Цели и задачи прокурорского надзора в РФ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Цели и задачи прокурорского надзора в РФ

2021-04-18 69
Цели и задачи прокурорского надзора в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«В законодательных актах, в том числе и в ФЗ о прокуратуре, употребляются понятия «цель» и «задачи» прокурорского надзора. Эти понятия - отнюдь не идентичны. Задача - это «то, что требует исполнения, разрешения»; цель - это «то, к чему надо стремиться, что надо осуществить»».

«Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой. Под целью прокурорского надзора следует понимать результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и, в частности, её важнейшая функция - прокурорский надзор.

Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, её местом и ролью в государстве. В конечном счёте они определяются Конституцией РФ, ФЗ о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее чётко цели прокуратуры определены в ст. 1 ФЗ о прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:

· обеспечение верховенства закона;

· обеспечение единства и укрепления законности;

· обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

· обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Нетрудно заметить, что на достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены в том же п. 2 ст. 1 ФЗ о прокуратуре.

Из указанного видно, что основным средством достижения определённых ФЗ о прокуратуре целей является прокурорский надзор. Это естественно, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры».

«Необходимо подчеркнуть, что ФЗ о прокуратуре весьма строго ограничивает пределы прокурорского надзора, указывая, что «прокуратура не подменяет органы государственного и хозяйственного управления и контроля и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность». Иначе говоря, прокурорский надзор должен «срабатывать» там и тогда, где и когда устанавливается нарушение закона.

На практике надлежит различать цели ближайшие и конечные. Принятие прокурором мер по установлению конкретного нарушения закона и восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан - это ближайшая цель прокурорского надзора. К такого рода актам прокурорского надзора относится решение прокурора о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении закона. Конечная цель прокурорского надзора состоит в том, чтобы создать условия, обеспечивающие обстановку, исключающую нарушение закона».

«Задачи прокурорского надзора - это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная и ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов - органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно:

· общие,

· специальные,

· частные.

Названные уровни задач находятся в иерархической зависимости и подчинённости. Решение частных задач подчинено и обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач в свою очередь подчинено решению общих задач прокурорского надзора.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, ФЗ о прокуратуре, а также рядом других нормативно-правовых актов, например УПК, ГПК РФ. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

· закреплённого в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;

· политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;

· прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от формы собственности.

Прокурорский надзор, как уже отмечалось, осуществляется в ряде направлений (отраслей). Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно и задачами каждого из этих направлений. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой вклад в решение общих задач. Объём и содержание этого вклада определяются специальными задачами, стоящими только перед данным направлением прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора.

В качестве примера специальных задач можно назвать такие как:

· обеспечение законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 ФЗ о прокуратуре субъектами;

· обеспечение точности исполнения законов теми же субъектами.

Деятельность указанных в ст. 21 ФЗ о прокуратуре федеральных министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и их должностных регулируется федеральными и иными законами. Издаваемые ими правовые акты (приказы, распоряжения, инструкции и другие) должны соответствовать этим законам. Специальной задачей прокурорского надзора здесь является обеспечение соблюдения Конституции РФ и точного исполнения законов указанными органами.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путём применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определённые конкретные задачи и решает их. Такие задачи называют частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.

Перечислить все частные задачи прокурорского надзора весьма сложно, поскольку они не являются постоянными, могут возникать в одних конкретных условиях работы и отсутствовать в других условиях. В числе частных задач в качестве примера могут быть названы такие, как получение полной информации о нарушениях конкретного закона, истребование правовых для проверки их соответствия закону или получение незаконного акта в кратчайшие сроки после его издания. При внесении представления об устранении правонарушения и обстоятельств, способствовавших его совершению, может быть поставлена задача своевременного выполнения всех изложенных в представлении предложений прокурора и т. д.».

Перед Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами поставлена задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории РФ законов органами местного самоуправления, субъектов РФ. Сюда же включается осуществление надзора за исполнением законов министерствами и ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, вне зависимости от их подчинённости, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Эта задача, сформулированная в законе, охватывает в целом всю деятельность органов прокуратуры по всем отраслям надзора и основным направлениям деятельности органов прокуратуры.

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные формирования, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

Всей своей деятельностью органы прокуратуры призваны воспитывать должностных лиц и граждан в духе неуклонного исполнения возложенных на них Конституцией обязанностей, строгого соблюдения предписаний законодателя.

Определяя сущность и назначение прокурорского надзора в каждой из его отраслей, ФЗ о прокуратуре, Генеральный прокурор РФ в своих приказах руководящего характера ставят перед прокурорами конкретные задачи по выявлению, устранению и предупреждению на будущее нарушений или отступлений от закона.

В сфере общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые указанными государственными органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции и иным законам, а также постановлениям Правительства РФ и правительств республик в составе РФ.

Перед органами прокуратуры поставлена также задача, чтобы общий надзор стал надёжной преградой на пути местничества и ведомственности, подрывающих основы законности в государстве, её единства и неуклонного исполнения. Прокуроры призваны содействовать обеспечению твёрдого правового режима переориентации экономического механизма на основы рыночной экономики, внедрению принципов хозяйственного расчёта, самофинансирования и самоокупаемости. Особую остроту в настоящее время приобретает задача по исполнению законов в следующих направлениях: об охране от всяких посягательств общегосударственной собственности; о соблюдении государственной и трудовой дисциплины; об охране природы и рационального использования её ресурсов; о борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией; о защите прав и законных интересов граждан.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры строят вою работу, исходя из задач, сформулированных в ФЗ о прокуратуре и УПК.

Прокуроры должны обеспечить осуществление надзора таким образом, чтобы:

· каждое преступление было быстро и полно раскрыто;

· ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответственности;

· задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в законе;

· никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах;

· никто не был заключён под стражу без санкции прокурора или судебного решения; соблюдался установленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуждения;

· при расследовании преступления неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие его ответственность;

· выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, принимаемые следственными органами меры по их устранению;

· обеспечивались конституционные гарантии неприкосновенности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.

В стадии надзора за исполнением законов при рассмотрении судами уголовных дел перед Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами стоят задачи следующего характера:

· обеспечение требований закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении уголовных дел во всех судебных инстанциях;

· квалифицированное, на высоком профессиональном уровне поддержание государственного обвинения по уголовным делам;

· способствовать суду постановить по каждому уголовному делу законный, обоснованный и справедливый приговор;

· обеспечить своевременное и правильное обращение приговоров, определений и постановлений к исполнению.

В уголовно-процессуальном законе сформулированы также задачи прокуроров в различных стадиях судебного разбирательства уголовных дел:

· при принятии судом уголовных дел к производству и выполнении по ним необходимых процессуальных действий (ст. 221 - 228 УПК);

· при поддержании прокурором государственного обвинения по уголовным делам (ст. 248 УПК);

· в случаях опротестования прокурором незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений судов (ст. 325, 342 - 347 УПК);

· при производстве по уголовным делам в порядке надзора (ст. 371, 375 и 377 УПК);

· при исполнении приговоров, определений и постановлений суда (ст. 356 - 370 УПК);

· при возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 384 - 386 УПК).

Задача прокуроров состоит в повышении воспитательного значения судебных процессов, их предупредительного значения в отношении склонных к правонарушениям граждан.

В стадии исполнения приговоров перед прокурорами стоят задачи, сформулированные в ФЗ о прокуратуре, а также УПК и Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Они состоят в следующем:

· обеспечить законность и обоснованность водворения осуждённых в исправительно-трудовую колонию определённого судебным приговором режима содержания;

· соблюдение закона и требований режима осуждёнными в период их отбывания наказания, связанного с лишением свободы как в рабочих, так и в жилых зонах;

· исполнение законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания и перевоспитания осуждённых, законность и обоснованность издаваемых администрацией исправительных учреждений правовых актов и опротестование тех из них, которые не соответствуют закону;

· проверка законности дисциплинарной практики;

· соблюдение установленных законом прав и обязанностей осуждённых, своевременное и обоснованное освобождение осуждённых от отбывания наказания, как в связи с полным отбыванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного освобождения по основаниям, указанным в законе;

· давая в судебном заседании квалифицированные заключения, способствовать суду вынести законное и обоснованное определение об условном или условно-досрочном освобождении осуждённого от отбывания наказания и приносить протесты в тех случаях, когда такие определения судов не соответствуют или противоречат закону.

В сфере надзора в гражданском судопроизводстве перед прокурорами стоят следующие задачи:

· обеспечить требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и способствовать суду принять по делу законное, обоснованное и справедливое решение (см. Гражданско-процессуальный кодекс РФ - далее ГПК РФ);

· во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили;

· принимать обязательное участие в рассмотрении судами гражданских дел в случаях, предусмотренных законом;

· в случаях, требующих вмешательства прокурора, как блюстителя законности, обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав и законных интересов государственных органов и общественных организаций, а также отдельных граждан;

· своевременно опротестовать в кассационном порядке каждое незаконное и необоснованное решение, а также давать в кассационной инстанции законное, обоснованное и мотивированное заключение по кассационной жалобе участников процесса или кассационному протесту прокурора;

· глубоко и обстоятельно проверять жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в принесении надзорного протеста составлять обоснованное заключение, направляя лицу, обратившемуся с жалобой, мотивированный ответ;

· при принесении надзорного протеста строго руководствоваться требованиями, сформулированными ГПК РФ о содержании протеста и заключении прокурора в суде надзорной инстанции.

Осуществляя от имени Российской Федерации надзор, органы прокуратуры преследуют при этом главную цель - всемерную защиту прав и свобод человека и гражданина.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.