Содействовать обеспечению безопасности своих сотрудников, конфидентов, участников уголовного судопроизводства и членов семей указанных лиц от преступных посягательств. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Содействовать обеспечению безопасности своих сотрудников, конфидентов, участников уголовного судопроизводства и членов семей указанных лиц от преступных посягательств.

2021-02-01 58
Содействовать обеспечению безопасности своих сотрудников, конфидентов, участников уголовного судопроизводства и членов семей указанных лиц от преступных посягательств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Указанная обязанность вызвана опасностью, исходящей от криминальной среды, которая имеет на вооружении большой технический, материальный и денежный потенциал. При этом, исходя из принципов гуманизма, в случае выбора между эффективностью осуществления мероприятия и реальной опасностью для здоровья сотрудников, на первом месте стоит защита интересов их жизни и здоровья. Поводом для применения мер безопасности являются заявление лица или непосредственное получение информации о наличии угрозы. Объем необходимых мер определяется в каждом конкретном случае с учетом складывающейся обстановки.

Для решения задач оперативно-разыскной деятельности уполномоченные органы наделены правами, т.е. соответствующими полномочиями.

Права органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

Согласно ст. 15 ФЗ об ОРД оперативно-разыскные органы имеют право:

Проводить гласно и негласно конкретные оперативно-разыскные мероприятия, производить при их осуществлении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственных угроз защищаемым объектам.

Указанное положение устанавливает право оперативно-разыскных органов проводить необходимые мероприятия исходя из своего усмотрения и целесообразности по принципу от простого к сложному – негласные мероприятия проводятся в случае невозможности проведения гласных действий. Под гласными ОРМ следует понимать такие, которые оперработники проводят без сокрытия своей личности, ведомственной принадлежности, целей и характера проводимых действий. Негласные – с сокрытием факта осуществления действий.

В Законе содержится важная норма, которая связывает с проведением оперативно-разыскных мероприятий право на изъятие предметов и материалов. Предмет может изыматься в связи с тем, что он использовался при совершении преступления или содержит следы преступника, либо изъят из гражданского оборота.

Материалы – это прежде всего документы, содержащие представляющие оперативный интерес сведения, сообщения – передаваемая по техническим каналам связи информация.

Изъятие предметов не является мерой ответственности и осуществляется в целях:

· обеспечения их сохранности;

· для последующего исследования;

· исключения использования при совершении преступлений.

Об изъятии предметов обязательно делается отметка в справке о проведении оперативно-разыскного мероприятия. В случае изъятий при проведении гласных ОРМ оперработник составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. С изъятых документов изготавливаются копии, которые заверяются и передаются владельцу не позднее 5-ти дней после изъятия.

Прерывание предоставления услуг связи осуществляется для предотвращения преступления, воспрепятствования согласованности действий преступников.

Устанавливать отношения сотрудничества с лицами, давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие в решении задач ОРД.

Как уже отмечалось, оперативно-разыскная деятельность невозможна без тайных методов и средств вследствие сокрытия большинства преступлений и совершивших их лиц. Поэтому должностные лица оперативно-разыскных органов вправе привлекать к негласному сотрудничеству лиц, представляющих для ОРО интерес своими оперативными возможностями (ограничения - ст. 17 ФЗ). Факт негласного сотрудничества не может быть предан гласности без письменного согласия лица, кроме расследования уголовного дела по преступлению, совершенному конфидентом в ходе содействия ОРО. Однако и в этом случае круг осведомленных лиц ограничивается рамками закрытого судебного заседания.

Использовать в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, по соглашению, служебные помещения и имущество предприятий и организаций, а также помещения и транспортные средства и иное имущество частных лиц.

Подобное использование может осуществляться при проведении как кратковременных, так и долговременных мероприятий, на возмездной или безвозмездной основе. В процессе ОРД у оперработников может возникнуть экстренная потребность как в доступе, так и пребывании в течение определенного времени в определенных помещениях, в использовании транспортных средств.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников, ведомственную принадлежность учреждений, помещений и транспортных средств ОРО.

Под зашифровкой понимается комплекс мер по сокрытию истинной принадлежности и функциональной задачи объекта. Тем самым обеспечивается перевоплощение сотрудников в «обычных» граждан, в т.ч. личные особенности которых обеспечивают проникновение в криминальную среду. Зашифровка обеспечивается при помощи соответствующего выбора легенды поведения, внешних атрибутов, необходимых документов прикрытия и т.п.

5. Создавать в установленном законодательством порядке легендированные предприятия, учреждения и организации, необходимые для решения оперативных задач. Оперативно-разыскная деятельность невозможна без определенных методов разведывательного характера, поэтому для решения частных задач отдельные организации и подразделения, создаваемые ОРО, могут иметь полную зашифровку и носить «легендированный» характер, т.е. функционировать под вымышленными названиями и соответствующей правдоподобной легендой. Это особенно важно с учетом необходимости соблюдения требований Гражданского кодекса о госрегистрации любых юридических лиц, постановки на учет в налоговом органе и др.

Оперативно-разыскным органам запрещается (ст.5 ФЗ об ОРД) подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация), фальсифицировать результаты ОРД, разглашать сведения о частной жизни граждан.

76. Должностные лица оперативно-розыскных органов: понятие, классификация
Должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, в оперативно- розыскной теории относят к собственно субъектам ОРД — участникам этой деятельности, на которых законодатель возложил соответствующие обязанности, наделил для их выполнения определенными правами и установил юридическую ответственность в случае их ненадлежащего исполнения.

Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, — участник ОРД, наделенный властными полномочиями (включая право принимать решения и совершать действия, обязательные для физических и юридических лиц, в том числе не находящиеся в его непосредственном или прямом подчинении), находящийся под защитой государства, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет непосредственно ОРД либо контролирует ее.

Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, является представителем власти, его деятельность имеет публичный характер, так как он защищает человека, общество и государство от преступных посягательств. Властные полномочия могут использоваться постоянно (например, оперативным сотрудником — сотрудником уголовного розыска), временно или по специальному полномочию. Специальное полномочие означает, что лицо реализует функции представителя власти, возложенные на него федеральным законом (например, стажеры ОВД, ФСБ России и т.п.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, а равно правомочным на то государственным органом; эти функции осуществляются в течение определенного периода или одноразово либо могут совмещаться с основной работой (дружинник и др.).

Должностных лиц, осуществляющих ОРД, делят на две группы: 1) осуществляющих ОРД и 2) контролирующих ее. В первой группе выделяют должностных лиц, которые полномочны осуществлять ОРД: а) в полной мере (штатные оперативные сотрудники, которые работают с лицами, оказывающими содействие ОРО); б) не в полной мере или частично (штатные сотрудники оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений ОРО, внештатные оперативные работники, должностные лица органов дознания (ст. 40 УПК РФ) и др.). Ко второй группе относят должностных лиц, которые осуществляют контроль внутри конкретного ОРО, — это сотрудники инспектирующих подразделений и руководители ОРО.

Руководитель ОРО — это высшее должностное лицо данного органа, которое назначено на управленческую должность, организует и осуществляет руководство работой подчиненных, неся ответственность за качество выполняемой их и своей работы. Руководители всех ОРО имеют права и обязанности, которые изложены в Законе об ОРД, а также те, что распространяются на руководителей конкретного ОРО, которые зафиксированы в ведомственных положениях о конкретном органе и других актах. Он несет персональную ответственность за соблюдение законности при организации и осуществлении ОРМ. В Законе об ОРД права и обязанности руководителя закреплены в: ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 12, ч. 3 ст. 13,

ч. 3 ст. 19, ч. 2 ст. 21. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ руководитель ОРО (его заместитель) уполномочен поручать должностным лицам ОРО исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении ОРМ, о производстве следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении иод стражу и иных процессуальных действиях, а также об оказании содействия при их осуществлении.

Основным должностным лицом, непосредственно осуществляющим ОРД, является оперативный сотрудник.

Оперативный сотрудник (другие названия — оперативный работник, оперативник, сыщик) — это состоящее в штате оперативного подразделения органа определенного федерального министерства или службы, непосредственно полностью или частично осуществляющее ОРД на основании и в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Оперативный сотрудник осуществляет профессиональную деятельность на должностях федеральной государственной службы как служащий правоохранительного органа или как военнослужащий; он обладает определенной совокупностью прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностями и ответственностью, установленными Законом об ОРД, другими юридическими актами, т.е. обладает соответствующим юридическим статусом.

Оперативных сотрудников (работников) можно классифицировать по следующим основаниям:

· а) по принадлежности к соответствующему ОРО: оперативники ОВД (сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью и т.и.); органов ФТС России (сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью и розыска, по борьбе с международным терроризмом и транснациональной преступностью, по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды и т.п.) и т.д. Вне зависимости от ведомственной принадлежности все оперативные сотрудники согласно нормам Закона об ОРД обладают равными полномочиями в ОРД;

· б) по объему предоставленных полномочий различают руководителей и исполнителей (оперативников);

· в) по характеру проведения ОРМ различают: оперативников, работающих в основном с агентами; осуществляющих личный сыск, т.е. непосредственно выявляющих преступления и ищущих лиц, их совершивших;

· 1

сотрудников оперативно-поисковых подразделений (наружного наблюдения); сотрудников оперативно-технических подразделений; сотрудников оперативно-аналитических под раздел ений;

г) по тому, состоят в штате данного ОРО или нет, различают оперативных сотрудников: состоящих в штаге (на соответствующей должности, как гласной, так и негласной) и внештатных сотрудников. Кадровые оперативные сотрудники данного ОРО образуют оперативный состав. Оперативный сотрудник штатный негласный — это оперативник, состоящий в штате данного ОРО и уполномоченный на осуществление ОРД только на негласной основе (с применением документов оперативного прикрытия и т.п.). Внештатный оперативный работник — это оперативник, не состоящий в штате данного ОРО, привлекаемый на добровольной основе из числа граждан России для разрешения конкретных задач ОРД. Их юридический статус по сравнению с юридическим статусом штатного оперативника ограничен.

Оперативные сотрудники обладают правами и свободами человека и гражданина с отдельными ограничениями, обусловленными особенностями ОРД, которые установлены федеральными законами. Так, оперативником может быть только гражданин России; выход из гражданства России, приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства делает невозможным нахождение данного оперативника на службе в ОРО. Помимо этого, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на военных оперативников распространяются ограничения, вытекающие из статуса военнослужащего, а оперативники ОВД как сотрудники полиции ограничены в некоторых общегражданских правах (например, прекращение работы сотрудником полиции как средство разрешения коллективного трудового спора запрещается). Оперативники не могут быть понятыми (п. Зч. 2ст. 60 УПК РФ)

Исходя из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П, оперативник, находясь в системе правового регулирования отношений государственной службы, специфика которой обусловливает его особый правовой статус, обязывает его, по общему правилу, к лояльности и сдержанности по отношению к деятельности ОРО, его руководства. Это, в частности, выражается в определенном ограничении на публичное выражение оперативным сотрудником своего мнения, в том числе в средствах массовой информации, относительно деятельности ОРО. Такие публичные высказывания, суждения, оценки не должны причинить ущерб государственным или общественным интересам, нарушение которых послужило поводом для публичного выступления оперативника.

· — запрещается: а) проводить ОРМ в интересах какой-либо партии, общественного и религиозного объединения; б) принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партиях, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; в) разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известны в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; г) подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация); д) фальсифицировать результаты ОРД (ч. 8 ст. 5) — искажать фактические данные, полученные в результате ОРД (например, искажение или уничтожение определенных материалов видеонаблюдения); это может послужить основанием для возбуждения в отношении их уголовного дела о преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 303 УК РФ;

· — решать задачи ОРД посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе (ч. 5 ст. 6);

· — в ходе проведения ОРМ подчиняться только непосредственному и прямому начальнику; при получении приказа или указания, противоречащего закону, руководствоваться законом (ч. 3 ст. 16);

· — негласно внедряться в интересующий их объект только на основании постановления, утвержденного руководителем ОРО (ч. 3 ст. 8);

· — использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие их личность (п. 4 ч. 1 ст. 15);

· — полномочны вынуждено причинять вред правоохраняемым интересам при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ч. 4 ст. 16);

· — не соблюдать ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18, 20 и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», если таковые препятствуют осуществлению оперативным сотрудником ОРД (ч. 2 ст. 29 Федерального закона «О полиции»).

Оперативник обладает совокупностью прав, гарантированных государством, которые соотносятся с правами ОРО.

Штатный негласный сотрудник ОРО наделен правом давать в письменной форме согласие на предание гласности сведений об осуществляемой им деятельности.

Кроме того, в ч. 2 ст. 16 Закона об ОРД указано, что никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом, а в ч. 2, 3 ст. 15 Закона об ОРД предусмотрено, что законные требования должностных лиц, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены, а неисполнение их законных требований либо воспрепятствование законному осуществлению ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Оперативный сотрудник имеет право возбудить уголовное дело постановлением, утвержденным начальником ОРО.

Оперативному сотруднику дают соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В отношении сотрудников, замещающих должности штатного негласного состава ОВД централизованный учет персональных данных сотрудников не осуществляется. Ведение документов учета таких сотрудников, личные дела и банки данных об этих сотрудниках, содержащих персональные данные, сведения об их служебной деятельности и стаже службы, а также персональные данные членов их семей осуществляются в строгом соответствии с законодательством РФ о государственной тайне (п. 6 Положения о централизованном учете персональных данных сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного приказом МВД России от 28 апреля 2014 г. № 381).

Юридический статус оперативного сотрудника включает в себя ответственность: дисциплинарную, материальную, административную и уголовную в случае превышения должностных полномочий, халатности и совершения иных должностных преступлений.

Оперативный сотрудник должен проходить специальную профессиональную подготовку. Он должен хорошо владеть знанием и умением оперативно-розыскного дела.

 

77. Права и обязанности граждан, содействующих осуществлению
оперативно-розыскной деятельности в форме участия в подготовке и
проведении ОРМ.

Лица, содействующие оперативно-розыскным органам, вправе оказывать такое содействие как на контрактной основе, так и без заключения контракта.

С одной стороны, заключение контракта усиливает государственную защищенность и поддержку (правовые и социальные гарантии). В тоже время со стороны оказывающих содействие лиц наблюдается нежелание письменно оформлять отношения с соответствующим органом из-за возможности расшифровки. Лица, оказывающие органам содействие, в обществе именуются «стукачами», «сексотами» и испытывают явно негативное отношение к себе.

Раскрытие информации о них может произойти по разным причинам, и от этого никто не застрахован, особенно когда с материалами работают третьи лица, например судьи, прокуроры (утечка может произойти, например при утрате документов в связи с нарушением правила о запрете перевозки с собой оперативно-розыскных документов, поскольку они подлежат пересылке по линии режимно-секретного органа). Кроме того, расшифровка может носить целенаправленный характер – например в странах Прибалтики преданы достоянию общественности материалы о негласном сотрудничестве во времена СССР некоторых политических и общественных деятелей.

Обязанности лиц, содействующих оперативно-розыскным органам:

• оказание (разовое или на постоянной основе) органам содействия при подготовке или проведении ОРМ;

• сохранение в тайне сведений, ставших им известными в ходе подготовки или проведения ОРМ (разглашение данных предварительного расследования или сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса влечет уголовную ответственность);

• запрет предоставления органам заведомо ложной информации (предоставление заведомо ложной информации можно рассматривать как заведомо ложный донос, что влечет ответственность по УК).

Права лиц, содействующих оперативно-розыскным органам:

• право на самостоятельное решение вопроса о предании гласности сведений о себе в случае оказывания или оказания органам содействия на конфиденциальной основе, за исключением предоставления сведений прокурору для привлечения конфидента к уголовной ответственности;

• право на государственную правовую и социальную защиту.

 

78. Понятие и общие вопросы социальной и правовой защиты участников ОРМ.

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, направлена на более эффективное выполнение ими взятых на себя обязательств по борьбе с преступностью. Негласные сотрудники обладают провозглашенными государством основными правами по охране их жизни, физической неприкосновенности, свободы, и в соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона об ОРД органы, осуществляющие ОРД, обязаны принимать необходимые меры по их защите.

Меры социальной и правовой защиты взаимообусловлены и представляют собой совокупность правовых положений, определяющих социальные гарантии участникам ОРД, а также обеспечивающих их реализацию.

Социальная защита выражается как в виде льгот или преимуществ, так и в форме предоставления определенных материальных благ. Кроме того, в рамках межличностных отношений оперативные сотрудники могут оказывать нравственно-психологическую поддержку лицам, оказывающим содействие оперативно-розыскным органам.

Правовая защита обеспечивает реализацию прав, которая выражается в форме: а) соблюдения: б) использования: в) применения норм права.

Соблюдение правовых норм выражается в том, что деятельность оперативно-розыскных органов и граждан основана на выполнении предписаний Закона об ОРД. Соблюдение — это совершение активных действий при осуществлении обязывающих, предписывающих правовых норм. Так, в ч. 3 ст. 18 Закона об ОРД предусмотрено, что при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье и имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности.

Использование правовых норм заключается в осуществлении прав субъектами ОРД в целях защиты своих и общественных интересов. В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей ч. 7 ст. 18 Закона об ОРД допускается проведение специальных мероприятий по их защите.

Применение правовых норм является специальным способом реализации прав, позволяющим участникам оперативно-розыскных правоотношений защищать и восстанавливать свои права, предусмотренные оперативно-розыскным законодательством.

Под социальной и правовой защитой граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, понимается реализация предусмотренных законом и подзаконными нормативными актами мер, которые предпринимаются оперативно-розыскными органами в целях обеспечения прав и законных интересов лиц, оказывающих им содействие, создания необходимых условий для их эффективного участия в решении задач ОРД.

Необходимость социальной и правовой защиты конфиденциальных сотрудников обусловлена:

· особенностью криминальной среды и процессов, происходящих в ней (замкнутость и внутригрупповая дисциплина, блокирование каналов утечки информации, принятие активных контрмер по выявлению лиц, сотрудничающих с оперативными подразделениями);

· характером общественно опасных деяний, в предупреждении и выявлении которых принимают участие негласные сотрудники;

· особым характером осуществляемых ими функций в криминальной среде, связанных преимущественно с конспиративным поведением и негласным сбором оперативно-значимой информации;

· спецификой проведения отдельных ОРМ (оперативное внедрение, наблюдение и др.);

· противоречивым отношением в обществе к лицам, негласно сотрудничающим с оперативно-розыскными органами.

В отношении граждан, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам, меры защиты могут быть дифференцированы: 1) по уровню правового регулирования; 2) субъектам их реализации; 3) формам содействия.

Правовое регулирование мер защиты может осуществляться на законодательном и подзаконном уровнях. Законодательные меры защиты определены в ст. 18 Закона об ОРД. В подзаконных нормативных актах различных федеральных служб, министерств, комитетов, имеющих в своей структуре оперативные подразделения, меры защиты могут конкретизоваться.

Ведомственными нормативными правовыми актами могут предусматриваться дополнительные социальные гарантии для данной категории лиц (медико-психологическая реабилитация, санаторно-оздоровительное лечение, повышенная денежная выплата с учетом сложности и опасности выполняемого задания и др.).

Защита лиц, содействующих оперативно-розыскным органам, в зависимости от субъектов осуществляется самостоятельно конфидентами или органами, осуществляющими ОРД. Негласные сотрудники самостоятельно реализуют свое право путем сохранения конфиденциальности отношений, применения приемов конспирации.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, в зависимости от характера и вида оказываемого им содействия устанавливают выдачу денежных вознаграждений и различных поощрительных выплат. Руководители данных органов обязаны выполнять предусмотренные контрастом обязательства, в том числе по гарантиям социально-правовой защиты, связанной с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга и возложенных на них договорных обязанностей, связанных с решением оперативно-розыскных задач.

В зависимости от формы содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, меры защиты применяются в отношении лиц:

a. сотрудничающих на контрактной основе;

b. оказывающих содействие на бесконтрактной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона об ОРД государство гарантирует лицам, заключившим контракт с органами, осуществляющими ОРД, выполнение предусмотренных в нем обязательств, в том числе правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

Таким образом, гарантии государства по социальной и правовой защите предоставляются при наличии следующих условий:

· осуществление ОРД по контракту;

· правомерное выполнение негласным сотрудником общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение обязанностей или нарушение условий контракта исключает гарантии государства;

· наличие реальной, а не мнимой угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием оперативно-розыскным органам.

Правовые гарантии государства представляют собой специальные нормативно-правовые средства, обеспечивающие защиту граждан, негласно сотрудничающих по контракту с оперативно-розыскными органами.

Оперативно-розыскным законодательством закреплены следующие защитные меры: 1) компенсационного характера в виде денежных выплат; 2) обеспечения безопасности конфиденциальных сотрудников и членов их семей; 3) по пенсионному обеспечению лиц, сотрудничающих по контракту; 4) по освобождению негласного сотрудника от уголовной ответственности.

При заключении контракта оперативное подразделение обязуется выплачивать ежемесячное денежное содержание или разовые вознаграждения, пособия и иные выплаты.

Выплата единовременного пособия и назначение пенсии по инвалидности закреплены законодательно (ч. 9 ст. 18 Закона об ОРД) и осуществляются в случае гибели, травмы, ранения, контузии и увечья, которые наступили в связи с участием гражданина в проведении ОРМ. перечисленных в ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД. Факт участия лица в ОРМ должен быть подтвержден соответствующими ДОУ.

Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими ОРД в качестве основного рода занятий, включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение (ч. 6 ст. 18 Закона об ОРД). Оформление трудового стажа и пенсии не должно предавать гласности факт сотрудничества граждан с оперативно-розыскными органами. Порядок необходимых для органов социального обеспечения документов определяется закрытыми ведомственными нормативными актами.

В соответствии с оперативно-розыскным законодательством лицо из числа членов преступной группы, привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим ОРД, может быть освобождено от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД) при наличии следующих условий: а) преступление не повлекло тяжких последствий; б) лицо, привлеченное к сотрудничеству, активно способствовало раскрытию преступления; в) лицо возместило нанесенный ущерб или иным способом загладило причиненный вред. Однако в практической деятельности применение данной нормы ограничено в связи с тем, что она не согласуется с положениями ст. 75 УК РФ, а также с уголовно-процессуальным законодательством, в котором детально регламентируется процедура реализации освобождения от уголовной ответственности.

На лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам на бесконтрактной основе, многие государственные социальные и правовые гарантии не распространяются.

В связи с этим немаловажное значение в обеспечении безопасности таких лиц занимает гарантия сохранения в тайне их содействия оперативным подразделениям. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами. Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием данным органам обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности (ч. 3 ст. 18 Закона об ОРД).

79. Контракты в ОРД.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального Закона об ОРД оперативно-розыскные органы могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, независимо от их гражданства, национальности, вероисповедания, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования принадлежности к общественным объединениям и политических убеждений.

Контракт есть разновидность договора, волевого соглашения двух субъектов ОРД об установлении субъективных прав и обязанностей – оперативно-розыскного органа и человека, изъявившего сотрудничать с этим государственным органом. Это правовой акт, его заключение и вступление в силу влечет юридически значимые последствия для его участников. Отнесение контракта к договору достаточно определено позволяет считать его разновидностью сделки и, одновременно, юридическим фактом, в результате которого между сторонами возникают специфические оперативно-розыскные правоотношения, которые подлежат урегулированию нормами формирующегося оперативно-розыскного права. Вместе с тем заключение контракта может вызвать к жизни и некоторые другие правоотношения (например, ими могут стать трудовые, гражданско-правовые, семейные отношения.).

Оперативно-розыскной контракт – это основанный на нормах оперативно-розыскного законодательства и выработанный в публичных интересах в итоге добровольного согласования воли двух субъектов оперативно-розыскной деятельности – оперативного подразделения (в лице оперативника) и совершеннолетнего дееспособного человека договор (как правило, документально оформленный), устанавливающий взаимные права и обязанности в связи и по поводу необходимости реализации целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.

Особо отметим, что контракт всегда влечет определенные юридически значимые последствия для обеих сторон.

Оперативно-розыскной контракт следует отличать от административного и гражданско-правового договора. Несмотря на присущие им многие общие черты, характерные для любого договора (в частности, наличия общеправовых принципов заключения соглашения, согласования воли сторон, правовых последствий) они не тождественны. Можно сказать, что оперативно-розыскной контракт является частным случаем как административного, так и гражданско-правового договора.

С первым из них его роднит публичный характер (государство в лице оперативно-розыскного органа – обязательная сторона при заключении контракта). Однако контракт заключают не в связи с реализацией административных отношений, а в связи с необходимостью обнаружения преступлений.

Сравнивая оперативно-розыскной контракт и гражданско-правовой договор, отметим, что общим для них выступает равенство сторон (в отличие от административного договора). Вместе с тем коренным отличием контракта в оперативно-розыскной деятельности от любого гражданско-правового договора является его публичный характер,если при гражданской сделки стороны преследуют индивидуальный, частный интерес, то при заключении оперативно-розыскной контракта преследуется достижение общественно значимого результата – защита человека, собственности, общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального Закона об ОРД.).

Для оказания помощи агентами на условиях контракта законодатель установил два условия, дополнительные к общим:

· достижение агентом совершеннолетия (В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.);

· его дееспособность (Дееспособность – это способность физического лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенное правонарушение (например, совершение преступления в ходе оперативно-розыскного мероприятия, нарушение условий контракта.). Федеральным законом запрещено вступать в договорные отношения с полностью недееспособными лицами, в частности лицами, страдающими психическими расстройствами.).

Контракт заключается с человеком, независимо от его гражданства.

К сотрудничеству может привлекаться:

· гражданин России (в том числе лицо, имеющие двойное гражданство, т.е. одновременно состоящие в гражданстве другого государства);

· лицо без гражданства;

· иностранный гражданин или подданный иностранного государства.

Конфиденциальные отношения с этими лицами устанавливаются независимо от постоянного или временного их нахождения на территории России.

Структура и содержание основных элементов оперативно-розыскного контракта

Как правило, в контракте указывают его предмет и срок действия, обязанности и права сторон, условия возмездности, а также условия и порядок его продления.

Предмет контракта. В общих положениях указывают, какие обязательства принимают на себя стороны по решению задач оперативно-розыскной деятельности. Специально оговаривают особенности действия сторон. В частности агент указывает, в чем состоит его содействие при подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Перечень взаимных договорных обязательств индивидуален и зависит от ряда условий:

· личный характер агента;

· характера выполняемых им заданий;

· его реальных возможностей по оказанию содействия и т.п.

В контракте запрещаетс<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.