Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-02-01 | 90 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задачи:
— диагностика учебной мотивации к началу 3 класса;
— изучение индивидуальных особенностей развития интел-
лектуально-познавательных, функций (внимание, память,
; мышление).
На занятий потребуется
детям: бумага А4, бумага в клетку, ручка, карандаш;
психологу: „индивидуальные бланки с мотивационной анкетой (см. Приложение к занятию 2).
Содержание занятия | Психологический комментарий |
1. Ориентировка в содержании занятия В начале занятия психолог напоминает детям о содержании прошлого занятия и интересуется, трудно ли было выполнять домашнее задание. После этого объявляется цель данного занятия: «Сегодня вы будете знакомиться со мной, а я — с вами». Обращаясь к прошлому занятию, психолог напоминает, что когда хотят что-то узнать, то задают вопросы. Поэтому первая часть занятия посвящается тому, что дети могут придумать и задать вопросы психологу о том, что они хотят узнать: о нём самом или о чем-то другом. | Поскольку далее детям предстоит выполнять диагностические задания, необходимо сориентировать их на вдумчцвое выполнение деятельности и расположить к доверию к психологу. |
•. 2. Вопросы психологу Дети размышляют и записывают вопросы на листочке (1-3 вопроса). | |
3. Диагностика мотивации \ Знакомство продолжается. Чтобы получше узнать об интересах детей, психолог тоже предлагает им ответить на вопросы (см. мо-тивационную анкету в Приложении). | Цель анкетирования выявить особенности отношения детей к учебной деятельности и характер доминирующих мотивов. |
4. Диагностика мышления Для изучения особенностей развития образного и логического мышления детям предлагаются две методики; 1) «Матрицы Радона» и 2) «Исключение лишнего» (см. Приложение к занятию 2). Бланки с диагностическим материалом раздаются детям для индивидуальной самостоятельной работы. | Выбор методики осуществляется психологом в зависимости от конкретных диагностических це-дей. В данном случае целью является изучение особенностей развития основных мыслительных операций (анализа, сравнения и обобщен; 0 на образном и логическом УРОВНЯХ; |
Содержание занятия
|
5. Игра «Что изменилось»Детям предлагается немного отдохнуть и проверить свою внимательность. На стенде (или специальном наборном полотне) вые-тавляютс я геомет рические фигуры в oigge
[должны ¥"теченйе 36 секунд запомнить последовательность их расположения., После этого психолог просит детей опустить головы и закрыть глаза, а в это время меняет местами некоторые фигуры. Дети должны определить, что изменилось.
6. Диагностика памяти
Психолог настраивает детей на важност: запоминания при выполнении следующего задания, цель которого объявляется детям: «Проверим свою память». Диагностируется слуховая и зрительная механическая память, а также способность к образно-ассо циативному^апоминанию (сдс. Приложение к занятию 2).
7. Подведение итогов занятия
Психолог благодарит детей за работу и [Говорит о том, что для него это очень важное занятие: ему предстоит ответить на вопросы детей и, познакомившись с их работами больше узнать о самих детях. В качеств домашнего задания детям предлагаете; | сделать по одной фигуре (любой) для игры «Что изменилось?».
Окончание таблицы
Психологический комментарий
Игра не ййеет строго иагностической цели, используется для ре-аксации детей, переключения на другой вид еятельности и положи-ельного эмоциональ-ого подкрепления для ыполнения последующей деятельности.
Для поощрения наиболее активных детей в игре можно предоставить им возможность менять фигуры (занять место ведущего).
|
Установка на запоми нание важна для полу чения максимальных результатов в этом плане оценки потенциала детей Эти методики позволяют получить информацию характере запоминание ребенка и доминирующем типе памяти.
12
ЗАНЯТИЕ 3. Тема «Умеем пи мы общаться»
Задачи:
— выявление особенностей общения детей;
— знакомство с правилами общения;
— обучение приемам общения со сверстниками (в паре и 8 группе).
На занятии потребуется
детям: тетрадь, ручка, карандаш;
психологу: карточки с изображением ситуаций общения позитивного и негативного плана.
Содержание занятия | Психологический комментарий |
1. Вводная беседа «Почему люди общаются» Дети высказывают мнения о том, почему для человека так важно общаться с другими людьми. Психолог, наводя детей на вывод о роли общения в жизни человека, рассказывает о «детях-Маугли* (девочках, найденных в начале XX века в индийских джунглях и не умевших говорить). | |
2. Беседа-игра «Как можно общаться» Психолог просит детей определить, что именно он хочет сказать и с помощью жестов и мимики просит двух сидящих за партой поменяться местами. Затем дети обсуждают, каким образом они поняли и нфор м а цию без. с л о в. | Анализ видов общения, расширение багажа инструментов общения. |
3. Игра-тренинг «Пойми меня» Детям в паре (или в группе) раздаются карточки с заданием с помощью жестов и мимики (без слот;) передать написанную информацию. Дается 5 минут на подготовку невербального сообщения, а потом детей показывают и отгадывают, что сообщалось. В качестве упражнений могут быть предложены следующие сообщения: оДаймнеучеб-ннк», *Я пойду слать», «Мы видели учителя», «Идикдоске», «Яне хочу есть» ит.п. | Развитие внимательности и интуитивного мышления при восприятии невербальных средств общения, усвоение невербальных способов общения, развитие эмоционального восприятия. Активное освоение невербальных способов передачи информации; эмоциональная мотивация к общению со сверстниками. |
4. Практическая работа с целью оценки способов общения Детям предлагаются карточки с нарисованными ситуациями общения, в которых | Важно увидеть те способы общения, которые являются позитивными и негативными. Определяя это, ребенок ставит |
14
Окончание таблицы
Содержание занятия | Психологический комментарий |
изображены позитивные и негативные формы общения. Детям необходимо разделить эти карточки на 2 группы: ситуации, в которых они хотели бы оказаться, и ситуации, которые были бы им неприятны. | себя на место общающихся и переживает соответствующие эмоции. Развитие эмпатии. |
5. Аналитическая беседа по результатам практической работы Предлагаются следующие вопросы для обсуждения: — По каким признакам вы откладывали картинки во вторую группу? — Почему вам было бы неприятно оказаться в такой ситуации? — Как можно было бы изменить ситуацию, чтобы она не была неприятной? | Вербализация способствует более глубокому осознанию эмоциональных ощущений. |
6. Самостоятельная работа Написать в тетради 5 качеств, которые помогают людям общаться, и 5 качеств, которые мешают общаться (в 2 столбика). | Подготовка к проведению самоанализа. |
7. Самоанализ После самостоятельной работы психолог просит назвать качества, которые дети записали в первый столбик (записывает на доске 15—20 качеств) и во второй столбик (то же самое). Вместе с ним дети в свою тетрадь записывают те качества, которые они не отметили. После этого в получившемся списке он просит подчеркнуть те качества из первого и второго столбиков, которые они могут отнести к себе (есть у них сейчас). Эти качества подчеркиваются зеленым цветом, те качества, которые они хотели бы в себе развить, — синим цветом, а около тех качеств, от которых они хотели бы избавиться, поставить красным цветом знак минус. После выполнения этой работы психолог сообщает, что такая работа выполняется человеком тогда, когда он хочет лучше себя попять и разобраться в своих поступках. | Одна из первых попыток подойти к осознанию самого себя как партнера по общению. |
8. Домашнее задание Придумать и показать без слов сообщение, в котором было бы слово «хочу» и слово «надо». Для выполнения этого задания класс делится на 2 группы: первая, разбиваясь на подгруппы, обыгрывает слово «хочу», вторая — слово *надо». | Знакомство со способами самоанализа, развитие рефлексии. Закрепление изученного и подготовка к последующему занятию. |
15
|
|
Содержание сказки помогает детям пережить собственные ощущения, связанные с нежеланием выполнять ту или иную деятельность. Эмоцио нальное сопереживание герою ставит перед детьми проблему выбора между собственными желаниями и необходимостью выполнения какой-либо деятельности. Анализ данной ситуации важен для развития у детей рефлексивных действий и произвольно-регуляторной сферы. Важный вывод, к ко торому надо подвеет* детей в ходе анализа прежде чем совершить какой-либо поступок важно обдумать, как * нему отнесутся другие |
Обобщение эмоциональных и рациональных потребностей. Поиск оптимального решения без ущерба для эмоционального состояния ребенка, но с учетом их обязанностей по отношению к другим людям. |
ЗАНЯТИЕ 4. Тема «Как подружились Хочу и Надо»
Задача:
— развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности. На занятии потребуется детям: тетрадь, ручка; психологу: сказка «Как подружились Хочу и Надо».
Содержание занятия |
Психологический комментарий
Контроль за усвоением редств невербального бщения. |
1. Анализ домашнего задания
Дети показывают, как без слов можно ообщить информацию со словами «хочу» i «надо». Необходимо понять, что сообщается. Особо обращается внимание на то, (акие средства используют дети для пере-,ачи информации.
2. Лекция-беседа
Психолог предлагает детям послушать «торию о двух словечках — Хочу и Надо.
«Проснувшись утром, Костя увидел, как _ окне ярко сияло солнце. Ветка яблони призывно стучала в окошко, словно приглашая: выходи, на улице так хорошо!
— Сейчас, позавтракаю и пойду гулять! —
подумал Костя. Но, повернувшись от окна,
он увидел, что в комнате царит беспорядок:
на полу валялись один носок, игрушечный
самосвал, фонарик и чайная ложка. На
стуле рядом с рубашкой почему-то висело
велосипедное колесо, а на шкафу дружно
уживалась футбольный мяч и ботинок.
— Да! Пожалуй, погулять придется не
скоро. Мама опять скажет, что надо
убираться.
Тут из-под кровати вдруг вылез мал?нь кип человечек.
— Ты кто? Гном? Откуда ты взялся? —
спросил Костя.
— Я не взялся, я с тобой живу. Меня
зовут Надо. Тебе ведь надо убирать ком
ноту? Вот потому я здесь.
— Надо-то, надо, но как не хочется!
Тут неожиданно появился другой челове
чек, очень похожий на первого.
— Раз не хочется, значат не надо! —
мягко пропел он.
16
Продолжение таблицы
Содержание занятия Психологический
ком (лент арий
— Как эта не надо? Да если здесь не
убраться, скоро все спотыкаться будут! —
возразил Надо.
— А ты кто? — спросил Костя нового
человечка.
— Я — Хочу. Делаю только, что хочу, а
|
не то, что кому-то надо.
— Вот это да! И чего же мы сейчас
делать будем?
— Аты сам как думаешь? — спросил
Надо.
— Не знаю, — ответил Костя.
~ А тут и знать нечего, — подхватил Хочу, — на улицу ты хочешь, так пошли?
— Так ведь комнату убрать надо! —
настаивал другой.
— Если надо, но не хочется, значит вроде
и не надо! — не унимался Хочу.
— Нельзя делать только то, что хочется.
— ^Почему? — спросил Костя».
Расскаапрерывается.
3. Беседа Вербализация эмоцио-
Психолог спрашивает ребят, как бы они нальных переживаний
отве ти л и Ко ст е? детей
Анализ потребкостно-волевых особенностей детей. Развитие рефлексии. |
4. Практическая работа Детям предлагается в столбик *Хочу* выписать те желания, которые у них есть сейчас (то, чего хочется именно сейчас) — 3 желания. Затем в столбик «Надо» выписать то, что надо сейчас долать. 5. Беседа После этого психолог просит детей подумать и ответить на следующие вопросы: 1. Можно ли свои желания выполнить в 2. Что для ребят сейчас важнее: то, что 3. Есть ли другие люди, для которых то, 17 |
Вывод: не всегда то, что хочется кому-то, бывает приятно другим. Бывает так, что желание одного человека доставляет неприятности другому.
Окончание таблицы
Содержание занятия | Психологический комментарий |
6. Игра «Как подружились Хочу и Надо* Класс делится на три равкые группы: 1 группа — «Хочу», 2 группа — «Надо», 3 группа — мировые судьи. Из них составляются трояки играющих. Задача мировых судей достичь соглашения между Хочу и Надо, которые высказывают свои пожелания. Правила игоы для йг.р.х. ичастников: | Формирование стремления к поиску решения в трудной ситуации. Развитие произвольности и рефлексивных функций. Преодоление эгоцентрического мышления. |
1) доброжелательное общение, 2) не перебивать и не повышать голос, 3) стремиться найти общее, подходящее для всех решение. За несоблюдение правил начисляются штрафные очки. Во время игры психолог наблюдает за ее ходом и помогает детям в случае затруднения. В течение игры каждый из трех участников должен побывать в роли другого. | |
7. Подведение итогов урока Дети обмениваются мнениями, отвечая на вопросы психолога, в какой роли им было труднее всего и почему. | Анализ эмоциональных переживаний, осознание важности другого мнения. |
8. Домашнее задание Дома детям предлагается закончить сказку. Психолог может напомнить им ее содержание и то, на чем она прервалась. | Вербализация эмоциональных аспектов общения. |
Содержание занятия
1. Вводная беседа
Психолог начинает беседу с детьми с вопроса, все ли они читали стихотворение С.Я. Маршака «ЧеловекРассеянный». Если в классе есть дети, которые не знакомы с ним, психолог зачитывает самые интересные отрывки из стихотворения.
Затем он обращает внимание на тему, которая написана на доске и задает вопрос: "Почему Человека Рассеянного можно назвать смешным? И почему его можно назвать грустным?»
Мысль о том, что для человека бывает очень неприятно, если он забывает сделать что-то очень важное или в результате своей невнимательности оказывается в трудной ситуации.
Психолог обращается к ребятам с вопросом, было ли что-то подобное с ними в жизни, в учебе?
2. Диагностическая игра на внимание
Психолог раздает детям индивидуальные карточки с изображением парных сюжетов на которых надо найти 10 отличий. В том месте, где отличие найдено, ребенок должен поставить галочку. Время поиска — 1 минута.
По окончании игры дети подписывают число найденньг отличий и могут обменяться мнениями — много ли удалось найти за 1 минуту.
Психологический комментарий
В беседе важно подчеркнуть, что невнимательность человека может подвести его в различных ситуациях.
Необходимо обратить внимание детей на важность этого качества в учебе к в жизни (моти-вационная основа последующих заданий).
Это упражнение можно рассматривать и как диагностическое, и как тренировочное для произ вольного внимания и восприятия,
ЗАНЯТИЕ 5. Тема «Смешной и грустный Человек Рассеянный»
Задача:
— развитие произвольного внимания и восприятия;
— формирование мот ив ацион ной направленности на
действие контроля.
На занятии потребуется
детям: тетрадь с заданиями к игре № 3 (см. занятие), ручка, карандаш;
..психологу: карточки для детей к игре «10 отличий», карточки с алгоритмом к игре «Шифровка» {см. занятие).
18
3. Игры и упражнения на развитие внимания и восприятия
Чтобы быть внимательным, а не рассеянным человеком, надо постоянно тренировать свое внимание. И это может быть очень интересное и веселое занятие.
Игра 1. Что изменилось Дети уже знакомились с правилами этой игры, когда узнавали изменения в ряду геометрических фигур (см. занятие 2). Но теперь ситуация меняется.
19
Развитие внимания и зрительного восприятия. Развитие наблюдательности ребенка, привлечение внимания к собственному внешнему
Содержание занятия
Дети разбиваются на группы по 4 человека (можно объединить 2 парты). В группе каждый учащийся по очереди становится водящим. На одну минуту он отворачивается и закрывает глаза. В это время дру-гиеучастники вносят изменения в костюм, Прическу, детали внешности одного из партнеров по группе. Эти иаменения и должен обнаружить водящий.
Иг ра 2. Узнай меня
У психолога имеется набор по-разному звучащих предметов (не более 10). Он просит детей внимательно послушать и запомнить, как звучит тот или иной предмет. После этого дети опускают голову на парту и закрывают глаза, а психолог повторяет звучание того или иного предмета. Дети угадывают, какой из предметов звучал.
ЦграЗ. Ш и фровка
- В тетрадях у детей психолог пишет зарат нее (или раздает на занятии каждому ребенку карточкиУалгрритм рисова
*» *■ "* rii f
типа:2 —»,1| J Ц| й т.д., где цифра обозначает количество клеток, а стрелка - направление ланий. Следуя написанному алгоритму, дети рисуют зашифрованный в нем рисунок. Это может быть самолет, кошка, буква, цветок в т.п. Для начала рекомендуется выбирать простой узор с несложным алгоритмом, Если ребенок правильно его расшифрует, то рисунок (узор) получится правильный, если он ошибется, то не сможет узнать, что было зашифровано. Для того чтобы у ребенка все получилось, психолог советует дётйм сначала подчеркнуть шаг в шифровке: 2 -*, ft потом его нарисовать. В этом случае ребенок контролирует каждое свое действие иверо-j ятность ошибки^минимальна. По усмотрению психолога можно предложить детям разные «Шифровки», и тогда каждый будет выполнять свою работу или делать общий алгоритм, тогдл Детимогут Сверяться друг с другом в ходе работы.
Продолжение щаблицы
Психологический
комментарий
Развитие слухового восприятия, памяти и внимания.
Переключение работы анализаторов со зрительного на слуховой.
Развитие произвольного внимания (концентрация и устойчивость).
Формирование мотивационной направленности на действия контроля.
Обучение действиям по простейшему алгоритму.
Окончание таблицы
Содержание занятия ■ | Психологический комментарии |
4. Подведение итогов занятия Психолог спрашивает, какая игра показалась детям самой легкой, а какая самой трудной. После высказываний детей делается вывод о том; что там, где было труднее всего, и надо тренировать свое внимание. | Важно показать детям необходимость контролировать выполняемые действия. |
5. Домашнее задание Дома детям предлагается написать алгоритм (зашифровать) к рисунку, который предлагается психологом (рисунок может, быть заранее воспроизведен в тетрадях детей иди на карточках, которые им раздаются). | Закрепление умения действовать по алгоритму, развитие произвольности. |
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!