Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-04-18 | 238 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Можно описать порядок выполнения общего приема сложения однозначных числе с переходом через десяток таким образом:
v Представить(разложить) второе слагаемое, в виде суммы удобных чисел.
v Одно из чисел подбирается так, чтобы дополнить первое до целого десятка (1дес.=10)
v Другое выбирается исходя из состава числа, которое является вторым слагаемым.
Наглядное пособие
Таблица сложения
Таблица сложения
Ход урока:
Название этапа | Содержание этапа | Оформление доски | ||||||||||||
1. Организационный момент | Учитель: Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! Все ли готовы к уроку? Дети: Да! Учитель: Тогда вперед! | |||||||||||||
2. Актуализация знаний | Учитель: Ребята, прежде чем познакомится с новой темой нашего урока, предлагаю вам вспомнить уже пройденный материал. Начнем с упражнения «Дополни цепочку» Дети: Выполняют задание Учитель: Молодцы! Вы у меня такие внимательные, поэтому я приготовила еще одно задание для вас, посмотрите на доску, что вы видите? Дети: Мы видим на доске ряд чисел. Учитель: Верно, задание заключается в том, что вам нужно соединить пары чисел так, чтобы их сумма была равна 10. А теперь когда мы разобрались с этим заданием, я хочу чтобы вы выполнили следующее задание, но уже у доски. Посмотрите внимательно на выражения, какие на ваш взгляд кажутся легкими, а какие сложными. Объясните! Дети: Выражения 5+5, 3+1, 5+2, 6+4 – являются легкими(простыми), потому что слагаемые меньше 10, а результаты или меньше, или равны 10. Выражения 10+3, 0+20, 18+1 – так же являются легкими(простыми), потому что начинаем считать после десятка и сумма больше 10, но нигде не переступаем через 10. Выражения 8+6, 9+4 – являются сложными, т.к мы их еще не решали Учитель: А вы хотите научиться решать такие выражения? Дети: Да | Работа с интерактивной доской.
| ||||||||||||
3. Подведение к теме урока | Учитель: Чтобы нам начать изучать новый материал, нужно определить тему нашего урока. Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? Дети: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Учитель: Правильно, а кто мне скажет, какая цель нашего урока? Дети: Научится складывать однозначные числа с переходом через десяток. | |||||||||||||
4. Физкультминутка | Физкультминутка. А часы идут, идут Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.) | |||||||||||||
5. Работа над новой темой | Учитель: Итак, вы уже знаете о сложение однозначных чисел. Предлагаю рассмотреть данное действие на примере. Возьмём выражение 6+3
Первое слагаемое в этом выражении 6, поэтому мы на счетах сначала отсчитаем шесть косточек. (1 рис.)
Второе слагаемое – 3. Присчитываем еще три косточки. (2 рис.) Теперь пересчитаем все косточки, кто мне скажет, сколько всего косточек получилось?
Дети: Всего получилось 9 косточек
Учитель: Правильно, мы с вами получили равенство следующего вида:
6+3=9 (3 рис.)
Вы уже умеете решать данные выражения. Сегодня мы будем учится решать выражения другого вида. Кто знает, что это за вид?
Дети: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Учитель: Да, верно. Сейчас мы на примере рассмотрим особенности данного вида.
Возьмём выражение 6+7
Первое слагаемое – 6. На счетах отсчитываем 6 косточек. (4 рис.)
Второе слагаемое – 7. Нам нужно добавить еще 7 косточек, но на палочке осталось только четыре, как нам поступить?
Дети: На первой палочке мы прибавляем оставшиеся четыре косточки, а со второй еще три. (5 рис.)
Учитель: А почему с первой четыре, а со второй только три. Может быть я со второй хочу прибавить 5 косточек?
Дети: Для того, чтобы знать сколько прибавить мы должны знать состав числа 7. Состав числа 7:
1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 6 и 1
Т.к. на первой палочке осталось 4 незадействованных косточки то нам подходит вариант, что 7 – это 4 и 3. Поэтому со второй палочки мы присчитываем только три косточки.
Учитель: Молодец! Все верно.
Оставшиеся три косточки мы досчитаем на второй палочке. (6 рис.)
После присоединения 4 косточек на первой палочке мы собрали целый десяток, т.е десять косточек вместе (7 рис.)
А теперь рассмотрим сколько нам понадобилось добавить на второй(нижней) палочке (8 рис.)
Сложение слагаемых 6 и 7 происходит по такому алгоритму. Второе слагаемое 7 мы прибавляем частями. Сначала 4, а потом еще 3. При этом первое число подбирается так, чтобы в сумме с первым слагаемым получилось 10. В результате мы получаем число, которое состоит из 10 (одного десятка) и 3. Получаем 13.
Это все можно записать в виде математического выражения:
6+7=6+4+3=10+3=13
| 1 рис. 2 рис. 3 рис. 4 рис. 5 рис. 6 рис. 7 рис. 8 рис. | ||||||||||||
6. Закрепление пройденного материала | Учитель: Открываем учебник на странице 64 упражнение 3. Прочитайте задачу. О чём задача? Что известно? Что неизвестно? Что нужно найти? Дети: Задача про мальчика Сашу, который выполнял гимнастические упражнения, и его умения оценивались баллами. Известно, что за упражнения на кольцах он получил 10 баллов. А на турнике на 1 балл меньше. На неизвестно сколько баллов получил Саша на турнике. Нужно найти сколько баллов Саша получил на турнике. Учитель: Х орошо. Измените вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. Дети: Изменяют вопрос. Учитель: Откройте 65 страницу учебника, упражнение 4. Что здесь требуется? Дети: Вычислить и объяснить сколько всего прибавили к числу и сколько всего вычли из числа | |||||||||||||
7. Рефлексия | Учитель: Узнали новое слово ________________. Научились __ ________________________ Что на уроке вам понравилось? Что показалось трудным? Что вы расскажите дома своим родителям? |
Вопрос№17
Ход урока:
Название этапа | Содержание этапа | Оформление доски | |||||||||
1. Организационный момент | Учитель: Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. Вы готовы начать урок? Дети: Да! Учитель: Тогда вперед! | ||||||||||
2. Актуализация знаний | Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в магазин игрушек. Там мы и поиграем и научимся решать такие выражения, которые еще не знаем. Но для этого нам нужно вспомнить пройденный материал. Итак, для начала кто мне скажет, что значит вычитание? Дети: Вычитание – это удаление из группы (множества) предметов их части. Учитель: Молодцы! А когда мы говорим про вычитание, какие термины вы подразумеваете? Дети: Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Учитель: Хорошо, ребята, подумайте, что мы будем делать сегодня в магазине, чтобы на математическом языке наши действия можно было назвать вычитанием? Дети: Мы будем продавать игрушки. Учитель: Совершенно верно! Но для начала вспомним материал прошлых уроков. Посмотрите внимательно на доску и запишите пропущенные числа. Молодцы! Вы все справились с данным заданием, но это еще не все. Определите в какое ведро должна попасть рыбка Соедините равенства с одинаковыми ответами. | Работа с интерактивной доской. | |||||||||
3. Подведение к теме урока | Учитель: Чтобы пойти в магазин, мы должны уметь считать деньги. Все умеют считать деньги? Дети: Да. Учитель: Сейчас проверим. Какое число вы видите на этой монете? (1 рис) Дети: Число 10 Учитель: А теперь посмотрите на другие монеты и назовите их. (2 рис) Дети: Это 1(один) рубль, 2(два)рубля, 5(пять) рублей Учитель: Ребята, как с помощью этих монет можно заменить 10 (десять) рублей? Дети: Десять – это пять да еще пять (3 рис) Учитель: Верно, это самый простой вариант. Но можно и по другому (4рис) Сейчас я разделю монеты на группы. Ваша задача посчитать сколько в каждой группе монет (5 рис) Дети: 1гр. – 7(семь) рублей, 2гр. – 3(три) рубля, получается, что 10(десять) – это 7 да еще 3 Учитель: А кто мне скажет весь состав числа 10? Дети: 10 – это: 1 и 9 3 и 7 5 и 5 2 и 8 4 и 6 Учитель: Повторите еще раз состав числа 10 и мы приступим к изучению новой темы | 1 рис 2 рис 3 рис 4 рис 5 рис | |||||||||
4. Физкультминутка | Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) | ||||||||||
5. Работа над новой темой | Учитель: Наша новая тема «Вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 20» Помните, ребята, мы на прошлом уроке учили таблицу сложения с переходом через десяток. Теперь нам нужно разобраться, как эту таблицу можно использовать в нашей новой теме. Итак, рассмотрим алгоритм работы с таблицей в теме «Вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 20» Возьмем выражение: 12-8= Наши действия: 1) Вычитаемое – 8, значит нужно вспомнить таблицу сложения с числом 8 (1 рис) 2) В таблице следует выбрать равенство, в котором ответ будет 12 (2 рис) 3) Посмотрите, какое число выступает первым слагаемым. Это и будет ответ в выражении на вычитание. (3 рис) 4) Значит, можем записать результат Это был первый способ. Предлагаю рассмотреть второй. Для этого нам надо вспомнить табличное сложение и вычитание в пределах 10. Возьмем выражение: 15-6= Наши действия: 1) Находим в числовом ряду число 15. (4 рис) 2) Чтобы выполнить действие вычитание, будем двигаться влево, в сторону уменьшения (5 рис) 3) Нужно вычесть 6, значит делаем шесть шагов. (6 рис) 4) Мы остановились на числе 9. Это и есть наш ответ. Для вычитания таким способом можно использовать линейку. Есть еще 3-й способ вычитания. Теперь предлагаю заглянуть в наш магазин. Но он не простой, а математический. В этом магазине на полках помещается ровно десять игрушек (1 десяток) На полках стоят игрушки посчитайте сколько их (1.1 рис) Дети: 14 Учитель: Правильно. Обратите внимание как расставлены игрушки. 10 на одной полке и 4 на другой (1.2 рис) Для детского сада нужно продать 6 машинок. Начнем снимать машинки с нижней полки. Сколько это будет машинок? Дети: 4 Учитель: Сколько после этого останется на полке? Дети: 10 Учитель: Мы должны продать 6 машинок, а взяли только 4. Сколько еще машинок нужно взять с полки? Дети: 2 Учитель: Мы из возьмем с верней полки, на которой оставалось 10 машинок. Сколько там осталось? Дети: 8 (1.3 рис) Учитель: Запишем все в виде математического выражения. 14-6=14-4-2=10-2=8 | 1 рис
3+8=11
4+8=12
5+8=13
6+8=14
7+8=15
8+8=16
9+8=17
2 рис
4+8=12
3 рис
4 рис
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
5 рис 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
6 рис 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1.1 рис
1.2 рис
1.3 рис
| |||||||||
6. Закрепление пройденного материала | Учитель: Открываем учебник на странице 81. Упражнение 2 Выполните вычисления с устным объяснением. Дети: Выполняют задание Учитель: Следующие задание у доски. | ||||||||||
7. Рефлексия | Учитель: Узнали новое слово ________________. Научились __ ________________________ Что на уроке вам понравилось? Что показалось трудным? Что вы расскажите дома своим родителям? |
М1М ч 2 – стр 80-81
Вопрос № 17
ПРИЕМ.
Вычитание по частям.
Например, 12-5
1. Сначала вычитают столько, чтобы получилось 10:
12-2=10
2. Вспоминаем, что 5 это 2 и 3. 2 уже вычли, значит, надо вычесть еще3
3. Вычитаем 3 из 10:
10-3=7
Т.О. приема: 1. Разрядный состав двузначного числа;
2. Состав чисел в пределах 10;
3. Состав числа 10.
Модели приема:
12 - 5 = 7 12 – 5 = 7
2 3 12 - 2- 3 = 7
При объяснении опираемся на абак такой же, как при сложении.
ПРИЕМ.
Т.О 1. Знание состава чисел в пределах 20.
2. Связь между слагаемыми и суммой, т.е. правило: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.
Например, 12-5
1. Вспоминаем, что 12 это 5 и 7.
2. Мы знаем, что если из суммы 12 вычесть одно слагаемое 5, то получим второе слагаемое 7.
12 – 5 = 7 12 – 5 =
12 = 5 + 7
5 7 12 – 5 = 7
После того, как изучили оба приема (1-2 урока) переходят к их применению для случаев вычитания с переходом через разряд. Дети могут пользоваться любым приемом. Учитель чередует способы объяснения. Эти случаи сложны для запоминания, поэтому их разбили на группы и изучают несколько уроков.
Стр. 82 11 - (2,3,4,5,6,7,8,9). Эти случаи подробно разбирают, выписывают на доску и в тетрадь и предлагают заучить.
Стр. 83 12 - 3,4,5,6,7,8,9
Стр. 84 13 - 4,5…9
Стр. 85 14 - 5,6…9
Стр. 86 15 - 6,7…9
Стр. 87 16 - 7,8…9
Стр. 88 17,18 - 8,9.
Сводная таблица вычитания не составляется, пользуются таблицей сложения.
К концу темы дети должны знать все случаи сложения и вычитания в пределах 20 наизусть.
Для заучивания случаев на каждом уроке используют работу с карточками,
математические диктанты, дидактические игры, самостоятельные работы и т.п.
По программе Н.Б. Истоминой эта тема изучается во 2 классе. Сначала детям показывают прием сложения с переходом через десяток на моделях.
М2И ч.1 стр. 33,34
После этого рассматривают и заучивают состав каждого числа от 11 до 19 отдельно.
М2И ч.1 с.38
М2И ч.1 с. 45
Вычитание рассматривают как действие обратное сложению, опираясь на второй прием вычитания, т.е. на правило: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. Этот прием основной в этом учебнике, хотя первый прием вычитания тоже используют.
Фрагмент урока
Предмет: математика
УМК: Моро М.И. «Школа России»
Класс: 1
Тема: ознакомления со взаимосвязями между слагаемыми и суммой
Цели:
· научить вычислительным приемам вычитания пределах 20.
· продолжить формирование вычислительных навыков.
Оборудование:
Для учителя: учебник, наглядные пособия.
Для учеников: учебник, тетрадь.
Этап урока и его задачи | Содержание и работа | Наглядность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовительный этап. Подготовительная работа к новому приему Задачи: Повторение приёмов сложения и вычитания в пределах 10 | - Ребята, вспомните чему мы научились на прошлом уроке? (Складывать 20) - Правильно! Давайте назовём приёмы, которым мы научились. Саша? (приём прибавления по частям) -Правильно! Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней записаны выражения, давайте найдём их значение. Как мы будем прибавлять 5? (по частям). Расскажите состав числа 5? (2+3, 4+1, 1+4) - Верно! Сколько 6-ти не хватает до 10? (4). Сколько от 5 у нас остаётся? (1). К 10 прибавить 1? (11). - Правильно! Теперь найдём значение второго выражения. Соня? (7 – ми до 10 не хватает 3. Прибавляем к 7 три. Вспоминаем, что 4 – это 3 и 1. Так как 3 уже прибавили, остаётся прибавить ещё 1. К 10 прибавляем 1, получаем 11) - Совершенно верно! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение новых приема действия сложения. Задачи: Познакомиться с новым с новыми правилами. | - Дети, давайте откроем страницу 80. Прочитайте как называется тема. Олеся? (Табличное вычитание). Давайте прочитаем, что написано далее по этой. Как -Что делают на данной странице? (учат вычитать). Какой приём используют для этого? (приём вычитания по частям). А ещё как? Настя? (с помощью состава чисел и правила: е сли из суммы вычесть одно слагаемое, получим другое слагаемое) Мы уже знаем такие приёмы? (да). - Молодцы! Но в данном случае учат вычитать с переходом через разряд. А теперь давайте подробно разберём, как же это сделать. Посмотрите на доску (На доске висит «абак» с двумя рядами карманов по 10 в каждом ряду, в 12 из них кружки) Как называется предмет, который на ней висит? (абак). Для того, чтобы найти значение выражения давайте, нужно сначала вычесть столько, чтобы получилось 10. Это сколько? (2) Какое равенство у нас получается в этом случае? (12-2=2). Теперь вспомните состав числа 5. (3 и 2). Т. к. 2 уже вычли, осталось вычесть ещё 3. Из 10 вычесть 3, сколько будет? (7) - Правильно! - Верно! Давайте рассмотрим второй способ на другом выражении: 15-7. Вспомним состав числа 15. Аня? (7 и 8) -Хорошо! Так сколько будет если из 15 вычесть 7? (8) | М1М ч.2 с.80
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний о новых приёмах. Задачи: Закрепить знания о первом правиле (Если из суммы вычесть одно слагаемое, получим другое слагаемое) | - Давайте посмотрим и решим 1-ое задание на той же странице. Что же нас просят сделать? (объяснить, как нашли значения выражений) Как поступили в первом равенстве? (вычитали по частям). Как именно из 14 вычли 6? (Для того, чтобы найти значение выражения давайте, нужно сначала вычесть столько, чтобы получилось 10: 14-4=10. Потом вспоминаем, что 6 это 4 и 2. 4 уже вычли, значит, надо вычесть ещё 2. Из 10 вычитаем 2 и получаем 8.) -Молодец! А как вычитали во втором случае? (знали состав числа 14) - Верно! А какой состав у числа 14? (6 и 8). Так сколько будет если из 14 вычесть 6? (8) - Всё верно! Спасибо за урок! |
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!