Тема: Учет и аудит экспортных операций — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема: Учет и аудит экспортных операций

2021-04-19 112
Тема: Учет и аудит экспортных операций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Учет и аудит экспортных операций

(на примере ООО «Кровельный мир»)

Студент Маняева Ольга Алексеевна       __________________________

Руководитель Иванова Людмила Ивановна__________________________

Рецензент Иевлева Людмила Николаевна __________________________

 

Допустить к защите ГАК

                                                                                        Зав. Кафедрой         

_____________________

«___»__________2006 г.

 

Ульяновск 2006

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Развитие внешнеэкономической деятельности на современном этапе………5

1.1 Виды внешнеэкономической деятельности и особенности их правового регулирования………………………………………………………………………………….…5

1.2 Валютное регулирование экспортных операций………………………….............14

1.3 Организация валютного контроля…………………….............................................21                  

Глава 2 Бухгалтерский учет экспортных операций в ООО «Кровельный мир»…….27                                                                              

2.1 Организация бухгалтерского учета экспортных операций……………….............27                           

2.2 Учет курсовых разниц при продаже продукции…………………………..............37                              

2.3 Особенности учета налога на добавленную стоимость при экспортных поставках…………………...……………………………………………………………………42                                                                                                               

Глава 3 Аудит экспортных операций…………………………………………………..49

3.1 Организация и методика аудита экспортных операций…………………………..49          

3.2 Перспективы развития аудита……….……………………………………………...57

Заключение………………………………………………………………………............66            

Список использованных источников…………………………………………………..69

Приложения……………………………………………………………………………...73                                                                                                                                                                        

    

Введение

Развитие рыночной экономики в России создает широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности и валютно-хозяйственной самостоятельности предприятий. С каждым годом расширяется сфера функционирования валютного рынка: идет создание зон свободного предпринимательства, растет количество предприятий с участием иностранного капитала, привлекаются иностранные инвестиции в различные производственно-социальные инфраструктуры. Происходит постепенное вовлечение российской экономики в международное разделение труда. В этих условиях первостепенное значение приобретают вопросы организации, регулирования и технологии валютно-финансовой деятельности.

Дальнейший процесс интеграции российской экономики и мировой экономической системы прежде всего требует более совершенной системы бухгалтерского учета и контроля во внешнеэкономической деятельности.

На начальном этапе реформирования нашей экономики либерализация внешней торговли, а также предоставление необоснованных льгот определенным экономическим субъектам отрицательно отразились на торговом балансе нашей страны: участились случаи «бегства капитала» за границу, сокрытия валютной выручки и т.д.

Изменить такую тенденцию стало возможным только при более жестком со стороны государства контроле за участниками внешнеэкономической деятельности. Принятые в последние годы в этой области нормативных документов почти полностью отменили предоставленные в прошлом льготы для отдельных участников внешнеэкономической деятельности и определили более четкие «правила игры» для российских и зарубежных партнеров на внешнеторговом рынке.

Министерство финансов осуществляет проведение единой государственной политики в сфере валютного контроля и надзор за соблюдением валютного законодательства РФ.

Министерство по налогам и сборам контролирует экспортные и импортные операции в части налогообложения.

Предпринятые в последнее время меры по совершенствованию законодательства во внешнеэкономической деятельности при общей положительной тенденции в сфере экономики позволили в определенной мере улучшить основные показатели платежного баланса РФ.

Несомненно, что соблюдение правовых норм во внешнеэкономической деятельности находится в прямой зависимости от постановки и организации бухгалтерского учета и контроля экспортно-импортных операций, а также системы валютного регулирования в этой сфере экономических отношений.

В связи с этим целью дипломной работы является рассмотрение нормативно-правовой базы организации внешнеэкономической деятельности, состояние бухгалтерского учета экспортных операций, особенности учета налога на добавленную стоимость при экспортных поставках, провести и определить основные направления совершенствования учета экспортных операций.

Тема дипломной работы является актуальной и соответствует современным проблемам организации и учета экспортных операций, возмещения экспортного НДС.

Работа написана на материалах Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, федеральных законов, нормативно-правовых актов государственных органов, учебников и учебных пособий, материалов периодической печати, ссылок на источники в Интернете, информации по бухгалтерскому учету ООО «Кровельный мир».

Современном этапе

Правового регулирования

 

Внешнеэкономическая деятельность организаций связана с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, приобретением или продажей за рубеж товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности.

Ввиду того что эта весьма разнообразная деятельность связана с притоком или оттоком из Российской Федерации валютных ценностей, она регулируется государством. Определены основные направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономическими и административными методами (ст.12 [11]).

Вышеуказанным Федеральным законом в полномочия Президента Российской Федерации входят:

- определение основных направлений торговой политики Российской Федерации;

- определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;

- устанавливать запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

- осуществлять иные полномочия (ст.13 [11]).

Правительство РФ:

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

- применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

- устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;

- вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;

- устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

- определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

- по представлению федерального органа исполнительной власти определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;

- определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;

- принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;

- принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;

- устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

- утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

- осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области (ст.13 [11]).

Разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В случае, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Федеральный орган исполнительной власти вносит в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся торговой политики Российской Федерации, и обеспечивает реализацию задач по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и российских лиц, а также проведение мер, связанных с государственным регулированием внешнеторговой деятельности. Федеральный орган исполнительной власти является единственным органом государственной власти, выдающим лицензии внешнеторговой деятельности [17].

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Установлены также государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, ограничения и запрет на ввоз или вывоз товаров исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Действующие правила нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности определены Постановлением Правительства РФ от 06.11.1992 N 854 (ред. 23.05.2003) «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации» [17]. Этим же Постановлением утверждены:

- перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям в объеме установленных квот;

- перечень специфических товаров (работ, услуг), экспорт которых осуществляется по лицензиям;

- перечень специфических товаров (работ, услуг), импорт которых осуществляется по лицензиям;

- перечень товаров, экспорт и импорт которых осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации и Правительством РФ.

Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации регламентированы гл.2 Таможенного Кодекса РФ. ТК РФ запрещает дискриминацию в области ввоза/вывоза товаров при условии соблюдения законности (ст.13 [3]).

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии со следующими таможенными режимами:

- основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит;

- экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад);

- завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства;

- специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы [3].

Организация, занимающаяся внешнеэкономической деятельностью, имеет право выбора и замены таможенного режима, осуществление которого не зависит от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров, если иное не предусмотрено ТК РФ и другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.

Рассмотрим понятия таможенных режимов.

Таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" предполагает, что ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Выпуск товаров для внутреннего потребления предусматривает:

- уплату в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей;

- соблюдение мер экономической политики и других ограничений [3].

Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе [3; 12].

 Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном ТК, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований и условий, установленных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

При экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [2].

При выпуске товаров в таможенном режиме экспорта товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в том же состоянии, в котором они находились на день принятия таможенной декларации, за исключением изменений состояния товаров, произошедших вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

 Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита (ст.167 [3]).

Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок (ст.173 [3]).

  Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст.187 [3]).

Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст.197 [3]).

Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.209 [3]).

Таможенный склад- таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных Кодексом (ст.215 [3]).

Свободная таможенная зона (свободный склад) - это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к вышеуказанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ (ст.218 [3]).

Реимпорт товаров - это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст.234 [3]).

Реэкспорт товаров, применяется в случае, если иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики в соответствии с ТК РФ и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу (ст.239 [3]).

Уничтожение товаров - это особый таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая их приведение в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст.243 [3]).

Отказ от товара в пользу государства предполагает, что лицо отказывается от товара без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики. Отказ допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации и не должен сопрягаться с какими-либо расходами для государства (ст.248 [3]).

Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.252 [3]).

Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера (ст.258 [3]).

Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.264 [3]).

Иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу:

- товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств Российской Федерации за рубежом;

- товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории;

- товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;

- товаров, вывозимых в государства - бывшие республики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах Российской Федерации на некоммерческой основе;

- российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства (ст.268 [3]).

В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации таможенному контролю подлежат перемещаемые (ввозимые/вывозимые) через таможенную границу Российской Федерации товары и транспортные средства. При этом согласно ст.18 ТК РФ и Федеральному закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» под товаром понимается любое движимое имущество [12; 31].

В связи с этим любые перемещаемые юридическими и физическими лицами результаты интеллектуальной деятельности, зафиксированные на магнитных, бумажных или иных материальных носителях (схемы, чертежи, описания технологических процессов, программные продукты, методические материалы, результаты исследований и т.д.), в том числе в комплекте с изделиями или продукцией, подлежат таможенному контролю.

 

ООО «Кровельный мир»

Экспортных операциях

В Российской Федерации реализация товаров на экспорт освобождается от уплаты НДС, а налог, уплаченный при производстве экспортных товаров, принимается к вычету. В этой связи за экспортом товаров установлен усиленный контроль со стороны налоговых органов.

При реализации товаров, вывезенных в указанном таможенном режиме, применяется налоговая ставка 0% [2].

Необходимым условием применения налоговой ставки 0% является фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.

При выполнении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, производится вычет НДС, уплаченного поставщикам (п.3 ст.172 НК РФ) [2].

Вместе с декларацией в соответствующий налоговый орган необходимо представить документы, обосновывающие применение нулевой ставки НДС и право на налоговые вычеты. Список документов для различных случаев реализации установлен ст.165 НК РФ:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей;

- третий экземпляр заявления «О ввозе товаров и уплате косвенных налогов» с отметкой налогового органа, если реализация товаров в режиме экспорт на территорию Республики Беларусь [13];

- договор комиссии, если реализация была через посредника.

Документы (их копии) представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта (пп 9 ст.166 НК РФ) и не позднее 90 дней - Республика Беларусь [13].

В декабре 2005 года ООО «Кровельный мир» сформировал пакет документов по применению нулевой ставки НДС, т.е. собраны все вышеперечисленные документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера [2].

20 января 2006 года организация сдает в налоговый орган налоговую декларацию за декабрь 2005 года и пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки.

Декларация по нулевой ставке заполняется на основании книг продаж и книг покупок, поэтому в декабре 2005 года ООО «Кровельный мир» регистрирует в книге продаж счет-фактуру, выписанный покупателю экспортного товара, а в книге покупок - счета-фактуры от поставщика на соответствующие суммы (приложения Э, Ю, Я).

При реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, моментом определения базы по НДС является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. Данный порядок определения налоговой базы действует вне зависимости от принятой налогоплательщиком налоговой политики для исчисления НДС [35, с.22].

При определении базы по НДС выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центробанка РФ на дату реализации товаров (п.3 ст.153 НК РФ). При этом дата реализации товаров, по мнению Минфина России, должна определяться в соответствии со ст. 167 НК РФ.

Учитывая изложенное, при определении базы по НДС выручка, полученная организацией в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ [2].

Следует отметить, что, в связи с тем что на основании ст.176 НК РФ сумма НДС возмещается лишь после налоговой проверки, субсчет «НДС по экспорту к возмещению» не влияет на налоговые обязательства декабря.

Возврат НДС налогоплательщику производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления им налоговой декларации по нулевой ставке и установленных НК РФ документов [2, ст.176].

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Не позднее последнего дня трехмесячного срока с даты подачи налоговой декларации с приложенными к ней документами налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

В нашем случае решение будет вынесено 20 апреля 2006 года, если решение будет вынесено положительно, то в бухгалтерском учете будет сделана проводка:

Дебет 68.2 Кредит 19.12 – 54 199,68 руб. – возмещен экспортный НДС.

Если у организации нет недоимки по налогам, НДС возвращается на расчетный счет экспортера органом федерального казначейства:

Дебет 51 Кредит 68.2 – 54 199,68 руб.- осуществлен возврат НДС.

Отсутствие какого-либо из документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, или неправильное оформление документов не позволяет налогоплательщику подтвердить свое право на применение ставки 0% и налоговые вычеты [2].

Не подтвердив документально свое право на применение ставки 0% по экспортным традиционным операциям в течение 180 дней и в течение 90 дней по экспортным операциям в Республику Беларусь, налогоплательщик должен уплатить НДС по указанным операциям по соответствующим налоговым ставкам 10% или 18%.

Если полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, не собран на 181-й день или на 91-й день (по Республике Беларусь), считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с пп.1 п.1 ст.167 НК РФ, то есть как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

Таким образом, если полный пакет документов не собран на 181-й день или на 91-й день (по Республике Беларусь), считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, операции по реализации указанных товаров подлежат включению в декларацию по ставке 0% за налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров. При этом налогоплательщик уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога [35, с.122].

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории РФ (включая реализацию товаров на экспорт), производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом [2]. Следовательно, в случае отсутствия на 181-й день документов, подтверждающих фактический экспорт товаров, пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС, начиная с 21-го числа месяца, следующего за тем месяцем, на который приходится день помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Рассмотрим пример. Организация реализовала товар в Казахстан по контракту № 52 от 1 июля 2005 года. ГТД № 10414030/160805/0001222 оформлена 16 августа 2005 года (дата отметки «Выпуск разрешен»). Стоимость отгруженного товара определена в 10 000 евро. Оплата производится в евро. Право собственности на товар перешло к покупателю в момент отгрузки – 1 августа 2005 года. Курс евро на момент перехода права собственности составляет 35 руб./евро. Покупатель оплатил товар в сентябре, курс валюты составил 35,3 руб./евро.

Документы, определенные ст. 165 НК РФ, на 181-й день с даты проставления на ГТД штампа «Выпуск разрешен» организацией не собраны.

При экспорте дата реализации товаров определяется в соответствии с положениями ст.167 НК РФ. Поэтому для определения базы по НДС иностранная валюта пересчитывается по курсу на день отгрузки (помещения под режим экспорта) товаров.

В бухгалтерском учете к моменту начисления НДС была отражена реализация товаров:

Дебет 62 Кредит 90 - 350 000 руб. - отражена реализация экспортного товара.

ГТД оформлена в августе 2005, поэтому налогоплательщик вносит исправления в декларацию за август, заполнив раздел 2 Декларации по нулевой ставке [21].

Внесение исправлений (а также расчет налога) будет осуществляться в декларации за тот налоговый период, на который приходится либо день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), либо день их оплаты.

В контракте с иностранным покупателем сумма НДС не предусмотрена, поэтому налогоплательщик начисляет налог в бюджет сверх стоимости товара.

Таким образом, экспортер делает следующие проводки:

Дебет 68 «НДС по экспорту к возмещению» Кредит 68 «Расчеты с бюджетом» - 63 000 руб.- начислен в бюджет НДС (350 000 руб. х 18%).

В соответствии с п. 9 ст.165 НК РФ налогоплательщик может впоследствии представить в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%. При этом уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.176 НК РФ [2].

Если пакет документов не будет собран в течение трех лет со дня окончания соответствующего налогового периода (п.2 ст.173 НК РФ) либо организация примет решение не собирать соответствующие документы, НДС следует отнести на расходы:

Дебет 91 Кредит 68 «НДС по экспорту к возмещению» - 63 000 руб. - при неподтверждении налогоплательщиком обоснованности применения налоговой ставки в размере 0% сумма НДС отнесена в состав прочих доходов и расходов. Для целей исчисления налога на прибыль эта сумма в качестве расхода не учитывается.

По тем или иным причинам налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве применения нулевой ставки, не признав реализацию поставкой на экспорт.

Тогда у налогоплательщика есть три пути:

- признать, что поставка не является экспортной, отказавшись от дальнейшего сбора доказательств;

- готовить новый пакет документов для подтверждения экспорта;

- обращение в арбитражный суд.

ООО «Кровельный мир» предоставил в налоговый орган 20 января 2006 года для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов налоговую декларацию по нулевой ста


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.