Взаимосвязь личностных ценностей и типов межличностных отношений — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Взаимосвязь личностных ценностей и типов межличностных отношений

2021-04-19 55
Взаимосвязь личностных ценностей и типов межличностных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

личность ценность межличностный психологический

Этапы и методы исследования

 

С целью доказательства гипотезы о том, что Чем более выражены дружелюбные и агрессивные тенденции в интерперсональных отношениях, тем предпочтительнее будут ценности межличностного общения и индивидуалистические ценности соответственно, было осуществлено исследование, которое включило в себя три этапа.

На первом этапе производился подбор методик, осуществлялся диагностический опрос респондентов. С целью исследования ценностных ориентации была использована методика «Ценностных ориентации» М. Рокича. Для изучения типов межличностных отношений применялась методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

На втором этапе проводилось обработка данных и изучение особенностей взаимосвязи терминальных и инструментальных ценностей и межличностных отношений с использованием критерия r-Спирмена.

На третьем этапе осуществлялась интерпретация полученных данных, формулировались выводы.

Методика «Ценностные ориентации» была разработана М. Рокичем в 1973 г. Она основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает 2 класса ценностей:

) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляются 2 списка ценностей (по 18 ценностей в каждом) на листках бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Соответственно самая значимая ценность будет иметь номер 1, менее значимая номер 2 и так до самой не значимой, которой присвоится номер 18. Вначале предъявляется набор терминальных (приложение 6), а затем набор инструментальных ценностей (приложение 7).

Результаты ранжирования заносим в таблицу (приложение 1, приложение 2), предварительно преобразовав результаты для корректной корреляции. Преобразование состояло в том, что самой не значимой ценности был присвоен номер 1, а самой наименее важной номер 18, все остальные ценности были преобразованы соответствующим образом. В соответствии с выделенными Д.А. Леонтьевым блоками личностных ценностей, выделяем преобладающие ценности личности.

Надежность методики проверялась М. Рокичем на устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей. Были получены следующие результаты:

 

  3 нед. 7 нед. 2-4 мес. 14-16 мес.
Терминальные ценности 0,78 0,78 0,76 0,69
Инструментальные ценности 0,72 0,71 0,65 0,61

 

Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). Для адаптированного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных). В целом, как по американским, так и по советским данным устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных. Наиболее устойчивыми оказались ценности, имеющие самые высокие и самые низкие ранги.

О валидности методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп. Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных. [25]

Метод исследования типов межличностных отношений Т. Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений (Приложение 9), из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих (со стороны), для самооценки, оценки близких людей, для описания «идеального Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Для нашего исследования мы применяли инструкцию для выявления «реального Я».

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения: 0-4 балла - низкая, адаптивное поведение; 5-8 баллов - умеренная; 9-12 баллов - высокая экстремальное поведение; 13-16 баллов - экстремальная до патологии.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, социальное "Я", реальное "Я", мои партнеры и т. д.

Методика была представлена респонденту списком. Далее производился подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального ключа к опроснику. Полученные баллы не были перенесены на дискограмму, так как в нашем исследовании полученные результаты использовались для статистической обработки, а не для построения личностного профиля. По специальным формулам были определены показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

Надежность опросника Лири проверялась путем сопоставления с данными ММPI и шестнадцатифакторного опросника Кэттелла, так же эти исследования подтвердили его высокую конструктную валидность. В нашей стране модификация опросника была проведена Л.Н. Собчик еще в начале 70-х, а в 1990 году ею издано руководство к русскоязычной версии. [43]

В исследовании принимали участие сотрудники универмага «Октябрьский» в количестве 31 человека, имеющие высшие и среднее образование. Возрастной диапазон участников варьируется от 27 до 35 лет.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.