию личностных структур».

Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба, которые выделял Леонард Берковиц:

1. Принуждение. Некоторые психологи, например Джеральд Паттерсон и Джеймс Тедеши, особенно подчеркивают тот факт, что агрессия часто бывает грубой попыткой принуждения. Попытка повлиять на поведение другого, заставить его перестать делать то, что раздражает агрессора.

2. Власть и доминирование. С точки зрения других теоретиков (Финкельхор, Страус, Джеллес, Стейнметц) агрессивное поведение часто бывает направлено на поддержание и усиление власти и доминирование нападающего. Главная цель - утвердить в отношениях с жертвой собственные доминирующие позиции. Сильные стремятся посредством силы сохранить свое доминирующее положение. 2 подхода: "разница в силе сама по себе ведет к применению насилия" и "объяснение насилия не просто разницей сил, но борьбой за власть и доминирование".

3. Стремление произвести впечатление. Агрессоры главным образом заинтересованы тем, что о них думают другие. Социолог Ричард Фельсон полагал: большинство людей считают, что личный вызов выставляет их в выгодном свете, особенно если они подверглись нападению. И тогда человек бросается в контратаку, стремясь показать, что их следует уважать.

Каждая из данных целей выявляет тот или иной мотив, стоящий за агрессивным поведением. Оно может быть мотивировано, по мнению Л. Берковица еще и другими факторами: например, желание приобрести деньги или завоевать социальное одобрение. Концепция существования общего агрессивного драйва игнорирует разнообразие мотивов, которые могут побуждать к агрессии.

В трактовке Л. Берковица: Агрессия - некоторый вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому. Насилие - крайняя форма агрессии, намеренное стремление причинить серьезный физический ущерб другому лицу.

Типы криминальной агрессии:

1. Непосредственная реализация агрессивности

2. Агрессия, совершенная под влиянием алкогольного опьянения

3. Криминальная агрессия, совершенная под влиянием групповых воздействий

4. Агрессия как результат неверной оценки ситуации

5. Инструментальная агрессия - поведение, в котором агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким-то позитивным целям.

6. Отсроченная агрессия - умышленное причинение кому-то вреда по истечении времени, достаточного, с точки зрения окружающих, для нормализации эмоционального состояния после воздействия фрустрирующей ситуации.

7. Ситуативная агрессия

8. Агрессия, совершаемая под влиянием эмоционального возбуждения

9. Агрессия как разрядка накопленного эмоционального напряжения

10. Агрессия в состоянии декомпенсации

20.Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Классификация волевых процессов. Подходы к проблеме и исследования воли в психологии.

Проблема воли была поставлена раньше проблемы мотивации.

Три рода проблем, которые волнуют психологию воли (по Х. Хекхаузену):

· поддержание тенденции к устойчивому выполнению деятельности в направлении поставленной цели;

· инициация действия (переход от покоя к движению или смена одной деятельности на другую);

· преодоление препятствий (легче преодолевать себя, когда препятствия есть, чем когда их нет).

Л.С. Выготский ввёл представление о произвольности. Сущность психологического развития - превращение психических орудий в произвольные.

ВПФ человека отличаются от натуральных психических функций, свойственных животным. Признаки ВПФ: социальны, опосредствованы, произвольны. Проблема личности – есть проблема овладения своей активностью (поведением в целом). Непосредственное поведение не может быть произвольно управляемым. Поэтому воля связана с опосредованным поведением, которое и является произвольным. С помощью произвольного придания определённым стимулам решающего значения мы договариваемся сами с собой.

Вячеслав Андреевич Иванников предложил теоретическую модель о личностном смысле и его роли в мотивационных процессах. Он обосновал понимание воли как разновидности регуляции действия, основанной на придании цели дополнительного смысла, стимулирующего либо тормозящего выполнение этого действия.

В.А. Иванников выделяет 8 способов изменения смысла действий и создания дополнительного смысла:

· намеренное изменение значимости деятельности;

· изменение своей роли в деятельности, т.е. изменение социальной позиции;

· предвидение последствий своей деятельности и изменение значимости отдалённых последствий;

· включение новых мотивов;

· связывание заданного действия с возможностью после его завершения делать всё что хочешь;

· включение заданного действия в более широкий и значимый контекст;

· обращение к символам и ритуалам для поддержки значимости действия;

· связывание действий с клятвами и обещаниями.

Понятие воли в современной психологии больше житейское, чем научное.

Целостный характер работы психики в волевой регуляции не раз отмечался в литературе. Понимание волевой регуляции как регуляции действий или психических процессов через произвольную форму мотивации означает, что побуждение к действию обеспечивается не волей, не особой потребностью в преодолении препятствий, а работой общего для любой активности мотивационного механизма. Психологическим механизмом произвольного изменения побуждения, по мнению В.А. Иванникова, является изменение смысла действия.

Необходимо различать волевую и произвольную регуляцию.

Волевая регуляция - регуляция побуждения, произвольная регуляция - регуляция различных характеристик (темп, скорость).

Выводы по В.А. Иванникову:

1. Волевая регуляция (в варианте самодетерминации - способность самостоятельного выбора направления саморазвития) – регуляция действия (психического процесса) через изменение его смысла, обеспечивающее необходимое побуждение (торможение) к нему.

2. Волевая регуляция - часть произвольной регуляции процессов и действий человека или один из уровней произвольной регуляции –личностный.

3. В традициях деятельностного подхода процесс мотивации может быть описан как особое внутреннее действие по построению побуждения.

Евгений Владимирович Эйдман предложил процедуру измерения волевой регуляции через замер длительности задержки дыхания (замеряется время между началом ощущения дискомфорта и прекращением задержки дыхания – это поправка на физиологические ресурсы организма).

Ситуации соревнования на задержку дыхания с реальным и воображаемым соперником. Дети показывают примерно одинаково низкие результаты в обеих ситуациях. Подростки школьного возраста лучшие результаты демонстрируют в ситуациях с реальным соперником. Студенты же лучшие результаты показывают в ситуациях с воображаемым соперником. Сходно параллелограмму развития.

Х. Хекхаузен, Ю. Куль, П. Голвитцер описывали модель Рубикона. Данная метафора используется для указания на бесповоротность окончательного решения при эффективном целеориентированном поведении. После принятия окончательного решения, то есть, когда Рубикон пройден, вся энергия должна направляться на единственно важную цель. Эта цель уже больше не обсуждается, определяет будущие действия, а альтернативные цели либо не воспринимаются вообще, либо оцениваются неадекватно. После перехода условного рубежа (принятия решения) мы становимся слепы и глухи к отвергнутым решениям; происходит перестройка процессов регуляции, направленная на устойчивое следование выбранному пути.

В настоящее время проблема воли рассматривается в терминах самодетерминации и саморегуляции. Ричард де Чармс – первым ввёл понятие самодетерминации (человек есть сам причина своего поведения). Он выделяет два крайних типа людей – ощущающих себя причинными и ощущающих себя пешками. Между ними существует континуум, в который укладываются промежуточные типы.

21.Современные подходы к воле как мотивационной саморегуляции в школах Х.Хекхаузена и Л.С.Выготского. Воля как мотивационное опосредование. Развитие волевых процессов в онтогенезе.

Л.С. Выготский рассматривал произвольность как главную характеристику человеческой психики и поведения, один из главных признаков высших психических функций. Согласно его теории, сущность психологического развития человека заключается в постепенном овладении своим поведением и превращения психических функций в произвольные. Механизмом этого овладения выступает социальное взаимодействие: усваивая способы, которыми взрослый управляет своим поведением, ребенок сам начинает применять их для воздействия на поведение взрослого, а затем обращает их на себя, формируя механизмы произвольного управления собственным поведением. При этом как управление другим человеком, так и произвольное управление своим поведением, по Л.С. Выготскому, не носят характер прямого воздействия, а являются опосредованными; к ситуации подключаются дополнительные знаковые стимулы-средства, которые меняют структуру сил, влияющих на поведение. Таким образом, Л.С. Выготский впервые поставил проблему воли не как внутренней силы, способной придать действию дополнительное побуждение, а как психологической техники сознательного сочетания человеком различных побудительных сил и стимулов, чтобы использовать их непроизвольное действие нужным ему образом.

Х. Хекхаузен, Ю. Куль, П. Голвитцер описывали модель Рубикона. Данная метафора используется для указания на бесповоротность окончательного решения при эффективном целеориентированном поведении. После принятия окончательного решения, то есть, когда Рубикон пройден, вся энергия должна направляться на единственно важную цель. Эта цель уже больше не обсуждается, определяет будущие действия, а альтернативные цели либо не воспринимаются вообще, либо оцениваются неадекватно. После перехода условного рубежа (принятия решения) мы становимся слепы и глухи к отвергнутым решениям; происходит перестройка процессов регуляции, направленная на устойчивое следование выбранному пути.

Развитие воли в онтогенезе может приводить к трём типам поведения:

1. Полностью детерминированное внешними факторами.

2. Начинается как самодетерминированное, затем течёт само по себе.

3. Полностью самодетерминированное.

Три главных компонента среды, которые способствуют воспитанию самодетерминированного человека:

· Взрослые должны поддерживать автономию ребёнка.

· Взрослые должны задавать ребёнку структуру (что хорошо, а что плохо, рамки и границы, обратная связь от действий ребёнка).

· Люди развиваются, когда решают задачи, сложность которых повышается.

Концепция Эдварда Деси и Ричарда Райана.

Существуют три вида мотивации:

1. Внешняя

2. Внутренняя

3. Амотивация (безличная)

Внешне мотивированное поведение не всегда жёстко контролируется. Внутренне мотивированное поведение неоднородно. Внешняя мотивация может интериоризовываться (интернализовываться по Э. Деси и Р. Райану), становясь внутренней мотивацией.

Существуют четыре стадии интериоризации, которым соответствуют четыре стадии регуляции:

· внешняя мотивация независима от внутренней, регуляция только извне;

· внешняя мотивация частично интериоризовалась, регуляция изнутри (противно, а надо);

· идентификация, остаётся осознание того, что мотивация извне, но мы отождествляемся с внешними побуждениями, понимаем, что для нас это важно;

· интеграция, полное слияние внешней и внутренней мотивации;

Люди развиваются, когда решают задачи, сложность которых повышается. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях:

· преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

· обретения человеком контроля над своим поведением;

· выработка волевых качеств личности;

Все эти процессы онтогенетически начинаются с момента жизни, когда ребенок овладевает речью, используя ее как эффективное средство психической поведенческой саморегуляции.

22.Исследования субъективной причинности и автономии. Локус контроля, выученная беспомощность, самоэффективность.

Теория самодетерминации и личностной автономии: Эдвард Деси и Ричард Райан

Самодетерминация в контексте данного подхода означает ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности. Человека называют автономным, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя. Быть автономным тем самым означает быть самоинициируемым и саморегулируемым, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного Я. Количественной мерой автономии является то, в какой степени люди живут в согласии со своим истинным Я.

Авторы выделяют три основные личностные ориентации, следуя доминирующим у людей механизмам регуляции их действий:

· автономная ориентация, основанная на убеждении о связи осознанного поведения с его результатами (источник поведения - осознание своих потребностей и чувств);

· подконтрольная ориентация, также основанная на ощущении связи поведения с его результатом (источник поведения - внешние требования);

· безличная ориентация, основанная на убеждении, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.

Хотя эти ориентации представляют собой устойчивые характеристики личности, проявляющиеся в индивидуальных различиях, Э. Деси и Р. Райан обосновывают модель постепенного формирования личностной автономии через интернализацию мотивации и соответствующего переживания контроля над поведением: от чисто внешней мотивации через этапы интроекции, идентификации и интеграции к внутренней мотивации и автономии. Автономия предстает в последних работах авторов не просто как одна из тенденций личности, но как универсальный критерий и механизм нормального развития, нарушение которого приводит к различным видам патологии развития.

Внешне мотивированное поведение не всегда жёстко контролируется. Внутренне мотивированное поведение неоднородно. Внешняя мотивация может интериоризовываться (по Деси и Райану), становясь внутренней мотивацией.

Существуют четыре стадии интериоризации, которым соответствуют четыре стадии регуляции:

· внешняя мотивация независима от внутренней, регуляция только извне

· внешняя мотивация частично интериоризовалась, регуляция изнутри (противно, а надо)

· идентификация, остаётся осознание того, что мотивация извне, но мы отождествляемся с внешними побуждениями, понимаем, что для нас это важно

· интеграция, полное слияние внешней и внутренней мотивации


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.