Система индивидуальных занятий по формированию фонематического восприятия при постановке звуков Л, Р в подготовительном классе. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Система индивидуальных занятий по формированию фонематического восприятия при постановке звуков Л, Р в подготовительном классе.

2021-01-29 119
Система индивидуальных занятий по формированию фонематического восприятия при постановке звуков Л, Р в подготовительном классе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка.

В процессе логопедических занятий ребёнок развивается, развивает познавательные процессы, мыслительные процессы, развивает речь и формирует правильное произношение. Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребёнок учится воспринимать обращённую к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для её воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребёнка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками, что наблюдается у детей с нарушением интеллекта.

В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И.Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребёнка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуках, важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, т.е. в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух(они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.     

Многие дети в нашей школе помимо неправильного произношения допускают специфические ошибки при чтении и на  письме. При чтении:

-    трудности слияния звуков в слоги и слова;

-    взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных

звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

-    побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

-    искажение слоговой структуры слов;

-    недочитывание окончаний слов;

-    слишком медленный темп чтения;

-    добавление лишних букв, слогов;

-    нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:

-      пропуски гласных (день – днь);

-      пропуски согласных в их стечении (между – межу, парта – пара);

-      слияние слов на письме;

-      раздельное написание частей одного слова (покрасил – по красил);

-      пропуски, наращения или перестановки слогов;

-      замена гласных в ударном положении  (травка – тровка, задача –   задоча);

-      замена йотированных гласных (идёт – идют);

-      замена согласных:

        Свистящих – шипящих (золотистый –жолотистый);

        Парных по звонкости – глухости (пироги- пироки, травка – трафка);

        Аффрикатов (птицы – птичи, цветы – чветы);

- обозначение твёрдости – мягкости согласных на письме гласными (люди – луди); при помощи Ь  (васильки – василки);

-      орфографические ошибки.

 Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико – фонематических  процессов: фонематического восприятия, фонематического слуха. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от спо­собности ребёнка к анализу и синтезу речевых зву­ков, т.е. от определённого уровня развития фонематиче­ского слуха, обеспе­чивающего восприятие фонем дан­ного языка. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумановой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Целью своей работы я поставила: развитие фонематического слуха и восприятия младших школьников с нарушением интеллекта, постановка правильного произношения.

Задачи:

- обследование фонематических процессов у младших школьников,

- расширение рамок слухового восприятия,

- исправление того или иного вида неправильного произношения звуков речи,

- развитие звукового анализа и синтеза;

- развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Я во все логопедические занятия включаю упражнения по развитию фонематического восприятия. Думается, что это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление. А чтобы работа эта имела системный характер и не «приедалась» детям, я провожу такие упражнения в виде дидактических игр. Дидактическая игра является одним из эффектных средств для обучения детей с нарушением интеллекта. В игре возникают положительные эмоции, которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, стимулируют речь. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только учитель, ребёнок же только играет. Игру можно применять в различных вариантах, иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в неё разноуровневый материал. Также использую упражнения творческого характера, где предполагается использование усвоенных знаний в новых условиях, на новом материале. Например, ребёнок самостоятельно придумывает слова с определённым звуком, отбирает картинки, в названии которых имеются или даются звуки.

 

 

Содержание работы.

Для обследования фонематических процессов я использую игру «Путешествие по станциям», предложенную Кудровой Т. (8)

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,

вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

 

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков. У детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых

звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов. Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки.

V этап – дифференциация фонем. Сначала дифференцируем гласные, затем согласные.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа, затем – сложного (умение определять последовательность звуков, их количество и место по отношению к другим звукам).

 

 

Упражнения для первого этапа.

1) Послушайте звуки за окном и опишите их. (Какая именно машина проехала, чьи голоса слышны и т.д.)

2) Прислушайтесь в тишине к различным звукам (скрип стула, шаги, шорох тетради, скрип мела). Расскажите, какие звуки услышали, чем они издавались.

3) Ведущий закрывает глаза, логопед прячет игрушку. Ведущий ищет её, ориентируясь на силу ударов в бубен.

4) На стульях сидят две игрушки: большой медведь и маленький. Они играют на барабане с разной громкостью, так как у них разная сила. Логопед показывает. Затем закрывает игрушки ширмой и издаёт разные по силе звуки, дети отгадывают, какая игрушка их издала.

5)  Логопед показывает звучание разных предметов: погремушка, карандаш по столу, ложка по стакану. Дудочка и др. Затем закрывает предметы ширмой и издаёт разные звуки, дети отгадывают, что звучало.

6) В коробочки из одинакового материала помещают разные сыпучие продукты: рис, манка, сахар, горох, бусинки. Логопед показывает звучание, затем закрывает предметы ширмой. Дети отгадывают. Что звучало.

7) Звуки различных музыкальных инструментов. Усложняем задание: повторить ритмический рисунок.

Упражнения для второго этапа.

1) Детям предлагается по очереди назвать имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен сказать. Кто его назвал.

2) Вариант предыдущего задания. Определить далеко или близко кричат в лесу: «Ау!»

3) Различные животные (игрушки) издают звуки далеко(громко) и близко (тихо). Дети повторяют звук.

4) Котёнок испугался собаки и мяукает жалобно.

5) Логопед предлагает детям, опираясь на высоту голоса, определить, какая дудочка играет: большая (ду-ду-ду низким голосом) или маленькая (ду-ду-ду высоким), кто мяукает: большой кот или маленький, кто плачет: мальчик или девочка.

6) Три медведя. Кто из медведей говорил сейчас.

7) Логопед показывает и предлагает детям воспроизвести изменение характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. А-а-а – плачет девочка, поёт певица, мама качает ребёнка, кто-то вскрикнул от боли. У-У- У – гудок паровоза, плач мальчика, игра на дудочке и др.

Упражнения для третьего этапа.

1) Логопед показывает картинку и называет её. Затем объясняет: «я буду называть этот предмет то правильно, то неправильно, а вы хлопните в ладоши. Если я ошибусь.

- вагон, вакон,факон, вагон, фагон, кавон, вагон, гафон.

- бумага, пумага, тумага, бумага, пумака, бумака, бумага и т.д.

2) логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка. Каток. Каждому выходящему к наборному полотну предлагается по одной картинке, которую он должен положить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

Например: ком бак сук ветка каток будка

               Дом рак лук клетка платок дудка

              Сом мак жук пятка листок утка

3)Логопед произносит слова, дети должны назвать слоо, которое отличается. – ком- ком- кот- ком

                - утёнок – котёнок – утёнок –утёнок

- бинт – винт – винт – винт

4) Логопед произносит 4 слова, дети должны назвать слово, которое отличается.

 – лимон- вагон – кот- бутон

- совок – гном – венок – каток

- пятка – ватка – латка – забор

5) Логопед произносит три слова, затем предлагает детям послушать четвёртое и сказать на какое слово оно похоже.

– мак- дом – ветка (сетка, ком, бак, метка, клетка);

совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон)

6) Выбрать одно из предложенных слов, добиваясь рифмы в стихотворной строке.

 Шепчет ночью мне на ушко

сказки разные (перина, подушка, рубашка).

 Ой, ребята, верь,не верь-

 от меня сбежала (кошка, стенка, дверь)

7) Подберите самостоятельно слово в рифму.

Портфель я выронил из рук,

такой большой на ветке (жук).

 Шёл по лесу шустрый мишка,

на него свалилась (шишка)

8) Логопед читает стихотворение. Дети должны выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

 Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:

 что скатали мы зимой? (ком)

Что построили с тобой? (дом)

 На крючок в реке попал? (сом)

 Может всё, хоть ростом мал? (гном)

Упражнения для четвёртого этапа.

1) На- на –на- па. Какой слог в ряду лишний?

На- но- на – на

КА- га – кА –ка

Па- ба- па- па

2) Логопед говорит водящему на ухо слог, а вслух называет оппозиционный слог. Дети должны казать, одинаковые слоги были произнесены или нет.

3) Воспроизвести слоговые ряды со сменой ударного слога.

Да- да- ДА НА- на- на

Да- ДА – да на- на- НА

ДА- да – да на- НА- на

4) Слоговые ряды с одним согласным, но разными гласными.

Та- то- ты

 ты- та- то

5) Слоговые ряды с общим гласным, но разным согласными.

 Та- кА –па

 кА- на –па

фо –ко –хо

6) С согласными звуками. Отличающимися по глухости –звонкости па- ба по –бо, пу –бу, па – ба –па

7) С согласными звуками, отличающимися по твёрдости – мягкости

Па – пя, фа- фя, по –пё.

8) Слоговые ряды с наращиванием стечения согласных.

 Па –тпа, мА –кма, та – пта.

9) Слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разных гласных.

Пта –пто- пту –пты 

кта – кто – кту - кты

10) Слоговые пары со сменой позиции согласных звуков и их стечения пта – тпа, пка –кпа,фпа – пфа

Упражнения для пятого этапа.

1) Логопед раздаёт картинки – символы с изображением волка, малыша и птички и объясняет: «Волк воет: У-У-У, малыш плачет: А-а-а, птичка поёт: И-и-и» Услышав звук, дети поднимают соответствующую картинку.

2) Логопед произносит ряд гласных звуков: а, о, и, у, о,а, э, ы, у, ы, о, а, и. дети должны показать картинки – символы или букву.

3) Предлагают прослушать слоги различной структуры: ах, ус, мА, да, гул, кра, пра, аст, олт и т.д. и выделить определённый гласный звук, хлопнув в ладоши, подняв соответствующую букву. Аналогично с односложными словами.

4) Логопед произносит 1, 2 или 3 гласных звука. Дети определяют, сколько звуков они услышали.

Упражнения для шестого этапа.

1) Определение наличия звука в слове.

Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук.

Выбрать из картинок те, в названии которых есть заданный звук.

 По сюжетной картине назвать, в названии которых есть заданный звук. Придумай слова с заданным звуком.

Добавить слог с заданным звуком.

Дополнить предложение словом с заданным звуком.

2) Определение места звука в слове.

Определить первый (последний) звук.

 найти среди предложенных букв букву, соответствующую первому (последнему) звуку.

Придумать слова, начинающиеся (заканчивающиеся) на заданный звук.

Выбрать из предложенных предметов, картинок предметы на заданный звук в позиции начала, середины, конца слова.

 Заменить первый (последний) звук в начале слова на другой.

 Вписать букву, соответствующую первому звуку слова в схему слова под картинкой.

3) Определение количества и последовательности звуков в слове.

Выложить количество звуков в слове при помощи фишек.

Выбрать из предложенных схем звукового состава ту, которая соответствует названию картинки или слова.

Составить слова различной слоговой структуры.

Подобрать слова на каждый звук исходного слова.

Преобразовать слово, добавляя звук в определённую позицию.

Составить слова из букв предложенного слова.

От предложенного слова образовать цепочку слов: кот –топор- рак –крот –тетрадь- дерево и т.д.

Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке: рад –др, лес- сел…

Назвать общий звук в словах.

Определить, каким звуком слова различаются: гости –кости, шапки – тапки.

Отгадать слово, полученное из первых звуков в названии предметных картинок.

Литература.

1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка В 1 -4 классе вспомогательной школы. –м.: Просвещение, 1991. – 176 с.

2. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия,№1 (15), 2007. – с. 20- 27.

3. Асташина И.В. логопедические игры и упражнения для детей. –М.:ООО Группа компаний «РИПОЛ классик»,2008. – 189 с.

4. Гаврилюк Н. П., Картавенко Н. П. Страна Буквария. – Смоленск: СОИУУ, -1994.142 с.

5. Жовницкая О.Н. фонетико –фонематическое восприятие у млдших школьников // Начальная школа. -№ 11, 2001. – с. 41 -46.

 

6. Кириллова Е. В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой. // практическая психология и логопедия. - №2 (19), 2006. –с. 5 -9.

 

7. Кошнова Е. М. Развитие произвольного слухового внимания, слухоречевой памяти и фонематического восприятия у дошкольников. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -№ 5, 2009. – Страничка для занятий с детьми «Мы вместе».

 

8. Кудрова Т. к вопросу обследования фонематических процессов у старших дошкольников. // Дошкольное воспитание, №1, 2009 –с. 47 -49.

 

9. Логопедия: практическое пособие для логопедов, студентов и родителей/ авт.- сост. В.И.Руденко.- Изд. 7-е.- Ростов н/Д: Феникс,2008.- 287 с.

10. Сивенкова М.Ю., Микфельд Я.О. Программа по коррекции предпосылок артикуляторно – акустической дисграфии у детей от 5 до 7 лет // Логопедия №1(15), 2007. – с. 48 – 71.

Приложение 1.

Приложение 2.

 

 

СОГОУ «Демидовская специальная (коррекционная) школа – интернат 8 вида для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Звук и буква Ч».
[Введите подзаголовок документа]
 
Учитель- логопед: Ковалёва Марина Алексеевна
[Выберите дату]

 

 

 

 


 

Цель: автоматизация звука (Ч).

Задачи:

· обучающие: активизация словарного запаса по лексической теме «Перелётные птицы», закрепление знания о механизмах образования звука Ч изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте, формирование понятий «звук, слог, слово», закрепление названий перелётных птиц.

· Развивающие: совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата, развитие кинестетических ощущений при произношении звука (Ч), развитие фонематических процессов, развитие слуховой памяти, процессов мыслительной деятельности, зрительного восприятия (профилактика оптической дисграфии), совершенствование навыков дифференциации гласных и согласных букв.

· Коррекционные: устранение неправильного артикуляционного уклада звука (Ч), преодоление речевого негативизма.

· Воспитывающие: воспитывать интерес к занятиям, внимательное и уважительное отношение друг к другу, аккуратность, умение внимательно выслушивать педагога.

Оборудование: картинный план для описания артикуляции звуков, индивидуальные зеркала, предметные картинки перелётных птиц, сюжетные картинки, буквенное изображение птицы на каждого ребёнка, карточки для игры в «Морской бой», предметные картинки, в названии которых есть звук (ч), сундучок.

                                  Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, посмотрите на улицу в окно. Какая погода? Светит ласковое солнышко. Давайте и мы улыбнемся также ласково друг другу и начнём занятие.

Сообщение темы занятия.

Игра «Морской бой». По заданию расшифруйте названия птиц. (Это птицы: ласточка, соловей, грач, чайка)

Цель: развитие слогового синтеза.

– Какие это птицы? Что у них общего?

– Правильно! А каких птиц называют перелётными? (Перелётными птицами называют тех птиц, которые на зиму улетают в тёплые края).

– А кто определил, какой новый звук есть в названиях этих птиц?(Это звук (Ч))

– Правильно. Какая же птица здесь будет лишней? Почему?(Лишняя птица – соловей. В её названии нет звука Ч)

            4. Анализ артикуляции звука (Ч).

– А сейчас, ребята, возьмите зеркала, для того, чтобы определить, как получается звук (ч). Смотрим в зеркало, произносим звук Ч-Ч-Ч и правильно полными ответами отвечаем на мои вопросы. В конце этого задания вы получите фишки за правильные ответы. (На доске вывешен картинный план описания артикуляции звука (ч).

– При произнесении звука Ч, губы принимают положение “улыбки” или “трубочки”;(При произнесении Звука (Ч), губы принимают положение “трубочки”.)

 зубы сомкнуты или разомкнуты;( При произнесении звука (ч), зубы разомкнуты. (Повторить 2 раза.)

 кончик языка поднят или опущен;(При произнесении звука (ч), кончик языка поднят. (Повторить 2 раза.)

 воздушная струя тёплая или холодная; (При произнесении звука (ч), воздушная струя тёплая. (Повторить 2 раза.)

 воздушная струя широкая или узкая, плавная или прерывистая, сильная или слабая?(При произнесении звука (Ч), воздушная струя широкая. (Повторить 2 раза.)

– При произнесении звука (Ч), воздушная струя прерывистая. (Повторить 2–3 р.)

– При произнесении звука (Ч), воздушная струя сильная. (Повторить 2 раза.)

 

Молодцы, ребята. Мы выполнили это задание. Возьмите фишки только те, кто отвечал правильно.

          5. Характеристика звука [ч].

– Ребята, мы с вами уже познакомились со многими звуками русского языка и все эти звуки разные. Теперь нам нужно определить характеристику этого звука (Ч). За правильные и полные ответы вы снова получите фишки.

– Звук (Ч) согласный или гласный? Почему? (Звук (Ч) согласный, потому что воздушная струя встречает преграду – кончик языка и нёбо. (Каждый ответ повторяют несколько человек.)

– Звук (Ч) глухой или звонкий? Почему? (Звук (Ч)   глухой, потому что голосовые связки не вибрируют)

– Звук (Ч) мягкий или твёрдый? Произнесите за мной ЧА, ЧУ, ЧО, ЧА, ЧО, ЧУ. (Звук (Ч)  мягкий. Звук (Ч) обозначается фишкой зелёного цвета.)

– Звук (Ч) обозначается фишкой синего или зелёного цвета?

– Правильно, ребята! Сейчас вы сообщили новое правило про звук (Ч) Это правило нужно запомнить: Звук (Ч)   всегда только мягкий и обозначается всегда только фишкой зелёного цвета. Повторите его вместе со мной.

– А теперь, ребята, нужно повторить всю характеристику звука (Ч).

– Теперь фишки берут только те, кто правильно ответил на мои вопросы (или правильно смог повторить его).

   6. Развитие фонематического восприятия. Закрепление правильного произношения звука.

Дидактическая игра “Поймай звук”. Игру проводим стоя, чтобы дети сменили позу, отдохнули.

Ребята, птицы прилетели с подарком. Они принесли Волшебный сундучок. Давайте произнесём волшебные слова и откроем его. «Сундучок, сундучок, приоткрой – кА свой бочок!» Не открывается сундучок. Давайте скажем, в каких словах волшебного заклинания есть звук (Ч). А теперь ещё раз произнесём заклинание. Открылся сундучок. Что же в нём? Заданиядля нас.

· – Сейчас мы поиграем в игру “Поймай звук”. Вам нужно будет хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук (Ч).

– Плач, дочь, мыть, щётка, течь, шайка, топать, ласточка, цапля, птенчик, соловей, часы…

– Ребята, вы молодцы! Вы научились слышать новый звук (Ч). Возьмите все ещё по одной фишке.

· В сундучке картинки. Назовите их и скажите в какой позиции находится звук Ч.

·  Ещё одно задание в сундучке. Назовите картинку. (Почка) придумайте рифму к этому слову. (Бочка, кочка, дочка, точка, ночка)

Например, - «распустилась эта почка,

                   Рассказала маме дочка»

               - «на берёзе росла почка,

                    А под ней стояла бочка»

             - «Мы нашли на ветке почку

                 И теперь поставим точку»

    7. Связь буквы ч со звуком [ч].

Дифференциация гласных и согласных звуков. (На доску вывесить печатное начертание новой буквы.)

– А теперь нам нужно сказать, чем отличается звук (Ч) от буквы ч. Что Мы можем делать со звуком (Ч)?

–– А что мы будем делать с буквой ч?

– Правильно, ребята!

– Чтобы написать эту букву, нужно сначала сказать из каких частей состоит буква ч. Сколько в ней частей?(Буква Ч состоит из 2 частей: палочки и крючочка.)

– Правильно. А с какой стороны расположены эти элементы? Куда завёрнут крючочек? (– Вертикальная палочка с правой стороны, а крючочек с левой стороны. Крючок завёрнут в правую сторону.)

– Молодец! Всё правильно. А сейчас постройте букву ч из элементов.

– Теперь возьмите листочки, зачеркните все буквы Ч.

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия.

     8.Дидактическая игра “Забавная птичка”.

 Активизация словарного запаса по лексической теме. (На доске закрепить буквенное начертание птицы и раздать детям индивидуальные образцы этой птицы.)

– Ребята, посмотрите на эту картинку. Кто на ней изображён? (На ней изображена птица.)

– Правильно. Это необычная птичка! Что вы заметили? Что в ней необычного? –(Эта птичка нарисована из букв.

– Какие буквы вы видите в этой забавной птичке? И какие части тела в ней эти буквы обозначают? После завершения анализа изображения птицы, детям предлагается обвести в изображении красным цветом все гласные буквы, а чёрным цветом – все согласные буквы. И затем выписать их рядом с птицей на строчку теми же цветами в два ряда. (Я вижу букву А. Это клюв забавной птички.

– Я заметил букву О. Это голова и туловище этой птички. И т. д.

Дети обводят буквы на рисунке.

Дети сортируют и выписывают буквы рядом с птицей на строчку.)

– Назовите все гласные буквы, которые вы заметили. Сколько их всего?

– Назовите все согласные буквы у нашей забавной птички. Сколько их?

– Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, возьмите фишки.

          9. Развитие слухового внимания. Просодической стороны речи.

Птички щебечут: Ач- оч – уч?

                        Оч- уч- еч.

                       Пча- пчи- пче!

Повторите за мной. Вы поняли, что хотели сказать птицы? Они говорили, что прилетела ещё одна птица. Посмотрите на картинку. Кто это? Журавль.

            10. Динамическая пауза.

Все вместе изображаем журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек (2–3 раза).

                   Журавль.

По болоту я хожу, во все стороны гляжу.

часто нагибаюсь, клюковкой питаюсь.

Я схожу на ручеёк, заварю себе чаёк,

 буду пить попивать,

Красно лето вспоминать.

– Молодцы! Из вас хорошие журавлята получились. Возьмите все по фишке.

11.Автоматизация звука [ч] в словах.

  Чтение двусложных слов с закрытым слогом на конце. Дидактическая игра “Прочитай слова, договаривая слог -чок”: (На доске написать первые слоги слов): БЫ…, ПУ…, ЗНА…, СКА…, КАБА…

– Что значит слово “СКАЧОК”?

– Что обозначает слово “ПУЧОК”?

Дидактическая игра “Исправьте путаницу”.

В лесу бежит от волка…чайка.

Парит над океаном…зайка.

– Назовите слово со звуком (Ч)

Приложение 3.

СОГОУ «Демидовская специальная (коррекционная) школа – интернат 8 вида для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
 «Автоматизация звука    (Л) в слогах, словах, предложениях».
Конспект индивидуального занятия.
 
                                         Учитель – логопед: Ковалёва Марина Алексеевна
[Выберите дату]

 

 

 

 


 

Цель:              Закрепление правильного произношения звука (Л) в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа (простой формы), развитие артикуляторного аппарата, мелкой моторики.

 

Оборудование: фигура феи, предметные картинки, в названии которых есть звук (Л), контурные рисунки, модель ромашки.

 

                                 Ход занятия.

Оргмомент.

Дима, посмотри, сегодня к нам на занятие пришла фея. Рассмотри её внимательно. Что на ней надето? Белая шляпа, голубой сарафан, белые туфли, в руках волшебная палочка. Какое лицо у феи? Доброе, ласковое.

Поймай слог.

На поляну прилетели пчёлки. Посмотри, вот они на цветочках. Фея предлагает поиграть, поймай пчёлку со слогом, в котором есть звук (Л). Я называю слог, а ты хлопни, если услышишь звук (Л).

Ла, ра, лу, лы, ры, вы, ул, ур, ел, ил, пло, фло, вро, бро, кро, тло, мло, лом, ром, тор, тул, тыл мол, дов, тов, сол, гво и др.

Закрась картинку.

8. Чёрная туча закрыла солнышко и некоторые цветы на поляне поблекли. Фея просит тебя помочь разукрасить цветы. Но будь внимателен, Нужно разукрасить только те цветы, в названии которых есть звук (Л).

Итог.

Чем мы сегодня занимались. Фея была тобой очень довольна. Обещала еще придти. А что тебе сегодня понравилось?

 

 

        

         

 

Приложение 4.

Оргмомент.

Сообщение темы.

Л. Сегодня на урок к нам пришли гости: 2 мальчика – Тим и Том. Выделите 1- й звук в слове Том, в слове Тим. Сегодня мы будем говорить о звуках Т, Т*

Подготовка артикуляционного аппарата для произнесения звука т.

Л. Прежде, чем произнести их, посмотрите, что принесли мальчики. Они принесли нам в подарок варенье. Хотите его попробовать? Вкусное варенье. Оно осталось на губах. Слижем его.

Методические указания.

Дети делают движение широким языком по верхней губе вверх и вниз (а не из стороны в сторону). Верхнюю губу не втягивать внутрь рта. Работает только язык, губы и нижняя челюсть неподвижны.

3. Уточнение произношения звуков Т и Т*.

 Игра «поезд».

Л. Посмотрите на картинку. Что это? Как вагончики едут друг за другом, как колёса стучат? Та- та- та. Водитель даёт гудок: Ту- ту.

Методические указания.

Следить, чтобы язык во время произношения звука Т не высовывался между зубов.

- губы находятся в положении следующего за Т гласного;

- зубы на расстоянии 2-3 мм;

- передний край языка при твёрдом Т прижат к верхним зубам, образуя смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха;

- при мягком Т* кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этом случае образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжён.

- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

- голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Л. Произнесём теперь звуки Т, Т*, Тим, Том. Мальчики любят сочинять стихи. Послушайте и повторите.

Тя – тя- тя – моем мы полы шутя. Выложим слог тя фишками.

 Та – та –та - нас дома чистота.

 Тё –тё –тё – отложим мы шитьё.

То – то- то – стали мы играть в лото.

Ты – ты –ты- сметану съели всю коты.

Ти – ти –ти- съели кашу всю почти.

Ать –ать –ать -мы идём гулять.

Ат –ат –ат –возьми с собою самокат.

4.Выделение звуков Т, Т* в словах.

Л. Что возьмут с собой мальчики? В слове самокат есть звук Т? Где стоит? Мальчики очень любят играть с машинками. Какие машины вы знаете? Отгадайте загадки и покажите отгадку.

 * богатырь идёт железный

На работе он полезный.

Тащит плуг за собой,

Разговор идёт с весной.

                                 (трактор)

· По асфальту едет дом,

И народу много в нём.

А над крышей дома вожжи,

Ехать он без них не может.

                                     (троллейбус)

· Из края города в другой

Ходит домик под дугой.

                                     (трамвай)

· Дом по улице,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

                                      (автобус)

· Вот так чудо. Чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу,

Я качу, качу, качу,

Не догонишь, ветер, нет.

Мчит меня (велосипед).

· По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое? (пароход)

· Не машет крылом, а летает,

Не птица, а птиц обгоняет.

                                 (самолёт)

Л. Что может ездить? Летать? Плавать?

 Назови машину одним словом.

- возит молоко- молоковоз

- мешает бетон – бетономешалка

- возит воду – водовоз

 - черпает землю – землечерпалка

Физкультминутка.

Би –би- би –

Гудит машина.

Тук –тук –тук –

Мотор стучит.

-едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу – шу –шу –

Они шуршат.

Быстро крутятся колёса.

Та-та-та-

Вперёд спешат.

7. Выделение звуков Т, Т* в словах.

Л. Напомните мне, ребята, как зовут наших мальчиков? Правильно, Тим и Том. С какого звука начинаются их имена? Значит, из всех машинок они выберут те, которые начинаются с этого звука.

Д. автобус, троллейбус, трамвай, самолёт, вертолёт, катер, ракета, мотоцикл.

Л. Где находится звук Т?

Кто водит самолёт? Пилот. Где звук Т?

Откуда улетают самолёты? Из аэропорта. Есть звук Т? где?

Кто водит пароход, катер, корабль? Штурман.

Кто водит автобус, автомобиль? Шофёр? Есть звук Т?

Где едут автомобили? По трассе. Где звук Т?

Игра «Доскажи словечко».

Тим и Том любят отгадывать загадки и досказывать предложения. Поиграем с ними в игру.

· По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой (тучи).

· Почему корова эта маленького роста?

Отвечает Вове Света:

- Очень даже просто,

Это же - ребёнок,

Это же (телёнок).

· Быть должны всегда в порядке

Твои школьные (тетрадки).

·  В конце предложения ставится (точка).

· Торт лежал на (тарелке).

· Таня выключила (телевизор).

· В зоопарке в клетке сидел (тигр).

· Пассажир ехал в (трамвае, троллейбусе).

· Телефон стоял на (тумбочке).

· Прополем грядки с помощью (тяпки).

8. Дифференциация Т, Т*.

Игра «магазин».

Используется лексический материал предыдущего задания.

Том покупает картинки со звуком Т, Тим – со звуком Т*. Дети им помогают.

Игра «лото».

1 карточка: телефон, торт, тяпка, туфли.

2 карточка: трамвай. Тетрадь, тапки, тигр.

Итог.

Наше занятие подходит к концу. Кто к нам приходил в гости? С каким звуком мы работали? В какие игры играли? Какие машинки называли? Покажите своё настроение.

 

 

 

Пояснительная записка.

В процессе логопедических занятий ребёнок развивается, развивает познавательные процессы, мыслительные процессы, развивает речь и формирует правильное произношение. Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребёнок учится воспринимать обращённую к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для её воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребёнка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками, что наблюдается у детей с нарушением интеллекта.

В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И.Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребёнка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуках, важно, чтобы эти звуки произносились но


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.341 с.