Шукадева Госвами сказал: Исполинская фигура и свирепый вид могучего воина Вритрасуры повергли полубогов в ужас. Тут он взревел, и от раскатов его рева почти все, кто был рядом, лишились сознания. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Шукадева Госвами сказал: Исполинская фигура и свирепый вид могучего воина Вритрасуры повергли полубогов в ужас. Тут он взревел, и от раскатов его рева почти все, кто был рядом, лишились сознания.

2021-02-01 55
Шукадева Госвами сказал: Исполинская фигура и свирепый вид могучего воина Вритрасуры повергли полубогов в ужас. Тут он взревел, и от раскатов его рева почти все, кто был рядом, лишились сознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Стих 6.11.7

तेन देवगणाः सर्वे वृत्रविस्फोटनेन वै ।
निपेतुर्मूर्च्छिता भूमौ यथैवाशनिना हताः ॥७॥

тена дева-ган̣а̄х̣ сарве
вр̣тра-виспхот̣анена ваи
нипетур м ӯ рччхита̄ бх ӯ мау
йатхаива̄ш́анина̄ хата̄х̣

Пословный перевод

тена — от того; дева-ган̣а̄х̣ — полубоги; сарве — все; вр̣тра-виспхот̣анена — громогласного рева Вритрасуры; ваи — действительно; нипетух̣ — упавшие; мӯрччхита̄х̣ — потерявшие сознание; бхӯмау — на землю; йатха̄ — как будто; эва — поистине; аш́анина̄ — молнией; хата̄х̣ — пораженные.

Перевод

Оглушенные львиным рыком Вритрасуры, полубоги тоже рухнули на землю без чувств, будто сраженные молнией.

 

Стих 6.11.8

ममर्द पद्भ्यां सुरसैन्यमातुरं
निमीलिताक्षं रणरङ्गदुर्मदः ।
गां कम्पयन्नुद्यतशूल ओजसा
नालं वनं यूथपतिर्यथोन्मदः ॥८॥

мамарда падбхйа̄м̇ сура-саинйам а̄турам̇
ним ӣ лита̄кшам̇ ран ̣ а - ран̇га - дурмадах ̣
га̄м̇ кампайанн удйата-ш́ ӯ ла оджаса̄
на̄лам̇ ванам̇ й ӯ тха - патир йатхонмадах ̣

Пословный перевод

мамарда — стал топать; падбхйа̄м — ногами; сура-саинйам — войско полубогов; а̄турам — охваченное страхом; нимӣлита-акшам — закрыв глаза; ран̣а-ран̇га-дурмадах̣ — неистовый на поле брани; га̄м — земную твердь; кампайан — сотрясая; удйата-ш́ӯлах̣ — воздевший трезубец; оджаса̄ — своей силой; на̄лам — сухие стволы бамбука; ванам — в лесу; йӯтха-патих̣ — слон; йатха̄ — как; унмадах̣ — бешеный.

Перевод

Когда полубоги в ужасе зажмурились, Вритрасура воздел свой трезубец и, могучей поступью сотрясая земную твердь, принялся топтать полубогов, как бешеный слон, крушащий в лесу заросли бамбука.

 

Стих 6.11.9

विलोक्य तं वज्रधरोऽत्यमर्षितः
स्वशत्रवेऽभिद्रवते महागदाम् ।
चिक्षेप तामापततीं सुदुःसहां
जग्राह वामेन करेण लीलया ॥९॥

вилокйа там̇ ваджра-дхаро ’тйамаршитах̣
сва-ш́атраве ’бхидравате маха̄-гада̄м
чикшепа та̄м а̄патат ӣ м̇ судух ̣ саха̄м̇
джагра̄ха ва̄мена карен̣а л ӣ лайа̄

Пословный перевод

вилокйа — видя; там — его (Вритрасуру); ваджра-дхарах̣ — громовержец (царь Индра); ати — очень; амаршитах̣ — взбешенный; сва — на своего; ш́атраве — врага; абхидравате — ринувшись; маха̄-гада̄м — могучую палицу; чикшепа — метнул; та̄м — ее (палицу); а̄пататӣм — летящую к нему; су-дух̣саха̄м — трудноотразимую; джагра̄ха — схватил; ва̄мена — левой; карен̣а — рукой; лӣлайа̄ — играючи.

Перевод

Взбешенный успехом Вритрасуры, царь небес Индра метнул в него одну из своих грозных палиц, удар которых очень трудно отразить. Но Вритрасура играючи поймал ее на лету левой рукой.

 

Стих 6.11.10

स इन्द्रशत्रुः कुपितो भृशं तया
महेन्द्रवाहं गदयोरुविक्रमः ।
जघान कुम्भस्थल उन्नदन् मृधे
तत्कर्म सर्वे समपूजयन्नृप ॥१०॥

са индра-ш́атрух̣ купито бхр̣ш́ам̇ тайа̄
махендра-ва̄хам̇ гадайору-викрамах̣
джагха̄на кумбха-стхала уннадан мр̣дхе
тат карма сарве самап ӯ джайан нр ̣ па

Пословный перевод

сах̣ — он; индра-ш́атрух̣ — враг Индры (Вритрасура); купитах̣ — разъяренный; бхр̣ш́ам — весьма; тайа̄ — тем; махендра-ва̄хам — слона, верховое животное Индры; гадайа̄ — палицей; уру- викрамах̣ — славящийся своей силой; джагха̄на — ударил; кумбха- стхале — по голове; уннадан — с громким ревом; мр̣дхе — в поединке; тат карма — этот подвиг (удар палицей, нанесенный левой рукой по голове слона Индры); сарве — все воины (с обеих сторон); самапӯджайан — прославили; нр̣па — о царь Парикшит.

Перевод

О царь Парикшит, в ответ могучий Вритрасура гневно обрушил пойманную палицу на голову слона Индры, так, что грохот удара разнесся по всему полю брани. Этот подвиг был встречен криками восхищения с обеих сторон.

 

Стих 6.11.11

ऐरावतो वृत्रगदाभिमृष्टो
विघूर्णितोऽद्रिः कुलिशाहतो यथा ।
अपासरद् भिन्नमुखः सहेन्द्रो
मुञ्चन्नसृक् सप्तधनुर्भृशार्तः ॥११॥

аира̄вато вр̣тра-гада̄бхимр̣шт̣о
вигх ӯ рн ̣ ито ’дрих ̣ кулиш ́ а̄хато йатха̄
апа̄сарад бхинна-мукхах̣ сахендро
мун̃чанн аср̣к сапта-дханур бхр̣ш́а̄ртах̣

Пословный перевод

аира̄ватах̣ — Айравата (слон царя Индры); вр̣тра-гада̄-абхимр̣шт̣ах̣ — получивший от Вритрасуры удар палицей; вигхӯрн̣итах̣ — сокрушенная; адрих̣ — гора; кулиш́а — молнией; а̄хатах̣ — пораженная; йатха̄ — как; апа̄сарат — был отброшен; бхинна-мукхах̣ — с разбитой пастью; саха-индрах̣ — с царем Индрой; мун̃чан — сплевывая; аср̣к — кровь; сапта-дханух̣ — на расстояние, измеряемое семью луками (примерно тринадцать метров); бхр̣ш́а — тяжело; а̄ртах̣ — страдающий.

Перевод

С яростью молнии, ударяющей в гору, палица Вритрасуры отшвырнула слона Айравату на расстояние семи луков, и он, изрыгая кровь из разбитой пасти и корчась от боли, повалился вместе с восседавшим на нем Индрой на землю.

 

Стих 6.11.12

न सन्नवाहाय विषण्णचेतसे
प्रायुङ्क्त भूयः स गदां महात्मा ।
इन्द्रोऽमृतस्यन्दिकराभिमर्श
वीतव्यथक्षतवाहोऽवतस्थे ॥१२॥

на санна-ва̄ха̄йа вишан̣н̣а-четасе
пра̄йун̇кта бх ӯ йа х̣ са гада̄м̇ маха̄тма̄
индро ’мр̣та-сйанди-кара̄бхимарш́а-
в ӣ та - вйатха - кшата - ва̄хо ’ватастхе

Пословный перевод

на — не; санна — обессилевшем; ва̄ха̄йа — восседавшего на таком животном; вишан̣н̣а-четасе — с угрюмостью в сердце; пра̄йун̇кта — пустил в ход; бхӯйах̣ — вновь; сах̣ — он (Вритрасура); гада̄м — палицу; маха̄-а̄тма̄ — великодушный (воздержавшийся от нанесения новых ударов огорченному и раздосадованному Индре); индрах̣ — Индра; амр̣та-сйанди-кара — руки, источающей нектар; абхимарш́а — прикосновением; вӣта — избавленный; вйатха — от боли; кшата — и ран; ва̄хах̣ — его слон; аватастхе — встали.

Перевод

При виде обессилевшего от ран слона и раздосадованного его ранением Индры великодушный Вритрасура, следуя законам религии, опустил вновь занесенную было над ними палицу. Пользуясь передышкой, Индра коснулся ран слона своей рукой, источающей нектар. Раны слона тотчас затянулись, а боль прошла. Поднявшись с земли, слон и наездник безмолвно встали перед демоном.

 

Стих 6.11.13

स तं नृपेन्द्राहवकाम्यया रिपुं
वज्रायुधं भ्रातृहणं विलोक्य ।
स्मरंश्च तत्कर्म नृशंसमंहः
शोकेन मोहेन हसन्जगाद ॥१३॥

са там̇ нр̣пендра̄хава-ка̄мйайа̄ рипум̇
ваджра̄йудхам̇ бхра̄тр̣-хан̣ам̇ вилокйа
смарам̇ш́ ча тат-карма нр̣-ш́ам̇сам ам̇хах̣
ш́окена мохена хасан̃ джага̄да

Пословный перевод

сах̣ — он (Вритрасура); там — его (царя небес Индру); нр̣па- индра — о царь Парикшит; а̄хава-ка̄мйайа̄ — горя желанием сражаться; рипум — своего врага; ваджра-а̄йудхам — вооруженного молнией (сделанной из костей Дадхичи); бхра̄тр̣-хан̣ам — убийцу своего брата; вилокйа — видя; смаран — вспоминая; ча — также; тат-карма — его поступок; нр̣-ш́ам̇сам — жестокий; ам̇хах̣ — грех; ш́окена — в горе; мохена — в смятении; хасан — рассмеявшись; джага̄да — произнес.

Перевод

О царь, взглянув на своего вооруженного молнией врага, горящего желанием продолжить схватку, великий герой Вритрасура вспомнил о жестокой расправе Индры над его братом. При одной мысли о злодеянии Индры Вритрасура обезумел от скорби и в беспамятстве, с горькой усмешкой на устах сказал такие слова.

 

Стих 6.11.14

श्रीवृत्र उवाच

दिष्ट्या भवान् मे समवस्थितो रिपु
र्यो ब्रह्महा गुरुहा भ्रातृहा च ।
दिष्ट्यानृणोऽद्याहमसत्तम त्वया
मच्छूलनिर्भिन्नदृषद्धृदाचिरात् ॥१४॥

ш́р ӣ - вр ̣ тра ува̄ча

дишт̣йа̄ бхава̄н ме самавастхито рипур
йо брахма-ха̄ гуру-ха̄ бхра̄тр̣-ха̄ ча
дишт̣йа̄нр̣н̣о ’дйа̄хам асаттама твайа̄
мач-чх ӯ ла - нирбхинна - др ̣ шад - дхр ̣ да̄чира̄т

Пословный перевод

ш́рӣ-вр̣трах̣ ува̄ча — великий герой Вритрасура сказал; дишт̣йа̄ — наудачу; бхава̄н — ты; ме — предо мной; самавастхитах̣ — оказавшийся; рипух̣ — мой враг; йах̣ — который; брахма-ха̄ — убийца брахмана; гуру-ха̄ — убийца гуру; бхра̄тр̣-ха̄ — убийца моего брата; ча — также; дишт̣йа̄ — наудачу; анр̣н̣ах̣ — свободный от долга (по отношению к брату); адйа — сегодня; ахам — я; асат-тама — о худший из негодяев; твайа̄ — сквозь тебя; мат-ш́ӯла — моим трезубцем; нирбхинна — пронзенное; др̣шат — каменное; хр̣да̄ — чье сердце; ачира̄т — очень скоро.

Перевод

Шри Вритрасура сказал: Какое счастье! Сегодня убийца брахмана, своего духовного учителя, убийца моего брата, к моей удаче, стоит прямо передо мной в роли моего врага. О величайший из негодяев, очень скоро я исполню свой долг перед братом, пронзив трезубцем твое каменное сердце!

 

Стих 6.11.15

यो नोऽग्रजस्यात्मविदो द्विजाते
र्गुरोरपापस्य च दीक्षितस्य ।
विश्रभ्य खड्गेन शिरांस्यवृश्चत्
पशोरिवाकरुणः स्वर्गकामः ॥१५॥

йо но ’граджасйа̄тма-видо двиджа̄тер
гурор апа̄пасйа ча д ӣ кшитасйа
виш́рабхйа кхад̣гена ш́ира̄м̇сй авр̣ш́чат
паш́ор ива̄карун̣ах̣ сварга-ка̄мах̣

Пословный перевод

йах̣ — кто; нах̣ — моего; агра-джасйа — старшего брата; а̄тма- видах̣ — полностью осознавшего себя; дви-джа̄тех̣ — достойного брахмана; гурох̣ — своего духовного учителя; апа̄пасйа — безгрешного; ча — также; дӣкшитасйа — назначенного главным жрецом твоего жертвоприношения; виш́рабхйа — пользовавшегося полным доверием; кхад̣гена — мечом; ш́ира̄м̇си — его головы; авр̣ш́чат — отрубил; паш́ох̣ — животное; ива — как; акарун̣ах̣ — безжалостный; сварга-ка̄мах̣ — движимый желанием править райскими планетами.

Перевод

Привязанный к жизни в раю, ты осмелился убить моего старшего брата — осознавшего себя, безгрешного и во всех отношениях достойного брахмана, по праву назначенного тобой главным жрецом. И хотя он стал твоим духовным учителем и по твоей просьбе согласился провести жертвоприношение, это не помешало тебе впоследствии безжалостно обезглавить его, как животное на бойне.

 

Стих 6.11.16

श्रीह्रीदयाकीर्तिभिरुज्झितं त्वां
स्वकर्मणा पुरुषादैश्च गर्ह्यम् ।
कृच्छ्रेण मच्छूलविभिन्नदेह
मस्पृष्टवह्निं समदन्ति गृध्राः ॥१६॥

ш́р ӣ - хр ӣ - дайа̄ - к ӣ ртибхир уджджхитам̇ тва̄м̇
сва-карман̣а̄ пуруша̄даиш́ ча гархйам
кр̣ччхрен̣а мач-чх ӯ ла - вибхинна - дехам
аспр̣шт̣а-вахним̇ самаданти гр̣дхра̄х̣

Пословный перевод

ш́рӣ — достояний или красоты; хрӣ — стыда; дайа̄ — милосердия; кӣртибхих̣ — и славы; уджджхитам — лишенного; тва̄м — тебя; сва-карман̣а̄ — из-за своего поступка; пуруша-адаих̣ — ракшасами (людоедами); ча — также; гархйам — проклинаемого; кр̣ччхрен̣а — в нестерпимых муках; мат-ш́ӯла — моим трезубцем; вибхинна — пронзенное; дехам — тело; аспр̣шт̣а-вахним — которого не коснется даже огонь; самаданти — съедят; гр̣дхра̄х̣ — стервятники.

Перевод

Индра, ты лишился стыда, милосердия, славы и удачи. Из-за своей корысти ты утратил все свои добродетели и потому заслужил проклятия даже людоедов [ракшасов]. Когда, пронзенный моим трезубцем, ты умрешь в страшных муках, даже огонь не коснется твоего бездыханного тела. Оно достанется на съедение стервятникам!

 

Стих 6.11.17

अन्येऽनु ये त्वेह नृशंसमज्ञा
यदुद्यतास्त्राः प्रहरन्ति मह्यम् ।
तैर्भूतनाथान् सगणान् निशात
त्रिशूलनिर्भिन्नगलैर्यजामि ॥१७॥

анйе ’ну йе твеха нр̣-ш́ам̇сам аджн̃а̄
йад удйата̄стра̄х̣ прахаранти махйам
таир бх ӯ та - на̄тха̄н саган ̣ а̄н ниш ́ а̄та -
триш́ ӯ ла - нирбхинна - галаир йаджа̄ми

Пословный перевод

анйе — другие; ану — следуют; йе — которые; тва̄ — за тобой; иха — здесь; нр̣-ш́ам̇сам — безжалостным; аджн̃а̄х̣ — незнакомые с моей доблестью; йат — если; удйата-астра̄х̣ — с поднятыми мечами; прахаранти — нападут; махйам — на меня; таих̣ — с теми; бхӯта-на̄тха̄н — Бхайраве и другим предводителям призраков; са- ган̣а̄н — с их ордами; ниш́а̄та — острым; три-ш́ӯла — трезубцем; нирбхинна — с разрубленными или пронзенными; галаих̣ — шеями; йаджа̄ми — совершу жертвоприношение.

Перевод

О жестокосердный Индра! Если другие полубоги, не подозревая о моей доблести, посмеют вслед за тобой поднять на меня оружие, я снесу им головы этим острым трезубцем. Ваши головы я принесу в жертву Бхайраве и другим предводителям призраков с их свитой.

 

Стих 6.11.18

अथो हरे मे कुलिशेन वीर
हर्ता प्रमथ्यैव शिरो यदीह ।
तत्रानृणो भूतबलिं विधाय
मनस्विनां पादरजः प्रपत्स्ये ॥१८॥

атхо харе ме кулиш́ена в ӣ ра
харта̄ праматхйаива ш́иро йад ӣ ха
татра̄нр̣н̣о бх ӯ та - балим̇ видха̄йа
манасвина̄м̇ па̄да-раджах̣ прапатсйе

Пословный перевод

атхо — в противном случае; харе — о царь Индра; ме — мою; кулиш́ена — твоей молнией; вӣра — о великий герой; харта̄ — отрубишь; праматхйа — уничтожив мое войско; эва — конечно; ш́ирах̣ — голову; йади — если; иха — в этой битве; татра — тогда; анр̣н̣ах̣ — освобожденный от всех долгов в материальном мире; бхӯта-балим — дар другим живым существам; видха̄йа — преподнеся; манасвина̄м — Нарады Муни и других великих мудрецов; па̄да- раджах̣ — пыль с лотосных стоп; прапатсйе — обрету.

Перевод

Но если, о великий герой Индра, в этой битве ты разобьешь мое войско и ударом молнии сумеешь обезглавить меня, тогда я буду счастлив отдать свое тело другим живым существам [шакалам и стервятникам]. Так я избавлюсь от всех долгов, созданных моими собственными поступками в прошлом, и буду наконец благословлен пылью с лотосных стоп великих преданных, таких как Нарада Муни.

Комментарий

В одной из песен Шри Нароттамы даса Тхакура говорится:

эи чхайа госа̄н̃и йа̄ра, муи та̄ра да̄са
та̄н̇’ саба̄ра пада-рен̣у мора пан̃ча-гра̄са

«Я слуга шестерых Госвами, и пыль с их лотосных стоп служит мне пятью видами пищи». Вайшнав всегда мечтает получить пыль с лотосных стоп предыдущих ачарьев и вайшнавов. Вритрасура не сомневался, что погибнет в схватке с Индрой, поскольку таково было желание Господа Вишну. Однако он был готов расстаться с жизнью, ибо знал, что после смерти ему суждено вернуться домой, к Богу. Достичь этой великой цели можно только по милости вайшнава. Чха̄д̣ийа̄ ваишн̣ава-сева̄ ниста̄ра па̄йечхе кеба̄: никто еще не возвращался к Господу без благословения вайшнава. Поэтому здесь употребляются слова: манасвина̄м̇ па̄да-раджах̣ прапатсйе — «Я буду благословлен пылью с лотосных стоп великих преданных». Слово манасвина̄м указывает на великих преданных, постоянно погруженных в мысли о Кришне. Благодаря постоянным размышлениям о Кришне они всегда остаются умиротворенными, за что их называют дхирами. Лучший пример такого преданного — Нарада Муни. Тот, кто удостоится пыли с лотосных стоп манасвӣ, великого преданного, непременно вернется домой, к Богу.

 

Стих 6.11.19

सुरेश कस्मान्न हिनोषि वज्रं
पुरः स्थिते वैरिणि मय्यमोघम् ।
मा संशयिष्ठा न गदेव वज्रः
स्यान्निष्फलः कृपणार्थेव याच्ञा ॥१९॥

суреш́а касма̄н на хиноши ваджрам̇
пурах̣ стхите ваирин̣и майй амогхам
ма̄ сам̇ш́айишт̣ха̄ на гадева ваджрах̣
сйа̄н нишпхалах̣ кр̣пан̣а̄ртхева йа̄чн̃а̄

Пословный перевод

сура-ӣш́а — о царь полубогов; касма̄т — почему; на — не; хиноши — мечешь; ваджрам — молнию; пурах̣ стхите — в стоящего напротив; ваирин̣и — своего врага; майи — в меня; амогхам — неотвратимую (свою молнию); ма̄ — не; сам̇ш́айишт̣ха̄х̣ — сомневайся; на — не; гада̄ ива — как палица; ваджрах̣ — молния; сйа̄т — может быть; нишпхалах̣ — бесполезная; кр̣пан̣а — у скупого; артха̄ — о деньгах; ива — как; йа̄чн̃а̄ — просьба.

Перевод

О царь полубогов, я — твой враг и стою прямо перед тобой, так почему бы тебе не метнуть в меня свою молнию? Твоя попытка сразить меня палицей была такой же тщетной, как попытка выпросить денег у скупца, но молния тебя не подведет. Можешь в этом не сомневаться.

Комментарий

Когда Индра метнул во Вритрасуру палицу, тот поймал ее на лету левой рукой и ею же нанес ответный удар по голове слона Индры. Так первая атака Индры закончилась сокрушительным поражением — получив один лишь удар, покалеченный слон отлетел на несколько метров. Поэтому, стоя прямо перед Вритрасурой и держа молнию наготове, Индра не решался пустить ее в ход, опасаясь, что и молния может его подвести. Однако Вритрасура, как истинный вайшнав, заверил Индру в безотказности молнии, поскольку знал, что это оружие было изготовлено в соответствии с указаниями Господа Вишну. Не веря в непогрешимость слов Господа Вишну, Индра засомневался в своей победе, но Вритрасура понял замысел Господа и потому горел желанием погибнуть от молнии, созданной в соответствии с указаниями Господа Вишну, поскольку был уверен, что такая смерть поможет ему вернуться домой, к Богу. Поэтому он только и ждал того момента, когда в него будет выпущена молния. По сути дела, он сказал Индре: «Если ты действительно хочешь убить меня, своего врага, — вот твой шанс. Убей же меня поскорее. Этим ты принесешь благо нам обоим — себе завоюешь победу, а меня отправишь к Богу. Так что не мешкай».

 

Стих 6.11.20

नन्वेष वज्रस्तव शक्र तेजसा
हरेर्दधीचेस्तपसा च तेजितः ।
तेनैव शत्रुं जहि विष्णुयन्त्रितो
यतो हरिर्विजयः श्रीर्गुणास्ततः ॥२०॥

нанв эша ваджрас тава ш́акра теджаса̄
харер дадх ӣ чес тапаса̄ ча теджитах ̣
тенаива ш́атрум̇ джахи вишн̣у-йантрито
йато харир виджайах̣ ш́р ӣ р гун ̣ а̄с тата х̣

Пословный перевод

нану — конечно; эшах̣ — эта; ваджрах̣ — молния; тава — твоя; ш́акра — о Индра; теджаса̄ — могуществом; харех̣ — Господа Вишну, Верховной Личности Бога; дадхӣчех̣ — Дадхичи; тапаса̄ — аскезами; ча — также; теджитах̣ — наделенная; тена — ею; эва — конечно; ш́атрум — твоего врага; джахи — убей; вишн̣у-йантритах̣ — по воле Господа Вишну; йатах̣ — где; харих̣ — Господь Вишну; виджайах̣ — победа; ш́рӣх̣ — богатство; гун̣а̄х̣ — и другие достояния; татах̣ — там.

Перевод

О Индра, царь небес, молния, которую ты держишь в руке, рассчитывая с ее помощью убить меня, наделена могуществом Господа Вишну и силой аскез Дадхичи. Поскольку ты явился, чтобы, убив меня, исполнить волю Самого Вишну, я, конечно же, погибну от удара твоей молнии. Господь Вишну на твоей стороне, поэтому победа, процветание и все лучшие добродетели обеспечены тебе.

Комментарий

Вритрасура не только заверил царя Индру в неотразимости удара его молнии, но стал даже побуждать его как можно скорее пустить это оружие в ход. Вритрасура сознательно искал смерти от удара этой молнии, уготованного ему Господом Вишну, чтобы без промедлений вернуться домой, к Богу. Что касается Индры, то, просто метнув свою молнию, он мог завоевать победу и продолжать по-прежнему наслаждаться жизнью на райских планетах, обрекая себя на новые рождения и смерти в материальном мире. Индра надеялся, одержав победу над Вритрасурой, обеспечить себе безоблачное счастье, но вместо счастья его ждали одни разочарования. Райские планеты расположены непосредственно под Брахмалокой, однако Верховный Господь, Кришна, утверждает: а̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣ пунар а̄вартино ’рджуна — даже того, кто сумеет подняться до самой Брахмалоки, рано или поздно ждет падение на низшие планеты. Тому же, кто возвращается домой, к Богу, больше не грозит падение в материальный мир. Убив Вритрасуру, Индра не выиграет ровным счетом ничего: он останется в материальном мире, тогда как Вритрасура попадет в духовный мир. Поэтому настоящая победа ждала не Индру, а Вритрасуру.

 

Стих 6.11.21

अहं समाधाय मनो यथाह नः
सङ्कर्षणस्तच्चरणारविन्दे ।
त्वद्वज्ररंहोलुलितग्राम्यपाशो
गतिं मुनेर्याम्यपविद्धलोकः ॥२१॥

ахам̇ сама̄дха̄йа мано йатха̄ха нах̣
сан̇каршан̣ас тач-чаран̣а̄равинде
твад-ваджра-рам̇хо-лулита-гра̄мйа-па̄ш́о
гатим̇ мунер йа̄мй апавиддха-локах̣

Пословный перевод

ахам — я; сама̄дха̄йа — полностью сосредоточив; манах̣ — ум; йатха̄ — как; а̄ха — сказал; нах̣ — наш; сан̇каршан̣ах̣ — Господь Санкаршана; тат-чаран̣а-аравинде — на Его лотосных стопах; тват- ваджра — твоей молнии; рам̇хах̣ — силой; лулита — разорваны; гра̄мйа — материальной привязанности; па̄ш́ах̣ — узы; гатим — цели; мунех̣ — Нарады Муни и других преданных; йа̄ми — достигну; апавиддха — оставив; локах̣ — материальный мир (где властвует стремление к преходящему).

Перевод

Удар твоей молнии положит конец моему заточению; я смогу расстаться и с этим бренным телом, и с миром, полным материальных соблазнов. Сосредоточив ум на лотосных стопах Господа Санкаршаны, я по Его обещанию смогу достичь цели великих мудрецов, таких как Нарада Муни.

Комментарий

Слова ахам̇ сама̄дха̄йа манах̣ указывают на то, что в момент смерти самое главное — сосредоточить свой ум. Сумев сосредоточиться на лотосных стопах Кришны, Вишну, Санкаршаны или любого другого образа Вишну, человек достигает совершенства жизни. Поэтому Вритрасура и призывает Индру поскорее применить свою молнию-ваджру, желая погибнуть полностью поглощенным мыслями о лотосных стопах Санкаршаны. Поскольку ему было суждено погибнуть от молнии, которую Индре дал Господь Вишну, это оружие не могло подвести. Поэтому Вритрасура попросил Индру не медлить, а сам тем временем приготовился к смерти, сосредоточив мысли на лотосных стопах Кришны. Преданный готов в любую минуту расстаться с материальным телом, которое данный стих называет гра̄мйа-па̄ш́а, «узами материальной привязанности». Тело не приносит никакого блага, а лишь приковывает душу к материальному миру. К сожалению, глупцы и негодяи полагаются только на свое обреченное на гибель тело и потому не испытывают ни малейшего желания вернуться домой, к Богу.

 

Стих 6.11.22

पुंसां किलैकान्तधियां स्वकानां
याः सम्पदो दिवि भूमौ रसायाम् ।
न राति यद् द्वेष उद्वेग आधि
र्मदः कलिर्व्यसनं सम्प्रयासः ॥२२॥

пум̇са̄м̇ килаика̄нта-дхийа̄м̇ свака̄на̄м̇
йа̄х̣ сампадо диви бх ӯ мау раса̄йа̄м
на ра̄ти йад двеша удвега а̄дхир
мадах̣ калир вйасанам̇ сампрайа̄сах̣

Пословный перевод

пум̇са̄м — существам; кила — конечно; эка̄нта-дхийа̄м — обладающим развитым духовным сознанием; свака̄на̄м — приближенным Верховной Личности Бога; йа̄х̣ — которые; сампадах̣ — достояния; диви — на высших планетных системах; бхӯмау — на средних планетных системах; раса̄йа̄м — на низших планетных системах; на — не; ра̄ти — дарует; йат — от которого; двешах̣ — недоброжелательность; удвегах̣ — беспокойство; а̄дхих̣ — возбуждение ума; мадах̣ — гордыня; калих̣ — вражда; вйасанам — скорбь по утрате; сампрайа̄сах̣ — чрезмерные усилия.

Перевод

Те, кто развивают в себе безраздельную преданность лотосным стопам Верховной Личности Бога и всегда помнят о них, завоевывают расположение Господа и становятся Его помощниками и доверенными слугами. Господь никогда не одаряет такого преданного блестящей мишурой богатств, доступных на высших, низших или средних планетных системах. В сердце того, кто получает материальные богатства любого из этих трех миров, начинает расти ненависть, тревога, волнение, гордыня и враждебность к другим. Одержимый жадностью, он тяжело трудится, чтобы сохранить и приумножить свои богатства, а когда лишается их, испытывает невыносимые муки.

Комментарий

В «Бхагавад-гите» (4.11) Господь говорит:

йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте
та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам
мама вартма̄нувартанте
манушйа̄х̣ па̄ртха сарваш́ах̣

«Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи». И Индра, и Вритрасура были преданными Господа. Вишну объяснил Индре, как убить Вритрасуру, но на самом деле Господь был гораздо милостивее к Вритрасуре, поскольку, погибнув от удара молнии Индры, Вритрасура вернется к Господу, в то время как победоносный Индра останется и дальше прозябать в материальном мире. Но так как и тот, и другой были преданными, Господь каждому из них даровал именно то, чего тот хотел. Сам Вритрасура никогда не стремился к материальным благам, прекрасно понимая их природу. Накопление материальных богатств сопряжено с тяжким трудом, но в мире зависти и соперничества, даже сумев сколотить капитал, человек лишь наживает себе бесчисленных врагов. Стоит кому-то разбогатеть, как тут же его друзья и родные начинают завидовать ему. Поэтому Своим беспримесным преданным, эканта-бхактам, Кришна никогда не посылает материальных богатств. Иногда преданному все же бывают нужны материальные ресурсы для проповеди, однако средства проповедника имеют иную природу, чем собственность карми. В отличие от карми, к которому богатство приходит по карме, преданному богатство посылает Сам Верховный Господь, чтобы помочь ему в его служении. Поэтому собственность преданного невозможно поставить в один ряд с собственностью карми — преданный использует все свои ресурсы только для служения Господу, и ни для чего иного.

 

Стих 6.11.23

त्रैवर्गिकायासविघातमस्मत्
पतिर्विधत्ते पुरुषस्य शक्र ।
ततोऽनुमेयो भगवत्प्रसादो
यो दुर्लभोऽकिञ्चनगोचरोऽन्यैः ॥२३॥

траи-варгика̄йа̄са-вигха̄там асмат-
патир видхатте пурушасйа ш́акра
тато ’нумейо бхагават-праса̄до
йо дурлабхо ’кин̃чана-гочаро ’нйаих̣

Пословный перевод

траи-варгика — к трем целям: благочестию, благосостоянию и удовлетворению чувств; а̄йа̄са — усилий; вигха̄там — крах; асмат — наш; патих̣ — Господь; видхатте — посылает; пурушасйа — преданного; ш́акра — о Индра; татах̣ — отсюда; анумейах̣ — вывод; бхагават-праса̄дах̣ — особая милость Верховной Личности Бога; йах̣ — которая; дурлабхах̣ — труднообретаемая; акин̃чана-гочарах̣ — доступная чистым преданным; анйаих̣ — для других, стремящихся к материальному счастью.

Перевод

Наш Господь, Верховная Личность Бога, запрещает Своим преданным тратить силы на бессмысленное стремление к благочестию, материальному процветанию и удовлетворению чувств. О Индра, это лучшее свидетельство милосердия Господа. Но получают такую милость только Его чистые преданные, не стремящиеся к материальным достижениям.

Комментарий

Существует четыре цели человеческой жизни: благочестие (дхарма), материальное процветание (артха), удовлетворение чувств (ка̄ма) и освобождение из пут материального существования (мокша). Обычно люди стремятся к первым трем из них, но преданный не желает ничего, кроме возможности служить Верховной Личности Бога жизнь за жизнью. Особая милость Господа к чистому преданному проявляется в том, что Господь избавляет его от тяжкого труда ради благочестия, материального процветания и удовлетворения чувств. Разумеется, если преданный все- таки желает этих благ, Господь непременно их ему дарует. Индра, например, при всей своей преданности Господу не очень стремился к освобождению от материального рабства — его гораздо больше интересовали чувственные наслаждения и материальное счастье, доступное на райских планетах. Но Вритрасура, как чистый преданный, хотел только одного — служить Верховной Личности Бога. Поэтому Господь и подготовил все для его скорейшего возвращения в духовный мир после того, как Индра разрушит темницу его тела. Поэтому Вритрасура торопит Индру поскорее поразить его своей молнией, чтобы каждый из них смог обрести то, что заслужил своей преданностью Господу.

 

Стих 6.11.24

अहं हरे तव पादैकमूल
दासानुदासो भवितास्मि भूयः ।
मनः स्मरेतासुपतेर्गुणांस्ते
गृणीत वाक् कर्म करोतु कायः ॥२४॥

ахам̇ харе тава па̄даика-м ӯ ла -
да̄са̄нуда̄со бхавита̄сми бх ӯ йах ̣
манах̣ смарета̄су-патер гун̣а̄м̇с те
гр̣н̣ ӣ та ва̄к карма кароту ка̄йах ̣

Пословный перевод

ахам — я; харе — о Господь; тава — Твоей Милости; па̄да-эка- мӯла — принявшего своим единственным прибежищем лотосные стопы Господа; да̄са-ануда̄сах̣ — слугой Твоего слуги; бхавита̄сми — стану; бхӯйах̣ — вновь; манах̣ — мой ум; смарета — пусть помнит; асу-патех̣ — господина моей жизни; гун̣а̄н — качества; те — Твоей Милости; гр̣н̣ӣта — пусть описывают; ва̄к — мои слова; карма — служение Тебе; кароту — пусть совершает; ка̄йах̣ — мое тело.

Перевод

О мой Господь, о Верховная Личность Бога, смогу ли я вновь стать слугой Твоих вечных слуг, избравших Твои лотосные стопы единственным прибежищем? О повелитель моей жизни, позволь мне снова служить так, чтобы ум мой всегда думал о Твоих трансцендентных качествах, слова воспевали Твои качества, а тело постоянно служило Твоей Милости!

Комментарий

Этот стих раскрывает суть жизни в преданном служении. Прежде всего нужно стать слугой слуги Господа (да̄са̄нуда̄са). Как учил и показывал на собственном примере Шри Чайтанья Махапрабху, каждый должен всегда стремиться стать слугой слуги слуги Кришны, покровителя гопи (гопӣ-бхартух̣ пада- камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣). Это значит, что необходимо принять духовного учителя, который принадлежит к преемственности духовных учителей и потому сам является слугой слуги Господа. Затем под его руководством следует занять в служении Господу все три своих инструмента: тело, ум и речь. Тело должно быть занято физической деятельностью под руководством духовного учителя, ум — постоянным памятованием о Кришне, а речь — проповедью славы Господа. Жизнь того, кто таким образом посвящает всего себя любовному служению Господу, увенчается полным успехом.

 

Стих 6.11.25

न नाकपृष्ठं न च पारमेष्ठ्यं
न सार्वभौमं न रसाधिपत्यम् ।
न योगसिद्धीरपुê


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.