Артикуляционная и дыхательная гимнастика . — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Артикуляционная и дыхательная гимнастика .

2021-01-29 118
Артикуляционная и дыхательная гимнастика . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ребята, разомнем наш язычок. Бросайте кубик, какая картинка выпадет, такое упражнение и делаем.

Сообщение темы занятия.

Игра «Морской бой». По заданию расшифруйте названия птиц. (Это птицы: ласточка, соловей, грач, чайка)

Цель: развитие слогового синтеза.

– Какие это птицы? Что у них общего?

– Правильно! А каких птиц называют перелётными? (Перелётными птицами называют тех птиц, которые на зиму улетают в тёплые края).

– А кто определил, какой новый звук есть в названиях этих птиц?(Это звук (Ч))

– Правильно. Какая же птица здесь будет лишней? Почему?(Лишняя птица – соловей. В её названии нет звука Ч)

            4. Анализ артикуляции звука (Ч).

– А сейчас, ребята, возьмите зеркала, для того, чтобы определить, как получается звук (ч). Смотрим в зеркало, произносим звук Ч-Ч-Ч и правильно полными ответами отвечаем на мои вопросы. В конце этого задания вы получите фишки за правильные ответы. (На доске вывешен картинный план описания артикуляции звука (ч).

– При произнесении звука Ч, губы принимают положение “улыбки” или “трубочки”;(При произнесении Звука (Ч), губы принимают положение “трубочки”.)

 зубы сомкнуты или разомкнуты;( При произнесении звука (ч), зубы разомкнуты. (Повторить 2 раза.)

 кончик языка поднят или опущен;(При произнесении звука (ч), кончик языка поднят. (Повторить 2 раза.)

 воздушная струя тёплая или холодная; (При произнесении звука (ч), воздушная струя тёплая. (Повторить 2 раза.)

 воздушная струя широкая или узкая, плавная или прерывистая, сильная или слабая?(При произнесении звука (Ч), воздушная струя широкая. (Повторить 2 раза.)

– При произнесении звука (Ч), воздушная струя прерывистая. (Повторить 2–3 р.)

– При произнесении звука (Ч), воздушная струя сильная. (Повторить 2 раза.)

 

Молодцы, ребята. Мы выполнили это задание. Возьмите фишки только те, кто отвечал правильно.

          5. Характеристика звука [ч].

– Ребята, мы с вами уже познакомились со многими звуками русского языка и все эти звуки разные. Теперь нам нужно определить характеристику этого звука (Ч). За правильные и полные ответы вы снова получите фишки.

– Звук (Ч) согласный или гласный? Почему? (Звук (Ч) согласный, потому что воздушная струя встречает преграду – кончик языка и нёбо. (Каждый ответ повторяют несколько человек.)

– Звук (Ч) глухой или звонкий? Почему? (Звук (Ч)   глухой, потому что голосовые связки не вибрируют)

– Звук (Ч) мягкий или твёрдый? Произнесите за мной ЧА, ЧУ, ЧО, ЧА, ЧО, ЧУ. (Звук (Ч)  мягкий. Звук (Ч) обозначается фишкой зелёного цвета.)

– Звук (Ч) обозначается фишкой синего или зелёного цвета?

– Правильно, ребята! Сейчас вы сообщили новое правило про звук (Ч) Это правило нужно запомнить: Звук (Ч)   всегда только мягкий и обозначается всегда только фишкой зелёного цвета. Повторите его вместе со мной.

– А теперь, ребята, нужно повторить всю характеристику звука (Ч).

– Теперь фишки берут только те, кто правильно ответил на мои вопросы (или правильно смог повторить его).

   6. Развитие фонематического восприятия. Закрепление правильного произношения звука.

Дидактическая игра “Поймай звук”. Игру проводим стоя, чтобы дети сменили позу, отдохнули.

Ребята, птицы прилетели с подарком. Они принесли Волшебный сундучок. Давайте произнесём волшебные слова и откроем его. «Сундучок, сундучок, приоткрой – кА свой бочок!» Не открывается сундучок. Давайте скажем, в каких словах волшебного заклинания есть звук (Ч). А теперь ещё раз произнесём заклинание. Открылся сундучок. Что же в нём? Заданиядля нас.

· – Сейчас мы поиграем в игру “Поймай звук”. Вам нужно будет хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук (Ч).

– Плач, дочь, мыть, щётка, течь, шайка, топать, ласточка, цапля, птенчик, соловей, часы…

– Ребята, вы молодцы! Вы научились слышать новый звук (Ч). Возьмите все ещё по одной фишке.

· В сундучке картинки. Назовите их и скажите в какой позиции находится звук Ч.

·  Ещё одно задание в сундучке. Назовите картинку. (Почка) придумайте рифму к этому слову. (Бочка, кочка, дочка, точка, ночка)

Например, - «распустилась эта почка,

                   Рассказала маме дочка»

               - «на берёзе росла почка,

                    А под ней стояла бочка»

             - «Мы нашли на ветке почку

                 И теперь поставим точку»

    7. Связь буквы ч со звуком [ч].

Дифференциация гласных и согласных звуков. (На доску вывесить печатное начертание новой буквы.)

– А теперь нам нужно сказать, чем отличается звук (Ч) от буквы ч. Что Мы можем делать со звуком (Ч)?

–– А что мы будем делать с буквой ч?

– Правильно, ребята!

– Чтобы написать эту букву, нужно сначала сказать из каких частей состоит буква ч. Сколько в ней частей?(Буква Ч состоит из 2 частей: палочки и крючочка.)

– Правильно. А с какой стороны расположены эти элементы? Куда завёрнут крючочек? (– Вертикальная палочка с правой стороны, а крючочек с левой стороны. Крючок завёрнут в правую сторону.)

– Молодец! Всё правильно. А сейчас постройте букву ч из элементов.

– Теперь возьмите листочки, зачеркните все буквы Ч.

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия.

     8.Дидактическая игра “Забавная птичка”.

 Активизация словарного запаса по лексической теме. (На доске закрепить буквенное начертание птицы и раздать детям индивидуальные образцы этой птицы.)

– Ребята, посмотрите на эту картинку. Кто на ней изображён? (На ней изображена птица.)

– Правильно. Это необычная птичка! Что вы заметили? Что в ней необычного? –(Эта птичка нарисована из букв.

– Какие буквы вы видите в этой забавной птичке? И какие части тела в ней эти буквы обозначают? После завершения анализа изображения птицы, детям предлагается обвести в изображении красным цветом все гласные буквы, а чёрным цветом – все согласные буквы. И затем выписать их рядом с птицей на строчку теми же цветами в два ряда. (Я вижу букву А. Это клюв забавной птички.

– Я заметил букву О. Это голова и туловище этой птички. И т. д.

Дети обводят буквы на рисунке.

Дети сортируют и выписывают буквы рядом с птицей на строчку.)

– Назовите все гласные буквы, которые вы заметили. Сколько их всего?

– Назовите все согласные буквы у нашей забавной птички. Сколько их?

– Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, возьмите фишки.

          9. Развитие слухового внимания. Просодической стороны речи.

Птички щебечут: Ач- оч – уч?

                        Оч- уч- еч.

                       Пча- пчи- пче!

Повторите за мной. Вы поняли, что хотели сказать птицы? Они говорили, что прилетела ещё одна птица. Посмотрите на картинку. Кто это? Журавль.

            10. Динамическая пауза.

Все вместе изображаем журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек (2–3 раза).

                   Журавль.

По болоту я хожу, во все стороны гляжу.

часто нагибаюсь, клюковкой питаюсь.

Я схожу на ручеёк, заварю себе чаёк,

 буду пить попивать,

Красно лето вспоминать.

– Молодцы! Из вас хорошие журавлята получились. Возьмите все по фишке.

11.Автоматизация звука [ч] в словах.

  Чтение двусложных слов с закрытым слогом на конце. Дидактическая игра “Прочитай слова, договаривая слог -чок”: (На доске написать первые слоги слов): БЫ…, ПУ…, ЗНА…, СКА…, КАБА…

– Что значит слово “СКАЧОК”?

– Что обозначает слово “ПУЧОК”?

Дидактическая игра “Исправьте путаницу”.

В лесу бежит от волка…чайка.

Парит над океаном…зайка.

– Назовите слово со звуком (Ч)


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.