Педагогическая профессия, ос-сти и перспективы развития. Развитие профессиональной культуры педагога. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Педагогическая профессия, ос-сти и перспективы развития. Развитие профессиональной культуры педагога.

2021-04-18 75
Педагогическая профессия, ос-сти и перспективы развития. Развитие профессиональной культуры педагога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая профессия, ос-сти и перспективы развития. Развитие профессиональной культуры педагога.

Возникновение пед. проф. имеет объективные основания: общество не могло бы существовать и развиваться без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Задачи, встававшие перед школой, менялись на разных этапах развития общества. Передовые мыслители всех времен и народов всегда отождествляли обучение и воспитание.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. Чешский педагог-гуманист Ян Коменский стал разрабатывать педагогику как самост. отрасль теор. знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира.

Особенности: предмет профессии – другой человек; большая ответственность.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деят-ть учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, пед. профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие пед. профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

В сфере образования появляется тенденция к образованию новых педагогических специальностей. Педагогическая специальность – вид деятельности, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, обеспечивающих решение профессионально – педагогических задач, поставленных в соответствии с присвоенной квалификацией.

Изучение педагогической практики приводит к выводу, что в педагогической профессии наблюдается тенденция к обобщению. В условиях педагогической дифференциации деятельность педагогов характеризуется общими однородными элементами. Современный педагог должен понимать общее и особенное в различных видах деятельности, но вместе с тем осознавать целостность педагогического процесса.

Общее представление о педагогической науке

Свое название педагогика получило от греческого пайдогогос(пайд – дитя, гогос – веду). Изначально применялось в прямом значении. Педагоги сопровождали детей. Позже педагоги – вольнонаемные люди, которые занимались наставлением и обучением детей.

Люди осознавали необходимость педагогики и стали передавать свои житейские знания от поколения к поколению. Педагогическая наука в отличие от житейских знаний обобщает разрозненные факты, устанавливает причинно- следственные связи между предметами и явлениями.

Так что же такое педагогическая антропология? Педагогическая антропология – наука о наиболее полном представлении о человеке, как предмете образования, воспитания и обучения, система знаний о его развитии под влиянием конкретных образовательных систем. Педагогическую антропологию интересует представление о человеке в процессе его эволюции, совокупность знаний о человеке с точки зрения философии, психологии и т.д. Это познание человека.

Каждый педагог должен верить в ребенка, в его способности и возможности. В основу педагогической антропологии вкладывается свобода ребенка. Ребенок должен творчески подходить к решению задач, учеба не должна носить принудительный характер. Педагог должен быть прежде всего творцом.

Задача педагогической антропологии по Ушинскому – не в том, чтобы дать педагогу определенный набор правил о том, как нужно поступать в той или иной ситуации, а чтобы помочь учителям узнать психофизические и психические закономерности человека, и поступать в соответствии с особенностями каждого ученика.

Образование как общечеловеческая ценность.

Можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

• развитие способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

• формирование хар-ра и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к соц. и природной сфере;

• обеспечение возможностей для личностного и проф. роста и для осуществления самореализации;

• овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравств. свободы

• создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека.

Т.о. образование направлено на гармоничное развитие личности (назначение, призвание и задача каждого человека).

Отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга.

Реализация культурно-гуманист.функций образования обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого.

Цель и задачи воспитания.

Сущность воспитания заключается в организованном и целеустремленном воздействии на сознание.
Цель воспитания в широком смысле состоит во всестороннем, направленном совершенствовании личности, в результате которого у человека формируется мировоззрение. Воспитание начинается при первых проблесках сознания у ребенка. Оно выражается в том, что ему внушают понятия о плохом и хорошем, о том, что можно и чего нельзя, объясняют смысл того или иного явления, причины происхождения этого явления и т.д. Из окружающей среды он черпает своё мировоззрение, мораль и прочие основы поведения.

Немаловажно умение привлечь внимание и возбудить интерес к внушаемому. Внимание и интерес определяются не только самим содержанием, т.е. важно не только что возбуждает интерес и привлекает внимание, а также как оно преподносится. Вызвать интерес, усилить его и активизировать внимание помогают такие средства воздействия, как эмоциональность и выразительность, и, наконец, авторитет воспитателя.

Воспитание – это организованное целеустремленное воздействие более опытного человека – воспитателя на воспитанника. На протяжении всей жизни воспитание остается всегда основной направляющей силой, воздействующей на личность. Цель воспитания – не только сохранить основные необходимые инстинкты, определяющиеся условием сохранения человечества (любовь к труду и т.д.), но и способствовать их развитию и, кроме того, воспользоваться ими как базой для совершенствования различных свойств человека, необходимых для развития его интеллекта. Многие свойства человека, проявление которых нежелательно и недопустимо в общественной жизни, изживаются благодаря воспитанию. Это достигается или сознательным подавлением отрицательных свойств, или развитием необходимых положительных свойств, или же применением новых стимулов, вызывающих новые желания и потребности, новые привычки.

Закономерности воспитания.

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

Главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, личностных качеств, социальной активности являются деятельность и общение. В процессе специально организованной деятельности учащиеся овладевают духовными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общения с членами общества.
Закономерностями воспитательного процесса являются следующие положения:
— чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность учащихся, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе; - формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность;
— чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем будет выше и его результат; чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается формирование личности.

Принципы воспитания.

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека, отражающие идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Общие принципы воспитания:

1.Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития. Обеспечивает успешное освоение позитивных норм и ценностей.

2.Принцип природосообразности: воспитание основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста.

3. Принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечел.ценностях культуры и строиться в соответствии с общечел. ценностями и нормами нац.культур.

4. Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе.

Принципы социального воспитания:

1. Принцип вариативности определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества.

2. Принцип коллективности: социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе.

3. Принцип центрации на развитии личности: тактика соц.воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности.

4. Принцип диалогичности: воспитание как субъект-субъектный процесс.

Педагогическая профессия, ос-сти и перспективы развития. Развитие профессиональной культуры педагога.

Возникновение пед. проф. имеет объективные основания: общество не могло бы существовать и развиваться без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Задачи, встававшие перед школой, менялись на разных этапах развития общества. Передовые мыслители всех времен и народов всегда отождествляли обучение и воспитание.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. Чешский педагог-гуманист Ян Коменский стал разрабатывать педагогику как самост. отрасль теор. знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира.

Особенности: предмет профессии – другой человек; большая ответственность.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деят-ть учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, пед. профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие пед. профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

В сфере образования появляется тенденция к образованию новых педагогических специальностей. Педагогическая специальность – вид деятельности, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, обеспечивающих решение профессионально – педагогических задач, поставленных в соответствии с присвоенной квалификацией.

Изучение педагогической практики приводит к выводу, что в педагогической профессии наблюдается тенденция к обобщению. В условиях педагогической дифференциации деятельность педагогов характеризуется общими однородными элементами. Современный педагог должен понимать общее и особенное в различных видах деятельности, но вместе с тем осознавать целостность педагогического процесса.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.