Список карт, помещенных в книге — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Список карт, помещенных в книге

2021-01-31 99
Список карт, помещенных в книге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Карта 1.  Общая схема русских княжеств XII века (по И. А. Голубцову) — с. 13.

Карта 2.  Киевская и Переяславская земли (по А. Н. Насонову) — с. 71.

Карта 3.  Черниговскосеверская земля, включая земли вятичей (по А. К. Зайцеву) — с. 131.

Карта 4.  Ростово-Суздальское княжество (по А. Н. Насонову) — с. 265.

Карта 5.  Схема московского Кремля — с. 341.

Карты 1—4 воспроизведены по изданию: Рыбаков Б. Л.  Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М, 1982; карта 5 — по изданию: История Москвы с древнейших времен до наших дней. Т. 1. М., 1997.

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

 

Святой великомученик Георгий. Икона второй половины XII в. (около 1170). Новгород.  

 

Князь Владимир Всеволодович Портрет из «Титулярника» 1672 г.  

 

Князь Мстислав Владимирович. Мономах. Портрет из «Титулярника» 1672 г.  

 

Обряд крестоцелования перед епископом. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV в.  

 

Святые князья-мученики Борис и Глеб. Икона середины XIV в., Москва.  

 

Князь Ярополк Владимирович, брат Мстиславов. Портрет из «Титулярника» 1672 г.  

 

Князь Всеволод Ольгович. Портрет из «Титулярника» 1672 г.  

 

Князь Изяслав Мстиславич изгоняет Юрия Долгорукого из Переяславля. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV в. Слева изображен лев — предполагаемый символ Юрия Долгорукого.  

 

Серебряная чаша князя Владимира Давыдовича Черниговского с круговой надписью: «А се чара кня[жа] Володимирова Давыдовича. Кто из нее пьет, тому на здоровье, а хваля Бога [и] своего осподаря великого кня[зя]».  

 

Собор Архангела Михаила в Переяславле Южном. Конец XI в. Реконструкция Ю.С. Асеева и В.А. Харламова.  

 

Надвратная церковь Святого Феодора в Переяславле Южном. Конец XI в. Реконструкция Ю. С. Асеева.  

 

Белгородский епископ (предположительно епископ Максим). Антропологическая реконструкция М.М. Герасимова.  

 

Киевский Выдубицкий Михайловский монастырь. Литография 1862 г.  

 

Надпись 1150 года из Ближних пещер Киево-Печерской лавры над погребением неизвестного инока (предположительно бывшего игумена Тимофея): «Въ лето 6658 (1150) ископахом место се на положение] [тела] [Т]им[офея] (?)».  

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерского монастыря. Реконструкция И. В. Холостенко.  

 

Князь Юрий Владимирович Долгорукий. Портрет из «Титулярника» 1672 г. (Российский государственный архив древних актов).  

 

Святые воины Георгий и Феодор Стратилат (?). Стеатитовая иконка XII в. (?) Византия.  

 

Война между Юрием Долгоруким и Изяславом Мстиславичем. Сражение за Днепр. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV в.

 

Печать с изображением святых Василия и Георгия. Найдена в Каневе. Предположительно принадлежала князю Васильку Юрьевичу, сыну Юрия Долгорукого.

 

Вокняжение Юрия Долгорукого в Киеве. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV в.

 

Юрий Долгорукий вместе с союзными князьями осаждает город Владимир-Волынский. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.  

 

Серебряный кратир мастера Косты из ризницы новгородского Софийского собора. Вклад боярина Петра и его супруги Марии — предположительно родителей супруги князя Мстислава Юрьевича, сына Юрия Долгорукого.  

 

«Битва новгородцев с суздальцами». Фрагмент иконы «Чудо от иконы Божьей Матери Знамения в Новгороде». 60-е гг. XV в. Ярославль.  

 

Свадебный пир князя Мстислава Юрьевича в Новгороде. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.  

 

Печать с изображением святых Феодора и Георгия. Найдена в Новгороде. Предположительно принадлежала новгородскому князю Мстиславу Юрьевичу.  

 

Чудотворная икона Божьей Матери Знамения. Середина XII в. (около 1155/56?). Новгород

 

Надпись-граффити из церкви Святого Спаса на Берестовом: «Се писалъ Глебъ». Возможный автограф князя Глеба Юрьевича, сына Юрия Долгорукого.  

 

Церковь Святого Спаса на Берестовом. Современный вид.  

 

Погребение Юрия Долгорукого. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в. Фрагмент.  

 

Интерьер церкви Святого Спаса на Берестовом. Общий вид княжеской усыпальницы.  

 

Князь Юрий Владимирович Долгорукий. Портрет из «Титулярника» 1672 г. (Российская национальная библиотека, Эрмитажное собрание).  

 

Стерженский крест. Поставлен новгородцем Иваном Павловичем, будущим посадником, в верховьях Волги 14 июня 1133 года, незадолго до выступления новгородцев на Суздаль.  

 

Разрез вала Суздальской крепости. XII в.  

 

Амулет-«змеевик» суздальских князей с именами Георгия, Марии и Христины. XII или XIII в. Предположительно изготовлен по заказу княгини Марии, супруги князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо.  

 

Спасо-Преображенский собор в городе Переяславле-Залесском. 1152-1157 гг.  

 

Серебряный потир из Переяславского собора — вклад Юрия Долгорукого.  

 

Переяславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор с окружающей застройкой в XII веке. Реконструкция Г. В. Борисевича.  

 

Фреска из церкви Святых Бориса и Глеба в Кидекше. Вторая половина XII в. Предположительно изображена супруга (?) или внучка (?) князя Юрия Долгорукого.  

 

Лежащие львы. Рельеф Дмитровского собора города Владимира.  

 

Церковь Святых Бориса и Глеба в Кидекше. 1152 г.  

 

Фреска из церкви Святых Бориса и Глеба в Кидекше. Вторая половина XII в. Предположительно изображена невестка князя Юрия Долгорукого Мария, супруга князя Бориса Юрьевича.  

 

Встреча четырех князей в Москве 3—5 апреля 1147 года (первое упоминание Москвы в летописи). Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.  

 

Новгородская берестяная грамота с упоминанием Москвы (Кучкова): «Поклоняние ото Душилы ко Нясте. Шьль ти есьм Кучькъву…» 70-80-е гг. XII в.  

Вислая свинцовая печать Киевской митрополии, найденная на территории Московского Кремля. 1091-1096 гг.  

 

Строительство крепости на Боровицком холме при Юрии Долгоруком. 1156 год. Реконструкция Г. В. Борисевина, А. Г. Векслера, И. С. Владимирской. Акварель Г. В. Борисевина.  

 

Декоративный топорик, покрытый листовым серебром с гравировкой, позолотой и чернью. XII в.  

 

Шлем князя Ярослава Всеволодовича с изображениями святых Феодора, Георгия и Василия. Предположительно первоначально принадлежал князю Мстиславу Юрьевичу, сыну Юрия Долгорукого.  

 

Москва. Кремль и посад в XII—XIII веках. Реконструкция М.Г. Рабиновича и Ю. Бржевской.  

 

Рельефы Георгиевского собора Слева — святой Георгий; справа — клиновидная маска.  

 

Собор Святого Георгия в Юрьеве-Польском. 1230-1234 гг.  

 

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Антропологическая реконструкция М. М. Герасимова.    

 

Князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Портрет из «Титулярника» 1672 г.    

 

Предполагаемое изображение князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо с сыновьями. Скульптура Дмитровского собора во Владимире. Фрагменты.  

 

Чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. XII в. Византия.  

 

Святой Димитрий Солунский. Икона из Успенского собора города Дмитрова. Начало XIII в.  

 

Изображение Юрия Долгорукого на лицевой стороне медали в память 800-летия Москвы. 1947 г.  

 

Памятник Юрию Долгорукому в городе Костроме. Скульптор В. Церковников. 2003 г.  

 

Памятник Юрию Долгорукому в Москве. Скульпторы С. М. Орлов, А. П. Антропов, И. Л. Штамм; архитектор В. С. Андреев. 1954 г.  

Ссылки

 

1

 

Абрамович Д.И.  Киево-Печерський патерик. Киев, 1930 (далее: Патерик). с. 5.

 

2

 

Рассказ об этой войне читается в «Повести временных лет»: Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). Т. 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 236-240.

 

3

 

Текст письма Владимира Мономаха Олегу цитируется по изданию Лаврентьеве кой летописи: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 252—255.

 

4

 

См.: Кучкин В.А.  Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. М., 1984. с. 69, прим. 107.

 

5

 

Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Изд. подг. А.Н. Насонов. М.; Л., 1950 (далее: НПЛ). с. 469, 160.

 

6

 

Патерик. с. 102. Житие святого Леонтия ничего не знает об этом и сообщает о преставлении святителя «с миром» (Сказание о Леонтии Ростовском // Древнерусские предания (XI—XVI вв.) / Сост. В.В. Кусков. М., 1982. с. 125—129; подг. текста и пер. Г.Ю. Филипповского).

 

7

 

Повесть о водворении христианства в Ростове // Древнерусские предания. с. 130—141 (подг. текста и пер. В.В. Кускова).

 

8

 

См., напр.: Приселков М.Д.  Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII вв. СПб., 1913. с. 309-310, 324.

 

9

 

См.: Патерик. с. 103; ПСРЛ. Т. I. Стб. 238, 445. (Обыкновенно считают, что в летописи идет речь о переяславском митрополите Ефреме, в ведении которого находилась Ростовская епархия и который и занимался здесь церковным строительством. Но епископ Симон определенно знает обоих владык, и едва ли он, постриженник Печерского монастыря, мог их перепутать.) В позднейших списках ростовских владык XV—XVI вв. (см.: ПСРЛ. Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000. С. XXII) Ефрем занимает место между Исайей (ум. после августа 1089) и Нестором (поставлен ранее сентября 1148).

 

10

 

Здесь и далее «Поучение» Владимира Мономаха цитируется по изданию Лаврентьеве кой летописи: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240—252.

 

11

 

О времени составления «Поучения» и о дошедшем до нас его списке я писал отдельно; см.: Великий князь Владимир Мономах / Подг. А.Ю. Карпов (серия «Русский мир в лицах») (в печати).

 

12

 

Понырко И.В.  Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. Исследования, тексты, комментарии. СПб., 1992. с. 68—69 (Послание митрополита Никифора о посте; древнерусский текст). Перевод мой.

 

13

 

Татищев В.И.  История Российская // Собр. соч. (далее: Татищев).  Т. 2. М., 1995. с. 96; Т. 4. М., 1995. с. 161. Известие помещено под 6598 (1090) г., однако в самом конце летописной статьи, так что, скорее, можно было бы говорить о следующем, 1091 г. Именно так в «Родословии государей русских», включенном В. Н.Татищевым в 1-й том «Истории»: здесь дата рождения Юрия обозначена как 1091 г. (Т. 1. М., 1994. с. 375). Говоря о смерти Юрия (под 1157 г.), Татищев называет его возраст: 66 лет (Т. 3. С, 58) — это известие также сориентировано на рождение Юрия в 1091 г.

 

14

 

См.: Кучкин В.А.  Формирование… с. 68—69; он же.  Юрий Долгорукий // Вопросы истории. 1996. № 10. с. 35—36; он же.  Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха // Россия в средние века и новое время. Сб. статей к 70-летию В.В. Милова. М., 1999. с. 61-63.

 

15

 

Наиболее выверенный перечень сыновей Владимира Мономаха приведен В.А. Кучкиным: Чудо св. Пантелеймона… с. 58—60.

 

16

 

См.: Назаренко Л.В.  Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого // Отечественная история. 1993. № 2. с. 65—78; он же.  Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX—XII веков. М., 2001. с. 596— 597. Из западноевропейских источников известно о том, что Гида поддерживала самые тесные связи с кёльнской обителью (см. далее).

 

17

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281-282.

 

18

 

ПСРЛ. Т. 2: Ипатьевская летопись. М., 1998. Стб. 430.

 

19

 

Старший Мономашич Мстислав, как уже было сказано, родился в 1076 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 190); второй, Изяслав, судя по тому, что был крестником Олега Черниговского, — не позднее 10 апреля 1078 г., и, скорее всего, около этого времени и был крещен Олегом в Чернигове (Кучкин В.А.  Чудо св. Пантелеймона… с. 58); время рождения третьего и четвертого сыновей Мономаха, Святослава и Ярополка, точно неизвестно, В.А. Кучкин как самую раннюю дату рождения Вячеслава называет первую половину 1081 г. (там же. с. 61); однако нельзя исключать, что Святослав и Ярополк были близнецами, и тогда крайняя дата сдвигается на год — не ранее первой половины 1080 г. Самое позднее время рождения Вячеслава — 1084 г., поскольку в 1096 г. он был послан отцом во главе войска на помощь Мстиславу к Суздалю.

 

20

 

Назаренко А.В.  Древняя Русь… с. 588—589 (перевод А.В. Назаренко). Точное время, когда случилось это чудо, неизвестно (по В.А. Кучкину — конец 80-х — начало 90-х гг. XI в. (Кучкин В.А.  Чудо св. Пантелеймона… с. 73—74); по А.В. Назаренко — 90-е гг., «за некоторое время до 1099 (1098) г». (Назаренко А.Д.  Древняя Русь… с. 606—607); оба автора исходят в датировке из того, что это событие предшествовало второй женитьбе Владимира Мономаха). Известно, что имя Пантелеймон получил в крещении князь Изяслав Мстиславич, второй сын Мстислава, — очевидно, в память о совершенном с его отцом чуде. Если учесть это и принять наиболее естественное предположение, что исцеление князя Мстислава Владимировича имело место после рождения его старшего сына Всеволода (нареченного в крещении Гавриилом), но до появления на свет второго, Изяслава (Назаренко А.В.  Древняя Русь… с. 599), то появляются некоторые основания для датировки чуда более поздним временем — заведомо после появления на свет Юрия во втором браке его отца. Даты рождения старших Мстиславичей в летописи не обозначены. Но очень похоже, что Всеволод родился только ок. 1103 г., в связи с чем в этом году его отец заложил в своей резиденции Городище под Новгородом церковь Благовещения Пресв. Богородицы (НПЛ. с. 19; ср.: Янин В.Л.  Новгородские посадники. 2-е изд. М., 2003. с. 88). В таком случае и чудо с Мстиславом могло произойти не ранее 1103 г.

 

21

 

См., напр., в Церковном уставе Ярослава Мудрого (Древнерусские княжеские уставы XI—XV вв. / Изд. подг. Я.Н. Щапов. М., 1976. с. 87— 88; ст. 18); в Кормчей книге (Бенешевич В.Н.  Древнеславянская Корм чая XIV титулов без толкований. Т. 1. СПб., 1907. с. 792; глава 80 из Собрания в 93 главы Иоанна Схоластика).

 

22

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 290 (под 6635 ультрамартовским годом); ПСРЛ. Т. 1. Стб. 296 (под 6634 г.). В.Н. Татищев называет имя второй супруги князя Владимира Мономаха, умершей II июня 1126 г., т.е., по нашим подсчетам, очевидно, третьей, — Анна (Т. 2. с. 138), но откуда оно извлечено, неизвестно. По-другому в «Записках касательно российской истории» императрицы Екатерины II — Евфимия («чья дочь, доныне не отыскано») (см.: Записки касательно российской истории. Ч. 5. СПб., 1793. с. 55—56). По сведениям августейшей любительницы истории, Евфимия была матерью князей Глеба и Бориса и княгини Анастасии, впоследствии супруги польского князя Болеслава IV; все эти мифические потомки Владимира Мономаха летописям неизвестны. Все прочие дети Мономаха приписаны здесь первой супруге князя, но ею Екатерина ошибочно считала Христину, дочь шведского короля Ингоря IV (Инге Стейнкельссона), — т. е., очевидно, первую супругу сына Мономаха князя Мстислава Великого.

 

23

 

Понырко Н.В.  Эпистолярное наследие Древней Руси… с. 56. Здесь же (с. 49—55) обоснование того, что адресатом послания является Владимир Мономах.

 

24

 

Серегина И.С.  Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI—XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994. с. 328-330.

 

25

 

Плетнева С.А.  Половцы. М., 1990. с. 52, 57.

 

26

 

ПСРЛ. Т. 1. Сгб. 282-283; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 259. В Ипатьевском списке половецкие имена искажены до полной неузнаваемости: «…и поя Володимер за Гергия Епиопину дщерь Асену внука, а Олег поя Акаепиду дщерь Яневу внуку».

 

27

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 250. По мнению В.А. Кучкина, здесь идет речь о том самом путешествии, которое упоминается в Патерике Киево-Печерского монастыря (в рассказе о Георгии Шимоновиче) и о котором мы говорили в самом начале книги (см.: Кучкин В.А.  Юрий Долгорукий. с. 36; он же.  Чудо св. Пантелеймона… с. 61—62). Однако, как мне представляется, источники сообщают о двух разных событиях: по Патерику, Георгий с княжичем «бысть послан от Владимера Мономаха в Сужьдальскую землю»; по «Поучению» же Владимир сам «идох Ростову» вместе с сыном и невесткой.

 

28

 

ПСРЛ. Т. 24: Типографская летопись. Пг., 1924. с. 72—73.

 

29

 

НПЛ. с. 467.

 

30

 

Этому известию, безусловно, следует отдать предпочтение перед сообщением новгородско-софийских летописей об основании Владимира на Клязьме князем Владимиром Святославичем, Крестителем Руси, ок. 988—990 гг. См.: Насонов А.Н.  «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. с. 182; Лимонов Ю.А.  Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. М., 1987. с. 20—21; и др.

Под 1108 г. об основании Владимира на Клязьме князем Владимиром Мономахом прямо сообщается в Львовской летописи (ПСРЛ. Т. 20. М., 2005. с. 103; здесь же, правда, имеется известие и об основании города Владимира князем Владимиром Святым). Автор т. н. Летописи Авраамки (конец XV в.) датирует те же события 6625 (1117?) г.: «Прииде князь Володимер Мономах ис Киева в Володимерь град, и постави церковь камену Святого Спаса, и поиде в свой град Киев» (ПСРЛ. Т. 16: Летописный сборник, именуемый Летописью Авраамки. М., 2000. Стб. 43). Впрочем, в этом памятнике 6625 г. помечено и начало киевского княжения Владимира Мономаха (там же, прим. 1), а его кончина датируется 6627 (1119?) г., хотя и сообщается, что он «княжив лет 13».

 

31

 

Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале. Ключаря тамошнего Собора Анании Федорова / Изд. Я.А. Соловьев // Временник Имп. Московского Общества истории и древностей российских. Кн. 22. М., 1855. С 3-4.

 

32

 

Патерик. с. 11—12. Впрочем, в этом патериковом известии немало путаницы. Так, известно, что деревянный ростовский Успенский собор был построен задолго до Владимира Мономаха, еще в первые годы христианской истории Ростова, и простоял до 1160 г., когда, после по жара, был заменен новым, каменным. Ср. об этом: Воронин Н.Н.  Политическая легенда в Киево-Печерском патерике // Труды Отдела древ нерусской литературы Института русской литературы (далее: ТОДРЛ). Т. 11. М.; Л., 1955. с. 96-102.

 

33

 

См.: Варганов А.Д.  К архитектурной истории Суздальского собора (XI—XVII вв.) // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. Т. 11. М.; Л., 1945. с. 99—102; Воронин Н.Н.  Зодчество Северо-Восточной Руси. XII—XV вв. Т. 1: XII столетие. М., 1961. с. 28-32.

 

34

 

Седова М.В.  Суздаль в X-XV вв. М., 1997. с. 14, 57-59.

 

35

 

Так, именно суздальским  епископом назван Ефрем (см. выше). Еще более показательно известие Ипатьевской летописи. Ок. 1161 г. сын Юрия Андрей Боголюбский выгнал ростовского епископа Леона «ис Суждаля», а затем, вынужденно примирившись с ним, вернул его, «но в Ростов, а в Суждали не да ему седети» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520). Из этих слов следует, что именно Суздаль воспринимался тогда как обычное местопребывание иерарха.

 

36

 

Патерик. с. 84—86: Слово «о поковании раки преподобного отца нашего Феодосия Печерского». В Ипатьевской летописи это событие датируется 6638 г. по ультрамартовскому стилю, т. е. 1129/30 г. (ср.: Бережков Н.Г.  Хронология русского летописания. М., 1963 (далее: Бережков). с. 1 34).

 

37

 

См.: Воронцов-Вельяминов Б.А.  К истории ростово-суздальских и московских тысяцких // История и генеалогия. М., 1977. с. 124—139. В Житии преп. Евфросинии Суздальской (составлено во второй четверти XVI в.) упоминается еще об одном легендарном потомке Шимона, умершем в первой трети XIII в., — некоем суздальском «князе» Мине Ивановиче, несостоявшемся женихе княгини Феодулии Михайловны, впоследствии знаменитой суздальской подвижницы Евфросинии (ср.: Избранные жития русских святых. X—XV вв. М., 1992. с. 184).

 

38

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 492-493.

 

39

 

Древнерусские княжеские уставы. с. 143. Ср.: Насонов А.Н.  «Русская земля»… с. 169—170.

 

40

 

Гаряев Р.М.  Суздаль. Символика русского средневекового города // История СССР. 1990. № 3. с. 55-70.

 

41

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 285—286. См. также сокращенное известие об этом походе в Лаврентьеве кой летописи: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292 (показательно отсутствие здесь уточнения «по Волзе»: очевидно, для суздальского книжника оно было излишним, ибо не требовалось уточнять, против каких именно болгар — волжских или дунайских — был направлен поход).

 

42

 

ПСРЛ. Т. 15. [Вып. 2]: Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. СПб., 1863. Стб. 193.

 

43

 

Татищев,  Т. 2. с. 134. В Первой редакции «Истории Российской» имя Глеба не названо: «Князь великий Владимир посылал детей своих, Георгия з братом, на болгоры по Волге…» (Т. 4. с. 183).

 

44

 

ПСРЛ. Т. 25: Московский летописный свод конца XV в. М., 2004. с. 117.

 

45

 

ПСРЛ. Т. 38: Радзивиловская летопись. Л., 1989. с. 104. В Лаврентьевской летописи вместо Ярополка ошибочно: Ярослав (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292).

 

46

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 284, 286; ПСРЛ. Т. I. Стб. 292.

 

47

 

Никита Хониат.  История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 1. Рязань, 2003. с. 27—30. Ср. также: Бибиков М.В.  Византийский историк Иоанн Киннам о Руси и народах Восточной Европы. М., 1998. с. 39—40; он же.  Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. СПб., 1999. с. 199-228.

 

48

 

НПЛ. с. 21.

 

49

 

Библиотека литературы Древней Руси (далее: БЛДР). Т. 4: XII век. СПб., 1997. с. 225—227 (подг. текста Т.В. Рождественской) («Слово о князьях», один из памятников, входящих в Борисоглебский цикл).

 

50

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 289.

 

51

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 293-295.

 

52

 

Ср.: Ключевский В.О.  Сочинения. В 9 т. Т. I: Курс русской истории. Ч. 1. М., 1987. с. 180.

 

53

 

Татищев.  Т. 2. с. 143.

 

54

 

Правда, в новгородско-софийских летописях читаем: «Князь великыи Мьстислав ходил с низовци  на Литву и плени их» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1: Софийская Первая летопись старшего извода. М., 2000. Стб. 221; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1: Новгородская Четвертая летопись. М., 2000. с. 145). В Новгороде под «низовцами» обычно понимали суздальцев. Но наиболее подробный рассказ о походе, читающийся в Ипатьевской летописи, суздальцев среди участников похода не называет: «Ходи Мьстислав на Литву с сынъми своими, и с [О]лговичи, и с Всеволодом Городеньским…» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 294, под 6640 ультрамартовским годом).

 

55

 

ПСРЛ, Т. 1. Стб. 301. Формально Мстислав и Ярополк считались совладельцами Переяславля.

 

56

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293 (под 6638 ультрамартовским годом).

 

57

 

Патерик. с. 4.

 

58

 

Там же. с. 86.

 

59

 

См.: Кучкин В.А.  Княжеский помянник в составе Киево-Печерского патерика Иосифа Тризны // Древнейшие государства Восточной Европы. 1995. М., 1997. с. 223.

 

60

 

Патерик. с. 84—86. Правда, следует учесть, что данное «Слово» Патерика изобилует анахронизмами и, по-видимому, объединяет разно временные события. Так, в нем Георгий Шимонович упоминает о сво ем участии в военных действиях против князя Изяслава Мстиславича, имея в виду события, происходившие в 1149—1150 гг. Путь боярина Василия из Суздаля в Киев через Чернигов, кажется, тоже соответствует более позднему времени, чем 1129/30 г. Не названо в Патерике и имя игумена, при котором произошло «окование» раки; по летописи же, этим игуменом был Тимофей.

 

61

 

См.: Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси… с. 339—341.

 

62

 

НПЛ. с. 467 (статья «А се князи русьстии», XV в.). Здесь идет речь о возведении именно каменной церкви. Правда, и в этой заметке, воз можно, имеется и анахронизм: «…Потом приде из Киева в Володимерь сын Мономашь Юрьи Долгая Рука и постави другую церковь, каменну, Святого Георгия, за 30 лет до Богородичина ставлениа». О поездке Юрия в Киев в 1128 г. («за 30 лет до Богородичина ставлениа») ничего не известно. Каменная же церковь Святого Георгия на княжеском дворе во Владимире, существовавшая до XVII в., по археологическим данным, должна датироваться последними годами княжения Юрия (см. ниже). Возможно, названная новгородским книжником дата имеет отношение к построению деревянной церкви — предшественницы будущей каменной.

 

63

 

Сведения содержатся в Проложном житии князя Мстислава (Серебрянский Н. И,  Древнерусские княжеские жития. (Обзор редакций и тексты.) М., 1915. Тексты. с. 48).

 

64

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 301.

 

65

 

ПСРЛ. Т. 9. с. 157.

 

66

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 301-302; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 294-295. Лаврентьевская летопись рассказывает о событиях в Переяславле значительно подробнее, чем Ипатьевская, текст которой явно сокращен.

 

67

 

ПСРЛ. Т. 7: Воскресенская летопись. М., 2001, с. 29.

 

68

 

ПСРЛ. Т. 9. с. 157. В Никоновской летописи упоминается о при ходе Юрия в Переяславль «с Святополком», т. е. со своим племянником Святополком Мстиславичем, однако это ошибка — как явствует из дальнейших событий, Святополк действовал заодно со своим братом Изяславом, но автор летописи ошибочно смешал Изяслава с Юрием: Ярополк «брата своего Юрья Володимерича приведе с клятвою в Полтеск. Он же оставив брата своего Святополка в Полотске, и приде к Переаславлю на Госпожин день на Изяслава Мстиславича…». Здесь имена Юрия и Изяслава следует поменять местами. Особого комментария требует указание на день недели (воскресенье), в который Юрий прибыл в Переяславль. Думаю, что автор летописи высчитал его самостоятельно исходя из восьмидневного пребывания Юрия в городе и из того, что Изяслав вступил в город на «Госпожин день», т. е. 15 августа. 15 августа 1132 г. — понедельник. Отсчитав восемь дней назад, получаем 7 августа, воскресенье. Однако у нас нет уверенности в том, что отъезд Юрия из города и прибытие туда Изяслава происходили в один день. Источник еще одного дополнительного известия Никоновской летописи — об убийствах в Переяславле — неизвестен.

 

69

 

НПЛ. с. 22.

 

70

 

ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1: Степенная книга царского родословия. СПб., 1908. с. 195.

 

71

 

Цит. по Лаврентьевской летописи, но с исправлениями по Радзи-виловской (ПСРЛ. Т. 38. с. 107-108).

 

72

 

Ср. у Татищева: «…Вечеслав Владимирович туровский вознегодовал на Ярополка и, согласяся с Юрием, требовал себе Переяславль» (Т. 2. с. 144).

 

73

 

ПСРЛ. Т. 9. с. 157-158.

 

74

 

Татищев.  Т. 2. с. 144. Туров, по сведениям Татищева, остался за Вячеславом, а Изяславу Ярополк из его волости передал лишь Дрогичин и Пинск.

 

75

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 302.

 

76

 

ПСРЛ. Т. 9. с. 158.

 

77

 

О дате см.: Бережков. с. 5 0, 135. Здесь, как и в следующем известии, и в Лаврентьевской, и в Ипатьевской летописях год проставлен по ультрамартовскому стилю.

 

78

 

Кучкин В.А.,  Юрий Долгорукий. с. 38—39.

 

79

 

Древнерусские княжеские уставы. с. 143; ср.: Кучкин В.Л.  Формирование… с. 75—76.

 

80

 

Цит. по Радзивиловской летописи (ПСРЛ. Т. 38. с. 108). Здесь более исправно, чем в Лаврентьевской.

 

81

 

ПСРЛ. Т. 2. с. 296-297.

 

82

 

НПЛ. С 23. См. также: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 302.

 

83

 

ПСРЛ. Т. 9. с. 158-159.

 

84

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 295—297.

 

85

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 297-300; ср. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 303-304.

 

86

 

Кучера М.П.  Переяславское княжество // Древнерусские княжества X—XIII вв. М, 1975. с. 139.

 

87

 

Греков Б.Д.  Революция в Новгороде Великом в XII в. // Ученые записки Института истории РАНИОН. 1929. Т. 4. с. 13—21.

 

88

 

НПЛ. с. 24.

 

89

 

ПСРЛ. Т. 9. с. 159; ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. с. 196-197.

 

90

 

ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. с. 200 (Житие св. Всеволода).

 

91

 

См.: Янин В.Л.  Новгородские посадники. С, 120.

 

92

 

ПСРЛ. Т. 9. с. 158.

 

93

 

Насонов А.Н.  «Русская земля»… с. 185; Кучкин В.А.  Формирование… с. 80.

 

94

 

Кучкин В.А.  Формирование… с. 80—82.

 

95

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 366.

 

96

 

Гинзбург В. В., Герасимов М.М.  Андрей Боголюбский. с. 88, 90.

 

97

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 521.

 

98

 

См.: Янин В. Л., Гайдуков П. Г  Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т. 3. М., 1998. с. 44.

 

99

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 658.

 

100

 

См.: Рыбаков Б.А.  Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972. с. 358—382; он же.  Петр Бориславич: Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991. В данных работах уверенно называется автор этого летописного свода — киевский боярин Петр Бориславич, являющийся, по мнению Б.А. Рыбакова, и возможным автором «Слова о полку Игореве». Резкую и, как представляется, в основном справедливую критику этих построений см.: Данилевский И.Я.  Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). М., 2000. с. 332—333; Толочко А.  «История Российская» Василия Татищева: источники и известия. М.; Киев, 2005. с. 329—381.

 

101

 

Татищев.  Т. 3. с. 60.

 

102

 

Там же. с. 280, прим. 69. Так было написано, а затем зачеркнуто в Воронцовском списке второй редакции «Истории Российской».

 

103

 

См.: Портреты, гербы и печати «Большой государственной книги» 1672 г. СПб., 1903.

 

104

 

Цит. по изданию Н.И. Новикова: Древняя Российская Вивлиофика. Изд. 2-е. Ч. 16. М., 1791. с. 89.

 

105

 

Относительно этого слова и его объяснения Татищевым см. наблюдения А Толочко: «История Российская»… с. 501—502.

 

106

 

Татищев.  Т. 2. с. 170—171; ср. более краткое изложение этой истории в 1-й редакции «Истории Российской»: Т. 4. с. 207.

 

107

 

Патерик. с. 5.

 

108

 

Воронцов-Вельяминов Б.А.  К истории ростово-суздальских и московских тысяцких. с. 129; Седова М.В.  Суздаль в X—XV вв. с. 13.

 

109

 

Цит. по: Ключевский В.О.  Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. с. 47, прим. 1. См. также: ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. с. 651-652.

 

110

 

Цитируются статьи «Русской Правды» т. н. Пространной редакции по изданию М.Б. Свердлова: БЛД Р.Т. 4. с. 496—517.

 

111

 

Цит. по: Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. с. 464 (подг. текста и пер. Д.С. Лихачева). «Наставление тверского епископа Симеона»


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.443 с.