Начальный этап- проектирование. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Начальный этап- проектирование.

2021-01-29 70
Начальный этап- проектирование. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

 

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

 

Основная часть.

 

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы о животных.

На днях в нашем живом уголке появились новые обитатели. Это довольно медлительные, но, тем не менее, весьма забавные существа – улитки. Кто-то скажет: “…ну, подумаешь – улитка, кто их не видел” и будет в корне неправ. Экземпляры, очутившиеся у нас, благодаря местному любознательным родителям и детям, отличаются, прежде всего, своими крупными размерами. Эти животные редкие для нашего края.

Появление улиток в живом уголке привело детей в восторг. Появилось очень много вопросов. Мы решили узнать об улитках подробнее. Тема показалась нам необычной и очень оригинальной. В работу включились и дети, и родители, и воспитатели. Это побудило нас на создание индивидуального исследовательского проекта «Молчаливые друзья».

Цель проекта: узнать об особенностях строения и образе жизни улитки.

Задачи:

Ø стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности;

Ø развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;

Ø развивать воображение, любознательность и уверенность в своих силах;

Ø воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений;

Ø воспитывать нравственные и эстетические чувства по отношению к животным;

Ø формировать основы экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, педагогов, родителей).

 

 

По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.

По характеру содержания – ребёнок – взрослый

По характеру контактов – разновозрастной

По количеству участников - индивидуальный

По продолжительности – среднесрочный (июнь-август)

 

Этапы проекта:

Рефлексивный этап.

Ø обобщение и систематизация полученных знаний;

Ø фиксирование результатов полученных знаний (альбом, памятка «Как содержать улиток в домашних условиях»);

Ø формулирование выводов;

Ø подготовка и проведение презентации.

Заключительный этап проекта – грамотный интересный рассказ о проведённом исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).

4.    Перспектива:

-стать улитковедом;

-завести улиток дома.

 

 

Принципы реализации проекта:

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:

Ø экологические занятия;

Ø наблюдения;

Ø познавательное чтение;

Ø опыты и эксперименты;

Ø имитационные игры, пальчиковые игры, инсценировка экологической направленности;

Ø самостоятельная практическая деятельность.

 

План реализации проекта.

 

  Основные мероприятия по реализации проекта Сроки реализации
Работа с ребёнком     Работа с родителями   Методическое сопровождение     1.Чтение познавательной и художественной литературы. 2.Рассказы педагога: -«Какие бывают улитки?»; -«Откуда родом улитки - ахатины?»; -«Чем питаются улитки?»; -«Как обустроить террариум»; -«Есть ли у улитки враги»; -«Улитка в пословицах, загадках, сказках». 3. Цикл наблюдений: -«Раковина»; -«Тело улитки»; -«Зачем улитке рога?»;   -«Кормление». 4. Проведение опытов и экспериментов: -«Слышит ли нас улитка»; -«Как разбудить спящую улитку»; -«Купание»; -«Как передвигается улитка». 5. Инсценировка и театрализация на экологическую тематику: Кукольный спектакль «Как улитка ходила в школу». 6. Самостоятельная практическая деятельность: -обустройство террариума; -рисование; -лепка. 7. Экологические игры: Экологическая имитационная игра «Улитка»; Пальчиковая игра «Улитка и цветок».   1. Изучение информации по теме из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, интернет). 2. Подборка литературы по теме. 3. Оформление альбома «Улитка». 4. Создание презентации «Ходячий домик».   1. Конспекты познавательных бесед. 2. Подборка литературы по теме. 3. Цикл наблюдений и опытов. 4. Конспекты экологических игр. 5. Конспекты занятий по художественному творчеству. 6. Сценарий театрализованного представления 7. Консультационный материал для педагогов и родителей. февраль   февраль - март   март-апрель   март-апрель     март   март-апрель     апрель     февраль-апрель   февраль-апрель

 

Заключительная часть.

Вывод:

Подводя итог проведённой работы, можно с уверенностью сказать, что поставленная цель достигнута. Собранный материал оказался очень интересным и познавательным, не только для детей, но и для взрослых. В результате реализации проекта у участников изменилось отношение к этим удивительным созданиям, повысился интерес к ним.

Эти непохожие, странные, загадочные, иногда даже таинственные… и непонятные… Мы попытались показать людям мир улитки, этого странного, неспешного и очень грациозного создания, которое издревле живёт с нами. Самое интересное, это взаимоотношения человека и улитки. Они, как ни удивительно, могут быть вполне взаимовыгодными.

Такие отношения требуют спокойствия, вдумчивости и, отчасти, даже вхождения во временной ритм улитки. В наше суматошное время - это прекрасное лекарство от стрессов и раздражений.

    А ещё, улитка способна научить нас без злобы относится к мелким сиюминутным помехам и проблемам. Неунывающий и бесконечно упорный зверь улитка, в чём-то намного мудрее суматошных, вечно куда-то спешащих суетных людей.

Данный проект не является единственным, у педагогов и детей ДОУ много замечательных идей и вопросов к окружающему миру.

 

 

Список используемой литературы:

1. Авдонина М. Насекомые. Полная энциклопедия. Издательство ЭКСМО- Пресс, 2001 год. – 256 с.

2. Анисимова С.Н. Животные. Издательство «Астрель», Москва,2001г.

3. Бушуева Т.С., Бушуев А.В. Дикие животные. Издательство «Русич», Смоленск, 1997год.

4. Джонсон Джинни Тайны жизни животных / пер. с английского/. Издательство «Астрель», АСТ, 2000год.- 264с.:ил.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Издательство «Учебная литература», Самара, 2010.- 128с., 8 ил.

6. Стив Паркер. Детская энциклопедия животных. Москва. РОСМЕН. 2007 год.

 7. http://achatina.ru/Photo/Page.Eng/Photo.htm

 8. http://forums.zooclub.ru

9. http://saanvi.ru/f

10. http://www.ahatin.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Улитка - ахатина.

Из наземных улиток крупные раковины имеют ахатины. Раковины некоторых видов ахатин достигают 10 см. Ахатины настолько тяжелы, что, когда собираются во множестве на деревьях, ветки обламываются под тяжестью улиток.

 

Один из видов этих улиток — ахатина фулика. Взрослые улитки выполняют полезную роль санитаров, уничтожая разлагающиеся растительные остатки, помет животных и нечистоты. Однако молодые ахатины нередко вредят культурным растениям, поедая почки бананов, различные плоды и клубни.

 

Подавляющее большинство улиток — являются обитателями тропических морей.

 

Фарфоровая улитка, или ципрей, обладает красивой раковиной. Например, тигровая ципрея имеет белую раковину, сплошь усеянную темными пятнами. Арабская ципрея покрыта как бы арабскими письменами. Ципрея «змеиная голова» по форме и окраске оправдывает свое название. Ципрея-монета — улитка нежно-желтоватого цвета — служила денежной единицей.

 

Привлекает к себе внимание улитка крылорог с мощной раковиной. Наружная часть раковины (губа) сильно развита и отвернута. По краю отворота сидят массивные отростки в виде пальцев или рогов, удерживающихся за неровности дна во время прибоя. Несмотря на массивную раковину, моллюск очень подвижен.

 

На рифах обитают моллюски с тонкими раковинами, например, улитка харпа. Прочность ее зависит от расположенных на ней ребрышек. Нежная окраска и тонкий рисунок раковины ставят харпу в первые ряды «чудес» тропического моря.

 

Приложение №2

Приложение №3

 

Приложение №4

 

Приложение №5

 

Приложение №6

 

 

Приложение №7

 

Цикл наблюдений за улиткой.

 

 

Цель: познакомить детей с новыми экзотическими обитателями

живого уголка – улитками.

Задачи:

 

 обратить внимание на существенные признаки внешнего вида улитки;

 воспитывать интерес и любовь к животным, желание наблюдать и ухаживать за

ними;

  активизировать словарь: раковина, беспозвоночные, брюхоногие,   

  стебельчатоглазые;

 

 

Наблюдение № 1 «Раковина».

 

Обратить внимание детей на то, как спирально закручена раковина улитки, в которую животное может полностью спрятаться. Раковина твердая, она сделана из  известкового материала, защищает мягкое тело улитки от высыхания, от повреждений во время передвижений, защищает улитку от внешних врагов. У улитки нет позвоночника, это беспозвоночное животное, поэтому раковина играет роль опоры. На раковине улитки имеются линии роста, по их количеству можно узнать каков возраст улитки.

Позволить детям осторожно прикоснуться к улитке, потрогать раковину, погладить ее. Некоторые наземные брюхоногие моллюски раковины не имеют – это слизни.

Наблюдение №4. «Рот».

 

       Позади щупалец расположен рот. Язык улитки называется радулой. На нем имеется двадцать пять тысяч «зубов», а точнее острых выростов. Этим зубастым языком улитка буквально вылизывает пищу встречающуюся на пути.

Приложение №8

 

Опытническая деятельность.

Цель: проведение работы в специально организованных условиях.

 

Задачи:

 

формирование у детей познавательного интереса к природе;

развитие наблюдательности, мыслительной деятельности;

осознание детьми причинно-следственных связей.

 

Опыт №1: Как передвигается улитка.

 

1. Достать улитку из террариума, посадить на кусок толстого стекла. Если в помещении достаточно тепло, улитка раскроется. Чтобы стимулировать ее активное поведение, можно натереть стекло кусочком огурца.

2. Поднять кусок стекла с улиткой вверх так, чтобы дети могли наблюдать за движением улитки снизу. В этом положении хорошо наблюдать сокращения мускулистой ноги моллюска и принцип его передвижения.

3. Во время передвижения улитка выделяет слизь: слизистые дорожки видны на поверхности стекла. Слизь – это своеобразная смазка, эта смазка предохраняет единственную ногу от повреждений, а тело от высыхания. У моллюска кожа очень нежная, благодаря защитному слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры деревьев. Даже мелкие колючки ей не страшны.

Иногда улитка начинает собирать с поверхности стекла кусочки огурца. В этом случае дети могут обнаружить ее ротик и понаблюдать за тем, как она ест.

 

 

Опыт №3: Купание.

 

Взять не глубокую тарелку, наполненную водой комнатной температуры, поместить в нее улитку. Во время купания улитка покажет нам настоящее шоу. Животное грациозно скользит по воде, исследуя пространство своими щупальцами – рожками, окунает в воду голову, если улиток несколько «разговаривают» друг с другом своеобразными жестами, изящно движутся навстречу друг другу, вытягивают шейку, соприкасаются головами и рогами.

 

Приложение №9

 

Экологические игры

 

Имитационная игра «Улитка»

Имитация движений улитки

Дети с педагогом переходят на ковер. Педагог спрашивает детей, может ли кто-нибудь из них показать, как двигается улитка. Пробуются разные варианты. Обсуждается, соответствует ли этот способ движения тому, которым пользуется улитка. Повторить движения улитки очень трудно. Для этого нужно лечь на ковер, на живот, плотно прижать руки к телу, поднять верхнюю часть туловища — т.е. превратиться в «ногу» моллюска — и попробовать изобразить телом волну.
Легче имитировать движения улитки кистью руки.

 

Введение.

 

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

 

Основная часть.

 

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы о животных.

На днях в нашем живом уголке появились новые обитатели. Это довольно медлительные, но, тем не менее, весьма забавные существа – улитки. Кто-то скажет: “…ну, подумаешь – улитка, кто их не видел” и будет в корне неправ. Экземпляры, очутившиеся у нас, благодаря местному любознательным родителям и детям, отличаются, прежде всего, своими крупными размерами. Эти животные редкие для нашего края.

Появление улиток в живом уголке привело детей в восторг. Появилось очень много вопросов. Мы решили узнать об улитках подробнее. Тема показалась нам необычной и очень оригинальной. В работу включились и дети, и родители, и воспитатели. Это побудило нас на создание индивидуального исследовательского проекта «Молчаливые друзья».

Цель проекта: узнать об особенностях строения и образе жизни улитки.

Задачи:

Ø стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности;

Ø развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;

Ø развивать воображение, любознательность и уверенность в своих силах;

Ø воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений;

Ø воспитывать нравственные и эстетические чувства по отношению к животным;

Ø формировать основы экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, педагогов, родителей).

 

 

По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.

По характеру содержания – ребёнок – взрослый

По характеру контактов – разновозрастной

По количеству участников - индивидуальный

По продолжительности – среднесрочный (июнь-август)

 

Этапы проекта:

Начальный этап- проектирование.

Ø Сбор и анализ литературы по данной теме.

Ø Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Ø Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ, родителям.

Ø Рассматривание энциклопедий, чтение книг

Ø Формулировка проблемных вопросов

Ø Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта

Ребёнок учится самостоятельно задавать вопросы, формулировать тему, планировать свою работу. Чем больше вопросов, тем больше исходного материала для последующего анализа.

2. Технологический этап (реализация проекта)

Ø Изучение информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, интернет).

Ø Познавательный рассказ педагога.

Ø  Цикл наблюдений:

     - «Раковина»

     - «Тело улитки»

     - «Зачем улитке рога?»

     - «Кормление»

Ø Опыты:

- «Слышит ли нас улитка?»

- «Как разбудить улитку?»

- «Купание»

- «Как передвигается улитка?»

Ø Практическая деятельность:

- обустройство террариума;

- рисование, лепка, конструирование.    

Рефлексивный этап.

Ø обобщение и систематизация полученных знаний;

Ø фиксирование результатов полученных знаний (альбом, памятка «Как содержать улиток в домашних условиях»);

Ø формулирование выводов;

Ø подготовка и проведение презентации.

Заключительный этап проекта – грамотный интересный рассказ о проведённом исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).

4.    Перспектива:

-стать улитковедом;

-завести улиток дома.

 

 

Принципы реализации проекта:

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:

Ø экологические занятия;

Ø наблюдения;

Ø познавательное чтение;

Ø опыты и эксперименты;

Ø имитационные игры, пальчиковые игры, инсценировка экологической направленности;

Ø самостоятельная практическая деятельность.

 

План реализации проекта.

 

  Основные мероприятия по реализации проекта Сроки реализации
Работа с ребёнком     Работа с родителями   Методическое сопровождение     1.Чтение познавательной и художественной литературы. 2.Рассказы педагога: -«Какие бывают улитки?»; -«Откуда родом улитки - ахатины?»; -«Чем питаются улитки?»; -«Как обустроить террариум»; -«Есть ли у улитки враги»; -«Улитка в пословицах, загадках, сказках». 3. Цикл наблюдений: -«Раковина»; -«Тело улитки»; -«Зачем улитке рога?»;   -«Кормление». 4. Проведение опытов и экспериментов: -«Слышит ли нас улитка»; -«Как разбудить спящую улитку»; -«Купание»; -«Как передвигается улитка». 5. Инсценировка и театрализация на экологическую тематику: Кукольный спектакль «Как улитка ходила в школу». 6. Самостоятельная практическая деятельность: -обустройство террариума; -рисование; -лепка. 7. Экологические игры: Экологическая имитационная игра «Улитка»; Пальчиковая игра «Улитка и цветок».   1. Изучение информации по теме из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, интернет). 2. Подборка литературы по теме. 3. Оформление альбома «Улитка». 4. Создание презентации «Ходячий домик».   1. Конспекты познавательных бесед. 2. Подборка литературы по теме. 3. Цикл наблюдений и опытов. 4. Конспекты экологических игр. 5. Конспекты занятий по художественному творчеству. 6. Сценарий театрализованного представления 7. Консультационный материал для педагогов и родителей. февраль   февраль - март   март-апрель   март-апрель     март   март-апрель     апрель     февраль-апрель   февраль-апрель

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.