Внешнеэкономическая политика государства. Направления внешнеэкономической политики (либеральное, протекционистское). — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Внешнеэкономическая политика государства. Направления внешнеэкономической политики (либеральное, протекционистское).

2021-02-01 171
Внешнеэкономическая политика государства. Направления внешнеэкономической политики (либеральное, протекционистское). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях современной мировой экономики, базирующейся на международном разделении труда и интеграции, для каждого государства важно проводить не только грамотную и целостную внутреннюю политику, но и внешнюю. Разработка и применение стратегии внешнеэкономической деятельности дает возможности любой стране обеспечить наиболее благоприятные политические и экономические условия для приспособления национального капитала на международных рынках.

Внешняя торговля на современном этапе - наиболее развитая форма международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между разными странами, связанный с всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции. Существует две наиболее распространенные модели внешнеторговой политики - протекционизм и либерализм. Проблема рационального сочетания принципов свободной торговли и протекционизма является одной из наиболее острых и дискуссионных в теории и практике международных экономических отношений. В современном мире в условиях развития процесса глобализации мировой экономики принципы свободной торговли рассматриваются как основополагающие, имея в виду, что использование защитных мер в торговле ограничивает обмен товарами и услугами между странами. В настоящее время, в связи с усилением роли глобализации и интеграции, практически все государства вступают в экономические отношения друг с другом. Поэтому для любой страны необходимым является избрание определенных принципов внешнеэкономической политики.

Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и либерализм, однако в настоящее время чаще всего используется комбинация этих двух принципов ведения торговли и развития отношений с зарубежными странами.

Если рассматривать историю развития экономических отношений между странами, то можно отметить, что страны довольно часто меняли свою внешнюю политику. Начиная с конца XVIII века, политика либерализма стала одной из ведущих идеологий практически во всех странах Европы, также она доминировала на протяжении XX века. Но в отдельные периоды, к которым относятся крупные потрясения, такие как кризис 30-х годов XX века, Первая и Вторая мировые войны, наблюдалось применение и развитие идей протекционизма. Можно отметить такую закономерность - в периоды экономического спада национальной экономики, большинство стран действуют согласно протекционистской теории. Напротив, в период высоких темпов экономического роста, большого экспортного потенциала для экономики характерно фритредерство. Противоречия между либеральной теорией и объективной действительностью стали очевидны уже в конце XIX, начале XX веков, когда капиталистический способ производства перешел в монополистическую стадию. Свободная конкуренция стала уступать диктату монополий, цены определялись не рыночным механизмом, а крупными предприятиями, которые подчиняли своих конкурентов, кризисы перепроизводства стали более продолжительными и разрушительными и охватывали целый ряд стран. Поэтому необходимость государственного регулирования экономики стала очевидна, многие пришли к выводу о том, что нерегулируемые рынки не могут обеспечить развитие экономики.

На современном этапе, протекционизм концентрируется в относительно узких областях: между развитыми странами в отраслях текстиля, одежды, сельского хозяйства; в ограничении экспорта промышленных товаров между развитым странам; в торговле между развивающимися странами существуют отграничения для товаров традиционного экспорта.

Потребность в повышении степени интернационализации капитала и производства появилась в современной практике регулирования международного обмена. Данная тенденция в области международных экономических отношений выражается в ослаблении ограничений экспорта и импорта, стремлении к устранению препятствий на пути внешнеторгового обмена. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, т. е. применение всего комплекса мероприятий по регулированию внутренней экономики и внешнеэкономических связей с целью содействия внешнеторговому обороту, а также снижению таможенных и иных барьеров. На современном этапе механизм либерализации мировой торговли обладает рядом особенностей. К ним относится, во-первых, значительное расширение круга регулирующих мер со стороны государства и организаций. Во-вторых, увеличилось количество согласованных международных действий, направленных на либерализацию внешней торговли. В дополнении, несмотря на тот, факт, что между отдельными государствами все еще возникают торговые войны, большинство стран смогли объединиться в союзы и являются участниками международных организаций, что приводит к снижению импортных и экспортных барьеров. Именно тенденция, ведущая к свободной торговле, стала одной из основных причин высокого экономического роста после Второй Мировой войны во многих странах мира.

В настоящий момент все страны используют сочетание элементов обоих вариантов торговой политики, используя их в зависимости от решаемых задач, ситуации в национальном хозяйстве и на мировом рынке. Такой способ ведения внешней торговли называется умеренной торговой политикой. Тем не менее, можно готовить, что основным направлением мирового хозяйственного развития является либерализация международной торговой политики.

В России протекционизм и либерализм во внешнеэкономической политике имеет свои особенности. Переход Российской Федерации к формированию рыночной экономики открытого типа, а также кардинальное изменение геополитических позиций после распада СССР создали абсолютно новые условия для внешнеэкономического развития государства. Необходимо отметить, что в условиях командной экономики СССР внешняя торговля функционировала в жестких рамках государственной монополии. Абсолютно все операции внешней торговли осуществлялись через систему специализированных союзных внешнеторговых организаций.

Последствия смены экономической формации имеют неоднозначный характер для экономики России и для ее положения на мировой арене. Существенные изменения произошли в российской внешнеэкономической деятельности, так как после ликвидации государственной монополии на внешнеэкономические операции множество предприятий и образовавшихся структур получили прямой выход на внешние рынки. За счет большого количества импортируемых товаров удалось наполнить российский рынок в прошлом дефицитными и недоступными продуктами и вещами. Либерализация внешнеэкономических связей создала возможности для преодоления былой автаркии, и дала шанс для интеграции страны в мировое хозяйство. Также были и отрицательные последствия, к которым относится усиление зависимости внешнеторговых поставок от транзита. После распада СССР геоэкономическое положение страны ухудшилось, Россия утратила ряд транспортных коммуникаций и морских портов. Вплоть до настоящего времени подавляющая часть экспортируемых в Европу товаров, включая природный газ и нефть, транспортируется по железным и автодорогам, трубопроводам, находящимся на территории зарубежных стран. Государство вынуждено осуществлять около половины морского грузооборота через порты других стран.

Однако, влияние экономического кризиса 2008 года, вызвавшего резкий спад производства и платежеспособного спроса внутри страны, привело к свертыванию торгово-экономического обмена с зарубежными странами, особенно с ближним зарубежьем.

Необходимо отметить, что, в целом, курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности РФ и открытие отечественной экономики соответствует общим принципам и направлениям мировых рыночных преобразований. Именно политика либерализации является обязательным условием формирования отечественного рынка с соответствующими товарно-денежными отношениями и стимулами. Несмотря на это, ошибки и недочеты в ходе проведения политики свободной торговли и формирования государственной системы внешнеэкономического регулирования предопределили возникновение ряда серьезных трудностей в процессе развития внешнеэкономических связей страны.

Следующим наиболее важным этапом во внешнеэкономической политики либерализации России стало присоединение страны к Всемирной торговой организации. Вступление Российской Федерации в ВТО является важнейшей задачей долгосрочного стратегического курса на интеграцию страны в мировую экономику. С 1993 года Россия стремилась вступить в ВТО (ГАТТ), но только в 2012 году после многочисленных переговоров и уступок достигла своей цели.

Одной из наиболее важных причин вступления в ВТО считается возможность модернизации экономики страны. Для достижения поставленных целей Россия была вынуждена пойти на уступки и снизить ставки по импортным квотам и пошлинам, сократить количество экспортных пошлин, частично снять административные барьеры и допустить зарубежные компании на внутренний рынок.

Вступление России в ВТО создало новые возможности для крупных отечественных компаний, а интеграция привела к росту конкуренции за ресурсы и покупателя. В настоящий момент для решения основных задач развития страны необходимо выработать такую государственную внешнеэкономическую политику, которая бы определяла национальные цели и приоритеты, сформировать стратегии по развитию отраслей и инструменты их реализации. Такие действия окажут мультипликационный эффект на отрасли хозяйства, результатом чего станет расширение инновационной деятельности и повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Несмотря на богатую минерально-сырьевую базу и выгодное географическое положение, до настоящего времени Россия всегда сталкивалась с запретами и ограничениями в мировой торговле. Несомненно, вступление страны в 2012 году в ВТО ослабило экономическое и политическое давление на Россию. Но уже в 2014 году ограничительные меры со стороны Евросоюза и США, которые традиционно считались стратегическими партнерами, вынудили Россию искать альтернативные решения во внешнеэкономической деятельности, так как обмен товарами и услугами только на внутреннем рынке не может обеспечить достижения оптимальных макроэкономических показателей [1, С. 101].

Говоря о складывающейся международной политической и экономической ситуации по отношению к России, о перспективах развития экономики страны и ее внешнеэкономических связей, следует отметить, что современная внешнеторговая политика находится в сложном положении. Как известно, на протяжении 2014-2016 годов страны Евросоюза и США вводили и ужесточали санкции по отношению к российским предпринимателям и политикам, компаниям и банкам. В дополнении, принятые меры ограничивают доступ отечественных банков и компаний к рынку капитала Евросоюза, а также затрагивают сырьевую сферу, обороно-промышленный комплекс и авиастроение. За такими ограничениям последовал российский ответ в качестве введения эмбарго на многочисленные иностранные продукты. Такие действия резко ухудшили показатели протекционистского профиля России. Санкции имели политическое происхождение при этом, несмотря на нежелание ВТО рассматривать подобные прецеденты при наличии отсылки к исключениям по соображениям принятия мер безопасности, санкции отталкивают Россию от общепринятых правил международной торговли, легитимизируют нарушения этих правил, сдерживают экономическое развитие стран-партнеров.

Противоречия в отношениях с развитыми партнерами подталкивают Россию к более активному взаимодействию с развивающимися странами, Китаем, Индией, а также странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом одно из немногочисленных преимуществ введенных санкций, они могут быть использованы для активизации торговли с перспективными партнерами. Смена геополитического вектора Российской Федерации с европейского на азиатский принимает все более значительные очертания. Если недавно речь шла в основном о масштабных межгосударственных проектах России и Китая, то сейчас внимание уделяется сотрудничеству на уровне представителей малого и среднего бизнеса этих двух стран.

Современная внешнеэкономическая политика строится на основе энергетического топливного и сырьевого превосходства. Выделенные особенности России под воздействием экономических санкций привели к существенному снижению торгово-экономического развития. Ограничения в основном направлены на наиболее развитые виды экономической деятельности России, что негативно сказывается не только на внешнеэкономической деятельности государства, но и на развитии национальной экономики в целом. Это приводит к увеличению издержек импортно-экспортных операций и создает серьезные преграды для развития внешнеэкономической деятельности российского бизнеса.

Если в целом рассматривать ситуацию на мировом рынке, то за последние два года Россия прекратила сотрудничество со многими бывшими странами-партнерами, с которыми были установлены многолетние торговые связи. В стране официально проводится политика импортазамещения и закрытие границ для многочисленных иностранных производителей. Можно сделать вывод, что вместо политики либерализации торговли, которая проводится в большинстве современных развитых странах, Россия использует протекционисте меры и ограничения. Итак, за последнее время внешнеэкономическая политика России изменила вектор своего развития. Так как же данные преобразования повлияли на показатели внешней торговли?

Внешняя торговля России на протяжении января - ноября 2016 года демонстрировала снижение. По данным таможенной статистики в январе-ноябре 2016 года внешнеторговый оборотсоставил 420,6 млрд. долл. США и по сравнению с январем-ноябрем 2015 года снизился на 13,2%, в 2015 году данный показатель уже снизился на треть по сравнению с 2014 годом[2]. Экспортв январе-ноябре 2016 года составил 255,3 млрд. долл. и по сравнению с январем-ноябрем 2015 года снизился на 19%, в то время как импорт за анализируемый период снизился только на 2%. Ключевыми факторами, повлиявшими на такие низкие показатели стали: падение цен на нефть, зарубежные санкции, низкий курс рубля относительно доллара и евро. Но это не единственные причины. После 2012 года российская экономика практически перестала расти, так как большинство экономических показателей, в том числе внешняя торговля, демонстрировали рост или снижение всего на несколько. Санкции, нефть и курс доллара стали катализатором данного процесса, который мог бы затянуться на долгие годы.

В структуре торговли по группам стран повсеместно наблюдается спад. При этом, если со странами дальнего зарубежья такое снижение ожидалось изначально из-за санкций и неблагоприятной ситуации на мировых сырьевых рынках, то в отношении ближних соседей Россия все же планировала развивать сотрудничество и наращивать обороты внешней торговли. После осложнения экономических и политических отношений России со странами Запада предполагалось, что страны СНГ смогут компенсировать России те товары, которых она лишилась из-за санкций. Однако статистика и здесь говорит об обратном, так как за исключением продовольственной продукции импортозамещения в других отраслях не происходит.

В торговле со странами дальнего зарубежья в 2015 году наблюдался нисходящий тренд, Россия существенно снизила показатели торговли. Подобный спад наблюдается по всем группам стран дальнего зарубежья. Внешнеторговый оборот со странами Европейского союза сократился на 40%. Товарооборот со странами Азиатско-Тихоокеанского региона упал на 30%[3], несмотря на то, что Россия планировала «разворот на Восток», который предполагал развитие внешнеторгового сотрудничества со странами Азии. На долю Китая приходится 12% всего внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья, при этом спад по данному показателю составил более 30% [4]. Торговля с другими странами, входящими в десятку по объемам внешнеторгового оборота, также пошла на спад.

В страновой структуре внешней торговли Российской Федерацииведущее место занимает Европейский Союз, на его долю в январе-ноябре 2016 года приходилось 43% товарооборота, на страны СНГ – 12%, на страны ЕАЭС – 9%, а на страны АТЭС – 30,0%. Основными торговыми партнерами в 2016 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, Нидерланды, Италия и другие.

 

Рисунок 1 – Объем эксперта и импорта России в 2011-2016 гг.

 

Ввоз товаров в Россию оказался существенно ниже показателей 2014 года. Таким образом, импорт из стран дальнего зарубежья в 2015 и 2016 году ежемесячно сокращался, снижение затронуло все товарные группы. Это произошло преимущественно вследствие низкого курса рубля к доллару и евро. Значимую роль сыграли действующие санкции, согласно которым многие страны ограничили поставки определенных товаров. Наиболее сильный спад наблюдался в отношении импорта легковых и грузовых автомобилей, а также различного оборудования. Поставки машин и оборудования, являющихся основной статьей российского импорта, снизились на 44% [4]. Заметно сократились статьи импорта, связанные с поставками продуктов, оказавшихся под действием эмбарго. Импорт продовольственных товаров сократился почти на 40% [4]. Вследствие действия продовольственного эмбарго Россия уменьшила поставки многих товаров из стран Европы и США, а поставки продовольствия из стран Азии и Южной Америки не оказались способны полностью компенсировать объем предшествующих лет. В связи с падением реальных доходов населения ввоз многих потребительских товаров тоже сократился.

Снижение цен на нефть напрямую повлияло на уменьшение доходов от национального экспорта, поскольку на неё приходится более 60% объемов поставок. За первое полугодие 2015 года цены на нефть упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 47% на фоне низкого спроса, роста товарных запасов нефти и договоренностей США с Ираном. Такая тенденция продолжает наблюдаться и в 2016 году, хотя значительных спадов, наблюдавшихся в 2015 году, уже не предвидится. Также к лету 2015 года заметно упали цены на такие крупные статьи российского экспорта, как природный газ, алюминий, никель и медь. Основными причинами такой тенденции стало сокращение спроса со стороны Китая и рост запасов этих товаров на сырьевых биржах.

Экспорт российских товаров в страны дальнего зарубежья носит ярко выраженный сырьевой характер. В общем объеме экспорта на минеральные продукты приходится 69%. Как и в экспорте в страны СНГ, в то время как стоимость поставок сырья падала, физические объемы торговли по сравнению с прошлым годом росли в течение последних 2 лет. По сравнению с январем-ноябрем прошлого года стоимостный объем топливно-энергетических товаров снизился на 26%, а физический увеличился на 3%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса на 14% увеличился экспорт природного газа, на 9% - каменного угля, на 7% - сырой нефти. При этом снизились объемы поставок нефтепродуктов. Неожиданно положительных результатов достигло отечественное машиностроение - на фоне ухудшения ситуации в экономике удалось увеличить производство для внутригосударственных нужд и для удовлетворения зарубежного спроса. Причиной такой тенденции послужило сокращение внутреннего спроса и низкий курс рубля, следовательно, российская техника стала достаточно дешевой на мировом рынке и начала пользоваться большей популярностью у импортеров.

Однако наблюдалась и тенденция снижения экспорта, связанная с сокращением объемов производства, которое упало на 3%по сравнению с прошлым годом. Основное снижение приходится на обрабатывающие производства [3]. Внешняя торговля России в 2015 с каждым месяцем сокращалась все сильнее. Однако, девальвация рубля сделала российские товары дешевле, что вместе со снижением покупательской способности населения страны сделало возможным увеличение экспорта из России. Тем не менее, в 2016 году экспорт снизился еще на 20% по сравнению с предыдущим периодом.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что для эффективного развития международной торговли в России на данный момент первоочередной является задача превращения Российской Федерации в государство, производящее и продающее конкурентоспособную продукцию, установления равнозначных условий конкуренции между предприятиями, относящимися к разным секторам рынка. Основным условием решения данной проблемы можно назвать эффективную политику государства в отношении внешнеэкономической деятельности, которая должна базироваться на:

  • усилении функций государственного регулирования внешней торговли;
  • ужесточении контроля качества и количества ввозимых и вывозимых товаров;
  • активном привлечении инвестиций иностранных партнеров;
  • формировании оптимальных условий деятельности отечественных экспортеров;
  • государственной поддержке развития экспортно ориентированных наукоемких производственных отраслей и сельского хозяйства.

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.