Геоморфология и четвертичная геология — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Геоморфология и четвертичная геология

2021-04-18 187
Геоморфология и четвертичная геология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Лабораторные занятия

Построение геоморфологической карты типов рельефа и карты четвертичных отложений путем дешифрирования мелкомасштабной стереопары. –10 ч.

 

2-я, 3-я и 5-я работы включают в себя вопросы, ответы на которые нужно получить на основании анализа проделанной работы с привлечением материала лекций.

Выполнение лабораторных работ обеспечено подробными методическими указаниями [6.1.2].

 

 

Контрольная работа

В контрольную работу, которую должны выполнить студенты заочного обучения, входят два задания.

 

5.1. Первое задание

Задание заключается в письменных ответах на нижеприведенные вопросы, сгруппированные по разделам теоретической части дисциплины (см. разд. 1). Из каждой группы вопросов нужно ответить на один, по номеру совпадающий с последней цифрой студенческого шифра. В группах 1.5.6 и 1.5.7, содержащих пять вопросов, выбирать их в соответствии с табл. 1.

 

Таблица 1

Последняя цифра шифра студента 1, 6 2, 7 3, 8 4, 9 5, 0
Номер вопроса 1 2 3 4 5

 

Отвечать на вопросы необходимо кратко и точно, стараясь уложиться не более чем в 15-20 строк на каждый ответ. Многие вопросы, помимо конкретных знаний, требуют и простых логических рассуждений и известной сообразительности. Всего необходимо ответить на 12 вопросов.

Задание выполняется в обычных ученических тетрадях; на бумаге в клеточку писать через строку; обязательно оставлять поля; вопросы выделять из текста (подчеркивать, писать другим шрифтом, цветом), располагать строго в последовательности, принятой в Рабочей программе, и обязательно нумеровать, обозначая и номер раздела по Рабочей программе, и номер вопроса в разделе. В конце задания должен быть список использованной литературы, на которую в тексте должны быть ссылки.

Контрольная работа считается выполненной, если студент правильно ответил не менее, чем на 9 вопросов. Вопросы, на которые студент ответил неправильно или вообще не ответил, разбираются на консультации или могут быть предложены студенту во время зачета.

 

Контрольные вопросы по разделам Рабочей программы

I. К разделу «Общие сведения о геоморфологии и четвертичной геологии»

1. Определение, объект и предмет геоморфологии.

2. Определение, объект и предмет четвертичной геологии, Почему четвертичная геология выделена в самостоятельную науку?

3. Какие из задач геоморфологии ближе: а. Геологам-поисковикам б. Инженерным геологам?

 

Примечание: здесь и в вопросах к разделу 15, на первую половину вопроса, обозначенную “а”, отвечают студенты специальности “Геологическая съемка, поиски и разведка МПИ”, на вторую, обозначенную “б”, – студенты специальности “Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания”.

 

4. Какая из особенностей четвертичного периода наиболее принципиально отличает его от всех более древних периодов?

5. Какая из особенностей четвертичной системы наиболее принципиально отличает ее от всех более древних систем?

6. Объясните происхождение известных Вам названий четвертичного периода.

7. Почему геоморфология занимает промежуточное положение между географией и геологией?

8. Почему геоморфология и четвертичная геология объединены в одну учебную дисциплину?

9. Кратко охарактеризуйте теоретическое и прикладное значение геоморфологии и четвертичной геологии.

10.Что с мировоззренческой точки зрения принципиально отличает геоморфологию и четвертичную геологию от всех других геологических наук?

 

VII. К разделу «Рельеф и рыхлые отложения областей аридного климата»

1. Какие типы кор выветривания преобладают в засушливом климате?

2. Как образуется солончак?

3. Как образуется корка пустынного загара?

4. Почему именно в засушливом климате наиболее ярко выражены педименты?

5. Чем отличается бархан от дюны?

6. Чем эоловый песок отличается от аллювиального или прибрежно-морского?

7. Чем плановый рисунок эрозионной сети полупустынь и пустынь отличается от эрозионной сети гумидного климата?

8. Какая разница между лессом и лессовидными суглинками? Как образуются те и другие?

9. Какие генетические типы рыхлых отложений преобладают в пустынях и полупустынях?

10. Объясните происхождение разных типов пустынь.

 

VIII. К разделу «Рельеф и рыхлые отложения областей карста

И суффозии»

1. Где легче проложить дорогу: через полье или карровое поле и почему?

2. К какому уровню привязан максимум развития горизонтального подземного карста? Почему древний горизонтальный карст часто располагается ярусами?

3. Что накапливается на дне крупных карстовых воронок и польев?

4. Какие отложения часто наблюдаются вокруг выходов подземных вод?

5. Что такое глинистый карст? Какие специфические формы рельефа часто развиваются в условиях засушливого климата на равнинах, сложенных лессовидными суглинками?

 

IX. К разделу «Рельеф и рыхлые отложения побережий морей и озёр»

1. Чем отличаются условия возникновения абразионных и аккумулятивных берегов?

2. Как образуется абразионный берег? До каких пор будет отступать в глубь суши его клиф?

3. Можно ли по строению берегового вала узнать с какой стороны море? Чем береговой вал отличается от берегового бара? Как по береговым валам определить наступает или отступает море?

4. В чем сущность берегового геоморфологического цикла? Чем далматинский берег отличается риасового?

5. Что такое ваттовые, маршевые, мангровые берега? Каковы условия их возникновения?

 

X. К разделу «Главные виды геоморфологических ландшафтов»

1. В чем принципиальная разница (морфолого-морфометрическая и тектоническая) между горами и равнинами?

2. В чем разница между эпигеосинклинальными и эпиплатформенными горами? Приведите примеры тех и других.

3. Из каких элементов складывается и какими по характеру неотектоническими движениями создается мегарельеф гор?

4. Какие элементы строения гор составляют их ярусность? Как связаны ярусность и зональность гор?

5. В чем сущность геоморфологического цикла гор? Как меняется тип эрозионной сети гор в плане по мере эволюции горного ландшафта?

6. Какие генетические типы рыхлых отложений преобладают в горах? В чем особенности аллювия горных стран?

7. От чего зависит генетический тип равнины? Могут ли аккумулятивные равнины формироваться на поднимающихся участках?

8. Чем по условиям образования и рельефу отличаются друг от друга пенеплены и педиплены?

9. Какого в принципе происхождения могут быть холмы, гряды и т.д. на равнинах?

10. Опишите типы эрозионных сеток равнин и условия их возникновения.

 

XI. К разделу «Методы расчленения, корреляции и определения возраста рельефа и коррелятных четвертичных образований»

1. Суть литогенетического метода, палеопедологической и палеокриологической методик. Что такое «климатолит» и его два вида?

2. Охарактеризуйте биостратиграфические фаунистические комплексы четвертичного периода, их показательные виды и стратиграфическое значение. Почему в четвертичной геологии не пользуются понятием «руководящая форма»?

3. Что дает спорово-пыльцевой метод? В какой ландшафтно-климатической зоне он наиболее информативен и почему?

4. Перепишите нижеследующие, расположенные беспорядочно, элементы в возрастной последовательности от древних к молодым по относительному геоморфологическому возрасту: площадка террасы и ее аллювий, водораздельная поверхность с элювием, пойма, денудационный склон с делювием, уступ террасы.

5. Как определить возраст водораздельной поверхности? Оврага? Аккумулятивной равнины? Горной страны?

6. Как по относительному геоморфологическому возрасту (по стадии морфоцикла) отличаются нижние части долин рек Оби, Енисея от их верховий?

7. В чем сущность радиоуглеродного и палеомагнитного методов, каковы их точность и возможности?

8. Что можно установить, изучая морскую и озерную фауну (моллюски, фораминиферы и др.) четвертичных отложений?

9. Термолюминесцентный и варвологический методы.

10. Калий-аргоновый, неравновесного урана и дендрологический методы.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОМОРФОЛОГИЯ И ЧЕТВЕРТИЧНАЯ ГЕОЛОГИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 130101 «ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ»

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ: Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых, Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания

КВАЛИФИКАЦИЯ: СПЕЦИАЛИСТ (ИНЖЕНЕР)

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС    5; СЕМЕСТР 9

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 3

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Общая геология», «Структурная геология», «Основы палеонтологии, общая стратиграфия».

КОРЕКВИЗИТЫ: –

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ                                               12 час.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ                      4 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ                 16 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА       54 час.

ИТОГО                                                  70 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЗАОЧНАЯ

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЁТ в 9 семестре

ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ КАФЕДРА: «Общей геологии и землеустройства»

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ                    проф. А.А. Поцелуев

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП                              проф. В.Г. Ворошилов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ                                     доц. С.С. Гудымович

2011 г.


1. Цели освоения дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Геоморфология и четвертичная геология» является ознакомление студентов с характеристикой и основными закономерностями происхождения и развития рельефа и формирования связанных с ним рыхлых образований четвертичной системы.

Изучение дисциплины инженерам-геологам знания и умения, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц2, Ц4 и Ц5 основной образовательной программы подготовки специалистов по направлению «Прикладная геология».

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Геоморфология и четвертичная геология» относится к базовым специальным дисциплинам профессионального цикла (С3.Б15). В общеобразовательном плане для её освоения необходимо знание таких естественнонаучных дисциплин, как физика и химия. Общепрофессиональными пререквизитами для дисциплины «Геоморфология и четвертичная геология» являются дисциплины «Общая геология», «Структурная геология», «Основы палеонтологии и общая стратиграфия».

 

3. Результаты освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Геоморфология и четвертичная геология» у студентов должен сформироваться набор компетенций согласно результатам Р2, Р3, Р4, Р5, Р7 и Р8 основной образовательной программы.

Инженеры-геологи должны знать принципы классификации и основные характеристики элементов рельефа и генетических типов четвертичных образований, методы и основы стратиграфии четвертичной системы, основные направления и принципы применения геоморфологии и четвертичной геологии при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых и инженерно-геологических исследованиях (З.2.16, З.4.1, З.4.3, З.4.4, З.4.5, З.4.7, З.4.8, В.4.5); уметь читать геоморфологические карты и карты четвертичных отложений и составлять их на основе самостоятельного дешифрирования аэрофотоматериалов; строить геолого-геоморфологические разрезы по четвертичным отложениям (У.4.1, У.4.5, В.2.16); владеть методикой описания рельефа и четвертичных образований, истории их формирования и создания моделей их строения и прогноза будущих изменений (У.2.16, У.4.3, У.4.4, У.4.7, У.4.8, В.2.18, В.4.3, В.4.4, В.4.8).

Решение указанных конкретных задач осуществляется преимущественно на примерах геоморфологии и четвертичной геологии зауральской части России, Казахстана и Средней Азии.

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины

4.1.1. Теоретическая часть (темы и содержание лекций)

1. Общие сведения о геоморфологии и четвертичной геологии. Определение, объект и задачи геоморфологии. Морфоструктурный анализ как основное направление современной геоморфологии.

Четвертичная геология как часть исторической геологии. Специфика четвертичной системы и периода и их другие названия.

Прикладное значение и прогнозная функция геоморфологии и четвертичной геологии.

2. Основные понятия и систематика в геоморфологии и четвертичной геологии. Литологическая и генетическая классификации четвертичных образований, их генетические типы и фации.

Общая морфолого-морфометрическая и генетическая классификации элементов рельефа. Три основные группы ландшафтов. Геотектуры, морфоструктуры и морфоскульптуры. Проблема создания сводной таксономической классификации рельефа.

3. Основные закономерности формирования рельефа и накопления коррелятных кайнозойских образований. Процессы и факторы формирования рельефа и накопления коррелятных четвертичных образований. Палеогеография четвертичного периода. Рельеф и формирование четвертичных образований как результат противоборствующего взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов; типы ландшафтов в зависимости от соотношения ±Т и Э, Д, А; морфоциклы и поверхности выравнивания; полицикличность осадконакопления и ярусность денудационного рельефа.

4. Водораздельные пространства и кора выветривания. Водораздельная поверхность как самый древний элемент любого рельефа и её устройство. Вершинная поверхность. Строение и состав полного профиля коры выветривания в зависимости от климата.

5. Склоны, склоновая денудация и отложения. Классификация склонов по общему профилю, общей направленности склонового процесса, составу и строению склоновых отложений. Развитие склонов с неустойчивым и устойчивым базисом денудации в гумидном и аридном климате.

6. Эрозионная сеть и её отложения. Формы рельефа и отложения, созданные временными водотоками; пролювий. Долины, их строение и аллювий на разных стадиях морфоцикла в горах и на равнинах. Классификация эрозионных форм по соотношению к орографическим элементам, геологическим структурам, по устройству верховий, антецедентные и эпигенетические эрозионные формы. Причины ступенчатости продольных и асимметрии поперечных профилей эрозионных форм. Речные террасы.

7. Ледниковый, водно-ледниковый и криогенный комплексы. Палеогеография России во время оледенений и стадий. Формы рельефа и отложения ледниковой, приледниковой и внеледниковой зон. Специфические формы рельефа криолитозоны. Особенности ледникового комплекса гор.

8. Рельеф и рыхлые отложения областей аридного климата.

9. Рельеф и рыхлые отложения областей карста и суффозии.

10. Рельеф и отложения побережий морей и озер.

11. Главные виды геоморфологических ландшафтов.

12. Методы расчленения, корреляции и определения возраста рельефа и коррелятных четвертичных образований. Геоморфологические методы – по взаимоотношениям форм рельефа и четвертичных образований и по стадиям морфоцикла. Климатостратиграфические методы – литогенетический, спорово-пыльцевой, по морской и озёрной фауне, палеотемпературный. Биостратиграфические методы – по фауне млекопитающих и историко-археологический. Геохронометрические методы – варвологический и палеомагнитный. Методы абсолютной геохронологии – радиологические, термолюминесцентный и электронно-парамагнитного резонанса.

13. Основы стратиграфии четвертичной системы. Плейстоцен и голоцен Ч. Лайеля. Альпийская схема 1930 г. Стратиграфические схемы четвертичной системы в СССР 1932 г. и 50-тых годов. Биостратиграфическая схема В.И.Громова. Глобальная шкала четвертичной системы 1989 г. Общая шкала четвертичной системы России 1995 г. и её единицы. Проблема нижней границы четвертичной системы и периода.

14. Геоморфология и четвертичные образования Западной Сибири. Структурно-геоморфологическое и палеогеографическое районирование Западной Сибири. Геоморфология, генетические типы отложений и стратиграфия четвертичной системы Западносибирской равнины и гор южной Сибири.

15. Прикладная геоморфология и четвертичная геология. Генетические типы месторождений полезных ископаемых четвертичной системы. Классификация месторождений полезных ископаемых по применимости геоморфологических методов для их поисков. Применение геоморфологии при поисках различных месторождений полезных ископаемых и инженерно-геологических изысканиях.

Примечание. Темы 8, 9, 10, 11 на лекциях не рассматриваются, но подлежат самостоятельному изучению и включены в контрольные вопросы.

Теоретическая часть курса обеспечена методическим пособием, имеющим гриф УМО [6.1.1].

Изложение теоретической части дисциплины на лекциях сопровождается компьютерной презентацией.

 

Лабораторные занятия

Построение геоморфологической карты типов рельефа и карты четвертичных отложений путем дешифрирования мелкомасштабной стереопары. –10 ч.

 

2-я, 3-я и 5-я работы включают в себя вопросы, ответы на которые нужно получить на основании анализа проделанной работы с привлечением материала лекций.

Выполнение лабораторных работ обеспечено подробными методическими указаниями [6.1.2].

 

 

Контрольная работа

В контрольную работу, которую должны выполнить студенты заочного обучения, входят два задания.

 

5.1. Первое задание

Задание заключается в письменных ответах на нижеприведенные вопросы, сгруппированные по разделам теоретической части дисциплины (см. разд. 1). Из каждой группы вопросов нужно ответить на один, по номеру совпадающий с последней цифрой студенческого шифра. В группах 1.5.6 и 1.5.7, содержащих пять вопросов, выбирать их в соответствии с табл. 1.

 

Таблица 1

Последняя цифра шифра студента 1, 6 2, 7 3, 8 4, 9 5, 0
Номер вопроса 1 2 3 4 5

 

Отвечать на вопросы необходимо кратко и точно, стараясь уложиться не более чем в 15-20 строк на каждый ответ. Многие вопросы, помимо конкретных знаний, требуют и простых логических рассуждений и известной сообразительности. Всего необходимо ответить на 12 вопросов.

Задание выполняется в обычных ученических тетрадях; на бумаге в клеточку писать через строку; обязательно оставлять поля; вопросы выделять из текста (подчеркивать, писать другим шрифтом, цветом), располагать строго в последовательности, принятой в Рабочей программе, и обязательно нумеровать, обозначая и номер раздела по Рабочей программе, и номер вопроса в разделе. В конце задания должен быть список использованной литературы, на которую в тексте должны быть ссылки.

Контрольная работа считается выполненной, если студент правильно ответил не менее, чем на 9 вопросов. Вопросы, на которые студент ответил неправильно или вообще не ответил, разбираются на консультации или могут быть предложены студенту во время зачета.

 

Контрольные вопросы по разделам Рабочей программы


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.