Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-04-19 | 43 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. введен институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.
Преобразование местных органов управления началось в городах. В Москве была создана Бурмистерская палата, которой подчинялись все выборные органы местного управления (губы). В состав бурмистерских изб входили бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.
B 1702 г. отменен институт губных старост и их функции переданы воеводам, управлявшим делами совместно с выборными дворянскими советами.
Все эти преобразования были связаны с попытками создать новую систему местного управления, опирающуюся на дворянство. Однако затянувшаяся Северная война внесла коррективы в эти планы правительства. Проблемы укрепления границ, подавления бунтов (Астрахань, 1705), построения военного флота (Воронеж) и гаваней (Таганрог), и возведения новой столицы вели к административно-управленческой децентрализации. Проблемы возникали в разных концах государства, их разрешение через московские центральные органы было сложным и длительным процессом. Средства для решения проблем (деньги, рабочие руки, специалисты) эффективнее было направлять непосредственно в регионы, расширяя при этом компетенцию местных правителей, которых стали называть губернаторами, еще до проведения губернской реформы.
Определенный опыт для такой перестройки был накоплен московскими областными приказами, управлявшими финансами и военным строительством на обширных территориях (Казанский, Сибирский, Малороссийский и др. приказы). Полномочные наместники на местах должны были сами изыскивать средства для решения местных проблем (содержание армии по округам, строительство, благочиние и пр). Это вело к раздроблению единой государственной кассы, к децентрализации финансовых источников и расходных статей.
|
В декабре 1707 г. был издан указ о росписи городов к намеченным губернским центрам.
Первая губернская реформа. В 1708 г. введено новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управления.
В ходе реформы (к 1715 г) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.
Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. - Московская, Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская; в 1713 г. - Рижская; в 1714 г. - Новгородская; в 1717 г. - Астраханская1.
Распланировав структуру губерний, далее требовалось произвести в них разверстку военных расходов и содержание контингента вооруженных сил - это была одна из главных целей реформы. Эти вопросы обсуждали Ближняя канцелярия, Дума и губернаторские съезды.
Губернское управление сложилось к 1715 г.: при губернаторе находились: вице-губернатор, ланд-рихтер (судебные полномочия), обер-провиантмейстер (сбор хлебных податей), комиссары.
|
В качестве основного административного, финансового и судебного органа в губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждены ландраты (советы, состоящие из местных дворян). Однако в отличие от городского самоуправления коллегиальный принцип управления в губерниях не прижился.
Во главе провинции стоял обер-комендант, во главе новой административной единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к трехзвенной системе) - "доли" - ландрат.
Число "долей" в каждой губернии определяло ее участие в государственных повинностях. С 1711 г. бывшие воеводы под именем комендантов вновь получают финансовые и судебные полномочия над сельским; городским населением в уездах.
В январе 1715 г. упраздняется уездное и провинциальное деление (комендантами и обер-комендантами). Губерния делилась на "доли" с управлением. Доли иногда совпадали по размерам с отменными уездами, иногда нет. Ликвидация древнего уездного деления и деление губернии на "доли" явно отражали фискальный, налоговый: государства и были направлены на разрушение старых традициях отношений и связей. В реформе проявилась свойственная абсолютизму тенденция к геометрической точности, регламентации, линейности.
В 1715 г. ландратам было поручено произвести новую перепись населения и источников доходов, что также указывало на фискальные цели нормы: армия и флот требовали денег.
Перестройка центрального управления повлекли за собой новую реформу местного правления. Вновь обратились к шведским образцам, в ноябре 1718 г. царь утвердил эту модель, приказав внедрить новое управление к 1720 г. Сенат, готовивший новую областную реформу, сохранил в качестве крупнейшей административно-территориальной единицы губернию. Последняя была военным и судебным округом для составляющих ее частей. Части эти проектировщики реформы заимствовали из шведского опыта: губерния делилась на провинции и дистрикты. Провинции заменяли собой ландратские "доли", теперь деление на провинции стало повсеместным.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в следующем: 11 губерний были разделены на 45 провинций1. Во главе этих единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.
Провинции делились на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции, Вотчинная) на местах располагали собственным разветвленным аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы, как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).
|
В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение "за хранением государственного интереса", принятие мер государственной безопасности, укрепление Церкви, оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремеслами и за соблюдением царских указов.
Провинции получали значительную автономию, подчиняясь губернатору лишь по военной и судебной линии. Главам провинций - воеводам - представлялись широкие финансовые, полицейские, хозяйственные полномочия.
При воеводе состояли земская канцелярия, земский надзиратель сборов, земский казначей и провиантмейстер (ведал хлебными казенными сборами).
Низшей единицей областного деления был дистрикт, по размерам часто совпадавший с бывшим уездом. Во главе дистрикта стоял земский комиссар, осуществлявший финансовые, политические, хозяйственные функции. В качестве сборщика налогов он подчинялся провинциальному камергеру и вместе с ним назначался Камер-коллегией.
Внизу иерархии располагались традиционные сельские полицейские органы, избираемые на крестьянских сходах: сотские и десятские. Они были помощниками земского комиссара.
В областное управление в ходе Северной войны были введены также специфические военные органы - полковые дистрикты и полковые дворы, на которые были возложены задачи полицейско-финансового характера. С 1723 г. дворяне полкового дистрикта выбирали особого комиссара, ведавшего подушными сборами и рекрутскими наборами.
Административная искусственность петровских областных реформ усугублялась внесением в них еще и военно-полицейского элемента.
В 1699 г. посадское население было изъято из ведомства воевод и приказов и передано в ведение Бурмистерской палаты (с 1700 г. - Ратуши). В городах создавались подчиненные Московской Ратуше выборные бурмистерские (земские) избы.
|
К Ратуше отошли финансовые функции некоторых приказов, и она оставалась центральной государственной кассой вплоть до губернской реформы 1708-1710 гг., когда финансовые функции и бурмистерские избы были переданы в ведение губернаторов.
В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей, - земских изб и бурмистров. Были созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши. Губернская реформа 1708 г. превратила московскую Ратушу в городскую управу Москвы, земские избы и выборные бурмистры лишились высшего сословного учреждения. Объединяющим органом для низших звеньев городского самоуправления было решено сделать магистраты. В 1720 г. магистраты стали создаваться в Петербурге и других городах. В 1721 г. новым органам был дан регламент. Главный магистрат, возглавивший систему магистратов, подчинялся Сенату.
Новые органы городского управления базировались на новой структуре городского тяглого общества. Последнее состояло из двух гильдий: в первую входили купцы, банкиры, доктора, аптекари, мастера высших разрядов, во вторую - мелкие торговцы, ремесленники, объединенные в цехи. Третий класс составляли "подлые" люди из низших слоев, признанные в магистратской инструкции гражданами. По указам 1699 г. бурмистры избирались на один год, по магистратской инструкции 1720 г. члены городского самоуправления избирались бессрочно. Бургомистров избирало все посадское общество, членов магистрата - только бургомистры и гласные из первой гильдии.
Магистратские присутствия состояли из президента, нескольких бургомистров и ратманов. Компетенция магистратов расширялась по сравнению с функциями земской избы: ему принадлежали судебные функции, равные компетенции надворного суда (лишь смертные приговоры представлялись на утверждение в Главный магистрат); он руководил городской полицией, ведал городским хозяйством, мануфактурой и ремеслами, богадельнями и городскими школами.
Таким образом, горожане выбирали из своих гильдий старшин и старост, входивших в советы при магистрате с правом совещательного голоса. Городской патрициат стремился играть все более значительную роль в общей городской политике. Однако магистраты не стали органами городского самоуправления, они лишь проводили волю верховной власти, "начальства", в сфере местного управления. Президенты, бургомистры и ратманы становились государственными чиновниками, которые поощрялись чинами по Табели о рангах или дворянством за свою службу. Городского самоуправления по западному образцу в 1720 г. не сложилось.
|
Заключение
Итак, главным итогом Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало с победой в Северной Войне, в 1721 г. изменение титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Россия была приравнена, и даже поставлена над европейскими государствами. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со строгой системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Но была у реформ и обратная сторона - Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Реформы вогнали Россию в крепостничество и самодержавие, которое, к несчастью, было далеко не на пользу государству. Система абсолютизма, созданная Петром, не смогла вовремя прореформировать и смягчить себя, и рухнула в 1917 году.
Но как бы не относиться к методам и стилю проведения Петром преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой, и, тем более, российской истории. И, поэтому положительных сторон Петровского реформирования несравнимо больше, чем отрицательных.
Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.
Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного, деспотических начал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется вновь. Циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути России. Так и формируется - как отклонение от обычного исторического порядка - особый путь России.
Список использованной литературы
1. Буганов В.И. Петр Великий и его время / отв. ред.А. А. Новосильцев. АНСССР - М.: Наука, 1989. - 187 с.
2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России ХVII - ХIХв. Учебник. / Под ред.А.Н. Сахорова. - М.: Просвещение, 1995.
3. Валишевский К. Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях: ч-1 Воспитание; ч-2 Личность; ч-3. - М.: СП "КВАДРАТ", 1993.
4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - М.: БЕК, 1995. - 387 с.
5. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В. Кривошеев Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. - Спб.: Нева, 1999. - 537 с.
6. Заичкин И.А., Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк / Под ред.А. А. Преображенского - М.: Мысль, 1992.
7. Исаев И.А. История государства и права России / Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - 544 с.
8. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Проспект, 2008. - 800 с.
9. История государства и права России / Учебник для студентов ВУЗов, отв. ред. Ю.П. Титов - М.: Былина, 1997. - 638 с.
10. История государства и права России / Под ред. С.А. Чибиряева. - М.: Эксмо, 1998. - 647 с.
11. История государства и права: учебное пособие / В.М. Сырых. - изд.2-е, исправл. и доп. - М.: Эксмо, 2007. - 464 с.
12. История государства и права России: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 336 с.
13. История России. Пособие для поступающих в ВУЗы. / Под ред. М.Н. Зуева. - М., Высшая школа, 2005. - 688 с.
14. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.4. - М.: Просвещение, 1958. - 538 с.
15. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Кн.1. - М.: Наука, 1995. - 633 с.
16. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I. - М.: Планета, 1991. - 263 с.
17. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. - М.: Проспект, 1985. - 366 с.
18. Кузнецов И.Н. История государства и права России. - Минск: МГУ, 1999. - 483 с.
19. Мавродин В.И. Петр I - Л.: Госполитиздат, 1945. - 176 с.
20. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М.: Проспект, 1999. - 736 с.
21. Платонов С.Ф. История России. - С-Пб.: Дельта, 1998. - 442 с.
22. Рогов В.А. История государства и права России. - М.: ТЕИС, 1995. - 483 с.
23. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала ХХ веков. - М.: ТЕИС, 1995. - 352 с.
24. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XX века. - М.: Норма, 1998. - 322 с.
25. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век - 1917 год) / Сост.В.А. Томсинов. - М.: Былина, 1998. - 354 с.
1 Буганов В.И. Петр Великий и его время / отв. ред. А.А. Новосильцев. АНСССР - М.: Наука, 1989. С. 34.
1 История государства и права: учебное пособие / В.М. Сырых. – изд. 2-е, исправл. и доп. – М.: Эксмо, 2007. С. 214.
1 Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России ХVII - ХIХв. Учебник. / Под ред. А.Н. Сахорова. - М.: Просвещение, 1995. С. 145.
1 Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Проспект, 2008. С. 321.
1 История государства и права России: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 298.
1 Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I. - М.: Планета, 1991. С. 78.
1 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - М.: БЕК, 1995. С. 134.
1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век – 1917 год) / Сост. В.А. Томсинов.- М.: Былина, 1998. С. 122.
[1] Буганов В.И. Петр Великий и его время./ отв. ред. А.А.Новосильцев. АНСССР - М.: Наука, 1989. – С. 73.
[2] Мавродин В.И. Петр I - Л.: Госполитиздат, 1945. – С. 72.
1 Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I. - М.: Планета, 1991. С. 156.
1 Рогов В.А. История государства и права России. - М.: ТЕИС, 1995. С. 201.
1 История государства и права России: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 234.
1 Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Проспект, 2008. С. 332.
1 История России. Пособие для поступающих в ВУЗы. / Под ред. М.Н. Зуева. - М., Высшая школа, 2005. С. 167.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!