Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.

2021-02-01 132
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.

Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175с.

Цель настоящей книги — привлечь внимание взрослых к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению. С этой позиции рассмотрены содержание психологического здоровья, факторы риска его нарушения. Представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников. Подробно описаны групповые развивающие занятия для трех возрастных групп.

Книга может быть использована родителями, воспитателями, психологами дошкольных учреждений.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Необходимо, чтобы родители, воспитатели и учителя владели элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать психологическая служба. Однако в отечественной практике теоретические знания в области возрастной психологии и реальный воспитательный и образовательный процесс пока что существуют автономно. Психологическое обеспечение обучения и воспитания, применение программ сохранения психологического здоровья пока не стало неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, оно осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.

О.В. Хухлаева, доктор педагогических наук, профессор Кафедры этнопсихологии и психологических основ поликуль турного образования МГППУ, разработала уникальную программу сохранения и формирования психологического здоровья детей.

Книга, которую вы держите в руках, — первая из трех, объединенных названием «Тропинка к своему Я». В них представлены сценарные разработки программы О.В. Хухлаевой для дошкольников, младших школьников и подростков.

Психолог, который возьмет за основу публикуемые сценарии, получит возможность последовательно и планомерно работать с детьми сначала в детском саду, а затем в школе с момента их поступления и до старших классов.

Воспитатели и учителя пополнят свой педагогический арсенал новыми приемами конструктивного общения с детьми и получат возможность более продуктивной организации учебной и воспитательной работы, научатся распознавать психологические трудности ребенка, пересматривать собственные привычные представления о причинах детской лени, апатии, агрессии.

Родители получат представление о факторах риска на рушения психологического здоровья у детей, о возможностях объединения их собственных усилий с работой воспитателей и школьных педагогов.

Время появления

Проблем развития

Личностные нарушения

Нарушение поведения

Активная форма Пассивна» форма младенчество Чувство незащищенности Защитная агрессивность Страх Ранний возраст Чувство несвободы, зависимости Деструктивная агрессивность Социальные страхи Дошкольный возраст Чувство одиночества Демонстративная агрессивность С грех самовыражения Подростковый возраст Чувство неполноценности Компенсаторная агрессивность Страх взросления

 

Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоровья, представленное на данной схеме, подробно.

Так, если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожности родителей является закрепление у ребенка чувства опасности, страха окружающего мира, то при наличии у ребенка активной позиции в поведении отчетливо проявится защитная агрессивность. Поясним, что будем понимать под ней, разведем ее понимание с понятием нормативной агрессивности. Прежде всего, стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение, черта личности. Агрессивное поведение и состояние присущи всем людям и являются необходимым условием жизнедеятельности. Если говорить о детях, то в некоторые возрастные периоды — раннем и подростковом возрастах — агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности ребенка. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например, вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований, к примеру, подчеркнутой миролюбивости. Агрессивность, необходимую для обеспечения развития ребенка, принято называть нормативной.

Ненормативная агрессивность как черта личности, то есть склонность ребенка к частому проявлению агрессивного поведения, формируется по разным причинам. В зависимости от причин несколько различны формы ее проявления.

Защитной назовем агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.

Итак, мы рассмотрели детей с выраженной линией активности, которые используют агрессивное поведение как защитный механизм от чувства опасности, страха окружающего мира. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность, то в качестве защиты от чувства опасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи. Маскировочная функция детских страхов подробно описана. Иррациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой не страх как таковой, но скорее объективацию скрытой тревоги. Действительно, часто можно наблюдать, что ребенок боится не тех животных, которые его окружают, а льва, тигра, которых видел только в зоопарке, да и то за решеткой. Более того, становится понятным, почему снятие страха одного объекта, например, волка, может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги. Усугублению ситуации содействует наличие повышенного уровня тревоги и страхов у самих родителей. Приводятся данные, свидетельствующие о закреплении детских страхов родительскими. Одно из исследований показало, что коэффициент корреляции между выраженными детскими страхами и страхами матери составляет 0,667. Было выявлено явное соответствие между частотой страхов у детей из одной и той же семьи. Но более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает компенсировать ей те или иные собственные внутренние конфликты. Поэтому симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться не только у детей, но и в более поздних возрастах: подростковом, юношеском и даже у взрослых.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется деструктивная агрессивность, в пассивном - социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту. Ввиду особой важности рассмотрим эту проблему подробнее.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для ребенка не просто нормальной, но особо важной формой активности — предпосылкой его последующей успешной социализации. Агрессивные действия ребенка — это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том, что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не до пускают их проявления. И если ребенок столкнется с неодобрением проявлений своего гнева, отвержением и тем, что он считает потерей любви, он будет делать все, чтобы избежать открытого проявления гнева. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер (1997), остается внутри ребенка как камень преткновения, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его Я может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования. Однако дети с активным стилем поведения все таки находят косвенные способы проявления агрессии, с тем, чтобы все-таки заявить свою силу и индивидуальность. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь — это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма — разрушение чего-либо. Это позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте он проявляет в различных формах социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявлять чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают само наличие у себя этого чувства. Но с отрицанием чувства гнева ими отрицается часть самого себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у них пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения (вызвано оно своими желаниями или желаниями окружающих). В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию. Понятно, что фокусируются детские трудности в социальных страхах: не соответствовать установленным нормам, требованиям значимых взрослых.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в дошкольном возрасте. В это время для ребенка особо значимы стабильные внутрисемейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей, либо их эмоциональная холодность могут принести к депривации потребностей в сопричастности, нарушению эдипова развития. Дети с активным стилем реагирования в конфликте могут использовать к различные способы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их в отличие от описанных нами вариантов — не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной. В связи с демонстративной агрессивностью можно вспомнить работу Р. Дренкурса (см. Помощь родителям в воспитании детей, 1992), в которой он описывает четыре цели плохого поведения детей. Первая цель плохого поведения, выделяемого Р. Дрейкурсом, — получение внимания — вполне могла бы быть названа демонстративной агрессивностью. Как отмечает Р. Дрейкурс, ребенок ведет себя, что у взрослых (педагогов, психологов, родителей) создается впечатление, что ребенок хочет, чтобы абсолютно все внимание было сосредоточено на нем. Если же внимание взрослых отвлекается от него, за этим следуют различные бурные моменты (выкрикивания, вопросы, нарушения правил поведения, кривлянье и т.п.). В формуле жизненного стиля таких детей существует запись: «Мне будет хорошо, только если меня будут замечать. Если меня замечают, значит, я существую». Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как воровство и лживость.

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. При внимательном наблюдении за ними можно заметить существенные изменения в их поведении, хотя родите ли обращаются за помощью только в том случае, когда у ребенка появляются уже те или иные невротические или психосоматические проявления или ухудшается успеваемость в школе. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения, то есть боязнь показать окружающим свои истинные чувства. Взрослые недооценивают негативное воздействие данного страха на развитие-ребенка. Возможно, это объясняется недооценкой значения непосредственности самовыражения в нашей культуре в целом. Поэтому некоторые терапевтические школы в работе со взрослыми уделяют особое внимание помощи в становлении их спонтанности, непринужденности, свободы выражения своего Я. Это необходимо, поскольку как следствие заблокированности или ограниченности самовыражения человека может развиться чувство собственной ничтожности, ослабеть его Я. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.

Чтобы сохранить логику изложения, продолжим рассмотрение нарушений психологического здоровья детей подросткового возраста.

Если истоки проблем уже не ребенка, а подростка лежат в младшем школьном возрасте и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессин по отношению к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники и в некоторых случаях даже родители и педагоги. В этом случае агрессия чаще всего проявляется в косвенной форме, то есть в виде насмешек, издевательств, использовании ненормативной лексики. Основная цель этого — унижение другого человека, и негативная реакция окружающих только усиливает стремление подростка к таким действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Такой подросток демонстрирует компенсаторную агрессивность, которая позволяет ему в момент ее проявления почувствовать собственную силу и значимость, поддержать чувство собственного достоинства. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность. Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Итак, мы рассмотрели основные варианты нарушения психологического здоровья детей, для полноты картины расширив нашу схему включением подростков. Еще раз подчеркнем, что у ребенка может присутствовать несколько нарушений, что затрудняет их различение.

Рассмотрели мы также и факторы риска нарушений психологического здоровья. Попробуем, однако, пофантазировать. А что, если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов? Опасаемся, что довольно скучную, малоинтересную и к тому же абсолютно нежизнеспособную.

 

В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

 

Глава 5

Формы и содержание групповой психологической поддержки дошкольников

 

Понятно, что для эффективной психологической поддержки детей необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от выраженности нарушений психологического здоровья и, естественно, наличия л дошкольном учреждении объективных возможностей для этого. В современных социально экономических условиях индивидуальная работа с дошкольниками в детском саду практически невозможна: нет специально оборудованных помещений, слишком большое количество детей приходится на одного психолога. Поэтому основной упор делается на групповую работу с детьми, в которой учитывается и специфика детей, имеющих выраженные нарушения психологического здоровья. При этом нужно иметь в виду, что ведущим групповые занятия может быть не обязательно психолог, но и воспитатель, видящий их необходимость, имеющий некоторые психологические знания. Перейдем к определению основных задач групповой психологической поддержки. Для этого обратимся к обсуждению структуры психологического здоровья.

Анализ опубликованных данных и наши исследования позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие (при достаточно полном знании) самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять и вступить в диалог со своим «темным началом». Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, умение по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом так же, как и в себе.

Инструментальный компонент предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии.

Подводя итоги разговору о выделенных нами компонентах психологического здоровья — положительном самоотношении и отношении к другим людям, личностной рефлексии, потребности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь, саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей:

· обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

· обучение рефлексивным умениям;

· формирование потребности в саморазвитии.

Однако программа групповых занятий должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выделенной нами ранее, с другой стороны — обеспечить формирование основных новообразований. Поэтому к выделенным задачам нужно добавить четвертую:

· содействие росту, развитию ребенка.

Соответственно в занятиях можно выделить следующие основные направления.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Организация занятий

Занятия могут проводиться воспитателем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3 — 4 лет — 15 минут, для старших дошкольников — 30 минут.

Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольников лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом куполом, ведущий при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность ведущему держать в поле своего вниманию всю группу, а детям — хорошо его видеть. Дети 3 — 4 лет ставят по «куполу парашютика» свои стульчики. Старших дошкольников можно рассаживать «бусинками» прямо на полу (ковре) с помощью разложенной полукругом веревочки.

Нос, умойся

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза!

Мойтесь уши,

Мойся шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грянь, смывайся!!!

Упражнение 5. «Ручеек радости».

 

Занятие 3. Я - мальчик, девочка

Упражнение 1. «Мысленная картинка».

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

Упражнение 2. «Девочки и мальчики умеют».

Ведущий берет два мяча разного цвета (или размера) и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч — то, что умеют девочки.

Упражнение 3. «Я люблю».

В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю...», затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю...».

Упражнение 4. «Я — мама».

Дети по очереди загадывают и изображают одну из семейных ролей (маму, папу, бабушку, дедушку, брата), остальные стараются отгадать.

Упражнение 5. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение И. Мазнина.

Почему киты молчат

Почему, почему

Говорят коровы — МУ,

Кошки - МЯУ,

ГА В — собаки,

Овцы — БЕ,

Козы - ME,

А киты — ни БЕ ни ME?

Почему киты молчат,

Ничего не говорят.

Хоть имеют киты

Преогромные рты?

Потому, что киты

В рот набрали воды!

Упражнение 6. Ручеек радости».

 

Занятие 4. Какие девочки – какие мальчики

Упражнение 1. «Мысленная картинка».

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

Упражнение 2. «Какие девочки — какие мальчики».

Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

Упражнение 3. «Что любят мальчики, что любят девочки».

Ведущий бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие девочек, он должен отбросить мяч ведущему, если мальчиков — откатить.

Упражнение 4. «Кто кого обидел».

Выбирается пара детей. Ведущий дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на обиду девочки и мальчики.

Упражнение 5. «Мама делает, папа делает».

Дети задумывают какие-либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ребенку книжку и т.п.), затем по очереди показывают их группе, которая старается отгадать, что изображено.

Упражнение 6. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Г. Кружкоиа.

Грозная хозяйка

«Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» —

Почувствовал пес и полез в конуру.

«Подальше, мой милый, держись от собак!»

— Сказал себе кот и махнул на чердак.

«Коты — это скверно, пора уходить!» —

Подумала мышь и сквозь щелочку - фить!

— Ой! Мышка! Спасите меня! Караул! —

Вскричала хозяйка и влезла на стул.

Упражнение 7. «Ручеек радости».

Тема 2. Я – хозяин своих чувств

 

Занятие 5. Кто такой хозяин своих чувств?

Упражнение 1. «Мысленная картинка».

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

Упражнение 2. «Собачка хочет ласки».

Дети по очереди «превращаются» в собачек, которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок «собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят его.

Упражнение 3. «Хозяин чувств».

Ведущий рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки слушаются их. У других — такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого - чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни не приятности. Ведущий спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться и управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сеть на веревочку, разложенную по полу (ко­манды могут даваться довольно тихо, чтобы дети старались их услышать).

Упражнение 4. «Стоп, кулак!»

Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.

Упражнение 5. «Танцы для пальцев».

Дети представляют, что их пальцы пришли на праздник. На своих коленях они танцуют вприсядку, по парам (палец одной руки с пальцем другой), вокруг елочки и т.п.

Упражнение 6. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение С.Я. Маршака.

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котенка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Упражнение 7. «Ручеек радости».

 

Занятие 6. Я учусь не драться

Упражнение 1. «Мысленная картинка»

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать представить что-нибудь волшебное какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

Упражнение 2. «Оживи картинку».

Ведущий показывает фотографию какого-нибудь животного и просит детей точно отобразить позу этого животного.

Упражнение 3. «He-хозяин чувств».

Вспомнив вместе с детьми понятие «хозяин своих чувств», ведущий предлагает детям ситуации, релевантные их жизненному опыту. При этом дети по очереди пересаживаются со стульчика «хозяина своих чувств» на стульчик «не-хозяина чувств» и придумывают действия и реплики в этих ситуациях. Например, Миша толкнул Машу. Если Маша хозяйка своих чувств, то она... Если Маша не хозяйка своих чувств, то она...

Упражнение 4. «Стоп, кулак! А как?»

Ребята начинают игру прошлого занятия «Стоп, кулак!», но продолжают ее обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.

Упражнение 5. «Сказочная страна».

Дети закрывают глаза и представляют себе сказочную страну. Ведущий просит детей «рассмотреть», что в их стране самое главное. Затем дети рассказывают о своей стране и рисуют ее.

Упражнение 6. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Л. Барбаса:

Вова-растеряшка

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может, плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять —

И засунул под кровать.

Вова-растеряшка,

Вот твоя рубашка!

Упражнение 7. «Ручеек радости».

 

Занятие 7. Я учусь не обзывать других

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Волшебство».

Упражнение 2. «Кто больше знает обзывалок».

Ведущий предлагает вспомнить все известные детям обзывалки и дразнилки. Спрашивает, в каких ситуациях дети обычно дразнят или обзывают друг друга. Делается вывод, что часто обзывалки употребляются как ответные реакции «Ты —...» — «А ты —...».

Упражнение 3. «Обзывалки, стоп!»

Проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.

Упражнение 4. «Оживи картинку».

Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть фотографию или картинку с интересным для них сюжетом. Затем один ребенок «строит» такую же из остальных детей. Для некоторых элементов картинки, например, для дома он может использовать несколько человек.

Упражнение 5. «Акулы—рыбки».

Дети делятся на две группы, акул и рыбок. Посередине группы кладется веревочка. Акулы становятся, но одну сторону веревочки, щелкают зубами, хотят съесть рыбок. Рыбки, но другую сторону веревочки очень боятся. Затем дети меняются ролями.

Упражнение 6. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение В. Семерина.

Страшный зверь

Прямо и комнатную дверь

Проникает страшный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся,

У него горят зрачки —

Испугаться хочется!

Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лоснится...

Может, это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул;

— Рысь!!!

Храбрый мальчик крикнул;

— Брысь!!!

Упражнение 7. «Ручеек радости».

 

Занятие 8. Я учусь не обзывать других

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Обида».

Упражнение 2. «Хозяин своих чувств».

Дети вспоминают понятие «хозяин своих чувств». Далее выбирают пару: хозяина и его чувство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади, берет его за локти, затем пара начинает двигаться по группе, Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.

Упражнение 3. «Какими чувствами нужно уметь управлять?»

Ведущий обсуждает с детьми вопрос: какими чувствами в первую очередь нужно уметь управлять? Делается вывод, что самые непослушные чувства — злость, страх, обида, и нужно уметь ими управлять.

Упражнение 4. «Обида, стоп».

Ведущий спрашивает ребят, как можно по-разному обидеть другого. Затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

Упражнение 5. «Волк-волчишко, пусти переночевать».

В угол комнаты ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль волка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к волку со словами; «Волк-волчишко, пусти переночевать». Волк отвечает; «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущей говорит; «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро под­няться и добежать до своих стульчиков-домиков. Волк тоже встает и ловит детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.

Упражнение 6. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Э. Мошковской

Лежебока

Горько живет Лежебока —

Кровать Лежебоке высока.

Полы от кровати далеко.

Слезать Лежебоке - морока!

Вот и лежит Лежебока.

Спит Лежебока без срока.

Уже отлежал оба бока...

Спит и вздыхает глубоко:

— Кабы еще два бока!..

Упражнение 7. «Ручеек радости».

 

Занятие 9. Можно ли обидеться на маму?

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Обида».

Упражнение 2. «Хозяин своих чувств».

Дети вспоминают понятие «хозяин своих чувств». Далее выбирается пара: хозяин и его чувство. Хозяину завязывают глаза. А «чувство» мимикой и позой изображает то или иное состояние. Хозяин ощупывает его и пытается узнать «свое чувство». Узнав, обнимает со слова ми: «Я люблю тебя, мой страх, злость, радость» и т.п.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.