Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.

2021-02-01 493
Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В бихевиористских теориях научения и влечения целевые состояния называ­ются подкреплением. Оно означает событие, которое осуществляет контроль за предшествующим пове­дением, например, в состоянии голо­да прием пищи сообщает предшеству­ющему поведению характер действия, ведущего к еде. Мотивация есть стремление к целе­вому состоянию, к подкреплению. Для возникновения стремления необ­ходимы две предпосылки. Во-первых, должна существовать возможность предвосхищения наступления целево­го состояния в соответствующем ожи­дании. Во-вторых, целевое состояние, пос­кольку оно служит подкреплением, должно обладать для живого суще­ства определенной ценностью. 

С 1919 году в научную психологию вводится понятие «драйв». Драйв – это влечение, побуждение, которое при достаточной силе может выполнять роль стимула.

Понятие мотивации в бихевиоризме неотделимо от понятия научения.

Основные направления в бихевиоризме

1. Теория классического обусловливания (Д. Уотсон, Э. Торндайк) – респондентное обсуловливание – подкрепляется стимул

Схема научения:

1 этап: условный стимул → безусловный стимул → безусловная реакция

2 этап: условный стимул → условная реакция

Законы научения:

· закон готовности

· закон эффекта (подкрепления)

· закон упражнения

2. Теория оперантного научения (Б. Скиннер) – оперантное обсуловливание – подкрепляется правильная реакция

Модель научения:

Реакция → положительное подкрепление → усиление реакции

 

Дж. Уотсон

Изучение человека в целях выявления закономерностей его поведения. Классический бихевиоризм не интересуется психикой и внутрипсихическими процессами. Формула «Стимул – Реакция».

То, что раньше считалось сознанием, является внутренним поведением и происходит из внешнего, отличаясь от него лишь тем, что реакции слабы и не видимы для наблюдателя.

Эксперимент на формирования чувства страха на нейтральный или приятный объект. Ребёнку демонстрировался кролик + резкий звук, в итоге на все похожие предметы ребёнок реагировал плачем (явление генерализации). Уотсон предположил, что всё нерациональное поведение (в том числе, асоциальное) имеет в своей основе неправильно замыкание стимула и реакции.

 

Однако концепция Уотсона не учитывала прошлый опыт и привычки.

На аналогичные стимулы могут возникать разные реакции.

 

Необихевиоризм

Необихевиористами выявлено, что организм действует иногда без отчетливой внешней стимуляции. Было сделано предположение о том, что деятельность вызывается внутренним состоянием организма. Так, в необихевиоризме появляются понятия побудительной силы, потребности, нужды.

Мотивация – источник активности и направленности поведения организма; то, что побуждает, поддерживает, направляет.

Эдвард Толмен – концепция когнитивного бихевиоризма

Поведение – функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерения, ожидания, знания - прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности мы можем адекватно описать поведение.

Ввел понятие когнитивной карты – целостная структура представления мира. Наличие когнитивных карт было показано на примере поведения животных; эксперимент: крыса, изучив лабиринт, бежит к корму, в независимости от точки начала движения. Она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели её к успеху (налево-направо-направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Причём, крыса может научаться и без подкрепления, просто бродя по лабиринту.

В 1943 году Кларк Леонард Халл сформулировал «Общую теорию влечения». Есть единый энергетический резервуар. Энергетический резервуар питает поведение, но его направление определяется не самим неспецифическим влечением. Механизмами перераспределения влечения управляют процессы научения, стереотипы и навыки, полученные в результате жизненного опыта.

К. Халл утверждал, что поскольку потребность предшествует действию организма и сопровождает его, то она имеет мотивирующий характер. Он выделял первичные и вторичные побуждения. Первичные побуждения врожденны – это голод, жажда, дыхание, дефекация, сон и др. Вторичные побуждения – соединение с другими, господствование, зависимость, подчинение – также врожденны. Бихевиористы пытались определить силу потребности, измеряя величину электрического тока, удар которого самец согласен пережить, чтобы добраться до самки. Изучалось влияние силы потребности на научение; животные для того, чтобы получить пищу, решали задачу. К. Халл сделал вывод, что в организме животного происходят невидимые процессы, поэтому их поведение можно записать в виде формулы: стимул – организм – реакция. В большинстве случаев промежуточные переменные формируются в процессе поведения.

Первичное подкрепление существует тогда, когда объект сам обладает подкрепляющим свойством.

Вторичное подкрепление возникает тогда, когда подкрепляющие свойства переносятся на стимулы. Объекты изначально являются биологически нейтральными (пример: свет, звук).

Б. Скиннер – оперантный бихевиоризм

Отрицание существования промежуточных переменных. Недостаток простой схемы «Стимул-Реакция» заключается в неучёте роли реакции в поведении. Идея о существовании обратной связи в построении поведения. Два типа поведения:

· Респондентное (отвечающее) – условные, безусловные рефлексы

· Оперантное (произвольное) – правильные реакции закрепляются методом проб и ошибок. Здесь большую роль играет подкрепление.

Типы подкрепления:

· Положительное (добавление хорошего)

· Отрицательное (добавление или устранение плохого)

· Условное (биологически нейтральный стимул становится значимым)

· Генерализованное (обобщённое) – подкрепляется не какая-то конкретная потребность; обобщённое подкрепление может удовлетворить несколько потребностей.

К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимания, мышление. Восприятие, по его мнению, - особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением его является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввёл понятие «символическое подкрепление» и описывал социум как систему символических подкреплений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.