Почему «мафтир» – это повторении уже прочитанных стихов Торы? — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Почему «мафтир» – это повторении уже прочитанных стихов Торы?

2021-04-18 190
Почему «мафтир» – это повторении уже прочитанных стихов Торы? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Назначение «мафтира» – это, так сказать, охрана чести Торы и демонстрация ее превосходства над всеми словами пророков, которые будут читаться в «гафтаре». Ведь можно было бы подумать, что Тора не имеет столь уж исключительной важности, потому что вызванный к ней произносит всего два благословения – одно перед, а другое после чтения, в то время как мафтир произносит целых пять благословений: одно перед чтением «гафтары» и четыре – после него. Неужели Тора ниже, чем пророки?! Поэтому, чтобы ни у кого не возникала такая мысль, мудрецы как бы сказали мафтиру: знай, что для того, чтобы получить право читать «гафтару». ты должен сначала прочитать минимум три стиха из Торы – ведь «гафтара» не существует отдельно, она связана с Торой и от нее получает все свое значение.

А теперь вернемся к порядку происходящего в синагоге. После чтения Торы вызывают двух человек, чтобы один из них поднял свиток Торы и показал его всем молящимся (это называется гагбаа, «поднятие»), а другой – свернул его и одел в «парохет», специальное покрывало (это действие называется глила, «сво-рачивание»).

Каждая «гафтара» связана по своему содержанию с той главой Торы, которую она сопровождает. Для чтения «гафтары» может быть вызван также мальчик, не достигший 13 лет, потому что мафтир не входит в число семи, обязательно вызываемых в субботу к чтению Торы. Интонации, с которыми читают «гафтару», отличаются от интонаций чтения Торы. Перед чтением «гафтары» произносят благословение: «Благословен... Которому угодны Тора и Моше, служитель Его, и Израиль, народ Его, и пророки истинные и праведные!» После «гафтары» говорят четыре благословения: «Б-г, Который верен всем Своим словам», «Радующий Сион возвращением его сыновей», «Защитник Давида» и «Освящающий субботу». Читают «гафтару» или по печатному изданию, или по рукописному свитку. Некоторые «гафтарот» имеют столь большое значение, что сама суббота называется по имени «гафтары»: Шабат шува, Шабат гагадоль, Шабат хазон, Шабат нахаму.

ОСОБЫЕ СУББОТЫ

Примером субботы, называющейся по имени «гафтары», может служить Шабат шува. Это суббота между Рош-Гашана и Йом-Кипуром, то есть суббота Десяти дней покаяния. Она называется так по первому слову, с которого начинается «гафтара»: «Шува, Исраэль!» – «Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему!..»

Суббота, предшествующая празднику Песах, – это Шабат гагадоль, когда читают «гафтару» из книги пророка Малахи, которая заканчивается следующими словами: «Вот, Я посылаю вам Элиягу-пророка перед наступлением дня Г-спода – великого [гагадоль] и грозного».

Шабат хазон – это суббота перед Девятым ава, когда в «гафтаре» мы читаем гневные укоры пророка Йешаягу: Хазон Йешаягу бен Амоц, «Видение Йешаягу, сына Амоца...»

Шабат нахаму – это первая суббота после Девятого ава, с которой начинаются «субботы утешения», названные так потому, что их «гафтарот» полны слов утешения, и первая из них начинается так: Нахаму, нахаму ами... («Утешайте, утешайте мой народ...»).

Итак, это четыре особые субботы, имеющие особые названия. А когда с субботой совпадает рош-ходеш, то вместо обычной в эту субботу читают особую «гафтару» – окончание книги пророка Йешая~гу (гл. 66-я): «И будет из месяца в месяц, из субботы в субботу: придет всякая плоть склониться предо Мною, – говорит Г-сподь». А если рош-ходеш выпадает на воскресенье, то есть на первый день недели, то накануне в субботу читают «гафтару» из гл. 20-й книги Шмуэль I: «И сказал ему ЙегЧшатан: Завтра – начало месяца...»

«МОЛИТВА ЗА БЛАГОПОЛУЧИЕ ГОСУДАРСТВА»

Вернемся к чтению Торы в субботу. Во многих еврейских общинах стран рассеяния сложился обычай произносить после чтения Торы особый «Ми шеберах» – молитву за здравие главы правительства той страны, где расположена община. Основанием для этого служат слова Мишны: «Молитесь за благополучие царства, ибо если бы не страх перед ним – один человек другого живьем проглотил бы» (Авот, 3). Следовательно, эта молитва является выражением благодарности властям, поддерживающим порядок в государстве и тем самым дающим возможность евреям жить нормальной жизнью.

И в Эрец-Исраэль, сразу же после создания государства Израиль Главный раввинат составил «Молитву за благополучие государства», которую во многих синагогах произносят в субботы и праздники после завершения чтения Торы: «Отец наш в небесах, оплот Израиля и спаситель его! Благослови государство Израиль, первый росток нашего избавления!..»

После этой молитвы обычно произносят также «Ми шеберах» за солдат Армии обороны Израиля, «стоящих на страже страны нашей... на суше, в воздухе и на море».

«БЛАГОСЛОВЕНИЕ МЕСЯЦА» И «ЙЕКУМ ПУРКАН»

После чтения Торы обычно опять происходит смена хазана, и тот, кто будет вести молитву «Мусаф», занимает свое место. Галаха рекомендует оказывать эту честь тому, кто отмечает на следующей неделе годовщину смерти одного из своих близких – конечно, при условии, что он угоден общине молящихся своим голосом, поведением и манерой молиться.

Раздел молитвы, связанный с «Мусафом», открывается тремя отрывками, первые два из которых – на арамейском языке, а третий – на иврите. Оба арамейские отрывка начинаются одинаково: Йекум туркан мин шмая – «Да будут дарованы с небес...» Произнося первый «Йекум пуркан», мы молимся о благополучии тех, кто посвятил свою жизнь изучению Торы, где бы они ни находились, а второй – о благополучии членов общины этой синагоги и их семей. Третий отрывок посвящен тем, кто занимается нуждами общества: «Пусть святой Творец, благословен Он, вознаградит их, и отведет от них все болезни, и пошлет исцеление всей их плоти...»

Приведем перевод первой молитвы на арамейском языке:

Да будут дарованы с небес избавление, милость, любовь, и милосердие, и долголетие, и пропитание в изобилии, и поддержка Вс-вышнего, и здоровье, и хорошее зрение, и потомство здоровое и крепкое, потомство, которое не прекратит и не прервет изучение Торы, – наставникам и учителям святых общин в Стране Израиля и в Вавилоне, главам собраний [изучающих Тору], и руководителям [народа, пребывающего в] изгнании, и главам йешив, и судьям, [заседающим] у [городских] ворот, и всем их ученикам, и всем ученикам их учеников, и всем, кто изучает Тору. Пусть Владыка Вселенной благословит их, продлит их жизнь, умножит их дни, пошлет им долголетие, и спасет их, и избавит от всех бед и от тяжких недугов. Владыка наш, пребывающий на небесах, пусть помогает им всегда, в любую пору. И скажем: Амен!

А это перевод второй молитвы:

Да будут дарованы с небес избавление, милость, любовь, и милосердие, и долголетие, и пропитание в изобилии, и поддержка Вс-вышнего, и здоровье, и хорошее зрение, и потомство здоровое и крепкое, потомство, которое не прекратит и не прервет изучение Торы, – всей этой святой общине, всем, – от мала до велика, женщинам и детям. Пусть Владыка Вселенной благословит их, продлит их жизнь, умножит их дни, пошлет им долголетие, и спасет их, и избавит от всяких бед и от тяжких недугов. Владыка наш, пребывающий на небесах, пусть помогает им всегда, в любую пору. И скажем: Амен!

Если на следующей неделе наступает новый еврейский месяц, то в субботу «благословляют месяц».

Сначала громко объявляют, в какой день и в какое время рождается новый месяц. Это чрезвычайно важно, поскольку мы ведем счет времени по луне, как сказано в Торе (Шмот, 12): «Этот месяц для вас – первый из месяцев года...» – «показал Вс-вышний Моше и Агарону новорожденный месяц и сказал: Когда увидите вот такой месяц – освящайте его...»

«Благослрвение месяца», которое мы совершаем перед началом каждого месяца (кроме тишрей), включает в себя три отрывка, в которых мы просим Вс-вышнего о том, чтобы новый месяц наступил для нас к добру, чтобы в нем исполнились желания наших сердец и нам были ниспосланы все самые лучшие благословения. Перед началом центрального отрывка хазан берет свиток Торы и громко объявляет день рош-ходеша. Община повторяет эти слова и продолжает: «Пусть святой Творец, благословен Он, обновит его для нас и для всего народа Своего, Дома Израиля, где бы он ни жил, на благо и на благословение...»

«ОТЕЦ МИЛОСЕРДНЫЙ»

В обычные субботы, когда не благословляют месяц, читают особую молитву в память о всех, кто отдал свою жизнь за еврейский народ, за Тору и за Вс-вышнего. Молитва эта начинается словами: «Отец милосердный, обитающий в высях...». Она была составлена в 1096 г. после резни евреев, учиненной крестоносцами в Германии. С тех пор ее читают в память о душах святых мучеников всех поколений, число которых, к несчастью, чудовищно возросло в нашем поколении, поколении Катастрофы...

Кроме мольбы о том, чтобы Вс-вышний вспомнил души святых мучеников, эта молитва содержит также такие слова: «...и да отомстит Он за пролитую кровь служителей Своих...»

Кроме суббот, когда благословляют месяц, эту молитву не читают также в субботы, совпадающие с днями, когда не говорят «Таханун».

Прежде чем возвратить свиток Торы в «арон кодеш», община читает «Ашрей» – это второе чтение из трех ежедневных (как упоминалось выше).

Хазан берет свиток Торы и призывает: «Да восхвалят имя Г-спода – ибо лишь Его имя превознесено надо всем!» И пока он несет свиток Торы к «арон кодеш», все читают: «Псалом Давида: Воспевайте пред Г-сподом, сыновья сильных!..», а затем: «А когда Ковчег останавливался... Верни нас, Г-сподь, к Себе – и мы вернемся; обнови дни наши как встарь!» Хазан произносит «Хаци-кадиш» – и начинается «Мусаф».

Субботний «Мусаф»

Молитву «Мусаф» произносят по субботам, новомесячьям и тем праздникам, которые упоминаются в Торе. Она напоминает о жертвоприношении «мусаф» («добавочном жертвоприношении»), которое в эти дни приносили в Храме. Если «Шахарит» и «Минха» соответствуют двум частям ежедневного жертвоприношения «тамид», то молитва «Мусаф» соответствует добавочным жертвоприношениям, отмечавшим особые дни еврейского календаря.

«Мусаф», как и остальные субботние молитвы «Амида», включает в себя семь благословений, центральное из которых начинается словами: «Ты установил субботу и пожелал, чтобы в эти дни приносили особые жертвы...» Этот отрывок построен как акростих в обратном порядке букв еврейского алфавита. Заканчивается он словами: «Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу!»

Когда хазан повторяет «Мусаф» вслух, то «Кдуша» -более пространная и сложная, чем в «Шахарит». Согласно сефардскому «силуру», она начинается так: «Венцом увенчают Тебя. Г-сподь, Б-г наш...», а согласно ашкеназскому – «Воспоем мы святость Твою и превознесем...»

В субботу, совпадающую с новомесячьем, в молитву «Мусаф» вносятся некоторые изменения: в ней упоминаются также жертвоприношения, которые приносили в рош-ходеш, и среднее благословение начинается иначе: «Ты создал Свой мир в начале времен...» Заканчивается оно так: «Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу, и Израиль, и дни рош-ходеш!»

При повторении хазаном «Мусафа» когены благословляют народ, а после его окончания произносится «Кадиш титкабель» («Полный кадиш»), «Нет никого, подобного Б-гу нашему...» и «Вот состав смеси для воскурений».

«Нет никого...» – это великолепный гимн, посвященный единству Вс-вышнего. Он начинается ответом, предшествующим вопросу: сначала – «Нет никого, подобного Б-гу нашему!..», и лишь потом: «Кто подобен Б-гу нашему?..» – вопрос, звучащий чисто риторически.

А перечисление «состава смеси для воскурений» напоминает нам об ежедневом воскурении благовоний в Храме.

После этого мы кратко перечисляем псалмы, которые левиты пели в Храме изо дня в день, затем произносим отрывки из Талмуда «Так передают от имени Элиягу...» и «Изучающие Тору умножают мир на земле». Затем – «Кадиш дерабанан» и «Алейну». Как уже упоминалось, молитву «Алейну» составил Йегошуа бин Нун. После нее говорят «Кадиш ятом».

Каждую субботу после утренней молитвы принято петь «Гимн славы»: «Буду петь благозвучно и гимны ткать, ибо к Тебе душа моя стремится неудержимо...» В некоторых общинах «Гимн славы» поют после «Шаха-рит» перед чтением Торы. Принято также, чтобы запевалой был мальчик, который становится тогда на место хазана. Открывают «арон кодеш», ведущий поет одну строчку, и вся община повторяет ее... «Гимн славы» также построен как акростих, и стихи перекликаются между собой внутренними рифмами. После «Гимна славы» говорят «Кадиш ятом» – и на этом утренняя молитва субботы заканчивается.

«МИ ШЕБЕРАХ» ДЛЯ ТОГО, КТО СОБЛЮДАЕТ ТИШИНУ...

Следует отметить, что и молитва, и суббота, в целом заслуживают особого благоговения. Поэтому нельзя разговаривать во время молитвы и чтения Торы, бесцельно ходить по синагоге и снимать «талит» раньше окончания молитвы.

Кстати, в связи с необходимостью соблюдать порядок и тишину во время молитвы, стоит привести «Ми шеберах», который составил р. Йомтов-Липман Геллер[1]: «Тот, Кто благословил наших отцов – Аврагама, Ицхака и Яакова, Моше и Агарона, Давида и Шломо, благословит того, кто бережет уста свои и язык свой от того, чтобы прервать молитву от «Барух шеамар» до самого конца ее, а в субботу – публичное чтение Торы даже словами самой Торы, а уж тем более -праздной беседой и пересказыванием слухов. Да будет он благословен всеми благословениями, записанными в Торе Моше-рабейну и во всех пророчествах, пусть он увидит потомков своих – благочестивых и здоровых, и удостоится мудрости и величия в обоих мирах – в мире этом, о котором сказано «И вот он хорош», и в мире грядущем – бесконечном дне добра, и скажем: «амен»!»


[1] Р. Йомтов-Липман Геллер (род. в 1579 г. в городе Валлерштейн в Южной Германии – умер в 1654 г.) – раввин, выдающийся комментатор Мишны. Отец его, р. Натан, умер до его рождения, и дед его, р. Моше Валлерштейн, глава раввинов Германии, взял к себе сироту и воспитал его. Р. Йомтов-Липман учился также у Магараля из Праги и в возрасте 18 лет уже был членом еврейского суда Праги. 27 лет был раввином в Праге, где написал свой великий труд -комментарий к Мишне «Тосфот Иомтов». После смерти Магараля был избран главой еврейского суда вместо него. Позже переехал в Вену, а потом вернулся в Прагу, где был избран главным раввином города и перенес бедствия Тридцатилетней войны. Конец жизни провел в Кракове, где был главой еврейского суда и истины. Оставил богатое духовное наследие – написанные им книги и введенные им обычаи.

«Кидуш» и дневная трапеза

Пророк Йешаягу завещал нам наслаждаться субботой, и потому Галаха запрещает поститься в субботу даже до полудня. Значит, еще до наступления этого срока следует почтить субботу едой и питьем.

Как и накануне вечером, нельзя ничего есть и пить до совершения «Кидуша», который на этот раз состоит всего из одного благословения – благословения над вином. Однако принято перед этим произносить ряд цитат из Торы и книг пророков, связанных с субботой: «И пусть соблюдают субботу сыны Израиля... Она – данный Мною сынам Израиля вечный знак того, что шесть дней созидал Г-сподь небо и землю...»; «Помни о дне субботнем, чтобы освящать его... Потому благословил Г-сподь седьмой день и освятил его» -одну из Десяти заповедей, услышанных нами с горы Синай.

Распространенная ошибка – ограничиваться лишь словами «Потому благословил Г-сподь...»: это лишь окончание стиха из Торы, а когда цитируется не весь стих, запрещается называть полностью имя Вс-вышнего, – поэтому следует произносить весь стих.

«Кидуш» субботнего дня надлежит произносить над оскалом вина – так же, как и «Кидуш» субботнего вечера. Однако у многих принято совершать дневной «Кидуш» над каким-либо другим крепким напитком – коньяком, ликером и т. п. Ясно, что в этих случаях произносится благословение «по слову Которого возникло все», а не «творящий плод виноградной лозы».

Немедленно после «Кидуша» следует или закусить каким-либо мучным изделием, или приступить к полной трапезе, второй по счету: потому что «Кидуш» совершают только там, где после него едят.

Если «Кидуш» совершается в синагоге – особенно в случае, если с этим днем связано какое-либо радостное событие («бар-мицва», вызов к Торе жениха, называние имени дочери), – следует помнить о том, чтобы не забыть сказать заключительное благословение после еды – то, которое надлежит произносить в зависимости от вида еды или питья. Разумеется, если это была настоящая трапеза – когда перед едой омывали руки и ели хлеб, – после нее следует прочитать «Бир-кат гамазон». Подобное внимание требуется вообще во всех случаях праздничного веселья, когда человек может увлечься и забыть произнести благословения после еды.

Дневная трапеза в субботу с точки зрения Галахи более важна, чем вечерняя, как говорится в субботних песнопениях: «Обильно ешь и вкусно пей – ибо Б-г даст всем, кто предан Ему, платье для одежды и хлеб для еды, мясо и рыбу, и все виды лакомств», потому что «день этот чтим более всех дней, ибо в этот день прекратил Свою работу Оплот всех миров». Эти песни и слова Торы – сопровождают субботнюю трапезу.

В субботу после полудня

Народная пословица говорит, что слово шабат («суббота») – это аббревиатура слов шейна бешабат таануг («сон в субботу – наслаждение»). Поэтому после дневной субботней трапезы можно немного отдохнуть, чтобы потом были силы изучать Тору. Исключительно важно изучать Тору в коллективе, и потому в субботу после обеда евреи собираются вместе на уроки Торы. Основание для этого мы находим в Торе -там, где говорится о том, как Моше-рабейну передал евреям заповедь о субботе: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля и сказал им: Вот что повелел Г-сподь исполнять: Шесть дней пусть делается всякая работа, а день седьмой должен быть свят для вас -полный покой во имя Г-спода». Отсюда видно, что всякое изучение Торы – и законов о субботе в том числе – должно происходить при стечении народа, по принципу: «Во множестве народа великолепие Царя».

Зимой, начиная от субботы Брейшит (первой субботы после Симхат-Тора, то есть после начала нового цикла чтения Торы) до Шабат гагадоль (последней субботы перед праздником Песах) принято читать в субботу после полудня 104-ю главу книги Тегилим («Благослови, душа моя, Г-спода!»), а сразу после нее – 15 других глав той же книги – «Песни ступеней» (120-134-я главы).

«ПИРКЕЙ АВОТ»

Летом – начиная с первой субботы после праздника Песах и вплоть до последней субботы перед праздником Сукот – вместо вышеупомянутых глав Тегилим учат шесть глав трактата Мишны Авот. Собственно, этот трактат, называемый обычно Пиркей авот («Изречения отцов»), состоит из пяти глав – но к нему прибавлена еще одна глава, заимствованная из Барайты, которая называется «Приобретение Торы» (потому что тема ее – восхваление Торы и важности ее изучения).

Таким образом, за эти полгода мы успеваем пройти Пиркей авот четыре раза.

Первый цикл заканчивается как раз в субботу перед праздником Шавуот, праздником дарования Торы. Тем самым мы исполняем изречение «учтивость – прежде, чем Тора» – потому что трактат Авот посвящен, в основном, тому, какие качества человеческого характера следует считать достойными и как их приобрести. Он учит нас также мудрости, которой надлежит руководствоваться в повседневной жизни, и особый акцент делает на изречения наших мудрецов, говорящих о том, что надо поддерживать добрые отношения со всеми людьми. Все это – прекрасная подготовка к получению Торы.

Этот трактат называется Авот («Отцы») по разным причинам – в частности потому, что он начинается с беглого обзора цепочки, по которой передавалась Устная Тора, а мудрецы, звенья этой цепочки, – это духовные отцы нашего народа. «Моше получил Тору с Синая и передал ее Йегошуа бин Нуну, Йегошуа -старцам, старцы – пророкам, а пророки передали ее мужам Великого собрания...»

Другое основание для названия этого трактата – тот факт, что он концентрирует в себе неоценимые сокровища человеческой мудрости. Достаточно процитировать несколько изречений из него, чтобы убедиться, что они прочно вошли в золотой фонд мировой культуры: «Говори мало, но делай много», «Если не я за себя – то кто за меня?», «Если не сейчас – то когда же?», «Молчание – страж мудрости», «Кто мудр? — Тот, кто учится у всех», «Кто богатырь? – Тот, кто победил себя», «Кто богат? – Тот, кто доволен своей долей», «Гляди не на кувшин, а на то, что в нем» и др.

«МИНХА» И ТРЕТЬЯ ТРАПЕЗА

Говоря о молитве «Минха» в будни, мы упомянули тогда, что время этой молитвы – это время особого благоволения Вс-вышнего, охотно принимающего в это время молитвы Своего народа Израиля, и приводили и пример пророка Элиягу, который получил ответ от Вс-вышнего именно во время «Минхи». Мы подчеркиваем это в субботней «Минхе», говоря: «И я молюсь Тебе в час Твоего благоволения, Г-сподь: Б-же, по великой милости Своей ответь мне истинным спасением!»

«Минха» начинается с «Ашрей», но в субботу вслед за этим читают «И придет избавитель в Сион...» В субботу – в отличие от будней – эту молитву не читают в «Шахарит», чтобы не удлинять ее чрезмерно. Хазан произносит «Хаци-кадиш», вся община – стих «И я молюсь Тебе...» и открывают «арон кодеш», говоря, как всегда: «И было: когда Ковчег трогался в путь...» и молитву «Благословенно имя Владыки мира». В субботнюю «Минху» к Торе вызывают трех человек – когена, левита и «исраэля», и читают начало субботнего раздела Торы, предназначенного для следующей субботы. Тот же самый отрывок читают на следующей неделе в понедельник и четверг.

После чтения Торы и возвращения свитка Торы в «арон кодеш» община становится на молитву «Амида». На этот раз содержание ее срединного раздела концентрируется вокруг двух взаимосвязанных тем: единства и исключительности Вс-вышнего и единства и исключительности народа Его, Израиля: «Ты – един, и имя Твое – едино, и кто подобен народу Твоему, Израилю – единому народу на земле! Красу величия и венец спасения – день покоя и святости – даровал Ты народу Своему...»

После того, как хазан закончит повторение «Амиды», принято говорить следующие три стиха: «Милость Твоя – вечная милость, и Тора Твоя – истина! И милость Твоя, Б-же, – до небес: творишь Ты великие деяния, Б-же, кто уподобится Тебе? Милость Твоя -как горы Б-жьи, законы Твои – глубочайшая бездна: и людей, и животных спасаешь Ты, Господь!»

Эти три стиха – оправдание Б-жьего суда, подобно благословению «благословен Судья истинно праведный» – хотя приговор суров и горек, мы признаем его справедливость. Чтение этих стихов в субботней «Минхе» основывается на предании, что три великих еврея, три краеугольных камня еврейства ушли из этого мира в субботу, в то время, когда молятся «Минху»: праведник Йосеф, сын Яакова, Моше-рабейну и царь Давид. В субботы, совпадающие с днями, когда не говорят «Таханун», мы не говорим этих трех стихов.

Затем хазан произносит «Полный кадиш», и «Минха» заканчивается молитвами «Алейну» и «Кадиш ятом».

После «Минхи» мы приступаем к третьей субботней трапезе. Цель ее – не утоление голода, но создание духовного запаса, «зарядка аккумуляторов» на грядущую неделю. Слова Торы, песнопения, возвышающие душу, – и чуть-чуть печали в наступающих сумерках – все это создает то неповторимое настроение, которым проникнута третья субботняя трапеза. Кабала раскрывает нам, что время третьей субботней трапезы – это время наивысшего благоволения Вс-вышнего, превышающего степень благоволения Его во время «Минхи». В наших святых книгах предсказывается, что в наиболее полной мере избавление народа Израиля проявится именно в предвечерние часы субботнего дня. Страстное устремление и грусть, порыв надежды и томление – все это сплетается воедино и звучит в тех напевах, которые принято петь в это время.

После совместного прочтения «Биркат гамазон» над бокалом вина его не выпивают, а оставляют для совершения «Гавдалы» после вечерней молитвы «Маарив», завершающей субботу.

«МААРИВ» НА ИСХОДЕ СУББОТЫ

«Маарив» на исходе субботы – это обычный будничный «Маарив», в который вносятся небольшие добавления.

Во-первых, в молитву «Шмонэ-эсрэ», в первое из срединных благословений, вставляется «Гавдала» («разделение»): «Ты даровал нам способность постигать Тору Твою, и научил нас исполнять законы, установленные по воле твоей, и отделил Ты, Г-сподь, Б-г наш, святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от [других] народов, седьмой день от шести рабочих дней [недели]. Отец наш, Владыка наш! Сделай так, чтобы в наступающие дни удостоились мы мира, и избежали всякого греха, и очистились от всех преступлений, и преисполнились трепета пред Тобою и удели нам от Своей мудрости, понимания и разума. Благословен Ты, Г-сподь, дарующий разум!»

Почему эти слова вставляют именно в благословение «Дарующий разум»? «Потому, – отвечают наши мудрецы, – что если нет разума, то как отличить одно от другого?» То есть для того, чтобы отличить одно явление от другого, необходимо обращение к духовным ценностям.

Если вы забыли сказать «Ты даровал нам...» в молитве «Маарив» на исходе субботы, не нужно молиться «Шмонэ-эсре» еще раз: эти слова можно вставить в любую из молитв «Шмонэ-эсрэ» в течение трех первых дней недели, но лишь в том случае, если вы не совершаете «Гавдалу» над бокалом вина. Если же вы «Гавдалу» совершили – свой долг вы уже исполнили, и к «Шмонэ-эсрэ» ничего более добавлять не требуется.

Если вам необходимо зажечь свет или сделать что-либо из того, что запрещено в субботу, раньше, чем вы произнесете «Шмонэ-эсрэ» с «Гавдалой», – вы должны сначала сказать: «Разделяющий между святым и будничным», а потом сделать то, что требуется. Но все это, разумеется, лишь в том случае, если на деле суббота уже закончилась и наступила настоящая ночь. (Время окончания субботы вы всегда можете проверить по календарю, но имейте в виду, что – как говорят мудрецы наши – «блажен тот, кто не спешит выйти из субботы и торопится войти в нее».)

Во-вторых, к «Маариву» на исходе субботы прибавляют еще один отрывок, состоящий из окончания 90-й главы ТеГилим и главы 91-й, охраняющей нас от опасностей, грозящих в будние дни наступающей недели, и молитвы «А Ты, Святой...», представляющей собой набор избранных цитат из Торы, пророков и Тегилим. Назначение ее – продлить святость субботы после того, как она уже кончается, и отсрочить возвращение в ад душ нечестивцев, которые отдыхают от мучений в субботний день. Если же на следующей неделе – один из праздников, о которых сказано в Торе, то всю эту вставку в «Маарив» не читают.

Во многих общинах принято говорить на исходе субботы еще один набор цитат из Танаха, открывающийся благословением, которым Ицхак благословил Яакова: «И пусть Б-г дарует тебе росу небесную и туки земли, и вдоволь вина и хлеба...»

«ГАВДАЛА»

При наступлении субботы мы исполняем заповедь «помни о дне субботнем, чтобы освящать его», совершая «Кидуш» над бокалом вина. После окончания субботы мы исполняем ту же заповедь, совершая обряд «Гавдала» над бокалом вина. Только если вина нет и достать его нелегко, Галаха разрешает нам совершить «Гавдалу» над каким-либо другим напитком, привычным и любимым в данной местности: например, над пивом, молоком и т. п.

Итак, мы наполняем бокал – так, чтобы вино переливалось через край (знак изобилия), зажигаем особую свечу-факел, в которой есть минимум два фитиля, приготавливаем благовония (или берем веточки ароматичного дерева) и собираем вокруг себя детей. Им тоже дают возможность принять участие в совершении «Гавдалы» – например, дают держать в руках эту свечу-факел.

Прочитав несколько стихов из Танаха («Вот, на Б-га спасителя моего, я уповаю и не устрашусь...»), мы произносим четыре благословения: над вином, над благовониями, над свечой и благословение о разделении между субботой и буднями. Первые буквы этих слов на иврите (яин, бесамим, нер, гавдала) образуют имя города Явнэ – помня об этом, мы не ошибемся в порядке произнесения благословений «Гавдалы».

Первое из этих благословений – «творящий плод виноградной лозы» (если «Гавдала» произносится над бокалом вина; если же она произносится над иным напитком, то мы благословляем «по слову Которого возникло все»).

Второе благословение – «творящий различные благовония». Мудрецы наши предписали вдыхать ароматы на исходе субботы, чтобы насладилась ими «добавочная душа», которая была дана нам в субботу и которая покидает нас на исходе субботы – на целую неделю.

Третье благословение – «творящий свет огней». Оно выражает нашу благодарность Вс-вышнему за то, что Он даровал нам огонь, источник света и тепла. По преданию, Вс-вышний открыл Адаму тайну добывания огня именно на исходе субботы. Адам с силой ударил камнем о камень и высек огонь и с этого момента исход субботы – наиболее подходящее время для благословения «творящий свет огней». Сказано: «Не произносят благословения над светильником раньше, чем воспользуются его светом». То есть чтобы благодарить Вс-вышнего за то, что Он дал нам свет, необходимо получить от огня какую-либо пользу. Отсюда происходит обычай, произнося это благословение, приближать к светильнику ладони и смотреть на ногти – мы благодарим Вс-вышнего за то, что теперь, при свете, имеем возможность видеть даже самые мелкие частности – например, проверять, чисты ли наши ногти.

Последнее, четвертое по счету, благословение – самое важное: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, день седьмой от шести дней работы; благословен Ты, Г-сподь, отделивший святое от будничного!»

После этого благословения отпивают из бокала и гасят свечу. Нельзя ничего есть между окончанием субботы и совершением «Гавдалы».

«ПРОВОДЫ ЦАРИЦЫ»

Поскольку еврейская традиция называет субботу «царицей», посещающей нас раз в неделю, принято оказывать ей честь и устраивать после окончания субботы особую трапезу – «проводы царицы». Однако в наших святых книгах упоминается и другое название этой трапезы – «трапеза царя Давида».

Какое же отношение царь Давид имеет к трапезе на исходе субботы?

Рассказывают наши мудрецы, что царь Давид просил Вс-вышнего сообщить ему, когда он умрет. В конце концов Вс-вышний удовлетворил его просьбу, открыв ему, что он умрет в одну из суббот. С тех пор и до самой смерти после окончания субботы Давид устраивал праздничную трапезу, благодаря Вс-вышнего за то, что Он дал ему еще одну неделю жизни...

Для этой трапезы предназначаются особые песнопения, которые можно найти в «сидуре». Одно из них, «Сказал Вс-вышний Яакову», построено в форме акростиха в порядке букв еврейского алфавита с рефреном в каждой строфе: «Не бойся, служитель Мой Яаков!» Большая часть этих песнопений посвящена пророку Элиягу, который – как говорится в Кабале – после каждого исхода субботы составляет список заслуг евреев, стремясь приблизить час их освобождения. За это мы поминаем его добром и благодарим его.

ОСВЯЩЕНИЕ ЛУНЫ

Поскольку еврейский календарь – лунный, то начало еврейского месяца – это день, когда рождается новая луна (или соседний с ним). Поэтому мудрецы наши постановили, что на исходе субботы – по крайней мере три ночи спустя после рождения луны – произносят особое благословение. Оно называется «Благословение луны», и произносят его раз в месяц – между 3-м и 15-м днем еврейского месяца. Совершают церемонию благословения новой луны во дворе синагоги после молитвы «Маарив» – прежде чем идти домой для совершения «Гавдалы» и устройства трапезы «Проводы царицы». Поскольку «Благословение луны» читают обычно в темноте, оно печатается в «силурах» особо крупным шрифтом.

«Благословение луны», содержащее в себе хвалу Творцу небесных светил, символически уподобляет луне весь еврейский народ: как луна постепенно уменьшается, пока вовсе не исчезает из поля нашего зрения – и тогда возрождается и начинает увеличиваться, расти и светить все ярче и ярче, – так и еврейский народ после бед изгнания возрождается к новой жизни.

«Благословение луны» составлено из различных глав книги Тегилим и изречений наших мудрецов. Центральное место занимает само благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка Вселенной, создавший небеса словом Своим и все воинство их – дыханием уст Своих. Закон и срок установил Он для них, чтобы не нарушали они повелений, которые Он дал им. Ликуют и радуются они, исполняя волю своего Создателя, Творца истины, все деяния Которого – истина. И повелел Он луне обновляться, увенчивать великолепием тех, о ком Он заботится с момента их рождения, тех, кто в будущем обновится, подобно ей, и будет восхвалять Создателя своего во имя славы царства Его. Благословен Ты, Г-сподь, обновляющий месяцы!»

Затем произносят «Алейну» и «Кадиш ятом», а потом все присутствующие поют три строфы гимна: «Б-г, Властелин всех творений...», в последней из которых упоминаются «прекрасные светила, сотворенные нашим Б-гом».

Итак, мы описали ту часть субботы, которая выражается заветом «Помни» – заветом, говорящим о святости дня, распространяющего свой свет на все дни недели.

«Храни день субботний»

Четвертая из Десяти заповедей гласит: «Храни день субботний, чтобы освящать его».

Напомним, что было сказано выше, в начале раздела, посвященного субботе: этот завет подразумевает запрет совершать что-либо, что несовместимо со святостью субботы.

Сразу же возникают вопросы: что такое «нарушение субботы»? Какие виды работы квалифицируются как «нарушение субботы»? Попытаемся в этой главе вкратце ответить на эти и подобные им вопросы. Вкратце -потому что законы о субботе чрезвычайно многочисленны и разнообразны, и для их описания нам пришлось бы написать отдельную книгу.

«ОТЦЫ РАБОТ» И ИХ «ПОТОМСТВО»

В гл. 7-й трактата Мишны Шабат перечисляются 39 основных видов работ, запрещенных в субботу. Они образно называются «отцы работ», у каждого из которых есть многочисленное «потомство» – то есть производные от них виды работ.

Виленский гаон писал, что у каждого из 39 «отцов работ» есть 39 «детей» – так что всего их 1521 (39x39). Если прибавим к ним самих «отцов», то всех работ, запрещенных в субботу, окажется 1560. Но это только те работы, которые запрещены по букве закона Торы, – к ним надо еще добавить те, что запрещены нашими мудрецами и называются «нарушениями покоя».


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.