Плоды швиит, «юбилейный год» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Плоды швиит, «юбилейный год»

2021-04-18 108
Плоды швиит, «юбилейный год» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В той же 25-й главе книги Ваикра сказано: «И да будут плоды субботы земли вам пищей: и тебе, и рабу твоему, и пришельцу, которые живут вместе с тобой; также скоту твоему и зверям, что живут на земле твоей, да будет весь урожай ее в пищу».

И еще сказано в книге Шмот, гл. 23: «А в год седьмой – оставляй землю в покое, не трогай ее, чтобы питались бедняки народа твоего, а остатком после них питались звери полевые...»

Итак, нам приказано сделать весь урожай года швиит бесхозным, никому не принадлежащим. Тор'а подчеркивает, что нет запрета есть эти плоды – но торговать ими нельзя. Мудрецы зачислили тех, кто торговал плодами швиит, в разряд людей, которые не имеют права давать в суде свидетельские показания: ибо те, кто отвергает столь фундаментальную заповедь в погоне за наживой, легко могут стать лжесвидетелями.

Хозяин земельного участка имеет право собирать на нем плоды, выросшие в год швиит, и даже продавать их – но при выполнении следующих условий: 1. количество этих плодов невелико, и предназначаются они для немедленного употребления; 2. в это время на поле или в саду остаются такие же плоды, и дикие звери без труда могут питаться ими. Однако с того момента, как эти плоды исчезают с поля, их следует также убрать из дома. Нельзя также собирать плоды швиит в склады и кладовые; 3. плоды швиит обладают святостью, которой нельзя пренебрегать, – и поэтому их нельзя выбрасывать или использовать каким-либо необычным образом.

КАК МЫ ПОСТУПАЕМ СЕГОДНЯ?

В наше время законы швиит исполняются лишь по решению мудрецов. Статус года шмита тесно связан со статусом «юбилейного года», о чем говорится в 25-й главе книги Ваикра. «Юбилейный год» – это каждый пятидесятый год, когда все земли, проданные в течение пятидесятилетия, возвращаются их первоначальным владельцам, когда рабы-евреи выходят на свободу, когда прекращается всякая обработка земли и плоды ее объявляются бесхозными, подобно тому, как это происходит в год швиит. Однако закон о «юбилейном годе» выполняется только тогда, когда весь народ Израиля живет на своей земле: «И провозгласишь свободу всем жителям твоей земли». С тех пор, как 10 колен израильских были уведены в изгнание (в эпоху Первого Храма), и по сей день мы не удостоились того, чтобы все евреи жили на территории Страны Израиля, и с тех пор законы «юбилейного года» не действуют. По букве закона Торы законы швиит также не должны были бы выполняться в наше время, но мудрецы, заботясь о том, чтобы эти заповеди не забылись в народе Израиля, постановили их исполнять (только швиит – но не «юбилейный год»).

Поэтому мы не имеем права пренебрегать законами швиит, хотя с их соблюдением связано множество трудностей и материальных убытков. Многие земледельцы в Израиле пунктуально соблюдают все, что связано с годом швиит, а взамен работ, которые в этот год не выполняются, они находят другие...

Те земледельцы, которые относятся к этим законам менее строго, полагаются на так называемый гетер мехира (в последних поколениях ставший камнем преткновения между авторитетами Торы): накануне наступления года швиит земля продается неевреям и таким образом, в этот год земледелец как бы обрабатывает нееврейскую землю. Однако этого еще недостаточно, чтобы таким образом сделать разрешенными все виды работ на земле или неограниченное использование урожая этого года.

Идейный смысл заповеди швиит совершенно ясен - это социальный декрет, по крайней мере раз в семь лет внедряющий в умы идею всеобщего равенства Представьте себе: раз в семь лет все становятся равными – нет «даров беднякам», нет трумот умаасрот нет ни того, кто оказывает социальную помощь, ни того, кто ее принимает, – все имеют равные права на все, что растет на земле.

Земле этот год дарит покой, свободу и процветание Ведь и землю нельзя эксплуатировать бесконечно время от времени она должна отдыхать и накапливать силы для следующих рабочих годов. И еще: год швиит дает возможность земледельцу заняться иной деятельностью – духовной, дать пищу своей душе. Подобно субботе, когда человек отдаляется от материального мира физического труда и духовно обновляется для последующих шести рабочих дней, дается человеку целый год, чтобы он поднялся на новый духовный уровень, сохраняя духовные ценности народа Израиля.

ОТМЕНА ДЕНЕЖНЫХ ДОЛГОВ

Излагая законы швиит, Тора говорит: «Вот что такое шмита: пусть простит всякий заимодавец, который дал деньги в долг ближнему своему, и не взыскивает этот долг с ближнего своего и с брата своего ибо провозглашена шмита во имя Г-спода» (Дварим, 15).

Поэтому 29 элула, последний день года шмита, отменяется всякий долг, время взыскания которого еще не пришло.

Социальная идея, скрытая в этой заповеди, состоит в том, чтобы дать возможность человеку, обремененному долгами, открыть новую страницу в своей жизни, освободиться от угнетающих его материальных забот.

По букве Торы этот закон (одинаково относящийся и к Стране Израиля, и к остальному миру) исполняется лишь в то время, когда действуют законы «юбилейного года» – то есть лишь тогда, когда весь еврейский народ живет на Родине. Однако для того, чтобы в народе не забылась эта заповедь Торы, мудрецы постановили, что закон о шмите продолжает исполняться и в наше время.

– Идиллия? – спросите вы. – Воздушные замки? – Да, конечно же у богатого человека, ссужающего деньгами других, шмита не вызовет особого энтузиазма. Известно, что было время, когда из-за этого люди перестали давать деньги в долг, боясь, что шмита его отменит. Однако Тора предостерегает: «Берегись, как бы не ожесточилось твое сердце...» И все-таки возникла реальность, когда «богатые грешили, а бедняки были голодными...»

Выходом явилось учреждение «прозболя».

ЧТО ТАКОЕ «ПРОЗБОЛЬ»?

Для того, чтобы поощрить рогатых давать деньги в долг, не боясь года шмита, Гилель Старший учредил «прозболь». Его суть состоит в том, что, когда приближается конец года шмита, заимодавец передает право на взыскание своих долгов суду, «бейт-дину», и тогда год шмита не отменяет их. При этом составляют особый документ – он-то, собственно, и называется «прозболь». Так обстоит дело и в наше время: заимодавец обращается в «бейт-дин», ему пишут «прозболь», и год шмита не отменяет этого долга.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.