ЗАНЯТИЕ 6. Тема «Как мы воспринимаем информацию» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

ЗАНЯТИЕ 6. Тема «Как мы воспринимаем информацию»

2021-02-01 92
ЗАНЯТИЕ 6. Тема «Как мы воспринимаем информацию» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи:

— развитие целостности и осознанностивосприятия у детей;

— развитие произвольного внимания;

— формирование мотивационной направленности на дей­
ствия внимания и восприятия;

— диагностика особенностей восприятия
На занятии потребуется

детям: тетрадь, ручка, карандаши;

психологу; магнитофон, отрывки из музыкальных и литера­турных произведений.

Содержание занятия

Психологический комментарий

Устанавливается спо­собность детей к целост­ному восприятию объекта на основе его элементов

1. Проверка зрительного восприятия

На доске написаны (в произвольном по­рядке) элементы цифр и букв. Детям пред­лагается достроить эти элементы до необ­ходимой цифры или буквы

Важно настроить детей на осознанное воспри­ятие той информации, с которой им предстоит действовать,

2. Эвристическая беседа - Психолог просит детей ответить на вопрос, как они догадались, что писать надо именно эту цифру и букву.

Важный вывод: прежде чем выполнить какое-либо действие (например: дописать


20


                         
   
 


Нрш'нлжгниг таВдь


щы


ПМколоткмеккй

КОММРЫГИрИЙ


............ -слу­
ховых образов при вос­
приятии ОТРЫВЫ музы­
кального ироМ:шед<'Ния.

Актуалиапцин ипмя-ти на осноие восприятия отрывка литературного произведения.


Развитие логического мышления на основе це­лостности восприятия: установление связи меж­дуданными искомыми.

Вербализация сносов! действия (его осо:ипшии).

Анализ cti'i........ и труд­
ности ВЫПОЛНЯЕМО] ■ >
Дания кок М0ТН1ЙЦИЯ
на аналогичные упр i
нения.

I


Содержание занятия

букву или цифру), мы должны подумать и понять, что именно мы хотим сделать (напи­сать, нарисовать) и о чем идет речь.

3. Игры-тренинги на развитие восприятия

Игра 1. Угадай мелод ию Дети разбиваются на команды по 3-4 че­ловека. Для каждой команды звучит отры­вок из знакомой (общеизвестной) мелодии или песни. Детям надо догадаться, из какой песни прозвучал отрывок.

Игра 2. Узнай произведение Для каждой команды психолог читает маленький отрывок из знакомого художест­венного произведения (Несколько строк или слов). Дети должны назвать произведение, автора и кратко сказать о чем говорится в этом произведении.

4. Игра-тренинг «Восстанови пример*

Детям предлагается догадаться, какие числа И арифметические действия пропу­щены в примере, и восстановить их. 1Q: 4 = 3 27 *U= 20 24 * 2D- 42 2*0=6   35*D = 5  6*Q-2

*D=5  4*1I>2    0*D=0

Детям разрешается обращаться за по­мощью к психологу или сверстнику.

После окончания этого задания психолог просит детей объяснить, как они догадались о том, какой необходим знак и какое число. Дети комментируют способ решения.

3. Подведение итогов занятия

Психолог предлагает детям на полях рядом с заданием оценить уровень его труд­ности: если все задание оказалось трудным, поставить красный кружок; если трудными были только некоторые примеры — синий кружок и если все было очень легко — зеленый кружок. Далее ребятам предла­гается подумать и ответить: зачем Надо было оценивать трудность задания?

Вывод: то, что пока получается с трудом, будет получаться, если в этом потрени­роваться.


Окончание таблицы

 

Содержание занятия Психологический комментарий
6. Домашнее задание Для тренировки и проверки понимания текста психолог предлагает детям дома восстановить текст, в котором пропущены слова (Методика Г. Эббингауэа — см. При­ложение к занятию 6). Развитие способности целостного восприятия текста.

ЗАНЯТИЕ 7. Тема «Секреты нашей памяти»

Задачи:

— расширение объема и развитие зрительной памяти;

— развитие слуховой механической памяти;

— развитие произвольного восприятия и воспроизведения.
На занятии потребуется

детям: тетрадь, ручка, простой и цветные карандаши;

психологу: бланки методики «Узнай фигуру» (см. Приложе­ние); книга А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти*; игрушка для описания.

Содержание занятия

Психологический комментарий

Необычные способ­ности памяти не толь­ко вызывают интерес у слушателей, но и пока­зывают потенциал че­ловеческой памяти.

1. Вводная беседа

Психолог рассказывает о важности памя­ти для человека и обращается к ребятам с вопросом о том, как можно убедиться в огромной роли памяти для жизни людей. Дети приводят примеры.

Продолжая тему, психолог приводит отрывки из книги А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти*, в которой рассказывается об особенностях памяти и возможностях запоминания при специ-альнойтренировке.

Мотивация к разви­тию памяти.

2. Развитие зрительной памяти Психолог рассказывает о том, что больше всего информации человек запоминает с помощью зрения, поэтому зрительная память - один из важнейших видов памяти. Для развития зрительной памяти детям предлагается несколько упражнений.


 


22


23


Продолжен и г пшПлицы


Окончание таблицы


 


Содержание занятия

Упражнение 1. Развитие наблюлателыюсп

Детям уже известна игра «Что шше нилось». По этому же принципу теперь игр. усложняется. На доске в произвольно* порядке прикреплены (написаны) цифры ог

0 до 9. Детям необходимо запомнить из
расположение на доске. На запоминанш
дается 1 минута. После этого дети закры
вают глаза, опускают голову, а психоло
меняет местами 1-2 цифры. Детям необхо
димо установить, что изменилось.

Аналогичную игру можно проводить буквами, слогами, словами, числами, при мерами и т.п.

Упражнение 2. Узнавание Фигур Детям раздаются карточки с упорядо чепными изображениями различных гео метрических форм (до 10 объектов). За

1 минуту детям надо запомнить изобра­
женные фигуры (см. Приложение).Для
более точного определения качества запо­
минания рекомендуется прервать работу на
2-3 минуты и провести физкультурную
паузу. После этого детям раздается другая
тсарточка с изображением 20 фигур, среди
<оторых необходимо отыскать те, которые
зстречались при запоминании (на карточке
№ 1). Дети обводят те фигуры, которые им
■сажутся знакомыми, а затем сверяют их с

фигурами, которые запоминали. В резуль­тате необходимо записать число правильно

з на иных фигур. Этот результат будет учтен психологом

,ля дифференцированной работы на сле-

,ующем занятии.

3. Развитие слуховой памяти

Психологу не обязательно рассказывать [етям о слуховой памяти. По аналогии со рительной памятью они сами могут ска-ать о том, что такое слуховая память:апоминание того, что мы слышим).

Важно обратить внимание на то, что одни юди лучше запоминают с помощью зре-ия, а другие с помощью слуха.


Пенхологнчмкий

К<1ММ1>НТЛ|ШЙ

Важно уже и ннлкомые детям игры и упражне­ния включить учебный материал, с которым де­ти работают м уроках.

Числовой и буквенный материал зл поминается трудно, ПОИСКУ «in обя­зательно должен исполь­зоваться психологом в развивающая упрнжне ниях.

Эта методик* Пополь­зуется дли раПЖТИЯ об­разного запомишанвя. В ней ДОЛЖНЫ ВрЯоут ствовнть к/и. Up001 III, так и СЛОЖНЫ! рическис! форЫЫ.

Пертслюч! HW вкнма ия детей го фнтвлькыя бъоктоа ни Bi ■ > ■■им"

ОМДЖВТ MM |)NI lllll|i|| II,

Руг воопрнин лаа

6%$KT0t


 

 

Содержание занятия Психологический комментарий
Игпя «Снвжный ком» Дети садятся в круг. Ведущий определяет группу предметов, которые будут перечис­ляться, например, игрушки. Один из участ­ников называет предмет, относящийся к этой группе (например, кукла). Далее по кругу другой участник должен назвать свой предмет, повторив сначала предыдущий (кукла, мяч). Следующий называет все предыдущие, затем свой предмет и т.д. Ведущий может прервать цепочку, опреде­лив новое понятие, и далее все продолжа­ется аналогично. Упоажноиие «Сппятанныечисла*

Важно в играх поддер­живать мотивацию детей на тренировку памяти. Если психолог видит, что дети устали, — необходи­ма смена деятельности.

Психолог читает детям стихотворение. Во время слушания детям необходимо запо­мнить, какие же числа в нем встретились и что каждое из них означало (стихотворение ел. в Приложении).
4. Подведение итогов занятия В конце занятия психолог просит детей припомнить, в какие игры для развития памяти играли сегодня, понравились ли детям эти игры, что было трудно. Важно напомнить детям, что тренировать память надо постоянно, чем больше упраж­няешься в развитии памяти, тем больше будешь знать и запоминать. Обращение детей к на­чалу занятия помогает установить, осталось ли в их памяти содержание игр. Их дети смогут в дальнейшем проводить сами.
5. Домашнее задание Дома психолог предлагает детям описать по памяти игрушку, которую показывает детям (это может быть любая не мелкая игрушка: Петрушка, Мурзилка, мышонок и т.п. Важно, чтобы в игрушке были ориги­нальные детали и запоминающаяся инте­ресная внешность). Важно обратить внима­ние детей На то, чту именно подлежит описанию: голова (мордочка), лапки, цвет игрушки, особенные детали, поза. Особое внимание обращается на то, что дети могут нарисовать по памяти эту игрушку и в классе будет сделана выставка рисунков. Вербализация образов. Подготовка к следующе­му занятию.

 


24


25


ЗАНЯТИЕ 8. Тема «Развиваем память»

Задача:

обучение приемам логического, ассоциативного и образ-

ного запоминания. На занятии потребуется детям: тетрадь, ручка, карандаш;

психологу: вербальный материал для методики «Пиктограмма», плакат с опорными словами'к тексту (см. занятие).

 

 

Содержание занятия Психологический комментарий
1. Вводная беседа Психолог напоминает детям о том, что на прошлом занятии они занимались разви­тием зрительной и слуховой памяти. Boiidoc детям: «Кивает литак:. что wяклй. то материал очень трудно запоминается? Почему?» Цель занятия сегодня: научитьгя ляпоми. нать. Для этого существуют специальные способы, которые помогают запомнить и вспомнить необходимую информацию. Актуализация знаний. Мотивация на продол­жение упражнений по развитию памяти. Важно обратить внима­ние детей на то, что га занятии они узнают новые способы запоминания.
2. Развитие образной памяти На основе ассоциаций Метоника «Пиктогпамма»

Развитие обряшш-асго-

циативноЙ Пймити. Обуче­ние приему испил ьшипн ин ассоциаций для пиноми-нания информвци и.

i

ТОХПОЛОГНН 11 ЦП И ВЦП НИЯ ятой МнТНДИКИ 11,1 BCCTllll, ИДНДНИ ЧШЦ1' 14* ИСПОПМУШТ 1' ДН14ИП" 1 И

ческой целы», Ндпшп>м случил шшПходнм" поми­гать робиНку it [щдПпрп ofiOflBOULMUumlauuil..

Психолог объясняет детям, что иногда, чтобы запомнить информацию (слово, пред­ложение, текст), надо представить себе то, что запоминаешь, и обозначить это слово или предложение каким-либо значком. Для того, чтобы убедиться в том, что дети поняли способ запоминания, психологепра-шивает детей, каким значком они бы обоз­начили слово «лето». Далее детям предлагается потренировать­ся в обозначении различных слов для того, чтобы лучше их запомнить. Для запоминания предлагается 5 слов конкретного содержания и столько же слов отвлеченного содержания, которые при диктовке лучше чередовать. Диагностический материал типа: слои, тетрадь, зима, замок, радость, школа, наводнение. vdok. краски, перемена.

Продолжение таблицы

 

Содержание занятия Психологический комментарий
Психолог читает слова с паузой 5-7 ми­нут. В это яремя дети делают обозначение этого слова (зарисовку). Нельзя это слово записывать и долго рисовать значок. Если ребенок затрудняется в обозначении слова символом, он может поставить точку или крестик и продолжить обозначение далее. По окончании этой работы психолог про­сит детей вспомнить и написать те слова, которые они обозначали. После этого слова читаются снова и дети Проверяют правильность воспроизведения. Желательно побеседовать с детьми по результатам этой работы с целью выяс­нения того, что было трудно запоминать или обозначать. Можно устроить обмен мнени­ями о том, как обозначить то или иное понятие. Для этого перед заня­тием психолог может повесить в классе кар­тинки с изображения­ми, которые могут быть Использованы ребенком для обозначения данных ПОНЯТИЙ.
3. Запоминание на основе логического объединения Психолог рассказывает детям о том, что есть еще один интересный способ запо­минания — объединять отдельные слова, которые надо запомнить, в предложения или словосочетания. Например, детям предлагается построить словосочетание или предложение со словами: яблоко, земля. Можно запомнит эти слова, связав их слово­сочетание: яблоко на земле; или в пред­ложение: Спелое яблоко упало на землю. Далее детям объединить в предложения или словосочетания пары слов, типа,: пуго вицазама, печкадоска, цветокстул, домкнига. При данном способе запоминания также ис­пользуются ассоциации, которые объединяют эти понятия. Поэтому перед построением предложе­ния можно предложить детям представить ка­кую-либо картинку, сю­жет, которые бы объеди­нили эти предметы. _______.____ ------------- —*
4. Запоминание текста по опорным словам Психолог читает детям текст, который надо запомнить. Для более точного запо­минания он просит детей записывать глав­ные («опорные») слова в каждом пред­ложении.. Предложенная очеред-ность упражнений следу­ет принципу «от простого к сложному». Данное уп­ражнение основано на логическом выделении смысловых единиц в ка-ждомпредложении.

 


26


27


Содержание занятия

Текст.

Галка услыхала о том. что голубей хоро­шо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удер­жалась и закаркала no-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась бы., о к галкам, но те ее тоже прогнали.

Опорные слова:

1. Галка, голубей, кормят;

2. Выбелилась, в голубятню;

3. Как свою, накормили;

4. Закаркала IIо-галочьи;

5. Голуби прогнали;

6. Вернулась к галкам;

7. Тоже прогнали.

Во время чтения психолог интонационно выделяет эти слова и замедляет темп чте­ния, упрощая детям задачу обнаружения и выписывания опорных слов. Один из ребят (по желанию) может выписывать слова на доску. После чтения дети по своим записям восстанавливают предложения (возможны дополнения и уточнения).

5, Подведение итогов занятия

Психолог просит детей вспомнить, какие три способа запоминания информации они узнали. В случае затруднения напоминает:

1) пиктограмма (значки) — обозначение
слов и предложений символом или значком;

2) объединение отдельных частей инфор­
мации (слов) в единое целое;

3) выделении опорных слоя (запоминание
текста по опорным словам).

6. Домашнее задание

Применить дома один из этих способов при запоминании литературного произ­ведения.

28


Оквнчвшм таблицы

II " КХОЛЬГИЧ!..... И

коммомтярий

Дли упрощения дни

ной пади ч и in и*..... г дол

жоп интпнйшк......... 1Д1

ЛИТЬ VI И 1МШ1Ш

Oiiojihm......... ли ЛУЧШ«

напиелть мрМн В1ДОС кеилп mi вТДЯДЬНОМ 1И

ете и при 1ф<1Щфке ча

ПОМИШ1»М<>|........... rlljH.ITI

эти пл и щи

обобщ... шнвучммш

СПОСОбой

Можно Ш

Какой ил ОПввоввЯ им

больше по Н|)а в им я и цо

чему (эмоционально НО-

Тивационно

Ленке),



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.