Свидетельства, написанные кровью — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Свидетельства, написанные кровью

2021-02-01 85
Свидетельства, написанные кровью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

----------------

 

Отметины на теле человека, изображенного на плащанице, свидетельствуют о том, что жертву бичевали, но ни один из исследователей плащаницы — насколько нам известно — серьезно не изучал эти отметины. Внимательное изучение позволило нам выявить несколько групп меток, каждая из которых соответствовала различному положению палача относительно жертвы.

Чтобы понять, как образовались эти группы шрамов на коже, мы попытались воспроизвести их при помощи бича, сконструированного таким образом, чтобы не причинять боли нашей модели. К концам шнурков мы привязали небольшие свинцовые грузы и окунули их в черную краску, чтобы сымитировать расположение отметин, видных на плащанице.

Вскоре выяснилось, что раны на спине были нанесены человеком, стоявшим впереди жертвы, а не позади, как предполагалось раньше. Нет никаких сомнений в том, что вся плащаница — это изображение человека, которого бичевали многохвостой плетью, поскольку сымитировать эти отметины абсолютно невозможно — еще одно доказательство, что это не рисунок средневекового художника и не фотография, сделанная Леонардо да Винчи!

Жертва была полностью обнажена, а ее руки удерживались в вытянутом положении под углом около девяноста градусов к туловищу.

Реконструировав бичевание, мы занялись кровотечением из рук, надеясь, что его следы позволят нам больше узнать о том, как была распята жертва. Наши усилия были вознаграждены.

 

 

Метки на спине появились в результате ударов спереди

В 1932 году парижский хирург по имени Пьер Барбе использовал конечности трупов, чтобы выяснить, что произошло с человеком, изображенным на плащанице, и обнаружил неопровержимые свидетельства двух отдельных струек крови из запястий, расположенных под углом десять градусов[172].

Нетрудно заметить, что основное кровотечение было направлено вдоль руки от запястья к локтю. Мы провели простейший эксперимент, пытаясь определить возможное положение рук, и были удивлены его результатами. При помощи кальки мы тщательно скопировали положение рук жертвы, а затем повернули бумагу, чтобы кровавые пятна были направлены от нас. Затем мы стали вращать бумагу, пока не добились такого положения, что струйки крови оказались направленными вниз. Выяснилось, что возможны два варианта, ни один из которых не соответствовал римскому распятию, когда руки жертвы вытягивались в стороны, что серьезно затрудняло дыхание.

 

 

Метки на ягодицах и ногах появились в результате ударов спереди

В обоих случаях максимальное расстояние между гвоздями составляло около тридцати шести дюймов, но только один из них мог служить опорой для распятого тела. Мы пришли к выводу, что изображенная на плащанице жертва была распята в необычном положении: левая рука над головой, а правая вытянута в сторону. Это значит, что палачи либо не знали, как нужно распинать человека, либо им было все равно.

Такое положение тела при распятии также объясняет, почему многие исследователи пришли к заключению, что правая рука жертвы вывихнута в плечевом суставе. Если рука прибита в вертикальном положении, то на плечо ложится огромная нагрузка, что с большой вероятностью приводит к вывиху.

Изучение самой плащаницы и ее истории подвело нас к выводу, что гипотеза о Жаке де Моле имела полное право на существование — все новые факты прекрасно вписывались в нее. Мы получили множество ответов, но неразрешенным оставался один вопрос: химический процесс, которые привел к формированию изображения.

На первом этапе мы полагали, что содержащаяся в крови молочная кислота вступила в реакцию с карбонатом кальция в составе веществ, применявшихся для отбеливания ткани, в результате чего на поверхностном слое волокон появилось изображение, но наши эксперименты доказали, что образ на плащанице не мог быть получен контактным способом.

Эксперименты были довольно утомительными, хотя и не предполагали забивание гвоздей в живого человека; поэтому наша реконструкция представляла собой довольно ограниченную имитацию процесса, имевшего место в действительности. Мы без особого труда воспроизвели вид со спины, но вид спереди содержал мелкие детали, отобразить которые нам никак не удавалось.

Решение пришло неожиданно, когда после многомесячных экспериментов мы уже были готовы признать поражение.

Как-то вечером по дороге домой Крис включил радио в машине. По одной из программ передавали интервью, и первые же услышанные слова буквально потрясли Криса:

 

Вполне возможно, что сарацины распяли пленного крестоносца в точном соответствии с описанием Евангелия — в качестве жестокой насмешки над верой жертвы.

 

Голос по радио говорил о том, что мы уже довольно давно подозревали, но интервьюируемый пришел к этому выводу совсем другим путем.

Оказалось, что интервью давал доктор Алан Миллс, специалист по марсианскому грунту, работавший на кафедре физики и астрономии университета в Листере и давно занимавшийся поиском процесса, который мог бы привести к появлению изображения на Туринской плащанице. В 1995 году он опубликовал результаты своей работы, где предлагалось новое объяснение химическому процессу формирования изображения. В интервью радиостанции Би-би-си он вкратце рассказал о тщательном изучении литературы, посвященной Туринской плащанице, а затем пустился в объяснения особенностей изображения на ткани.

Мы связались с доктором Миллсом, и он подробно объяснил нам суть своей гипотезы, а затем выслал в наш адрес копию последней статьи и великодушно разрешил цитировать ее[173].

По его мнению, в объяснении нуждались следующие особенности изображения на плащанице:

1. Отсутствие существенных искажений, неизбежных при контактном отпечатке.

2. Плотность изображения обратно пропорциональна расстоянию ткани от кожи, причем процесс переходит в стадию насыщения на расстоянии 4 сантиметров.

3. На изображении не заметно следов от кисти.

4. Процесс затронул только поверхностный слой ткани и не проник на обратную сторону.

5. Изменение насыщенности изображения достигается изменением плотность пожелтевших волокон, а не изменением интенсивности цвета.

6. Пятна крови защитили ткань от окрашивания в желтый цвет.

Проводя эксперименты, мы показали, что изображение на виде спереди не может быть получено контактным способом, и не сомневались, что пожелтение ткани является следствием химической реакции с участием молочной кислоты.

Доктор Миллс обратил внимание на два процесса, в результате которых формируются похожие изображения. Образцы в очень старом гербарии, которые долго хранили в высушенном виде, образуют желто-коричневые отпечатки на целлюлозе, причем при получении фотографического негатива с использованием синего фильтра на изображении можно различить мельчайшие детали. Миллс привел примеры этого эффекта из образцов гербария университета Лестера, хранившихся с 1888 года. Считалось, что эти отпечатки, известные под названием узоров Фолкрингера, образуются в результате химических реакций с участием молочной кислоты. Доктор Миллс отмечал:

 

Нередко «растительные отпечатки» являются доступным источником волокон для начального этапа исследований. В ботанике нет никаких религиозных ограничений, и никто не чувствует себя обязанным считать их рукотворными артефактами [174].

 

Другое явление, на которое обратил внимание доктор Миллс, в свое время стало причиной проблем у первых производителей фотопластинок, обнаруживших, что изображения на них могут формироваться в полной темноте при контакте с газетной бумагой, смолистым деревом, алюминием и растительными маслами. Поначалу специалисты пришли к выводу, что этот так называемый «эффект Рассела» обусловлен выделением перекиси водорода. В 90-х годах девятнадцатого века производители фотопластинок научились изготавливать эмульсию, не подверженную этому эффекту, и интерес к необычному процессу получения изображений, который не требовал света, угас.

Доктор Миллс показал, что от тела обнаженного человека исходит ламинарный (без завихрений) поток воздуха на расстояние до 80 сантиметров и что любой частичке, обусловливающей формирование изображения, требуется около 1 секунды, чтобы преодолеть расстояние в 4 см от тела до ткани. Суть процесса описывается следующим образом:

 

Только в высшей степени нестабильный активный компонент позволит однородному вертикальному потоку создать модулированное изображение.

 

При переводе на понятный неспециалисту язык это означает:

 

Частицы, которые вызывают обесцвечивание волокон, должны быть химически нестабильными в процессе переноса ламинарным потоком воздуха от тела к ткани; только в этом случае возможно формирование различимого изображения с полутонами.

 

Доктор Миллс описывает малоизученный процесс, который способен создать изображение из полутонов, аналогичное фотографии, но в отличие от фотографии в нем используется не поток фотонов, а поток молекул. Нестабильные частицы, которые могли вызвать пожелтение волокон ткани, представляют собой разновидность свободных радикалов, получившую название реактивного кислорода. Подробное описание этого процесса приводится в приложении 2.

Процесс, известный как автоокисление, протекает очень медленно, и для достижения стадии насыщения требуется не один год, после чего изображение начнет постепенно тускнеть. Теория доктора Миллса предсказывает, что изображение на плащанице со временем будет терять насыщенность — что действительно происходит, — пока не исчезнет совсем.

Он пришел к поразительным выводам:

 

Несмотря на то что изображения этого типа, возникающие при контакте ботанических образцов с бумагой, встречаются довольно часто, изображение на Туринской плащанице можно считать уникальным, потому что для его формирования требуется уникальное сочетание условий, каждое из которых по отдельности вполне осуществимо:

длинный саван, сотканный из тонких льняных нитей;

тело покойника (необмытое?) поспешно завернули в саван и оставили в закрытом помещении с постоянной температурой;

саван сняли примерно через 30 часов;

саван хранили в темном сухом месте на протяжении нескольких десятилетий или даже столетий.

 

В главе 8 мы продемонстрируем, что все эти условия согласуются с нашей гипотезой, но мы убеждены, что изображенный на плащанице человек, Жак де Моле, не был мертв, а находился в состоянии комы. Это обстоятельство ускорило весь процесс, поскольку тело, обернутое плащаницей, продолжало вырабатывать тепло.

Убедившись, что все известные на сегодняшний день факты точно укладываются в нашу теорию (см. приложение 2), мы пришли к выводу о необходимости продолжить реконструкцию событий октября 1307 года, чтобы выявить мотивы, обстоятельства и возможности, подтверждающие гипотезу Миллса.

 

РЕЗЮМЕ

----------------

 

Радиоуглеродный анализ убедительно доказал, что Туринская плащаница датируется периодом с 1260 по 1380 год, и это подтверждает возможность того, что на ткани отпечаталось изображение Жака де Моле. Нам неизвестна ни одна теория, согласующаяся с этим научно доказанным фактом.

При помощи экспериментов мы продемонстрировали, что изображенный на плащанице человек был уложен на мягкую постель, и это дает основание предположить, что жертва была жива и должна была выздороветь.

Процесс формирования изображения на плащанице был подробно описан доктором Аланом Миллсом, который независимо от нас указал на крайне необычные обстоятельства его создания. Он даже предположил, что изображенный на плащанице человек был крестоносцем.

 

8

КРОВЬ И ПЛАМЯ

 

 

===================================================================================

СВЯТАЯ ИНКВИЗИЦИЯ

----------------

 

Осенью 1307 года находящийся на грани банкротства французский король Филипп IV был готов объявить о шестом, и последнем, условии, которое он вытребовал у будущего папы Климента V в обмен на престол св. Петра. Вскоре богатства ордена Рыцарей Храма разрешат финансовые затруднения короля.

Вероятно, Жак де Моле был убежден, что почти выиграл сражение против Филиппа и папы Климента и предотвратил слияние тамплиеров с госпитальерами. Он сделал так, чтобы обнищавший король увидел сокровища, которые он привез с собой и поместил на хранение в парижский Тампль, и тем самым создал у себя ощущение власти, которое испытывает банкир при общении с человеком, собирающимся обратиться с просьбой о продлении кредита. Судя по размерам сопровождавшей Моле свиты, можно сделать вывод, что великий магистр намеревался остаться во Франции, чтобы восстановить влияние ордена и пресечь нежелательные разговоры о слиянии двух орденов. К сожалению, он не понимал, с каким жестоким и безжалостным противником ему приходится иметь дело, и за этот просчет ему пришлось заплатить ужасную цену.

Изображение человеческой фигуры на плащанице является единственным в своем роде, и из работы доктора Миллса мы узнали, что для его формирования требуются в высшей степени необычные обстоятельства. Алчность Филиппа Красивого способствовала созданию таких обстоятельств, парижская инквизиция предоставила средства, а несчастный Жак де Моде стал моделью для изображения, которое будоражит мир на протяжении многих столетий.

Инквизиция представляла собой «суд справедливости», сформированный римско-католической церковью для искоренения любых интерпретаций Священного писания, отличавшихся от канонической доктрины Ватикана; эта цель достигалась пытками и убийством всякого, кто высказывал еретические взгляды.

В 382 году церковь объявила о том, что любой, повинный в ереси, должен быть казнен. Однако по мере укрепления позиций христианства и подавления открытых оппонентов, таких как гностики, преследование тех, кто иначе интерпретировал Библию, стало менее жестоким. Со временем церковь начала просто отлучать еретиков, но это привело к появлению интеллектуалов, ставивших под сомнение веру церкви в чудеса, и тогда вновь потребовались жестокие меры, чтобы положить конец такому положению дел. Для того чтобы обвиняемые не слишком стеснялись признавать свои еретические взгляды, инквизиции было разрешено применять пытки. Эта практика была официально одобрена в 1252 году папой Иннокентием IV.

На рассвете пятницы, 13 октября 1307 года сенешали Франции предприняли внезапную атаку на пятнадцать тысяч Рыцарей Храма, которые накануне вечером легли спать как уважаемые члены святого ордена, а теперь были бесцеремонно подняты с постелей как обвиняемые в ереси.

В столице Филипп IV издалека наблюдал, как его чиновники захватывают парижский Тампль вместе с находившимися там богатствами, а также людьми, в число которых входили приор Аквитании, приор Нормандии и сам Великий Магистр Жак де Моле[175]. Тамплиеры не оказали никакого сопротивления — даже несмотря на то, что их здания представляли собой хорошо укрепленные крепости[176]. Филипп считал Тампль, который возвышался над городскими стенами его столицы, таким важным объектом, что лично посетил его после захвата[177].

Примечательно, что высшие чины ордена не получили никакого предупреждения о том, что приготовленная для них ловушка готова захлопнуться. Принимая во внимание, какое количество мелких чиновников должно было видеть многочисленные копии приказа, следует предположить, что либо все они были абсолютно преданы королю, либо боялись наказания, если проговорятся. Обвинение тамплиеров в ереси служило дополнительной гарантией молчания, потому что активная помощь еретикам привлекла бы внимание не только солдат Филиппа, но и представителей французской инквизиции, которым было поручено допрашивать членов ордена.

Тем не менее не все шло так, как планировал Филипп.

Вероятно, утечка информации произошла в Ла-Рошели, потому что к тому моменту, когда сенешали прибыли в порт, большое количество рыцарей ордена и весь флот тамплиеров бесследно исчезли. Флот снялся с якоря под покровом ночи, и больше его никто не видел.

Не подлежит сомнению, что большинство изгнанников нашли приют в Шотландии под защитой уже отлученного от церкви короля Роберта Брюса. Остальные, как нам кажется, направились дальше на запад в поисках земли, которую они называли «lа Merica»[178].

Главный инквизитор Франции Вильгельм Имберт (известный также как Вильгельм Парижский) был личным исповедником Филиппа Красивого и, по слухам, «глубоко интересовался методами и практикой инквизиции»[179]. Король поручил ему немедленно вырвать признание у Жака де Моле — любыми методами, какие он сочтет нужным применить.

Один из тамплиеров по имени Иоанн Фолиньи под давлением инквизиции быстро признался, что тайные ритуалы тамплиеров проводились в небольшой часовне парижского Тампля, которая располагалась внутри главной башни, где хранились сокровища. Он называл эту часовню «потайной комнатой»[180], и мы не сомневаемся, что это было помещение без окон, как в современных масонских храмах. Нам не удалось найти никаких описаний внутреннего убранства этой «потайной комнаты», но практически не подлежит сомнению, что она имела пол в черно-белую клетку, украшенные нехристианскими символами стены и прибитую к потолку звезду с буквой «G» в центре.

В этом тайном храме — возможно, в деревянной шкатулке — хранились четыре предмета: человеческий череп, две берцовые кости и белый погребальный саван. Именно эти атрибуты люди ожидают увидеть в современном масонском храме. Подобно Иерусалимской церкви до них и масонам после них, тамплиеры заворачивали в белый саван кандидатов на высшие должности в процессе ритуала, предполагавшего символическую смерть и воскрешение к новой жизни в качестве полноценных братьев ордена, вступить в который они стремились.

Одно из десяти выдвигаемых против тамплиеров обвинений, самое тяжкое в глазах инквизиции, звучало следующим образом:

 

…они заставляли каждого новообращенного плевать на святой крест и попирать его ногой.

 

Крест как мистический символ воскрешения мертвого Христа был и остается одной из основ христианской веры, и любая попытка осмеять его или принизить его значение приводила в ярость чиновников парижской инквизиции. Когда они осознали, что магистр героического христианского ордена плевал на крест, их гневу не было предела. По мнению Имберта, это ужасное предательство Иисуса Христа и его Святой Церкви должно было быть наказано самым суровым образом. Папским указом ему было разрешено применять пытки ко всем еретикам, где бы и когда бы он их ни выявил; исключений из этого правила было немного, но в их число как раз входили Рыцари Храма.

Жак де Моле и его последователи отчитывались только перед папой, и Имберт знал, что без прямых указаний папы в его власти было лишь «задать вопросы» Великому Магистру тамплиеров. Однако Филипп указал Имберту, что как король Франции он имеет право подвергнуть пыткам высших чинов ордена тамплиеров — согласно указу папы, обязывавшему всех христианских монархов «оказывать всевозможное содействие святой инквизиции»[181]. Имберт обрадовался, что теперь может на законных основаниях выбить признание — любыми методами — у главного еретика, Жака де Моле.

Опытный палач практически всегда мог заставить заключенного сказать то, что желает услышать следователь, даже если жертва знает, что за признанием неминуемо последует казнь. В этих обстоятельствах смерть была единственным способом избавиться от мучений.

 

ДОПРОСЫ В ТАМПЛЕ

----------------

 

Сразу же после захвата Тампля Имберт приступил к допросу Великого Магистра.

Парижский Тампль был финансовым центром города, и в его подвалах отсутствовала комната пыток с такими обычными инструментами палача, как дыба и ворот. Тем не менее Имберт оказался изобретательным человеком, и по его приказу приготовили необходимые для выполнения поставленной задачи материалы — веревки, плети и несколько гвоздей огромных размеров.

Теперь мы изложим нашу точку зрения — подкрепив ее соответствующими доказательствами — на то, что произошло с Моле, пока он находился в руках инквизиции.

Имберта особенно разъярило использование тамплиерами церемонии воскрешения, что оскорбляло «истинное» воскрешение Христа, и он намеревался подвергнуть Моле таким же пытками, какие довелось выдержать Иисусу. Скорее всего камеру пыток устроили в «потайной комнате», где тамплиеры проводили свои «непотребные» обряды и где Имберт обнаружил шкатулку с саваном, черепом и костями, использовавшимися во время церемоний. Он знал, для чего были нужны эти предметы, потому что информаторы уже сообщали ему об обряде, когда кандидат должен был исполнять роль жертвы в разыгрываемой сцене казни, а затем восставать из «могилы».

Объятый ужасом и отвращением, Имберт решил, что именно такую пытку он применит к Моле, который будет горько раскаиваться в том, что унижал крест и использовал эти нечестивые предметы.

Перед любой пыткой в застенках инквизиции жертву раздевали донага, о чем сохранились свидетельства современников:

 

Одежду срывали без всякого уважения к человеческому достоинству… Они заставляли их раздеваться до нижней рубашки, а потом снимали и ее, обнажая, да простится мне это выражение, половые органы [182].

 

Моле удерживали двумя веревками, привязанными к запястьям, и Имберт приказал высечь обвиняемого многохвостой плетью, к концам которой, возможно, были прикреплены осколки кости.

На голову великого мастера надели венец с острыми шипами, которые поранили кожу головы и лоб.

Известно, что палачи инквизиции прибивали свои жертвы гвоздями к столбу или другому подходящему предмету, и мы считаем, что именно эта пытка была применена в тот день к Жаку Моле[183]. Три больших гвоздя — это портативное и в высшей степени эффективное средство добиться нужного признания.

Моле подтащили к ближайшему подходившему для этой цели предмету — деревянной стенной панели или скорее всего к большой деревянной двери. Магистра поставили на нечто вроде скамеечки для ног, а затем подняли его правую руку почти вертикально над головой и вбили гвоздь в запястье между лучевой и локтевой костью — аккуратно, стараясь не задеть вены. Вонзившийся в руку гвоздь вызвал такую боль, что большой палец резко дернулся, вывернулся из сустава, и его ноготь глубоко вонзился в ладонь.

Затем левую руку жертвы вытянули в сторону и вверх и прибили к двери на более низком уровне, чем правую. После этого из-под ног Моле выбили скамеечку и вбили гвоздь в правую ступню, между второй и третьей плюсной[184]. Вслед за этим его правую ступню поместили поверх левой, чтобы одним гвоздем прибить к двери обе ноги. Поза Моле была несимметрична — правая рука и ноги образовывали почти прямую линию, а левая рука была вытянута в сторону. Вывих правого плеча последовал почти сразу же.

Потеря крови была минимальна, и жертва оставалась в полном сознании, хотя должна была испытывать невыносимую боль.

 

 

Положение, в котором был распят Моле, — в соответствии со струйками крови на плащанице  

Палачи инквизиции были опытными мастерами своего дела, и им нравилось держать под строгим контролем состояние несчастной жертвы. Популярным орудием пыток была дыба, потому что она позволяла дозировать боль; три гвоздя лишали пытку подобной изощренности. Однако выбор двери для распятия жертвы давал палачам дополнительные средства для получения признания. От простого открывания двери, покачивания и периодического захлопывания по телу почти потерявшей рассудок жертвы прокатывались волны невыносимой боли.

Такая реконструкция событий полностью согласуется с вывихнутым большим пальцем и плечом, о которых говорили медики, исследовавшие образ на плащанице. Она также объясняет расположение струек крови на предплечьях человека, чье изображение отпечаталось на ткани.

63-летний тамплиер, привыкший к власти и почестям, теперь терпел унижение и жестокие пытки. Только очень сильный человек не сказал бы инквизиции все, что от него хотели услышать.

Травмы, нанесенные Моле, вызвали резкое повышение количества молочной кислоты в крови — такое состояние, получившее название «метаболический ацидоз», часто наблюдается у спортсменов, которых чрезмерные нагрузки довели до физического истощения[185]. Это состояние вызвало сильные судороги и усугублялось повышением уровня двуокиси углерода в крови жертвы, поскольку распятый Моле не мог нормально дышать, что привело к «респираторному ацидозу». Организм отчаянно боролся за жизнь, и температура тела резко поднялась, вызвав усиленное потоотделение, мышцы застыли в непрекращающейся судороге, кровяное давление упало, пульс участился. Но в намерения Имберта не входила смерть узника. В последний момент, когда силы Великого Магистра были на пределе, инквизитор приказал прекратить пытку.

Теперь пришло время продемонстрировать Моле, что святотатственное использование савана тамплиерами в своих обрядах не осталось не замеченным святой инквизицией. Сняв жертву с двери, палачи положили его на саван лицом вверх и прикрыли свободным концом ткани его охваченное жаром тело.

Затем Моле вернули в ту же самую мягкую постель, с которой стащили на рассвете. Под голову и плечи подложили подушки, чтобы ему было легче дышать; пот и кровь с высоким содержанием молочной кислоты ручьями стекали по его телу.

Саван плотно прилегал к спине Моле, и поэтому кровь и пот оставили грубый отпечаток на ткани. Та часть савана, которая прикрывала переднюю часть тела, контактировала лишь с выступающими частями, и ткань пропитывалась испаряющимся потом. Благодаря мягкой постели и подушкам голова Моле оказалась приподнятой, а поясница и колени слегка согнутыми, и поэтому вытянутые вдоль тела руки опустились ниже.

Имберт получил строгий приказ не убивать Великого Магистра тамплиеров, но он не собирался лично следить за его выздоровлением. Поблизости не было никого из родственников Моле, и заботы по уходу за ним взял на себя его ближайший помощник приор Нормандии, которого тоже допрашивали в Тампле. Мы убеждены, что семья брата Жоффруа де Шарне, Жана де Шарне[186], получила приказ позаботиться об этих двух людях, которым было суждено умереть вместе семь лет спустя, когда их поджарили на медленном огне за якобы повторное обращение к «ереси».

С Жака де Моле сняли саван и перевязали ему раны. Де Шарне потребовалось несколько недель, чтобы Великий Магистр немного оправился от перенесенных мучений, но шрамы на его теле остались — два года спустя он снял рубашку перед представителями папы и показал им следы пыток. Саван пропитался потом и кровью, но кусок льняной ткани мог еще пригодиться, и поэтому его не выбросили, а просто постирали; чистую ткань сложили и без всякой задней мысли спрятали в сундук.

 

ПРИЗНАНИЯ ЖАКА ДЕ МОЛЕ

----------------

 

Во многих книгах о тамплиерах говорится, что вскоре после ареста Жак де Моле под угрозой пыток полностью признал то, в чем его обвиняли. При чтении этих книг создается впечатление, что Моле сделал «демонстративное признание», предав интересы ордена, чтобы выиграть время и спасти себя. Тем не менее при детальном изучении признания Великого Магистра мы обнаружили некоторые особенности, представляющие его в совсем ином свете.

После того как к Моле вернулись силы, он продиктовал письмо с «признанием», копии которого были разосланы тамплиерам. Он советовал всем последовать его примеру, заявляя, что «они стали жертвой древней ошибки».

Тем не менее признавая отрицание Христа, он упорно отказывался признать себя виновным в «позволении предаваться порокам»[187].

На первый взгляд это очень странная реакция духовного лица и главы могущественного христианского ордена. Он был готов признаться в ереси и пойти на костер, навечно приговорив себя к мукам ада, но категорически отрицал гомосексуализм, который в то время считался — по выражению папы Бонифация VIII — не большим грехом, чем потирание ладоней.

Можно предположить, что упрямые священнослужители под пыткой признаются в незначительных прегрешениях вроде гомосексуализма, даже если это не соответствует действительности, но скорее умрут, чем оклевещут себя признанием в отрицании Христа. Но такое поведение вполне логично для человека, знавшего, что Иисус был не богом, а всего лишь еврейским мессией. Это подтверждают и свидетельства одного английского тамплиера, Джона де Стока, который утверждал, что Моле учил его верить в единого всемогущего Бога, создавшего небо и землю, но не в Распятие[188].

Великий Магистр под пыткой признал половину обвинений, и этого было достаточно для вынесения смертного приговора; поэтому представляется вполне вероятным, что он говорил правду. Тамплиеры не практиковали гомосексуализм, и Моле отрицал это обвинение, но он признал свое неверие в то, что Иисус или любой другой человек может быть богом, поскольку Бог только один, а также отрицал крест как священный символ.

Известно, что Моле сделал свое первое устное признание в университетском собрании Парижа в воскресенье, 15 октября[189]. Прошло лишь два дня после его ареста, и если эти данные верны, то Имберт вынудил его признаться очень быстро, возможно, даже в день ареста — в противном случае Великий Магистр не смог бы в достаточной степени оправиться после пыток, чтобы сделать публичное признание. Через десять дней Моле составил письмо, в котором он признавал отрицание Иисуса и креста, но категорически отверг обвинения в гомосексуализме[190]. Следующий этап признаний наступил в начале следующего года, когда Моле вместе с приорами Нормандии и Аквитании привезли в город Шинон на аудиенцию к папе Клименту, где они еще раз признались в отрицании Иисуса и креста. Папа Климент упоминал об этой встрече в частном письме к Филиппу, датированном 30 декабря 1308 года — понтифик предоставлял королю полную информацию о действиях святого престола против тамплиеров[191].

Климент выполнил «шестое условие» Филиппа IV и публично объявил, что действия короля законны и согласуются с директивой святого престола, обязывающей «оказывать всевозможное содействие святой инквизиции». Атака на тамплиеров прямо противоречила интересам Климента и демонстрировала, что Филиппу не требуется согласия папы на действия против ордена, находящегося под защитой святого престола. Вне всякого сомнения, изобретательный король прибегнул к шантажу, чтобы заставить папу принять свое шестое условие.

Чтобы укрепить свои позиции, Филипп в 1308 году созвал Генеральные Штаты и добился от высокого собрания декларации, признававшей его суверенное право наказывать еретиков без обязательного согласия папы[192]. Похоже, Климент попытался воспротивиться аресту Филлипом тамплиеров, поскольку известно, что он хотел ухать в Рим через Бордо, но по приказу короля был задержан вместе с вещевым обозом и казной и с тех пор превратился в фактического пленника Филиппа.

От Климента потребовали создать папскую комиссию для расследования вины ордена, и 26 ноября 1309 года Жак де Моле предстал перед комиссией во Вьенне. Ему зачитали письма, подтверждавшие, что ранее он признал все предъявленные ему обвинения. Великий Магистр впал в ярость, с жаром отрицая, что когда-либо признавался в гомосексуализме. Реакция Моле была такой агрессивной, что входившие в состав комиссии епископы посоветовали ему сбавить тон. Моле не отказывался от признания, что он не считает Христа Богом в человеческом облике.

На следующий день, когда самообладание вернулось к нему, он сделал следующее заявление папской комиссии:

 

Если я или другие рыцари сделали признания перед епископом Парижа и еще где-либо, мы погрешили, против истины — мы поддались страху, угрозам и насилию. Враги пытали нас [193].

 

Он снял рубашку и продемонстрировал епископам оставшиеся на теле следы от пыток.

28 марта 1310 года после публичных обвинений сотни тамплиеров потребовали аудиенции у папы, но Филипп отказал им в этом.

Теперь папа составил обвинительное заключение против тамплиеров, в котором утверждалось, что во время церемонии вступления в орден от неофитов требовали отрицать непорочное зачатие и признать, что Христос был не богом, а всего пророком, распятым за преступления, а не во искупление грехов всего человечества. В заключение говорилось, что тамплиеры плевали на крест и топтали его ногами — особенно в Великую пятницу[194].

Когда затягивать дело под предлогом сбора доказательств стало уже невозможно, Климент созвал Вьеннский собор. 1 октября 1311 года папа Климент V и сто четырнадцать его епископов собрались для того, чтобы решить судьбу тамплиеров. Епископы, большинство которых не были французами, отказались признать вину тамплиеров, и поэтому Климент объявил собор закрытым и продолжал бездействовать. Через четыре месяца понтифика посетил Филипп, и у них состоялась «приватная беседа», после которой папа — это произошло 22 марта 1313 года — своей властью распустил орден Рыцарей Храма, так и не сделав вывода о его виновности или невиновности. Собор возобновил свою работу 3 апреля, и на нем в присутствии короля со свитой Климент зачитал буллу об упразднении ордена. 2 мая папскую буллу опубликовали, и орден Рыцарей Храма официально прекратил свое существование.

Климент разрешил королю покрыть расходы на расследование и на содержание подозреваемых под стражей за счет имущества тамплиеров. Вскоре в счет «судебных издержек» были изъяты практически все активы ордена во Франции.

 

ПОСЛЕДНЕЕ ОТРЕЧЕНИЕ

----------------

 

Филипп Красивый не делал попыток обеспечить тамплиерам справедливое судебное разбирательство. В 1308 году король вынудил Климента опубликовать датированную 12 августа буллу, где ссылался на результаты расследования и признания тамплиеров, допросы которых начались лишь 17 августа! В 1310 году, когда Климент призвал орден защищаться и привести убедительные доводы в свою пользу, более пятисот тамплиеров, поверив в гарантии безопасности, данные им лично Филиппом, согласились дать свидетельские показания.

Они предстали перед папской комиссией в Париже и рассказали об ужасных пытках, которым их подвергали; один рыцарь по имени Бернар да Вардо показывал членам комиссии шкатулку с обугленными фрагментами костей, которые выкрошились из его стоп после того, как их держали на жаровне.

Когда все тамплиеры собрались вместе, Филипп нарушил обещание — их арестовали и предъявили новые обвинения. Многие уже признались под пытками, и за желание защитить себя перед папской комиссией их посчитали вторично впавшими в ересь — а это тяжкое преступление каралось сожжением на костре. Тамплиерам ставился в вину тот факт, что они заявляли о своей невиновности. Король сжигал их целыми группами; в одном случае, когда казнью руководил архиепископ Санса Филипп де Мариньи, в пламени костра погибли пятьдесят четыре рыцаря, причем жертвы громко кричали от невыносимой боли, но ни один не признал свою вину.

Ненависть Филиппа к тамплиерам не знала границ, но он превзошел самого себя, когда приказал выкопать и сжечь пролежавшие в земле больше ста лет останки бывшего казначея ордена, который отказался выкупить деда короля[195].

Окончательный список обвинений против тамплиеров был гораздо конкретнее предыдущих[196]. Теперь им вменялись в вину следующие прегрешения:

1. Отрицание Иисуса и оскорбление креста.

2. Поклонение идолу.

3. Искажение таинства причастия.

4. Ритуальные убийства.

5. Ношение шнура как еретического символа.

6. Ритуальные поцелуи.

7. Нарушение п


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.