От чистого истока в прекрасное далёко, — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

От чистого истока в прекрасное далёко,

2021-01-31 64
От чистого истока в прекрасное далёко, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В прекрасное далёко я начинаю путь.

Юрий Энтин

В любом обществе есть сторонники крайних позиций. Они несут очень важную функцию: занимая свое место, они позволяют остальным оставаться в центре, быть респектабельными. Если вы думаете, что стоит изолировать людей, выражающих крайние взгляды, и ситуация сразу измениться, то вас ждет разочарование. Стоит только начать бороться с экстремистами, как на место ушедших становятся другие неожиданные персонажи, например чемпион мира по шахматам или ученый с мировым именем. Всегда найдутся желающие поддерживать устойчивость флангов.

В семье народов ситуация аналогичная. Всегда найдутся как желающие формализовать все стороны жизни людей, так и сторонники полной свободы. Германия и Сингапур исходят из того, что все на свете можно формализовать и жизнь можно полностью подчинить законам. Например, в Германии законами регламентируется место и продолжительность учебы, организация экзаменационной комиссии для желающих стать пекарем или мясником. Еще один закон регламентирует механизм получения степени мастера по данным специальностям.

Россия занимает противоположный фланг. Это попытка прожить, по возможности ничего не формализуя, исходя из ощущения справедливости и правды.

Иммануил Кант жил раз и навсегда установленной размеренной жизнью. По его появлению на прогулку горожане проверяли часы. Что может быть страшнее этого и противоестественнее для российского человека?!

На первое место выходит умение договариваться, личные отношения, и общество представляет собой плотную систему связей (блата). Важное место в нашей жизни занимает умение импровизировать.

Конечно, нам бывает трудно друг друга понять. Немец, командированный в Россию, делился впечатлениями по TВ: «Вчера еду по дороге, по встречной полосе движется снегоуборочная машина. У нас в Германии был бы десяток смертей, а у вас все едут спокойно». И ведущий смотрит гордо, уверенный, что нас похвалили. А это просто вежливый немецкий способ сказать: «Ну и странные же вы люди!»

Все остальное человечество, зажатое между этими флангами, ищет свою меру необходимой формализации.

Россия заповедник для любителей экстремального образа жизни, постоянного решения неформализованных задач, любителей жить не по формальным правилам. Здесь возможно многое из того, что невозможно в большинстве других стран. У нас очень широкий спектр ситуаций, характеров, возможностей. Здесь и пострадать можно всерьез, мол, от сумы и от тюрьмы не зарекайся.

Люди, уехавшие из страны, скучают по насыщенной жизни. Это чувство той же природы, что и воспоминания о трудном походе или службе в армии. Ведь есть что-то захватывающее в жизни на пределе. Российский человек понимает, что с отъездом заграницу он теряет что-то очень важное и невосполнимое, для души необходимое.

В России не работают длинные схемы, крайне рискованно пытаться выстраивать правильный, рассчитанный на годы бизнес, эффективнее успевать здесь и сейчас. Взаимозачеты, биржи, банкротства, тендеры — это просто новые краткосрочные возможности, через пару лет придется изобретать что-то новое. Поэтому принцип «сегодня не урвешь, завтра не дадут» крепко сидит в сознании наших сограждан, и тем более чиновничьей номенклатуры.

Страна погружена в волшебный, придуманный мир, который жестко воздействует на подсознание: замечательно осознавать, что мы несем правду в мир или строим прекрасное будущее человечества. Понимаешь, что это обман, но в глубине души все равно веришь. Ведь процесс важнее результата! Процесс достижения невозможного и есть высшее наслаждение. «Будет людям счастье, счастье на века, у советской власти сила велика».Россия смело обещает все, о чем вы мечтаете, и вы начинаете верить, что получите. Дать не может, и никогда не даст, но зато как обещает! Фактически Россия — это наркотик. При «советской власти» искусство создавать особый мир, ничего общего не имеющий с действительностью, достигло своих вершин. Трогательные мультфильмы, волшебные сказки, фильмы о вечной любви и дружбе: «и хлеба горбушку — и ту пополам». Псевдожизнь стала заменой настоящей жизни. Эта мечта о несуществующем волшебном мире продолжает определять нашу действительность и сейчас.

Как же она устроена

Давно пора, ебёна мать,

Умом Россию понимать!

Игорь Губерман

Роль государства

Легче держать вожжи,

Чем бразды правления.

Козьма Прутков

Первое с чего стоит начинать рассуждать об устройстве России — особая, отличная от других цивилизаций роль государства. Эта роль весьма далека от пропагандируемого сейчас «наемного государства». Вот модные сегодня высказывания.

Avdrug: …Г осударство, как мы с вами не раз уже выясняли, это всего лишь оплаченная нами структура, нанятая нами для нашего же блага. Если оно на это благо не работает, надо менять обслуживающий персонал — увольнять одних и нанимать других государственных мужей.

Сергей Кондрашов: Это не завышенные ожидания. Я не на зоне срок мотаю. Я гражданин этого государства и содержу его на свои налоговые отчисления. И вправе ожидать за свои деньги от обслуживающего персонала приемлемого сервиса.

С другой стороны, можно вспомнить одно из самых повторяемых утверждений Владимира Ульянова: «Государство — аппарат насилия меньшинства над большинством». Концовка его обычно выпадает, и остается незыблемое: государство — аппарат насилия. Обе эти характеристики весьма далеки от российской действительности. Достаточно вспомнить, что бывает в случае отсутствия государства или при его сильном ослаблении. Практически полное отсутствие государства — это наши 17—18 годы прошлого века: Гражданская война во всей ее красе и полная беззащитность населения. Сильно ослабленное государство — 90-е годы прошлого века: разгул преступности, никого не удивляющие заказные убийства, наглый грабеж на глазах у всех. Получается, что государство — это и механизм сдерживания насилия.

Не является российское государство и «всего лишь оплаченной нами структурой», ведь попытка создать государство именно такого типа закончилась неудачей, и не потому, что плохо старались. И не потому, что нам просто вечно не везет с начальством. Наше государство именно такое, каким его хочет видеть большинство (70 — 80%) населения нашей страны. Государство — сердце России, способ и цель ее существования.

 

Ю.С.Пивоваров: Россия — властьцентричная структура.

Государство ослабевает — страна сразу же начинает распадаться. Высшие национальные достижения получены сверхусилиями государства за счет жесткого заказа и прямого финансирования. Здесь и освоенные территории, и развитая промышленность, и наука мирового уровня, и полеты в космос, и всеобщая грамотность. В тех областях, из которых государство пытается уйти, его место остается незанятым, общество не стремится принимать на себя ни работу, ни ответственность. Вспомните хотя бы попытки передать жильцам многоквартирных домов управление эксплуатацией.

При этом действительно существует чудовищный, болезненный разрыв между государством и человеком. Государство не интересует судьба отдельного человека, наши достижения не рассчитаны на повышение благосостояния людей и не приводят к улучшению жизни.

Юрий Афанасьев: Наша власть неподсудна, внеморальна, амбивалентна, персонифицирована.

Российское государство формировалось в принципиально других условиях, чем западные и восточные государства. В европейских странах власть явилась результатом соглашения, договора между различными субъектами: феодалами, городами, церковью, сословиями — государство выросло из общества. При этом обязательства по договору между властителем и вассалом распространялись на обе стороны, и в случае невыполнения сеньором своих договорных обязательств вассал освобождался от необходимости соблюдать свои: «Мы, равные тебе, клянемся признавать тебя, равного нам, своим королем и правителем, при условии, что ты будешь соблюдать все наши свободы и законы; но если нет, нет». Другой основой западного государства является существование частной собственности как сферы, над которой государство не властно. Произошло разделение власти: власть как суверенитет и власть как собственность.

Государственная власть на Востоке выросла из потребностей общества в эффективном центральном управлении, способном организовывать сбор и распределение воды для ирригации. Хороший или плохой урожай зависел здесь от того, каким было правительство, от того, заботилось ли оно об орошении или нет.

В России же власть формировалась не как внутренний процесс, а как умение получить ее из чужих рук и обеспечить покорность населения внешней воле. Киевское государство, создавшее национальную общность, давшее общую религию и национальное имя, было основано варягами. Ни князья, ни их дружинники, впоследствии ставшими боярами, не были выходцами из славянского общества. Они, в силу климатических и природных условий не занялись обработкой земли, а сосредоточилась на извлечении дани. Так возникло государство, характеризующееся глубокой пропастью между правителями и управляемыми: отсутствовал объединяющий общий интерес, государство и общество сосуществовали, не чувствуя каких-то обязательств друг перед другом.

 

Все киевляне, подписавшие договор, заключенный в 912 г. между киевскими князьями и Византией, носили скандинавские имена. Впоследствии эти имена были ославянены, и в летописях варяжские имена появляются уже в своей славянской форме; так, Helgi (Хельги) делается Олегом, Helga (Хельга) превращается в Ольгу, Ingwarr (Ингварр) в Игоря, a Waldemar (Вальдемар) — во Владимира. Этническое имя, которым в начале называли себя норманны Восточной Европы, перенеслось на восточных славян и на их землю. В Византии и западных и арабских источниках IX–X вв. слово русь всегда относилось к людям скандинавского происхождения.

Ситуация усугубилась монгольским завоеванием, когда Русь стала данником одного из ответвлений монгольской империи, Золотой Орды, центром которой был Сарай в Нижнем Поволжье. Монголов не интересовала земля, им нужны были деньги и рекруты, они не оккупировали Русь, они обложили ее данью. Монгольский хан сделался первым сувереном страны, в русских документах после 1240 г. он обычно именуется «царем» или «цезарем». Ни один князь не мог вступить на власть, не заручившись предварительно его грамотой — «ярлыком». Чтобы получить ярлык, удельным князьям, приходилось ездить в Сарай, а иногда даже и в Каракорум, в Монголию. Ярлыки распределялись с аукциона, где выигрывал тот, кто обещал больше денег и людей и лучше других гарантировал, что удержит беспокойное население. Князья находились под надзором ханских агентов, рассеянных по всей Руси, и им приходилось выжимать из населения дань и рекрутов. Любой ложный шаг, любые недоимки могли закончиться вызовом в Сарай, передачей ярлыка более угодливому сопернику, а быть может, и казнью. В этих обстоятельствах действовал процесс естественного отбора, при котором выживали самые беспринципные и безжалостные, прочие же шли ко дну. В эти годы было усвоено, что государство забирает все, до чего только может дотянуться, и что ему нужно подчиняться, потому что за ним сила.

В этих условиях и сформировалось централизованное государство — Московия, которое со временем стало наследником Золотой Орды. Александр Невский и его преемники сумели приобрести административную и податную ответственность за русские земли. Внук Александра Невского Иван Калита был назначен генеральным откупщиком по сбору дани во всей Руси и, став ответчиком за недоимки других князей, получил возможность влезать во внутренние дела соперничающих с ним уделов. Контроль над данью означал, по сути, монополию доступа на ханский двор. Москва, постепенно изолировав своих соперников, выбралась на первый план как посредница между завоевателем и его русскими подданными. Созданный ею административный аппарат остался почти неизменным и после того, как Московское княжество стало суверенным государством. Дань, которую великий князь Московский собирал для хана, превратилась в налог, взимаемый для великого князя. По монгольским образцам поддерживалась курьерская служба, облагались налогами дворы и торговые сделки, велись дипломатические отношения и расправа с непокорными подданными.

Первые российские цари смотрели на себя как на наследников монгольских ханов и придавали первостепенное значение завоеванию государств — преемников Золотой Орды: Иван IV сделался «царем и великим князем всея Руси» с того момента, как завоевал Казань, Астрахань и Сибирь.

Ричард Пайпс: Русское государство не выросло из общества, не было оно ему и навязано сверху. Оно росло рядом с обществом и заглатывало его по кусочку.

Юрий Афанасьев: Совсем иная логика становления большого общества, а вместе с ним и логика достижения и сохранения высшей власти в обществе утверждалась на протороссийском пространстве. Источник власти с самого начала становления большого общества силой обстоятельств был вынесен за пределы этого пространства. Такой власти не надо было выстраивать отношения с другими социально-политическими субъектами и искать силы удержаться, условия для своего расширения.

Shiropaev: Чтобы, лучше понять Грозного, надо рассмотреть, наследником кого и чего он выступал в качестве носителя власти. Грозный наследовал Москву — чтобы стать ее квинтэссенцией и знаменем. Что же такое Москва? Почему она стала «собирательницей русских земель»? Да потому что пользовалась своим исключительным политическим положением, которое пожаловала ей Орда. Москва выполняла грязную работу оккупационной ордынской комендатуры на русских землях. При этом, опираясь на Орду, Москва упорно, без спешки, подминала под себя другие русские государства, насаждая на Руси совершенно невиданные досель порядки — те самые, что московские князья усваивали в ханской ставке. Когда Сарай ослабел, Москва заняла его место в качестве нового центра власти. Это и стало началом России.

Главным наследством, полученным страной от монголов, стало понимание функции государства как взимание дани (или сбор налогов), поддержание порядка и безопасности, лишенного сознания ответственности за общественное благосостояние. Истинной властью стала считаться только власть, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться безусловно. Правитель есть настоящий суверен, или самодержец, лишь в том случае, если он может делать со своим царством, что хочет.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.