История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-04-18 | 76 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Индивидуальная психокоррекционная программа
Развития познавательной сферы для детей с нарушениями слуха и ДЦП
Пояснительная записка
Для детей с нарушениями слуха и сопутствующим церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.
Рабочая программа развития познавательной сферы составлена на основе программы курса Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006.
Сроки реализации программы: в течение года
Актуальность курса заключается в том, что все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Данная программа поможет развить познавательную сферу ребенка и следовательно положительно повлиять на его обучение в целом.
Целью является коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у школьника, имеющего нарушения слуха и ДЦП.
Задачи:
Формой работы является индивидуальная, так как для данной категории детей она является наиболее плодотворной и результативной. Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003).
|
Содержание программы:
· развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
· развитие мелкой моторики и координации движений;
· формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
· формирование психологических новообразований младшего школьного возраста.
Структура занятий:
Вводная часть.
Основная часть.
Заключительная часть.
Оценка эффективности:
Для оценки эффективности развития можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает психолог обучающемуся при выполнении заданий:
· поведение на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
· результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
Предполагаемые результаты:
· развитие основныхмыслительных способностей учащегося, мелкой моторики;
· развитие памяти, внимания и воображения;
· становление у развитых форм самосознания и самоконтроля;
· снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
|
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, повторная диагностика.
Тематическое планирование
№ | Задания | Методическое обеспечение |
1 | Пальчиковая игра «Здравствуй» Игра «Разложи кружочки» Игры с манкой. Упражнение «Отпечатки наших рук». Игры с манкой «Круги» (закрепление понятий о форме «круг», дифференциация величин «большой-маленький» | Кружки (по 2-3 на коробочку) и коробочки 4 основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый), карточка с изображением воздушных шаров 4 основных цветов, песочница. |
2 | Игра «Разрезные картинки» (2-ч, 3-х, 4-х сост.) Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик». | картинки, разрезанные на 2, 3 и 4 части, |
3 | Игра «Цветные коврики» Игры с манкой. «Отпечатки наших рук», «Змейка». Игры с манкой. «Рисуем квадраты» (закрепление понятий о форме «квадрат», дифференциация величин «большой-маленький»). | 4 прямоугольника красного, синего, зеленого и желтого цвета, цветочки (2-3 на каждый коврик) основных цветов, песочница, |
4 | Мягкие пазлы Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик». | мягкие пазлы |
5 | Пальчиковая игра «Доброе утро!». Сюжетная игра «Наведи порядок». | Предметы (кружки, ложки, тарелки, стулья) разных размеров, три круга разного размера. |
6 | Игры с манкой. «Рисуем треугольник» (закрепление понятий о форме «треугольник»). Физкультминутка. «Расскажи и покажи» | песочница |
7 | Игра «где пара» (с картинками). Релаксационное упражнение «Муха». | картинки с парными предметами |
8 | Пальчиковая игра «Доброе утро!». Игра «Разложи по сторонам». Игры с песком. «Отпечатки», «Пешеход». | карточки с изображением знакомых предметы разной формы, песочница |
9 | Игра «Сложи геометрическую фигуру из частей» Релаксационное упражнение «Муха». | плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 3, 4 части каждая. |
10 | Пальчиковая игра «Повстречались пальчики». Игра «где пара». Игра «Подбери подходящий предмет по форме» | Рисунок с изображением носков (варежек, перчаток), Карточки с изображением знакомых предметов, |
11 | Игры с манкой. «Пианино». Игра «Подбери по цвету» Релаксационное упражнение «Море». | трафареты в виде геометрических фигур, рисунок с изображением неокрашенных овощей. |
12 | Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж». Игры с крупой (фасоль, гречка, манка). Игры с песком. Упражнение «Змейка», «Пианино» | Поднос, крупы: фасоль, гречка, манка, |
13 | Игра «Определи на ощупь». Игра «Разложи по цвету». Релаксационное упражнение «Море». | мешочек из ткани, парные предметы: пуговицы большая и маленькая, линейки узкая и широкая, и т. д., рисунок с изображениями неокрашенных фруктов. |
14 | Пальчиковая игра «Пальчики здороваются». Игра «Целый бокал». Упражнение, направленное на развитие умения создавать образы по словесному описанию (на манке). | Картинка с изображением целого бокала, картинки с разными вариантами разбитого бокала, поднос, крупа манка, |
15 | Игры с манкой «Что спрятано». Игра «Дорисуй фигуры». Релаксационное упражнение «Снеговик». | картинки (круг, овал, квадрат, прямоугольник) с частичным изображением предметов, карандаши, игрушки маленького размера. |
16 | Пальчиковая игра «Наш малыш». Знакомство с понятием «Части суток», дифференциация понятий «День-ночь». Работа с сюжетными картинками. Физкультминутка «Расскажем и покажем». | Серия сюжетных картин с изображением частей суток, |
17 | Игра «фигуры» Игра «Попади в цель». Релаксационное упражнение «Волшебный сон». | мишень, мячик. |
18 | Пальчиковая игра «Перед нами елочка». Закрепление понятий «Части суток», дифференциация понятий «утро-день-вечер-ночь». Игра «Назови (покажи) соседей». | Карточки к игре «Части суток», сюжетные картинки с изображением частей суток, |
19 | Физкультминутка «Буратино». Игра «Построим лесенку». Упражнение «Дорисуй предметы до целого». Релаксационное упражнение «Игра с муравьем» | набор брусков разной высоты, карточка с недорисованными изображениями, карандаши. |
20 | Пальчиковая игра «Зайка и барабан». Закрепление понятий «Времена года». Работа по схемам, рассматривание сюжетных картин. Игра «Найди такой же предмет». Релаксационное упражнение «Черепаха». | Сюжетные картинки с изображением времен года, |
21 | Игра «Назови самые высокие и самые низкие предметы» Физкультминутка «Два бурых медвежонка» Упражнение «Мое тело» | с изображением предметов разной величины, |
22 | Игра «Найди такой же предмет». Релаксационное упражнение «Черепаха». | карточки к игре «Найди такой же предмет». |
23 | Пальчиковая игра «Идем в гости». Игра «Найди пару». | карточки к игре «Найди пару», |
24 | Игра «Собери бусы в гирлянды». Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо». Игры с манкой «Отгадай загадку и найди отгадку» | Разноцветные кружочки небольшого размера - «бусы», песочница, игрушки (дикие животные) небольшого размера, |
25 | Игра «Залатай коврик». Релаксационное упражнение «Жираф». | изображение «коврика» и различных кусочков к ним. |
26 | Пальчиковая игра «Идем в гости». Игра «Какая рука». Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» | |
27 | Игра «Кто чей малыш». Релаксационное упражнение «Жираф». | картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей, 5-7 игрушек. |
28 | Пальчиковая игра «Ветер». Игра «Муха». Игра «Полянки». | Бланк к игре «Муха», рисунок «Полянки» и зашифрованное письмо-схема, |
29 | Физкультминутка «Самолет». Игра «Четвертый лишний» Игра «Последовательные картинки». Релаксационное упражнение «Ласковый мелок». | серия картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя, серия из 3-4 последовательно изображенных сюжетных картинок. |
30 | итоговая диагностика |
|
|
Игры и упражнения
Игра «Бусы»
Предложите ребенку поочередно выкладывать бусинки в определенной последовательности (красный, желтый, красный и т.д., синий, зеленый, синий и т.д.) по названию взрослого, далее ребенок выкладывает рисунок и самостоятельно называет цвета бусинок.
Игра «Что какого цвета?»
Ребенку предлагают выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец – зеленым и т.д.).
Игра «Подбери по цвету»
Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.
Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.
Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение огурца – зеленую, сливы – синюю, лимона – желтую и т.д.
Игра «Разложи на «кучки».
На 15 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера (большая кукла и маленькая кукла, большой грузовик и маленькая легковая машинка и т. д. Другой вариант – предметы разной формы).
Вариантом задания может быть игра «Одень клоунов»: ребенку дают большого клоуна и маленького клоуна и одежду к ним.
|
Игра «Разрезные картинки»
Ребенку предлагаются картинки, разрезанные на 2, 3 или 4 части. Ребенку предлагают соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.
Игра «Целый бокал»
Предложите ребенку «склеить» разбитый бокал из осколков.
Покажите картинку с целым бокалом – образец: «Вот такой бокал должен получиться у тебя». (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого бокала.
Упражнение «Муха»
Представьте, что ты лежишь на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружится возле глаз – поморгай ими, перелетает со щеки на щеку – надувай по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигай челюстью.
Упражнение «Снеговик»
Представь себе, что мы оказались зимой на улице, снег на нас падал и падал, и вскоре мы превратились в снеговиков. (Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.) так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. (Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки).
Упражнение «Черепашка»
Представь, что мы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лопатках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать – они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!
Физкультминутки
«Расскажем и покажем» (вариант 1)
Один, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибают пальцы правой руки.
Можем все мы показать!
Ритмично хлопает в ладоши.
Это локти – их коснемся.
Обхватывают ладонями оба локтя.
Вправо, влево мы качнемся.
Выполняют наклоны вправо и влево.
Это плечи – их коснемся.
Кладут кисти рук на плечи.
Вправо, влево мы качнемся.
Выполняют наклоны вправо и влево.
Если мы вперед качнемся,
То коленей мы коснемся.
Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.
Один, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибают пальцы левой руки.
Можем все мы показать!
Ритмично хлопают в ладоши.
«Расскажем и покажем» (вариант 2)
Вместе весело шагаем
И колени подгибаем.
Пальцы мы в кулак сожмем
И за спину уберем.
Руки в стороны, вперед,
И направо поворот.
Руки в стороны и вниз,
И налево повернись.
«Сидели два медведя…»
Сидели два медведя
На тоненьком суку:
(Приседают)
Один читал газету,
(Вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево).
Другой месил муку.
(Прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения)
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
(Падают на ковер)
«Ветер дует нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
«Хомка-хомка-хомячок».
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)
«Самолет».
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Литература:
1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с.
2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
9. Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.
10. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.
11. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
12. Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72.
Индивидуальная психокоррекционная программа
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!