Воспоминания о стокилограммовом соме — КиберПедия

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Воспоминания о стокилограммовом соме

2021-02-01 55
Воспоминания о стокилограммовом соме 0.00 из 5.00 0 оценок

Прошёл день, прошла ночь. Нам на следующий день уезжать. Все собираются, уже и палатки скрутили. В последний момент надо достать из ямы эти баки и куда-то поставить в автобусе. Мол, приедем в Пензу и там разделим между теми, кто купил сома. Начали вытаскивать, выкинули крапиву. Но чую я – какой-то запах неприятный, нездешний. Но не пахнет падалью. Вытащили бачки. Вроде лежит рыба как рыба. Понюхали – запах какой-то и рыбий, и не рыбий. Рукой взяли – она скользкая. И вся такая мягкая – прямо как холодец. Две ночи и полтора дня.

Ах, ах, ох, ох! В эту яму всю рыбу и вывалили. Получается, за сто рублей купили только голову. Зато уха из головы сома знатная получилась, и сорок человек накормили.

Я долго думал и пришёл к такому выводу. Почему они продали так дёшево? Они её поймали, видно, вчера. И была рыбина в лодке живая. А потом сдохла. А у нас-то рыбаков не было. Я вообще первый раз такую рыбину увидел. Уха из головы сома очень вкусная была. За сто рублей.

Рассказ Геннадия Горбуна записал Александр Игнатьев.

Туристские встречи

Поляна Идолов. История возникновения слёта пензенских туристов, посвящённого закрытию летнего сезона

(Начало в №№ 131, 133)

На основе воспоминаний Шутова Евгения

Моё знакомство с пензенскими туристами произошло в феврале 1976 года, когда они взяли нас с собой в агитпоход. Вахурин Николай, Щепилло Владимир, Подобед Владимир и я пошли с агитбригадой, а Вова Стехов, Саша Бибиков, Егор Ильюхин и Толик Игнатенков пошли из Пензы-19 на лыжах нам навстречу.

В агитбригаде шли молодые девчонки (не М-41) и ребята, не совсем атлетического телосложения (не считая Вячеслава Астанина и Вячеслав Арбузова), поэтому нам с первых же минут похода пришлось вчетвером тропить лыжню.

Надеялись отдохнуть во время подготовки к концерту и во время концерта. Но не тут-то было. Оказалось, что концертной программы ещё не было, и пришлось её «рожать» прямо перед концертом. Вспомнили некоторые сценки, спели несколько песен. («Пора, мой друг, пора, присядем у костра…» и т.д.). В итоге – первый концерт был наполовину наш. А потом уже пошло по этому варианту.

После агитпохода стали регулярными лыжные вылазки с ночёвками на Бурчиху, на Семёновский овраг, а потом и на третий овраг. К весне мы стали готовиться к походам

- 13 -

в Фаны, а студенты – к сессии.

Так ездили на Бурчиху (и не только туда)

Туристы Пензы-19 на марше                                         Зимние походы

Весна и лето пролетели быстро, а с осени вновь возобновились походы выходного дня (ПВД) в Ахунские леса. Вместе с М-41 отмечали первую годовщину знакомства в «фигваме» на Бурчихе (на левом берегу ручья), иногда встречаемся с ними и сейчас.

На закрытии сезона проводили рыцарские турниры – девчонки боролись, сидя на шее у парней; соревновались в стрельбе из лука и рогатки и т.д.

- 14 -

Полоса препятствий

Вова Подобед за работой.                               Стрельбы из рогаток

Году в 78-м школьники из «Юности» — Пархоменко Александр, Палаткин Юрий, Дубина Татьяна, Савина Наталья наготовили блинов с вареньем для всех гостей.

С самоваром – Славики (Ячменёв Слава)

- 15 -

На основе воспоминаний Берсенёва Владимира

1975 год. Знакомство с «заречниками» на фестивале памяти Валерия Грушина, позволило мне с моей подругой Ольгой Савиной довольно комфортно доехать из Жигулей до Пензы на зареченском автобусе. Вернее — до пос. Монтажный, откуда мы в полночь шли пешком до Пензы (поскольку там жили). Более того, наше знакомство с «заречниками» продолжилось, поскольку я в зареченском автобусе обронил свой паспорт, а парни с завода (в то время он назывался ППЗ – «Пензенский приборостроительный завод») его мне возвратили.

В 1975 г. в июле-августе, я благополучно съездил в альплагерь «Торпедо» по путёвке от ВЦСПС (оплата 50 %, между прочим, за счёт профсоюза). В то время мы с пензенскими друзьями часто вылезали в ПВД. И местом нашей дислокации была «Бурчиха», где в 1970-1973 годах проводились пензенские слёты и соревнования туристов.

Конец 1975 года. Мне предложили работу — учителем физики в одной из школ Заречного, и я, получив место в общаге, познакомился там с отличными парнями с завода ППЗ. 1975-1976 годы прошли в очень интересных походах в районе Ахун, и других мест Пензенской области, очень интересных и творческих посиделках с моими новыми друзьями, с которыми я не расстаюсь до сих пор.

Представлю их:

Николай Вахурин, Егор Ильюхин, Владимир Щепилло, Владимир Подобед, Владимир Стехов, Михаил Божаткин, Александр Бибиков, Александр Соколовский, Евгений Шутов, Анатолий Игнатенков.

Лето 1976 года я снова провёл в альплагере. Теперь это был «Джайлык», а/л Министерства среднего машиностроения, очень комфортный и интересный лагерь в ущелье «Адырсу» на Центральном Кавказе. Кстати, рядом был альплагерь «Уллу-Тау», где был бессменным инструктором Сайков Е.М., но, к сожалению, в то время мы с ним не встречались.

- 16 -

Вернувшись на работу (и в общагу) в августе, полный впечатлений от Централь-ного Кавказа я узнал о том, что мои друзья тоже побывали в различных походах. Кто где, я уже не помню, но впечатлений было «сверх крыши», и в наших посиделках постоянно «травились» анекдоты и байки из походных будней. В таких ежевечерних посиделках сама собой родилась общая идея отпраздновать «Закрытие туристского летнего сезона». К тому же в конце августа — мой день рождения, поэтому я предложил ещё и «выставиться».

«Бурчиха» приняла нас радушно. Пришли также мои друзья из Пензы, с которыми я учился в Пединституте и которые тоже ходили в походы в 1970-1973 годах. Сутки напролёт пели песни у костра и травили байки из походных будней. Было просто какое-то душевное «воспарение» от всего нашего общения. Сразу скажу: современное виртуальное общение — полное ничто по сравнению с тем общением «визави»: с открытыми душами, и без всяких материальных интересов…

Таня Садовникова (Подобед), Нина Крылова

(Божаткина), Вова Подобед

Зима 1976 г. прошла в регулярных ПВД с ночёвками в палатках, к ним мы приобщили и школьников старших классов, где я преподавал физику… Так что контингент туристов в Заречном значительно увеличился. В процессе лыжных вылазок в Ахунах мы нашли довольно большую поляну в районе, так называемого «Третьего оврага». В то время там и дров было вдоволь, и места тоже. К тому же удалённость от Ахун обеспечивала отсутствие «лишних» посетителей.

В 1976 г. вместе с Веретенниковым Евгением Ивановичем и Арбузовым Вячес-лавом Алексеевичем мы организовали секцию спортивного туризма с регулярными тренировками и ПВД. Среди школьников, которые примкнули к нашей туристской братии, впоследствии выросли настоящие спортсмены. Участвуя в походах, они дошли до высоких спортивных разрядов, а некоторые — до мастеров спорта по туризму. Хотел бы отметить Алексея Садова, Алексея Пензина, Юрия Балакина, Андрея Шапаева, Сергея Карачева, Свету Демину, Наталью Мамуткину, Татьяну Теречеву. Извините, если кого забыл…

Зима 1976 года прошла в тренировках и подготовке к походам 4 и 5 категорий на Центральном Кавказе, где в 1977 г. мы прошли «четвёрку» в майские праздники, а летом, параллельно с нашим «пятёрочным» маршрутом, мы построили маршрут 1 к.с. для группы школьников 9-10 классов. Так что мы смогли и «пионеров научить», и «пятёрку» пройти. У других групп туристов из Заречного тоже были сложные походы в разных районах нашей страны.

В конце лета 1977 г., перед тем, как собраться на «Закрытие сезона», оказалось, что количество желающих приобщиться к нашим посиделкам у костра заметно прибавилось, и на «Бурчихе» места может не хватить для всех. К «заречникам» пожелали

- 17 -

примкнуть туристы «пензюки», школьники и т. д. Мы (заречники), как «основополож-ники» такой традиции, решили несколько упорядочить процедуру этого сборища.

Сбор — в субботу. Ночёвка с байками у костров, и общий костёр. С утра в воскресенье — официальное открытие «Закрытия», футбол и волейбол между сборными Пензы и Заречного. Естественно, были призы победителям.

Перед тем, как сделать официальное объявление о том, что туристский летний сезон закрыт, было решено представить «объявляльщика» в каком-нибудь экстравагантном/юмористическом виде. Почему-то решили выбрать меня (наверное, потому, что я в то время весил 53 кг). Так что меня подвесили и «выкатили» на поляну с помощью роликов на основной верёвке, натянутой между сосен. Как я был одет — не помню. Наверное, в альпинистском снаряжении и в каске. Может быть, ещё и кошки на меня надели. И ледоруб дали в руки. Говорят, что было смешно… Роль была проста: нужно было сказать: «Летний туристский сезон объявляется закрытым».

В то время, пока проводились игры (футбол и волейбол), Слава Арбузов вырубил «идола» из бревна. «Идола» вкопали на краю поляны, и он тогда символизировал первый год, прошедший с 1976 года, когда была основана традиция «Закрытия сезона».

Вплоть до 1985 года, насколько я помню, наши посиделки на «Закрытии» были регулярны. Регулярно создавались и ставились «идолы», и поляна постепенно превратилась в «Поляну идолов».

- 18 –

Палыч объезжает парад

Речь произносит Садов Алексей,                             Горбун и идолы…

факелоносец – Новиков Валерий.

(Продолжение следует)

Все воспоминания обобщил Божаткин Михаил.

Редакция газеты не несёт ответственности за достоверность информации, предоставляемой для публикации. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Редактор газеты и компьютерный дизайнер Александр Митрофанов Члены редакционной коллегии: Владимир Мищенков, Александр Игнатьев, Светлана Швецова, Екатерина Крысина   Телефоны: (8412)55-26-17; 89273928462 Электронная почта: bwm86@ yandex.ru [email protected]                      Бесплатное распространение

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...