Попытка на мысль #8: Комплимент — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Попытка на мысль #8: Комплимент

2021-01-29 87
Попытка на мысль #8: Комплимент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пролог

Несколько дней назад я имел удовольствие пообщаться с человеком. Поводом для нашего общения стали те книги, которые я захотел у него приобрести. Имея в виду содержание книг (философствования мужей, родившихся двести с лишним лет назад), невольно думалось, что продавец подобных книг обязательно окажется человеком не только образованным, но и высокоразвитым. Ожидания оправдались с лихвой. Помимо обращающих на себя внимание учтивости, предусмотрительности, интеллигентности собеседник мой указал и на свою чувствительность. «Мы, философы, люди тонкие», — было отмечено им среди прочего. (я не спросил, удалось ли мне просунуться в это «мы, философы», но, скорее всего, он имел в виду и меня). В процессе общения текстом у меня сложилось впечатление, что мне выпала честь общаться с умудрённым человеком, находящимся в преклонном возрасте. Но позже, в телефонной трубке, я услышал неожиданно молодой голос. «Ох, а я почему-то подумал, что вы это какой-то скупой дед!» — не скрывая своего удивления поделился я. «Нет, что вы, мне тридцать шесть лет», — ответил он. Мы пообщались чуть-чуть по телефону, потом чуть-чуть по электронной почте. Не без героических усилий с обоих сторон сделка была совершена. В одном из своих последних сообщений мой собеседник посчитал необходимым оставить замечание, в котором я увидел невероятный комплимент. Копирую сюда это замечание без каких-либо прибавлений: «Случай сложный. Впервые вижу столь наивное и оторванное от реальности восприятие событий». Несмотря на то, что я подробным образом мог объяснить, почему эти слова являются высочайшей оценкой, для меня всё равно оставалось непонятным, почему в ответ на эти слова во мне рождается радостное чувство. Ведь обыкновенно комплименты не находят во мне внутреннего отклика. Заинтересовавшись, я стал разбираться и обнаружил, что лишь некоторые комплименты справляются со своим прямым назначением и возбуждают во мне радость, тогда как другие просто проходят мимо меня. Почему это так? — не давал мне покоя вопрос. Несмотря на то, что поиски ответа к этому вопросу стали для меня непростыми, получившийся ответ оказался лежащим на самой поверхности. Глядя на такой простой ответ, становилось неловко от объёма тех усилий, которые пришлось затратить на его поиски. Думается мне, что подобное чувство испытал бы человек, весь день занимавшийся вырубкой прохода в бетонной стене, а после этого обнаруживший, что в полуметре от него имеется дверь. Как бы то ни было, оба испытуемых — и сообразивший выбраться через дверь и решивший выбраться через самостоятельно организованный в стене проход — теперь находятся на свободе и оба радуются этой свободе. Весьма вероятно, что из них двоих своей свободе больше радуется тот, который приложил больше усилий для обретения этой самой свободы.

В этой записи я шаг за шагом неспешно пройдусь по той тропинке из мыслей, которая привела меня к пониманию того, что такое комплимент и какой комплимент встречает в человеке наибольший отклик.

Попытка на мысль

Для того, чтобы было проще ориентироваться во всём разнообразии комплиментов, я разделю их на три группы. Деление будет произведено по степени важности — малой важности, средней важности, большой важности.

Малой важности

К первой группе относятся комплименты внешние, относящиеся к красоте, вкусу, манере, успешности, популярности и пр. В качестве примера будет разобран достаточно популярный комплимент, относящийся к привлекательности телесной оболочки — Ты красивый.

Прислушавшись к себе, я обнаруживаю, что слова «ты красивый», сказанные в мой адрес, запускают во мне механизмы внутренней и внешней работы, направленные на анализ и оценку этого комплимента. Внутренняя работа заключается в диалоге с собой, внешняя работа заключается в немом диалоге с человеком, который этот комплимент произнёс. Лишь тот комплимент, который в результате проведённого анализа получает положительную оценку, способен принести мне чувство радости.

Внутренний диалог выглядит так:

«Мне говорят о моей красоте. Важен ли предмет беседы — не важен. Уверен ли я в том, как я выгляжу — уверен. Нужны ли мне дополнительные сведения о том, как я выгляжу — не нужны. Вносит ли эта информация какие-либо поправки в моё восприятие себя, укрепляет ли эта информация меня — никаких поправок не вносит и никак не укрепляет».

На этом внутренний диалог завершается и выносится следующий вердикт: услышанное мною только что бесполезно.

После чего ставится следующая задача: произвести внешнюю работу, направленную на поиск хоть какой-то пользы слов «Ты красивый».

После чего происходит внешний немой диалог, который выглядит так:

«Интересен ли мне человек, который это говорит — интересен. (если «нет», то работа завершается и ставится отрицательная оценка). Дают ли эти его слова мне право рассчитывать на своего рода послабления, снисходительность, покровительство (любого рода удовольствия) в будущем — дают (если «нет», то работа завершается и ставится отрицательная оценка). Могу ли я быть уверенным в искренности его слов — могу (если «нет», то работа завершается и ставится отрицательная оценка). Имеет ли слово «красивый» для нас одинаковое значение — имеет.»

На этом внешний немой диалог завершается и выносится следующий вердикт: услышанные мною только что слова хоть и бесполезны для моего внутреннего Я, но дают мне право рассчитывать на некоторые удовольствия в будущем. Комплимент засчитан. Можно радоваться.

Дальнейшими рассуждениями мы лишим подобный комплимент даже видимости той сомнительной пользы, оставив от него лишь произношение языком известных слов.

Для того, чтобы понять, что человек находит меня красивым, мне нет нужды дожидаться слов об этом. Не будучи слепым и обладая зачатками способности судить о людях по их поведению, я прекрасно знаю без всяких слов, кто и каким меня считает. Таким образом, слова «ты красивый» становятся не более, чем озвучиванием очевидного.

Взглянув на произошедшее со стороны, мы видим, что комплимент не только бесполезен, но и вреден, так как стал поводом потешить не самые лучшие качества.

Сказанное о первой группе комплиментов позволяет нам сравнить эти комплименты с тем приятным напитком на богато уставленном праздничном столе, который вроде бы и выглядит красиво и на вкус приятный, но если бы кувшин с ним стоял не совсем под рукой, а чуточку дальше, то и тянуться за ним было бы лень.

Средней важности

Ко второй группе относятся комплименты касающиеся ума, мужественности, трудолюбия, благопристойности и пр. Глядя на моё перечисление отнесённых к этой группе тем, может сложится впечатление, что темы выбраны мною произвольным образом. Не совсем так. В эту группу мною собраны качества, которые я нахожу предпочтительнее качеств из первой группы, но не достаточно ценными, чтобы отнести к третьей. Не туда не сюда.

В качестве примера будет разобран достаточно популярный комплимент, относящийся к предполагаемой крепости ума — Ты умный.

Как и в первом случае, запускается два диалога — внутренний и внешний. Не теряя времени приступаем к знакомству.

Внутренний диалог выглядит так:

«Мне говорят о моём уме. Важен ли предмет беседы — скорее важен, чем нет. Уверен ли я в своём уме — с одной стороны уверен, потому что тружусь, чтобы поддерживать его в тонусе; с другой стороны не уверен, потому что часто замечаю за собой ошибки, часто замечаю людей умнее себя. Нужны ли мне дополнительные сведения о крепости моего ума — не помешают, чтобы укрепить не совсем уверенно стоящее здание веры в себя. Является ли заявление о моём уме лестным — является»

На этом внутренний диалог завершается и выносится следующий вердикт: только что услышанное мною может быть для меня полезным.

После чего ставится следующая задача: произвести внешнюю работу, направленную на уточнение компетентности говорящего.

Затем следует внешний диалог:

«Способен ли человек судить о моём уме — способен (если «нет», то работа завершается и ставится отрицательная оценка) [бывает и так, что говорящий в силу своих скудных способностей не способен давать адекватную оценку, как не способно ведро, доверху наполненное водой, давать оценку об объёме воды в реке.в этом случае слова его не более, чем произношение известных звуков]. Говорит ли высокая оценка этого человека о наличии уважаемых мною качеств — да говорит. (если «нет», то работа завершается и ставится отрицательная оценка) [бывает и так, что последний негодник назовёт вас умным человеком, только вот комплимент ли это либо скорее повод насторожиться.]».

На этом внешний немой диалог завершается и выносится вердикт: Услышанные мною только что слова несут в себе полезные сведения, которые подкрепляют мою подшатывающуюся уверенность в себе и тем самым делают мне приятно. Комплимент засчитан. Можно радоваться.

Всё бы хорошо, только вот и тут та же беда, что и в первом случае. Нет нужды дожидаться озвучивания слов «ты умный», если в тебе есть хотя бы намёки на наблюдательность и способность суждения. Человек, считающий тебя умным, своим поведением неоднократно укажет на то, что считает тебя таковым — обратится к тебе за советом, разделит твою точку зрения, признает свою неправоту и пр.

Сказанное о второй группе комплиментов позволяет нам сравнить эти комплименты с чашечкой уже немного подостывшего чая, который и не согреет, как это сделал бы свежесваренный чай, и не освежит, как это сделал бы чай охлаждённый. Но во рту кое-какое послевкусие оставит.

Большой важности

К последней группе относятся комплименты касающиеся моей справедливости, искренности, честности, любви (к ближнему). Сюда же относятся комплименты по поводу моей способности писать.

В качестве примера будет разобран комплимент «Спасибо тебе (, за то что ты есть/делаешь)»

Внутренний диалог:

«Меня благодарят. Важно ли это для меня — важно. Уверен ли я в том, что меня благодарят заслуженно — нет. Являются ли слова благодарности бесценными (благотворными) для меня — являются.»

Внутренний диалог завершается. В этом случае, когда важность предмета я нахожу первостепенной (потому что считаю христианскую любовь к ближнему высшим качеством человека), сомнения в себе достигают наивысшей точки, и мучительные вопросы выстраиваются один за одним — сделал ли я всё, что было в моих силах? трудясь для ближнего отдавал ли я всего себя? руководился ли я только интересом ближнего либо ещё и каким-то другим? Несмотря на то, что я знаю, что действия мои были насколько это возможно бескорыстными, что иначе и быть не могло, всё равно, по своему малодушию, я нуждаюсь во внешних доказательствах — комплиментах. [ни в коем случае не в комплиментах в форме слов, как это будет сказано далее]

На этот раз к внешнему немому диалогу я приступаю без ленивой расслабленности, которую мы наблюдали в первой группе; теперь мною не руководит мотив «не помешает и укрепиться, раз предоставилась возможность», как это было во второй группе — теперь мною движет совсем иное стремление. В этом случае мне совершенно необходима внешняя поддержка, потому что внутренний разлад (малодушие, требовательность, мнительность) не оставил и следа от внутренней уверенности в себе.

В первом случае мы имели дело с приятным напитком, до которого было бы лень тянуться. Во втором случае мы имели дело с теплохладным чаем, которой пьёшь не по причине большого желания, но с намерением усладить гортань. Теперь же, в третьем случае, мы находимся в положении странника, заблудившегося в пустыне и умирающего от жажды, который мечтает даже не о том, чтобы напиться, но о том, чтобы хотя бы капелькой живительной влаги смягчить иссохшие губы.

Комплименты относящие к третьей группе менее всего нуждаются в словесном озвучивании. Потому что каждое одушевлённое существо, если оно находится в адекватном состоянии, способно распознать (почувствовать) благодарность, признательность, любовь не дожидаясь слов. Более того, выражение комплиментов из третьей группы посредством речи является кощунством по отношению к лежащему в их основе предмету.

Некоторые выводы

1. Благодаря этому небольшому исследованию становится ясным, от чего зависит степень важности комплимента — она зависит от того, насколько наша внутренняя неуверенность в себе по данному вопросу нуждается во внешней поддержке.

2. В свою очередь внутренняя неуверенность в себе возрастает по мере того, как увеличивается та важность, которую мы придаём обсуждаемому вопросу.

3. Комплимент, выраженный словами — упрощённая, грубая, безыскусная, лишняя, а иногда ещё и кощунственная форма высказывания благосклонности.

Комплимент

Теперь вернёмся к комплименту, упомянутому в прологе, и разберёмся с ним.

а) Всё-таки комплимент.

Сперва несколько слов о человеке, который его произнёс.

С самой первой минуты подход этого человека смутил меня. Он был настолько чужд моему видению, что становился до возмущения неприятным. Требовалось прилагать усилия для того, чтобы не перестать быть уравновешенным. С большим волнением я ждал каждого нового сообщения и с большим трудом на каждое новое сообщение писал ответ.

Теперь к комплименту.

Случай сложный. Впервые вижу столь наивное и оторванное от реальности восприятие событий.

Я дам некоторые комментарии, чтобы не осталось сомнений в том, что это заявление, на первый взгляд не похожее на комплимент, является комплиментом:

В обиходе слово «наивный» по какой-то странной причине приобрело негативную окраску. Кто такой наивный человек? — это простодушный, доверчивый, непосредственный, бесхитростный человек. Каждое из этих определений, на мой взгляд, является наполненным естественностью, искренностью, любовью.

Теперь взглянем на словосочетание «оторванный от реальности». Думаю, не будет ошибкой, если я заменю его словосочетанием «не имеющий общего с реальностью». А что же из себя представляет наша реальность? — она представляет из себя то самое, о чём в каждой из своих попыток на мысль я выражаю возмущение — невежество, скудоумие, лицемерие, ложь, насилие, жестокость, эгоизм и т.д. В подобных обстоятельствах душевноздоровому человеку единственно, что остаётся, так это не иметь ничего общего с такой реальностью.

 

Между делом хочется сказать о том, что ярче всего данный образ — человека с наивным и оторванным от реальности восприятием событий — нашёл своё отражение на страницах романов Достоевского. (Алексей Волковский «Униженные и оскорблённые», Лев Николаевич Мышкин «Идиот», Алексей Карамазов «Братья Карамазовы»). Прообразом этих персонажей, следует думать, является небезызвестный Иисус Христос. Героев их типа я называю своими кумирами. Если бы меня спросили: «Жизнью какого из литературных персонажей ты хотел бы жить?», я бы не раздумывая ответил: «Жизнью князя Мышкина, которого считали идиотом.».

б) Почему же родилось радостное чувство?
Имея в виду сделанный вывод — важность комплимента определятся внутренней неуверенностью, потребностью во внешней поддержке — нам не составит труда разобраться в природе радостного чувства.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.