Глава 1. Теоретические аспекты особенностей поведения сиблингов при повторном браке родителей — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей поведения сиблингов при повторном браке родителей

2021-04-19 123
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей поведения сиблингов при повторном браке родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей

1.1 Понятие о повторном браке

1.2 Понятие о сиблингах и сиблинговой позиции

1.2.1 Сводные братья и сестры

1.3 Проблемы детей и родителей в повторном браке

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей

2.1 Исследование особенностей взаимодействия родителей и детей в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

2.2 Изучение сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

2.3 Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

Заключение

Список используемых источников

Приложения


Введение

 

По определению Н.Я Соловьева, семья - это “малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство” [1].

Изучение семейных взаимоотношений осложнено многими факторами:

Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.

Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами.

В-третьих, тем, что предметом семейной психологии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.

И, конечно, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а так же их изменчивостью, отсутствием четких контуров.

Актуальность работы: заявленная тема актуальна, так как о повторных браках в последнее время мы слышим все чаще и чаще. У многих людей после развода либо после потери одного из супругов остаются дети. Часто появляется вопрос, быть ребенку и папой и мамой одновременно, либо создать новую семью, чтобы у ребенка были реальные и папа и мама. И вот именно здесь чаще всего появляется множество проблем.

В процессе изучения взаимосвязей между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношениях в семьях, воспитывающих сиблингов от разных браков, открываются перспективы дальнейшего исследования различных аспектов этой проблемы.

Цель исследования: изучить взаимосвязь между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследуемой проблеме.

2. Изучить особенности взаимодействия родителей и детей в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

3. Исследовать сиблинговые взаимоотношения в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

4. Изучить взаимосвязь особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Объект исследования: семьи, воспитывающие двух сиблингов от разных браков.

Предмет исследования: взаимосвязь особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Гипотеза исследования: существует достоверная связь, выражающаяся в зависимости между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, психодиагностические методы, корреляционное исследование.

Диагностические методики:

Опросоник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор Марковская И.М.)

Методика диагностики сиблингового общения (мод. Кравцовой М.В.)

Методы математической и статистической обработки: количественный и качественный анализ данных, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

База исследовательской работы средняя общеобразовательная школа №30. В исследовании приняли участие учащиеся 40 семей, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.


Понятие о повторном браке

 

Отношения повторного брака возникают в результате распада семьи или смерти одного из супругов, когда, при наличии оставшихся от предыдущего брака детей, их родители пытаются создать новые семьи.

Повторные браки возникают после разрушения семьи, как только один из бывших супругов вступает в новый семейный союз, неважно, официально или нет. В каждых двух случаях из трех такие отношения неизбежно оканчиваются разрывом, причиняя всем мучительную боль [11, с.12].

Повторный брак желателен и для женщины, и для мужчины, если они остались одинокими. Статистика показывает, что продолжительность жизни одиноких людей у нас меньше, чем семейных. Смертность среди мужчин-холостяков в 2,5 раза выше, чем среди женатых. Одинокие женщины умирают в 1,7 раза чаще, чем замужние.

По данным ООН, смертность холостых во всех странах вдвое выше, чем женатых (в Японии даже в 3,3 раза, в Румынии в 3,1 раза и т.д.). То же касается и одиноких женщин, правда, здесь смертность выражена меньше - особенно в возрасте от 20 до 40 лет, но зато потом она увеличивается такими же темпами, как и у мужчин.

Выходит, супружество - это и вопрос долголетия, условие сохранения здоровья и работоспособности. Поэтому второй брак жизненно необходим, а одиночество противопоказано мужчинам и женщинам, особенно после 40 лет [21].

Сейчас большинство смешанных семей образуется в результате последовательности «брак—развод—повторный брак». В прошлом же смешанные семьи в основном формировались в результате последовательности «брак—смерть супруга(и) — повторный брак».

Различие между этими двумя типами смешанных семей заключается, конечно, в наличии живого бывшего брачного партнера. Часто контакты с бывшим партнером продолжаются и могут включать в себя разделение опеки над детьми, финансовую поддержку и официальное посещение детей. В некоторых семьях бывшим супругам при таких контактах бывает трудно сохранять дистанцию, разрешать конфликты и избегать ощущения, что один из них в чем-то отказывает другому [9].

Наиболее часто наблюдаются два типа повторных браков:

1.Женитьба разведенного мужчины среднего или пожилого возраста на более молодой, свободной и бездетной женщине. Первоначально отношения между ними формируются на комбинации «родительского» и «детского» партнера, которые вполне совместимы. Дальнейшее развитие отношений зависит от того, сохраняется ли данный тип отношений или же после некоторого периода времени, в течение которого молодая жена развивается и созревает социально, она оставляет роль «детского» партнера и начинает проводить свою автономную линию, претендовать на главенство в семье. Определенные проблемы могут быть связаны с необходимостью материальной поддержки детей от первого брака, а также, в случае значительной разницы в возрасте, возможно временное уменьшение половой активности мужчины, которая постепенно возвращается к прежнему уровню. Второй брак с разведенной женщиной, имеющей детей. В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были неудовлетворенны в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь будет лучше. Они уже имеют поучительный опыт, стали менее гибкими, медленнее меняют свои привычки. Жена приводит с собой ребенка (или нескольких детей) от первого брака. Дети от первого брака оказывают отрицательное влияние на согласие в новой семье [8].

С учетом ведущих мотивов и жизненно важных потребностей, определяющих стремление человека создать новую семью, в группе повторных браков можно условно выделить несколько разновидностей:

ü брак разведенного мужчины среднего и пожилого возраста с более молодой, свободной и бездетной женщиной;

ü женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми;

ü брак вдовцов и вдов;

ü «возвратные браки» [19, c. 239].

Повторный брак отличается от первичной семьи. Он не хуже и не лучше; он – иной в своей основе. Они существуют по разным законам. Поэтому взаимоотношения и поведение внутри каждого из них подчиняются своим правилам.

В настоящее время семьи в повторном браке – это семьи с двумя родителями, где могут быть дети – как общие, так и от прежних браков. Они могут жить вместе или с детьми мужа или жены. В XIX веке подобные браки были редкостью, но в XX веке, особенно после Великой Отечественной войны, такие браки стали распространенными. Семьи в повторном браке имеют много проблем, например: отношения отчима или мачехи к неродным детям, вопрос свиданий с ребенком отца, бабушки, дедушки или другого близкого родственника [10, с.9].

Во втором супружестве есть свои особенности. Обычно те, кто прошел процедуру развода, утверждают, что любви не существует, что она выдумана. Поэтому партнеры, вступившие в повторный брак, уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и рассматривают супружество с рациональной точки зрения. Выбор нового спутника жизни осуществляется продуманно, с учетом достоинств и недостатков друг друга, совместимости интересов и потребностей. Мужчина и женщина стараются учитывать и исключать промахи, которые были в предыдущем браке, поэтому не решаются на второй брак, если обнаружат у кандидата те же или сходные недостатки, что были у первого супруга. В основе второго брака лежит осознанная симпатия, а не эмоциональная восторженность, как при первом. Здесь практически можно избежать разочарования, ибо есть опыт оценки мужчин и женщин, есть возможность до заключения брака испытать друг друга на психологическую удовлетворенность.

Во втором браке могут возникнуть серьезные трудности, имеющие закономерный характер, справиться с которыми супругам поможет их житейская мудрость. Семейные отношения могут осложниться рядом глубоких и устойчивых противоречий: между прежними установками и необходимостью выбрать новые; между опытом прежней жизни и новыми семейными отношениями; между привычками, которые привносит в семью каждый из супругов, и необходимостью примириться с ними, либо избавиться от них. Противоречие может возникнуть между супружеской и родительской любовью, если от предыдущего брака остался ребенок. Нередко семье мешает и определенный психологический барьер. При вольном или невольном сравнении прежнего супруга с новым мужем вдруг обнаруживается, что первый в чем-то был лучше. А в сложных ситуациях супруги невольно начинают действовать, как и в прежней семье, негативными средствами, методами, по старой привычке.

Oдной из особенностей повторного брака является то, что партнеры постоянно сравнивают свою новую жизнь с прошлым супружеством и находят, что раньше они были счастливы в большей степени, чем сейчас (особенно это характерно для овдовевших супругов). Это может вызвать трудности психологической адаптации супругов в новом браке.

Мотивы повторного брака многообразны. Их можно свести к трем большим группам: 1) удовлетворение чувства любви, большой привязанности; 2) достижение большего душевного комфорта; 3) улучшение материальной стороны жизни, бытовых условий. Что касается мотива поиска человека, который мог бы заменить ребенку отца (мать), то его значение в повторных браках несколько преувеличено исследователями. На самом деле оказалось, что большинство разведенных женщин полагают, что сами в состоянии заменить ребенку ушедшего их семьи родителя и, более того, из-за психологического благополучия ребенка или его нежелания принимать в семью будущего отчима отказываются от повторного замужества [19,с.236-239].

Важной чертой – и особой сложностью – является необходимость добровольного принятия на себя каждым членам семейства определенных ролей. При создании новой семьи все правила меняются и могут существенно изменяться роли. В отличие от семейных отношений, складывающихся и развивающихся естественным образом, повторный брак требует от супругов создание новой системы взаимоотношений и ее последующего принудительного внедрения в жизнь совместными усилиями. Каждая такая система, или свод действующих в семье законов, создает новую команду, со свойственной только ей одной тактикой и стратегией [11, с.66].

Подобные «роли», или установленные права и обязанности, существуют как для взрослых, так и для каждого из детей, в соответствии с их возрастом и полом [11]. Как неродным родителям, так и их пасынкам и падчерицам, необходимо время, чтобы приспособиться — узнать характер друг друга и проверить свои знания. Чтобы сделать это, отчимы и мачехи должны попытаться занять в жизни детей место, отличающееся от места родного отца и матери. Если они попытаются конкурировать с родными родителями ребенка, высока вероятность, что их постигнет неудача [9].

По существующим данным, в части семей наличие нового мужа матери в части семей оказывается для детей более негативным фактором, чем «материнский брак», то есть фактическая неполная семья. Рождение ребенка (или детей) в новом браке делает старшего ребенка «лишним» и ведет к его безнадзорности, а в крайнем случае — к беспризорности и помещению в муниципальные учреждения для несовершеннолетних. Первенец как бы «не вписывается» в новую жизнь матери. В особенности это характерно для «гражданских браков», в большинстве которых новый муж матери не спешит брать на себя ответственность за семью и ребенка жены, но в то же время отвлекает на себя большую часть ее времени, требуя заботы. Значительная доля социальных сирот, о которых вынуждено заботиться государство, имеет мать, проживающую с гражданским мужем.

По данным американских авторов, мачехи сталкиваются с большим количеством проблем, чем отчимы, приспосабливаясь к своим новым ролям, им приходится преодолевать огромные трудности, чтобы достичь успеха — частично из-за существования стереотипа «злой мачехи», а частично из-за того, что мачехи проводят с детьми больше времени, чем отчимы [9].

Особые проблемы могут возникать при повторных браках вдовцов и вдов. Если первый брак у супругов был спокойным и вполне благополучным, иногда возникают подрывающие супружество тенденции сравнения второго партнера с первым. Воспоминания и нетактичные ссылки на пример умершего мужа могут вызывать напряжение и неудовлетворенность. Подобные ситуации чаще встречаются в семьях, где мать приводит с собой детей от первого брака [8].

Преимущества второго брака по сравнению с первым заключается в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтичную любовь и подходят к супружеству более рационально. Помня о той горечи, с которой нередко оканчивается первый брак, партнеры испытывают благодарность за все хорошее, что им представляет второй брак, они стараются сохранить его и активнее его оберегают [8].

 

А. Адлер.

А. Адлер, рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он дал описание личностных особенностей первенца (старшего), второго ребенка (среднего), последнего (младшего) и единственного ребенка в семье. По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье [6].

Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что скорее всего сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение "монарха, лишенного трона", и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Со временем ребенок сознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец "приучает себя к изоляции" и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками [17].

Благодаря своему особому положению в семье, он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоятельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна – у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте нередко бывают не способны на смелые, решительные поступки [18].

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка.

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы.

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока "лишения трона" другим сиблингом и, будучи "малышом" или "баловнем" семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о "борющемся младшем ребенке", как о возможном будущем революционере [17].

У. Тоумен.

Теоретическая позиция У.Тоумена также предусматривает развитие личности и ее взаимоотношений с окружающими в контексте определенной сиблинговой позиции.

Сиблинговая позиция предполагает определенные стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Обобщенные данные представляют собой десять основных сиблинговых позиций, зависящих от числа детей в семье, их пола и интервала рождения. Каждой позиции присущ типичный (нормальный) стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия и выступает основой ожиданий [7, с.10].

Основные позиции таковы:

1) самый старший ребенок: старший из братьев, старший брат среди сестер, старшая из сестер и старшая сестра среди братьев;

2) самый младший ребенок: младший из братьев, младший брат среди сестер, младшая из сестер и младшая сестра среди братьев;

3) средний ребенок — мужского или женского пола;

4) единственный ребенок — мужского или женского пола;

5) близнецы: двое, трое, четверо, пятеро и т. д.

Будет ли старший в семье сверхтревожным или же спокойным лидером семьи, зависит от основного уровня ее дифференциации. Этот уровень будет определять, станет ли самый младший в семье безответственным, легко поддающимся любым переменам настроения и импульсивным или же уступчивым, но целеустремленным.

Основной тезис У. Томана состоит в том, что сиблинги учат друг друга тому, как осуществлять тесные взаимоотношения со сверстниками. Дружба у взрослых и выбор супруга(и), как и родительский стиль, сильно зависят от опыта, полученного сиблингом в детстве. У женщины, выросшей вместе с братьями, более спокойные и ровные дружеские взаимоотношения с мужчинами и с мужем, а также со своими сыновьями по сравнению с женщиной, у которой были только сестры. Мужчина, который вырос в окружении сестер, чувствует себя более уверенно и спокойно в дружеских взаимоотношениях с женщинами, в браке, а также в качестве отца дочерей, чем тот мужчина, у которого были только братья [3].

Но профили сиблинговой позиции и даже взаимодополнительность порядка рождения и пола в браке или в воспитании детей не являются абсолютными. Здесь существуют значительные вариации. Эти показатели могут обогатить представление о среднем ожидаемом уровне функционирования членов семьи в течение поколений в зависимости от того, соответствуют индивиды профилю или же отклоняются от него. Профили сиблинговой позиции могут, однако, ввести в заблуждение, если они используются как устойчивые стандарты для оценивания функционирования индивидов или брачной пары. Знание сиблинговой позиции может быть полезным в контексте всесторонней оценки семьи.


Сводные братья и сестры

Отношения между сводными детьми могут варьироваться от взаимного расположения и даже любви до ревности, недоверия, ненависти и активного стремления добиться первенства в новой семье. Взаимоотношения сводных детей представляют собой все многообразие проявлений непримиримого соперничества.

Ситуация осложняется еще и тем, что один ребенок или группа детей аппелирует к «моему папе», а их соперник обращается за поддержкой к авторитету «моей мамы». В качестве аргумента кто-либо из детей может ставить в пример «мою семью», а кто-то из детей то, что въехали в «его дом».

При этом не менее сложными и многообразными оказываются взаимоотношения взрослых. При объединении двух семейств оба родителя по отношению к детям своего партнера автоматически превращаются в неродных родителей, что предоставляет каждому из них прекрасную возможность осыпать друг друга взаимными обвинениями в придирчивости или даже жестокости обращения с «чужими» детьми и всяческом попустительстве к собственному ребенку. Выполнению детьми возложенных на них обязанностей по ведению домашнего хозяйства такое положение вещей, естественно, ни коим образом не способствует, и комфортности в атмосфере новой семьи ребенку, конечно, не прибавляет. Наоборот, противостояние в семьях смешанного родственного состава вызывает у детей лишь дополнительное обострение чувства тоски и тревоги.

Определению места ребенка в новом составе семьи в значительной мере способствует распределение детей по разным возрастам. На этой основе ребенок естественным образом становится старшим среди детей, средним по возрасту или самым младшим из них. Помимо возрастных различий дети идентифицируются по физическим характеристикам и уровню развития своих способностей [11, с.211].

Однако отношения между сводными детьми могут быть очень даже доброжелательными. Отношения могут быть не хуже, чем отношения родных братьев и сестер.

Причин тому, что между сводными братьями и сестрами обычно складываются отношения такие же, как между родными, несколько. Само появление в семье сводного брата или сестры иное, чем неродного родителя. Новые дети рождаются в семье, их появления ждут, к нему готовятся, в то время как отчим или мачеха вторгаются в семью со стороны, как бы внезапно. А главное – дети легко вступают между собой в контакт, у них свой особый детский мир, общие интересы, общие игры и занятия. Чем ближе возраст детей, тем лучше и легче складываются их взаимоотношения. Есть лишь одна опасность. В любой семье появление следующего ребенка, если предыдущий уже достаточно подрос к этому времени, может вызвать ревность старшего, обиду за то, что малышу уделяется больше внимания, чем ему. Если это случается в повторном браке, по подобные чувства старший ребенок может связывать с тем, что один из родителей у него неродной. Чтобы избежать подобных оценок своего места в семье, необходимо старшего ребенка приобщать к уходу за младшим, дать ему почувствовать, что наравне со взрослыми на него ложится забота и ответственность за малыша. Таким образом, ребенок от первого брака, будучи старшим, обретает так необходимую ему возможность самоутверждения, приобщения ко «взрослой» деятельности, получает право на уважение и одобрение со стороны родителей. Самоотверженное, покровительственное, заботливое отношение к малышу становится психологически более значимым для него, чем ревнивое опасение, чем младшего в семье любят больше. Важно только без особой нужды не нарушать главное правило – одинаковое и равное отношение ко всем детям, независимо от того, родные они для супругов или неродные [19, с. 246].


Заключение

 

В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения очерченной проблемы.

Наше исследование было направлено на изучение взаимосвязи между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

При этом исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе осуществлен анализ основных теоретических подходов к исследуемой проблеме. Рассматриваемой проблеме посвящено большое количество исследований, однако, несмотря на значительное количество работ, исследования в этой сфере остаются достаточно актуальными.

Задачами второго и третьего этапов исследования являлось диагностика детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений. Полученные в результате реализованного диагностического обследования данные позволили охарактеризовать выборку испытуемых исходя из рассматриваемых диагностических параметров.

На последнем этапе исследования решалась задача исследования взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений.

Статистическая проверка эмпирической гипотезы осуществлялась с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, позволяющего определить тесноту и направленность корреляционной связи между двумя признаками. Гипотеза, подлежавшая проверке в нашем исследовании, нашла свое подтверждение, что позволило констатировать существование достоверной взаимосвязи между исследуемыми признаками.

Практический аспект результатов нашего исследования представляется в применении полученных результатов практическими психологами учреждений, консультирующих по вопросам брака и семьи.

Итак, есть множество вопросов, на которые мы не знаем ответов, а значит, перед нами открыты новые горизонты исследований в области семейной психодиагностики.

Психологи считают семейную психологию и исследования в этой области наиболее сложными, но, надо заметить, что это и наиболее интересная область психологии, наиболее жизненная область.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Текст методики

1. Можно ли сказать, что тебе с сестрой (братом), как правило, нравятся одни и те же фильмы, книги, спектакли?

а) Да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да; г) нет.

2. Часто ли у тебя в разговоре с сестрой (братом) возникает чувство общности, полного взаимопонимания?

а) Очень редко;

б) довольно редко;

в) довольно часто; г) очень часто.

3. Есть ли у вас любимые высказывания, которые имеют для вас обоих одно и то же значение, и вы с удовольствием используете их?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

4. Сможешь ли ты предсказать, понравится ли твоей сестре (брату) фильм,

книга и т. д.?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

5. Чувствует ли твоя сестра (брат), нравится ли тебе то, что она (он) говорит или делает, когда ты непосредственно ей (ему) об этом не говоришь?

а) Практически всегда;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) практически никогда.

6. Рассказываешь ли ты сестре (брату) о своих отношениях с другими людьми?

а) Рассказываю практически все;

б) рассказываю довольно много;

в) рассказываю довольно мало;

г) не рассказываю практически ничего.

7. Бывают ли у тебя с сестрой (братом) разногласия на почве того, какие отношения необходимо поддерживать с друзьями?

а) Да, почти постоянно;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) нет, почти никогда.

8. Насколько хорошо твоя сестра (брат) понимает тебя?

а) Очень хорошо;

б) скорее хорошо, чем плохо; в) скорее плохо, чем хорошо;

г) совсем не понимает.

9. Твоя сестра (брат) чувствует, что ты расстроен(а) или раздражен(а) чем-то, но не желает этого показывать?

а) Да;

б) наверное, это так; в) навряд ли это так;

г) нет, это не так.

10.Рассказывает ли тебе сестра (брат) о своих неудачах и промахах?

а) Практически всегда;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) практически никогда.

11. Бывает ли так, что какое-то слово или предмет вызывает у вас обоих одно и то же воспоминание?

а) Очень редко;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) очень часто.

12. Когда у тебя неприятности, плохое настроение, становится ли тебе легче от общения с сестрой (братом)?

а) Практически всегда;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) практически никогда.

13. Как ты думаешь, есть ли темы, на которые сестре (брату) тяжело и неприятно разговаривать с тобой?

а) Очень много;

б) довольно много; в) довольно мало;

г) очень мало.

14. Бывает ли так, что в разговоре с сестрой (братом) ты чувствуешь себя скованно, не можешь подобрать нужных слов?

а) Очень редко;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) очень часто.

15. Есть ли в вашей семье традиции, к которым вы с сестрой (братом) одинаково относитесь?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

16. Может ли твоя сестра (брат) без слов понять, какое у тебя настроение?

а) Практически никогда; в) довольно часто;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) практически всегда.

17. Можно ли считать, что у тебя с сестрой (братом) одинаковое отношение к жизни?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

18. Бывает ли так, что ты не рассказываешь сестре (брату) новость, важную для тебя, но к ней (нему) не имеющую прямого отношения?

а) Очень часто;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) очень редко.

19. Рассказывает ли тебе сестра (брат) о своем физическом состоянии?

а) Рассказывает практически все;

б) рассказывает довольно много;

в) рассказывает довольно мало;

г) не рассказывает практически ничего.

20.Нравится ли твоей сестре (брату) то, что ты делаешь или говоришь, когда она (он) прямо не говорит об этом?

а) Практически всегда;

б) довольно часто; в) довольно редко;

г) практически никогда.

21.Можно ли сказать, что вы согласны друг с другом в оценках своих друзей?

а) Нет;

б) скорее нет, чем да; в) скорее да, чем нет;

г) да.

22.Может ли твоя сестра (брат) предсказать, понравится ли тебе тот или иной фильм, книга?

а) Да;

б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да;

г) нет.

23. Рассказываешь ли ты сестре (брату) о неудачах?

а) Практически никогда;

б) довольно редко; в) довольно часто;

г) практически всегда.

24.Когда вы находитесь в ком


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.