Реализация комплекса уроков изобразительного искусства с использованием информационных технологий — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Реализация комплекса уроков изобразительного искусства с использованием информационных технологий

2021-04-19 104
Реализация комплекса уроков изобразительного искусства с использованием информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Разработанные нами уроки изобразительного искусства с применением элементов информационных технологий призваны увеличить в классах высокий уровень познавательной активности и соответственно снизить до минимума низкий.

Уроки подобраны, опираясь на литературу: «Уроки рисования» Р. Смирновой, И. Миклушевской [67], «Изобразительное искусство и методика его преподавания» Н.М. Сокольниковой [60], «Рисование в начальной школе» А. Рутковской [55].

На этапе формирующего эксперимента, разработанные нами уроки с применением информационных технологий, мы внедряли в экспериментальном классе, а в контрольном вели уроки по традиционной методике преподавания изобразительного искусства в младших классах.

В курсе изучения изобразительного искусства в нашей школе мною совместно с учителем информатики разработан комплекс уроков с применением информационных технологий. Использованы компьютерные мультимедиа технологии, с помощью которых созданы мультимедийные шоу по темам бесед по изобразительному искусству и дизайну. Использовались слайдовые презентации по теме урока, которые дают представление о композиции произведения искусства, особенностях авторской техники, цветовом решении, выделяя рассматриваемые фрагменты. Для изучения темы «Орнамент» разработана серия уроков с разным уровнем сложности построения орнаментов. Созданные мультимедийные слайды позволяют показать принцип построения орнаментов наглядно, динамично, зрелищно.

Практические задания разработаны на основе учебника А. Рутковской «Рисование в начальной школе» [54], которая считает, что успех обучения зависит от Правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.

Работая по этой программе, мы использовали следующие формы этого метода:

сообщение информации (рассказы, беседы, дискуссии).

демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств (видео - и аудиоаппаратуры, компьютера, диапроектора, мульти-медиа-проектора и специальных наглядных пособий).

В начале каждого урока изобразительного искусства проводилась небольшая эмоциональная беседа, где сообщались необходимые для предстоящей работы знания. Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождались демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций картин, фотографий, слайдов, видеофильмов, музыкальных произведений, схем, рисунков педагога и учащихся).

На многих уроках использовали показ слайдов.

Например, уроку «Фантастические птицы» предшествовало изучение пернатых по слайдам, и показ их на интерактивной доске.

Выводя художественные произведения через мультимедиа-проектор на большой экран, мы наблюдали огромную разницу в восприятии учениками художественного произведения, до и после использования этой техники. При помощи мультимедиа-проектора осуществляется одновременный просмотр репродукций, фотографий. Например, при изучении темы «Мимика лица», демонстрировали картину Перова «Иван Грозный и его сын Иван». Благодаря большому формату, ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры, с комментариями педагога, производят на учащихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству. Также использовался такой вариант практической деятельности на компьютере, как создание творческих работ при помощи техники «компьютерная кисть». На этих уроках ребята работали в графическом редакторе.

По итогам каждой изученной темы учащиеся выполняли проектную работу в виде слайдовой презентации, дополняя графический материал анимацией и текстом.

Все дети в экспериментальном 3 «а» классе работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отличная, дети были очень внимательны. Им очень нравилось работать на компьютере, быстро решали поставленные перед ними задачи.

В контрольном же классе (где не использовались информационные технологии) наблюдалась некая инертность у детей, отсутствие высокого интереса к предмету, вялость, отсутствие проявления фантазийной активности.

Работы детей экспериментального класса очень разнообразны, каждый по-своему увидел и представил картину решаемой задачи, которую потом и изобразил в своем альбоме. Из этих работ можно сделать вывод, как компьютер, интерактивная доска, видеопроектор помогают развивать фантазию, воображение у детей, насколько они интересны и красочны.

Все дети не боялись ошибиться, работали с интересом. Ребята быстро запоминали название и функции различных клавиш компьютера, и пользовались ими свободно. Ребята были очень активны, предлагали различные решения задачи, пробовали практически увидеть результат.

Урок №1.

Тема: Первое знакомство с компьютером. Овладение клавишами.

Цель: 1) Расширить кругозор детей и подготовить всесторонне развитого члена общества

2) Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их
наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное.

3) Развитие интереса к урокам ИЗО.

План:

1. Техника безопасности - 10 мин.

2. Знакомство с компьютером - 10 мин.

3. Решение логической задачи на компьютере («Snakeit») - 15 мин.

Объяснение понятий курсор, управление ими (ознакомление с клавишами) - 10 мин.

Ход урона

Устно рассказать правила по технике безопасности. Опросить учеников.

Рассказать о компьютере и дисплее. Что включать и как, в какой последовательности.

рассадить по рабочим местам.

· включить машины.

· объяснить, где курсор, дать задания для клавиш

· объяснить задачу игры «Snakeit».

Малая змейка решила пообедать в волшебном городе, как только она съест цветок зеленый, она подрастет, но если она съест ядовитый гриб, тут же погибает.

Есть трудности:

· когда съедает зеленый цветок, то появляется белый.

· когда съедает белый цветок, появляется ядовитый гриб.

Вы должны съесть все белые и зеленые цветки, но не тронуть ни одного гриба.

Самостоятельная работа:

Нарисовать по вашему желанию картину, какую вы себе представляете исходя из этой задачи.

Анализ работ.

Выставление оценок.

Урок №2.

Тема: Знакомство с графическим редактором

Цели: 1. (Обучающая) Развитие мышления учащихся, отработка специальных приемов рассуждения;

(Воспитательная) Культура поведения и обращения с компьютером. Выработка умений и навыков плодотворной и творческой работы.

Методы и приемы, используемые на занятии: беседа-сообщение.

Наглядные пособия: персональные компьютеры.

Средства контроля: опрос.

План:

Организационный момент. (3 мин.)

Опрос учащихся по материалу прошедших уроков; (10 мин.)

Обучение работе с программой «Paint»; (10 мин.)

Практическая работа за PC, овладение клавишами F5 и CTRL + BREAK; (12 мин.)

Анализ результатов работы и выставление оценок. (5 мин.)

Ход урока

Организационный момент.

Закрепление пройденного материала:

Как нужно вести себя в кабинете информатике, что нельзя делать?

Как называется части машины? (дисплей, компьютер, дискета)

Какие клавиши вы знаете? Как они называются?

Сегодня мы с вами будем рисовать на экране монитора. Для этого загрузим вам специальную программу «Paint». С ее помощью вы будете командовать карандашом.

Откройте тетради и там, где у вас поставлена точка, начнем рисовать следом за мной (предварительно разделить место для программы в тетрадях и поставить точку, откуда они будут рисовать).

Как правильно включать PC?

Чтобы запустить программу, надо нажать клавишу F5.

Чтобы остановить программу, надо нажать одним пальцем клавишу CTRL вторым BREAK. (Вызвать 3-х учеников, чтобы попробовать).

Сядьте по своим местам и включите машины.

Открыть программу «Paint».

Начнем работу. Если не получилось, нажмите клавиши CTRL + BREAK, а потом снова запустите программу.

Кто справится с заданием, может рисовать, что ему нравится.

Подведение итогов работы.

Итак, что же мы удвоили на уроке?

Управляя компьютером, мы получили рисунок, который хотели.

Сегодня мы изучили еще две новых клавиши F5 и CTRL+ BREAK.

Выведение компьютером рисунка на бумагу каждому ученику.

Урок №3.

Тема: Образные возможности портрета.

Урок разработан по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»/24/. Посвящен группе декоративных искусств, здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Акцент делается на русские народные традиции и промыслы.

Форма урока: презентация по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» программа Б.М. Неменского.

Цели и задачи:

· развитие компонентов мышления - условности восприятия, способности оценивать, развитие творческой деятельности и навыков учебно-познавательной деятельности;

· дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, учится в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства;

· формирование умений и навыков выполнять рисунки машинным способом; согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль-воспитание любви к искусству народных мастеров.

Материалы: компьютер, работа в графическом редакторе PAINT.

Зрительный ряд: образцы вышитых полотенец, методическое пособие по композиции; презентация «Символика древних образов. Рушники» в программе Power Point.

Музыкальный ряд: народные мелодии - плясовые, протяжные.

Кроме того были проведены следующие уроки, на которых мы не будем останавливаться подробно, а лишь назовем темы и какие средства информационных технологий применялись на них.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Правила поведения в компьютерном классе:

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.

3. Включать или выключать компьютер и подключённые к нему устройства учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Знакомство с темой урока.

Работа по слайдам.

Слайд 1. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с древними корнями народного искусства. На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. А какие же предметы наполняли крестьянский дом? Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину 8 его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, сундуки, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди. Утиральник? (Для лица) Рушник? Рукатёр? Что это за предмет?.

Слайд 2. Полотенце сопровождало человека всю жизнь. Полотенцами крестьяне украшали свой дом в праздничные дни. Они развешивались по стенам на верёвках или деревянных спицах. На красочных декоративных полотенцах преподносили хлеб-соль почётным гостям. Во время крестин мать ребёнка в знак благодарности одаривала красивыми полотенцами священника, дьякона и куму. В свадебном обряде: как подарки новым родственникам и всем почётным гостям.

Свадебное полотенце-эта трехчастная симметричная композиция с изображением женской фигуры в центре и всадниками по бокам. Такое полотенце приносило в дом как пожелание продолжения рода и семейного благополучия (чтобы дети родились и росли здоровыми, не переводилась птица и домашние животные, всегда был обильным урожай на поле…). Вышивалось оно обычно невестой или её подружками, вешалось в переднем «красном» углу сразу же в первый день свадьбы.

Вышивкой занимались только женщины. Почему? (Лён - царство женщин; лес, вода - мужчин)

Слайд 3. Какие цвета использовались в вышивке? Для Руси основные цвета - красным по белому, белым по красному.

Слайд 4. По каким правилам вышивали полотенце? Полотенце вышивали с обеих концов, по крою, в трёх полосах. Край полотенца не обрубался, а оформлялся крючком или «по выдергу» и обшивался. Техника вышивки:

по выдергу;

двухсторонний шов;

набором (зеркальное отображение);

тамбурный шов.

Вышивка появилась очень давно, ещё в бронзовом веке (в IX-XI в. Вышивали передники стальной медной проволочкой). В дальнейшем стали вышивать нитками (красного, жёлтого, чёрного цвета).

Закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках.

Слайд 5. Мир крестьянина был заполнен красочными цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение.

Задание на композицию. Пройти к мольберту и разместить знаки-символы на полотенце:

Слайд 6. Задание для выполнения работы на компьютере.

Практическая работа.

Работа выполняется на компьютере с помощью графического редактора Paint. С его помощью выполняем орнамент для полотенца. Работа в графическом редакторе Paint. Для рисования и редактирования имеется набор инструментов, которые объединены в панель инструментов (при желании можно воспользоваться). Из созданных (заранее созданных учителем или учениками) фрагментов составьте орнаментальную композицию, используя буфер обмена. Для этого:

Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.

Установите Прозрачный фон в графическом меню инструмента Выделение.

В меню Правка выберите Копировать. Изображение помещено в буфер обмена.

В меню Правка выберите Вставить. Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.

Перенесите его с помощью «мыши» в нужное место документа и щёлкните на свободное поле, чтобы снять выделение.

В меню Правка вновь выберите Вставить. На экране появится ещё один фрагмент. Его также можно перетащить в любое место документа.

Создание симметричного изображений с помощью горизонтального меню.

Рассмотрим команды, которые позволяют поворачивать изображение или элемент, что особенно важно при моделировании объектов.

Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.

В графическом меню установите Прозрачный фон.

В меню «Правка» выберите «Копироват». Изображение помещено в буфер обмена.

В меню Правка выберите Вставить. Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.

В меню Рисунок выберите Отразить/повернуть.

В открывшемся окне установите переключатель перед строкой Отразить слева направо.

Щёлкните на кнопке ОК. На экране появиться зеркальное отображение фрагмента.

Приставьте повёрнутую копию фрагмента к вертикальной стороне исходного фрагмента.

Урок №4

Тема: Фантастические птицы (с применением интерактивной доски)

Занятие «Фантастические птицы» относится по программе 3-го класса к циклу, посвященному форме обобщенных очертаний и пропорциям изображений как средств передачи узнаваемости, выразительности и гармоничности того, что показано на рисунках.

В соответствии с концепцией развивающего обучения умение изображать формировалось на основе принципа «от общего - к частностям», «от целого - к частям». Дети угадывали по пропорциям реальных птиц, а затем придумывали и изображали фантастическое животное.

На занятии использовалась интерактивная доска с большим полноцветным изображением птиц, на которой дети могли разглядеть пернатых в мельчайших подробностях.

Ход урока

Занятие началось с того, что учитель напомнил детям о выполненных ими на прошлом уроке рисунках из жизни фантастических животных.

Учитель. Почему эти животные фантастические?

Кирилл. Таких животных не бывает в жизни.

Никита. Они такие странные… тело может быть ото льва, а голова человеческая… или по-другому… человек, а голова животного…

Лида. Может быть и от разных животных… лапы от одного, голова от другого, а туловище - еще от кого-то…

Учитель. Хорошо. Здесь я с вами соглашусь. А что еще подчеркивает фантастичность животных на рисунках?

Никита. Разные части сделаны по-разному…

Лиза. Мы разные штриховки делали… Голову так., туловище - по-другому… Чем красивее штриховка, тем животное более фантастическое получается…

Учитель. А почему мы решили, что эти фантастические существа - животные?

Дети….

Учитель. Есть ли какие-то особенности, которые позволяют нам утверждать: «Это животное»? Лиза. У животного - четыре ноги… Олег. У них туловище больше всего… больше других частей… Учитель. А если посмотреть на рисунки? На изображения? Лида. А! У животных это… (делает движения руками, показывающими форму) такая форма… посмотришь, сразу понятно, что это животное… Лиза. Обобщенная форма… Она показывает, кто это… а еще и что делает и какое оно… доброе, злое… Учитель. Согласна с вами. Гриша. Они могут быть похожи на треугольники, на квадраты и другие фигуры. Учитель. Да. Обобщенные формы очень близки к геометрическим. Это очень важное добавление, и вы поймете сейчас, почему. Учитель показывает на интерактвной доске сначала шесть картинок с изображениями различных птиц, а потом столько же изображений обобщенных очертаний, передающих различные формы и пропорции основных частей их туловища.

Учитель. Вот перед вами изображения птиц. Вы их знаете? (Показывает по очереди).

Никита. Это цапля.

Олег. Ворона.

Гриша. Утка.

Лида. Синица.

Кирилл. Это вот эта птичка… маленькая…

Учитель. Соловей. А эта птичка называется клест.

Это обобщенные очертания птиц, но не целиком, а только их основных частей. Попробуйте узнать и покажите, пожалуйста, какое из обобщенных очертаний какой птице соответствует.

Задание осложнено тем, что на картинках птицы разной величины, а на обобщенных очертаниях - одинаковые. Поэтому по размеру узнать птиц нельзя.

Учащиеся по очереди подходят к доске и передвигают обобщенное очертание под картинкой той птицы, туловище которой оно изображает. Учитель. Хорошо. Работали быстро и точно. А теперь внимание! Задание!

Выберите любое очертание туловища птицы из тех, которые выставлены. Добавьте к нему такие части, чтобы получилась фантастическая птица. Что можно добавить?

Никита. Хвост, голову.

Асель. Лапы.

Дима. Клюв.

Фархат. Этот самый… как его (показывает на голову, поднимает прядь волос).

Учитель. Хохолок?

Дима. Да.

Учитель. Внимание! Слушаем задание дальше.

Попробуйте сделать рисунок пером этой фантастической птицы, используя разные штриховки. Чтобы вам было легче придумывать, я вам раздам ваши работы, где вы использовали интересные декоративные штриховки. Раздает ученикам их учебные работы, сделанные на прошлых уроках.

Задание понятно? Подумайте, кого и как вы будете рисовать. Никита, ты придумал?

Никита. Да, туловище вороны, а голову - тигра.

Маулен. Туловище цапли, хвост - крокодила.

Арнур. Туловище утки, лапы - льва, голова и шея - жирафа.

Учитель. Понятно. У каждого из вас очень интересные идеи. Rакое еще важное условие необходимо соблюдать, чтобы рисунок получился красивым?

Никита. Аккуратно делать все.

Учитель. Ну, это само собой разумеется.

Дима. Надо хорошо расположить рисунок на листе. Чтобы в середине… Или так, чтобы хорошо смотрелось.

Дети выполняют рисунки. Учитель предлагает зрителям (взрослым) тоже выполнить задание. Несколько человек соглашаются. Им даются такие же листы бумаги, карандаши, ластики и гелиевые ручки. Разрешается смотреть на рабочие рисунки детей при выборе штриховок.

Во время работы учеников учитель проходит по рядам и там, где это требуется, «помогает» детям. Но «помощь» эта особого рода. Он не говорит детям, что надо сделать, где исправить и, конечно, не касается детской работы. Он беседует с детьми об их замыслах.

Никита. Я правильно расположил птицу?

Учитель, (рассматривая рисунок). Мне, Никита, непонятно, что она делает.

Никита. Она так приготовилась (показывает) и хочет прыгнуть.

Учитель. Тогда, действительно, тебе нужно подумать над расположением.

Если она хочет прыгнуть, то куда?

Никита. Ее сюда подвинуть надо. А здесь… пропасть сделать…

Учитель. Очень интересно задумала. Только, Гульнар, мне не очень понятно, какая это птица. Добрая, злая?

Гульнар. Хитрая.

Учитель. А как можно показать хитрость на рисунке?

Гульнар. На лице.

Учитель. Конечно, изобразив черты лица, это можно сделать. Но у нас птица…

Гульнар….

Учитель. Давай подумаем, как выглядит человек, который хочет схитрить. Вот Тема, например. А ты смотришь на него и думаешь: «А я вижу, что ты хитришь».

Гульнар. А!., голову по-другому надо… чуть ниже… и вот так повернуть…

Настя. У меня не получается! Я хочу, чтобы он сердился… Учитель. А ты вспомни, как выглядят птицы, когда они сердятся.

Настя. Они взъерошены. Перья торчат. Учитель. Правильно. А теперь посмотри на рисунок.

Настя…. Тут… надо другую штриховку.

По окончании занятия рисунки детей остаются на столах для того, чтобы зрители имели возможность их рассмотреть. Рисунки взрослых тоже раскладываются на столе, и дети их внимательно рассматривают, обсуждают (учитель к столу с рисунками не подходит). Затем Гоша по поручению товарищей оглашает мнение ребят.

Арнур. Мы решили дать… разные места. На первое место поставили этот рисунок. Он очень интересный. Птица волшебная… не простая… И очень красивые штриховки. Она сказочная получилась. На второе место вот этот рисунок. Здесь такая толстая птица. Интересная. И штриховки хорошие. Вот этот рисунок на третье… А этот на четвертое место. Зрители хлопают авторам рисунков и экспертам-детям.

Методический комментарий

1. На занятии не вводились новые для детей способы изображения. Но задача перед ними стояла довольно сложная: они должны были переосмыслить то, что уже знали раньше, и применить эти значения при решении новой для них творческой задачи. Например, выбрав очертание туловища одной из птиц, ребята должны были так дополнить и перекомбинировать части ее тела, чтобы птицы стали фантастическими и выразительными, но в основном сохранили очертания, согласованность форм и пропорции птицы.

. За время обучения дети знакомились с разными изобразительными средствами, при помощи которых они могли бы передать фантастичность изображения. Но задача перед ними стояла довольно сложная: они должны были переосмыслить то, что уже знали раньше, и применить это при решении новой для них творческой задачи. Так, выбрав очертание туловища одной из птиц, они должны были вспомнить части тела птиц и других животных, выбрать их и обоснованно использовать в своем рисунке.

Самое простое и активно использованное учениками средство - замена частей тела на такие же, но принадлежащие другим животным или птицам. Подобные замены дополнялись различными деталями, что тоже прибавляло изображению фантастичности. Многие дети сознательно шли на нарушение пропорций частей тела, сохраняя при этом общие очертания птицы и показывая, что их птица делает. Кроме того, все дети использовали декоративные штриховки.

Соотношение средств в рисунках каждого ребенка было различно: где-то оно явно подчинялось индивидуальному замыслу и придавало рисунку неповторимость, а где-то показывало недостаточное владение автором этими средствами, непонимание их выразительных возможностей.

Так же следует отметить неоценимую роль интерактивной доски в привлечении и акцентировании детского внимания.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.