Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-02-01 | 57 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности
Современная практика функционирования экономики высокоразвитых стран свидетельствует, что государство осуществляет регулирование ключевых социально-экономических процессов, в том числе и в сфере предпринимательства. В основе государственного регулирования лежит сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного управления[10]. Теоретическая база такой политики основывается на теоретических положениях различных экономических школ. Так, школа Дж. М. Кейнса исходит из того, что рыночная экономика неспособна к полной самоорганизации и поэтому нуждается в существенном государственном вмешательстве. Дж.М. Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономических процессов, основанных на рыночных отношениях[11]. Его концепция связана на идее расширения ёмкости рынка путём достижения эффективного спроса.
Сложное состояние экономики, связанное со снижением экономического роста, усилением инфляции и бюджетным дефицитом в ряде ведущих мировых держав после второй мировой войны вызвало необходимость изменения модели экономического развития. Кейнсианское направление в макроэкономике было заменено неоклассической моделью, основанной на принципе свободы и отрицании активной роли государства. Представители этой школы, в противоположность идеям Дж.М. Кейнса, считают рыночную систему образцом самоорганизации, способной лучшим образом обеспечить экономический рост. Среди направлений неоклассической школы можно выделить два направления: «монетаризм» и «экономика предложения».
Представитель монетаризма М.Фридман, исходил из положения о том, что государство должно следить за соблюдением рыночных субъектами «правил игры» и регулировать процессы денежного обращения[12]. Таким образом, монетаристы были противниками расширения экономических функций государства. Государство в монетарной модели играет пассивную роль, обеспечивая устранение препятствий, мешающих работе законов свободной рыночной конкуренции.
|
Институциональная теория, представителями которой являются такие выдающиеся учёные, как Т. Веблен, У.К.Митчелл, Д. Коммонс, выступают за смешанную экономику и предлагают идею контроля общества за предпринимательской деятельностью. Институционалисты отвергали понимание рыночного хозяйства как равновесной системы и трактовали его как эволюционирующую систему. В основе их концепции так же, как и у классиков, лежит тезис о редкости ресурсов, вследствие чего у хозяйствующих субъектов возникает конфликт по поводу их использования. Этот конфликт может разрешиться путём совершения транзакций, которые представляю собой базовые институты общества и государства[13].
Неоинституционалисты (Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт), в основе учения которых располагаются издержки взаимодействия между людьми - транзакционные издержки, стали уделять большое внимание формированию институциональной среды. Учёные исходят из тезиса о том, что, следуя принципу рациональности, хозяйствующие субъектыв ходе своей хозяйственной деятельности стремятся минимизировать транзакционные издержки. С этой целью они вырабатывают институты, которые трактуются в неоинституциональном анализе как «созданные человеком ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие»[14]. Таким образом, эффективность институтов может быть достигнута за счёт минимизации издержек.
Таким образом, любая экономическая модель развития национальной рыночной экономики требует в создании правовой базы эффективного функционирования рынка, формирования «правил игры». В связи с обеспечением реализации этой важнейшей функции государства возникает задача правового регулирования предпринимательской деятельности. Главными документами, обеспечивающими государственное регулирование экономики, выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, региональные и ведомственные нормативные документы.
|
Как отмечают некоторые учёные, правовая база государственного регулирования экономики всё ещё недостаточно разработана. Так, например, существует острая необходимость в разработке таких инструментов регулирования, как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование, и т.д.
Термин «Государственное регулирование предпринимательской деятельности» также всё ещё не имеет однозначного толкования в научной литературе. В основном это определение этому понятию дают учёные - юристы из области Теории государства и права или Предпринимательского права. Так, можно указать следующее определение И.А. Смагиной: «Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности»[15]. Савелов В.П. даёт следующее определение: «Государственное управление предпринимательской деятельностью - влияние государства на условия деятельности предпринимательских структур, с целью обеспечения стабильности экономического развития страны»[16].
Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности имеет следующие признаки:
1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это деятельность государства, имеющая свои субъекты и объекты деятельности.
2. К субъектам государственного регулирования относятся, в первую очередь, органы законодательной и исполнительной власти. Кроме этого можно указать следующие субъекты: судебная власть, Центральный банк РФ, Счетная палата и Прокуратура РФ, консультационные советы, а также носители хозяйственных интересов, т.е. предприниматели - индивидуальные и коллективные, их ассоциации, союзы, объединения.
|
3. Объекты государственного регулирования предпринимательской деятельности - это экономические отношения между субъектами предпринимательской деятельности, отдельные виды предпринимательской деятельности, отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.
4. Цели государственного регулирования в сфере экономики заключаются в решении ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве главной цели мы можем указать создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства.
5. Методы государственного регулирования на предпринимательской деятельности. Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным административно-ведомственным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов, например, государственная регистрация, лицензирование и др. Косвенные методы государственного регулирования нацелены на стимулирование процесса развития предпринимательства, создание благоприятной внешней среды для деятельности, стимулирование должного поведения субъектов. К ним относятся проведение денежно-кредитной политики, либерализация налогового и амортизационного законодательства, обеспечение государственными заказами субъектов предпринимательства и др. Соотношение прямых и косвенных методов зависит от экономической ситуации в стране, избранной концепции экономического развития[17].
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!