Импровизация и подбор аккомпанемента». — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Импровизация и подбор аккомпанемента».

2021-04-18 95
Импровизация и подбор аккомпанемента». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курс импровизации на дирижерско-хоровом отделе училища имеет важное общевоспитательное и учебно-образовательное значение, программу по нему составила М.В.Герасимова. Предмет ставит перед собой следующие задачи:

· Овладение элементарными навыками начальной работы с хором (распевание хора, как один из важнейших элементов работы дирижера).

· Подбор аккомпанемента.

· Умение самостоятельно усложнить или упростить музыкальный материал данного произведения.

· Умение ориентироваться в различных музыкальных стилях и направлениях.

Хоровое сольфеджио».

Этот предмет в училище ведет В.И.Ольховская. Цель хорового сольфеджио – воспитание активного слуха хорового дирижера, что включает точное интонирование, способность к отслеживанию всех тонкостей вокальной интонации, контроль за ней. Сюда же можно отнести и контроль за метроритмической пульсацией, темпом, работу над ансамблем, строем, динамикой. Поурочные задания включают в себя пение номеров, ритмические упражнения, устные диктанты, подбор аккомпанемента. В программе по «Хоровому сольфеджио», Валентина Ильинична делает основной упор на примеры из опер композиторов «Могучей кучки», таким образом, еще раз заостряя внимание студентов на русской музыке.

Школьная практика».

Школьная практика учащихся проводится непосредственно в школе. Училище сотрудничает, с общеобразовательной школой №8 (г. Пушкино). Под руководством педагогов музыкального училища проводят там занятия с учениками начальных и старших классов. На занятиях по «Методике музыкального воспитания» учащиеся знакомятся с принципами организации учебно-воспитательной работы в школе, с содержанием программы уроков музыки, с планированием уроков. И после этого получив теоретические знания, переходят к практике в VI семестре, приступают к самостоятельной работе с классом, ведут уроки. Таким образом, вся школьная практика делится на два раздела: пассивная практика и самостоятельное ведение уроков.

Методика музыкального воспитания».

В курсе «Методика музыкального воспитания» дается обзор основных видов музыкальной деятельности детей. Большое внимание в курсе отводится изучению вопросов методики певческого воспитания детей, методики работы с детским хором. Предмет «Методика музыкального воспитания» ведется в форме лекций и семинаров Е.Е.Плямоватой. Раскрывая темы, Екатерина Евгеньевна знакомит учащихся с различными сборниками вокально-хоровых упражнений. Рассказывает, по какому принципу применять их в работе с детскими коллективами.

Хороведение».

Предмет «Хороведение» включает в себя следующие дисциплины:

а) «Методика преподавания хоровых дисциплин».

Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» является составной частью профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ по специальности хоровое дирижирование. Материал курса предполагает изучение теоретических основ музыкального воспитания и детского хорового исполнительства, знакомство с различными формами и методами хоровой работы с детьми. В программе освещаются вопросы воспитания и обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе; внеклассная и внешкольная работа (в том числе работа в музыкальных школах, в хоровых студиях и других детских и юношеских хоровых коллективах). Большое место отводится изучению различных методик певческого воспитания детей и работы с детским хором (методики В.Емельянова, Д.Огороднова, В.Кирюшина и др.).

б) «Чтение хоровых партитур».

Курс чтения хоровых партитур приобщает учащихся к классическому наследию хорового творчества композиторов различных стилей, эпох и направлений. Обновление и расширение репертуара осуществляется за счет привлечения в программу новых и новейших произведений Г.Свиридова, А. Ларина, Ю.Фалика, М. Парцхаладзе, Ю.Буцко, В. Гаврилина, А. Соколова, Б.Снеткова, А. Гевиксмана, В.Калистратова, А.Вискова. Основным требованием является выработка легато при исполнении партитуры без педали и пение голосов. Краткая аннотация о произведении способствует осмысленному исполнению партитуры.

в) «Хоровая аранжировка».

Основной задачей предмета «хоровая аранжировка» является развитие навыков переложения хоровых и сольных вокальных произведений для различных составов хора. Данный предмет является дополняющим специальный цикл музыкально-хоровых дисциплин. При его изучении педагог старается обеспечить межпредметные связи с такими предметами, как анализ музыкальных произведений, гармония, хороведение, хоровая литература, чтение хоровых партитур. Аранжировки хоровых произведений используются в практической работе с хором на 3 и 4 курсах.

г) «Хоровая литература».

Хоровая литература пополнена новыми темами и их осмыслением в свете современного мировоззрения. Задачи курса:

· Повышение общего культурного и профессионального уровня студентов.

· Усвоение высоких нравственных, этических, моральных идеалов хоровой классики в воспитательных целях

· Выявление религиозности в самых различных её формах как неотъемлемого качества классической хоровой музыки.

· Ознакомление с лучшими образцами хоровой музыки различных жанров, стилей и эпох.

· Выявление роли хора в развитии оперной драматургии.

· Использование произведений хоровой классики в практической работе.

· Привитие навыков хорового анализа.

· Понимание симфонизма как метода мышления.

Не претендуя на исчерпывающую полноту, программа, тем не менее, охватывает самые главные вехи в истории развития хоровой классики.

Педагог училища В.И.Ольховская продолжает работу над учебником «Лекции по хоровой литературе в музыкальном училище» с нотными примерами.

Отдельным пунктом хочется привести статистику по трудоустройству выпускников хорового отделения 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева за последние несколько лет:


Ф.И.О. Продолжает обучение Работает по специальности в Москве и М.О.
Гуркина Е.В. МГПИ им. Ленина Да
Кледова И.Н.  - Да
Королева И.О. РАМ им. Гнесиных Да
Корощенко О.В. МГОПУ им. Шолохова Да
Маркина Т.В. МГОПУ им. Шолохова Да
Перегуд А.И.  - Да
Цыба И.А.  - Да
Чиликина Л.А. МГОПУ им. Шолохова Да
Шереметова С.Н. Питерский звукореж.  -
Березина С.Г. РАМ им. Гнесиных Да
Климачева Е.А. МГОПУ им. Шолохова Да
Ладина Т.Г. МГОПУ им. Шолохова Да
Лыскина Н.А. МГИМ им. Ипполитова-Иванова Да
Максимова А.Н.  - Да
Мендрелюк Е.И. РАМ им. Гнесиных Да
Соколова О.А. РАМ им. Гнесиных Да
Тимашова А.Б. РАМ им. Гнесиных Да
Сырова Е.Ю. - Да

 

 

4. Творческие портреты специалистов, преподающих ныне на

дирижерско-хоровом отделе 2-го МОМУ  имени С.С.Прокофьева.

 

В настоящее время во 2-м МОМУ имени С.С.Прокофьева на отделе «хоровое дирижирование» работают двенадцать педагогов преподающих специальные дисциплины, в большинстве своем это выпускники Российской Академии музыки имени Гнесиных: В.И.Ольховская, В.Л.Игнашова, Т.Е.Оприщ, Е.Е.Плямоватая, М.В.Герасимова, Л.А.Каменская, Н.Ю.Степанова, Д.А.Игнашова, и окончившие Московскую Государственную Консерваторию имени П.И. Чайковского – З.С.Числова, М.М.Моисеева, М.Ф.Ковшарь. А также В.С.Ярошенко, выпускница Бакинской консерватории имени Гаджибекова и М.М.Мусаев – Саратовской консерватории.

Эти педагоги являются не только прекрасными преподавателями специальных дисциплин в училище, но также музыкантами-просветителями, активно принимающими участие в развитии музыкальной культуры Подмосковья. Почти все они помимо основной работы в училище имеют свои самодеятельные коллективы, с которыми показывают прекрасные результаты на различных фестивалях и конкурсах. Многие студенты, закончив училище, приходят в коллективы к своим педагогам в качестве певцов.

Числова Зинаида Сергеевна родилась в Москве 8 марта 1924 года. Родители не были профессиональными музыкантами, но очень любили музыку. В доме часто звучала музыка, отец играл на виолончели, а брат матери, безумно любя оперу, играл все арии по слуху, не зная нот. Девочку с четырех лет стали водить в Большой театр. Занятия музыкой Числова начала с восьми лет и с первого класса не сомневалась, что будет музыкантом. В 1943 году она поступила в музыкальное училище имени Октябрьской Революции на дирижерско-хоровое отделение. Окончив второй курс, перевелась на третий курс в музыкальное училище при Московской Государственной консерватории. В 1947 году, окончив музыкальное училище, Зинаида Сергеевна поступила в Московскую Государственную Консерваторию имени П.И.Чайковского на дирижерско-хоровой факультет в класс профессора В.П.Мухина. Огромное влияние на Числову З.С., как на музыканта оказали такие ведущие хоровые мастера как профессор В.Г.Соколов, К.Б.Птица, А.В.Свешников и другие. Еще в училище имени Октябрьской Революции хор вел знаменитый П.Г.Чесноков, а хороведение – профессор А.В.Никольский.

Будучи студенткой четвертого курса консерватории, Зинаида Сергеевна начала работать руководителем хорового класса и педагогом по дирижированию в детской музыкальной школе Бауманского района. Многие воспитанники этой школы, под её влиянием, решили посвятить свою жизнь хоровому искусству:

Н.Н.Соколов – ныне кандидат искусствоведения, директор мемориального дома-музея Ф.И.Шаляпина;

Б.А.Селиванов – ныне профессор Российской Академии Музыки имени Гнесиных, заслуженный деятель искусства Р.Ф.;

В.И.Розов – долгие годы возглавлявший Московский Государственный театр оперетты;

Е.И.Крючкова – преподаватель Московского областного Колледжа искусств;

Е.Н.Бакланова-Лагутина – Заслуженный работник культуры, преподаватель музыкального училища имени Ипполитова-Иванова;

Р.Н.Ерман – заведующий дирижерско-хорового факультета Московского Государственного образовательного педагогического университета имени Шолохова;

С.Л.Браз – недавно ушедшая из жизни, профессор Российской Академии Музыки, Заслуженный деятель искусств Р.Ф., кандидат искусствоведения, Член Союза композиторов Р.Ф., Академик Международной Академии информатики, автор книг.

Окончив с отличием Московскую Государственную Консерваторию, Зинаида Сергеевна пришла работать в музыкальное училище при консерватории, где вела класс дирижирования и чтения хоровых партитур.

За годы работы Зинаиды Сергеевны в училище поступили в Московскую Государственную Консерваторию и получили высшее образование двадцать три её выпускника. Многие фамилии были перечислены выше (ученики Бауманской школы), к этим именам добавим:

В.Ю.Калистратов – заслуженный деятель искусств, профессор Московской консерватории, поступил в Петербургскую консерваторию на дирижёрско-симфонический факультет;

Татьяна Виноградова – окончив Российскую Академию Музыки имени Гнесиных, стала работать в Московской филармонии, получила звание «Заслуженной артистки России»;

Юрий Хабаров – закончил Российскую Академию Музыки имени Гнесиных, ныне солист Москонцерта;

Виталий Данилов – окончил Московскую Государственную Консерваторию. Работал в Министерстве культуры РСФСР, в Министерстве Просвещения;

Лидия Шеленкова и Тая Микертумова – окончили Латвийскую Государственную консерваторию. Ныне Л.Шеленкова – директор музыкальной школы, Т.Микертумова – педагог кафедры хорового дирижирования МГОПУ имени Шолохова и педагог Детской музыкальной школы № 17 (Москва).

Одновременно с работой в училище при Московской Государственной Консерватории Зинаида Сергеевна была приглашена в Институт Культуры на почасовую работу в качестве преподавателя дирижирования и хорового класса на вечернее отделение. Через два года Числову пригласили в институт на основную работу в качестве старшего преподавателя. В Институте Культуры Числова проработала четыре года.

1959-1966 годы, З.С.Числова работала с хором ДМШ №1 г. Сергиева-Посада, и все эти годы её хор неизменно занимал 1-е место на всех конкурсах.

В 1960 году Зинаида Сергеевна стала совмещать работу в ДМШ №1 и ДМШ №19 Кировского района города Москвы.

С 1964 года Числова З.С. начинает работу во 2-м Московском областном музыкальном училище имени С.С. Прокофьева. Тридцать пять лет, она являлась заведующей отделом хорового дирижирования, руководителем женского хора, преподавала специальность, чтение хоровых партитур и другие предметы специального цикла.

За свою многолетнюю деятельность Зинаида Сергеевна Числова воспитала целую плеяду молодых музыкантов. Многие из них уже были перечислены ранее, но хочется сказать и о тех, которые окончили 2-е МОМУ, - далее ВУЗы столицы и других городов и теперь преподают в ВУЗах, училищах и ДМШ Москвы и других городов. Надо отметить, что многие ученики З.С.Числовой поступали не только на дирижёрско-хоровые факультеты, но и на вокальные и стали профессиональными певцами-исполнителями.

В.Бакке – выпускник МГПИ им. Гнесиных, ныне профессор Московского Государственного Университета Культуры, лауреат премии Сан-Марино (Италия), 7 лет назад открыл отдел «Руководитель народного хора» в ГОУ СПО 2-ом Московском областном музыкальном училище имени С.С. Прокофьева и возглавляет его по сей день;

М.Листкова – профессор Свердловской консерватории – дирижерский факультет;

И.Крупинина – профессор, кандидат педагогических наук кафедры педагогики Московского педагогического университета (музыкальный факультет);

Т.Батуринская – доцент Российского университета народной музыки;

Е.Яворовская – заслуженный работник культуры, бессменный руководитель школы искусств (г. Дмитров);

Т.Малышева – заслуженный деятель Московского музыкального общества, доцент РАМ имени Гнесиных;

Ю.Тихомирова – главный музыкальный редактор отдела хорового искусства Всесоюзного Радио;

И.Даровских – хоровая капелла имени Свешникова;

Н.Манулик – выпускница вокального факультета РАМ имени Гнесиных;

П.Чозгиян – артист хора театра им. Станиславского, артист Московской филармонии;

Е.Долгих – солистка Чешской оперы;

Н.Шипулина – солистка хора Большого театра;

О.Скоробогатая – артистка хора «Геликон оперы»;

Многие из воспитанников дирижёрско-хорового отделения 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева, окончив ВУЗы, вернулись в училище в качестве педагогов – В.Л.Игнашова, Т.Е.Оприщ, Е.Е.Жохова (Плямоватая), М.В.Толоконникова (Герасимова), Л.А.Каменская, Н.Ю.Степанова, Д.А.Игнашова – ещё студентка 5 курса дирижерско-хорового факультета РАМ имени Гнесиных.

После 50-летнего юбилея творческой деятельности Зинаида Сергеевна рассталась с учебным хором училища, которым руководила тридцать пять лет и организовала камерный хор из бывших воспитанниц училища, который и сейчас ведет активную концертную деятельность. Первое выступление коллектива состоялось в Московском Государственном музее Востока 17 июня 2001 года. В настоящее время в хоре тридцать два человека (по восемь человек в каждой партии). Коллектив работает по принципу семинара, то есть партии разучиваются самостоятельно. Репетиции бывают только перед предстоящим концертом, но спасает, что в хоре поют профессиональные музыканты – выпускники училища. Зинаида Сергеевна приглашает певцов с хорошими голосами, поэтому если кто-то отсутствует на концерте, то партия все равно звучит слаженно.

В концертах также участвуют солисты – певцы Московской Филармонии, музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, студенты вокальных отделений ВУЗов. Певцы исполняют не только свою сольную программу, но и произведения с хором: П.Чозгиян – певец Московской Филармонии солирует в «Молитве» П.Чеснокова, Э.Фейгинова – солистка театра имени Станиславского и Немировича-Данченко поёт соло в хоре из оперы «Травиата» Дж.Верди. Е.Исаева – студентка колледжа Ипполитова-Иванова играет на флейте в хоре тирольцев из оперы «Вильгельм Телль», кроме того, имея вокальное образование, поет сольную партию в концерте.

Камерные концерты построены следующим образом: половину программы (пять-шесть произведений) исполняет хор, затем звучат сольные номера (флейта, фортепиано, гусли, вокал) и снова на сцену выходит хор и поет вторую половину программы.

Примерная программа коллектива:

1. П.Чесноков «Да исправится молитва моя».

2. А.Рубинштейн «Ночь» (переложение для женского хора З.С.Числовой).

3. Дж.Верди Хор цыганок из оперы «Травиата».

4. А.Гречанинов «Нас веселит ручей» (переложение для женского хора В.В.Бакке).

5. Дж.Россини Хор тирольцев из оперы «Вильгельм Телль» (переложение для женского хора З.С.Числовой).

6. П.Чайковский «День ли царит» (переложение для женского хора З.С.Числовой).

7. В.Калинников «Нам звезды кроткие сияли» (переложение для женского хора В.И.Ольховской).

8. К.Сен-Санс «Лебедь» (переложение для женского хора Егорова).

9. Н.Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье» (переложение для женского хора З.С.Числовой).

10. С.Рахманинов «Весенние воды» (переложение для женского хора В.Г.Соколова).

11. Кюсс «Амурские волны» - старинный вальс (переложение для женского хора В.Г.Соколова).

Неизменным концертмейстером хора все годы является Людмила Николаевна Командина. Она же всегда исполняет в концертах сольные произведения.

Коллектив постоянно выступает на концертных площадках города Москвы: в музее Востока, Московском центральном доме журналистов, Галерее «Феникс» (Кутузовский проспект»), Московском Государственном концертном зале «Новый манеж», Венгерском культурном научно-информационном центре, Концертном зале дома-музея Ф.И.Шаляпина.

Последний концерт хора состоялся 2 апреля 2006 года в Культурном центре имени Н.П.Ракова. Сейчас коллектив начал серьезную работу над новой программой.

Замечательный музыкант, вдумчивый педагог, Зинаида Сергеевна в настоящее время преподает во 2-м МОМУ имени С.С.Прокофьева - ведет специальность, чтение хоровых партитур и изучение репертуара ДМШ.

З.С.Числова вносит большой вклад в пропаганду музыкально-хоровой культуры. Имеет звание «Заслуженный работник культуры РФ», награждена медалью «Ветеран труда», медалью «В память 850-летия Москвы» 1997 г.

Моисеева Маргарита Михайловна. 1940 года рождения – ведущий преподаватель специальных дисциплин цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева. В 1968 году закончила Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского; в училище работает по распределению с 1969 года. За время работы являлась преподавателем ряда специальных дисциплин: дирижирование, чтение хоровых партитур, сольфеджио, теория, методика, хороведение, все виды практик, вокальный ансамбль. Педагогический стаж работы – сорок семь лет.

За годы работы в училище вела большую общественную и методическую работу. Ею написаны ряд методических работ и программ по специальному курсу. За успехи, достигнутые в педагогической и методической работе, неоднократно награждалась грамотами Управления культуры и методического кабинета Мособлисполкома.

Как преподаватель М.М.Моисеева, отличается высоким профессионализмом, требовательностью к себе и ученикам, терпением и последовательностью в обучении студентов, пользуется заслуженной и восторженной любовью своих учеников.

Выпускники Маргариты Михайловны Моисеевой проявляют себя, как творческие люди, преданные хоровому искусству и достойно продолжают дело учителя.

Среди выпускников Маргариты Михайловны:

· Ю.Б.Тихомирова (Закончила Московскую Государственную консерваторию им. П.И.Чайковского) – редактор Российского радио;

· Т.Е.Оприщ (Закончила ГМПИ имени Гнесиных) – заведует цикловой комиссией «Хоровое дирижирование» 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева;

· Н.Ю.Степанова (Закончила РАМ имени Гнесиных) – преподаватель 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева, хормейстер Государственной концертно-театральной капеллы Москвы;

· Л.А.Тихомирова (Закончила Астраханскую консерваторию) – заведует хоровым отделом ДМШ №1 г. Пушкино, Лауреат районных, областных и Всероссийских конкурсов хоровых коллективов;

· В Сергиево-Посадском районе с успехом работают и получают награды на конкурсах: И.М.Фролова (педагог ДМШ №2), О.А.Кроткова (педагог ДМШ №6 г. Пушкино), О.П.Хрусталёва (директор ДМШ №1 г. Сергиев-Посад).

Детские годы и юность М.М.Моисеевой прошли в Сергиевом-Посаде, а с 80-го года – она куратор в городе по хоровой части от 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева и всегда помогает хормейстерам района в их деятельности, посещая уроки, участвуя в работе жюри на конкурсах, смотрах, рецензируя методические работы преподавателей-хоровиков Сергиево-Посадского района.

Творческая судьба Маргариты Михайловны Моисеевой началась в девятом классе школы № 3 г. Загорска (Сергиев-Посад), когда она, не имея специального музыкального образования, организовала к областному конкурсу великолепный хор (девятых-десятых классов), который занял I место. Председатель жюри А.Н.Чмырёв «благословил» Риту Моисееву на хоровое отделение Гнесинского училища, которое она закончила с отличием. А после окончания – по путёвке комсомола – два года работала на целине – г. Рудный (Казахстан), где великолепно проявила себя и явилась инициатором основания в городе Музыкального училища.

С 1963 года творческая биография М.М.Моисеевой связана с Пушкинским районом, где ею и студентом консерватории В.С.Сидельниковым была открыта первая в районе хоровая студия «Дружба». С 1970 года – Моисеева являлась её художественным руководителем. Старший хор «Капеллы Дружба» (так их называли на радио и телевидении) – лауреат многих смотров, конкурсов и фестивалей. Студия существует и по сей день при Центре Детского творчества г. Пушкино, возглавляемая выпускницей Маргариты Михайловны – Е.Г.Тюриной. Хормейстер Старшего хора, также выпускница Моисеевой, Л.В.Егорова – в 2005 году заняла Первое место на областном смотре Детских хоровых коллективов.

В 1990 году Маргарита Михайловна создает при Центре Детского творчества (Дом пионеров) новый коллектив – женский вокальный ансамбль «Светоч», в который привлекает бывших выпускников хоровой студии и студентов 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева. За годы существования «Светоч» выступал под руководством Моисеевой в зале Рахманинова, в Доме журналистов, многочисленных залах области, района с оригинальными интересными программами, пользовался заслуженным успехом у публики. Пять лет, вместе с музыковедом училища Л.З.Богуславской – «Светоч» - участник абонементных концертов в музее-усадьбе «Астафьева». Об этих концертах можно прочитать восторженные статьи в газетах города Подольска.

М.М.Моисеева – Ветеран труда, имеет наградной значок «За отличные успехи в среднем специальном образовании», медаль «В память 850-тилетия Москвы»; награждена несколькими грамотами Мособлсовета, многочисленными грамотами Пушкинского района, городского отдела культуры, Сергиево-Посадского отдела культуры.

В 2000 году М.М.Моисеева организовала на базе I ДМШ – камерный хор преподавателей музыкальных школ Сергиево-Посадского района Откровение» или, как его называют хоровики, постоянный мастер-класс М.М.Моисеевой.

Успехи хора за пять лет весьма значительны. В звучании хора специалисты отмечают профессионализм, сочетающийся с искренностью и задушевностью исполнения.

М.М.Моисееву отличают умение интересно, разнообразно составлять концертные программы (например, включать в них звучание виолончели, скрипки). За пять лет хор освоил огромный, сложный репертуар, в котором значительное место занимают духовные сочинения, произведения русских и зарубежных классиков, народные обработки.

В его репертуаре:

1. Старый напев «Молитву пролию».

2. Дж.Ковальджи «Милосердия двери отверзи».

3. А.Архангельский «Ныне отпущаюши».

4. С.Рахманинов «Богородице Дево».

5. Г.Свиридов «Грусть просторов».

6. А.Гурилев «Внутренняя музыка».

7. Русская народная песня «В темном лесе» (обработка М.М.Моисеевой).

8. А.Рубинштейн «Мелодия».

9. П.Чайковский «Я ли в поле да не травушка была».

Особо хочется подчеркнуть, что почти все новые аранжировки для хора сделаны с большим вкусом и мастерством его художественным руководителем М.М.Моисеевой.

Следует отметить, что большая часть участниц хора – выпускницы 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева.

Концертам коллектива сопутствует успех и похвала слушателей, во многом – это заслуга руководителя М.М.Моисеевой и великолепного концертмейстера Т.В.Орловой.

Хор ездил с концертами в город Великий Устюг – 2003 год, город Владимир – 2004 год, город Вологда – 2005 год.

В 2002 – 2003 гг. – прошёл цикл абонементных концертов Камерного хора в зале «Конный двор». Хор пел в зале Духовной Академии Сергиево-Посада. Освещаются в печати, на телевидении города Сергиево-Посада многочисленные концерты коллектива в городе и районе. Хор – постоянный участник итогового эстетического фестиваля «Весенняя лира». В 2004 году (апрель) Камерный хор преподавателей Сергиева-Посада под руководством М.М.Моисеевой стал лауреатом III степени на Областном конкурсе хоровых коллективов в городе Коломна, за что награждён двумя дипломами. Моисеева была награждена отдельным Дипломом «За оригинальные обработки и переложения».

Что значит для М.М.Моисеевой музыка, хор, ученики? Это её мироощущение, это её душевный склад, это её поиски, всегда напряженные, это её творчество, а значит, это её жизнь. Великолепный педагог, музыкант-просветитель всю свою жизнь отдающий служению хоровому искусству.

Ярошенко Валентина Серафимовна, родилась 5 апреля 1940 года в городе Баку. На третьем курсе училища стала работать музыкальным руководителем в детском доме №1 пос. Баладжары.

По окончании училища получила рекомендацию на поступление в консерваторию и, успешно выдержав вступительные экзамены, была зачислена на первый курс Бакинской консерватории имени Гаджибекова по специальности «Хоровое дирижирование» на дневное отделение.

Параллельно с учебой Валентина Серафимовна работала хормейстером в оперной студии при консерватории и руководила хоровой студией при ДК «Энергетиков». Когда открылась Государственная хоровая капелла, была приглашена туда на должность хормейстера.

В 1966 году, закончив, В.С.Ярошенко была принята на работу во 2-ое Московское областное музыкальное училище г. Пушкино, где в настоящее время преподает предметы дирижерско-хорового цикла. Помимо этого Валентина Серафимовна является одним из опытнейших методистов области.

На протяжении многих лет В.С.Ярошенко успешно руководила Русским народным хором поселка Лоза Сергиево-Посадского района. Хор неоднократно удостаивался различных высоких наград: Дипломов I и II степени, грамот, благодарностей. А в 2000 году коллектив под руководством В.С.Ярошенко получил звание «Заслуженный хор».

За 40 лет работы в училище многие студенты Валентины Серафимовны поступили и окончили высшие учебные заведения страны: РАМ имени Гнесиных, Государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, Горьковскую и Саратовскую консерватории, Музыкально-педагогический колледж имени Ипполитова-Иванова и в настоящее время работают по специальности в общеобразовательных, музыкальных школах и школах искусств, являются артистами творческих коллективов, активно участвуют в творческой жизни Подмосковья.

В.С.Ярошенко сделала множество переложений для женского хора, обработки русских народных песен, которые исполнялись на Государственных экзаменах и отчетных концертах. Валентина Серафимовна является автором многочисленных методических работ, статей, программ, постоянно работает в жюри Зональных смотров хоровых коллективов ДМШ и ДШИ Московской области.

В училище в течение многих лет работает классным воспитателем, с большой любовью и ответственностью относится к студентам.

За трудовую деятельность В.С.Ярошенко награждена Почетными грамотами, имеет медали «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы».

Ольховская Валентина Ильинична 1939 года рождения. Окончила

Московский государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных 1966 г.

Работает преподавателем ПЦК «Хоровое дирижирование» во 2-ом Московском областном музыкальном училище имени С.С.Прокофьева с 1969 года, ведет предметы специального цикла в их полном объеме: изучение репертуара, чтение хоровых партитур, хоровая аранжировка, дирижирование, хоровая литература, хоровое сольфеджио, вокальный ансамбль.

По каждому из этих предметов В.И.Ольховская составила, отредактировала, дополнила или обновила учебные программы, методические разработки, репертуарные списки, поурочные задания.

На протяжении всех лет работы в училище Валентина Ильинична с профессиональной ответственностью работает над курсом лекций по хоровой литературе.

Много лет является куратором хоровой секции Видновского района.

Валентина Ильинична держит связь со многими редакциями и благодаря этому помогает постоянному пополнению библиотечного фонда 2-го МОМУ им. С.С. Прокофьева.

В.И.Ольховская – вечно в поиске нового материала по предметам дирижерского цикла, человек поистине энциклопедических знаний. Регулярно посещает открытые уроки, мастер-классы, методические конференции, репетиции и концертов ведущих хоровых дирижеров: В.Чернушенко, В.Минина, Б.Тевлина, В.Семенюка, Г.Струве, А.Пономарева.

Валентина Ильинична имеет медаль «В память 850-летия Москвы», 1997г.

Оприщ Татьяна Евгеньевна 1965 года рождения. Закончила 2-ое МОМУ им. С.С. Прокофьева по специальности «Хоровое дирижирование» у М.М.Моисеевой в 1985 году. В этом же году поступила в Московский Государственный Педагогический Институт имени Гнесиных, где продолжила свое обучение у М.М.Апексимовой.

Работать по специальности начала еще во время учебы в училище, в 1982 году вела младший и старший хоры в музыкальной школе (пос. Лесной). 1983 - 1985 работала в музыкальной школе г. Красноармейска, со старшим хором.

С 1985 по 1990 была хормейстером, а позднее руководителем хоровой студии «Дружба» в ЦДТ г. Пушкино. Хоровая студия под руководством Т.Е.Оприщ часто занимала призовые места на областных конкурсах хоровых коллективов.

С 1990 года Татьяна Евгеньевна начала работу во 2-ом МОМУ имени С.С.Прокофьева, сначала отвечала за школьную практику студентов хорового отдела и была классным руководителем. А с 1991 года стала руководителем женского хора дирижерско-хорового отдела, после З.С.Числовой.

Под её руководством хор участвовал в отчетных концертах училища в РАМ им. Гнесиных, Доме культуры города Мытищи, Центральном Доме Культуры Железнодорожников.

В 1998 году Т.Е.Оприщ назначили Председателем цикловой комиссии хорового дирижирования.

В течение последних пяти лет студенты её класса поступают в Вузы страны:

· Московский институт киноведения – А.Кийко, С.Шереметова, Ю.Голованова.

· Московский Государственный образовательный педагогический университет имени Шолохова – Е.Климачева.

Продолжая работу в качестве руководителя хора, совмещая её с преподаванием специальности, чтения хоровых партитур и других предметов дирижерского цикла, подготовила множество концертных программ, с которыми хор объездил многие концертные площадки Москвы и Московской области.

Женский хор принимает активное участие в концертной деятельности училища: выступал на губернаторском концерте четырех музыкальных областных училищ в Концертном зале имени П.И.Чайковского, принимал участие во Всероссийских фестивалях студенческого творчества «Фестос-2003», «Фестос-2004»

С 2000 года – под руководством Татьяны Евгеньевны ежегодно проводятся зональные и межзональные конкурсы-фестивали ДМШ и ДШИ Московской области.

С 2001 года она является председателем жюри на фестивалях-конкурсах ДМШ г. Пушкино и г. Щелково.

В 2003 году хор под руководством Т.Е.Оприщ награжден дипломом второй степени и званием лауреата за участие в Московском областном фестивале-конкурсе хоровых коллективов средних профессиональных учреждений культуры и искусства (диплом от Министерства культуры Московской области).

Татьяна Евгеньевна с 2004 года является членом аттестационной комиссии преподавателей ДМШ области (г. Сергиев-Посад, г. Пушкино, г. Краснознаменск и т.д.)

2004 год – вокальный ансамбль под управлением Оприщ Т.Е. выступал в концерте проводимым фондом Михалкова «Новые имена Подмосковья» награжден и отмечен дипломом от Министерства культуры Московской области.

В 2005 году хор училища получил третье место на городском конкурсе-фестивале (г. Коломна), провел ряд концертов в г. Сергиев-Посад, с участием симфонического оркестра училища (исполняли «Минута молчания» Колесова, «Бог – есть любовь» Плеханова)

2005 г. – награждена Оприщ Т.Е. почетной грамотой за плодотворный труд и высокое профессиональное мастерство (почетная грамота от Министерства культуры Московской области).

Ковшарь Михаил Фёдорович окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского в 1964 году и ассистентуру - стажировку при ГМПИ им. Гнесиных в 1971 году по специальности «Хоровое дирижирование» /класс профессора Юрлова А.А./. Является Преподавателем высшей квалификации.

С 1965 года преподавал хоровые дисциплины в 1-м Московском областном музыкальном училище, с 1973 по 1983 годы во 2-м Московском областном музыкальном училище имени С.С.Прокофьева.

В 1983 году организовал Народный оперный театр ДК «МЭЛЗ» и руководил им по 1993 год. С 1993 по 1997 годы работал первым заместителем директора Всероссийского центра художественного творчества учащихся и работников образования Российской Федерации.

Михаил Федорович Ковшарь поставил с Народным оперным театром спектакли: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама» Чайковского, «Риголетто» и «Отелло» Верди, «Паяцы» Леонкавалло, «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского, «Русалку» Даргомыжского, «Добрыня Никитич» Гречанинова /впервые после 1916 года/, «Русалка» Дворжака /впервые в Москве/. Подготовил абонемент «Мелодии вечной красоты», концертные программы к юбилеям Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Моцарта, Пушкина, к 40-летию победы.

Народный театр участвовал в Московском фестивале музыкально – театральных коллективов, фестивале Индии в СССР, совместно с Всесоюзным музыкальным обществом выступил организатором «Оперных ассамблей». Является лауреатом фестиваля «Золотая осень», дипломантом второго и третьего Всесоюзных фестивалей народного творчества, отмечен дипломами Союза советских обществ дружбы с народами зарубежных стран, Советского комитета ветеранов войны, грамотами Посольства Чехословакии в СССР и многими другими.

Народный коллектив хор ветеранов Дома Культуры «Содружество» - дипломант Союзного фестиваля патриотической песни и ВДНХ СССР.

С 1997 года по 2003 год Михаил Федорович вернулся работать во 2-ое МОМУ Имени С.С.Прокофьева на должность заместителя директора по учебной работе, совмещая административную деятельность с педагогической, которой отдано около 40 лет. Во 2-ом МОМУ имени С.С.Прокофьева М.Ф.Ковшарь вновь организует смешанный хор[4], который принял участие в концертах на сценах Областного Дома искусств, городских Дворцов культуры городов Пушкино, Мытищи, Ивантеевка, в Лесном техникуме (пос. Правдинский). Хор под руководством М.Ф.Ковшаря успешно выступал на Всероссийской конференции «Хоровая музыка на рубеже столетий», на областном фестивале духовной музыки в честь 1000-летия христианства на Руси, на Всероссийских фестивалях студенческого творчества «Фестос-2002» и «Фестос-2003», участвовал в исполнении музыкально-поэтической композиции по <


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.