Традиции, преемственность, взаимосвязи — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Традиции, преемственность, взаимосвязи

2021-04-19 52
Традиции, преемственность, взаимосвязи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вероника Тушнова и Белла Ахмадулина приходят в литературу вслед за Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой.

Ахматова и Цветаева практически с момента своего появления на литературном поприще становятся эталонами для всех будущих поэтов: их манера писать, разрабатываемые темы, индивидуальные приемы и особенности становятся предметом вольного или невольного подражания.

Ахматова считала пригодным для художественного изображения буквально все, что составляет жизнь и повседневно окружает человека. Ее главным достижением и ее индивидуальным художественным открытием была, прежде всего, любовная и патриотическая лирика. Все изображалось ею с величайшей психологической глубиной и точностью. Характерной особенностью лирики Ахматовой является удивительное по своей неожиданной естественности совмещение в ней двух поэтических масштабов: это, с одной стороны, обостренное внимание к мельчайшим проявлениям повседневной жизни, красочные мелочи, выразительные детали, штрихи, звучащие подробности, а с другой - огромное небо над головой, ощущение вечности.

Так же и Ахмадулина, изображая повседневные, бытовые вещи, переносит их на уровень “бытия”, тем самым утверждая, что не существует предметов, недостойных для воспевания, в любом можно увидеть иной, высший смысл. Так в стихотворении “Вступление в простуду” Белла Ахмадулина приходит к мысли, что человек, заболевая, переходит на другой уровень восприятия мира:

 

Прост путь к свободе, к ясности ума -

достаточно, чтобы озябли ноги.[16; 128]

 

Для лирики Вероники Тушновой так же свойственно поэтическое изображение повседневности. Более подробно на этой черте поэзии мы остановимся в параграфе “Психологическая специфика”.

В поэзии Беллы Ахмадулиной часто встречаются обращения к поэтам прошлого, в первую очередь, к Ахматовой и Цветаевой. Причину такой привязанности сама Ахмадулина находит в том, что она является не только продолжателем традиций великих поэтов:

 

И все же для вас я удобство обмана.

Я знак, я намек на былое, на Сороть,

как будто сохранны Марина и Анна

и нерасторжимы словесность и совесть.[16; 124]

но даже может быть названа их новым воплощением в этой жизни:

Я призрак двусмысленный и неказистый

поэтов, чья жизнь не затеется снова.[16; 124]

 

Среди характерных черт лирики Ахматовой и Цветаевой мы можем отметить гражданские мотивы и их значимость для поэтов: в отдельные периоды, когда это связано с обострением социальных конфликтов, они преобладают в творчестве и занимают не меньшее место, чем лирические. Гражданственность выражает себя в оппозиции насилию - войне, массовому террору, наступлению фашизма на Западе.

Как мы уже убедились, гражданские мотивы - проанализированные нами темы Родины, войны - занимают большое место в лирике Вероники Тушновой и Беллы Ахмадулиной. Особенно ярко проявляется антивоенная тематика в стихотворениях Вероники Тушновой.

В противопоставлении “бытия” и “быта”, как уже было сказано, поэты непререкаемо утверждают бытие - и в творчестве, и в реальной жизни.

Так же при анализе мы отмечали множество тем и мотивов в творчестве Ахмадулиной и Тушновой, сходных с ранее освещенными такими признанными поэтами как Иван Бунин, Николай Некрасов, Федор Тютчев, Николай Рубцов, Владимир Высоцкий, Борис Пастернак и др.

Не только тематика стихотворений Тушновой и Ахмадулиной во многом созвучна между собой, но и ракурс раскрытия тем часто совпадает.

Все это позволяет отметить особенности, с точки зрения некоторых критиков, нехарактерные для “женской” поэзии, а именно способности к самостоятельному творчеству, следование канону и поэтическим традициям, новый взгляд на старые темы.


Психологическая специфика

 

В ходе анализа мы делаем основной упор на тематическую специфику, поскольку именно ее можно считать критерием для разделения поэзии по гендерному призаку. Психологическая специфика напрямую связана с тематической. Под психологической спецификой мы подразумеваем излишнюю романтизацию и тончайшую детализацию.

Действительно, женщин-поэтов часто обвиняют в романтизации быта и излишнем внимании к деталям. Но весьма спорно эти “недостатки” относить к “женской” поэзии - “мужская” поэзия так же поэтизирует быт. Борис Пастернак в стихотворении “Август” из цикла стихотворений Юрия Живаго очень поэтично описывает солнечный луч, коснувшийся привычных предметов и придавший им особую прелесть:

 

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою

Соседний лес, дома поселка,

Мою постель, подушку мокрую

И край стены за книжной полкой.[18; 430]

 

Мужчины-поэты уделяют столь же большое внимание деталям, когда это необходимо, например, для раскрытия образа. Так в стихотворении “Как показать лето” Юрий Левитанский акцентирует внимание именно на деталях, которые и “создают” лето. Нам не нужно читать название стихотворения, чтобы по первым же строкам понять, о чем речь:


Фонтан в пустынном сквере будет сух,

и будет виться тополлиный пух,

а пыльный тополь будет неподвижен.

И будет на углу продажа вишен,

торговля квасом

и размен монет.[24; 211]

 

Таким образом, романтизация - естественное свойство поэзии, без нее поэзии просто нет.

“Романтизация быта” у Вероники Тушновой вызвана поэтичностью души, таким взглядом на мир, при котором иное восприятие просто невозможно.

 

.и, полусонная еще,

щекою чувствую горячей

твое холодное плечо..[19; 221]

 

Нет в нашем мире большого и маленького, высокого и низкого, и потому трепетное отношение к любой детали способно объяснить мироздание. Так же часто акцент на чем-то конкретном и обыденном оказывается памятью, той самой “памятью сердца”.

 

Я в снегу подтаявшем,

около ствола,

гладенькую, мокрую

шишку подняла.

А теперь в кармане

я ее ношу,

выну, полюбуюсь,

лесом подышу.[19; 224]


Говорить об излишней романтизации и детализации - значит, отказывать поэту в таланте. Ведь у настоящего художника каждая деталь важна, каждое слово значимо и стоит на своем месте.

 

Разве можно знать заранее,

что полюбится тебе,

память сердца, память сердца,

в человеческой судьбе?

Может, в городе - крылечко,

может, речка, может, снег,

может, малое словечко,

а в словечке - человек! [19; 41]

 

Так же и в лирике Беллы Ахмадулиной поэтизация и детализация являются неотъемлемой частью поэзии.

 


Заключение

Изучив исследования и критические статьи Т.Мелешко, Н.Габриэлян, В.Ходасевича, С.Сырневой, М.Волошина и других, мы пришли к выводу, что формирование взгляда на женское творчество шло уже на протяжении XIX-XX веков. “Женская” поэзия выделялась многими критиками как явление второсортное и часто не имеющее права на существование. Аргументами служили такие заявления, как “женщина не создает ничего нового литературе, описывает лишь свои чувства, а это никому неинтересно”. Однако были те, кто не соглашался с подобным мнением, считая, что именно эта нацеленность на женские чувства, женский мир и является прекрасной особенностью женской литературы, на которую стоит обратить внимание.

Принятое в литературе понятие “женская” поэзия удивительным образом приклеивает к произведениям, написанным женщинами, ярлык бездарности или недалекости. Мир женщины, по мнению многих критиков, ограничивается взрывной эмоциональностью, о которой представительницы прекрасного пола спешат поведать всем.

Споры о правомерности и целесообразности выделения данного понятия ведутся до сих пор: так для знаменитой поэтессы Веры Павловой “женской” поэзии не существует - есть стихи талантливые и неталантливые, но те, которые пишутся женщинами, более интересны, именно по той причине, что поэзия, сотворенная женщинами, воссоздает образ Женщины глазами Женщины.

Таким образом, понятие “женская” поэзия не включает в себя всю многогранность женского творчества: стоит разграничивать способность к поэзии и бездарность, не называя первое прерогативой только мужчин. Общие типологические черты “женской” поэзии не могут говорить об ее ограниченности, ведь темы, чаще разрабатываемые женщинами-поэтами - в первую очередь, тема любви - и в жизни занимают чуть ли не главное место. Более того, они по-разному раскрываются в творчестве поэтесс: за кажущейся простотой некоторых стихотворений может быть скрыт философский подтекст, несвойственный даже самым высокоинтеллектуальным произведениям.

Общие типологические черты “женской” поэзии мы исследовали на примере творчества Вероники Тушновой и Беллы Ахмадулиной. Выбор именно этих поэтесс обусловлен тем, что и Тушнова, и Ахмадулина получили народное признание, однако в разной степени. Индивидуальные же черты их поэзии позволили взглянуть на “женскую” поэзию с разных ракурсов: или это поэзия, достойная встать в один ряд с творениями великих поэтов, таких, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.Тютчев, Н.Некрасов, Б.Пастернак, А.Ахматова, М.Цветаева, или же это поэзия, необходимая женщинам для понимания своих чувств.

Как мы уже говорили, уникальность “женской” поэзии заключается в том, что она создает образ Женщины, образ лирической героини. Причем это не взгляд извне - взгляд мужчины, это понимание женщиной самой себя, анализ своих чувств и мыслей, выставление на людской суд своих поступков.

У В.Тушновой и Б.Ахмадулиной образ лирической героини имеет и сходства, и различия. Обе они заключают в себе качества настоящей Женщины: способность любить и прощать, стремление заботиться и подчиняться. Но лирическая героиня стихотворений Беллы Ахмаудлиной более интровертна - круг близких друзей для нее свят, хотя и дальним она с радостью готова помочь. В противоположность ей лирическая героиня Вероники Тушновой очень дорожит абсолютно всеми окружающими ее людьми. Она готова не спать ночами у постели чужого человека, о котором ничего не знает, но в глубине души ощущать его родным и близким лишь оттого, что ему сейчас нужна помощь - а в беде все равны.

Для лирической героини Вероники Тушновой характерны полное растворение в любви и любимом человеке, жертвенность, всепрощение и всепринятие. Она понимает подлинную ценность каждой минуты, проведенной рядом с дорогими людьми, знает, что мирное небо над головой - это уже само по себе огромное счастье. Она прошла через боль и обиды, через горе, из которого, как из огня, мог бы вынести ее любимый человек - и не вынес. Но она по-прежнему продолжает любить жизнь и людей, надеясь обрести счастье хоть в последние дни, часы, минуты своего пребывания в этом мире. Все это придает стихотворениям Тушновой особенно личный характер. Основанные на событиях из жизни поэтессы, они напоминают запечатленный в стихотворной форме личный дневник. При этом каждая читательница, оказываясь в мире стихов Вероники Тушновой, словно говорит со своей душой, словно видит себя в, казалось бы, простых строчках. Но нет ничего сложнее, чем писать просто. Веронике Тушновой это удается. Мир женщины раскрывается в ее стихах в своем истинном свете.

Иначе изображена лирическая героиня в стихотворениях Беллы Амхадулиной. Если стихи Вероники Тушновой можно назвать “женскими” - в том смысле, что они описывают мысли и чувства настоящей Женщины, то у Беллы Ахмадулиной нет столь строгого деления по половому признаку. Мужчина или женщина - это не так важно, главное, - человек. Душа не имеет пола, но - имеет характер, который от пола зависит. Потому так часто в стихах Ахмадулиной звучит мысль об отделенности ее лирической героини от мира женщин. Будучи поэтом, она вынуждена выбирать между “простым” женским счастьем и воплощением в жизнь своего дара.

Интересно то, что лирическая героиня Вероники Тушновой, выбирая, как может показаться, более легкий путь - она не отрекается от мира в пользу поэзии, лишь описывает свою жизнь, свои чувства - страдает стократ сильнее, чем лирическая героиня Беллы Ахмадулиной, отдавшая предпочтение тернистому венку Поэта: привычка смотреть на свои чувства со стороны, обдумывать, как они будут лучше выглядеть на бумаге, избавляет ее от лишней боли.

В ходе работы мы анализировали стихотворения Вероники Тушновой и Беллы Ахмадулиной по двум параметрам:

тематическая специфика;

психологическая специфика.

На заявленной в начале дипломного сочинения качественной специфике мы не останавливались, поскольку недостатки формальной стороны стихотворений зависят не от пола, а от способностей автора.

Для поэтических миров В.Тушновой и Б.Ахмадулиной характерны как темы/мотивы, попадающие, по определению критиков, в разряд специфически женских, так и общие, характерные для всех больших поэтов. Широкий тематический диапазон творчества Тушновой и Ахмадулиной доказывают стихотворения о любви к мужчине, своему ребенку, Богу, природе, стихотворения о смысле творчества, дружбе, Родине (и доме), о войне, детстве, быстротечности жизни и т.д.

И в том, и в другом случае можно использовать понятие “женская” поэзия -но не как оценочную категорию. Поэзия бывает разного качества, может иметь разные оттенки. В творчестве Вероники Тушновой и Беллы Ахмадулиной есть общее, позволяющее подвести их лирику под определение "женская" поэзия, но мы понимаем, что рамки этого понятия узки.

Рассматривая художественную семантику лирики Вероники Тушновой, мы выявили тематическое созвучие ее стихотворений не только с поэзией Ахмадулиной, но и тютчевские мотивы, например, в теме творчества. Говоря о стихотворениях Беллы Ахмадулиной, нельзя не заметить следование традициям Пушкина (особенно в теме дружбы), Некрасова (в патриотической теме), Пастернака (в философско-религиозной теме). Для Ахмадулиной характерна творческая, рациональная установка на продолжение традиций, что очень сближает ее поэзию с поэзией Анны Ахматовой.

Все это ставит под сомнение правомерность отделения “женской” поэзии от “большой литературы” по тематическому критерию.

 


Список литературы

 

1. Абрамович Н. Женщина и мир мужской культуры://www.a-z.ru/women/texts/kazakr.html

. Аннинский Л. Вероника Тушнова: “Не отрекаются любя”/журнал “Литературная учеба: литературно-философский журнал”. - Москва: ИД “Литературная учеба”, 2005г., - №3, - стр. 132-140

3. Антоничева М. Женское и мужское: О поэзии А. Русс и Е. Жумагулова

http://www.lito1.ru/text/54248

. Анхель де Куатье "Об Анхеле де Куатье"://vsedorogi.org/bib_shim_avtor.asp

. Ахмадулина Б. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. - Ростов н/Д, Феникс, 1998. - 448 с.

6. Ахмадулина Б. Сны о Грузии. - Изд-во “Мераки”, Тбилиси, 1977.- 213 с.

.   Ахмадулина Б.А. Стихотворения. Эссе. - М.: 2000.- 470 с.

.   Белинский В.Г. Жертва… Сочинение г-жи Монборн

http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1560.shtml

. Берг М. Переход от женщины к человеку://www.mberg.net/perzen/

. Бродский И. "Зачем российские поэты?.." /Звезда, 1997. - № 4. - С. 4.

11. Бунин И.А. Стихотворения. - М.: Мол.гвардия, 1990. - 222 с.

.   Василенко С. «Новые амазонки»

http://www.a-z.ru/women_cd1/html/vasilenko_e.htm

. Вейнингер О. Пол и характер. - Ростов-на-Дону, 1998. - 273 с.

. Винокурова И. Тема и вариации. Заметки о поэзии Беллы Ахмадулиной. // Журнал критики и литературоведения. Вопросы литературы. - Выпуск IV. - 1995. - стр. 37-50

. Волошин М. “Женская поэзия”://www.tsvetayeva.com/voloshin-1

 

. Ворожихина К. Женское и мужское в обществе и культуре.://atheismru.narod.ru/humanism/journal/50/vorozhikhina.htm

. Габриэлян Н. Взгляд на женскую прозу // Преображение. Русский феминистский журнал. - М., 1993. - № 1. - С. 102-108.

. Гинзбург Л. В городе поэтов // Молодая гвардия. - 1956. - № 1. - C. 143.

. Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. Пособие для гуманитарных вузов. - СПб., 2000. - 320 с.

20. Калугин В. Прощальная мольба Софии Парнок

http://www.lgz.ru/article/13670/

. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 235 с.

22. Лайдинен Наталья. Сайт о женской поэзии.

http://www.laidinen.ru/gensproect.php

. Левитанский Ю. Сон об уходящем поезде. - М.:Русская книга, 2000. - 384с.

24. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в гендерном аспекте. Учебное пособие по спецкурсу. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2001. - 88 с.

.   Не помнящие зла: Новая женская проза/ Сост. Л.Л.Ванеева. - М.: Московский рабочий, 1990. - 365 с.

.   Ницше Ф. Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб., 1993. - 598 с.

.   Огнев В. Поэзия Беллы Ахмадулиной. //У карты поэзии. - М., 1968. -

С. 94-99.

. Онищук В. А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. - М, 1981. -191 с.

. Охотникова С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Ч. 2. - Иваново, 2002. - С. 273-279.

30. Павлова В. "Я научила говорить мужчин?"

http://exlibris.ng.ru/lit/2002-03-21/2_memory.html

. Пастернак Б.Л. Поэзия. - М.: Слово/SLOVO, 2008. - 584 с.

32. Поваляева Н. О необходимости своей комнаты: Вирджиния Вулф и проблемы “женской” литературы.

http://www.virginiawoolf.ru/art13.html

. Рез З. Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. - Л., 1976. - 282с.

34. Рез З.Я. Методика изучения лирики в школе: Автореф. дис.. докт. пед. наук.- Л, 1971. - 16 с.

35. Рубцов Н.М. Стихотворения. - М.: “Сов. Россия”, 1977. - 240 с.

36. Рябов О. Миф о русской женщине в отечественной и западной историософии.

http://www.a-z.ru/women_cd1/html/filologich_nauki_4.htm

. Савкина И. "Простите за неприличное слово"://www.genderstudies.info/lit/lit2.php

. Савкина И. Зеркало треснуло (современная литературная критика и женская литература)://www.genderstudies.info/lit/lit1.php

. Сильман Т И Заметки о лирике. - Л, 1977. -224 с.

. Сырнева С.“Новая женщина” в стихах Галины Якуниной ЯКУНИНОЙ://old.svetgrad.ru/2006/3/zensina.php

. Тимофеев, Л.И., Тураев, С.В.Словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1974. - 510 с.

. Тодоров Л. В. Как читать и понимать стихи. - М, 1974. - 48 с.

. Банников Н.В. Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986. - 750с.

44. Трофимова Е. На руинах «большого стиля»: женская литература в поисках новых гендерных конструктов.

http://www.topos.ru/article/2281

. Трофимова Е. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях.://www.a-z.ru/women_cd1/html/trofimova_e.htm

. Турков А. “Ее звезда” // В.Тушнова. Не отрекаются любя. -М.:2008. - 352с.

. Тушнова В.М. Избранное. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 384 с.

48. Тушнова В. Не отрекаются любя: Стихи. - М.:Эксмо, 2008. - 352 с.

.   Улюра А. "У мужчин - свой зачет, у женщин - свой, отдельный"

http://magazines.russ.ru/nlo/2007/86/ul14.html

. Ходасевич В.Ф. "Женские" стихи.://az.lib.ru/h/hodasewich_w_f/text_0058.shtml

. Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. - М.: “Худож. лит.”,1978. - 479 с.

52. Чупринин С. Белла Ахмадулина: я воспою любовь// Чупринин С. Крупным планом - М., 1983. - с. 176-85.

53. Шарова Н. Вспоминай меня.://www.chgazeta.ru/number/604/10.shtml


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.