Проблемы И перспективы развития банковских услуг населению с учетом зарубежного опыта — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проблемы И перспективы развития банковских услуг населению с учетом зарубежного опыта

2021-04-18 60
Проблемы И перспективы развития банковских услуг населению с учетом зарубежного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Весной 2008 г. компания GfK Русь провела очередную весеннюю волну мониторинга рынка розничных банковских услуг в России [37]. Основные вопросы исследования охватывали отношения россиян к банковским продуктам и услугам: использование потребительских кредитов, пользование банковскими пластиковыми карточками, вкладами, депозитами, а также инвестиционными банковскими продуктами. Кроме этого, измерялся уровень осведомленности пользования и лояльности относительно более 30 ведущих российских банков. В ходе проекта было проведено 2 200 интервью в 170 населенных пунктах России по выборке, репрезентирующей взрослое население России в возрасте от 16 лет и старше.

Основные результаты показывают, что в последнее время отмечается тенденция увеличения спроса на банковские услуги. В первую очередь речь идет об потребительских кредитах. По сравнению с весной 2007 года доля россиян, воспользовавшихся этим видом кредита, увеличилась в два раза. Также растет интерес к инвестиционным банковским продуктам: покупка акций ценных бумаг, вложения в паевые инвестиционные фонды. Если в прошлом году об этом виде инвестиций говорили только 1-2 % россиян, то весной текущего года - уже 8% взрослого населения России.

Результаты исследования показывают, что по уровню известности и доли пользователей по-прежнему лидирует Сбербанк России (около 43% респондентов считают его основным), однако постепенно увеличивается доля людей, пользующихся услугами других коммерческих банков (так, в 2008 году около 57% опрошенных заявили, что в будущем намерены использовать другие банки). Наиболее популярными среди них россияне называют банк Русский Стандарт, Home Кредит, Росбанк, Банк Москвы и Внешторгбанк.

По результатам опросов, наиболее востребованными услугами (за исключением оплаты коммунальных платежей и обмена валюты) являются ведение текущего счета в рублях (популярно среди 35% россиян), срочный вклад (депозит) в рублях (21%), использование заработной дебетовой карточки (19%), денежные переводы (17%), а также услуги кредитования (15%), среди которых особенно популярны потребительские экспресс-кредиты в магазинах на покупку товаров, потенциальная заинтересованность в которых наблюдается у 10% россиян.

Постепенно увеличивается доля пользователей банковскими картами, в первую очередь за счет внедрения зарплатных дебетовых карт (что является результатом все более частого внедрения их работодателями), а также за счет распространения кредитных банковских карт, выдаваемых банками при оформлении кредита. Доля россиян, использующих личные кредитные карты, составляет около 19%.

Результаты исследования выявили, что основными источниками при поиске информации и выборе банковского продукта и услуг являются преимущественно отзывы друзей и знакомых (33 %), реклама на телевидении (отмечается уменьшение с 27% в 2007 году до 19% в 2008 году) и в газетах (с 23% в 2007 году до 13% в 2008 году).

Будущее российского рынка банковских продуктов и услуг видится, в первую очередь, в опережающем развитии розничного сектора.

Неудовлетворенный потребительский спрос создает основу для роста розничных банковских услуг в России. Однако важно понять, насколько в действительности широк этот спрос и способен ли банковский сектор его удовлетворить? В более передовых странах Центральной Европы (ЦЕ), вошедших в Европейский союз 1 мая 2004 г. (Польше, Венгрии, Чехии, Словакии и Словении), устойчивый рост благосостояния населения стимулирует национальные банки к реорганизации операций и структуры деятельности для создания разнообразных и конкурентоспособных продуктов, отвечающих запросам рынка. Многообещающий потенциал стран ЦЕ вполне осознается западными банками, которые становятся основными поставщиками розничных банковских услуг в этом регионе, чаще всего через приобретаемые национальные финансовые учреждения [37].

Если говорить о России с ее 144-миллионным населением, более чем вдвое превышающим совокупное население пяти стран ЦЕ, вошедших в ЕС, то здесь потенциал для розничного банкинга огромен, однако для его реализации могут потребоваться годы. Уровень финансового посредничества в России намного ниже, чем в ЦЕ, а в сравнении с более развитыми государствами Западной Европы он очень мал. Так может ли в действительности российский рынок розничных банковских услуг пойти по пути стран соседнего региона, недавно получивших статус членов ЕС? По мнению Standard&Poor's, возможность создания в России широкого и емкого рынка коммерческих розничных услуг для населения, подобного нарождающемуся сейчас в ЦЕ, существует, но для ее реализации России необходимо устранить целый ряд препятствий структурного характера.

По-настоящему сильный импульс развитию розничного бизнеса российских банков могут дать лишь рост национальной экономики и повышение среднедушевого дохода. Пока же оживление в розничной сфере обусловлено спросом со стороны малой части населения, в то время как потенциал массового спроса на кредитные и сберегательные продукты остается далеко не реализованным.

Характерные для российских банков концентрация на обслуживании крупных промышленных предприятий и высокие доходы от торговли ценными бумагами, повышающие чистую прибыль, не создают мотивацию для розничного банковского бизнеса. Между тем целый ряд преимуществ розницы по сравнению с традиционным обслуживанием корпоративных клиентов - например, диверсификация кредитного портфеля и ресурсной базы, высокая процентная маржа, стабильные доходы, - могли бы в долгосрочной перспективе позитивно повлиять на уровень рейтингов российских банков. К сожалению, преимущества розничного бизнеса еще в полной мере не реализованы российскими банками. Для расширения розничных операций необходимо смягчить воздействие ряда факторов, сдерживающих как спрос со стороны потребителей, так и предложение со стороны банков. Речь идет о следующем:

неравномерное распределение душевого дохода;

низкий уровень доверия к банковской системе;

слабость банковского регулирования;

доминирующая роль Сберегательного банка России (Сбербанка), принадлежащего государству;

недостаточное присутствие иностранных инвесторов;

высокие первоначальные затраты.

В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.

Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития ритейлового банковского бизнеса. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности. В настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс.

Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) - 4%.

Российские банки всегда отличались стремлением активно развивать карточный бизнес и уже накопили определенный опыт выпуска как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и валютных карт. Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы.

Достоверных данных об общем количестве реально используемых карт в России нет, но по экспертным оценка их около 60 млн. К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.

Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими развитыми странами находится на низком уровне. Во-вторых, к сожалению, пока не разработана полноценная государственная политика в отношении рынка пластиковых карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов пластиковыми карточками. И третьей проблемой нужно выделить проблему безопасности.

Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается тенденция перехода с магнитных карт на смарт-карты, что безусловно способствует повышению степени безопасности расчетов в целом. В отдельных регионах, в том числе и в Новосибирске карты с микропроцессором (смарт-карты) получили широкое распространение.

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание [34, с. 207].

Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Однако стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Российские потребители пока еще не до конца оценили такое нововведение, как льготный период кредитования. На этом фоне Visa International совместно с ведущими розничными банками страны сейчас проводит активную разъяснительную кампанию, посвященную преимуществам grace period, который позволяет клиентам бесплатно пользоваться “чужими деньгами”, т. е. занятыми у банка финансовыми средствами.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

В качестве важнейшей тенденции развития рынка банковских услуг видится рост конкуренции и существенное возрастание доли розничных банков с иностранным капиталом (по прогнозу АРБ, через 2-3 года их доля рынка увеличится до 40%). В числе других позитивных моментов можно назвать прогнозируемое увеличение объема кредитов физическим лицам за ближайшие годы в 4-5 раз, снижение уровня банковских издержек на развитие розничной сети, постепенный переход на карточное кредитование, развитие Интернет-банкинга и онлайнового кредитования, повсеместное внедрение скоринговых моделей оценки кредитоспособности заемщиков, расширение страхования рисков невозврата кредитов, а также накопление кредитных историй в кредитных бюро.

В России дистанционное банковское обслуживание в последнее время успешно развивается, телефонные службы отечественных банков предоставляют доступ к 20-25% продуктов и услуг, активно используются новые каналы - Интернет, электронная почта, SMS, WAP, а также банкоматы с расширенной функциональностью. Участникам отечественного рынка сегодня стоит обратить внимание на международный опыт создания наиболее комплексного вида дистанционного банковского обслуживания - так называемых контакт-центров, интегрирующих все каналы связи клиента с банками и продаж финансовых продуктов. При этом эффективное дистанционное обслуживание может реализовываться только как часть CRM, полноценной системы управления клиентскими отношениями. С этой точки зрения контакт-центр можно рассматривать как продолжение CRM.

Особое внимание должно быть уделено законодательным аспектам формирования системы кредитования малого бизнеса, который является одним из самых массовых потребителей банковских услуг в России. Сегодня потребность предприятий малого бизнеса в кредитовании удовлетворяется на 20-30%. Участие государства в механизмах снижения кредитного риска может разорвать порочный круг привязки национальной экономики к сырьевому сектору, аккумулирующему в себе основную часть финансовых потоков. Предлагается создать систему банков развития, ориентированных на кредитование несырьевых секторов экономики, включая малый бизнес. Еще одно перспективное направление законодательной работы связано с совершенствованием залога - упрощением процедуры реализации залога, а также исключением до сих пор распространенных случаев повторного залога уже заложенного имущества. Для этого предлагается создание единого реестра залогов.

Россия все больше интегрируется в мировую экономическую систему, вступление в ВТО - это очередной шаг. Этот процесс вызывает неизбежные изменения в функционировании российской банковской системы.

Видение проблемы Правительством РФ включает в себя следующие позиции:

Во-первых, вступление в ВТО не повлияет резким образом на российские банки в случае, если текущая ситуация с регулированием доступа иностранных финансовых учреждений на российский рынок останется такой, какая она есть.

Во-вторых, российский рынок банковских услуг уже достаточно открыт, даже по международным меркам. И сделано это не в связи с давлением партнеров по переговорам о вступлении в ВТО, а потому что Российская Федерация сама избрала для себя такой путь - путь финансовой валютной либерализации. Самым видимым элементом этой либерализации, является решение Центрального Банка отменить еще с 1 июля 2006 г. остающиеся ограничения по резервированию операций, связанных с движением капитала через границу.

Уровень нынешней степени либерализации рынка финансовых услуг в России иллюстрирует соотношение долга российского нефинансового сектора (предприятий реальной экономики), российским банкам и иностранным инвесторам. (Имеются в виду не инвестиции в акции, а инвестиций в долговой инструмент). Внешний долг и внутренний долг банковской системы составляет соответственно 47 и 53 процента. Имеется тенденция к выравниванию. При этом и внутренний и внешний долг растут в абсолютных суммах. Это говорит о том, что спрос российской экономики на банковские финансовые услуги, в первую очередь на кредитование, почти в два раза превышает возможности российской банковской системы.

И может быть, это и хорошо для экономики, что произошла такая валютная либерализация. И предприятия могут компенсировать недостаток кредитных ресурсов внутри, за счет внешнего рынка и развиваться, в общем-то, достаточно неплохими темпами. И банковская система продолжает развиваться хорошими темпами, быстрее, чем растет валовой внутренний продукт, несмотря на то, что определенный сектор экономики ею не обслуживается.

Важно найти разумный баланс между потребностями экономики в финансовых услугах и интересами развития национальной банковской индустрии. Такая большая страна как Российская Федерация, на историческую перспективу не должна отказаться, ни от национальной валюты, ни от национальной банковской системы. И если небольшие страны Центральной Европы могут пожертвовать этой индустрией в пользу других плюсов экономической интеграции со своими соседями, то Россия должную степень самостоятельности экономической политике будет иметь всегда. Одним из существенных элементов этой экономической самостоятельности является наличие национальной банковской системы. Этот факт признается и российскими властями, и российской банковской финансовой общественностью. Следовательно, государство должно в определенной степени создать условия для развития национального финансового сектора. В том числе, при необходимости выстраивать некоторые препятствия на пути проникновения иностранных финансовых систем и на внутренний рынок банковских услуг.

В то же время, существует некоторая уверенность, что от прихода иностранных конкурентов выиграют не только потребители банковских услуг, но и сами российские банки: как минимум технологии и опыт работы могут стать той компенсацией, которую они получат в результате конкурентного взаимодействия.


Заключение

В ходе выполнения данной работы исследованы современное состояние и перспективы развития российского рынка банковских продуктов и услуг для населения. В заключение сделаем основные выводы.

Российская банковская система демонстрирует в последние годы высокие темпы развития. Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и появления новых технологий и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение состава. Вместе с тем, российским банкам еще далеко до лучших мировых банковских стандартов.

По целевому назначению можно различать следующие классы банковских операций и связанных с ними услуг:

пассивные операции - аккумулирование денежных ресурсов

активные операции - использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;

комиссионные операции - обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

Сбербанк России оказывает населению полный спектр банковских услуг, предлагая разнообразные банковские продукты. В условиях обострения конкуренции и функционирования системы страхования вкладов, Сбербанк постепенно лишается своих монопольных преимуществ и вынужден приближать проценты по вкладам и тарифы к среднерыночному уровню.

В России сегодня одно банковское учреждение приходится примерно на 32 тыс. человек, тогда как в США - одно на 2 тыс. человек, в Европе - одно отделение на 1,5 тыс. человек (в Германии), одно на 4-5 тыс. человек в Великобритании, Ирландии, Швеции и Финляндии. Фактически о сложившемся насыщенном рынке банковском услуг можно говорить только в отношении Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Свердловской области, Тюменской области, Новосибирска, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Краснодара. Банковская инфраструктура других регионов, особенно отдаленных районов страны (Мурманская, Архангельская области, Восточная Сибирь, Дальний Восток), развита слабо.

Будущее российского рынка банковских продуктов и услуг видится, в первую очередь, в опережающем развитии розничного сектора.

Для расширения розничных операций необходимо смягчить воздействие ряда факторов, сдерживающих как спрос со стороны потребителей, так и предложение со стороны банков. Речь идет о следующем:

неравномерное распределение душевого дохода;

низкий уровень доверия к банковской системе;

слабость банковского регулирования;

доминирующая роль Сберегательного банка России (Сбербанка), принадлежащего государству;

недостаточное присутствие иностранных инвесторов;

высокие первоначальные затраты.

Таким образом, определенную во введение цель работы следует признать достигнутой, а задачи исследования решенными в полном объеме.

 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.