Индивидуальная психокоррекционная программа — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальная психокоррекционная программа

2021-04-18 76
Индивидуальная психокоррекционная программа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индивидуальная психокоррекционная программа

Развития познавательной сферы для детей с нарушениями слуха и ДЦП

 

     

 

 

Пояснительная записка

 

     Для детей с нарушениями слуха и сопутствующим церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Рабочая программа развития познавательной сферы составлена на основе программы курса Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006.

    Сроки реализации программы: в течение года

    Актуальность курса заключается в том, что все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Данная программа поможет развить познавательную сферу ребенка и следовательно положительно повлиять на его обучение в целом.

    Целью является коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у школьника, имеющего нарушения слуха и  ДЦП.

    Задачи:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям школы.

    Формой работы является индивидуальная, так как для данной категории детей  она является наиболее плодотворной и результативной. Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, оп­ределяющего ведущий механизм психического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003).

     Содержание программы:

· развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения);

· развитие мелкой моторики и координации движений;

· формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. уме­ние подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требова­ний);

· формирование психологических новообразований младшего школьного возраста.

Структура занятий:

Вводная часть.

Основная часть.

Заключительная часть.

Оценка эффективности:

Для оценки эффективности развития можно использовать следующие показатели:  

· степень помощи, которую оказывает психолог обучающемуся при выполнении заданий:

· поведение на занятиях: живость, актив­ность, заинтересованность обеспечи­вают положительные результаты;

· результаты выполнения контрольных психологи­ческих заданий, в качестве которых даются зада­ния, уже выполнявшиеся, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями само­стоятельно;

Предполагаемые результаты:

· развитие основныхмыслительных способностей учащегося, мелкой моторики;

· развитие  памяти, внимания и воображения;

· становление у развитых форм самосознания и самоконтроля;

· снижение тревожности и необоснованного беспокойства;

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, повторная диагностика.

 

Тематическое планирование

Задания Методическое обеспечение
1 Пальчиковая игра «Здравствуй» Игра «Разложи кружочки» Игры с манкой. Упражнение «Отпечатки наших рук». Игры с манкой «Круги» (закрепление понятий о форме «круг», дифференциация величин «большой-маленький» Кружки (по 2-3 на коробочку) и коробочки 4 основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый), карточка с изображением воздушных шаров 4 основных цветов, песочница.
2 Игра «Разрезные картинки» (2-ч, 3-х, 4-х сост.) Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик». картинки, разрезанные на 2, 3 и 4 части,
3 Игра «Цветные коврики» Игры с манкой. «Отпечатки наших рук», «Змейка». Игры с манкой. «Рисуем квадраты» (закрепление понятий о форме «квадрат», дифференциация величин «большой-маленький»). 4 прямоугольника красного, синего, зеленого и желтого цвета, цветочки (2-3 на каждый коврик) основных цветов, песочница,
4 Мягкие пазлы Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик». мягкие пазлы  
5 Пальчиковая игра «Доброе утро!». Сюжетная игра «Наведи порядок». Предметы (кружки, ложки, тарелки, стулья) разных размеров, три круга разного размера.
6 Игры с манкой. «Рисуем треугольник» (закрепление понятий о форме «треугольник»). Физкультминутка. «Расскажи и покажи»  песочница
7 Игра «где пара» (с картинками). Релаксационное упражнение «Муха». картинки с парными предметами
8 Пальчиковая игра «Доброе утро!». Игра «Разложи по сторонам». Игры с песком. «Отпечатки», «Пешеход». карточки с изображением знакомых предметы разной формы, песочница
9 Игра «Сложи геометрическую фигуру из частей» Релаксационное упражнение «Муха».   плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 3, 4 части каждая.
10 Пальчиковая игра «Повстречались пальчики». Игра «где пара». Игра «Подбери подходящий предмет по форме» Рисунок с изображением носков (варежек, перчаток), Карточки с изображением знакомых предметов,
11 Игры с манкой.  «Пианино». Игра «Подбери по цвету» Релаксационное упражнение «Море». трафареты в виде геометрических фигур, рисунок с изображением неокрашенных овощей.
12 Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж». Игры с крупой (фасоль, гречка, манка). Игры с песком. Упражнение «Змейка», «Пианино» Поднос, крупы: фасоль, гречка, манка,   
13 Игра «Определи на ощупь». Игра «Разложи по цвету». Релаксационное упражнение «Море». мешочек из ткани, парные предметы: пуговицы большая и маленькая, линейки узкая и широкая, и т. д., рисунок с изображениями неокрашенных фруктов.
14 Пальчиковая игра «Пальчики здороваются». Игра «Целый бокал». Упражнение, направленное на развитие умения создавать обра­зы по словесному описанию (на манке).     Картинка с изображением целого бокала, картинки с разными вариантами разбитого бокала, поднос, крупа манка,  
15 Игры с манкой «Что спрятано». Игра «Дорисуй фигуры». Релаксационное упражнение «Снеговик». картинки (круг, овал, квадрат, прямоугольник) с частичным изображением предметов, карандаши, игрушки маленького размера.
16 Пальчиковая игра «Наш малыш». Знакомство с понятием «Части суток», дифференциация понятий «День-ночь». Работа с сюжетными картинками. Физкультминутка «Расскажем и покажем».   Серия сюжетных картин с изображением частей суток,  
17 Игра «фигуры» Игра «Попади в цель». Релаксационное упражнение «Волшебный сон». мишень, мячик.  
18 Пальчиковая игра «Перед нами елочка». Закрепление понятий «Части суток», дифференциация понятий «утро-день-вечер-ночь». Игра «Назови (покажи) соседей». Карточки к игре «Части суток», сюжетные картинки с изображением частей суток,
19 Физкультминутка «Буратино». Игра «Построим лесенку». Упражнение «Дорисуй предметы до целого». Релаксационное упражнение «Игра с муравьем» набор брусков разной высоты, карточка с недорисованными изображениями, карандаши.
20 Пальчиковая игра «Зайка и барабан». Закрепление понятий «Времена года». Работа по схемам, рассматривание сюжетных картин. Игра «Найди такой же предмет». Релаксационное упражнение «Черепаха».   Сюжетные картинки с изображением времен года,  
21 Игра «Назови самые высокие и самые низкие предметы» Физкультминутка «Два бурых медвежонка» Упражнение «Мое тело» с изображением предметов разной величины,
22 Игра «Найди такой же предмет». Релаксационное упражнение «Черепаха».   карточки к игре «Найди такой же предмет».  
23 Пальчиковая игра «Идем в гости». Игра «Найди пару».   карточки к игре «Найди пару»,  
24 Игра «Собери бусы в гирлянды». Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо». Игры с манкой «Отгадай загадку и найди отгадку» Разноцветные кружочки небольшого размера - «бусы», песочница, игрушки (дикие животные) небольшого размера,
25 Игра «Залатай коврик». Релаксационное упражнение «Жираф». изображение «коврика» и различных кусочков к ним.
26 Пальчиковая игра «Идем в гости». Игра «Какая рука». Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»  
27 Игра «Кто чей малыш». Релаксационное упражнение «Жираф». картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей, 5-7 игрушек.
28 Пальчиковая игра «Ветер». Игра «Муха». Игра «Полянки». Бланк к игре «Муха», рисунок «Полянки» и зашифрованное письмо-схема,  
29 Физкультминутка «Самолет». Игра «Четвертый лишний» Игра «Последовательные картинки». Релаксационное упражнение «Ласковый мелок». серия картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя, серия из 3-4 последовательно изображенных сюжетных картинок.
30 итоговая диагностика  

 

Игры и упражнения

Игра «Бусы»

   Предложите ребенку поочередно выкладывать бусинки в определенной последовательности (красный, желтый, красный и т.д., синий, зеленый, синий и т.д.) по названию взрослого, далее ребенок выкладывает рисунок и самостоятельно называет цвета бусинок.

Игра «Что какого цвета?»

Ребенку предлагают выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец – зеленым и т.д.).

Игра «Подбери по цвету»

Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.

Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.

Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение огурца – зеленую, сливы – синюю, лимона – желтую и т.д.

Игра «Разложи на «кучки».

   На 15 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера (большая кукла и ма­ленькая кукла, большой грузовик и маленькая легко­вая машинка и т. д. Другой вариант – предметы разной формы).

Вариантом задания может быть игра «Одень клоу­нов»: ребенку дают большого клоуна и маленького кло­уна и одежду к ним.

Игра «Разрезные картинки»

Ребенку предлагаются картинки, разрезанные на 2, 3 или 4 части. Ребенку предлагают соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Игра «Целый бокал»

Предложите ребенку «склеить» разбитый бокал из осколков.

Покажите картинку с целым бокалом – образец: «Вот такой бокал должен получиться у тебя». (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого бокала.

Упражнение «Муха»

Представьте, что ты лежишь на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружится возле глаз – поморгай ими, перелетает со щеки на щеку – надувай по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигай челюстью.

Упражнение «Снеговик»

Представь себе, что мы оказались зимой на улице, снег на нас падал и падал, и вскоре мы превратились в снеговиков. (Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.) так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. (Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки).

Упражнение «Черепашка»

Представь, что мы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лопатках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать – они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!

Физкультминутки

«Расскажем и покажем» (вариант 1)

Один, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибают пальцы правой руки.

Можем все мы показать!

Ритмично хлопает в ладоши.

Это локти – их коснемся.

Обхватывают ладонями оба локтя.

Вправо, влево мы качнемся.

Выполняют наклоны вправо и влево.

Это плечи – их коснемся.

Кладут кисти рук на плечи.

Вправо, влево мы качнемся.

Выполняют наклоны вправо и влево.

Если мы вперед качнемся,

То коленей мы коснемся.

Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.

Один, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибают пальцы левой руки.

Можем все мы показать!

Ритмично хлопают в ладоши.

 

«Расскажем и покажем» (вариант 2)

Вместе весело шагаем

И колени подгибаем.

Пальцы мы в кулак сожмем

И за спину уберем.

Руки в стороны, вперед,

И направо поворот.

Руки в стороны и вниз,

И налево повернись.

 

«Сидели два медведя…»

Сидели два медведя

На тоненьком суку:

(Приседают)

Один читал газету,

(Вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево).

Другой месил муку.

(Прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения)

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

(Падают на ковер)

 

«Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.                 

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

 

  «Хомка-хомка-хомячок». 

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

 

            «Самолет».

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

 

Литература:

1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с.

2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.

4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.

9. Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.

10. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.

11. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.

12. Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72.

 

 

Индивидуальная психокоррекционная программа


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.