Международные правовые акты в сфере защиты права человека на труд — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Международные правовые акты в сфере защиты права человека на труд

2021-04-18 63
Международные правовые акты в сфере защиты права человека на труд 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предпринятый анализ специально-научных источников позволяет выделить три основные группы международных документов, исследование которых необходимо при изучении проблем правового регулирования разрешения индивидуального трудового спора. Первую группу составляют международные документы универсального характера такие как: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. Во вторую группу входят региональные международные соглашения: Парижская Хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Третью - составляют документы международных организаций: Конвенция о защите прав человека и основных свобод 4 ноября 1950 г., Конвенция Международной Организации Труда от 9 июля 1948 г.

Обратимся к содержанию названных документов.

Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Указанная позиция Организации объединенных наций, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека, напрямую говорит о том, что все государства, признающие и ратифицировавшие в установленном порядке указанный международный акт, должны обеспечивать справедливые и благоприятные условия труда. Как представляется, это касается в том числе и обязанности государств создавать соответствующие правовые условия обеспечения, закрепленного права. Автор данной работы полагает, что собственно «правовые условия» в данном случае, включают в себя и механизмы защиты человека, если условия труда не справедливы. Государство, в соответствии с данным документом, обязано в национальном законодательстве не только декларировать правовые нормы, как это зачастую бывает в российской законодательстве, но и принимать соответствующие акты, содержащие предписывающие и обязывающие правовые нормы. Поскольку регулирования трудовых отношения, включая разрешение споров должно находить соответствующее законодательное воплощение.

Продолжая анализ норм, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, необходимо обратить внимание и на еще одну позицию. В частности, указано, что каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Как известно именно позиции «равная оплаты» и «равный труд» лежат в основе многих трудовых споров. Особенно это проблема актуализировалась в современной России. Причиной такого внимания и, что важно для целей исследования, соответствующих трудовых споров является мировой финансовый кризис. Сегодня мы часто слышим о различного рода сокращениях заработной платы на предприятиях и организациях. Активно обсуждают и сокращения. Так по данным Российской газеты по состоянию на февраль 2009 года в России зарегистрировано порядка 2 млн. безработных. Генеральная прокуратура РФ «завалена» жалобами на нарушение законодательства о труде. Вместе с тем, как отмечают работники прокуратуры, в основе жалоб граждан лежит тезис о том, что их уволили «не справедливо». Отметим, не «не законно», а «не справедливо». То есть законность увольнения у граждан вопросы в основном не вызывает, обеспокоены граждане тем, что уволили более квалифицированного специалиста. Очевидно, что в этой связи органы по защите прав и законных интересов граждан должны особое внимание уделить норме во Всеобщей декларации прав человека, которая говорит, что каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является. Но, как известно, российские органы прокуратуры сосредоточены на решении вопросов «законности», вопрос справедливости, как показывает практика, сложно решить даже в судебном порядке и в этом наше законодательство качественно отличается от своих, например, европейских аналогов.

Анализируя общепризнанные нормы международного права в сфере труда, нельзя обойти вниманием и такой фундаментальный документ как Международный пакт о гражданских и политических правах. Принятый и открытый для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2200 А (XXI) от 16.12.1966 года. Пакт, говорит о том, что согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими … правами.

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит целый перечень норм, которые как косвенно, так и напрямую регулирует вопросы защиты права на труд, включая требования к созданию соответствующих условий в национальном законодательстве стран-участников Пакта по защите права на труд и приданию такого законодательного воплощения, какое соответствовало принципам и нормам, закрепленным в Пакте.

В частности, «никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду». Разбирая революционность данной нормы, искореняющий принудительный труд, необходимо сразу оговорится, что, как следует из текста Пакта, данный пункт не означает, что если человек-гражданин судом приговорен к принудительным (каторжным) работам, то отбывать соответствующее наказание он должен в соответствии с национальным законодательством. То есть если «законность» принудительного труда подтверждена соответствующим судом, то и сам принудительный труд законен.

Особого, на взгляд автора данной работы, внимания заслуживает позиция Пакта, четко указывающая на то, что ничто не дает право государствам, участвующим в Конвенции Международной организации труда 1948 года, принимать законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб этим гарантиям. Совершенно определенно сказано о том, что национальное законодательство не должно и не может при осуществлении собственного правового регулирования дополнять или расширять нормы международного права, включая в национальные законодательные акты положения ограничивающие или несоответствующие международным нормам. Это обстоятельство тем более важно, что при обращении в Европейский суд по правам человека гражданин того или иного государства, Россия, конечно, не исключение, должен четко представлять предмет обращение. Поскольку если национальное законодательство не обеспечило в полном объеме защиту прав и законных интересов человека или умалила, указанные интересы, то только тогда успех в Европейском суде гарантирован. Во всех иных случаях, надо внимательно изучать национальное законодательство, с тем, чтобы наиболее эффективно и полно представлять и защищать свои трудовые права и интересы, как в досудебном, так и в судебном порядке.

Еще одним важным международным документом универсального характера является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В частности, Пакт устанавливает международную норму, согласно которой участвующие в Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.Разумеет, когда речь идет о «шагах» по обеспечению права, закрепленного в международном документы, понимается принятие соответствующих нормативных правовых и законодательных актов государством. Это выражается в соответствующей системе нормативных правовых и законодательных актов, которые отразят все многообразие возникающих правоотношений в вопросах защиты прав и интересов человека - гражданина в решении, в том числе и возникающих трудовых споров.

Примечательно, что рассматриваемый Пакт единственный международный документ универсального характера, конкретизирующий трудовые отношения. В частности, признается право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая: вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся; справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Указанный перечень, как представляется, является исчерпывающим и должен находить соответствующее правовое воплощение в нормативных правовых и законодательных актов государств, ратифицировавших рассматриваемый Пакт.

Предпринятый анализ универсальных международных правовых актов в сфере труда, направленные на защиту права человека на соответствующие условия труда, показывает, что рассматриваемая проблематика должна исследоваться во взаимосвязи с целым комплексом международных документов в этой сфере. В этой связи целесообразно обратиться ко второй, выделенной группе, международных документов - региональных.

Особенностью региональных международных правовых актов в сфере защиты права на труд и обеспечения законных и достаточных мер решения трудовых (индивидуальных) споров является то, что приняты они международными институтами регионального характера. Особого внимания наряду с прочими документами, заслуживают такие акты как: Парижская хартия для новой Европы и Конвенция содружества независимых государств. Выбор из всего множества региональных документов именно вышеуказанных обусловлен тем обстоятельством, что данные документы, принятые в разное время и в разных политико-правовых условиях отвечают тем основным тенденциям, которые были характерны в периоды, когда их приняли.

Так, например, в Парижской хартии для новой Европы, что эра конфронтации и раскола Европы закончилась. В преамбуле Хартии отмечается, что отныне отношения в Европе будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве. Хартия особенно подчеркивает необходимость уважения прав человека, демократии и верховенство закона.

Такое внимание именно к демократическим ценностям обусловлено многими историческими факторами, которые имели место в 90-е годы XX века. Для многих государств, особенно Восточной Европы, данный документ служил ориентиром в построении из правовой действительности, определения основных ориентиров становления и развития национальных законодательств в направлении обеспечения и защиты прав человека, в том числе и права на труд.

И, поскольку труд лежит в основе, прежде всего экономических отношений, то в Хартии подчеркивается, что экономическая свобода, социальная справедливость и ответственное отношение к окружающей среде необходимы для процветания государства.

Необходимо отметить, что закрепленные в Хартии нормы - принципы и положения во многом отразили то изменения в правовом сознании, которые происходили в то время.

Еще одним показательным примером, характеризующим коренную эволюцию в правом регулировании труда, имеется ввиду максимальный учет прав человека, является Конвенция СНГ о правах и свободах человека.

Принятая 26 мая 1995 года Конвенция содружества независимых государства о правах и свободах человека продолжила те правовые традиции, которые были заложены в других региональных подобных документах.

В частности, в Конвенции содержаться положения о том, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду. В Конвенции поясняется, что термином «принудительный или обязательный труд» не охватываются: какая бы то ни была работа, которая обычно должна выполняться во время заключения, или в период условного освобождения от такого заключения; какая бы то ни была служба военного характера, а применительно к Договаривающимся Сторонам, в которых признается отказ лиц от несения такой службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, служба, выполнение которой требуется вместо обязательной военной службы; какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения; какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности; выполнение обязанностей родителями по созданию необходимых условий для ребенка и совершеннолетними детьми по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей.

Как представляется, практически аналогичные нормы уже рассматривались применительно к Пакту об экономических, культурных и социальных правах. Тем более не удивительно, что нормы данного Пакта нашли свое отражение в рассматриваемой Конвенции, что, как уже отмечалось, общим для юридико-технической разработки документов такого уровня стала соответствующая правовая культура, сформированная в мире в данный период.

Необходимо рассмотреть и статью 14 Конвенции.

. Каждый человек имеет право на труд и на защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот, на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы;

. В целях обеспечения эффективного осуществления прав работающих женщин, договаривающиеся стороны обязуются:

а) предоставлять оплачиваемый отпуск, достаточное пособие по социальному обеспечению или пособия из общественных фондов для женщин, которые берут отпуск до и после родов сроком, предусмотренным национальным законодательством;

б) считать незаконным, если предприниматель уведомляет какую-либо женщину об увольнении во время ее отсутствия в связи с отпуском по беременности или уведомляет ее об увольнении с работы в такое время, когда срок уведомления истекает во время ее отсутствия;

в) обеспечить, чтобы матери, кормящие своих грудных детей, имели достаточное свободное время для этой цели;

г) регулировать прием на работу женщин для работы в ночную смену в промышленности;

д) регулировать прием на работу женщин на подземных горнорудных работах и соответственно на других видах работы, которые не подходят для них по причине опасности, вредности для здоровья или тяжести.

Как представляется, указанные положения зачастую являются предметом соответствующих индивидуальных споров и, коль скоро, Российское законодательство в силу ст. 15 Конституции, обязалось исполнять общепризнанные принципы и нормы международного права, то законодательные акты РФ должны в полной мере соответствовать позициям, указанным в рассматриваемой статье Конвенции. В дальнейшем, при обращении к отечественной судебной практике, представляется необходимым детально проанализировать, насколько Россия выполнила свои международные обязательства.

Как уже отмечалось выше, наряду с универсальными и региональными международно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения в целом, и разрешение индивидуальных трудовых споров в частности, действуют международные акты в виде соответствующих документов различных международных организаций.

Наиболее характерными представителями третьей группы таких документов являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Конвенция Международной организации труда от 9 июля 1948 года.

Обратимся к содержанию названных документов.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод в статье 4 указывает, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Во втором пункте статьи говорится о том, что никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду. Вместе с тем, Конвенция оговаривает, что термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя: всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 Конвенции или условно освобожденное от такого заключения; всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы; всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения; всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Впрочем, положения, заложенные в Конвенции нашли свое отражение в рассмотренных выше международно-правовых документов более позднего периода. Вместе с тем, именно различного рода конвенции-документы по различным вопросам в сфере трудовых отношений Международной организации труда вносят особый вклад в правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений. Такими документами, в частности, являются: Конвенция Международной Организации Труда № 160 «О статистике труда», Конвенция Международной организации труда № 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» и № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов».

Отдельно стоит остановится на специализированных документах как: конвенции Международной организации труда: № 138 (1973 год) - о минимальном возрасте для приема на работу; № 142 (1975 год) - о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов; № 149 (1977 год) - о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала ратифицировать.

По отраслям приняты следующие документы: № 32 - о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов (пересмотренная в 1932 году); № 73 - о медицинском освидетельствовании моряков; № 92 - о помещениях для экипажа на борту судов (пересмотренная в 1949 году); № 108 - о национальных удостоверениях личности моряков; № 113 - о медицинском осмотре рыбаков; № 116 - о частичном пересмотре конвенций, принятых Генеральной конференцией Международной Организации Труда на своих первых тридцати двух сессиях, с целью унификации положений о подготовке Административным Советом Международного бюро труда докладов о применении конвенций; № 123 - о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках; № 124 - о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках; № 126 - о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов.

Еще одной важной группой документов - являются Конвенции в сфере регулирования отдыха: № 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях; № 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях; № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации; № 120 о гигиене труда в торговле и учреждениях; № 122 о политике в области занятости.

Приведенный перечень Конвенций - международных документов объединяет то, что все они направлены на защиту фундаментальных прав человека. И, хоть в данных документов и не усматривается прямых норм, направленных на разрешение и урегулирование индивидуальных трудовых споров, именно данные документы легли в основу современной правовой системы, регулирующей трудовые отношения. Международная организация труда, осуществляя самостоятельной, в рамках устава ООН, регулирование трудовых отношений, инициировало принятие целого ряда международных правовых актов, которые легли в основу как общепризнанных принципов и норм международного права, так и нашли свое отражение в национальном законодательстве стран, ратифицировавших вышеприведенные Конвенции.

Подводя итог проведенного исследования роли общепризнанных принципов и норм международного права на разрешение и урегулирование индивидуальных трудовых споров можно отметить следующее. Международные правовые акты в данной сфере можно разделить на три группы. К первой группе относятся международные акты универсального характера, действие таких документов распространяется на все страны, входящие в ООН. Ко второй группе относятся документы регионального характера. Данная группа документов имеет действие на территории государств, как правило, объединенных некой экономической и политической сущностью. К третьей группе относятся документы различных международных организаций.

В тоже время внимательный анализ вышеуказанных документов показывает, что напрямую нормы международного права регулируют вопросы трудовых отношений. Как правило, они содержат нормы - принципы и нормы - цели, задачи, декларации, которые не имеют самостоятельного правового значения. Соблюдение таких норм связано с особенностями национального законодательства отдельных государств.

Применительно к Российской Федерации, а именно ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, не являются главенствующими. Но, если Российское законодательство, противоречит ратифицированным в установленном порядке международным документам и договорам, то применяются нормы международного характера.

 



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.