Ключевые эксперименты в естественных науках. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Ключевые эксперименты в естественных науках.

2021-04-18 50
Ключевые эксперименты в естественных науках. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для самопроверки.

1. Сформулируйте основные отличия научного эксперимента от ненаучного.

2. Приведите исторические примеры научных экспериментов, специально спланированных для верификации теоретических конструкций.

3. Какую методологическую роль играет применение измерительных устройств (приборов) в естественных науках?

4. Можно ли, в принципе, выполнить безошибочное измерение?

Тема 4. ТЕОРИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ.

Роль теоретической деятельности в естественных науках.

Постановка и планирование эксперимента.

Обработка эмпирических данных.

Создание единой картины мира.

Основные задачи теории.

Исправление и обобщение эмпирических данных.

Установление и формулировка закономерностей и общих законов.

Нахождение наиболее эффективных способов рассуждения.

Основные приемы теоретической деятельности:

- классификация и установление иерархических соотношений,

- построение структурных моделей,

- разработка и введение специальных понятий.

Модельный характер естественно-научных теорий.

Теоретические модели и их типы.

Особенности моделей: ограниченность, идеальность, область применимости, множественность и проблема выбора, изоморфизм.

Иерархичность теоретических моделей: уровни и масштабы, проблема редукционизма.

Проблема верификации научной теории.

Экспериментальная проверка и ее значимость.

Методологические принципы: непротиворечивости, системности, верифицируемости и фальсифицируемости.

Вопросы для самопроверки.

1. Почему экспериментальные данные всегда требуют теоретической обработки и исправления?

2. Какие требования предъявляются к согласованию различных теоретических моделей внутри естественно-научных дисциплин и в естествознании в целом?

3. Каким образом происходит смена научных теорий в историческом аспекте - путем замещения или включения?

4. Каким образом следует разрешать противоречие между теорией и экспериментом - усовершенствованием теории или эксперимента?

Тема 5. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ И НАУЧНЫЙ ЯЗЫК.

Научные понятия.

Назначение и роль научных понятий.

Особенности научных понятий: вербальная форма, определенность, системность, идеальность.

Виды и типы научных понятий: эмпирические и теоретические, операционные и конвенциональные, общие и частные.

Иерархичность научных понятий.

Исторический характер научных понятий.

Понятия и термины. Проблема соотнесения.

Наука как язык.

Существование особого научного языка, его назначение.

Отличия научных языков от естественных в лексике и синтаксисе.

Разнообразие научных языков и их диалектов.

Проблема перевода: с одного научного языка на другой, с научного языка на естественный и обратно.

Математика как универсальный язык естествознания.

"Непостижимая эффективность математики в естественных науках".

Вопросы для самопроверки.

1. Почему научные понятия не могут иметь самостоятельного значения и могут применяться только в связи с другими?

2. Можно ли адекватно сформулировать химическую проблему на физическом языке?

3. Почему математический язык является более универсальным, чем языки конкретных естественно-научных дисциплин?

Тема 6. ОБЩИЕ СУЖДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ.

Типы общих высказываний в естественных науках.

Конвенции и определения.

Гипотезы: априорные (логические), безразличные, теоретические, скрытые (неявные).

Эмпирические обобщения.

Научные законы.

Виды естественно-научных законов.

Частные и общие. Эмпирические и конвенциональные. Качественные, количественные и структурные. Законы сохранения. Запреты. Правила отбора. Экстремальные принципы.

Статус научных законов.

Границы применимости законов.

Степень точности законов.

Степень надежности законов.

Методологические проблемы.

Вопросы для самопроверки.

1. Приведите конкретные примеры научных законов, в соответствии с их классификацией в п. 2.

2. Чем ограничена применимость естественно-научных законов?

3. Можно ли открыть все научные законы? Являются ли законы природы вечными и неизменными?

Раздел II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ И МОДЕЛИ.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.