сидеть, земля, огород, железная, копать — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

сидеть, земля, огород, железная, копать

2021-02-01 57
сидеть, земля, огород, железная, копать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вместе с детьми психолог устанавливает связь между понятиями «стул» и «сидеть»

97


Продолжение таблицы

Психологический комментарий

Возможен выбор дру­гого стимульного мате-шала, но рекомендуется использовать усложнен­ный (по сравнению с прошлым годом обуче­ния) материал и имею­щий мотивационную (по­нятную) окраску.

С этой методикой дети могут быть не знакомы поэтому главная цель — обучение приему анали­за и решения подобных мыслительных задач.


 


Окончание таблицы


Продолжение таблицы


 


Содержание занятия Психо л огиче ск и й комментарий
стул предназначен, чтобы сидеть. Теперь необходимо использовать ту же связку, чтобы найти слово, подходящее к,слову «лопата» (лопата предназначена, чтобы копать). Аналогично объясняются другие примеры: 31С.И  МЛШЛВА стрелка, екать, большая, такси, колесо И Т.П. ■ Материал для самостоятельной работы см. Приложение.  
5. Подведение итогов занятия Вопрос детяк: Помогают ли эти задания научиться ду­мать? Почему?  
6. Домашнее задание Придумать и записать 1-2 задания по типу «Найди девятый в или «Найди слово». Творческая работа с использованием знако­мого способа анализа.

ЗАНЯТИЕ 8 (42). Тема «Что такое классификация?»

Задачи:

— обучение приемам классификации объектов;

— развитие навыков планирования;

— формирование связной речи.
На занятии потребуется

детям: тетрадь, ручка, карандаши;

психологу: карточки с заданиями для групповой работы, набор геометрических фигур (см. занятие).

Содержание занятия

Психологический комментарий

Актуализация знании прошлого занятия. Проб­лемное целеполагание (цель определить трудно, поскольку незнаком сам прием).

1. Вводная беседа

Психолог объясняет детям, что развивать мышление (учиться думать) можно с по­мощью очень интересного приема, который называется классификация. Чтобы ответить на вопрос, который написан в теме, надо сначала проделать несколько специальных упражнений, которые помогут понять, что такое классификация и зачем она нужна.


Содержание занятия

2. Поиск основания для классификации

На доске написаны слона в 3-х столбиках:

 

мама полотенце клен
сосна окно пень
тень небо пылесос
соль солнце автобус

Детям предлагается вставить пропущен­ные слова в предложения, написанные под столбиками:

а) В I столбике слова___________ рода.

б) Во II столбике слова__________ рода.

в) В III столбике слова__________ рода.

По какому основанию (правилу) эти слова

записаны в 3 столбика? (По родам.)

Аналогичное задание предлагается детям далее выполнить по рядам:

мышь конь хор рост

сова нора пара коса

корова соловей голова ракета

а)   В I столбике слова, имеющие ___ слог.

б) Во II столбике слова, имеющие_ слога.

в).В III столбике олова, имеющие _ слога. Для подкрепления мотивации можно это

упражнение Вп13С.±иятЬ, играя в «Молчан­ку» и выполняя задание по рядам. После его выполнения психолог просит детей назвать основание для классификации.

3. Групповая работа

Дети рассаживаются на 3—4 группы, и каждой группе раздается задание на кар­точке типа:

Определите, по какому основанию слова распределены в 3 столбика:

бежать

плестись

плавать

говорить

кудахтать

красный          перо

маленький      самовар

веселый           весна

голубоглазый работа

ленивый          зелень


Психологический комментарий

Необходимо вербализо­вать основание произве­денной классификации.

Контроль уровня по­нимания выполняемых действий и их вербали­зация.

Групповая работа по­может более полно осоз­нать характер необхо­димых действий при нахождении основания для классификации.


 


98


99


Продолжение таблицы

 

Содержание занятия Психологический комментарий
а) по числу слогов; б) по числу букв; в) по частям речи; г) по падежам. Для проверки выполнения задания дети каждой группы должны дать свой ответ и обосновать его по алгоритму (па доске): 1) Правилышй ответ — это 2) Ответ    неподходит,таккак 3) Ответ    не подходит, таккак 4) Ответ    не подходит, так как Обоснование ответа без алгоритма трудно для детей, поэтому алгоритм предельно упрощен.
4. Практическая работа Психолог объясняет, что при выполнении этой работы дети будут учиться класси­фицировать. Чтобы правильно выполнить задание, необходимо следовать двум усло­виям (записаны на доске): 1) сравнить предметы, установить, чем они отличаются; 2) сравнить предметы и установить, чем они похожи. Детям выдаются наборы из 6 фигур, отличающиеся друг от друга формой и цветом (у детей, сидящих за одной партой', наборы должны быть разные). Психолог просит детей разложить фигуры на 3 груп­пы так, чтобы в каждой группе фигуры были чем-то похожи. (Б данном случае — по форме.) На этом этапе обязательна обучающая помощь психолога детям, которые испыты­вают трудности в классификации. После выполнения задания дети объяс­няют, по какому основанию была выполнена классификация. Далее — вторая задача: разложить эти фигуры на 2 группы так, чтобы в каждой группе фигуры опять были похожи по какому-то признаку. (Обяза> теЛьно: помощь и вербализация.) Модифицированная ме­тодика обучающего экс­перимента А.Я. Ивано­вой. В данном случае она предусмотрена только для обучения учащихся действиям классифика­ции, поэтому количество предметов уменьшено. Важно, чтобы дети по­няли последовательность действий при классифи­кации.
5. Подведение итогов занятия Вопросы детям: 1) Что значит классифицировать? (Разделить предметы на группы так, чтобы в каждой группе предметы были похожи по определенному признаку.) Вербализация дейст­вий поможет осознать сущность этой операции.

Окончание таблицы

 

Содержание занятия Психологический комментарий
2) Что такое основание для классифи­ кации? (Это тот признак, по которому раз­личаются группы.) Некоторые формули­ровки дает сам психолог.
6. Домашнее задание Разделить на группы примеры, записать их в разные столбики и решить. Записать, по какому основанию они разделены (какие примеры записаны в каждом столбике и почему). 28+14                                              94+46 72-6 37+51    15-8 83-16 66+25                  52-9 91-17 Закрепление действий классификации на учеб­ном материале.

ЗАНЯТИЕ 9 (43). Тема «Что такое? Кто такой?»

Задачи:

— обучение умению определять понятия;

— развитие связной речи.
На занятии потребуется

детям: тетрадь, ручка, карандаши;

психологу: рассказ «Конкурсе, набор понятий для определения.

Содержание занятия Психологический комментарий
1. Вводная беседа Психолог определяет цель данного заня­тия: будем учиться давать различным понятиям (словам) определения, т.е. опре­делять понятия. Бопоос детям: Для чего необходимо это умение?  
2. Мотивация для осмысления цели занятия Псих о лог читает небольшой рассказ и про­сит детей во время слушания догадаться, почему Незнайке не удалось получить приз? Вербализация цели за­нятия необходима для осознанной деятельности детей, но на этом этапе она может быть еще не

 


100


101


Содержание занятия

Конкурс

У коротышек переполох: объявлен кон­курс. А приз-то какой! Огромный-огромный торт, такой красивый и вкусный!

Что? Что делать-то надо, чтобы торт
выиграть?
спрашивал у всех Незнайка.

Надо правильно ответить на вопро­
сы,
ответил Знайка.

И все? Так это я первый отвечу.

Посмотрим. Ты будешь соревноваться
с Винтиком и Шпунтиком.

И вот конкурс начался. Знайка задавал вопросы всем участникам по очереди и предупреждал:

Говорите точно, коротко а ясно. Вин­
тик, кто такой жираф?

Это такое большое животное с длин­
ной шеей, — выпалил Винтик.

Шпунтпк, кто такой Незнайка?

Как кто? Это наш, коротышка, он
очень веселый.

Еще бы! — усмехнулся Незнайка. 1

Незнайка, кто такой грач?

Чего? Врач?

Не врач, а грач!

Врач - это и нас Пилюлькин.

Я тебя не про Пилюлькииа спрашиваю, а про грача! — строго сказал Знайка. — Отвечай или проиграешь.

Кто? Я? Да ты что? Про кого тебе
надо рассказать?

Я тебя последний раз спрашиваю: кто
такой грач?

А, грач!.. Это я знаю, он еще летает,
верно?

Ну так кто же это?

Так я ж тебе говорю — грач!

Кто такой грач?

Тот, кто летает.

Стрекоза тоже летает, но она же не
грач!
не выдержал Знайка.Считаю до
трех: не скажешь —■ проиграл! Раз, два,
три! Все! Незнайка выбывает из конкурса.

Ну, Знайка, я тебе припомню! Ты сам-
то знаешь, кто такой грач?

Что ответил Знайка?

102


Продолжение таблицы

Психологический комментарий

совсем понятна детям, ее постепенное осмысле­ние будет происходить в течение занятия.

Для осознания необ­ходимости научиться определять понятия и эмоционального моти-вационного подкрепле­ния дается этот рассказ.


Продолжение таблицы

 

 

 

 

 

 

 

Содержание занятии

Психологический комментарий

3. Беседа по тексту

— Что ответил Знайка? — Почему Незыайка проиграл'? — Какого умения ему не хватило? — Умеете ли вы определять понятия?

В ходе беседы необхо­димо вербализовать обос­нование цели: зачем оп­ределять ПОНЯТИЯ?

4. Классификация понятий и подведение их под категорию

На доске таблица с тремя понятиями, каждое из которых образует отдельный столбик. Психолог читает различные слова, которые дети должны занести в нужный столбик.

Первый шаг в алгорит­ме определения поня­тия — подведение под юдовую категорию. Тер­мин «родовое понятие» 5удет дан позже, но само действие подведения под категорию детям вполне доступно.

мебель посуда одежда
     
     
     
     

Слова для таблицы: стол, чашка, тарел­ ка, диван, тумбочка, шапка, шкаф, ка­стрюля, пальто, ложка, платье, стул. При выполнении этого задания психолог просит установить связь (слово-связку) между заго­ловком столбика и тем словом, которое в него заносится. Например: стол — это ме бель, куртка — это одежда, тарелка —- это посуда и т.п.

5. Упражнение «Широкое — узкое»

Психолог объясняет детям, что одно из слов, а именно то, которое надо определить объясняется через более широкое понятие диванэто мебель.

Вопоос детям: Почему понятие «мебель» является более широким, чем понятие «дивав»? (Так как в понятие «мебель* входит несколько поня тиЙ: и «диван*-, и «стол», и многие другие понятия.) Чтобы лучше понять, какое понятие боле широкое, а какое более узкое, можно, класси фицируя их, заполнить небольшую таблицу

Для введения понятий «родовое» и «видовое» детям необходимо ос­мыслить их сущность. Именно для этого пред­назначено данное упраж­нение.

103


 


 


 


 


Окончание таблицы


Продолжение таблицы


 


 

 

 

 

Содержи ние занятия

Психологический комментарий

 

 

уакое понятие Широкое понятие
   
   

Папы слов: Игрушка, кукла; учебник, книга; сапоги, обувь; геометрическая фигура, треуголь­ник; земляника, ягода; овощ, огурец; кош­ка, домашнее животное. Упражнение можно проводить цепочкой, как письменное с комментированием.

6. Подведение итогов занятия

Вопрос детям: Что же надо знать, чтобы определить понятие? (Надо знать, к какому более широ­кому понятию оно относится.)

Необходимо вербали­зовать выполненные дей­ств и я для осознания их цели.

7. Домашнее задание

Подобрать более широкие понятия к дан­ным: кресло, яблоня, круг, умножение, зима, вторник.

Перенос усвоенного в самостоятельную дея­тельность.

ЗАНЯТИЕ 10 (44). Тема «Учимся давать определения»

Задачи:

— овладение алгоритмом определения понятий;

— развитие связной речи;

— развитие функции обобщения.
На занятии потребуется

детям: тетрадь, ручка, карандаши;

психологу: карточки для самостоятельной работы {см. занятие).

 

Содержание занятия Психологический комментарий
1. Вводная беседа Психолог просит детей вспомнить, чему учились на прошлом занятии, и сформу­лировать цель данного занятия (по теме). Психолог: Мы определяли узкое понятие (его называют видовое) через более широкое (которое называют родовое). Чтобы детям стало по­нятно, что нельзя опреде­лить слово только через

104


Содержание занятия

Например:

и шкаф это

Стол это мебел ь мебель.

Получается, Что стол и шкафэто одно и то же, одинаковая мебель? (Дискус­сия детей о том, почему это не так.)

Вывод:

В определении должны быть названы признаки видового понятия, т.е. то, чем данный предмет отличается от других.

2. Упражнения в подборе видовых признаков

На доске написано начало нескольких определений с указанием родового понятия. Надо продолжить определение, указав видовые отличия.

Сахарница — это посуда для                   ■

Хлебница — это посуда для___________.

Приставка — это часть слова, которая

Существительное — это часть речи, кото­
рая____________.

Далее упражнение можно продолжать устно: психолог называет понятие, один.из учащихся называет его родовое понятие, другой - видовые признаки.

Например:

Гддшд. — (1 ученик) — это часть речи, (2 ученик) — которая обозначает дейст­ вие и отвечает на вопросы «что делать? >>, «что сделать?».

Яблоня — (1 ученик) — это дерево, (2 уче­ник) — на котором растут яблоки.

Конуга — (1 ученик) — это дом (2 уче­ник) — для собаки. И т.д.

Слова, даваемые для определения, должны быть понятны детям и легко определимы.

Наприме р:

Суффикс, треугольник, приставка, квад­
рат, прилагательное, учитель, скворечник
ц ир куль, берлога, понедельник. _______

105


Психологический комментарий

родовое понятие, необ­ходимо показать на при­мере, что само по себе родовое понятие еще не является определением.

Осознание специфики видовых признаков, раз­витие аналитического мышления детей.

В процессе этих дей­ствий выясняется, кто из детей трудно овладевает родовыми понятиями и видовыми признаками.


 


Продолжение таблицы


Окончание таблицы


 


                               
 
   
         
 
 

 


Содержание занятия

3. Самостоятельная работа

Детям раздаются карточки, на которых написаны видовые понятия для опреде­ления и указаны слова-связки. Ученик должен вставить пропущенные слова.

Например: Художникэто

Четные числа — это

Отличник — это

_, который, которые, который

, у которой

Кругэто

Для детей, которые затрудняются в под­боре родовых понятий и видовых отличий можно дать карточки со словами-подсказ­ками, в которых есть и родовые понятия и видовые отличия (к этим и другим словам), и ребенку надо только выбрать необхо­димые. Или предложить детям карточки с элеметам и по м ощ и.

Например:

Певецэто человек, который ________.

Однозначные числаэто _________.

которые состоят из Квартира — это помещение, е котором

Аквариум — это дом для______________.

, 4. Взаимопроверка работы

Дети меняются карточками и проверяют правильность выполнения. Место, где есть ошибка, подчеркивается, но не исправ­ляется. Затем работа возвращается, и уче­ник должен либо исправить ошибку, либо обратиться за помощью к сверстнику или психологу.

5. Игра «Угадай понятие» По определению, которое читает пси­холог, дети должны назвать само понятие.

106


Психологический комментарий

Задание дается с целью закрепления и самокон­троля умения находить родовое понятие и видо­вые отличия при опреде­лении понятий. В случае затруднения дети могут обращаться за помощью к сверстнику или пси­хологу.

Проверяя работу дру­гого, дети не только нахо­дят возможные ошибки, но и расширяют запас знаний и объем актив­ного словаря.

Упражнение, обратное предыдущим, закрепля­ющее умение синтезиро-вать п ризнаки в понятие.


 

Содержание занятия Психологический комментарий
Иапоимео: Дом, в котором учатся дети, называется Предмет, которым пишут, называется Человек, который играет на скрипке, это. И т.д.  
6. Подведение итогов занятия Roiidoc детям: Какие действия надо выполнить, чтобы определить понятие? Дети называют, психолог записывает их на доске.Чтобы определить понятие, надо: 1) подвести данное понятие под более широкое(родовое); Иапоимео: ГЛАШЛ — это частьречи. 2) назвать видовые признаки определя­емого понятия, отличающие его от других; Иапоимео: глагол — это часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы «что делать?», «что сделать?». Алгоритм дети записывают в тетрадь. Обобщение практиче­ских действий в алго­ритм и его вербализация.
7. Домашнее задание Написатв определения понятий: природо­ ведение, пылесос, утюг, спортсмен, кино­комедия, нижегородец.  

ЗАНЯТИЕ 11 (45). Тема «Цепочка рассуждения»

Задачи:

— обучение построению суждения;

— развитие логической связной речи.
На занятии потребуется

детям: тетрадь, ручка, фломастеры; психологу: набор понятий для определения.

107


Продолжение таблицы

Психологический комментарий


Табличная форма по­могает детям четко пред­ставить структуру опре­деления и стимулирует краткость суждений.

Можно использовать и другие понятия, но под­бирать их необходимо заранее, исходя из воз­можностей детей.

Контро л ьно-коррекци -онное упражнение, нап­равленное на изучение особенностей ранее сфор­мированных умений и расширение активного словаря детей. Кроме то­го, в данном случае раз­вивается умение строить логически связанное суж­дение.

 


 

Содержание занятия Психологический комментарий
1. Вводная беседа Психолог напоминает детям историю с Незнайкой, который проиграл прия — боль­шой торт. Вопрос детям: Чем отличалась речь Незнайки (его ответ), от ответов Винтика и Шпунтико? (Можно процитировать ответы героев.) Обмен мне­ниями. Вывод: Из высказывания Незнайки нельзя было по­нять, знает он все-таки, кто такой грач илинет. Вопрос детям: Бывает ли с вами такое, что вас не пони­мает собеседник? Почему такое может про­изойти? Выпад: Необходимо научиться правильно выра­жать свою мысль и доказывать свое мнение. Это и будет целью занятия. Мы будем учиться строить суждения. Актуализация знании о прошедшем занятии: психолог постепенно подводит детей к целе-полаганию и теме дан­ного занятия. Цель занятия форму­лирует психолог.
2. Определение понятия с несколькими видовыми признаками Психолог сообщает детям, что есть слова (понятия), которые не всегда просто опре­делить. Для этого надо найти не только родовое понятие, но и знать несколько главных признаков, которые характери­зуют то, что надо определить. Напримео: Что такое «тетрадь»! (Определение строится на основе различных высказы­ваний детей.) Тетрадьэто учебная принадлежность, которая состоит из скрепленных листоч­ков а служит для записей. Она бывает раз­линована в клетку или в линейку.  

Содержание я аи яти я

3. Упражнения в построении суждений при определении понятий

Видовые признаки

Психолог предлагает детям вместе запол­нить таблицу:

Родовое понятие

Видовое

(определяемое)

понятие

Тетрадь — это

учебная при­надлежность, которая

1) состоит из
скрепленных
листочков;

2) служит для
записей;

3) бывает разли­
нована в клетку
или б линейку

Далее дети вместе с психологом опре­деляют следующие понятия, записывая их

в таблицу:

Домашние животные (это животные, которые живут рядом с человеком и прино­сят ему пользу), линейка (это учебная принадлежность, которая служит для изме­рения линий на небольшой площади), Зем­ ля (это планета, которая находится в соста­ве Солнечной системы и на которой суть жизнь), зимние каникулы, (это дни отдыха учеников во время учебного года, которые бывают после второй четверти и длятся 2 пе­дели).

4. Построение суждении при ответе на вопрос

Психолог предлагает детям проверить себя в том, умеют ли они правильно и точно отвечать на поставленный вопрос (в прош­лом году дети этому учились). Для ответов можно использовать слова-помощники:

• Я думаю, что...

• Я уверен в том, что...

• Если бы это было не так, то...

• Это..., потому что...


 


108


109


 


                     
   


Окончание таблицы


Содержание занятия


1. Проблемный вопрос

На доске нарисована закономерность из геометрических фигур:


Экспресс-диагностика субъективных умений) строить суждения.

Психологический комментарий

Содержание занятия

Примерные вопросы:

1) Что ты думаешь о книге Н. HocoSf
«Незнайка и его друзья»?

2) Может ли быть на юге холоднее, чем на
севере?

3) Верно ли, что полярная ночь наступает
каждый год?

4) Можно ли вырастить лимоны дома?

5) В чем особенность одежды для по­
жарных?

5. Подведение итогов занятия

Детям необходимо оценить свое умение
:троить суждения по следующим шкалам:
. легко"                           не нужна помощь

Когда я строю суж-—|— двние (высказываю свои мысли) мне...

ТРУДНО

НУЖНА ПОМОЩЬ

6. Домашнее задание

Перенос навыков в са юстоятельную деятель ность.

Напишите 3 своих суждения (логических,!оследовательных и законченных пред-ожений) о том литературном произведе-ИИ, которое вы сейчас изучаете.

ЗАНЯТИЕ 12 (46). Тема «Правила доказательства, или Как доказать черепахе, что она не рыба»

Задачи:

— обучение построению умозаключений;

— развитие аналитико-синтетических действий:

— формирование связной речи.
На занятии потребуется

детям: тетрадь, ручка, карандаши;

психологу: набор геометрических фигур (см. занятие), плакаты с правилами, карточки с заданиями для доказательства.

110


4.

2.

1.

Психолог формулирует возникшую проб­лему: 2 ученика из другого класса затеяли спор и не могли решить, какая фигура должна быть следующей, чтобы получилась закономерность следования и чередования фигур. Один из них говорит, что это фигура 1, а другой, что это фигура 3. Кто прав? (Дети обмениваются мнениями, но четкого доказательства может не быть.)

Вывод:

Чтобы доказать свою точку зрения, надо знать правила доказательства.

Правило 1:

Назови правильный, (на твои взгляд) ответ и приведи доказательства, пере­ числяя факты, которые подтверждают твое мнение. Можно воспользоваться словами: во-первых, ео-еторых, в-третьих.

Попробуем построить доказательство по этому правилу:

Я думаю, что следующая фигура№ 3, потому что:

во-первых, заштрихованные и белые фигуры должны чередоваться (иначе не будет закономерности).

во-вторых, это должен быть круг, пото­ му что, если поставить следующим квад­ рат, тогда круг окажется совсем лишней фигурой.

1П '


Психологический комментарий

Активизация мысли­тельной деятельности и формирование познава­тельной мотивации.

Подведение к необхо­димости построения до­казательства.

Данные правила дол­жны быть написаны па отдельных плакатах и представлены на доске.

Построение доказа­тельства должны нести совместно ученик и пси­холог, чтобы показать важность правильного оформления речевого высказывания.


Продолжение таблицы

 

 

 

Содержание занятия Психологический комментарий
Значит нижиая Фигиоаяаштрит- ваный круг — фигура № 3. Правило 2: При построении доказательства можно пользоваться словами-связками: если.... то.... значит...  
2. Упражнения в построении доказательства Психолог обращается к детям с вопросом, заключенным в теме занятия: как доказать черепахе, что она не рыба? Воспользуемся правилами: «Если бы черепаха были рыбой, то, во-первых (далее должны продолжать дети), она не могла бы жить бея воды, а она может и живет, в основном, на суше. Во-вторых, она бы имела жабры, плавники и другое строение, свой­ственное рыбам, а она этого не имеет. Значит, у черепахи нет главных приз­наков рыб. — она не рыба». Упражнения в исполь­зовании правил. К доказательству при­влекаются несколько учеников по желанию, психолог помогает фор­мулировать умозаклю­чения.
3. Самостоятельная работа Детям раздаются карточки с заданием, в котором необходимо доказать какое-либо утверждение. В карточке дается цепочка рассуждения с ключевыми словами. В эту схему детям надо вписать недостающие факты. Иапоимео: Докажите,что слово «бежать» не явля­ ется существительным. П ока зате льет вп-

Перенос навыков в са­мостоятельную деятель­ность.

Помощь в виде слон-связок на этом этапе не­обходима.

Слово бежать не является существи­тельным, потому что, во-первых, оно не обозначает         , во-вторых, не отвечает, в-третьих, не изменяется по. Значит, слово сбежать» не име­ет главных признаков                                ,
поэтому оно не является

Окончание таблицы

 

Содержание занятия Психологический комментарий
4. Игра • Доказательство цепочкой» Психолог начинает фразу, которую дети должны обосновать или доказать. Напвимев: Сейчас не лето, потому что.... 1 ученик: на улице снег, 2 ученик: температура воздуха ниже 0, 3 ученик: с деревьев облетели листья, и т. д. Закрепление умения и активизация речевой деятельности.
5. Подведение итогов занятия Ronnoc детям: Докажите, что умение доказывать свою мысль помогает человеку в жизни. (Дока­зательство лучше проводить цепочкой.) Оценка уровня усво­ения.
6. Домашнее задание Доказать по желанию любое Из утвер­ждений: 1) Мышь не является домашним живот­ным. 2) Собака — это друг человека. 3) Получить профессию без знаний нельзя. Закрепление умения в самостоятельной дея­тельности.

ЗАНЯТИЕ 13 (47). Тема «Можно ли решить задачу, которая не имеет решения?»

Задачи:

— обучение приемам преобразования задач;

— развитие навыков построения суждения и умозаключения.
На занятии потребуется

детям: тетрадь, ручка, карандаши;

психологу: карточки с текстами открытых задач, итоговый алгоритм решения открытых задач.

Содержание занятия Психологический комментарий
у! 1, Вводная беседа Психблрг, обращаясь к детям, сообщает, что на всех предыдущих занятиях они отвечали на вопросы, которые имеют точ­ные ответы, решали задачи, которые имеют точные решения и т.д. Но в жизни бывают Необходимо дать де­тям возможность пораз­мышлять.

 


112


Я-75


113


1 К


 


 


         
 


Продолж ение таблицы

Психологический комментарий

Важно показать не

арифметический, алоги­ческий ответ на вопрос задачи.

Преобразование логи­ческой задачи в ариф­метическую.

При введении поня­тия «не имеет смысла» дети должны доказать почему.

Содержание занятия

задачи и проблемы, которые решить очень трудно, если...

Ачто если?

Решите задачу: В классе было 27 человек. В перемену несколько учеников ушли в столовую. Сколько детей осталось в клас­се? (Дети обмениваются суждениями по поводу задачи.)

Вывод:

Задача не имеет чи


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.22 с.