Звезда. Свидетельство патристики — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Звезда. Свидетельство патристики

2021-02-01 61
Звезда. Свидетельство патристики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Не оставив без внимания «внешнюю», феноменальную сторону исследуемого нами образа и отложив ее до той поры, когда придет время указать, какого великого целого она является частью, продолжим изложение основной мысли.

Итак, повторим еще раз: Вифлеемская звезда – это изначально Полярная звезда, символ, в древнейшие времена служивший пред-изображением Христа и в Пришествии и Откровении Сына Божия «вернувшийся» и «исполнившийся» в своем Первообразе – Христе. Предание Церкви, как мы намерены показать, имплицитно содержит эту мысль. Наше исследование есть лишь раскрытие этой мысли, изначально содержавшейся (хотя и не высказывавшейся достаточно явно) в Предании Церкви.

Приведем подборку святоотеческих цитат, характеризующую внутреннее согласие Церкви в понимании смысла Вифлеемской звезды.

 

 

Свт. Игнатий Антиохийский:

 

“Но от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божием. Как же они открылись векам? - Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды, вместе с солнцем и луною, составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение, откуда это новое, непохожее на те звезды, явление. С этого времени стала упадать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведение проходить, и древнее царство распадаться: так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти”. (Послание к Ефесянам, 19).

Св. Иустин Философ:

“И то, что Он взойдет, как звезда, из рода Авраамова, открыл Моисей, сказав: «Звезда взойдет из Иакова и Вождь – из Израиля». - И другое присловие говорит: «Се, Человек, Восход имя Ему». И теперь одновременно с Его рождением взошла звезда на небе, как написано в записях Его апостолов; через нее волхвы из Аравии были извещены об этом. Они пришли сюда и поклонились Ему ”.  (Диалог с Трифоном, 106, 1-4).

 Преп. Ефрем Сирин:

“День сей радует царей, первосвященников и пророков, потому что в день сей совершилось и пришло в исполнение все, ими сказанное. Ныне Дева родила Еммануила в Вифлееме, ныне пришло в исполнение изреченное Исаией слово. Там родился Тот, Кто «повесть в книгах людем» (Пс.86:6). Ныне исполнилась песнь, воспетая Давидом. Ныне совершилось изреченное Михеем слово: исшел Пастырь из Ефрафы (Вифлеема) и упас души жезлом Своим (Мих.5:1-4). Вот «воссияла звезда от Иакова, и восстал Князь от Израиля» (Чис.24:17); ныне уяснилось изреченное Валаамом пророчество. Нисшел сокровенный Свет, «из плоти Его воссияла красота Его». «Восток», о котором сказано у Захарии, ныне возблистал в Вифлееме. Явился свет царский в царском граде Ефрафе. Ныне исполнилось благословение Иаковлево. Явилось Древо жизни, даровавшее смертным надежду” (На Рождество Христово. Песнопение первое).

Свт. Иоанн Златоуст:

“Что она была не обыкновенная звезда, и даже не звезда, а, как мне кажется, какая-то невидимая сила, принявшая вид звезды, это доказывает, во-первых, самый путь ее. Нет, и не может быть звезды, которая бы имела такой путь. Видим, что и солнце и луна и все прочие звезды идут от востока к западу; а эта звезда текла от севера на полдень: именно в таком положении находится Палестина в отношении к Персии. Во-вторых, то же можно видеть из самого времени: она является не ночью, а среди дня, при сиянии солнца, что не свойственно не только звезде, но и луне. Хотя луна больше всех звезд, но при появлении солнечного света тотчас скрывается и делается невидимою. Звезда же Христова превосходством своего блеска преодолела самый свет солнечный, была яснее солнца, и как оно ни блистательно, а она сияла больше. В-третьих, доказывается тем, что звезда то является, то опять скрывается. Когда волхвы шли в Палестину, она была видна и указывала им путь; а когда вошли в Иерусалим, она скрылась. Потом, когда они, сказавши Ироду, зачем пришли, оставили его и собрались в путь, звезда опять является. Это уже есть движение не звезды, а некоторой совершенно разумной силы. Она не имела своего определенного пути, но когда нужно было остановиться, и она стояла, во всем соображаясь с их нуждою, подобно столпу облачному, по которому полк иудеев и останавливался и поднимался с места, когда было нужно. В-четвертых, то же ясно можно видеть из самого способа, каким звезда указала место. Не с высоты неба она указала его, - в таком случае волхвы не могли бы различить места; но, чтобы указать его, опустилась вниз. Сами знаете, что обыкновенной звезде нельзя показать такого малого места, какое занимала хижина, особенно же в каком вмещалось тело Младенца. Так как высота ее неизмерима, то она не могла бы собою обозначить и определить такого тесного пространства для желавших узнать его. Об этом всякий может судить по луне; она, будучи гораздо больше звезд, кажется близкою для каждого из обитателей вселенной, рассеянных по всей земной широте. Так скажи же, как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? Это самое дает разуметь и евангелист, говоря: “И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец” (Мф. 2:9). Видишь, сколько доказательств на то, что эта звезда была необыкновенная, и явилась не по законам внешней природы.

Но для чего она явилась? Для того, чтобы обличить нечувствительных иудеев, и лишить их - неблагодарных - всякого способа к оправданию. Так как цель пришествия Христова была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе, и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая чрез чужих научить своих”(Толкование на святого Матфея евангелиста. Книга 1, Беседа 6).

Блаж. Иероним Стридонский:

“Чтобы иудеи для посрамления своего получили весть о рождении Христа от язычников, на востоке восходит звезда, о появлении которой они [язычники-волхвы] как потомки Валаама узнали из его предсказания. Читай книгу Чисел глава 24. А по указанию звезды волхвы идут в Иудею, так что священники, вопрошенные волхвами: Где должно родиться Христу, являются безответными (…) касательно пришествия Его. (Толкование на Евангелие от Матфея).

 Преп. Иоанн Дамаскин:

“Часто появляются также кометы, которые служат некоторыми знамениями, возвещающими, например, о смерти царей. Кометы не принадлежат к тем звездам, которые были сотворены в самом начале, но, по божественному повелению, образуются в соответствующее время и опять распадаются; ибо и звезда, явившаяся волхвам во время человеколюбивого и спасительного ради нас рождения по плоти Господа, не принадлежала к числу тех звезд, которые были сотворены в начале. Это ясно из того, что она совершала свое течение то от востока на запад, то с севера на юг, что она то скрывалась, то показывалась. Все это не соответствует законам и природе звезд” (Точное изложение православной веры 2,7).

 

Я привел здесь немногое из многого, чтобы показать на малом примере глубинное согласие древней Церкви при некотором различии во внешних определениях. Согласие – в том, что, во-первых, звезда есть знамение исполнения пророчеств. Во-вторых – в том, что она необычайна, что она не входит в общий ряд астрономических объектов. Последний из цитируемых, Иоанн Дамаскин, высказался, правда, в пользу «кометного» объяснения феномена Вифлеемской звезды (что, в своем роде, тоже есть отметка, на языке античного естествознания, о ее необычайности), но это не исключает интерпретации этой «кометы» в качестве видимого знака осуществления невидимого Таинства.

Правильно понятое согласие святых не будет нарушено тем фактом, что некоторые отцы (свв. Иустин Философ, Киприан Карфагенский, Епифаний Кипрский, Афанасий Александрийский), в той или иной связи упоминая евангельских волхвов, усваивали им пришествие не из Персии, а из «Аравии», а Иероним Стридонский – из «Сабы», или «Савы» («Эфиопии»), в то время как свв. Иоанн Златоустый, Кирилл Александрийский и др. наделяли волхвов персидским гражданством. Попытка примирить эти «разногласия» уже предпринималась в церковной литературе (со ссылкой на Псалом71, о чем – ниже): это тезис о том, что каждый из «трех» (очевидно, по числу упомянутых в Евангелии даров) волхвов был выходцем из своей страны: один из Персии, другой из Аравии, третий – из Эфиопии. Интересно заметить, что и в этом случае, несмотря на некоторую его «историческую» искусственность, знамение Христа («звезда») все равно оказывается собирающим принципом, принципом кафоличности: мудрецы из разных стран, из разных народов собраны и приведены к Младенцу Еммануилу (причем «троица» волхвов, хоть и принятый большинством образ, однако же не единственный: сирийская и армянская традиции говорят о двенадцати волхвах). Так вот, противоречие, кажущееся актуальным на, так сказать, «географическом» уровне, окажется мнимым, т.е. вовсе не существующим, если каждое из названий «страны», из которой происходят волхвы, мы поймем как символическое. Ниже мы увидим, что этот символический смысл – главный в Евангелии: таков язык евангельского Богословия.

Из приведенных выше святоотеческих толкований считаем нужным обратить особое внимание на два – принадлежащие свв. Игнатию Антиохийскому и Иоанну Златоустому.

Первый говорит о звезде, сияющей неизреченным светом, сияющей паче солнца, о звезде, вокруг которой водят хоровод не только все остальные звезды, но даже солнце (и луна). Звезда здесь совершенно очевидно понимаетсядуховно, символически; это символ Полюса, т.е. духовного Центра. Звезда, описываемая Игнатием – Полярная, - в духовном, разумеется, плане.

Второй (Златоустый) настаивает на том, что «звезда» была не только видимым объектом; начало же видимого пути ее видит в северной стороне небосвода.

Запомним эти толкования. В них в наибольшей мере отражено то, что составляет концепцию нашего исследования.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.