Аспекты правового регулирования в области охраны товарных знаков — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Аспекты правового регулирования в области охраны товарных знаков

2021-04-19 175
Аспекты правового регулирования в области охраны товарных знаков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В законах большинства стран, в том числе и в Законе РФ, оговариваются следующие аспекты правового регулирования в области охраны товарных знаков /здесь и далее имеются в виду и знаки обслуживания/:

исключительное право, его содержание,

порядок регистрации товарного знака,

объекты охраны,

совместное использование товарных знаков, совместное использование товарных знаков,

лицензирование или передача товарных знаков.

Чтобы установить пределы действия закона о товарных знаках в законах определяются:

виды знаков, которые можно регистрировать в качестве товарных;

продукты, для которых можно использовать товарные знаки;

категории знаков, которые закон будет охранять.

Закон РФ в ст. 1 дает следующее определение товарному знаку: "Товарный знак и знак обслуживания /далее - товарный знак/ - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц".

Важнейшими условиями или критериями, которым должен соответствовать товарный знак, служат новизна и различительный характер, вызванные основным назначением знака индивидуализировать товар и выделять его из массы подобных, производимых другими предпринимателями.

Новизна

Новизна товарного знака состоит в его отличии от известных обозначений, вошедших в торговый оборот. При этом для выявления новизны не имеет значения, пользуются ли известные обозначения правовой охраной или они не имеют ее и приобрели значение рядовых, ставших "общественным достоянием". Новизна товарного знака обладает рядом особенностей по сравнению с новизной других объектов промышленной собственности, которые заключаются в следующем.

Новизна обозначает для товарного знака, что среди известных обозначений отсутствуют не только идентичные, тождественные, полностью совпадающие с ним обозначения, но также и подобные, сходные обозначения, т.е. совпадающие с ним лишь частично. Новизна устанавливается путем сопоставления с известными обозначениями. Наличие в торговом обороте тождестве иного, полностью совпадающего обозначения исключает новизну знака и является безусловным препятствием для признания его охраноспособным. Значительно труднее поддается оценке новизна при наличии в обороте лишь сходного обозначения, полностью не совпадающего с рассматриваемым.

Основным принципом, из которого исходят в этих случаях законодательство и мировая практика, служит недопустимость смешения знака и введения тем и самым в заблуждение потребителей.

Приводимый принцип недопустимости смешения является общим для всех стран и главным в определении возможной степени сходства и вместе с тем новизна знака. Поскольку ни один закон не определяет исчерпывающе, что составляет сходство обозначений, то интерпретация этого принципа зависит от конкретного случая, а также от практики, которая сложилась в каждой стране при его применении. Такой принцип основывается на восприятии знака потребителем. Поэтому при установлении сходства учитываются все возможные аспекты восприятия - зрительные, слуховые, а также общее впечатление, создаваемое знаком. В этой связи могут быть признаны не новыми знаки, созвучные имеющимся в обороте обозначениям, например, "сайлон" и "скайлон", либо содержащие сходные с известными изобразительные элементы; либо производящие равное впечатление от изображения и слова, передающего его смысл, например изображение слона и слово "слон", изображение Моны Лизы и слово "Джоконда" и т.п.

Поскольку товарный знак - обозначение, помещаемое на товаре, то новизна знака связана с товаром, для маркировки которого он предназначен.

Новизна определяется относительно только определенного вида товаров и является поэтому ограниченной.

В этой связи при сопоставлении знаков с целью выявления новизны учитывают лишь те, которые используются для обозначения этого же вида товаров. Знаки тождественные или сходные с рассматриваемым, но применяемые к товарам другого вида, как правило, не влияют на его новизну. Например, товарный знак "Чайка" используется разными производителями для маркировки швейных машин, пылесосов, стиральных машин, наручных часов. И это не нарушает исключительных прав владельцев этого товарного знака. Таким образом, товарный знак "Чайка" не может быть зарегистрирован в нашей стране для указанных групп товаров, но может быть зарегистрирован, например, для маркировки компьютеров или услуг по перевозке мебели и проч.

Понятие вида товара, к которому применим товарный знак, не имеет в мировой практике четких очертаний. Оно может включать как тождественные товары, так и сходные или подобные им. Под одним и тем же видом товаров, обозначения которых сопоставимы, понимаются однородные товары, объединенные каким-либо общим признаком. Определение такого общего признака, как основания группировки товаров, делается с точки зрения покупателя, который при оценке конкретных обстоятельств, выделяет нечто общее, объединяющее товары. Признаком однородности может быть разная природа происхождения товара, например, корма для животных и пищевые продукты; одна и та же цель его использования, например верхняя одежда и чулочные изделия; общее место продажи товара, которое позволяет покупателю предположить, что изделия изготавливались также и на одном предприятии.

В этой связи отдаленность товаров по природе происхождения цели применения и другим признакам может обусловить отнесение их к разным видам, обозначения которых сопоставленными быть не могут. Такими, например, являются предметы галантереи и машинное оборудование, трикотаж и строительные материалы, химикаты и кондитерские изделия.

Ограниченность новизны товарного знака, таким образом, проявляется в том, что среди однородных товаров не должно быть идентичных или сходных обозначений, но они могут быть среди товаров разных (отдаленных) видов.

Особенность новизны товарного знака состоит также в том, что ей могут противопоставляться только применяемые обозначения. Простая известность его по каким-либо источникам информации не является опровергающим новизну обстоятельством, если только это обозначение на момент подачи заявки фактически не использовалось в качестве товарного знака. Из этого правила следует, что те обозначения, которые раньше служили товарными знаками, но к моменту истребования охраны вышли из употребления /в некоторых странах за определенный до этого срок/, вновь могут обрести новизну, а фактическая их известность и применение в качестве товарного знака в прошлом не будет для этого препятствием.

Различительная способность

Новизна знака, хотя и означает его неповторимость, но, тем не менее, полностью не может обеспечивать выполнение им отличительной функции. Для того, чтобы товар был индивидуализирован в сознании потребителя должна быть закреплена связь между данным товаром и источником его происхождения. Для этого необходимо наличие в товарном знаке отличительных черт. Такие черты могут быть связаны с формой и содержанием знака и делать его ярким, привлекающим внимание, запоминающимся, создающим впечатление своеобразия и тем самым в наибольшей мере служить выполнению отличительной функции. Это свойство еще называется различительной способностью знака.

В разных странах подходы к определению различительной способности знака различны, например, в некоторых странах не считаются обладающими различительной способностью знаки, не имеющие смыслового значения. Однако, можно выявить общие черты в мировой практике в определение различительной способности товарных знаков.

С точки зрения содержания, считаются лишенными отличительных свойств обозначения описательного характера и родовые.

К первым (описательным) могут относиться обычно употребимые слова, содержащие ту или иную характеристику предмета /"быстрый", "точный", "превосходный" и т.п/. К ним могут относиться и отдельные фразы или сочетания слов, сообщающих о каких-либо потребительских свойствах товара /"изделия высокой прочности", "непромокаемая ткань" и т.п./. Такие обозначения, кроме заключенной в них общей, как правило, положительной, оценки товара /равно относимой к любым другим изделиям/, не содержат признаков, которые выделяли бы изделия из ряда подобных, и поэтому не обуславливают их различия.

Как описательные рассматриваются и обозначения, дающие лишь информацию о времени, месте производства товара, цели его применения, качестве используемого сырья, цене, и т.п.

Однако в отдельных случаях обозначения описательного характера в силу длительного использования могут приобретать дополнительное вторичное свойство, позволяющее индивидуализировать изделие.

Вопрос об описательном характере знака достаточно сложен. Это объясняется тем, что товарный знак, помимо отличительной функции, выполняет еще и рекламную, и поэтому в него стремятся вложить сведения о каких-либо положительных свойствах изделия. Отсюда при выборе и разработке товарного знака всегда имеется тяготение к каким-либо описательным элементам. В этой связи возникает вопрос о допустимой степени их использования. Многолетняя мировая практика выработала подход к решению этого вопроса. Считается, что знак в целом может сообщать о тех или иных достоинствах изделия, но только не прямо, а в иносказательной форме, с использованием аналогий, тем самым создавая образ определенных потребительских свойств изделия /например "Dandy" - для мужских сорочек, "Ягуар" - для спортивных автомобилей/. С этой целью используются вымышленные слова и изображения, которые по прямому смыслу могут быть отдаленными от предназначения изделия, но тем не менее отражают важные его свойства и передают основную идею товара. Причем установлено, что, чем дольше по форме будет обозначение от предмета, к которому оно применимо, тем может быть ярче образ товара и большая различительная сила у знака.

Другую группу обозначений, которые также рассматриваются как лишенные отличительных черт, составляют родовые обозначения, которые представляют собой общепринятое название самого товара. Такие обозначения в прошлом могли служить товарными знаками, но в последующем из-за широкого и длительного использования разными предприятиями превратились в общеупотребимые, утратившие способность выделять товар определенного продавца или изготовителя.

Перерождение в родовое обозначение представляет собой конечный этап возможного развития товарного знака. На пути к нему товарный знак проходит промежуточный этап превращения в мировой знак /знак, получивший известность во многих странах мира/, чему во многой способствует рекламная деятельность его владельца. И лишь затем, после начала использования его разными предпринимателями, объясняемого стремлением получать коммерческие преимущества в связи с хорошей репутацией мирового знака, он перестает индивидуализировать товар одного продавца или изготовителя и становится символом всего данного рода изделий.

Подобная эволюция произошла с большим числом наименований товаров уже прочно вошедших в обиход. Ими, в частности, служат примус, граммофон, магнитофон, аспирин, линолеум, целлулоид, целлофан, нейлон, эскалатор и др.

Существует, однако, еще одна группа обозначений, которые не могут быть признаны в качестве товарных знаков. Они приводятся в ст.6 Парижской конвенции и в соответствующих разделах национальных законов, в частности, ст.6 Закона РФ.

Требования новизны и различительной способности в Законе РФ раскрываются в ст. 7.

СТ.5 Закона гласит, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

Таким образом в ст.5 перечислены практически все виды товарных знака, известные в мировой практике: словесные, изобразительные, комбинированные, объемные, и иные/световые, музыкальные/.

Словесные товарные знаки являются достаточно распространенными благодаря большой силе отличительных свойств, заключенных в смысловом значении слова. Такие обозначения могут представлять собой слова, взятые из разговорной речи в виде имен существительных /"Шанель"/, фамилий /"Форд", "Федоров*/, географических наименований /"Аляска*/, наименований достопримечательностей /"Нотр-дам"/ и т.п. Ими могут быть и вымышленные слова /"Кодак"/, комбинации отдельных букв /"ВМЖ"/, цифр /"4711"/, рекламные лозунги /"Филипс есть филипс", "Часы, которые идут в ногу со временем"/.

Изобразительные знаки представляют собой рисунки любого характера: животные, растения, геометрические фигуры, виньетки и проч., не сопровождаемые текстом /например известный товарный знак фирмы "Мерседес-Бенц" треугольная звезда, заключенная в круг/. Отличительными чертами такого знака служат изобразительные элементы, а также цветовое решение рисунка в целом.

Опыт показывает, что большей различительной способность обладают словесные товарные знаки по сравнению с изобразительными.

Комбинированные знаки представляют собой сочетание словесных и изобразительных элементов. Такие знаки обладают большими различительными возможностями благодаря объединению смыслового значения слова и наглядности рисунка. Яркий отличительный характер знака обусловливает его широкое применение в коммерческом обороте.

Словесные, изобразительные и комбинированные товарные знаки могут быть плоскими /двумерными/, они помещаются непосредственно на самом изделии, на его упаковке либо ярлыке, этикетке, прикрепляемой к изделию. Наряду с плоскими существуют и объемные /трехмерные или пространственные/знаки, представляющие собой трехмерное обозначение. Такое обозначение может, как правило, относиться к самому маркируемому изделию /например, особой формы мыло, шоколад/ либо к его упаковке /например, особой формы флаконы для духов, одеколона, бутылки для напитков, коробки для конфет/.

Пространственно-художественное решение может получить охрану не только в качестве товарного знака, но и промышленного образца.

Не всякое обозначение, пригодное для товарного знака, может охраняться как промышленный образец, поскольку по общему правилу только внешний вид промышленного изделия в целом признается промышленным образцом, а товарным знаком может служить отдельно взятая внешняя черта изделия или даже только обозначение на его упаковке. Внешний вид промышленного изделия в целом также не всегда пригоден для использования в качестве товарного знака. Но иногда в том же материальном носителе /например, в характерной объемной форме изделия/ способен воплотиться и промышленный образец и товарный знак. В таких случаях важно видеть различие в сущности прав, предоставляемых промышленному образцу и товарному знаку.

Исключительное право на промышленный образец, в отличие от права на товарный знак, запрещает конкурентам не только продажу, но и изготовление изделий тождественного или сходного внешнего вида, даже если они производятся на экспорт. Это право ограничено во времени предельным сроком. Право на товарный знак можно поддерживать в действии сколь угодно долго. Но оно ограничивает деятельность конкурентов по маркировке изделий, выпускаемых на рынок той страны, где охраняется данный знак.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.