Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет

2021-02-01 139
Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Чувства. Введение в мир психологии

 

Занятие 1. Знакомство

Упражне ние 1. «Ласковое имя».

Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.

Упражне ние 2. «Если он медведь, назови его ласково».

Ведущий дотрагивается до ребенка «волшебной палочкой», «превращая» его в какое-либо животное. Ребенок старается изобразить это животное, а остальные придумывают, как можно назвать его ласково — например, мишенька, мишутка, медвежонок и т.п. Используются известные детям животные: лиса, заяц, кошка, собака.

Упражне ние 3. «Я — мама зайчиха».

Ведущий изображает какое-либо животное со словами «Я — мама зайчиха» (лисица, волчица и т.п.). Дети должны вслед за ведущим превратиться в зайчат лисят, волчат — в детей своей мамы. Ведущий мама показывает, как она любит своих детей.

Упражне ние 4. «Тихий час для мышат»1.

Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра — обедают. Гладят свои животики — наелись. Показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации.

 

Занятие 2. Веселые—грустные

Упражнение 1. «Здравствуй, я котик».

Ведущий надевает на руку куклу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я котеночек» — «Здравствуй, я Сашенька».

Упражне ние 2. «Котик ласкает».

Ведущий из роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хороший(ая) Сашенька, Машенька» и т.д. Затем дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший Сашенька...».

Упражне ние 3. «Раз, два, три, зайцы — замри».

По команде ведущего дети замирают в позах, которые он показывает: зайцев, петушков, котят и т.п. (3 — 4 раза). Ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в волка, медведя, и после этого замереть в позах этих животных.

Упражне ние 4. «У птички болит крылышко — пожалей птичку».

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам пожалеть птичку. Первым жалеет сам ведущий котенок, затем другие дети надевают котенка на руку и его лапками гладят «птичку» со словами «Птичка-Саша — хорошая».

Упражне ние 5. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 3. Веселые—грустные

Упражнение 1. «Здравствуй, я лисичка», (см. занятие 2).

Упражнение проводится аналогично упражнению «Здравствуй, я котик». Можно дополнить его тем, что после ведущего лисичкой становится один из ребят и в этой роли здоровается с остальными.

Упражнение 2. «Лисичка веселая — грустная».

Ведущий просит теперь всех детей превратиться в лисичек, а затем показать веселых лисичек, когда они играют. После этого грустных лисичек, скучающих по маме. И, наконец, снова веселых лисичек, когда им купили новую игрушку.

Упражнение 3. «Лисичка грустная, потому что она упала».

Проводится аналогично упражнению «У птички болит крылышко» (см. занятие 2).

Упражнение 4. «Кто как веселится».

Ведущий говорит о том, что дети, когда веселятся, - смеются, собаки — весело лают, а котята — весело мяучат. Затем дети хором показывают, как весело лают собаки, мяучат котята, чирикают воробьишки и т.д.

Упражнение 5. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 4. Веселые—грустные

Упражнение 1. «Здравствуй, я зайчик», (см. занятие 2).

Проводится аналогично упражнению «Здравствуй, я лисичка».

Упражнение 2«Зайчик веселый—грустный».

Дети изображают зайчика, потом грустного зайчика, веселого зайчика (ведущий служит образцом).

Упражнение 3«Зайчик позвонил по телефону» (для игры нужны две телефонные трубки).

Ведущий-зайчик предлагает кому-то из детей поговорить с ним по телефону. Зайчик сначала здоровается с ребенком, а потом спрашивает его: «Ты сегодня веселый или грустный? Почему?»

Упражнение 4 «Зайчик отправился в лес».

Ведущий говорит детям, что зайчик пошел погулять по лесу и встретил там разных животных: веселых и грустных. Предлагает детям показать лицом и голосом, каких животных встретил зайчик (лягушат веселых и грустных, волчат веселых и грустных, воронят веселых и грустных). Зайчик всех грустных пожалел и сказал им добрые слова (ведущий зайчиком гладит всех детей по очереди), и все животные и птицы развеселились. Дети показывают, как они развеселились.

Упражнение 5 «Тихий час для мышат».

1 Этим упражнением заканчиваются занятия 1-24 для детей 3—4 лет

Занятие 5. Веселые—грустные

Упражнение 1. «Здравствуй, Я — мальчик Петя», (см. занятие 2).

Проводится аналогично упражнению «Здравствуй, я лисичка», (см. занятие 3)

Упражнение 2 «Петя грустный—веселый».

Дети не только изображают веселого и грустного Петю в ситуациях, которые задает ведущий, но и по возможности сами называют эти ситуации.

Упражнение 3 «Петю наказали».

Дети изображают Петю, которого накапали, и придумывают, за что его могла наказать.

Упражнение 4 «Петя в зоопарке».

Для игры нужны два стульчика, которые ставятся друг па друга так, чтобы было похоже на клетку. Дети по очереди заходят в клетку и превращаются в различных животных. Ведущий может им предложить показать, так они веселятся, когда их покормили, как они грустят, когда хотят есть, и т.п.

Упражнение 5 «Тихий час для мышат».

 

Занятие 6. Страшный—веселый

Упражнение 1. «Здравствуй, я пластилинчик».

Ведущий говорит ребятам о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина, хочет с ними подружиться, но сначала надо поздороваться.

Упражнение 2. «Превратись в пластилинчик».

Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

Упражнение 3. «Страшный—веселый стульчик».

В центр группы ставятся два стульчика. Ребенок в роли какого-нибудь животного поочередно садится то на один стульчик, то на другой, изображая то страшное, то веселое животное.

Упражнение 4.  «Чего боялся зайчик?»

Ведущий рассказывает детям: «Жил-был маленький зайчик. Все было у него хорошо: были любимые мама, папа, братик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было у зайчика плохо — он чего-то боялся. Чего он боялся? (Дети отвечают.) Итак, зайчик боялся (перечисляется то, что скажут дети) лисы, волка и медведя». Далее ведущий спрашивает, что случилось с зайчиком, дети придумывают свои рассказы (см. Приложение с. 53).

Упражнение 5. «Ау».

Один ребенок поворачивается спиной к группе - он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему: «Ау!» Водящему необходимо догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 7. Решается — Боится

Упражнение 1. «Хорошие ушки — красивые глазки».

Ведущий предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. Затем погладить себя со словами «хороший мальчик» и «хорошая девочка».

Упражнение 2. «Кто погладит козочку?»

Ведущий «лепит» из одного ребенка какое-либо животное (например, козочку), спрашивает у детей, понравилось ли оно им, и предлагает желающим его погладить.

Упражнение 3. «Кто когда радуется и боится».

Дети превращаются в кошечку, которая радуется. Ведущий спрашивает детей, когда она радуется. Затем в кошечку, которая боится. Обсуждается, когда и кого она боится. После этого они превращаются в радостных и испуганных детей — Таню и Гошу. В конце упражнения делается вывод о том, когда дети обычно боятся и когда радуются.

Упражнение 4. «Помяукай и похрюкай».

Ведущий предлагает детям помяукать радостно, испуганно, грустно. Затем так же похрюкать, полаять и т.п.

Упражнение 5. «Тихий час для мышат».

Тема 2. Чувства нужно уметь распознать.

 

Занятие 8. Радость, страх, злость

Упражнение 1. «Пластилинчик» (см. занятие 6).

Упражнение 2. «Как выглядят чувства».

Ведущий показывает детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут этого сделать, то он помогает им), а затем изобразить это чувство (при этом сам ведущий тоже изображает его).

Упражнение 3. «Покажи чувства язычком».

Ведущий просит детей высунуть свои язычки, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.

Упражнение 4. «Покажи чувства руками».

Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в кулачки и дрожат (боятся).

Упражнение 5. «Листочек падает».

Ведущий поднимает в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги — дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно опустить руки на стол плавно, в одно время с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

Занятие 9. Радость, страх, злость

Упражнение 1. «Угадай чувство».

Ведущий показывает детям картинки с изображением злости, страха, радости. Дети угадывают чувство и пытаются сами изобразить его.

Упражнение 2. «Как выглядят чувства» (см. занятие 8).

Упражнение 3. «Кто в домике живет?»

Дети «забираются» в домики, то есть каждый над своей головой смыкает руки уголком в виде крыши. Ведущий стучится в каждый домик со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя, потом отвечает на вопросы ведущего: «Что ты любишь больше всего?»: «В чем ты самый-самый?» и т.п.

Упражнение 4. «Походи как...».

Дети встают и ходят по кругу как зайчики радостные, испуганные, злые, затем как медведи злые, испуганные, радостные.

Упражнение 5. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 10. Узнаю чувство по голосу

Упражнение 1. «Кто самый похожий?»

Детям предлагается показать, как спит кошечка, собачка, волк, медведь, и выбрать самую похожую фигуру.

Упражнение 2. «Кто лучше разбудит?»

Один ребенок ложится на коврик в центре группы — он «уснул». Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» по-разному (словами и прикосновением), но ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кому удалось разбудить наиболее ласково.

 

Упражнение 3. «Что чувствует кошечка?»

Ведущий на ушко загадывает ребенку одно из изученных чувств (радость, страх, грусть). Он изображает его при помощи мяуканья. Остальным необходимо догадаться, какое чувство было загадано. В итоге делается вывод, что чувство можно узнать по голосу.

Упражнение 4. «Что хочет сделать Колина мама?»

Ведущий принимает на себя роль Колиной мамы (важно, чтобы ребенка с таким именем не было в группе) и произносит слова «Подойди ко мне» с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать Колю или отругать?

Упражнение 5. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 11. Узнаю чувство по лицу

Упражнение 1. «Посудный магазин».

Ведущий говорит детям, что он пришел в магазин посуды и хочет купить очень красивую ложку, вилку, ножик. И просит ребят превратиться в ложки (руки полукругом вверх), вилку (руки вверх уголком), ножи (руки вверх, сомкнуты). Ведущий рассматривает ложки, вилки, ножи и говорит, что они все такие замечательные, что лучшие и не выберешь, поэтому он ничего не будет покупать.

Упражнение 2. «Кто пришел к нам в гости?»

Ведущий отводит в сторону двух-трех детей и договаривается, кто какое животное, пришедшее в гости к ребятам, будет изображать. Гости по очереди входят в круг, ведущий активизирует доброжелательное отношение к ним словами: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки и т.п.». Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом, что чувствовали эти звери (радость). Затем ведущий спрашивает: «Как вы догадались, что звери радостные, ведь они молчали?» Делается вывод, что чувство можно узнать по выражению лица.

Упражнение 3. «Что подарили гости».

Ведущий раскладывает на полу 3 — 4 большие игрушки. Одному ребенку завязывают глаза. Он должен догадаться, какие игрушки принесли ему в подарок гости, ощупывая их ногой.

Упражнение 4. «Семья собачек».

Ведущий просит детей превратиться в семью собачек и показать, как собачки радуются; как собачки скулят, когда их обидели; как они лают, когда жалеют кого-то; как они рычат, когда злятся; как они поют.

Упражнение 5. «Мягкий мишка и твердый солдатик».

Ведущий дает детям потрогать мягкую игрушку, а затем твердого солдатика. После этого ведущий показывает поочередно то мягкую игрушку, то солдатика, просит детей превращаться в них и становиться то такими же мягкими, расслабленными, то твердыми, напряженными.

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 12. Узнаю чувство по походке

Упражнение 1. «Карандашик—кисточка».

Ведущий показывает детям, как изображать карандашик — напряженная, вытянутая вперед рука. А кисточка — мягкая изогнутая рука. По сигналу ведущего «Карандашик!» дети напрягаются, изображая карандаш, «Кисточка!» - расслабляются. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку.

Упражнение 2. «Я иду на день рождения».

Ведущий выбирает двух детей. Одному из них на ушко дает задание показать, как зайчик идет на день рождения к ежику, другому — как зайчик идет домой и прячется от лисы. Дети угадывают, какой из зайчиков идет на день рождения, какой прячется от лисы. Затем определяют, что первый зайчик чувствовал радость, а второй — страх. Делают вывод, что чувство можно узнать по походке (хорошо, если лица детей при этом закрыты масками).

Упражнение 3. «Вот так».

Ведущий рассказывает историю, сопровождая ее действиями (дети повторяют действия ведущего): «Жил на свете мальчик. Он любил радоваться (вот так). Радовался солнцу, когда просыпался, радовался папе и маме и говорил им радостно: «Доброе утро!» (вот так). И радостно шел в детский сад (вот так). Но однажды по дороге в сад он увидел большую собаку и испугался (вот так), закричал «А-а-а» (вот так) и побежал быстрее к садику. Но собака-то быстрее бегает, чем мальчик. Тем более что это была большая собака, а он маленький мальчик. Собака догнала маленького мальчика и... лизнула его, и вильнула весело хвостом. Мальчик остановился и рассмеялся (вот так). И мы с вами тоже можем немного посмеяться (вот так)».

Упражнение 4. «Тихий час для мышат».

Тема 3. Полезные чувства: радость, любовь, забота.

 

Занятие 13. Забота

Упражнение 1. «Превратились — кошечки — радость».

Ведущий называет животное и чувство, ребятам необходимо показать это чувство из роли названного животного.

Упражнение 2. «Игрушечный магазин».

Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в игрушки (на ушко шепчет, кто в какую игрушку превращается). Ребята изображают свои игрушки. А остальные угадывают. В продвинутой группе можно предложить выполнить какие-либо действия с этими игрушками.

Упражнение 3. «Поехали, поехали».

Ведущий предлагает ребятам отправиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, велосипеде, пешком. Все вместе дети показывают и озвучивают самолет, поезд и т.п.

Упражнение 4. «Маша упала».

Ведущий выбирает ребенка, которому нужно понарошку упасть и заплакать. Ребенок садится на стульчик, а все остальные по очереди подходят к нему и утешают его.

Упражнение 5. «Встану я утром».

Ведущий читает текст, а дети показывают к нему действия: «Встану я утром, глазки протру, бочок почешу, сильно потянусь, надену ботинки, шнурки завяжу, открою я дверку, выйду из дома и пойду... Куда я пойду?» Дети отвечают: «В детский сад». Затем ведущий продолжает: «В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю, потом поем, хорошо посплю, приду я домой и к маме на ручки, поглажу ее». Все вместе дети кричат: «Ой, как хорошо!».

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 14. Радость, любовь

Упражнение 1. «Пальцы мышки».

Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, потом по своей коленке, по коленке соседа.

Упражнение 2. «Повторяй за мной».

Детям предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.

Упражнение 3. «Кто как радуется».

Ведущий просит детей без слов показать, как радуются лисички, волки, медведи, мышки, дети, взрослые.

Упражнение 4. «У кого больше любимок».

Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» — людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше людей, которых любит каждый ребенок. Делается вывод, что любить так много людей - это большая радость.

Упражнение 5. «Покажу, как я люблю».

Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, погладив его. Далее один из ребят превращается в маму, другой - в ее сыночка, и они «показывают», как они любят друг друга. Следующие пары — «мама» и «дочка», «бабушка» и «внук» и т.п. В конце упражнения обсуждается, кто и как сумел удачнее всех показать, «как он умеет любить».

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

Тема 4. Вредное чувство - обида.

 

Занятие 15. Кто как обижается

Упражнение 1. «Пальцы-зайцы».

Дети превращают свои пальчики в зайчиков и скачут ими по столу.

Упражнение 2. «Мы — солдаты».

Ведущий просит ребят представить, то они превратились в солдат, защищающих свою страну, и им нужно четко выполнять команды. По команде «По коням!» — громко топать, «в разведку» — шептать «тсс...», и атаку — кричать «ура!», за пулеметы — хлопать.

Упражнение 3. «Кто как обижается».

Ведущий рассказывает ребятам о мальчике Пете, который утром обиделся на всех: на маму — за то, что кашу дала невкусную, на кота — за то, что он его поцарапал, на брата — за то, что не разрешил свой пистолет взять в детский сад. Предлагает детям по очереди садиться на «волшебный стульчик» и изображать обиженного Ваню. Затем ведущий продолжает свой рассказ о том, как обиженный Ваня вышел на улицу, увидел обиженную собаку (дети показывают обиженную собаку), а потом обиженного милиционера. Пришел в детский сад, а там обиженная воспитательница (дети показывают) детей воспитывает. Обиженная няня кашу по тарелкам раскладывает. Смотрел-смотрел на них обиженный Петя и как рассмеется (все смеются). Все ребята вместе с ведущим проговаривают: «Не стоит обижаться — лучше рассмеяться».

Упражнение 4. «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает: «Обижаться не могу...», ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

Упражнение 5. «Кто медленнее».

Дети «превращаются» в черепах и делятся на две группы. Проводится соревнование, какая группа черепах доползет до противоположной стены медленнее.

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 16. Пожалей обиженного

Упражнение 1. «Пальцы-медведи».

Дети превращают свои пальцы в медведей и с усилием «топают» ими по столу, по своей коленке, по коленке соседа.

Упражнение 2. «Паровозик едет на полянку».

Ведущий говорит детям о том, что сегодня паровозик отвезет их на волшебную полянку. Далее дети становятся друг за другом «паровозиком» и, озвучивая стук колес и гудок паровоза, двигаются по комнате.

Упражнение 3. «Хоровод».

Дети встают в хоровод и идут по кругу со словами: «Были ребятки, а стали зверятки». Затем ведущий выбирает одного ребенка, который изображает какое-либо обиженное животное. Детям необходимо по-разному его пожалеть.

Упражнение 4. «Цветы на полянке».

Ведущий дотрагивается до каждого ребенка «волшебной палочкой», превращая в какой-либо цветок. И произносит при этом слова: «Какой чудесный василек!», «Какая красивая ромашка!».

Упражнение 5. «В детский сад на самолете».

Ведущий говорит, что теперь пора возвращаться в детский сад. Детям предлагается «превратиться» в самолетики и показать, как они летят в сад.

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

Тема 5. Ссора. Какие чувства приводят к ссоре.

 

Занятие 17. Поссорились-помирились

Упражнение 1. «Добрые — злые».

Дети делятся на две группы. Одна группа показывает, злых животных, другая — добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых.

Упражнение 2. «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые».

Дети превращают свои пальцы поочередно в добрых кошечек и злых мышек, в добрых волчат и злых зайчат и т.п.

Упражнение 3. «Звери поссорились».

Ведущий выбирает двух ребят на роли зайчика и ежика. Предлагает детям показать, как ежик и зайчик поссорились. Потом ссорятся волк и медведь. Делается вывод, что ссорятся всегда двое, значит, и мириться нужно двоим.

Упражнение 4. «Кто больше знает мирилок».

Ведущий играет роль слоника, который по очереди ссорится с каждым из ребят. Детям необходимо придумать, как по-разному помириться со слоником (например, мизинчиком или словами «Мир, мир навсегда, ссор, ссор никогда»).

Упражнение 5. «Утро — вечер».

Дети «превращаются» в цветы. Когда ведущий говорит: «Пришел вечер, цветочки закрылись и заснули», — дети кладут руки на колени и опускают головы. А когда ведущий говорит: «Но вот пришло утро, цветочки проснулись и потянулись к солнышку», — дети поднимают голову и тянут руки вверх. Так повторяется несколько раз.

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 18. Разозлился-поссорился

Упражнение 1. «Превратились».

Ведущий предлагает ребятам «превращаться» поочередно в больших, сильных и маленьких, слабых животных (лев — зайчик, волк— мышонок, слон —котенок, тигр —ежонок).

Упражнение 2. «Большие — маленькие».

Дети «превращаются» поочередно то в маму, то в ее ребенка у различных животных (слониху -слоненка, кота - котенка, лошадь —жеребенка).

Упражнение 3. «Смелый—трусливый».

Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (волка, мышонка, медведя).

Упражнение 4.  «Если "да" — похлопай, если "нет" — потопай».

Детям предлагается угадать, какое из высказываний ведущего — верное, и в этом случае похлопать, а в случае неверного высказывания — потопать.

«Саша увидел Лизу, обрадовался ей и поссорился»;

«Петя подошел к Коле, разозлился на него за то, что он отнял у него игрушку, и поссорился с ним»; «Лена так любила Свету, что поссорилась с ней»;

«Люда обиделась на Дениса и поссорилась с ним».

В конце делается вывод, что обида и злость дружат со ссорой.

Упражнение 5. «Пальчиковый этюд: поссорились, помирились».

Ориентируясь на помощь ведущего, дети выбирают пальчик на одной руке — Сашу, пальчик на другой руке - Дашу. Показывают, как два пальчика сначала поссорились друг с другом, потом помирились.

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

Занятие 19. Помирились все

Упражнение 1. «Пусть встанет тот, на кого я смотрю».

Ведущий обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Этому ребенку нужно поймать взгляд и быстро встать.

Упражнение 2. «Моем стекла».

Ориентируясь на ведущего, дети изображают, как они моют окна, самого себя, колено соседа.

Упражнение 3. «Покажи голосом».

Детям нужно показать голосом котят грустных, веселых, злых, обиженных, испуганных (затем мышат, щенят и поросят).

Упражнение 4. «Ну-ка, игрушки, поменяйтесь местами».

Ведущий бросает двум участникам по игрушке. Им нужно быстро поменяться местами.

Упражнение 5. «Дай мне игрушку».

Детям нужно произнести эту фразу испуганно, со злостью, обиженно, радостно.

Упражнение 6. «Самолет летит, самолет отдыхает».

Дети поднимают руки как крылья самолета, напрягают их (потому что нужны очень сильные крылья, чтобы самолет летел). Затем опускают их вниз расслабленными — самолет прилетел, крылья устали и хотят отдохнуть.

Упражнение 7. «Пальчиковый этюд: Саша напугал Дашу».

Так же как на предыдущем занятии, дети выбирают среди своих пальчиков Дашу и Сашу, показывают, как пальчик Саша испугал пальчик-Дашу, неожиданно прыгнув на нее. Пальчик-Даша сначала сильно испугалась и задрожала, а потом поняла, что это Саша, и обняла его.

Упражнение 8. «Танец мира».

Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинчиками. Затем начинают двигаться по кругу сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался.

Упражнение 9. «Тихий час для мышат».

Тема 6. Какие чувства живут в природе.

 

Занятие 20. Природа умеет чувствовать

Упражнение 1. «Чувство, замри!»

Ведущий говорит слова: «Раз, два, три, радость (страх, обида, злость) замри!» Дети с помощью мимики изображают названное ведущим чувство.

Упражнение 2. «Имя шепчет ветерок».

Ведущий просит детей представить, что с ребятами хочет подружиться... ветерок. И он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка, как если бы его позвал ветерок, то есть тихонечко: «Ваня-я шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их может позвать дождик или камешки на дороге.

Упражнение 3. «Чувства в природе».

Для выполнения этого упражнения необходимы аудиозаписи из серии «Расслабьтесь вместе с природой»: «Стихающая гроза», «Лесная капель» и т.п. Ведущий говорит детям о том, что природа тоже умеет чувствовать, например, в грозу она явно злится, пугает, в дождик грустит, в солнечный день — радуется. Затем дети закрываю! глаза, слушают отрывки из аудиозаписей и определяют чувство природы, которое они услышали.

Упражнение 4. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 21. Природа умеет чувствовать

Упражнение 1. «Имя шепчут волны».

Ведущий просит детей представить, что с ребятами хочет подружиться... море. И оно зовет их по имени. Дети хором проговаривают по очереди имя каждого ребенка, как если бы его позвало море. Потом они придумывают, как их может позвать ручей или лужица во дворе.

Упражнение 2. «Чувства в природе».

Для выполнения этого упражнения, так же как и в предыдущем занятии, необходимы аудио записи из серии «Расслабьтесь вместе с природой». Можно использовать уже другие отрывки, а можно, кроме того, включить рассматривание иллюстраций. Дети сначала слушают отрывки, потом рассматривают иллюстрации, определяя чувство природы на слух или зрительно. После этого они подходят к окну и обсуждают, что чувствует природа сегодня.

Упражнение 3. «Ветер, ветерок, ураган».

Дети поднимают руки вверх и изображают по команде ведущего ветер, ветерок, ураган в различном порядке, затем присваивают им те или иные чувства (спокойствие, радость, любовь, злость).

Упражнение 4. «Приласкай, ветерок».

Ведущий говорит о том, что в предыдущем упражнении дети правильно определили, что ветерку соответствует чувство любви, значит, ветерок умеет ласкать. Он предлагает детям по очереди превращаться в ветерок и приласкать остальных, как это бы сделал ветерок.

Упражнение 5. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 22. Может ли плакать природа

Упражнение 1. «Что чувствует природа?»

Дети подходят к окну и обсуждают, что сегодня чувствует природа.

Упражнение 2. «Капелька, льдинка, снежинка».

С помощью ведущего дети изображают капельку (руки вверх полукругом, свободные), льдинку (руки сомкнуты вверху, напряжены), снежинку (руки в стороны, свободные, очень мягкие).

Упражнение 3. «Когда природа плачет».

Ведущий говорит детям о том, что ребенок плачет обычно, когда его обижают. Предлагает придумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать.

Упражнение 4. «Обиженный кустик».

Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

Упражнение 5. «Птенец в яйце».

Один из детей садится в центр круга, прижимает голову к коленям. Он — птенец, который находится в своем яйце. Ведущий комментирует: «Но стал наш птенец расти быстро, быстро, вот уже тесно ему в яйце. И плечами он двигает, как будто просит: "Пустите меня". К птенцу подходит другой ребенок, изображающий маму птенца, которая помогает ему выйти, разбивает яйцо. Птенец вылезает, трясет руками и ногами. Мама радуется ему. Затем птенец засыпает, а мама гладит его со словами: «Какой хороший птенец».

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 23. Может ли плакать природа?

Упражнение 1. «Что чувствует природа?»

Дети подходят к окну и обсуждают, что сегодня чувствует природа.

Упражнение 2. «Капелька — ветер, ветерок, ураган».

Дети изображают сначала капельку на ветру, при ветерке или урагане, затем то же самое с льдинкой и снежинкой.

Упражнение 3. «Громко, тихо, средне».

Детям предлагается изображать звуки ветра (дождя) с определенной громкостью, которую задает ведущий. Рука лежит на столе — тихо, на уровне груди — средне, поднята вверх — громко.

Упражнение 4. «Волшебный мешочек».

Для игры необходимо иметь несколько картинок с изображением природных объектов (например, дерева, цветка, моря, горы и т.п.), которые кладутся в непрозрачный мешочек. Ведущий по одной достает картинки из мешочка, детям необходимо быстро «превратиться» в показанный природный объект.

Упражнение 5. «Пожалею...»

Каждый ребенок выбирает для себя какой-нибудь природный объект, который обидели, и объясняет, что с ним произошло. Например, речка — ее замусорили, цветок — сорвали и выбросили, лужица — залили бензином и т.п. (Если детям будет трудно, помогает ведущий.) Затем ребенок садится в центр круга и грустит, а остальные жалеют и ласкают его.

Упражнение 6. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 24. Радуюсь вместе с природой

Упражнение 1. «Что чувствует природа?»

Дети подходят к окну и обсуждают, что сегодня чувствует природа.

Упражнение 2. «Походить как...»

Ведущий предлагает детям взяться за руки и походить как веселый дождик, грустный дождик, грустные снежинки, веселые снежинки и т.п.

Упражнение 3. «Не дам!»

Ведущий просит детей сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «НЕ дам!», — голосами тех же персонажей. Потом произнести просьбу как волны, ветер, котенок. В конце концов, ребенок разрешает взять игрушку.

Упражнение 4. «Танец радости».

Дети становятся в круг, берутся за Затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают, как радостные ребята на солнечной прогулке.

Упражнение 5. «Тихий час для мышат».

 

Занятие 25. Итоговое

Упражнение 1. «Любимая игра».

Дети вспоминают игры, наиболее понравившиеся им на занятиях психологией, и играют в них.

Упражнение 2. «Ладошка-шарик».

Вместе с ведущим дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка), солнышко (пальчики в стороны, напряжены), дождик (пальцы расслаблены), флажок (пальцы напряжены, сжаты вместе).

Упражнение 3. «Рассмотри, кто перед тобой».

В большом листе бумаги щипковым движением делается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных и называют имена тех детей, которых они увидели.

Упражнение 4. «Мишка ночью и днем».

Дети по просьбе ведущего изображают мишку сначала ночью (спящего), затем днем (играющего). Затем грустного и счастливого мишку, злого и доброго, маленького и большого.

Упражнение 5. «Потерялась девочка».

Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка...» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла, в детский садик к вам пришла!»

Глава 7


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.