Роль и деятельность Совета Безопасности ООН в урегулировании Иракского кризиса — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Роль и деятельность Совета Безопасности ООН в урегулировании Иракского кризиса

2021-04-19 70
Роль и деятельность Совета Безопасности ООН в урегулировании Иракского кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Перейдем к роли Совета Безопасности ООН в урегулировании Иракского кризиса. Как уже обзорно отмечалось выше, она весьма противоречива.

История участия ООН в урегулировании иракского кризиса, начинается 2 октября 2002 г. США официально представили постоянным членам Совета Безопасности ООН (СБ ООН) - Франции, России и КНР - проект резолюции по Ираку, подготовленный совместно с Великобританией. Проект предусматривал расширение числа подлежащих проверкам международных инспекторов объектов на территории Ирака. Ираку отводилось семь дней с момента принятия резолюции и оповещения об этом Генерального секретаря ООН на то, чтобы согласиться с ее требованиями, и 30 дней - на передачу ООН списка всех объектов, имеющих отношение к военным программам по созданию или складированию оружия массового поражения. В случае невыполнения хотя бы одного из требований резолюции любое государство - член ООН имеет право применить "все необходимые средства" для ее реализации, что на деле могло означать одностороннее силовое решение в отношении Ирака, чей статус "нарушителя предыдущих резолюций СБ ООН" также был зафиксирован в американо-британском документе.

Основным камнем преткновения на пути принятия резолюции стала позиция Франции, России и КНР в отношении возможности односторонних действий против Ирака. После продолжительных консультаций 8 ноября 2002 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию по Ираку № 1441, которая открыла дорогу к возобновлению международных инспекций и последующему снятию санкций международного сообщества против Багдада.

Резолюция предоставила правительству Ирака "последнюю возможность" для выполнения своих обязанностей по разоружению. В частности, на Ирак была возложена обязанность возобновления безоговорочного сотрудничества с Комиссией ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) и МАГАТЭ, которые должны были приступить к работе в Ираке до 23 декабря 2002 г.

В резолюции подтверждалось уважение суверенитета и территориальной целостности Ирака. Согласно принятому документу, через 60 дней своей работы в Ираке международные инспекторы должны были доложить Совету Безопасности ООН о результатах. Таким образом, вариант резолюции, выдвигавшейся США и Великобританией, претерпел радикальные изменения. Главную принципиальную роль в выработке компромиссного варианта резолюции сыграли Франция и Россия.

К началу 2003 г. четко выразилась франко-немецкая ось по иракскому вопросу.

января 2003 г. президент Франции Ж. Ширак призвал США не предпринимать никаких односторонних военных действий против Ирака, подчеркивая, что Франция "не поддержит военную операцию, если она будет противоречить международным правилам".

января 2003 г., во время празднеств по поводу 40-летия со дня подписания Елисейского договора - президент Франции Ж. Ширак и канцлер Германии Г. Шредер подписали общую декларацию. В ней подчеркивалась необходимость участия ООН в урегулировании иракской проблемы и несогласие с поспешным военным вмешательством. За декларацией последовало выступление министра иностранных дел Франции Д. де Вильпена в Совете Безопасности ООН, в котором говорилось о неоправданности военных действий в Ираке.

Однако, не смотря на общие заявления, между Францией и Германией существовали некоторые разногласия относительно вероятного применения силы в случае невозможности урегулирования конфликта с помощью Организации Объединенных Наций. В то время как Берлин отвергал любое военное вмешательство, выражая сильную пацифистскую и антимилитаристскую позицию, Париж считал, что применение силы может быть оправдано только после окончания полной инспекции вооружений Ирака.

января 2003 г. в газете "Уолл-стрит джорнал" было опубликовано так называемое "письмо восьми", подписанное главами пяти стран - членов ЕС и тремя странами-кандидатами. В нем лидеры Великобритании, Испании, Италии, Португалии, Дании, а также Чехии, Венгрии и Польши выражали поддержку любых действий США, в том числе и военных, для разоружения Ирака. Это заявление еще более осложнило отношения стран Европейского cоюза. Ни Греция, председательствовавшая в то время в ЕС, ни Франция, ни Германия не были поставлены в известность о подготовке документа.

февраля 2003 г. Франция, Германия и Россия приняли совместное заявление по Ираку. В заявлении подчеркивалось, что резолюция СБ ООН № 1441 представляет собой основу для завершения процесса разоружения Ирака, "и еще не все возможности, которые открывает указанная резолюция, были использованы".

"Альтернатива войне все еще имеется. Применение силы могло бы быть самым крайним средством. Россия, Франция и ФРГ полны решимости обеспечить все необходимые условия для завершения процесса разоружения Ирака мирным путем", - подчеркивалось в трехстороннем заявлении.

января 2003 г. глава ЮНМОВИК Х. Бликс проинформировал членов Совета Безопасности ООН, что международным инспекторам не удалось найти в Ираке доказательств производства или наличия оружия массового уничтожения. Соединенные Штаты остались недовольны результатами инспекций.

февраля 2003 г. президент США Дж. Буш и премьер-министр Великобритании Т. Блэр выступили с обвинением Ирака в отказе разоружаться и выполнять требования соответствующих резолюций СБ ООН.

февраля 2003 г. министр обороны США Д. Рамсфельд подверг резкой критике позицию ООН по Ираку, заявив, что ООН не принимает решительных мер для пресечения террористической деятельности Багдада. Американская администрация выступила против предложения Германии и Франции расширить инспекции ООН в Ираке.

В конце февраля 2003 г. Соединенные Штаты совместно с Великобританией и Испанией предоставили на рассмотрение в СБ ООН проект второй резолюции по Ираку. В этой резолюции иракский режим обвинялся в невыполнении условий резолюции № 1441. Принятие данной резолюции фактически стало бы обоснованием военных действий против Ирака. Проект новой резолюции вызвал резкую критику ряда европейских государств, в первую очередь Франции и Германии, а также арабского мира.

марта 2003 г. президент Франции Ж. Ширак во время телевизионного выступления заявил, что "каковы бы ни были обстоятельства, Франция будет голосовать против новой резолюции, поскольку для достижения поставленной нами цели, то есть для разоружения Ирака, нет необходимости в военных действиях".

О возможности применения права вето при голосовании в СБ ООН заявила и Россия. В этих условиях США решили не выносить резолюцию на голосование, поскольку его результат был очевиден.

марта 2003 г.Д. Рамсфельд заявил, что возглавляемая США коалиция готова к военным действиям против Ирака без санкции Совета Безопасности ООН, руководствуясь резолюцией СБ ООН № 1441. Британский министр обороны Дж. Хун также допустил возможность участия Великобритании в войне против Ирака без принятия Советом Безопасности ООН второй резолюции.

Позицию США и Великобритании поддержала Испания. Глава испанского правительства Х.М. Аснар заявил, что если США атакуют Ирак без согласия ООН, то Испания сохранит свою поддержку этой превентивной войне, поскольку одобренная Советом Безопасности ООН 8 ноября 2002 г. резолюция № 1441 дает законные основания для таких действий.

марта 2003 г. МИД Франции предложил провести заседание Совета Безопасности ООН на уровне министров иностранных дел для обсуждения ситуации вокруг Ирака.

марта 2003 г. в Совете Безопасности ООН начались закрытые консультации по Ираку. Первоначально заседание было созвано для обсуждения российско-французско-германского меморандума по Ираку. Распространенный 15 марта документ призывал "сделать все возможное, чтобы возобладал мирный путь, которого придерживается Совет Безопасности и который поддерживает огромное большинство международного сообщества", а применение силы было определено только как крайняя мера. Россия, Франция и Германия выступили за продолжение процесса инспекций, которые положили начало разоружению Ирака.

Странами было выражена уверенность в том, что процесс разоружения Ирака "может быть завершен в короткие сроки и в рамках правил, установленных Советом Безопасности". Представитель Великобритании в ООН Дж. Гринсток заявил, что проект американо-британо-испанской резолюции ставиться на голосование не будет. Премьер-министр Великобритании Т. Блэр возложил ответственность за отсутствие согласия в СБ ООН по иракской проблеме на Францию.

марта 2003 г. канцлер ФРГ Г. Шредер выступил с резким заявлением, осуждающим намерения США начать войну против Ирака.

Однако, несмотря на все усилия сторонников мирного решения конфликта, 20 марта 2003 г. США и Великобритания начали военные действия против Ирака.

После завершения военных действий на передний план вышли вопросы послевоенного обустройства Ирака и роли ООН в этом процессе.24 июня 2003 г. в Нью-Йорке под эгидой Программы развития ООН (ПРОООН) состоялась неформальная встреча, посвященная послевоенному обустройству Ирака.

В консультациях приняли участие представители 52 государств, специализированных учреждений ООН и Всемирного банка. Тема послевоенной реконструкции Ирака обсуждалась также на Чрезвычайной сессии Всемирного экономического форума (ВЭФ) в столице Иордании Аммане. В связи с постоянными потерями в рядах американо-британского контингента в Ираке, стало очевидно, что без быстрого решения накопившихся социальных и экономических проблем добиться политической нормализации невозможно.

июня 2004 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 1546 по Ираку. Проект резолюции был внесен на рассмотрение США и Великобританией и, в конечном счете, претерпел значительные изменения. В частности, была принята предложенная Францией поправка, согласно которой иракское правительство получило возможность контролировать ход военных операций многонациональных сил на территории страны.

Кроме того, в итоговом варианте резолюции было указано, что коалиционные силы должны покинуть территорию Ирака в случае, если такая просьба поступит от правительства страны после передачи ему суверенитета. В документе было учтено также предложение России о проведении международной конференции по Ираку. Согласно тексту резолюции, Совет Безопасности ООН предусматривал такую возможность в случае выдвижения Ираком подобного предложения.

Документ подтвердил право иракского народа свободно определять свое политическое будущее и осуществлять всю полноту полномочий в отношении своих финансовых и природных ресурсов и полный контроль над ними. В резолюции приветствовалось стремление правительства страны к работе по превращению Ирака в "демократическое государство, в котором в полной мере соблюдались бы политические права и права человека".

-26 июня 2004 г. в Ирландии прошел ежегодный саммит ЕС-США. Одной из главных задач саммита являлось согласование позиций по ряду международных вопросов и усиление взаимодействия. Накануне саммита советник по национальной безопасности США К. Райс сообщила, что президент Дж. Буш намерен в ходе встреч "продолжить строить международный консенсус по Ираку и обеспечивать европейскую поддержку его более широкой инициативы по Ближнему Востоку".

Иракская проблема стала одним из ключевых вопросов, обсуждения на саммите. По итогам обсуждения стороны приняли решение двигаться дальше в разрешении иракской проблемы, опираясь на резолюцию Совета Безопасности ООН № 1546. ЕС и США подтвердили общее намерение вернуть суверенитет иракскому народу и создать демократически избранное иракское правительство.

В рамках саммита 26 июня 2004 г. была подписана Декларация ЕС-США о поддержке иракского народа. В ней Европейский союз и США выразили поддержку иракскому народу и выступили за полный суверенитет иракского правительства для строительства свободного демократичного Ирака.

В Декларации говорилось, что партнеры приветствуют создание иракского правительства и готовы оказать полную поддержку вплоть до помощи в организации выборов, которые должны пройти не позднее 31 января 2005 г. ЕС и США выступили в поддержку экономической и политической реконструкции Ирака, а также тех приоритетных областей, которые будут определены иракским правительством. Стороны высказались за создание профессиональных сил безопасности Ирака, способных взять на себя ответственность за безопасность страны.

В данной Декларации Соединенные Штаты выразили готовность продолжить экономическую и техническую поддержку Ирака.

ЕС и США признали необходимость тесного сотрудничества с международными организациями и иракским правительством, подтвердили главенствующую роль ООН в подготовке выборов, а также выразили желание содействовать уменьшению внешнего долга Ирака.

Трансатлантические партнеры предложили содействие в создании процветающей, открытой для инвестиций экономики Ирака с активно развивающимся частным и эффективным государственным секторами, что будет способствовать реинтеграции страны в региональное и международное сообщество.

В декларации было заявлено о необходимости продолжении сотрудничества с иракским правительством и гражданским обществом для укрепления демократии и уважения прав человека в стране.

Оценивая итоги саммита, нужно признать, что разногласия между странами ЕС и США не были устранены. Несмотря на заявление президента Дж. Буша по окончании саммита об устранении противоречий между Европейским союзом и США в иракском вопросе, глава американской администрации не воспринял положительно призыв ЕС к предоставлению ООН ведущей роли в послевоенном восстановлении Ирака. Европейский союз, в свою очередь, не дал новых обещаний в связи с призывом Вашингтона в адрес стран ЕС участвовать в подготовке сил безопасности Ирака и увеличить стране финансовую помощь.

По сути, необходимо прийти к выводу о том, что Иракская кампания США, проведенная вопреки позиции европейских союзников по антитеррористической коалиции, не привела к разрыву отношений США с европейскими оппонентами, в частности Францией и Германией. Совет Безопасности ООН фактически легитимизировал оккупацию Ирака и открыл путь к международному сотрудничеству с целью восстановления страны.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.