История вопроса. Экономическая сущность — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История вопроса. Экономическая сущность

2021-04-19 53
История вопроса. Экономическая сущность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первое упоминание о страховых операциях содержится в законах Хаммурапи (2-е тысячелетие до н.э.) и касалось взаимного страхования купцов в караванах на случай нападения разбойников, гибели вьючного скота и других случаев возникновения ущерба. В античности существовали ростовщики, принимавшие на себя обязанности выплатить стоимость груза и корабля в случае его крушения или нападения пиратов (так называемое ссудное морское страхование).

Первое страховое объединение появилось в XII в. в Исландии. Жители острова объединились в союзы для взаимного обеспечения своего имущества на случай пожаров и падежа животных. Союзы состояли из 20 зажиточных крестьян. В случае несчастья часть убытка возмещалась пострадавшему деньгами, часть - материалами или работой. Большого распространения деятельность исландских союзов не получила, так как имущественное страхование начало развиваться только во время упадка феодализма и развития капиталистических отношений.

С XIII в. в Европе широкое распространение получило морское и взаимное страхование, которым занимались специальные страховые гильдии. Позже, с XV в. морское страхование организуется частными обществами на акционерной основе. При проведении морского страхования имели значение контроль состояния и классификация судов, проводимые частными английским и немецким страховыми обществами «Ллойд», Парижским бюро и др. В это время был выпущен свод законодательных постановлений по организации морского страхования.

В конце XVI в. в Швейцарии и Германии были организованы союзы сельских хозяйств для страхования скота, которые функционировали на взаимных началах и охватывали сравнительно небольшие регионы.

В начале XVII в. появляются следующие акционерные компании: «Голландско-остиндская» (1602), затем «Англо-остиндская» (1613), голландская (1629), французская (1668), копенгагенская (1726), стокгольмская (1734), берлинская (1745). В Лондоне в 1710 г. было основано первое крупное страховое общество «Sun-Fire-office», которое отличалось рациональным ведением дела. К началу XVIII в. существовали три вида страхования: морское, от падежа скота, от огня (страховалась только недвижимость). Во второй половине XVIII в. начинается страхование недвижимости в Гамбурге (с 1779 г.), затем в Лондоне (с 1786 г.). В этот же период получает распространение страхование от градобития во Франции, Шотландии, Ирландии, Англии, Германии (1791).

В 60-х и 70-х гг. XIX в. на смену этим коммерческим обществам стали приходить общества взаимного страхования, взявшие в свои руки и страхование от градобития. Масштаб деятельности этих обществ резко сократился под влиянием неблагоприятных условий в то время и плохой постановки предварительных расчетов.

На начало XX в. в Европе насчитывалось немало страховых учреждений: в Австрии - 14, в Германии - 25, во Франции - 20, в Италии - 16, в Англии - 3, в России - 2. Страховые общества постепенно расширяли возможность страхования сельскохозяйственных посевов не только от градобития, но и в других случаях, вызванных метеоусловиями. На более широкую основу было поставлено страхование скота.

Параллельно с имущественным развивалось и личное страхование. Это было страхование от болезней и несчастных случаев, которое было доступно немногим, так как страховые общества установили высокий минимум страховой суммы.

В начале XX в. во многих экономически развитых странах формируется система государственного страхования трудящихся. Вместе с уже ставшими традиционными формами личного страхования на случай смерти, потери кормильца, от несчастного случая появилось страхование от безработицы.

История развития страхования в Республике Беларусь началась сравнительно недавно. До конца XVIII в. в России, в том числе и на территории современной Беларуси, не было отечественных страховых организаций. Потребность в страховании частично удовлетворялась за счет услуг иностранных страховых обществ, что ежегодно влекло за собой вывоз до 10 млн. рублей золотом за границу для уплаты страховых премий. Желая остановить этот процесс, царское правительство в 1786 г. издало закон, воспрещающий «в чужие государства, дома и фабрики отдавать на страх и тем вывозить золото, во вред и убыток государственный».

Российская императрица Екатерина II повелевала своим манифестом от 28 июля 1786 г. с целью активной защиты от частых пожаров обязать «государственный заемный банк в обеих столицах и во всех городах каменные дома принимать на свой страх, а также каменные заводы и фабрики от всех хозяев». Этим же манифестом в России устанавливалась государственная монополия на страхование.

декабря 1786 г. при государственном заемном банке была учреждена страховая экспедиция. Страховые премии назначались в размере 1,5% от принятой на «страх» суммы. В течение 36 лет она имела исключительную монополию на страхование от огня. В целом активной деятельности в поиске клиентов она не проявила.

Император Павел I продолжил введение страхования государственной властью. По его указу от 18 декабря 1797 г. начало осуществляться страхование движимости. С этой целью при государственном ассигнационном банке была открыта страховая контора для приема «на страх» товаров, которая просуществовала два года.

Россия XVIII века не представляла обширного поля деятельности для страховых операций. Исключение составляли иностранцы, проживающие в России, и жители прибалтийских губерний, которые ориентировались на страхование имущества, а затем и жизни в иностранных обществах.

Однако попытка введения государственного страхования не имела успеха, и вскоре страховые операции были прекращены. Система государственного страхования уступила место частным предприятиям. 22 июня 1827 г. было образовано Первое Российское страховое от огня общество, устав которого утвержден Николаем I. Обществу была предоставлена привилегия сроком на 20 лет. Проводилось страхование от огня, а с 1828 г. - страхование от несчастных случаев транспорта, ценностей и почтовых грузов.

В связи с большим объемом операций и значительным ростом страхового капитала в 1894 г. в России был установлен государственный надзор за деятельностью акционерных страховых обществ, осуществляемый Министерством внутренних дел. Для контроля страховых организаций утвержден Институт правительственных инспекторов, деятельность которых оплачивалась самими страховыми организациями за счет специального сбора. Министерство финансов ввело обязательную публичную отчетность всех страховых обществ.

После октябрьской революции 1917 г. страхование претерпело существенные изменения. Декретом СНК РСФСР от 1 декабря 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской республике» страховые общества были ликвидированы, а их имущество национализировано. Однако из-за военных действий, разрухи и обесценивания денег в период Гражданской войны в конце 1920 г. государственное имущественное страхование было отменено и введена организованная государственная помощь пострадавшим от стихийных бедствий хозяйствам «натурой, семенами, строительными материалами, живым и мертвым инвентарем».

Необходимые условия для восстановления страхования были созданы лишь после окончания Гражданской войны. Декретом СНК РСФСР от 6 октября 1921 г. «О государственном имущественном страховании» положено начало развитию государственного страхования в Советской России. В соответствии с декретом было повсеместно организовано добровольное имущественное страхование, частных хозяйств от пожаров, падения скота, градобития, сельскохозяйственных культур, аварий водного и сухопутного транспорта.

В БССР государственное страхование организовано на основании Декрета СНК БССР от 3 декабря 1921 г. «Об организации государственного имущественного страхования в БССР». В соответствии с указанным Декретом было создано Управление государственного страхования в составе Народного комиссариата финансов БССР.

Первое время вводилось государственное добровольное имущественное страхование, затем государственное обязательное страхование. Личное страхование было введено в 1922 г. Это смешанное страхование жизни предусматривало выплату страховой суммы в случае смерти застрахованного и дожития им до определенного возраста. В конце 1924 г. вводится страхование от несчастных случаев, а в 1925 г. - добровольное страхование пассажиров (с 1931 г. стало обязательным).

В середине 20-х гг. в стране получили распространение все основные виды государственного страхования. Все операции совершались на основе единых правил и тарифов.

В связи с оккупацией территории республики немецко-фашистскими захватчиками со второй половины 1941 г. страхование было прекращено. Однако сразу после освобождения в 1944 г. в соответствии с постановлениями СНК БССР от 10 марта 1944 г. №89 «О порядке проведения государственного страхования в освобожденных районах БССР» и 28 августа 1944 г. №522 «О проведении государственного страхования в освобожденных западных областях БССР» страховые операции возобновились.

В послевоенные годы страхование развивалось по пути последовательного расширения объема страховой ответственности и совершенствования действовавших видов страховых услуг. В 50-е гг. организационные основы органов государственного страхования изменились: страховое дело было передано в ведение министерств финансов союзных республик. Это повысило их заинтересованность в развитии добровольных видов страхования и привело к значительному росту объемов страховых операций.

В 1991-92 гг. в связи с распадом Советского Союза прекратил существование Госстрах СССР, и начали формироваться собственные рынки страховых услуг в бывших советских республиках.

С 1992 г. в республике начался интенсивный процесс демонополизации, который положил начало формированию и становлению национального страхового рынка. В 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О страховании», определивший правовые основы работы страховой отрасли на начальном этапе становления страхового рынка.

С течением времени был накоплен существенный опыт и исследована практика работы сферы страхования, что привело к пониманию необходимости коренного изменения основ страхового законодательства, для чего в 2000 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь», которым утверждено Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь. Декрет положил начало новому этапу в развитии страхования и определил направления развития страховой отрасли в долгосрочной перспективе с учетом современных требований.

В целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования страховой деятельности 25 августа 2006 г. были приняты Указы Президента РБ №530 и №531, определяющие размер страховых тарифов, страховых взносов и лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования. [1]

Страхование - отношение по защите имущественных интересов граждан, а также юридических лиц при нарушении определенных событий (страховых случаев) за счет страховых резервов, формируемых страховщиками, из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий).

Сущность страхования заключается в системе перераспределительных отношений, включающих замкнутую солидарную раскладку ущерба между участниками страховых отношений и его возмещения из специальных денежных фондов, сформированных за счет взносов страхователей при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий.

Перераспределение средств страховых фондов имеет строго целевое назначение - возместить материальный ущерб.

В таблице 1.1 указаны функции страхования.

 

Таблица 1.1 - Функции страхования

Функции страхования  
Общие - формирование специального фонда денежных средств; - возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан; - предупреждение страховых случаев.
Специфические - рисковая (гарантия при чрезвычайных ситуациях); - предупредительная (мероприятия страховых случаев: пожарный извещатель и т.п.); - сберегательная (в страховании жизни, накоплении средств каждым человеком); - контрольная (контроль страховщика, отношение страховщика к страхователю).

 

Экономические отношения по предупреждению разрушительных последствий страхования и возмещения ущерба в совокупности составляют содержание понятия страховой защиты. Ее специфичность определяется следующими признаками:

.   Случайный характер события;

.   Чрезвычайность нанесенного ущерба;

.   Объективная потребность в предупреждении и возмещении негативных последствий.

Страхование распространяется на риски, которые можно измерить в финансовом отношении, с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и вероятности наступления страхового случая. Для зачисления риска в группу страхового следует убедиться, что он отвечает следующим критериям:

.   Риск возможен;

.   Носит случайный характер;

.   Случайное проявление конкретного риска соотносится с однородной совокупностью схожих рисков;

.   Страхователь в риске не заинтересован;

.   Страховая защита отвечает общественным интересам;

.   Последствия риска объективно измеримы и имеют денежные выражения;

.   Риск должен быть конкретным, чистым.

Существует 3 основных формы страховых фондов:

.   Фонд самострахования;

.   Общегосударственные централизованные страховые резервы, в том числе фонды социальной защиты населения;

.   Фонды страховщиков.

Под самострахованием понимается создание в децентрализованном порядке обособленного фонда, как правило, в виде натуральных запасов каждым предприятием или хозяйством в отдельности.

Централизованный страховой фонд (общегосударственный централизованный резерв) образуется за счет общих государственный ресурсов и предназначен для возмещения ущерба в случае глобальных катастроф, аварий и стихийных бедствий.

Фонд страховщиков формируется за счет формируемых взносов страхователей. Он расходуется на строго определенные цели: возмещение ущерба, оказание страховой защиты, только участникам его создания.

Страховые резервы используются страховщиком для возмещения имущественного ущерба при наступлении неблагоприятных событий и оказания помощи граждан при наступлении определенных событий в их жизни. Кроме того, резервы страховых организаций направляются на предотвращение ущерба. Существует 2 вида принимаемых мер: предупредительная - цель, которой предотвратить возможность возникновения бедствия; подавляющая - ограничивающая разрушающую силу уже наступившего события.

Временно свободные страховые резервы инвестируются по разным направлениям.

 

Особенности учета

 

Организация по договору безвозмездного пользования, заключенному с физическим лицом сроком на 6 месяцев, получила автомобиль стоимостью 900000 руб. и использует его в предпринимательской деятельности. Являясь владельцем транспортного средства, организация страхует свою гражданскую ответственность на весь срок договора безвозмездного пользования. Страховщику уплачен страховой взнос в размере 120600 руб.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.